Роль социокультурной коммуникации в правоохранительной деятельности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Специфика профессионального общения сотрудников полиции с гражданами связана с тем, что зачастую оно протекает в условиях конфликтного взаимодействия.

Сотрудник полиции должен уметь:

  • адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;
  • грамотно осуществлять рефлексивное управление;
  • качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес;
  • эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие;
  • четко управлять ходом развития общения с гражданами;
  • грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии;
  • умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки.

Деловое общение - это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач. Оно может проявляться как в служебной, так и во внеслужебной обстановке.

В каждой профессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, иногда служебным, должностным, уставным.

Профессиональному общению сотрудников полиции присущ ряд признаков:

1) строгая целенаправленность;

2) регламентированость нормативными документами (положениями, приказами, уставами);

3) функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета, ношением форменной одежды, применением профессиональной лексики;

4) позиционная оформленность, иерархичность, субординационность, что отражается в отношениях между начальником и подчиненным;

5) атрибутивность (проходит в специальных помещениях, предполагает соответствующую среду).

В сложной и напряженной деятельности сотрудников полиции невозможно решать поставленные профессиональные задачи без достаточной культуры профессионального общения.

Общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли или знания о важных событиях, раскрывая при этом те или иные интимные стороны своего внутреннего мира, называют доверительным. Оно определяется значимостью материала, раскрываемого собеседником и степенью доверия к партнеру. Доверительное общение без установления психологического контакта невозможно.

Признаками доверительного общения являются:

  • прочность (устойчивость) психологического контакта;
  • отсутствие формального психологического воздействия партнеров по общению и жесткости контроля в его процессе;
  • уверенность партнеров в том, что доверенная друг другу информация не будет использована им во вред;
  • готовность поделиться с партнером чем-либо сугубо личным, конфиденциальным, не опасаясь за последствия;
  • искренность партнеров.

Благодаря доверительным отношениям в следственной и оперативно-розыскной практике раскрывались порой самые сложные и запутанные преступления.

Служебное общение - это процесс взаимодействия, направленный на развитие и поддержание контактов и доверительных отношений в целях решения оперативно-служебных задач.

В состав служебного общения входят: изучение партнера (восприятие и понимание его индивидуально-психологических особенностей); обмен информацией личностного и делового порядка, установление взаимодействий.

Структура профессионального общения

Коммуникативная сторона общения

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Наиболее характерными являются: замещающе-искажающий барьер, фонетическое непонимание, стилистический барьер, логический барьер, социально-культурные различия и др.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют пять группы невербальных средств общения:

1) Кинестетические: жесты, мимика, пантомимика.

2) Паралингвистические: произношение, тембр голоса, высота, громкость.

3) Экстралингвистические: паузы, покашливания, смех, плач, речевые ошибки.

4) Проксемические: организация пространства общения по дистанционным зонам: а) интимная (15-45 см); б) личная (46-120 см); в) социальная (120-360 см); г) публичная (больше 360 см).

5) Зрительный контакт: направление взгляда, частота моргания, опускание век, полуприкрытие глаз.

Интерактивная сторона общения

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Как известно общение осуществляется по поводу того или иного предмета, характер общения определяется открытостью или закрытостью предметной позиции. Здесь принято выделять два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция, которые в достаточно полной мере проявляются в деятельности почти всех сотрудников ОВД.

Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. При этом такое общение характеризуется определенной открытостью позиции, которая рассматривается как способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других.

Конкуренция (от лат. concurrere) - соперничество на каком-либо поприще, между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично. Для данного вида взаимодействия характерна закрытость позиции которая рассматривается как неспособность или нежелание раскрывать свои позиции, свою точку зрения на предмет общения.

Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

В отечественной психологии конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Сущность конфликтного взаимодействия это межличностное или межгрупповое противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии.

Перцептивная сторона общения

  • индивидуально-личностных факторов;
  • социально-культурных факторов (социальное происхождение, социальный статус человека).

В результате исследований установлено, что восприятие социальных объектов обладает спецификой:

а) воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для себя сторону;

б) внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта;

в) большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.

Стадии служебного общения

В ходе служебного общения часто приходится преодолевать недоверие, негативное отношение или противодействие со стороны партнера. Так, стадии служебного общения в работе следователя сводятся к следующему:

  • оценка интересующей личности;
  • установление и развитие психологических контактов;
  • получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых.

На стадии оценки личности следователь должен как можно больше получить информации об интересующем его человеке.

На этой стадии осуществляется изучение личности.

Схема исследования личности включает изучение:

  • общих данных (время, место рождения, национальность, место жительства, место и характер работы, семейное положение и т.п.);
  • внешних признаков (рост, вес, телосложение, манеры, голос и т.п.);
  • жизненного пути (детство, школа, трудовая деятельность и т.п.);
  • жизненных сфер (политическая и общественная активность, проведение сво¬бодного времени);
  • поведения (в сложной ситуации, нравственное и т.п.);
  • темперамента и характера;
  • мотивации поведения (доминирующие потребности, ценности и установки, интересы, идеалы, личностные оценки);
  • социальной адаптации (социальное окружение, самооценка);
  • способности (общие и специальные).

Вторая стадия — установление и развитие психологических контактов. Психологический контакт — это процесс установления, развития и поддержания взаимодействия общающихся. Развитие контакта между людьми в психологическом плане проходит в три стадии:

  • взаимное оценивание;
  • взаимная заинтересованность;
  • обособление в диаду.

При оценивании имеет место восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Встретившись друг с другом, люди подсознательно прогнозируют исход контакта. Результатом взаимного оценивания является вступление в общение или отказ от него. Далее участники общения делают осторожные шаги к сближению. Возникает заинтересованность. Все это ведет к выбору общей тематики для бесед и, в конечном счете, к обособлению.

Для успешного установления и развития контакта сотруднику правоохранительных органов целесообразно подготовить план, в котором отражались бы личностные особенности и сфера интересов тех, с кем приходится вступать во взаимодействие объектов. Формирование стремления к контакту происходит на основе заинтересованности объекта в личности сотрудника ОВД и общении с ним.

На третьей стадии получения информации от потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых осуществляется методом выведывания. В процессе получения необходимой информации решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех зависит от умения сотрудника ОВД устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательную и бессознательную сферы психики. Такое воздействие применяется для разных целей. Одна из них — побудить собеседника сообщить сведения, которыми он не хотел бы делиться.

Эффекты, затрудняющие общение

Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

Социокультурная коммуникация – это процедура взаимодействия субъектов социокультурной деятельности в целях передачи информации или обмена ею.

Социокультурная коммуникация является неотъемлемой составляющей и одним из базовых механизмов социокультурного развития. Она обеспечивает возможность выстраивания культурных связей внутри отдельных культур и между ними.

Процесс социокультурной коммуникации осуществляется посредством принятых на заданный момент знаковых систем, средств и приемов их использования. В роли субъектов социокультурной коммуникации могут выступать отдельные индивиды, их группы, организации, сообщества и даже социальные институты.

В настоящее время социокультурная коммуникация подразделяется на четыре основных вида (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Разновидности социокультурной коммуникации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Социокультурная коммуникация инновационного типа выражается в приобщении субъектов к новым формам знания и опыта. Ориентационная социокультурная коммуникация помогает субъектам ориентироваться в пространстве, их окружающем. Она как бы инкультурирует их в системы жизненных ориентаций, преобладающих в данное время. Стимуляционная социокультурная коммуникация оказывает воздействие на активность субъектов, объективирует их потенциал и активизирует их внутренние ресурсы. Наконец, социокультурная коммуникация корреляционного типа помогает уточнять отдельные параметры культурной деятельности, детализирует и конкретизирует частные аспекты знаний, стимулов и ориентации.

Готовые работы на аналогичную тему

Социокультурные технологии в практике коммуникации

В современном мире существует огромное разнообразие различных социокультурных технологий, обеспечивающих процессы межкультурной коммуникации. Все они подлежат определенной классификации по различным основаниям.

В зависимости от процессуально-функционального признака социокультурные технологии, используемые в практике коммуникации, условно подразделяют на просветительные, информационно-образовательные, коммуникативные, рекреативные, художественно-зрелищные и творчески-развивающие. Именно они отличаются наибольшей эффективностью.

В соответствии с содержательным признаком их подразделяют на:

  • культуроориентированные:
  • этнонаправленные.

Как правило, они нацелены на изучение и освоение национальных культур как органической части общемировой культуры, нематериального и материального культурного наследия каждой из них, способного раскрыть гуманистический характер ментальности различных народов.

В современной практике основу межкультурных коммуникаций составляет использование различных форм сотрудничества в сфере образовательной, научной, просветительской, художественной деятельности, а реализации совместных научных, библиотечно-информационных, культурно-досуговых, туристических и иных программ, в проведении фестивалей, конкурсов и пр.

Все эти технологии являются довольно значимой составляющей социально-культурной среды. Субъектами их применения они наполнены позитивным содержанием. Приобщая аудиторию к духовным ценностям различных национальных культур, они формируют условия для познания культурно-исторических традиций в их многообразии, взаимодействии и взаимовлиянии.

Общий порядок подготовки и использования социокультурных технологий в сфере межкультурного коммуникационного взаимодействия предопределяется нормативными ресурсами, включающими в себя целый ряд организационно-технических и правовых документов.

Современные тенденции использования социокультурных технологий в практике коммуникации

Одним из весьма ярких трендов в практике коммуникаций выступает использование социальной рекламы. В общем смысле под социальной рекламой принято понимать особую форму массовой коммуникации, адресованную большой массе людей и основанную преимущественно на информации о социальных проблемах общества. Ее главной целью считается стимулирование гражданской активности общества. Таким образом, в отличии от рекламы коммерческого и политического толка, социальная реклама ориентирована на выработку определенного социального поведения, одобряемого обществом и способствующего его социальной интеграции.

Условно социальная реклама делится на следующие типы:

В широком смысле социальную рекламу можно рассматривать в качестве средства распространения социально значимых ценностей. Прикладная социальная реклама направлена на совершение рекламодателем определенного действия, например, в виде собрания единомышленников или пожертвования. Социальная реклама идеологического толка опосредована фактической реализаций воспитательных задач. Конкретная адресная информация в ней отсутствует.

Так или иначе, предметом социальной рекламы выступает идея, несущая в себе определенную социальную ценность. В России ключевыми тенденциями социальной рекламы выступают пропаганда здорового образа жизни, соблюдения правил дорожного движения, бережного отношения к природе, призыва к уплате налогов и службы в армии. Именно эти тренды наиболее активно проявляются в российской социальной рекламе.

Помимо социальной рекламы можно выделить и другие социокультурные тренды, получившие популярность в современной практике коммуникации. Так, например, к ним можно отнести цифровизацию коммуникационного взаимодействия, обусловленную широким распространением сети Интернет. Рыночные отношения постепенно интегрируются в онлайн-среду. Этот фактор не следует сбрасывать со счетов.

К числу прочих трендов могут быть отнесены анонимность, угроза со стороны технологий, совмещение спорта и экономии времени, лайф-хаки и пр.

Введение 3
Глава 1. Понятие профессионально важных качеств сотрудника правоохранительных органов
1.1 Общая характеристика профессионально важных качеств 5
1.2 Структура профессионально важных качеств 10
1.3 Профессионально важные качества сотрудника правоохранительных органов 14
Глава 2. Место общения в деятельности сотрудника правоохранительных органов
2.1 Особенности профессионального общения сотрудника правоохранительных органов 19
2.2 Этапы процесса делового общения сотрудника правоохранительных органов 20
2.3 Основные коммуникативные умения, необходимые сотруднику правоохранительных органов 24
Заключение 28
Список литературы 29

И "Коммуникативная сторона правоохранительной деятельности" будет доступна для скачивания

Не подходит готовая работа? Тогда подготовим курсовую работу с нуля


Желанный сервис среди студентов это 'Курсовая-24/7'. Другими словами это такое место, где можно осуществить заказ работы круглосуточно. Поздравляем! На нашем сайте вы можете сделать это. Мы гарантируем вам высокое качество наших услуг!

Nbsp; Оглавление Введение. 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. 5 1.1. Сущность и содержание коммуникативной компетентности сотрудника органов внутренних дел. 5 1.2 Характеристика стратегий поведения в конфликтных ситуациях. 10 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.. 13 2.1 База, этапы и методы исследования. 13 2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов. 14 2.3 Приемы и правила установления и поддержания психологического контакта. 17 Заключение. 25 Список использованной литературы.. 28

Введение

Профессиональную компетентность сотрудника органов внутренних дел образует совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, опыт, которым он обладает, необходимые для осуществления служебной деятельности.Следует отметить, что сегодня на первое место выходят вопросы, связанные не просто с профессиональной осведомленностью и боевой подготовленностью сотрудников ОВД, а с их профессиональной компетентностью и профессиональной культурой. характерной особенностью профессиональной деятельности правоохранительной деятельности является широкая коммуникативность, как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носит многосторонний и исключительный характер. Многогранность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение.Коммуникативность сотрудника – черта, необходимая для правильной организации производства различных следственных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.

Отличительной чертой коммуникативности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Необходимость этого объясняется важностью установления контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятельности. Исследования и практика показывают, что не все сотрудники правоохранительных органов, и более того многие молодые полицейские не обладают достаточной коммуникативной компетентностью, что выступает фактором, негативно влияющим на имидж органов внутренних дел, снижает результативность их деятельности.

Именно поэтому к сотрудникам полиции обществом и государством выдвигаются высокие требования, как к личности, так и к качеству и результативности их профессионального труда. В этой связи сотрудник ОВД должен:

- адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;

- грамотно осуществлять рефлексивное управление;

- качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес;

- эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие;

- четко управлять ходом развития общения с гражданами;

- грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии;

- умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки.[1]

Указанные нами психотехники выступают структурными элементами коммуникативной компетентности сотрудников ОВД. Раскрытие ее сущности и путей формирования коммуникативной компетентности у сотрудников полиции выступают одной из целевых установок настоящей курсовой работы.

Таким образом, актуальность настоящей работы заключается в том, что с одной стороны, имеется насущная проблема формирования коммуникативной компетентности у сотрудников полиции в процессе их профессиональной подготовки; с другой стороны, не все методические рекомендации по формированию у сотрудников подразделений и служб ОВД профессиональных умений и навыков, необходимых элементов профессиональной (в том числе и коммуникативной) компетентности, реализуемы в условиях служебной подготовки (обучения без отрыва от профессиональной деятельности).

Исследованиями в области развития профессиональной компетентности, ее видов, в том числе и коммуникативной компетентности, особый интерес представляют работы таких отечественных акмеологов А.А.Деркача, В.Г.Зазыкина, Н.В.Кузьминой, которые рассматривают профессиональную компетентность как условие становления профессионала и важную составную часть профессионализма личности. Также проблемы коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов изучались в трудах И.В.Богомоловой, Ю.А.Шарановой, В.Л.Васильева, Л.Б.Филонова и других.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы теоретически выявить и обосновать условия успешного формирования коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел.

Объект исследования – коммуникативная компетентность;

Предмет исследования – особенности коммуникативных способностей сотрудников органов внутренних дел;

Гипотезуданного исследования можно высказать следующим предположением: уровень коммуникативной компетентности взаимосвязан с типом поведения в межличностном конфликте;

Мы также предполагаем, что уровень коммуникативной компетентности у курсантов старших курсов будет выше, чем у первокурсников.

В соответствии с целью и гипотезой работы были сформулированы задачи:

1) раскрыть сущность и содержание коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел и различных типов поведения в конфликтной ситуации;

2) выявить типичные затруднения у будущих сотрудников ОВД в общении с гражданами и коллегами;

3) дать рекомендации для успешного формирования коммуникативной компетентности и компетентности в сфере предупреждения конфликтных ситуаций.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Сущность и содержание коммуникативной компетентности сотрудника органов внутренних дел.

В настоящий момент многие авторы (И. В. Ильина, Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина, Н. В. Карнаух, Ю. В. Варданян и другие авторы, работающие по проблематике профессионального образования), подчеркивают разные стороны явления компетентности. Одни на первый план в исследовании компетентности выводят знания, опыт, другие – качества личности, третьи – аспект профессионализма. Вместе с тем единство позиций просматривается нами с опорой на мнение В. Н. Введенского, который характеризует проявление компетентности не только в решении узкопрофессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает, понимает мир за пределами своей профессии.[2]

А.Г.Пашков выделяет составляющие профессиональной компетентности специалиста: это информационная, психологическая, коммуникативная, социальная, экологическая, валеологическая и специальная компетентности.[3]

Мы же предлагаем компетентность сотрудника органов внутренних дел подразделить на узкоспециализированную (юридическую) компетентность и психолого-педагогическую компетентность, в которой, в свою очередь, выделяются педагогическая и психологическая компетентности. Последняя является широкой сферой умений и способностей, таких как компетентности в разрешении и предупреждении конфликтов, компетентность непосредственно психологическая, то есть в осознании и осмыслении различных проявлений психики человека, а также сохранения собственного психического здоровья, компетентность в управленческой деятельности и коммуникативная компетентность. Сутькоммуникативной компетентности заключается в способности человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, приобретенная в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения.

Под речевой деятельностью здесь понимается такой вид деятельности, который имеет конкретно-социальную направленность. Согласно точке зрения Л.С.Выготского, это процесс материализации мысли, то есть ее обращения в словесную форму для достижения определенной адресной цели (общения, влияния, оказания воздействия и пр.)[4]

Также можно согласиться с определением А. Казарцевой: коммуникативная компетентность – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и формирования собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Подобные дефиниции выдвигали и другие педагоги, психологи и лингвисты.

а) принадлежность коммуникативной компетентности кинтеллектуальным способностям индивида;

б) деятельностный характер проявления этих способностей, необходимым звеном которого выступает речевая деятельность;

в) формирование коммуникативных навыков или в процессе естественного приспособления человека к условиям жизни в определеннойязыковой среде, или с помощью специально организованного обучения;

г)проявление способностей в одном или нескольких видах речевой деятельности.

С. Козак трактует коммуникативную компетентность как совокупность четырех компетенций: лингвистической, социокультурной, стратегической и профессиональной.

Говоря о структуре коммуникативной компетенции, согласно Н. Гез, выделяются следующие составляющие:

•вербально-коммуникативная компетенция (способность обрабатывать, группировать, запоминать и в случае необходимости вспоминать знания, фактические данные, применяя языковые обозначения);

•лингвистическая компетенция (способность понимать, производить неограниченное количество предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их сочетания);

•вербально-когнитивная компетенция (способность принимать во внимание при речевом общении контекстуальную уместность в употреблении языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативной функций);

•метакоммуникативная компетенция (способность владеть понятийным аппаратом, необходимым для анализа и оценки средств речевого общения).

Критериями успешного овладения коммуникативной компетентностью являются:

- умение вести вербальный и невербальный обмен информацией;

-умение проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

- умение убеждать, аргументировать свою позицию;

- владение ораторским искусством, грамотой устной и письменной речи;

- умение вырабатывать тактику, стратегию и технику взаимодействия с людьми, организовывать совместную деятельность для решения поставленных задач;

- умение презентовать свой продукт (публичное выступление);

-мотивационный аспект, т.е. наличие готовности проявлять эту компетентность;

Особенностью формирования коммуникативной компетентности сотрудников является своеобразность их коммуникативной деятельности. Она имеет ряд психологических особенностей, которые, с одной стороны, делают ее весьма специфичной, с другой - могут ее осложнять.

Одной из важнейших психологических особенностей общения в органах внутренних дел является его профессиональная направленность, связанная с необходимостью установления лиц, совершивших преступления, свидетелей, потерпевших и т.д., т.е. существует определенная заданность параметров общения. Со стороны сотрудников - это установление истины, а со стороны преступников - сокрытие обстоятельств преступления, стремление избежать ответственности, дать ложную информацию. Характерной особенностью общения сотрудников в данных условиях является нормативность. Например, общение следователя с подследственным регламентировано нормами процессуального законодательства.

Существенные трудности в общении возникают из-за того, что сотрудник вынужден вступать в общение, несмотря на свое отношение к собеседнику, зачастую негативное, на свое состояние, желание общаться и т.д. – общение является неотъемлемой частью его деятельности. Самисобеседники зачастую весьма специфичны, как правило, это не лучшие представители нашего общества и поэтому особой радости общение с ними сотруднику не дает.

Общение затруднено наличием психологических барьеров, связанных со многими факторами: боязнью вступать в контакт с работниками полиции,неверным объяснением намерений сторон, недоверием и т.п. К тому же эти барьеры могут создаваться искусственно и приводить к обострению взаимоотношений, возникновению конфликтов.

И, наконец, сотрудник полиции должен обязательно учитывать особенности общения в преступной среде - наличие преступного жаргона и татуировок, как специфических средств общения в преступной среде. Их знание весьма полезно и необходимо для решения ряда оперативно-служебных задач.

Очень важно, чтобы сотрудник обладал следующими необходимыми коммуникативными качествами:

· умением быстро устанавливать психологический контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе;

· умением слушать других людей;

· умением понимать состояние, настроение собеседника, подстраиваться;

· умением оказывать психологическое воздействие на людей при осуществлении оперативно-служебной деятельности;

·умением преодолевать психологические барьеры в общении;

В результате проведенного исследования можно заключить, что проблемы оптимизации коммуникативной компетентности и культуры общения в органах внутренних дел являются одним из наиболее актуальных и давно назревших направлений служебной деятельности. И от того, насколько полно и скоро это будет осуществлено, зависит формирование и становление сотрудника полиции нового времени, способного выполнять стоящие перед правоохранительными органами задачи на высоком профессиональном уровне.
На сотрудниках постоянно лежит ответственность за имидж правоохранительной системы для общества, авторитет сотрудников в глазах граждан, именно поэтому высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности важен для сотрудников органов внутренних дел. Даже умный, грамотный юрист, не умеющий преподнести информацию гражданину, устанавливать и поддерживать контакт, убеждать или аргументировать свою точку зрения, представляется стереотипным, малознающим, непрофессиональным, неспособным, грубым или глупым клерком. Коммуникативная компетентность не является врожденной, она социально-обусловленная, ее формированию и развитию способствуют социальный опыт, грамотность, достаточный уровень эмпатии, рефлексии, значительный словарный запас и успешная речевая деятельность (письмо, чтение, аудирование и говорение).

Читайте также: