Свадьба кречинского анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лидочка: “Послушайте, Мишель, я хочу, чтобы вы меня ужасно любили… без меры, без ума…”

Кречинский (берёт её за руку): “И душою и сердцем”.

С отцом своей жертвы становится любителем русской деревни, убеждает Муромского в том, что Москва ему опостылела и что он мечтает о собственном хозяйстве и мирном сельском труде. С Атуевой, тёткой Лидочки, Кречинский — светский мужчина, почитающий женщин в возрасте и понимающий толк в этикете. Кульминацией его изощрённой игры становится вечер, который он устраивает у себя дома для родни невесты. Подобно режиссёру даёт Кречинский указания своей прислуге: “Зажги карсели, канделябров не зажигать; убрать комнаты; накурить духами. Транспаранты везде”. Однако представление Кречинского с треском проваливается. Вечер был сделан на деньги, вырученные от заклада поддельного бриллианта. В роскошной квартире Кречинского — полиция. Разразился скандал. Опозорены все участники: Лидочка тайком от отца передала своё украшение жениху, а предприимчивый Кречинский дал ростовщику подделку. Итак, бытовая комедия с лихо закрученной интригой оборачивается настоящей драмой. Муромские и Нелькин “стремительно выходят из комнаты”.

Муромский: “Бежать, матушка. Бежать! от срама бегут”.

Фёдор: “Ну нет, говорит, я бабьих денег не хочу; сожмёт кулак — человек сильный — у меня, говорит, деньги будут; я, говорит, гулять хочу”.

У ютное пространство дома Муромских в Москве, где подвыпивший лакей никак не мог понять указаний престарелой модницы, сменяется негостеприимным Петербургом. Именно в этом городе — оплоте бюрократии государства — будет развиваться рассказанная в первой пьесе история. Список действующих лиц автор разделил на 5 частей: начальства, силы, подчинённости, ничтожества или частные лица и “не лицо” — Тишка. В самом списке действующих лиц представлена бюрократическая система империи. Разумеется, о “весьма важном лице” сказано — “здесь все и сам автор безмолвствует”. А частные лица, ничтожества, оказываются беспомощны перед государственной машиной. Интимный человек теряется в мощном механизме, ценность человеческой жизни нивелируется. Образ беспомощного человека в безжалостной государственной машине будет актуален в литературе XX века. Достаточно вспомнить Андрея Платонова.

В первом действии предстают уже знакомые нам герои — Нелькин и Атуева. Только атмосфера пьесы с самого начала безрадостная, гнетущая. Нелькин приходит в дом Муромских после четырёхлетней разлуки. Оказывается, скандал в доме Кречинского приобрёл серьёзный оборот. Лидочку обвиняют в содействии преступлению. Нелькин уверен в том, что обвинение — дело рук Кречинского. Но Атуева обезоруживает его письменным доказательством его невиновности. Кречинский предупреждает Муромских об опасности. Он советует старику дать чиновникам взятку. “Бывает уголовная или капканная взятка — она берётся до истощения, догола! Производится она по началам и теории Стеньки Разина и Соловья Разбойника; совершается она под сению и тению дремучего леса законов, помощию и средством капканов, волчьих ям и удилищ правосудия, расставляемых по полю деятельности человеческой”. Таким образом, в начале пьесы мы видим истинное лицо Кречинского. “Случилось мне обыграть проматывающегося купчика, но детей я не трогал, сонных не резал и девочек на удилище судопроизводства не ловил”. Совсем скоро Муромским придётся посмотреть в лицо настоящему злу. Безличному мундиру, системе, не обладающей человеческими качествами. Так что авантюрист Кречинский покажется безобидной насмешкой над этим злом: ведь он — какой бы ни был — человек, а неумолимое зло совсем иной породы.

Муромский отказался давать взятку. Решил, что “всякий с улицы у него по триста рублей серебром брать станет”. И на семью Муромских как стадо стервятников набросились чиновники. Каждый из них хочет урвать свой кусок. В государственном департаменте Петербурга своя система — отлаженная, безотказная. Свои воруют у своих же без зазрения совести. Сближает стервятников только чувство опасности. Хотя серьёзная опасность этому миру грозить уже не может. Здесь каждый знает, что его бесчинства прикроет более сильный. Вся Россия представляется Сухово-Кобылину огромным пыльным департаментом, где люди в одинаковых мундирах, вооружённые гусиными перьями, вершат зло. И нет силы одолеть это полчище. Сухово-Кобылин пророчествует Россию XX века и возникновение государства, где личность человека не берётся в расчёт, люди становятся ничтожествами, а власть получают варравины и тарелкины, которые стремятся обокрасть ещё и друг друга. (Быть может, пророчество это стоит отнести и к нашему времени!) Опасные насекомые, подобно Тарелкину, только усмехаются людской слабости и надеждам.

Тарелкин: “Вот я, видите, в мундире здесь сижу (показывает на стол), а вот там (указывает на прихожую) уже наведываются. А частный человек что? Частный человек — нуль! ха!”

Несчастный Муромский, несмотря на очевидный произвол чиновников, верит в то, что осудить безвинного человека не могут, и решается на крайний шаг. Он едет к князю за справедливостью. Монолог Муромского — монолог отчаявшегося человека, который знает, что хуже оттого, что он выпалит свою правду хоть самому государю, не будет. Этот человек дошёл до того, когда он не посмеет молчать хоть из уважения к себе самому — довольно унижений.

Муромский: “Нет у вас правды! Суды ваши — Пилатова расправа. Судопроизводство ваше — хуже иудейского! Судейцы ваши ведут уже не торг — это были счастливые времена — а разбой! Крюком правосудия поддевают они отца за его сердце и тянут… и тянут. и кровь-то так из него и сочится. За что меня мучают, за что?”

Лидочка и Нелькин произносят страстные речи о чести человека, о бессовестном законе. Лидочка готова “пойти по миру нищая, да честная”. Нелькин разъярённо называет закон “старым шутом, расшитым по швам, разряженным в ленты и повесившим себе на шею иудин кошель”.

Расплюев: “Я следователь, я! Все мышиные норки, все лазейки буду выворачивать наружу — я. А давно ли по этим лазейкам и норкам я свету Божьего бегал… вот этих петличек дрожал — а теперь меня дрожать будут. Раболепствовать будут!”

Тарелкин признаёт, что он пил кровь людей и уморил Муромского. А сообщников определяет широким жестом — “весь Петербург и вся Москва”. Россия — застенок, где человеку можно пришить нелепое, абсурдное дело. И в этом Сухово-Кобылин оказался пророком. Россия — страна, в которой закон превращён в орудие мерзавцев, у власти — упыри, которые никак не могут насытиться.

Расплюев: “Я теперь такого мнения, что всё наше отечество — это целая стая волков, змей и зайцев, которые вдруг обратились в людей, и я всякого подозреваю; а потому следует постановить правилом — всякого подвергать аресту”.

Комедийная пьеса социального характера "Свадьба Кречинского" писателя Сухово-Кобылина начинается с того, что Муромский и Атуева обсуждают судьбу Лидочки (это дочь Муромского и племянница Атуевой) и его женихов. Появившийся в их дому аферист Кречинский делает Лидочке предложение, которое у многих (но не у Лидочки) вызывает сомнения.

Сам же Кречинский, представляясь эдаким светским львом, не имеет ни гроша в кармане, является безнадёжным должником и кутилой. Он должен очень многим, даже прачке и извозчикам. Женитьбы на Лидочке позволила бы ему расплатиться, как он считает. Но загвоздка в том, что у Кречинского нет ни копейки на свадьбу.

Кречинский когда-то нашёл красивую, но дешёвую булавку. На счастье, мошенник вспомнил, что видел примерно такую же и у Лидочки, но у неё булавка была чрезвычайно дорогой, усыпанной бриллиантами. Выманив булавку, он хочет заложить её ростовщику, но даже и того обманывает - даёт ему дешёвую. Ростовщик понимает, что его обманули. Он требует своего, и Лидочка, спасая Кречинского, отдаёт ростовщику свою драгоценность. Всё раскрывается. Девушка, её отец, тётя и любящий её человек осознают, как ловко обмануты пройдохой.

Основная мысль пьесы - это неприятие безнравственности, царящей в обществе. Нельзя верить кутиле и нельзя верить тем, кто любит только развлечения, забыв о человечности.


Новелла - это литературный прозаический жанр, близкий к рассказу, но не рассказ. И в первую очередь потому, что в новелле отсутствует психологизм, который часта составляет основу рассказа. Для новеллы характерны сжатость повествования, остросюжетность и неожиданное разрешение конфликта или события (развязка). Хотя сюжеты обычно в новеллах и "закручены", но эти произведения далеки от того, чтобы их причислить к детективному жанру. Содержание обычно напоминает анекдот, но для новеллы характерно отсутствие шутки и юмора, скорее, финал её чаще всего бывает трагичен. Классическим примером могут служить новеллы Проспера Мериме, особенно "Кармен" и "Маттео Фальконе". В "Карсен" погибает главная героиня, в новелле "Маттео Фальконе" отец убивает родного сынишку Фортунато только за то, что его назвали предателем.

Главным героем былины так называемого новгородского цикла под названием "Садко" оказывается этот самый Садко, которого в тексте былины часто называют Богатым гостем и купцом. Все остальные герои этой былины второстепенные.

Это морской царь, которому приглянулась игра тогда еще бедного гусляра Садко и он подсказал тому как разбогатеть.

Это Микола Можайский, святой угодник Николай, который помогает Садко добрым советом, когда тот оказывается во дворце морского царя.

Ну и это наверное девушка Чернава, которую Садко выбрал себе в жены.

Ну а главная мысль этой былины в том, что каждый из нас сам кузнец своего счастья. Если бы не научился Садко в свое время играть на гуслях. не стал бы он известным музыкантом и не приглянулся бы морскому царю. А не подскажи ему морской царь про золотых рыб, не стал бы Садко купцом. Не отправившись на морское дно, не нашел бы себе Садко невесту-красавицу.

Главную мысль этой былины можно выразить такими русскими пословицами как:

dpV1Cq8mwaVkyVnt0EF8uhD8pYKMOk1p.jpg

Наконец, имеется в этой былине интересная мысль, что как бы ты не был богат, понимать можно как угодно: умен, красив, талантлив и прочее, ты не можешь быть богаче целого города, понимать следует народа.

Главный герой очень доброго рассказа Виктора Астафьева "Деревья растут для всех" -- мальчик Витя.

После болезни он оглох, поэтому не мог общаться со своими сверстниками. Вот и уединился мальчик в огороде,

нашёл "свой" уголок там, где и проводил дни, наблюдая за окружающей его природой: за растениями, насекомыми, маленькой птичкой мухоловкой, поселившейся в этом уголке со своими птенцами.

Произошла беда -- птенцов съедает кошка. Герой рассказа тогда мечтает посадить дерево, чтобы оно выросло высоким-высоким и птица могла бы на нем растить своих птенцов без опасений за их жизнь.

Помогает доброму мальчику мудрая бабушка -- ещё одна героиня рассказа. После неудачной попытки внука вырастить дерево из кустика гречихи она приносит ему из леса саженец лиственницы и успокаивает его, что дерево вырастет, потому что оно принесет пользу и радость всем -- и людям, и животным, и лесу, и речке.

И главная мысль рассказа заключается в единстве человека и природы, поэтому к ней нужно относиться бережно, нужно сохранять её. Рядом всегда есть более слабые и беззащитные существа, они нуждаются в помощи. И только человек внимательный, чуткий будет делать добро, даже когда ему плохо.

Текст рассказа относится к художественному стилю. Пословица к рассказу "Как рубашка в поле выросла" звучит так "Лён любит поклон".

Рассказ "Как рубашка в поле выросла" учит наблюдать за растениями, ценить труд, понимать законы природы.

Озаглавим три части рассказа.

1 Как растет лен. Начало.

2 Обработка льна. На пол-пути.

3 Льняное полотно. Как рубашка выросла в поле.

План для пересказа "Как рубашка в поле выросла"

1 Как лен высевают. Сошьют из льна рубашки.

2 Как растет лен. Пора убирать лен.

1 Обработка льна. Таня удивляется

1 Льняные нити. будущий холст.

2 Белые как снег рубашечки.

Отзыв к рассказу "Как рубашка в поле выросла".

Прочитав рассказ Ушинского я узнала, как растет лен, все стадии роста и обработки льна. автор приводит красивые сравнения, цветочки льна похожи на глаза ребенка. Выращивание льна тяжелая работа, пройдет немало времени, прежде, чем можно сшить льняное изделие. Но зато какая красота. Льняные изделия самые прочные и долговечные, нужно немало потрудиться, но растение отблагодарит за заботу, подарив красивые и крепкие рубахи.

Сухово – Кобылин, раскрывая в своем герое гораздо более явные и несомненные признаки деградации дворянства, рисует Кречинского с внутренней болью, с сознанием своего с ним родства. Можно сказать, что он придает этому явно отрицательному персонажу некоторые черты собственной личности. Сильный характер, обаяние, светские успехи, общение с золотой молодежью в университетские годы, разрыв со светским обществом и угроза ссылки в Сибирь – этот внешний очерк героя, его прошлого и настоящего положения, делающий Кречинского отчасти похожим на автора.

Кречинский – дворянин, по своему происхождению связанный с состоятельными и родовитыми слоями дворянства. Воспитанный в среде богатого барства, Кречинский не привык стеснять свои потребности, ограничивать свои страсти: разнузданный разгул, увлечение кутежами, картами – вот в чем прошла его молодость. Студент Петербургского университета, блестящий франт и кутила, Кречинский вращался в кругу высшей аристократии Петербурга.

Презирая Муромского, перед которым разыгрывает отвратительный фарс сыновней любви и почтительности, он с брезгливой насмешкой относится к Нелькину только лишь потому, что чувствует в нем честного человека.

Этот человек двулик и двоедушен. В первом акте пьесы он предстает перед нами как очень респектабельный, элегантный, остроумный и даже обаятельный человек, обвороживший семью Муромских. В последующих актах драматург показывает его подлинную сущность.

Вокруг Кречинского группируются персонажи, олицетворяющие хищничество и паразитизм: Расплюев, купец Щебнев, ростовщик Бек. Особое место в окружении Кречинского занимает Федор. Точнее Федор глубоко испорчен тлетворным влиянием крепостного уклада. Он лакей не столько по профессии, сколько по призванию и психике. Федор, мягко осуждая барина, испытывает к нему чувство искреннего восхищения и рабскую привязанность. Он перенял от Кречинского жестокость и цинизм.

Духовные интересы Муромского крайне ограничены: все разговоры вертятся вокруг навоза, земли, скотного двора. Приверженность к патриархальной старине сочетается у Муромского с боязнью отстать от экономических и хозяйственных новшеств.

[1] Основин В. В. Русская драматургия второй половины XIX . – М., 1980. С. 18.

[2] А. В. Сухово – Кобылин. Трилогия. – М., 1955. С. 17.

[3] Цит. по кн. История русской литературы, т. 3. Лотман Л. М. А. В. Сухово – Кобылин. – Л., 1982. С. 532.

[4] Рудницкий К. Л. А. В. Сухово – Кобылин: Очерк жизни и творчества. – М., 1989. С. 181.

[5] А. В. Сухово – Кобылин. Трилогия. – М., 1955. С. 82. В дальнейшем текст цитируется по этому изданию с указанием страницы.

[6] Рассадин С. Гений и злодейство, или дело Сухово – Кобылина. – М., 1989. С. 56.

[7] Рудницкий К. Л. А. В. Сухово – Кобылин: Очерк жизни и творчества. – М.,1957. С. 89.

Творческие искания А.В. Сухово-Кобылина как драматурга. Анализ комедий "Свадьба Кречинского", "Смерть Тарелкина" и драмы "Дело". Обоснование разоблачающей силы творчества Сухово-Кобылина и значения его трилогии для развития отечественной драматургии.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.08.2017
Размер файла 15,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

А.В. Сухово-Кобылин. Значение трилогии для развития отечественной драматургии

Введение

Два последних произведения Сухово-Кобылина не получили должного признания общественности и критики.

Актуальность темы состоит в том, что произведения А.В Сухово-Кобылина представляют собой достаточно ярке и интересные страницы русской истории в драматургии, именно поэтому изучение значения трилогии для развития отечественной драматургии огромно.

Предмет работы: трилогия в отечественной драматургии

Объект работы: трилогия в развитии отечественной драматургии.

Цель: выявить значение трилогии для развития отечественной драматургии

Значение трилогии для развития отечественной драматургии

А.В. Сухово-Кобылин показал в своих пьесах только самые негативные черты самодержавно-крепостнической России. Власть бюрократии и полицейского аппарата, стяжательство, которое проникает во все сферы жизни общества в неограниченном объеме: вымогательство, взяточничество, которое охватывает всю административно-судебную систему - это есть разоблачение русской действительности того времени.

Творческие искания драматурга достаточно многообразны: от бытовой комедии к сатире - памфлету, от реализма к гротеску реалистического характера, которые осложнены буффонадой и эксцентрикой.

Таким образом, с лучшими образцами отечественной драматургии данное произведение Сухово-Кобылина сближает достаточно многое: афористичность, меткость, сочность языка, а к тому же произведение становится ближе читателю за счет крылатых выражений, которые четко утвердились в обиходе, разговорной речи.

Образ шулера Расплюева - крупный вклад в литературу отрицательных образов самодержавной России. Расплюев подвергает полицейскому просмотру всю Россию.

Заключение

Таким образом, разоблачающая сила творчества Сухово-Кобылина достаточно в высокой мере превосходит даже его намерения. Ясно, что драматург решил передать читателю то, с чем он столкнулся в своей жизни, в данном случае говорить о неком реализме, так как драматург изображал в своей трилогии русскую действительность самодержавия.

Сухово-Кобылин на собственном опыте продемонстрировал, что значит столкнуться с бюрократическим чиновничьим аппаратом, а именно с произволом, бюрократизмом.

Но все же главная заслуга драматурга не совсем в том, что указано было выше, а значение трилогии для развития отечественной драматургии состоит больше в том, что автор смог понять, что вся порочность русской действительность самодержавной России кроется в самом строе, написав эту трилогию автор разрушил патриархальную правду жизни, он разоблачил отрицательные стороны этой действительности.

Прочитав произведение, можно придти к выводу о том, что сам драматург не знает ответ ан главный вопрос: где те общественные силы, которые смогут навести порядок в стране и преодолеть те ужасы произвола, которые царят в самодержавной России. Поэтому во всех трех пьесах лежит глубокий пессимизм и отсутствие прогрессивных идей.

Но тем не менее ценность творчества Сухово-Кобылина огромна.

Список литературы

2. Уралов М.А Трилогия в драматургии. М, 2001, 34 стр.

Подобные документы

Становление Антона Павловича Чехова как драматурга, художественные идеи и формы его творчества. Описание специфики драматургии Чехова. Эволюция драмы "Иванов" от первой до второй ее редакции. Изучение литературных прототипов образа главного героя.

дипломная работа [176,0 K], добавлен 17.07.2017

Теоретические аспекты подтекста в творчестве драматургов. Своеобразие драматургии Чехова. Специфика творчества Ибсена. Практический анализ подтекста в драматургии Ибсена и Чехова. Роль символики у Чехова. Отображение подтекста в драматургии Ибсена.

курсовая работа [73,2 K], добавлен 30.10.2015

Активный поиск новых форм в драматургии и театре на рубеже 60-80-х годов ХХ в. Конфликт в социологической драме. Заинтересованное внимание к психологической драме и к возможностям мелодрамы в 70-80-х годах. Развитие философской драмы в середине 80-х г.

статья [17,8 K], добавлен 27.12.2009

Анализ своеобразия интерпретации чеховской драматургии на театральной сцене Беларуси. Сценическое воплощение и особенности режиссерских трактовок произведений "Иванов", "Дядя Ваня" и "Три сестры". Трансформация жанра комедий "Вишневый сад" и "Чайка".

дипломная работа [116,1 K], добавлен 14.03.2011

Актуальность проблемы бедности в эпоху развития капитализма в России. Изображение русской деревни и персонажей в рассказах Чехова. Художественное своеобразие трилогии и мастерство автора при раскрытии образов. Языково-стилистическая манера писателя.

Читайте также: