Как правильно школа юнг или школа юнгов

Обновлено: 02.07.2024

Во время Великой Отечественной на Соловецких островах готовили юных моряков. Учили и воспитывали так, что потом вчерашние мальчишки воевали наравне со взрослыми и проявляли себя на фронтах настоящими героями.

Сначала школа юнг была открыта на Валааме. Это произошло еще до войны, в 1940 году. Но как следует подготовиться к службе и стать настоящими матросами ученики школы не успели — осенью 1941 года в боях за Невский пятачок и при обороне на берегах Ладоги и Волхова полегли почти все: из 200 мальчишек в живых осталось не более десяти.

Между тем подготовленные матросы Советской армии требовались безотлагательно, очень много опытных моряков погибло в начале войны, а неподготовленные новобранцы, не видевшие моря и не знавшие корабельной техники, заменить их не могли. Командование это понимало, и в мае 1942 года вышел приказ народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н. Г. Кузнецова о создании на Соловецких островах школы юнг Северного флота. В школе должны были готовить радистов, сигнальщиков, рулевых, электриков, механиков, мотористов и флотских боцманов.


Соловки выбрали во многом из тех же соображений, что и Валаам: море — со всех сторон, монастырские помещения под классы и казармы прекрасно приспосабливались, техническая база была, плюс — острова находились достаточно близко к зоне боевых действий, при этом прямой угрозы курсантам не было.

Монастырь к тому времени давно уже был закрыт (в 1920 году), и там до 1933 года находился исправительно-трудовой лагерь (Соловецкий лагерь особого назначения, СЛОН), затем — одно из отделений Белбалтлага, а в 1938–1939 годах — Соловецкая тюрьма особого назначения, СТОН). Перед войной территорию Соловецких островов отдали в распоряжение военных.


Конкурс в школу был огромный! Например, в Москве на 500 мест претендовало 3500 человек! Среди них оказалось немало юных партизан, сыновей полка, детей погибших солдат…

Школа на Большом Соловецком острове базировалась в монастырском кремле и бывшем Савватьевском ските (12 км от кремля). Учеба в школе юнг продолжалась 9–11 месяцев по 10–12 часов в сутки. Учили не только морскому делу, но и общеобразовательным предметам — русскому языку, математике, естественным наукам… Была даже своя школа танцев: юнга должен мечтать о карьере, а флотский офицер обязан уметь танцевать.


Соловецкая школа юнг Военно-морского флота успела подготовить пять выпусков: три во время войны и два — после. 4111 соловецких юнг Северного флота, начиная с 1943 года, образцово служили на кораблях Военно-морского флота, участвовали в речных сражениях на Волге, Днестре, Дунае, Амуре, Днепре, воевали на Дальнем Востоке, участвовали во взятии Сейсина и даже в штурме Берлина в качестве морских пехотинцев. Многие юноши получили награды, ленинградец Владимир Моисеенко и еще шестеро выпускников школы стали Героями Советского Союза. Из четырех с небольшим тысяч соловецких юнг более 1000 погибли. Радисты, мотористы, артиллерийские электрики, рулевые, сигнальщики…


Юнги двух послевоенных выпусков тоже успели послужить родине — были тральщиками, очищали моря от мин. А осенью 1945 года Соловецкую школу по решению командования перевели в Кронштадт и вместо соловецких юнг теперь стали готовить кронштадтских.


Уместно ли такое строгое следование печатному слову? Сомнительно. Вроде бы мы уже довольно давно говорим на современном русском языке, а вовсе не на языке Салтыкова-Щедрина. Конечно, того, что написано пером, как известно, топором не вырубишь, но почему-то здравый смысл подсказывает, что подобные перлы требуют для современного человека пояснения. Только тогда это будет выглядеть некой исторической изюминкой, а не переписыванием документальных архаизмов. Может, всё-таки следует писать по-русски? Все эти таблички и баннеры, в отличие от документов, создавались совсем недавно и рассчитаны всё-таки на современного человека.

Вот, кстати, мнение филолога, доцента кафедры русского языка и речевой культуры Северного Арктического федерального университета Виктории Марьянчик:

Добрый день! Какой предлог правильно использовать в словосочетании "о юнг ианском анализе" или "об юнг ианском анализе"?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Хочу уточнить ответ № 289526. Речь идёт не о части провинции, это вся провинция называется "Южная Онтарио" (или "Южное Онтарио"). Вот какой их этих двух вариантов правильный?

Ответ справочной службы русского языка

Возможны варианты.

Род несклоняемых существительных, обозначающих географические собственные имена (названия городов, рек, озер, островов, гор и т.д.), определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, выступающего в роли родового понятия (т.е. по роду слов город, река, озеро и т.д.), например: солнечный Тбилиси (город), широкая Миссисипи (река), полноводное Эри (озеро), труднодоступная Юнг фрау (гора), живописный Капри (остров). Отступления от правила объясняются влиянием аналогии, употреблением слова в другом значении, тенденцией относить к среднему роду иноязычные несклоняемые слова на -о, например Северное Борнео.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в каком роде употреблять в предложениях слово Нер юнг ри (город).

Ответ справочной службы русского языка

Во многих источниках указано, что слово " юнг а", хоть и имеет мужской род, склоняется по правилам женского рода. Однако в ряде произведений встречается склонение по правилам мужского рода, напр. "школа юнг ов". Так как же правильно? Когда произошло изменение типа склонения?

Ответ справочной службы русского языка

Правильная форма р. п. мн. ч. - юнг ( школа юнг ).

Форма " юнг ов" встречается, по крайней мере, с начала XX века:

― Матросов не порют , ― ныл Фалалей . ― Так ты не матрос , а дудка ! ― Юнг а я ! ― Юнг ов в поход не берут . ― А вот взяли ! Кинусь вот в море ! А то убегу с корабля к испанцам !

С. Т. Григорьев. Сомбреро (1924)

Завтракали высшие морские чины и Григорович . В 3 часа переехал через бухту и поднялся к морским казармам ; сделал смотр молодым матросам ― 3200 ч . Отличный бодрый вид . Затем прошел в помещение школы юнг ов и к памятнику адмирала Лазарева , откуда вернулся к катеру . После чая принял адм . Эбергарда и Григоровича . Обедали адмиралы и командиры судов 1 - го ранга . Николай II. Дневники 1913-1916

Добрый день!
У автора читаю фразу " Юнг не принял тотально сексуальную мотивацию человеческого поведения, из которой исходил Фрейд". Можно ли рассматривать фразу "тотально сексуальную" как наречие на -о плюс прилагательное (по аналогии с фразами, начинающимися с наречий "абсолютно", "максимально", "сугубо": абсолютно необходимые меры, максимально точные данные, сугубо пристрастный приговор), то есть оставить авторское написание в два слова, без дефиса?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Скажите, пожалуйста, как склоняется слово " юнг а" множественного числа?
Правильно несколько юнг или юнг ов? Видела фильм про моряков, довольно старый, отечественный, так там склоняют " юнг ов".
Заранее спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Современная литературная норма: юнг .

Доброе утро!
Спасибо вам за ваши ответы. Становлюсь образованней.
Поскажите, пожалуйста, как правильно произносить: учители (удар.на и) или учителя (удар.на я) (мнж.числ.)? Сорить деньгами (удар.на е) или сорить деньгами (удар.на а)?
Школа юнг или школа юнг ов (от слова юнг а (морск.))?

Ответ справочной службы русского языка

Ответы на все эти вопросы Вы найдете в "Проверке слова" на нашем портале. Вводите искомое слово в начальной форме - юнг а, деньги, учитель .

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Пожалуйста, срочно: братья Вайнер или Вайнеры? По правилу ведь без окончания, а везде почему-то с ним. И еще: склоняется ли 1-я часть фамилии Юнг вальд-Хилькевич? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

_Судя по_ -- предлог, обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом, факультативно.

Ответ справочной службы русского языка

Судя по военно-историческим форумам, Л ЮНГ ТН - это одно из названий свастики. А вот как расшифровывается эта аббревиатура, мы, к сожалению, не знаем.

Школа боцманов и юнг — вид военно-морского учебного заведения в СССР.

История создания

Школа боцманов и юнг создана в 1941 на острове Валаам (Ладожское озеро) для обучения юношей морскому делу и подготовки матросов. В мае 1942 была организована новая школа боцманов и юнг на Соловецких островах. Она комплектовалась юношами-добровольцами в возрасте 15—16 лет, с образованием 6—7 классов по рекомендациям комсомольских организаций и при участии ЦК ВЛКСМ. После создания в 1943 году Нахимовских военно-морских училищ школы юнг были расформированы.Школа юнг на Соловецких островах достоверно существовала ещё и после войны

Боевой путь

В сентябре 1941 юнги школы участвовали в боях по обороне Ленинграда, в ходе которых многие из них показали образцы воинской доблести и смелости. Выпускники школы боцманов и юнг в дальнейшем образцово несли службу на кораблях ВМФ СССР, многие из них были удостоены правительственных наград.

Литература

  • Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия.— / Гл. ред. М.М. Козлов. —М.: Сов. Энциклопедия, 1985. —832 с. с илл., 35 л. илл.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Школа юнг" в других словарях:

Школа юнг — ШКÓЛА ЮНГ. В сов. ВМФ впервые созд. в 1941 на о. Валаам (Ладожское оз.) для обучения юношей мор. делу и подготовки матросов. В сент. 1941 юнги школы участвовали в боях по обороне Ленинграда, в ходе к рых многие из них показали образцы воинской… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Школа юнг ВМФ — 1942 1945 г.г. – учебное подразделение Военно морского флота созданное для подготовки специалистов флота высокой квалификации. 25 мая 1942 года народным комиссаром Военно Морского флота Н.Г.Кузнецовым издан приказ №108 «В целях создания кадров… … Википедия

Школа боцманов и юнг — Школа боцманов и юнг вид военно морского учебного заведения в СССР. Содержание 1 История 1.1 Создание 1.2 Советское время … Википедия

юнг карл густав — ЮНГ (Jung) Карл Густав 26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля, 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих. Швейц. психолог, создатель аналитич. психологии . Теории Ю. оказали серьезное влияние на сравнит, изучение религий, мифологии, фольклора, литературно художеств.… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

Площадь Соловецких Юнг — Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ … Википедия

Неопсихоаналитическая школа (neopsychoanalytic school) — Семь теоретиков, первонач. сторонников Зигмунда Фрейда, разошлись по ряду вопросов с ортодоксальным психоан. подходом; нек рые из них порвали с Фрейдом в результате этих расхождений. Каждый из них модифицировал и в каком то отношении расширил… … Психологическая энциклопедия

ШЮ — Школа юнг … Словарь сокращений русского языка

Аржанов, Феликс Григорьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аржанов. Феликс Григорьевич Аржанов Род деятельности: нефтяник Дата рождения … Википедия

Юнга — Юнга. Картина 1799 года У этого термина существуют и другие значения, см. Юнга (значения). Юнга (от нем … Википедия

Валаамский монастырь — (Спасо Преображенский), мужской, на островах Валаамского архипелага. Основан новгородцами не позднее начала XIV в. Неоднократно отражал нападения шведских отрядов. В 1617 отошёл к Швеции; монахи переселились в новгородские и псковские монастыри.… … Энциклопедический словарь

История основания Соловецкой школы юнг - http://nrnews.ru/

Легендарное учебное заведение русского флота основано 25 мая 1942 года приказом наркома ВМФ Николая Кузнецова.

Что роднит оперного певца Бориса Штоколова и писателя Валентина Пикуля? Какие общие воспоминания могут быть у них и знаменитого подводника, Героя Советского Союза адмирала Вадима Коробова? Ответ прост: все эти люди — выпускники Соловецкой школы юнг, созданной приказом главкома ВМФ Николая Кузнецова 25 мая 1942 года. В самые тяжелые дни 1942–1944 годов она ежегодно давала советскому флоту больше тысячи специалистов: радистов, мотористов, электриков, боцманов. Ни один из них не был старше 17 лет, а многие и того младше.

После Октябрьской революции первая советская школа юнг появилась только в 1940 году на Валааме — и практически полностью погибла во время первого десанта на Невский пятачок (традиционно считается, что из 200 курсантов выжили не больше 10). А 25 мая 1942 года адмирал Николай Кузнецов, народный комиссар Военно-морского флота, издал приказ № 108, который стоит процитировать целиком:

«О создании школы юнгов ВМФ.

В целях создания кадра будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях ВМФ, п р и к а з ы в а ю:

1. К 1 августа 1942 г. сформировать при учебном отряде СФ школу юнгов ВМФ со штатной численностью переменного состава 1500 человек, с дислокацией на Соловецкие острова. Плановые занятия начать с 1 сентября 1942 г. Переменный состав школы содержать за счет некомплекта переменного состава учебных отрядов.

2. Школу юнгов ВМФ подчинить командиру учебного отряда Северного Флота.

3. Школу укомплектовать юношами комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 15–16 лет, имеющими образование в объеме 6–7 классов, исключительно добровольцами через комсомольские организации в районах по согласованию с ЦК ВЛКСМ.

4. Из принимаемого контингента готовить следующих специалистов: а) боцманов флота, б) рулевых, в) радистов, г) артиллерийских электриков, д) торпедных электриков, е) мотористов, ж) электриков.

5. Начальнику Управления Подготовки и Комплектования ВМФ к 15 июля с.г. дать командиру учебного отряда СФ расчет и программы для подготовки юнгов по специальностям.

6. Начальнику Главного Управления Портов ВМФ обеспечить изготовление и подачу комплектов обмундирования для юнгов к началу приема их в школу.

А тогда, в конце весны далекого 1942 года, об этих тонкостях никто не задумывался. Есть приказ — и его надо выполнять. Есть возможность легально попасть в военный флот и воевать — значит надо ею воспользоваться. И ради этой возможности мальчишки не останавливались ни перед чем: ни перед долгой дорогой, ни перед откровенной подделкой документов или враньем. Впрочем, и то и другое они делали не ради корысти. Невелика корысть — раньше времени попасть на войну с очень большими шансами не вернуться с нее! Но патриотический порыв и стремление отомстить фашистам перевешивали эти опасения.

Нельзя сказать, что командование ВМФ не понимало, что именно так все и будет. Поэтому решено было никакого широкого оповещения об открытии школы и начале набора в нее не давать, а ограничиться передачей функции отбора претендентов в райкомы комсомола Москвы и еще восьми областей. Но стоило первым счастливчикам получить путевки в школу — и процесс стал лавинообразным: на комсомольские организации обрушился настоящий шторм мальчишек, требовавших отправки на Соловки. Их не останавливало ни ограничение по возрасту, ни то, что преимуществом пользовались воспитанники детских домов, дети военных (в особенности осиротевшие) и те, кто уже успел повоевать.

Среди работников райкомов комсомола оказалось немного специалистов по подбору кандидатов на военную службу — и это катастрофическим образом сказалось на судьбе первого набора в Соловецкую школу юнг. Часть кандидатов, не соответствовавших по физическим показателям и уровню образования, пришлось возвращать домой со сборного пункта в Архангельске, а часть — уже с самих Соловков. В итоге в начале осени 1942 года командование школы было вынуждено провести донабор юношей в Архангельске, чтобы не сорвать подготовку специалистов для флота. А они были нужны ему как воздух. Многие опытные моряки к этому времени уже были потеряны: либо в морских боях и при бомбардировках судов, либо в сухопутных сражениях, поскольку морскую пехоту как наиболее стойкие части чаще других бросали на самые трудные и опасные участки. Пополнять же флот за счет малообразованных сельских жителей было невозможно: слишком сложной была морская техника, гораздо сложнее верной трехлинейки. И если офицерские кадры готовились пусть по сокращенной, но все-таки серьезной программе, то матросские специальности вскоре пришлось занимать призывниками 30–40 лет, прошедшими краткие трехмесячные курсы учебного отряда на тех же Соловках — и было понятно, что такой подготовки им явно не хватает.

За годы войны Соловецкая школа юнг выпустила 4111 флотских специалистов. Больше всего среди них было радистов — 946 человек, и мотористов торпедных катеров — 716 человек. Затем по нисходящей шли рулевые (635 человек), электрики (534 человека), боцманы флота (441 человек), артиллерийские электрики (360 человек), боцманы торпедных катеров (166 человек) и торпедные электрики — 139 человек. Меньше всего школа подготовила мотористов-дизелистов и штурманских электриков — 124 и 50 человек соответственно, поскольку подготовка по этим специальностям велась только в последних двух наборах, а потребность флота в таких специалистах была невелика. Во всяком случае гораздо меньше, чем в других, особенно в так называемом москитном флоте — на торпедных катерах, тральщиках, морских охотниках и эсминцах, которые в любых боевых действиях на море всегда несут самые большие потери.

Несмотря на краткий срок своего существования, Соловецкая школа юнг оставила заметный след и в послевоенной истории страны. Три выпускника школы уже в мирное время заслужили звания Героев Советского Союза (адмирал Вадим Коробов, контр-адмирал Юрий Падорин и капитан 2 ранга Николай Усенко), четверо бывших юнг стали Героями Социалистического труда, многие прославились как певцы, писатели, артисты и режиссеры. Но когда оставшиеся в живых выпускники Соловецкой школы юнг раз в году приезжают на Соловки на традиционную встречу однокашников, они не мерятся достижениями и званиями. Они вспоминают те страшные и гордые годы, когда им, мальчишкам, довелось стать частью легендарного русского флота — и победить.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Читайте также: