Как должно быть организованно в школьном учреждении обучение учащихся пожарной безопасности

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установлен­ными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова по­жарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. Периодически в школе должна проводиться показательная учебная эвакуа­ция.

Обучение противопожарным правилам рекомендуется проводить систематически, целенаправленно, начиная с 1-го класса, в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у обучающихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их ос­торожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средства­ми бытовой химии и т.д.

Основными формами противопожарной разъяснительной работы в школе являются: беседы и внеклассные мероприятия с учащимися, беседы с их родителями, организация тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организация противопожарной агитации в школе, выставки пла­катов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ фильмов на противопожарную тематику.

Рекомендуется приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы на противопо­жарную тематику, организовывать викторины, показ средств тушения пожа­ра и приемов тушения огня.

Особое внимание следует уделить психологическим аспектам поведения в случае экстремальной ситуации, в том числе и пожара, поскольку данные явления естественно сопро­вождаются эмоциональной напряженностью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т.п.). Для предотвращения таких явлений необходимо проводить своеобразную профилактику эмоциональной на­пряженности. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости выполнить то или иное задание лег­че устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения. Введение в учебные программы специальных заня­тий, направленных на изучение правил пожарной безопасности с привлече­нием знаний из других учебных дисциплин (например, химии), выполняет функцию подобной тренировки.

Необходимым условием для упорядочения поведения в усложненных ситуациях (при пожаре) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить четкую программу действий. Целесообразно поэтому, независимо от характера учебной дисцип­лины, вводить в содержание уроков специальные задания по безопасности учащихся. Новизна ситуации, необходимость поиска адекватного реше­ния в трудной задаче, повышенная значимость или ответственность дея­тельности теряет свой стрессовый характер, если человек владеет сформированными способами преодоления сложностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при измене­нии условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации. Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрас­том. Соз­дающийся с помощью игры повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть че­рез внутренний барьер боязни, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придает уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Школа, объединяя учеников и учителей, придавая обучению системати­зированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на учащихся, поэтому привитие школьникам навыков пожаробезопасной жизне­деятельности должно стать нормой школьной жизни, а вопросы пожарной безопасности должны рассматриваться в рамках изучаемых учебных дисциплин.

Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности учащихся начальной школы

В начальной школе знакомство с правилами пожарной безопасности проводится с целью обучения правилам поведения в случае возникновения пожара, формирования умений и навыков по применению первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи пострадавшим.

Противопожарную учебу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные младшему школьному возрасту психолого-педагогические методы передачи знаний и формирования навыков.

Организуя работу с младшими школьниками, следует помнить, что ещё недавно игра была ведущей в жизни дошкольника. С поступлением в школу она не исчезает, по-прежнему желанна и необходима. Это отвечает психологическим особенностям детей, младших школьников: повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, впечатлительность, активность, склонность к подражанию взрослым.

Научить ребят сознательно выполнять в школе, на улице и дома правила пожарной безопасности, разъяснить им опасность шалости с огнем, правила пользования электробытовыми приборами, подручными и первичными средствами пожаротушения, вызова пожарной охраны – обязанность учителя.

Целесообразно, чтобы учебный процесс тесно переплетался с элементами игры. В игре, наиболее доступном для детей виде деятельности, закрепляются знания, полученные на учебных занятиях. Познавательные игры расширяют объем информации, получаемой детьми в ходе обучения, стимулирует важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижает психические и физические нагрузки. В ходе игры дети готовы учиться сколько угодно. В познавательных играх создаётся благоприятная возможность подготовки сознания к восприятию нового.

Особое внимание должно быть уделено практическим занятиям. При изучении правил пожарной безопасности любое знание должно подтверждаться практикой. Изучение правил пожарной безопасности рекомендуется проводить в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок). С целью формирования осознанного отношения к изучению материала, повышению познавательного интереса желательно ставить перед учащимися проблемные ситуации, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности.

Рекомендуем использовать следующие формы профилактической работы по пожарной безопасности:

чтение текстов соответствующей тематики с последующим обсуждением и анализом;

Обучение учащихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи взрослым в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.

Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения.

Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися V-VIII классов материалы программы изучаются в сокращенном объеме. С учащимися I-IV классов и детьми старшего дошкольного возраста проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

На занятиях по обучению учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы.

Тема 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных
организациях

Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства - всенародное дело. Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.

Тема 2. Огонь - друг и враг человека

Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем.

Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

Тема 3. Причины возникновения пожаров

Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях: детская шалость со спичками и другие виды детской шалости (незатушенные угли, шлак, зола, костры); неосторожность при курении; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, газовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка - основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.

Тема 4. Противопожарный режим в детском учреждении

Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.

Тема 5. Берегите жилище от пожаров

Противопожарный режим в жилом доме:

недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т.д.

Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности; незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

Тема 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности

Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки, правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.

Тема 7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

Основные сведения об автоматических установках пожаротушения. Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

Тема 8. Что нужно делать при пожаре

Правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещение людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В сентябре 2017 года вступают в силу изменения в Правила противопожарного режима в РФ. Чтобы провести противопожарные мероприятия по новым правилам, организуйте:

Внимание: если образовательная организация не выполнит все мероприятия по пожарной безопасности, то ей и должностным лицам организации, ответственным за пожарную безопасность, грозит административная и уголовная ответственность.

Какие изменения внесли

Все изменения можете увидеть в сравнительной таблице. Вот основные изменения:

Какие есть специальные требования к образовательным организациям

Чтобы провести противопожарные мероприятия по новым правилам, организуйте:

Кроме того, учтите три ситуации, когда предъявляют особые требования к образовательным организациям.

Первая ситуация – если на занятии используют пожароопасные вещества.

В таком случае учитель, который ведет занятие, несет ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности. Он проводит беседу с обучающимися о правилах работы с горючими веществами (п. 104 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Учитель следит, чтобы:

  • в помещении, где проводят опыты, было такое количество легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, чтобы хватило на все занятия в данный учебный день. Доставлять жидкости в такие помещения надо в закрытой таре;
  • в вытяжном шкафу, когда там проводят опыты, были только те вещества, материалы и оборудование, которые используют в работе. При этом вытяжной шкаф должен быть в рабочем состоянии;
  • на столах, где проводят опыты, были бортики, которые предотвращают стекание жидкостей со столов;
  • в учебных классах и кабинетах были только необходимые для учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы. Все принадлежности должны храниться в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках;
  • в классах и кабинетах число парт и столов соответствовало проекту, по которому построено здание.

После окончания занятий учитель убирает все пожароопасные и пожаровзрывоопасные вещества и материалы в помещение, которое оборудовано для их временного хранения. Если после занятия вещества необходимо утилизировать, то их собирают в специальную закрытую тару и отправляют на дальнейшую утилизацию. Сосуды, в которых проводились работы с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, учитель промывает пожаробезопасными растворами (п. 101 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Внимание: нельзя сливать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в канализацию (п. 100 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390)

Внимание: не используйте на занятиях те вещества и материалы, которые образовательная организация официально не закупала (п. 96 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390)

Вторая ситуация – если детей оставляют на ночь в образовательной организации.

В таком случае поручите ответственному за пожарную безопасность:

  • организовать круглосуточное дежурство обслуживающего персонала, если охранная организация, с которой образовательная организация заключила договор, не охраняет школу или детский сад круглосуточно;
  • составить, утвердить у руководителя и довести до работников инструкцию о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время;
  • обеспечить телефонную связь и электрические фонари – не менее одного фонаря на каждого дежурного;
  • контролировать состояние и количество средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения – не менее одного средства индивидуальной защиты на каждого дежурного;
  • передавать ежедневно в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится образовательная организация с ночным пребыванием людей, информацию о количестве людей, которые находятся в организации, в том числе в ночное время.

Такие требования устанавливают пункты 8, 9, 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.

Третья ситуация – если организуете детский летний отдых.

В таком случае поручите ответственному за пожарную безопасность проследить, чтобы в здании была исправная телефонная связь и устройство для подачи сигнала тревоги при пожаре.

Не размещайте детей:

  • в мансардных помещениях зданий IV и V степеней огнестойкости, а также класса конструктивной пожарной опасности С2 и С3;
  • в помещениях зданий и сооружений IV и V степеней огнестойкости, а также класса конструктивной пожарной опасности С2 и С3, если детей более 50;
  • на этаже с одним эвакуационным выходом.

Кого назначить ответственным

Правила противопожарного режима в РФ устанавливают мероприятия, за которые ответственность несет руководитель. Однако можно делегировать обязанность по выполнению таких мероприятий работнику, ответственному за пожарную безопасность в образовательной организации.

Руководитель образовательной организации обязан назначить работника, который будет отвечать за пожарную безопасность в организации (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390). Ответственным можно назначить любого работника, потому что специальных требований к кандидатуре законодательство РФ в области пожарной безопасности не предъявляет. Назначить ответственного работника по пожарной безопасности можно только с его письменного согласия.

Ответственный работник должен пройти противопожарный инструктаж и обучение мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума в (п. 31 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645).

Издайте приказ о назначении ответственного и укажите там его обязанности, например:

  • обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности на объекте;
  • следить за порядком содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • разрабатывать и утверждать у руководителя локальные акты по вопросам пожарной безопасности;
  • организовывать меры по обеспечению пожарной безопасности, в том числе при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • контролировать порядок осмотра и закрытия помещений по окончании рабочего дня;
  • следить за исправным состоянием систем обеспечения пожарной безопасности, наличием и исправностью первичных средств пожаротушения и т. д.

Положение о назначении работника и его функциях можно включить в приказ об установлении противопожарного режима в образовательной организации или оформить отдельным приказом.

Поручите ответственному также проводить обучение работников по программам инструктажа и пожарно-технического минимума. Все работники должны быть обучены, иначе их нельзя допустить к работе в образовательной организации (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Чтобы обеспечить пожарную безопасность в образовательной организации, проводите мероприятия, которые предписывает законодательство РФ. Все мероприятия можно разделить на внутренние и наружные – в зависимости от того, внутри или снаружи здания их надо проводить.

Локальные акты по пожарной безопасности, которые должна иметь образовательная организация, посмотрите в таблице.

Как проводить внутренние мероприятия

Поручите работнику, ответственному за пожарную безопасность, проводить мероприятия, которые предотвратят пожары в зданиях образовательной организации. Вот чек-лист мероприятий:

Наглядные материалы

В помещениях надо разместить таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.

На каждом этаже повесьте планы эвакуации людей при пожаре. На плане обозначьте места хранения первичных средств пожаротушения (п. 6, 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Мероприятия по эвакуации

Поручите ответственному работнику разработать инструкцию о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре. Кроме того, необходимо проводить тренировки по эвакуации работников не реже одного раза в полугодие (п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

В здании образовательной организации должны быть исправные электрические фонари на случай эвакуации – из расчета один фонарь на 50 человек.

Состояние эвакуационных путей и выходов

Необходимо следить, чтобы во время эксплуатации эвакуационных путей и выходов работники не нарушали проектные решения и требования нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе чтобы пути и выходы:

  • соответствовали требуемым размерам, количеству и объемно-планировочным решениям;
  • были достаточно освещены – эвакуационное освещение включайте в круглосуточном режиме или настройте его так, чтобы оно автоматически включалось, когда выключаете рабочее освещение;
  • имели эвакуационные знаки пожарной безопасности, например которые указывают пути эвакуации людей;
  • имели такие запоры на дверях, чтобы их можно было свободно открывать изнутри без ключа. Механизмы для самозакрывания противопожарных дверей должны быть всегда исправны.

Такие требования устанавливают пункты 33, 35, 37(1), 43 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.

Поручите ответственному за пожарную безопасность также проследить, чтобы ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов, в том числе на путях эвакуации, надежно закрепили к полу (п. 39 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Состояние вентиляционного оборудования

Ответственный по пожарной безопасности организует проверку вентиляционного оборудования в сроки, которые указывает инструкция завода-изготовителя. Необходимо проверять:

  • огнезадерживающие устройства в воздуховодах – заслонки, шиберы, клапаны и т. д.;
  • устройства блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения;
  • автоматические устройства отключения вентиляции при пожаре.

Установите порядок и сроки работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов. В этом случае можно руководствоваться инструкциями завода-изготовителя. При этом работы по очистке проводите не реже одного раза в год. После проверки и очистки составьте акт – он подтвердит, что образовательная организация исполнила свои обязанности по контролю и очистке оборудования (п. 50 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Состояние систем и установок противопожарной защиты

Системы и установки противопожарной защиты должны быть в исправном состоянии. Проверять их работоспособность надо в сроки, которые устанавливают инструкция завода-изготовителя, национальные и международные стандарты. После проверки составьте акт и укажите в нем техническое состояние устройства.

Поручите ответственному за пожарную безопасность хранить исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта. Документация понадобится, когда будут проводить ремонт систем.

Установите годовой план-график обслуживания и планово-предупредительного ремонта систем противопожарной защиты:

  • автоматических установок пожарной сигнализации;
  • автоматических (автономных) установок пожаротушения;
  • систем противодымной защиты;
  • систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.

План-график составьте с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроков ремонтных работ зданий образовательной организации (п. 63 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Если во время работ по техническому обслуживанию или ремонту систему противопожарной защиты надо отключить, то поручите ответственному за пожарную безопасность принять меры по защите объектов защиты от пожаров.

Внимание: нельзя переводить установки с автоматического пуска на ручной – это создаст угрозу пожарной безопасности в образовательной организации (п. 62 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Состояние отопительных устройств

Перед началом отопительного сезона надо проверить состояние печей, котельных, теплогенераторных, калориферных установок и других отопительных приборов и систем. Если нужен ремонт, то надо провести его до начала отопительного сезона, потому что неисправные печи и другие отопительные приборы использовать нельзя (п. 81 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Нельзя эксплуатировать печи и другие отопительные приборы, если нет противопожарных разделок или отступок от горючих конструкций, предтопочных листов размером не менее 0,5 на 0,7 метра – из негорючего материала. Нельзя использовать отопительные приборы и печи, даже если есть прогары и повреждения в разделках, отступках и предтопочных листах (п. 81 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Поручите ответственному за пожарную безопасность также проконтролировать, чтобы побелили дымовые трубы и стены с дымовыми каналами и вовремя чистили дымоходы от сажи:

  • один раза в три месяца – дымоходы отопительных печей;
  • один раза в два месяца – печей и очагов непрерывного действия;
  • один раз в месяц – кухонных плит и других печей непрерывной или долговременной топки.

Необходимо контролировать процесс топки печей. В образовательной организации с дневным пребыванием детей топку печей надо закончить не позднее чем за один час до прихода детей. Золу и шлак из топок надо залить водой и удалить в специально отведенное для них место (п. 85Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Огнетушители

Поручите ответственному за пожарную безопасность проследить, чтобы на каждом этаже было не менее двух огнетушителей. Расстояние от возможного очага пожара до места размещения переносного огнетушителя не должно превышать 20 метров – с учетом перегородок, дверных проемов, возможных загромождений, оборудования (п. 70, 468, 474 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Нормы оснащения и вид огнетушителей приводит приложение 1 к постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. Количество и вид огнетушителей зависит от класса пожара, который определяют по виду горючего материала, например:

Все, существующие на сегодняшний день общие правила пожарной безопасности в школе, представляют собой комплекс мероприятий, который разработаны государственными органами, а также административным аппаратом самого учреждения. Целью данного пакета правил является самая полная защита учеников, работников школы, личного и школьного имущества от пожара.

Первичные средства пожаротушения в школе

Первичные средства пожаротушения в школе

Комплекс мероприятий пожарной безопасности в школе, включает в себя сразу несколько направлений работы:


Полная ответственность за соблюдение правил несут её руководитель (директор) и его заместители. При этом персональная ответственность также лежит на заведующих кабинетами и производственными мастерскими.

Обеспечение ПБ в школе

Стенд (уголок) по пожарной безопасности в школе

Стенд (уголок) по пожарной безопасности в школе

На администрации школы лежит ответственность за надлежащие обеспечение выполнения правил, а также выполнение регулярного контроля над тем, чтобы работники школы и учащиеся соблюдали свой режим работы и режим работы школы.

В число мер пожарной безопасности, которые должны постоянно выполняться на территории школы, входят следующие мероприятия:


  • Скорейшее устранение любых факторов, которые могут спровоцировать пожар;
  • Строгое следование графику проведение инструктажей, нацеленных на актуализацию знаний по противопожарной безопасности;
  • Разработка и утверждение эвакуационного плана, и мер по оповещению учеников и работников школы при пожаре;
  • Чёткое распределение обязанностей работников школы при пожаре;
  • Закрепление за определёнными работниками школы лиц, которые будут ответственны за пожарную безопасность во время разных мероприятий: линеек, школьных вечеров, концертов и пр.

Обучение детей правилам ПБ в школе

Систематическое обучение детей правилам пожарной безопасности в школе начинается ещё с младших классов. Детям дают начальные представления о том, что собой представляет огонь, для каких целей его используют и почему он опасен. Закладываются основные знания о правилах обращения с огнём, а также о том, что следует делать во время пожара.

Поскольку малыши ещё не в состоянии усваивать большой объём словесной информации, то учителя занятия на данную тему часто проводят в игровой форме, а также устраивают экскурсии в пожарную часть. Также школьникам показывают обучающие диафильмы и видеоролики, из которых те могут понять главные причины пожаров, а также то, как можно спастись от огня. Помимо этого в начальной школе учащиеся заучивают номер МЧС России, учатся правильно использовать электрические приборы, тушить с помощью воды костры и пр.

Таким образом, всё обучение детей правилам пожарной безопасности для младших школьников сводиться к тому, что им прививают несколько простейших правил:


  • брать и использовать спички нельзя;
  • недопустимо играть около костров или раскалённых предметов;
  • над костром или обогревателями нельзя сушить вещи;
  • запрещено разведение костров без взрослых;
  • не оставлять без присмотра включенные электрические приборы;
  • звонить, кричать и всячески привлекать внимание взрослых, если был обнаружен пожар.

Противопожарная безопасность для учеников средней ступени, включает в себя следующие элементы:

  • привитие знаний и умений обращения с разными электроприборами;
  • получение знаний о легко воспламеняемых материалах;
  • изучение правил использования огнетушителей и иных средств борьбы с огнём;
  • основные знания о правильном спасении своей жизни и жизней других детей.

Работа над закреплением всех этих элементов ведётся в игровой форме, проводятся различные викторины и конкурсы, а также практические занятия.

Последствия пожара в школьном классе

Последствия пожара в школьном классе

Обучение основам пожарной безопасности у учеников старших классов, проходит в форме учений, на которых те получают прочные практические навыки борьбы с огнём, а также учатся спасать людей. Таким образом, заканчивая обучение в школе, старшеклассник должен точно знать ответы на следующие вопросы и уметь выполнять следующие действия:

  • как искать запасные выходы, где располагаются огнетушители;
  • что может стать причиной пожара, и умение предотвратить её появление;
  • основы оказания первой медпомощи;
  • предотвращать и останавливать игры детей с огнём;
  • никогда не нагревать открытым пламенем неизвестные материалы;
  • обесточивать электрические приборы, уходя из дома, не протирать их мокрыми тряпками, когда те включены в сеть, а так же не тушить их водой.
  • не пользоваться легко воспламеняющимися жидкостями для розжига печей и костров;
  • заливать костёр водой, пока не перестанет идти дым;
  • не бросать зажженные спички в сухостой, тополиный пух, в урны.
  • сразу же оповещать пожарную охрану о случаях обнаружения возгораний.

Правила поведения учеников при пожаре

Действия ученика или персонала школы при обнаружении пожара

Действия ученика или персонала школы при обнаружении пожара

Основной набор правил учащихся при пожаре выглядит так:

  • главные признаки пожара в виде дыма или резкого запах гари, говорят о том, что необходимо внимательно слушать учителя, который объективно оценивает ситуацию, и занимается обеспечением безопасности детей;
  • ни в коем случае не нужно поддаваться какой-либо панике;
  • покидать помещение и здание школы нужно быстро, но не бегом, чтобы избежать падений и давки;
  • после того, как здание школы было покинуто, необходимо следовать за учителем, который вскоре произведёт перекличку всех учеников вашего класса.

Итак, мы привели правила пожарной безопасности в общеобразовательных школах, являющиеся основой и итогом обучения школьников.

Сформулировав основные правила пожарной безопасности в школе для учащихся, которые они усваивают в процессе обучения. Необходимо особо подчеркнуть, что полноценная пожарная безопасность в данном случае – это не просто набор каких-то правил, которые нужно просто выучить. В обязанности же учителей и родителей входит тщательный контроль над тем, чтобы все учащиеся освоили эти правила и пользовались ими в повседневной жизни.

Детей не просто обучают их ещё и воспитывают, прививая им навыки правильного обращения с огнём, рассказывая и показывая как нужно вести себя при пожаре, а какие действия предпринимать ни в коем случае нельзя.

Читайте также: