Как изменялось понимание предмета этики в истории ее развития кратко

Обновлено: 03.07.2024

35. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы.

36. Политика и государственная служба.

  1. Этические принципы и нормы поведения государственных служащих.
  2. Политическая нейтральность государственной службы.
  3. Правила публичного комментирования чиновником государственной политики.
  4. Совершенствование профессиональной этики служащих как мировая тенденция.
  5. Опыт западных стран по отношению к проблемам этического регулирования государственных служащих (США, Канада, Великобритания).
  6. Реформирование государственной службы Российской Федерации как способ регулирования управленческих аномалий.
  7. Кодексы поведения государственных и муниципальных служащих.
  8. Органы контроля за соблюдением моральных норм. Этические комитеты, комиссии.
  9. Бюрократия и бюрократизм как феномен управленческого процесса. Преодоление бюрократизма в системе государственной и муниципальной службы.
  10. Понятие и природа коррупции. Моральный аспект проблемы коррупции.
  11. Меры противокоррупционной защиты государственной службы.
  12. Понятия реального, потенциального и мнимого конфликта интересов. Меры по устранению конфликта интересов.
  13. Специфика и содержание моральных конфликтов на государственной службе.
  14. Этические трансформации на государственной службе и способы их предотвращения.
  15. Этикет. История возникновения.
  16. Функции этикета на государственной и муниципальной службе.
  17. Принципы этикета государственного и муниципального служащего.
  18. Этикет госслужащих за рубежом (несколько стран для примера).

Структура и функции морали.

Функции морали - регуля­тивную - оценка поведения; воспитательную - передача опыта из поколения в поколение; ценностно-ориентирующую выработка и направление норм; познавательная – приобретение знаний о вопросах морали.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы - моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирую­щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на осно­ве принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные принципы — выражают основополагающие требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравст­венности. К числу моральных принципов относятся такие, как гуманизм — признание человека выс­шей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высо­кие моральные качества.

Предмет этики (изменение с течением времени)

Античная эпоха: поведение человека и его качества, характеризующие отношение человека к миру, к окружающим. Учение о добродетели.

Средние века: изучение внешних объективированных форм и проявлений нравственности. С субъекта переход на объект. Преобладает религиозная этика.

Новое время: изучение общеобязательных норм морального поведения, а также на изучение форм сочетания индивидуальных личностных качеств индивида с общепринятыми нормами и правилами поведения.

XIX век: изучение психологических мотивов человеческого поведения.

Начало XX века: Метаэтика: логический анализ языка морали.

Предмет этики смещается на рассмотрение роли моральных фактов в реальных социальных процессах.

Конец XX века: Прикладная этика - отвечает практическим потребностям развития современного общества и имеет большое практическое поле применения.

Предмет этики менялся, менялись подходы и акценты этического знания, но в основе проводимых исследований всегда оставалась мораль.

Категории этики

Категории этики имеют разную иерархию.

1)Добро и зло: предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, польза, зло – это вред.

2)Индивидуальное моральное сознание: Совесть в индивидуальном сознании сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства.

3)Личные поступки: Долг – социальный заказ от общества человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода. Ответственность – усваивая представления о долге, мы проводим отбор требований, признаем какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность – та часть требований долга, которую человек принимает на себя и за отступлением от которых готов нести ответственность.

Многие учёные считают отцом этики Демокрита. Он был родоначальником классического этапа в античной философии. В различных философских произведениях он писал об этике и первым предпринял попытку дать критерий разделения добра и зла – основных категорий этики.

Историческое изменение предмета этики; Развитие структуры науки этики.

В 6 в. царь Солон издал указ, в котором ограничил количество флейтистов и плакальщиков на похоронах. Он объяснил свой поступок так: хоронили на заре, все люди слышат музыку, и у всех появляется плохое настроение и т.д.

Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и нравов. Но очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с 6 в. н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот период получил название предэтики.

Второй раздел этики сформировался вместе с возникновением самой науки. Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем. Сюда входит:

· Осмысление профессиональной этики;

· Этика замкнутых идеологизированных систем;

· Этика возрастных групп, религиозных групп и т.д.

Третий раздел этики – осмысление пройденного наукой пути и рождение истории этических учений.

Четвертая часть – раздел моральной прогностики. Почти с самого рождения науки учёные пытались дать идеалы, к которым надо стремиться. Однако сначала этот раздел не занимал существенного места в науке. Особую роль он начал играть уже в новом времени, особенно в ХХ веке. Это было связано с усилением социального бремени и с изменением динамики социальных процессов. Оказалось, что в этих условиях человек может не успевать за цивилизационными изменениями. Как следствие – значительно расширяются механизмы воздействия на нравственные процессы, регуляция формирования морали в современном мире.

Этика – это важная часть философии, предметом изучения которой является мораль.

Общие сведения

Мораль присутствует во всех сферах жизни, в отношении человека к окружающей среде, к самому себе, к природе и животным. Этика имеет теснейшую связь с науками о человеке, а именно, с:

  • психологией;
  • культурологией;
  • историей;
  • педагогикой.

Античная этика

Первых античных философов волновали такие нравственные проблемы как:

  • поиск счастья и смысла жизни;
  • соотношение долга и совести;
  • суть добра и зла.

В своем развитии этика прошла несколько этапов.

Родоначальником этического учения считают Аристотеля, который дал ему название, а также написал большое количество важнейших трактатов на эту тему:

  • Никомахова этика;
  • Большая этика;
  • Эвдемова этика.

Этика была особенно важна для античной философии.

Например, стоики разделяли философию на три раздела:

Этику считали рациональным мышлением о человеческих ценностях. В связи с этим нравственные ценности и стали основными категориями этики.

Категории этики – это ключевые понятия этической науки, которые отражают сущность морали в наиболее полном объеме, и позволяют дифференцировать многие понятия.

Внутри античной этики также выделяли несколько этапов развития: предэтику, античное просвещение и высокую классику.

Готовые работы на аналогичную тему

Этическое просвещение, во время которого трудились софисты и Сократ, отличалось верой в силу образования и исключительную роль знаний в жизни общества. Несмотря на расхождения во мнениях, софисты и Сократ поставили нравственные проблемы как задачи, которые станут перспективными в контексте развития этики.

Софисты акцентировали свое внимание на задачах нравственного воспитания и утверждали об их зависимости от культуры. Сократ осуществлял поиск абсолютного знания, и пытался определить наиболее общие понятия в жизни человека: красоту, любовь, истину.

Можно сказать, что софисты положили начало возникновению этического мышления.

Этическое мышление – это мышление о нравственном благе (добре) и зле и об осуществлении этих этических начал в поведении человека. Как человек распоряжается своей свободой, в чем состоит правильный Путь Поведения и каковы условия, содействующие вступлению на него - таковы некоторые темы данного типа мышления.

Перед софистами встала проблема сопоставления многообразия обычаев и нравов различных народов. Сократ утверждал, что их регулирует разум, он является высшей ценностью для всех.

Средневековая этика

Существенно изменилось этическое мышление в Средние века. В этот период пересеклись античная философия и христианская религия. В основу христианской этики лег авторитет церкви. Все центральные проблемы вращались вокруг концепта добра и зла, они связаны с иерархией ценностей. Высшей ценностью называли Бога. Человек без его помощи не сможет определить, что отнести к добру, а что ко злу. Бог есть создатель и нравственный учитель мира.

С точки зрения религиозной этики добро есть выражение воли и разума Бога. Многие учения выводят добро из природы человека и феномена общественной пользы. Определить добро однозначно весьма сложно, поэтому некоторые ученые отказываются от подобных попыток.

Этика Нового времени

Что касается этики Нового времени, то она позволяет отказаться от идеи трансцендентности морали, которая считала, что ее источник находится вне мира. Этика Нового времени позволила вернуться к идее человеческой рациональности как основе нравственности. В данный период можно отметить таких ученых как Р. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозу, Д. Юма.

Смена предмета этики также произошла в XIX веке в трудах А. Шопенгауэра. Он обратил внимание на мотивы человеческого поведения. В таком направлении работали Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм.

В начале XX века возникла метаэтика.

Метаэтика – это область исследований, объектом которых является нормативная этика. Метаэтика осуществляет логико-лингвистический анализ нормативно-этического, морального рассуждения на предмет его непротиворечивости, обоснованности, терминологической точности и т.д.

Метаэтика отказывается от нормативных притязаний, перестала учить людей, как жить, но обнаружила такие качества моральных норм, как эмотивность, императивность, прескриптивность.

В начале XX века возникает новое направление в науке – социология морали, которая происходит из протестантской этики. Она рассматривает конкретные этические проблемы, связанные с уточнением роли моральных факторов внутри реальных социальных процессов.

При этом М. Вебер заложил новую методологическую парадигму, выраженную в рассмотрении этических компонентов социальных систем, обосновал роль этики и культуры и их значения для экономического развития и общего социального становления.

Вебер доказал, что существенным и исключительным компонентом модернизации и индустриализации западного общества стала протестантская этика. Также автор выявил тесную связь социального и экономического развития с особенностями хозяйственной этики, а также менталитета и образа жизни социальных групп.

35. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы.

36. Политика и государственная служба.

  1. Этические принципы и нормы поведения государственных служащих.
  2. Политическая нейтральность государственной службы.
  3. Правила публичного комментирования чиновником государственной политики.
  4. Совершенствование профессиональной этики служащих как мировая тенденция.
  5. Опыт западных стран по отношению к проблемам этического регулирования государственных служащих (США, Канада, Великобритания).
  6. Реформирование государственной службы Российской Федерации как способ регулирования управленческих аномалий.
  7. Кодексы поведения государственных и муниципальных служащих.
  8. Органы контроля за соблюдением моральных норм. Этические комитеты, комиссии.
  9. Бюрократия и бюрократизм как феномен управленческого процесса. Преодоление бюрократизма в системе государственной и муниципальной службы.
  10. Понятие и природа коррупции. Моральный аспект проблемы коррупции.
  11. Меры противокоррупционной защиты государственной службы.
  12. Понятия реального, потенциального и мнимого конфликта интересов. Меры по устранению конфликта интересов.
  13. Специфика и содержание моральных конфликтов на государственной службе.
  14. Этические трансформации на государственной службе и способы их предотвращения.
  15. Этикет. История возникновения.
  16. Функции этикета на государственной и муниципальной службе.
  17. Принципы этикета государственного и муниципального служащего.
  18. Этикет госслужащих за рубежом (несколько стран для примера).

Структура и функции морали.

Функции морали - регуля­тивную - оценка поведения; воспитательную - передача опыта из поколения в поколение; ценностно-ориентирующую выработка и направление норм; познавательная – приобретение знаний о вопросах морали.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы - моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирую­щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на осно­ве принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные принципы — выражают основополагающие требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравст­венности. К числу моральных принципов относятся такие, как гуманизм — признание человека выс­шей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высо­кие моральные качества.

Предмет этики (изменение с течением времени)

Античная эпоха: поведение человека и его качества, характеризующие отношение человека к миру, к окружающим. Учение о добродетели.

Средние века: изучение внешних объективированных форм и проявлений нравственности. С субъекта переход на объект. Преобладает религиозная этика.

Новое время: изучение общеобязательных норм морального поведения, а также на изучение форм сочетания индивидуальных личностных качеств индивида с общепринятыми нормами и правилами поведения.

XIX век: изучение психологических мотивов человеческого поведения.

Начало XX века: Метаэтика: логический анализ языка морали.

Предмет этики смещается на рассмотрение роли моральных фактов в реальных социальных процессах.

Конец XX века: Прикладная этика - отвечает практическим потребностям развития современного общества и имеет большое практическое поле применения.

Предмет этики менялся, менялись подходы и акценты этического знания, но в основе проводимых исследований всегда оставалась мораль.

Категории этики

Категории этики имеют разную иерархию.

1)Добро и зло: предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, польза, зло – это вред.

2)Индивидуальное моральное сознание: Совесть в индивидуальном сознании сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства.

3)Личные поступки: Долг – социальный заказ от общества человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода. Ответственность – усваивая представления о долге, мы проводим отбор требований, признаем какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность – та часть требований долга, которую человек принимает на себя и за отступлением от которых готов нести ответственность.

Читайте также: