Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента кратко

Обновлено: 02.07.2024

Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР – острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.

Психодиагностика, психотехники воздействия и процедура оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях имеют свою специфику (Сухов, Деркач 1998).

В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.

Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры.

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

  • безотлагательность;
  • приближенность к месту событий;
  • ожидание, что нормальное состояние восстановится;
  • единство и простота психологического воздействия.

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.

Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.

Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована.

Простота психологического воздействия – необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

– практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

– координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Ситуация работы психолога в экстремальных условиях отличается от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующими моментами (Ловелле, Малимонова, 2003):

  • Работа с группами. Часто приходится работать с группами жертв, и эти группы не создаются психологом (психотерапевтом) искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы.
  • Пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами (Психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации, 1998).

Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое – со здоровой частью населения – в виде профилактики:

а) острых панических реакций;

2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

3. Гормональные и физиологические проявления стресса.

4. Эволюционная структура психики человека и стресс.

5. Особенности психологического стресса.

6. Поведенческие признаки стресса.

7. Интеллектуальные признаки стресса.

8. Физиологические признаки стресса.

9. Эмоциональные признаки стресса.

10. Объективные методы оценки уровня стресса.

11. Субъективные методы оценки уровня стресса.

12. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчивости человека.

13. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса.

14. Факторы, влияющие на развитие стресса.

15. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

16. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

17. Объективные причины возникновения психологического стресса.

18. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

19. Общие закономерности профессиональных стрессов.

20. Примеры профессиональных стрессов.

21. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая активность – важный фактор нормализации стресса.

22. Биологическая обратная связь как метод нейтрализации стресса.

23. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

24. Общий обзор способов саморегуляции психологического состояния во время стресса.

25. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.

26. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.

27. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.

28. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.

29. Нейтрализация стресса с помощью психотерапии. Виды психотерапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

30. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

31. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.

32. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения.

33. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

34. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.

35. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.

36. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Приложение 3 Тематические планы, программа, вопросы к экзамену

Приложение 3 Тематические планы, программа, вопросы к экзамену Примерный тематический план для студентов дневного отделения. Примерный тематический план для студентов заочного

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов 1. Каковы основные направления психологических исследований мотивационной сферы личности?2. Какова связь понятий: мотивация, личность, деятельность, поведение?3. Составьте тезаурус понятий по теме. Выпишите из

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов 1. Как мотивация развивается в онтогенезе? Развитие каких видов мотивов и потребностей актуализируется на различных этапах онтогенеза (младенческий период, раннее детство и т. д.)?2. Какие возрастные периоды

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов 1. Каковы связи обучения и развития?2. Каковы принципы формирования мотивации учения?3. В чем специфика развития познавательной мотивации студентов?4. Какие мотивы развиваются в процессе учебной деятельности

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов 1. В чем специфика целей обучения в системе школьного и высшего образования?2. Перечислите основные подходы к обучению.3. Как решается вопрос о развитии мотивации учебной деятельности в рамках традиционного

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

Примерные диалоги и конкретные методы, призванные помочь вам действовать с позиции силы

Примерные диалоги и конкретные методы, призванные помочь вам действовать с позиции силы Итак, вы знаете, что понятие силы не следует понимать буквально, люди будут уважать вас за решительные действия и многие парализующие вас страхи являются плодом воображения. Вы также

Глава о важности постепенного отделения матери и ребенка…

Глава о важности постепенного отделения матери и ребенка… Мама умней, слушай свою маму Очень страшен мир людей. Мама умней, я же врать не стану Знаю точно быть беде. Мамочка здесь, мама будет рядом Вместе с мамой ты сильней! К черту драму, слушай маму! Мама умней! Мама

Примерные вопросы для калибровки

8. Чем ночной крем отличается от дневного?

Ищем сложные обстоятельства для практики отделения

Ищем сложные обстоятельства для практики отделения Давайте оглянемся назад и посмотрим на ту работу, которую вы проделали в этой главе. К настоящему моменту у вас должно было сложиться довольно четкое представление о ситуациях, занятиях и отношениях, в которых вы чаще

Границы: инструмент отделения

Границы: инструмент отделения Итак, нам одновременно необходимы и привязанность, и свобода. Как же развивается способность становиться отдельной личностью, иными словами, способность создавать границы?Господь установил институт семьи с незапамятных времен. В семье

Примерные оценки

Проблема стресса в биологии и медицине. Классическая концеп­ция стресса Г. Селье и ее развитие. Биохимические и физиологиче­ские проявления стресса. Роль гормонов надпочечников в адаптации организма человека к стрессорному фактору.

236 Приложения

Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену 237


Введение понятия психологического стресса Р. Лазарусом. Осо­бенности психологического стресса. Дифференцировка стресса и дру­гих состояний.

Тема 2. Оценка уровня стресса

Формы проявления стресса: поведенческие, интеллектуальные, фи­зиологические и эмоциональные.

Объективные методы оценки уровня стресса: показатели сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем организма; анализ активности вегетативной нервной системы; оценка психомоторных реакций ор­ганизма человека при стрессе.

Субъективные методы оценки уровня стресса: психологические тесты и интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе).

Подходы к прогнозированию стресса. Проблема оценки стрессо-устойчивости человека.

Тема 3. Динамика протекания стресса

Общие закономерности развития стресса. Классическая динамика развития стресса.

Влияние характеристик стрессора на уровень стресса (интенсив­ность стресса, его продолжительность и характеристики индивиду­альной чувствительности к стрессу).

Факторы, влияющие на развитие стресса: врожденные особенности организма; родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттрав­матический синдром.

Тема 4. Причины возникновения стрессов

Субъективные причины возникновения психологического стрес­са: несоответствие генетических программ современным условиям; стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психо­логической защиты; стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности; стресс, вызванный невозможностью реали­зации актуальной потребности; стресс от неадекватной реализации условных рефлексов.

Объективные причины возникновения психологического стресса: условия жизни и работы; взаимодействие с другими людьми; полити­ческие и экономические факторы; чрезвычайные обстоятельства.

Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрес­соров различного типа.

Тема 5. Профессиональные стрессы

Общие закономерности профессиональных стрессов. Феномен про­фессионального выгорания. Синдром хронической усталости. Про­фессиональная деформация личности.

Примеры профессиональных стрессов: учебный стресс; стресс ру­ководителя; медицинский стресс; спортивный стресс.

Тема 6. Методы оптимизации уровня стресса

Общеоздоравливающие методы снятия стресса. Традиционные ме­тоды нейтрализации стресса. Новые информационные методы ней­трализации стресса.

Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступ­ления.

Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса: аутогенная тренировка; дыхательные техники; мышечная ре­лаксация; работа с собственными мыслями и убеждениями (аутора-циональная терапия); диссоциация; визуализация; условно-рефлек­торные техники; прагматизация стресса; религия как способ борьбы со стрессами.

Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Рациональная психотерапия, нейролингвистическое программирование, гипноз.

Тема 7. Неадекватное поведение как причина возникновения стрессов

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенче­ских навыков.

Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуни­кативных навыков. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения. Фрустрации как источник стрессов. Обучение навыкам эффективного целеполагания. Постоян­ный цейтнот как источник стресса. Освоение приемам тайм-менедж­мента.


  1. Проблема стресса в биологии и медицине.

  2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

  3. Гормональные и физиологические проявления стресса.

  4. Эволюционная структура психики человека и стресс.

  1. Особенности психологического стресса.

  2. Поведенческие признаки стресса.

  3. Интеллектуальные признаки стресса.

  4. Физиологические признаки стресса.

  5. Эмоциональные признаки стресса.

  1. Объективные методы оценки уровня стресса.

  2. Субъективные методы оценки уровня стресса.

  3. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчиво-
    сти человека.

  4. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик
    стрессора на уровень стресса.

  5. Факторы, влияющие на развитие стресса.

  6. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттрав­
    матический синдром.

  7. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

  8. Объективные причины возникновения психологического стресса.

  9. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрес­
    соров различного типа.

  10. Общие закономерности профессиональных стрессов.

  11. Примеры профессиональных стрессов.

  12. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая ак­
    тивность — важный фактор нормализации стресса.

  13. Биологическая обратная связь как метод нейтрализации стресса.

  14. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступ­
    ления.

  15. Общий обзор способов саморегуляции психологического состоя­
    ния во время стресса.

  16. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.

  17. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.

  18. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.

  19. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.

  20. Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Виды психо­
    терапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

  21. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенче­
    ских навыков.

  1. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуни­
    кативных навыков.

  2. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование
    уверенного поведения.

  3. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

  4. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.

  5. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса
    у клиента.

  6. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса
    в организации.

Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии


  1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие
    от традиционных взглядов на защитные реакции организма.

  2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно
    теории Ганса Селье.

  3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма чело­
    века к факторам среды обитания.

  4. Основные отличия биологического и психологического стресса.

  5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического
    стресса.

  1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.

  2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.

  3. Вегетативная нервная система человека и стресс.

  4. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.

  5. Особенность психологического стресса у человека.

  1. Поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоцио­
    нальные признаки стресса.

  2. Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы и вегета­
    тивной нервной системы при стрессе.

  3. Методы оценки психомоторных реакций при стрессе.

  4. Психологические тесты, используемые для оценки причин стресса
    и характеристик его проявления.

  5. Интроспекция как метод оценки стресса.

  1. Изменение эмоционального состояния при стрессе.

  2. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе.

  3. Нарушения деятельности различных физиологических систем при
    стрессе.

  4. Анализ вариабельности сердечного ритма как современный метод
    диагностики стресса.

  5. Сравнительная оценка различных психологических тестов, при­
    меняемых для выявления уровня тревожности при стрессе.

  6. Способы прогнозирования уровня стресса.

  1. Классическая динамика развития стресса в концепции Г. Селье.

  2. Влияние интенсивности и длительности стресса на характер его
    течения.

  3. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт как
    факторы, определяющие уровень исходной стрессоустойчивости
    организма.

  4. Влияние особенностей личности на развитие стресса.

  5. Механизмы развития посттравматического стресса.

  1. Генетические факторы стрессоустойчивости.

  2. Родительские сценарии и характер реагирования на стресс.

  3. Особенности характера человека и его реакции на стресс-факторы.

  4. Роль социального окружения человека в формировании его стрес­
    соустойчивости.

  5. Когнитивные факторы психологического стресса.

  6. Посттравматический стресс и способы его нейтрализации.

  7. Психосоматические заболевания как следствие психологического
    стресса, перенесенного человеком.

  1. Субъективные причины возникновения стрессов.

  2. Объективные причины возникновения стрессов.

  3. Каузальная классификация возникновения стрессов.

  1. Стрессы как следствие отрицательных сторон научно-техническо­
    го прогресса.

  2. Причины стрессов в рамках концепции иерархической системы по­
    требностей А. Маслоу.

  3. Механизмы психологической защиты как факторы, снижающие
    уровень стресса.

  4. Стрессы, связанные с неадекватными установками и убеждения­
    ми личности.

  1. Объективные причины возникновения стрессов.

  1. Общие закономерности профессиональных стрессов.

  2. Феномен профессионального выгорания.

  3. Учебный стресс и его формы.

1. Стресс напряженной учебы.


  1. Экзаменационный стресс.

  2. Стресс спортсменов.

  3. Синдром эмоционального выгорания в деятельности психолога.

  4. Синдром эмоционального выгорания в деятельности социального
    работника.

  5. Стресс участников боевых действий.

  6. Стресс бизнесмена и руководителя.

  1. Классификации методов нейтрализации стрессов.

  2. Основные способы саморегуляции.

  3. Нейтрализация стрессов при помощи методов психотерапии.

  4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенче­
    ских навыков.

  1. Аутогенная тренировка.

  2. Метод биологической обратной связи.

  3. Дыхательные техники.

  4. Мышечная релаксация.

  5. Рациональная психотерапия.

  6. Использование позитивных образов (визуализация).

  7. Нейролингвистическое программирование.


В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии стала проблема профессионального стресса у педагогов. В Международной классификации болезней (МКБ — 10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.

Стресс (от анг. stress — давление, напряжение) — термин, введенный в медицинскую науку Г. Селье в 1926 году. Данное определение используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Защитной реакцией на постоянные стрессовые воздействия на работе может явиться профессиональное выгорание, которое как следствие негативно скажется на психофизиологическом здоровье и продуктивности деятельности педагогов. Основными признаками, указывающими на наличие профессионального выгорания, являются — личностная отстраненность от коллег и учащихся, чувство эмоционального истощения, снижение мотивации к работе [1].

Выгорание по мнению исследователей является отдельным аспектом профессионального стресса, который представляет собой модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры.

Причинами возникновения профессионального стресса у педагогов выступают следующие факторы:

– слабая внутренняя коммуникация в организации образования;

– некорректное распределение обязанностей труда, отсутствие четких заданий по работе;

– отсутствие перспективы профессионального роста, слишком быстрый карьерный рост;

– низкая заработная оплата труда;

– стиль руководства в коллективе (авторитарный, либеральный);

– инновационная деятельность в организации образования;

– смена места работы;

– недостаточная мотивация труда.

Так же профессиональный стресс могут вызвать внешние раздражители труда:

– теснота в помещении;

– нехватка методических, информационных ресурсов.

Наличие стрессовых ситуаций в педагогическом коллективе впоследствии могут выразиться в следующих заболеваниях:

– патологии костно-мышечного аппарата;

– депрессивные состояния, астения;

– травмы и аварии на производстве;

– заболевания желудочно-кишечного тракта;

Профессиональный стресс может оказывать на деятельность педагога как положительное (мобилизирующее), так и отрицательное (тормозящее) влияние.

В первом случае мы говорим об аустрессе (активизирующий стресс, мобилизующий, улучшающий протекание психологических и физиологических функций), во втором случае о дистрессе (истощение и дезорганизация организма в результате длительного воздействия стрессогенных факторов).

Основными направлениями работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов являются психодиагностика, просвещение и коррекция.

Диагностика наличия у сотрудников стрессовых ситуаций в коллективе, признаков профессионального выгорания, выявления факторов влияющих на их возникновение включает в себя комплекс методов:

– наблюдение — помогает диагностировать состояние психологического благополучия сотрудников организации образования, выявить индивидуально-психологические, социальные и организационные факторы вызывающие стрессовые ситуации в профессиональной деятельности педагогов;

– методы опроса предназначены для выявления эмоционального состояния учителей, взаимоотношения с коллегами, учащимися, отношение к работе;

– методы анализа документации и экспертных оценок помогут в изучении объективного состояния организационных, социальных, психологических характеристик профессиональной деятельности педагогов;

– психодиагностические методики на выявление оценки нервно-психического напряжения, актуального эмоционального состояния, склонности к развитию стресса.

Результаты проведенной диагностики дают возможность разработать комплекс мероприятий в виде тренингов, семинаров, консультаций по профилактике и коррекции профессиональных стрессов, выгорания в педагогическом коллективе.

В качестве эффективных форм проведения просветительской работы можно выделить интерактивные лекции, семинары, практические занятия, тренинги. В рамках данных мероприятий психолог организации знакомит с понятиями профессионального стресса, эмоционального выгорания, факторами, способствующими их возникновению и возможными путями предотвращения снижения негативного влияния на личность и деятельность педагогов. К данному направлению работы так же относится обучение учителей навыкам эффективной коммуникации, стратегиям поведения в конфликтных ситуациях.

Коррекционная работа с педагогическим коллективом включает в себя работу с индивидуально-личностными особенностями и мотивационной сферой педагога, обучение навыкам самообладания, способам борьбы со стрессом, приемами релаксации в ходе групповой и индивидуальной работы.

В индивидуальной и групповой работе, с учетом факторов, провоцирующих профессиональный стресс у педагогов, в организациях образования рекомендуются следующие мероприятия по профилактике:

  1. Индивидуальные факторы личности педагогов — нейротизм, ранимость, эмоциональная возбудимость, низкий уровень самооценки, притязаний, неуверенность учителя в себе, своих силах, трудоголизм и др.).

Рекомендуется коррекция мотивационной сферы и личностных особенностей педагогов. Профилактическая работа должна быть направлена на обучение навыкам совладания со стрессом, умение управлять эмоциональным состоянием на работе. Применение в тренинговой работе упражнений на повышение самооценки, уровня притязаний в работе, уверенности в себе.

  1. Факторы, связанные со спецификой работы в школе (высокий уровень интенсивности труда, интеллектуальная нагрузка, высокое эмоциональное напряжение, интерпретация и переработка большого объема информации, принятие решений в ситуациях с повышенной ответственностью).

Основная работа социально-психологической службы в данном случае должна быть направлена на снижение рабочей нагрузки, грамотное распределение рабочего времени, использование техник восстановления затраченных усилий, обучение умению презентовать себя, обучения антистрессовым навыкам в работе.

  1. Организационные факторы (дефицит времени, чрезмерный контроль деятельности педагогов, недостаток признания, положительной оценки деятельности, отсутствие возможностей профессионального роста).

Просветительская и коррекционная работа психолога должна быть напрвлена на консультирование администрации по вопросам структурирования работы, четкую регламентацию труда, грамотную организацию рабочих мест в школе, улучшение материального оснащения, материальное и моральное стимулирование.

  1. Социально-психологические факторы (неблагоприятный климат в коллективе, наличие конфликтов в профессиональной среде, трудный контингент учащихся).

Практические мероприятия в данной ситуации будут направлены на улучшение взаимоотношений и социально-психологического климата в коллективе, организацию совместного отдыха, предоставление членам коллектива социальной поддержки.

На уроне работы с организацией основными направлениями практической психологической работы являются:

– Диагностика объективного состояния организационных и социально-психологических характеристик профессиональной деятельности;

– Оптимизация организации труда — организация рабочего дня сотрудников, с учетом равномерного распределения рабочей нагрузки, регламентации рабочего времени, улучшения материально-технического оснащения, разработки методов стимулирования труда, предоставления педагогам возможности непрерывного повышения квалификации и карьерного роста.

– Улучшение социально-психологического климата, взаимоотношений в коллективе и с администрацией школы, предоставление социальной поддержки членам коллектива.

Данные мероприятия по изучению проблемы профессионального стресса, своевременной диагностики и разработки системы профилактической работы позволит снизить возникновение стрессовых ситуаций, уровень эмоционального выгорания педагогов и тем самым повысить эффективность профессиональной деятельности организаций образования в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный стресс, организация образования, педагогический коллектив, профессиональное выгорание, работа, ситуация, объективное состояние, профессиональный рост, профилактическая работа, рабочая нагрузка.

Похожие статьи

Профессиональный стресс и синдром профессионального.

Ключевые слова:профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание учителя, личность, поведение, симптомы эмоционального выгорания, психологическое здоровье. Мы находим работу, которая на наш взгляд является работой нашей мечты.

Терапия и профилактика профессионального выгорания.

Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника.

Ресурсное состояние как профилактика эмоционального.

Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников.

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости.

стрессоустойчивость, профессиональные деструкции, эмоциональное выгорание, профессиональная эффективность деятельности

Состояние психолого-педагогической адаптации педагогов, приступающих к профессиональной деятельности.

Проблемы и способы коррекции синдрома выгорания

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия.

Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную.

Основные термины (генерируются автоматически): ситуация, стресс, организм, педагог, хронический

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Профилактическая программа синдрома эмоционального.

Вставьте пропущенное слово: … выгорание (синоним эмоционального выгорания) (Профессиональное).

Стресс, который оказывает на организм человека негативное воздействие (Дистресс). Основная или дополнительная работа (Нагрузка).

Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале.

Ключевые статьи: профессиональное выгорание; стрессоустойчивость; педагоги высшей школы; высшая школа; учреждения высшего образования; вузы. В процессе любой работы люди испытывают физические и нервно-психические нагрузки.

Читайте также: