Управленческая деятельность руководителя доу

Обновлено: 08.07.2024

Команда должна гордиться вами,
как профессионалом, а вы ею,
как командой профессионалов.

Сегодня на этапе серьезных перемен, российское общество особенно нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых гражданах.

Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика. Именно дошкольное учреждение совместно с семьей дает старт развитию личности ребенка. Именно от того, как он развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни.

В последнее десятилетие в системе общественного дошкольного образования произошли серьезные преобразования. Они ставят перед дошкольниками принципиально новые задачи. Проблема реформирования и совершенствования содержания дошкольного образования достаточно актуальна.

Сегодня дошкольные учреждения должны занять свою образовательную нишу, сохраняя при этом самобытность дошкольного детства.

Особую значимость приобретают качество, доступность и эффективность дошкольного образования.

Качество образования – понятие объемное, но одной из его составляющих являются кадры (и не только педагогические), которые обеспечивают это качество. Оно напрямую зависит от того, кто работает с детьми. Поэтому, управленческая деятельность руководителя ДОУ по формированию успешного, высокопрофессионального коллектива работников была актуальна всегда, но в последнее время – особенно.

Сельский детский сад имеет свою специфику по сравнению с ДОУ больших мегаполисов. Чаще всего – это единственное дошкольное учреждение, которое обязано оказывать населению качественные услуги по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

Анализ состояния имеющихся кадров во многих сельских дошкольных учреждениях, к сожалению, показывает, что мы стоим на пороге очень серьезных событий:

– во многих ДОУ идет тенденция старения педагогических кадров;
– сложности с профессиональной переподготовкой этих кадров;
– почти полное отсутствие молодых специалистов;
– молодые специалисты без малейшего представления об особенностях работы с дошкольниками, низкий уровень их подготовки.

Поэтому, многие руководители стали задумываться о построении своей кадровой политики, которая была бы эффективна в их учреждении.

Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников, в современном менеджменте называется – управление персоналом или кадрами. Для того чтобы этот вид деятельности был успешным, необходимо построение системы управления персоналом, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми. Системы могут быть разнообразные, в зависимости от условий учреждения, опыта и возможностей его руководителя.

Многолетний опыт управленческой деятельности в сельском ДОУ позволил мне сформировать свою систему управления кадрами, которая, возможно, будет интересна другим заведующим ДОУ.

  1. Отсутствие самой системы
  2. Ранее присылали кадры, теперь ищем их сами
  3. Большое количество “случайных” людей.

Главный принцип комплектования ДОУ кадрами – не пассивное ожидание желающих устроиться на работу, а активное привлечение рабочей силы.

Цели создания данной системы:

– снижение текучести кадров;
– повышение качества образования;
– командный профессионализм;
– приверженность организации.

– нельзя нарушать последовательность основных этапов, менять их местами;
– систему можно дорабатывать и совершенствовать внутри;
– если разработали систему – имейте терпение и действуйте строго по ней;
– сбои на первых этапах системы обязательно проявятся на последующих.

Система имеет многоступенчатое движение снизу вверх, где на каждом этапе совершаются определенные действия.

Первый этап – начальный

  1. Кадровое планирование – это анализ возрастной и квалификационной структуры кадров, анализ его потенциала.
  2. Поиск – должен действовать принцип “Новый работник – свежая струя в коллективе”. Способы поиска у всех разные, в зависимости от условий, возможностей и желания руководителя.
  3. Конкурсный отбор – даже если его нет, то надо создать его видимость.
  4. Прием – это особая процедура. Если человек незнаком, то важную роль играет собеседование на различные темы. При малейшем сомнении – перенесите прием на другой день и наведите справки.

Если на первом этапе ответственность полностью лежит на руководителе, то на втором этапе проявляется коллектив и сам работник.

Второй этап – этап адаптации

  1. Коллектив адаптируется к работнику – работник к коллективу. Идет взаимная проверка на “прочность”.
  2. Профориентация – здесь необходимы наставничество, мягкое наблюдение, обмен опытом, возможны корректировка должностных обязанностей, графика работы.
  3. Мотивация – очень сложная часть этапа, на которой решается судьба работника как члена коллектива. Нужно “замотивировать” работника на дальнейшее сотрудничество, если он вам нужен, или создать условия для его ухода из коллектива, если он вас не устраивает.

Третий этап – этап творческого развития

  1. Он полностью зависит от желаний и стремлений к совершенствованию самого сотрудника. Задача руководителя – создать ему условия для профессионального роста и творчества.
  2. Очень важно признание и оценка деятельности сотрудника, чтобы он чувствовал свою значимость и необходимость именно в этом трудовом коллективе.

Четвертый этап – единство команды

Этот этап очень важен для администрации учреждения. Здесь опасно “перегнуть палку”. Сотрудники постоянно должны себя ощущать в коллективе, являться его составляющей. Не нужно одних противопоставлять другим. Во всем должна быть разумная мера. Когда сотрудник от начала и до конца сформировался в вашем коллективе – бойтесь его потерять. Часто возникают критические моменты, когда из-за незначительных недоразумений – человек уходит из коллектива. Если на втором этапе его не жаль потерять, то на четвертом – это проявление непрофессионализма руководителя.

Результатом эффективного управления персоналом будут: высокое качество труда, низкая текучесть и заболеваемость, рост удовлетворенности трудом, приверженность организации, авторитет среди коллег и родителей.

Литература, используемая по теме “Управленческая деятельность руководителя ДОУ по подбору персонала и формированию единой команды”

Заведующий ДОУ осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения.

Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения.

Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта.

Формирует контингент обучающихся воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении.

Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся воспитанников, в образовательном учреждении.

Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования.

В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть.

Утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения.

Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам) ставкам заработной платы работников) выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные

коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.

Принимает меры по обеспечению образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в образовательном учреждении. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их

материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательном учреждении, рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательным учреждением.

Принимает локальные нормативные акты образовательного учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.

Планирует, координирует и контролирует работу педагогических и других работников образовательного учреждения. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими, гражданами.

Представляет образовательное учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для

осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения дополнительных источников финансовых и материальных средств.

Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и отчета о деятельности образовательного учреждения в целом.

Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Заведующий должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики,социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Заведующий ДОУ должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Детский сад по своей форме, содержанию и структуре является сложным воспитательным учреждением, и руководство им должно осуществляться на основе принципов и положений науки управления.

Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его вмешательства. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.

Процесс управления начинается с постановки определенных целей, задач и заканчивается их достижением. Затем на основе анализа результатов намечаются следующие задачи, и цикл начинается сначала. В дошкольном учреждении таких циклов несколько: с момента поступления ребенка в детский сад и до его ухода в школу, годовой, квартальный, месячный, от педсовета к педсовету, дневной и др.

Одной из важных категорий управления являются функции. К основным из них можно отнести: выработку и принятие решений, включая планирование; организацию; учет и контроль; регулирование. Все эти функции характерны для системы управления дошкольным учреждением, но каждая из них имеет свои особенности, вытекающие из специфики содержания работы этого учреждения.

Управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном учреждении в связи с повышением требований к организации пед. процесса, увеличением контингента детей значительно усложнилось. Успех в этой работе во многом зависит от уровня руководства дошкольным учреждением со стороны заведующего, умения правильно реализовывать функции управления.

Выработка и принятие решений

Выработка и принятие решений является одной из основных функций управления; процесс управления часто определяют как процесс принятия и реализации решений. Решение представляет собой формулировку цели воздействия, как бы идеальный образ результатов, которые намечается получить; оно предопределяет направленность остальных функций.

Планирование является важным этапом в управлении дошкольным учреждением. Это один из видов управленческого решения. Оно позволяет осуществить совокупность мер по реализации задач, стоящих перед коллективом.

Планирование начинается со всестороннего и глубокого анализа состояния работы в детском саду с целью выявления сильных и слабых ее сторон и постановки актуальных задач на предстоящий период.

При планировании необходимо учитывать перспективы развития народного образования и дошкольного воспитания в стране, городе, районе, а также перспективы развития своего учреждения на несколько лет вперед, на пятилетку или на более отдаленный срок. В плане определяются главные, наиболее важные задачи работы дошкольного учреждения, на решение которых будет направлена деятельность коллектива, и определяются основные пути и способы их решения: целесообразная расстановка людей и распределение обязанностей, координация действий членов коллектива, меры их стимулирования (через организацию инструктажа, контроля, соревнования, создание благоприятного психологического климата в коллективе, укрепление материальной базы учреждения. Действенность плана заключается в ясности и четкости целей, задач, в конкретности и перспективности, в учете объективных особенностей планируемого. План составляется в виде координированной системы решений, рассчитанной на обеспечение эффективной деятельности учреждения в течение недели, месяца, года или более длительного срока.

Различные аспекты деятельности детского сада находят отражение в годовом плане работы, в планах работы родительского комитета, в перспективном плане повышения квалификации педагогического коллектива и др.

В составлении и утверждении плана работы на год участвует весь коллектив.

В его основу должны быть положены следующие принципы: научность, перспективность и конкретность выражается в научности, предполагает организацию всей вопитательно-образовательной, административно – хозяйственной и общественной работы детского сада на основе достижений науки и передового педагогического опыта. Перспективность может быть обеспечена определением общих задач, исходя из того, что детский должен формировать основы материалистического мировоззрения, закладывать базу для воспитания социально активной личности, давать начальные знания, создавать предпосылки для успешного обучения детей в школе и, прежде всего, укреплять их здоровье. Конкретность проявляется в определении точных сроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их выполнение, в систематическом, всестороннем контроле.

Организация – это деятельность по реализации плана работы обеспечивается правильным подбором и расстановкой кадров, четким определением обязанностей каждого члена коллектива, строгой дисциплиной.

В организации работы дошкольного учреждения большая роль принадлежит заведующему. Он должен продумать весь объем предстоящей работы в соответствии с директивными документами и задачами, намеченными в годовом плане, выделить главное.

Заведующий распределяет работу соответственно обязанностям, опыту и индивидуальным качествам каждого члена коллектива. Перед началом учебного года, когда уже намечены задачи работы дошкольного учреждения, он своевременно распределяет обязанности между воспитателем-методистом, завхозом, врачом, наделяет их правами для самостоятельного решения вопросов, закрепляет воспитателей и помощников воспитателей за определенными группами.

Руководитель должен строго выполнять то, что запланировано, и учить этому своих помощников. Нечеткость в организации работы дошкольного учреждения обусловлена рядом причин: формализмом планирования, параллелизмом в работе, невыполнением принятых решений.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении требует, чтобы им управляли. А это возможно только в том случае, если заведующий хорошо знает состояние дел в управляемом дошкольном учреждении, если ему известны Возможности своих помощников, если он знает все особенности воспитательно-образовательного процесса. Условием для этого является четко организованный поток оперативной информации.

Соблюдение норм взаимоотношений между сотрудниками, определенный ритм работы учреждения, способствующий выполнению плана, обеспечивает контроль.

Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в его осуществлении.

Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, заведующий теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей. Он позволяет также установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны. Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Контроль заведующего должен быть предметным и конкретным, его осуществление – соответствовать составленному плану-графику на неделю или месяц. Выбор форм контроля во многом зависит от времени его проведения.

Формы контроля могут быть разнообразными: изучение документации и календарных планов, беседы с воспитателями и последующее посещение группы.

От того, какие требования в начале учебного года предъявит руководитель к воспитателям и другим сотрудникам детского сада, во многом будут зависеть дальнейшие успехи в работе учреждения.

Существует несколько видов контроля: предупредительный, тематический, фронтальный,

Регулирование направлено на постоянное поддержание необходимого уровня организованности в дошкольном учреждении. Регулирование проявляется при согласовании планов, сроков проведения мероприятий, назначении ответственных исполнителей, что помогает избежать дублирования.

В процессе выполнения принятых решений регулирование способствует поддержанию порядка в реализации намеченных мер.

Регулирование, основанное на результатах контроля, помогает устранению отклонений от первоначальной цели. На этом этапе важно выявлять и закреплять положительные моменты деятельности и развивать их.

Регулирование требует от руководителя управленческих знаний, оперативности и большого искусства во взаимодействии с людьми.

Регулирование нередко связано с перестановкой воспитателей и обслуживающего персонала, перераспределением поручений, что ведет к перестройке отношений с исполнителями. Исполнители не всегда понимают необходимость этих действий, и заведующий проявляет большую выдержку и тактичность, чтобы их убедить.

Регулирование осуществляется через беседы, оперативные совещания и в связи с принятием управленческих решений по частным вопросам.

Организация работы дошкольного учреждения на летний период (ЛОП) ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (ЛОП) Задачи: 1. Создать условия обеспечивающие охрану жизни.

Рекомендации по совершенствованию системы управления адаптационной работы с педагогическим персоналом в ДОУ Так как детские учреждения типичные в нашей стране, то и проблема адаптации у всех похожие. Разработаны проектно-практические рекомендации.

Развитие речи младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения: алгоритм работы со сказкой Развитие речи младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения: алгоритм работы со сказкой Чтобы успешно существовать.

Статья посвящена анализу управленческих функций руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить функции, которыми должен обладать руководитель дошкольного образовательного учреждения.

Задачами исследования являются:

– Определить условия успешной управленческой деятельности;

– Выяснить суть управленческой культуры и управленческого мышления;

– Определить качества руководителя нового типа.

Возможность практического применения исследования заключается в использовании материалов статьи руководителями дошкольных образовательных учреждений для дальнейшей эффективной работы в сфере управления.

Ключевые слова: управленческие функции, управленческая культура, руководитель, управление, управленческое мышление.

MANAGEMENT FUNCTIONS OF A HEAD OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Mitroshina Ya.I. 1, *, Galich T.N. 2

1, 2 Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga, Russia

Abstract

The article is devoted to the analysis of the managerial functions of a head of a preschool educational institution.

The purpose of the study is to examine the functions of a head of a pre-school educational institution.

The objectives of the study include:

– Determining the conditions for successful management activities;

– Clarifying the essence of management culture and management thinking;

– Determining the qualities of the head of a new type.

The possibility of practical application of the research lies in the use of article materials by heads of preschool educational institutions for further effective work in the field of management.

Keywords: managerial functions, managerial culture, head, management, managerial thinking.

Введение

Современная система образования возлагает на руководителя дошкольного образовательного учреждения все больше требований, но самым важным требованием считается компетентность руководителя в таком важном направлении как менеджмент [3, С. 98]. Улучшение уровня образования во многом опирается на то, насколько руководитель образовательного учреждения заинтересован в развитии качества образования, подмечает особенности ситуации и в нужное время вносит изменения в управленческую деятельность. Направленность на высокие показатели деятельности образовательного учреждения выказывает целый ряд требований к соответствующему уровню управления [7, С. 124]. Опираясь на новые подходы к управлению системой дошкольного образования, современный руководитель должен обладать качествами компетентного специалиста, а также обладать высокой профессиональной культурой общения и обладать нравственно-этическими нормами.

На сегодняшний день система дошкольного образования обладает множеством разнообразных типов дошкольных учреждений, возникают и используются на практике усовершенствованные педагогические технологии и методики, популяризируется инновационная деятельность. Главным образом трансформируются направления и требования к дошкольному образованию. Именно поэтому необходим руководитель нового поколения, способный решать образовательные проблемы на современном уровне. Руководителю нового типа необходимо уметь осуществлять дифференцированный подход к осуществлению работы с коллективом, принимать во внимание их способности, а также потребности и профессиональные требования. Руководителю важно уметь одобрять инициативу сотрудников, способствовать развитию их творческого потенциала, а также уметь побуждать к действиям каждого своего сотрудника. На сегодняшний день необходим специалист, который обладает современными образовательными приемами педагогического воздействия, кроме того владеет искусством менеджмента [5, С. 24].

У современного руководителя дошкольного образовательного учреждения огромный перечень функций, которые он выполняет в процессе работы. В перечень функций руководителя входят:

  1. Управление качеством педагогического состава. Под этой функцией понимается установление количества педагогического состава и их структуры, вместе с тем эта функция включает систему повышения квалификации, организацию работы коллектива и систему оплаты труда.
  2. Управление качеством образования и воспитания дошкольников.
  3. Управление качеством технологии образования. В современной системе образования имеет место стремление к проектированию различных технологий образования.
  4. Управление качеством материально-технического обеспечения, содержит в себе применение оборудования и распределение учебных помещений.
  5. Управление качеством инфраструктуры образования.
  6. Управление информационно-методическим обеспечением включает упорядочение процессов поиска и анализ важной информации, применение наиболее действенных методических схем получения знаний.
  7. Управление качеством образовательной программы, охватывает учебный план, организацию мероприятий, квалификационные требования [7, С. 125].
  8. Функция правоведение означает, что руководитель знает и умеет применять законы в своей работе, организует соблюдение прав и обязанностей всего коллектива.
  9. Функция психолог-посредник направлена на то, что руководитель должен уметь создать атмосферу взаимопонимания и доверия не только в коллективе, но и между родителями и детьми. Умение исключить конфликты в коллективе является очень важной функцией руководителя дошкольного образовательного учреждения [3, С. 99].
  10. Организаторская функция включает в себя создание определенной структурированности, внутреннего порядка. Организаторские способности состоят из следующих качеств: профессиональная компетентность, общительность, чувство коллективизма, требовательность, активность и целеустремленность.
  11. Контроль и координация деятельности, предполагает введение изменений в работу в случае необходимости, в том случае если были обнаружены недостатки в ходе контроля. Данная функция предполагает, что руководитель должен быть требователен, активен и сообразителен. Демонстрация этих организаторских способностей поможет руководителю вовремя выявить недостатки деятельности коллектива и проанализировать подходы к их предотвращению [6, С. 397].

Также уместно сказать, что контроль это процесс приобретения информации о процессе преобразования внешних и внутренних показателей в деятельности дошкольного образовательного учреждения, и впоследствии устранение негативных последствий для выполнения намеченных действий. Контроль как функция, не может существовать без других функций и существует совместно с другими функциями [8, С. 30].

Перечисленные функции свидетельствуют о том, какая ответственность лежит на руководителе дошкольного образовательного учреждения [3, С. 99].

Управленческая культура становится условием эффективной управленческой деятельности, а также выступает характеристикой управленца. Суть управленческой культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения, заключается в знании принципов, методов организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом. Управленческая культура выявляется в процессе управленческой деятельности, имеет отношение к сознанию, стилю поведения и общения, а также непосредственно к самой профессиональной деятельности управленца [9, С. 56].

Управленец должен понимать и видеть какие из его профессиональных компетенций, а также личностных качеств коллектив принимает, а какие не находят отклика в коллективе [4, С. 37].

Свойственные руководителю дошкольного образовательного учреждения качества формально можно определить как психологические, интеллектуальные, социальные и профессиональные. Весь перечисленный перечень качеств состоит из более простых компонентов. Качества присущие руководителям, можно разделить на три группы: профессиональные, личностные, а также деловые [2, С. 138].

Также немаловажно для руководителя научить воспитателя понимать ребёнка. С умения педагога понимать ребёнка начинается становление настоящего педагога. Если педагог не пытается понять духовный мир ребёнка, то в дальнейшем он уже не будет способен влиять на процесс его образования и социализации [4, С. 39].

В ходе управленческой деятельности у руководителя непременно возникают различного рода проблемы, и от того насколько эффективно он решает эти проблемы, можно определить уровень его компетентности [1, С. 245]. Развитие управленческой компетентности зависит не только от саморазвития и приобретения опыта управленческой деятельности, но и от повышения квалификации управленца, а также от профессиональной переподготовки руководителя дошкольного образовательного учреждения [1, С. 246].

Заключение

Управленческое мышление руководителя является важной основой принятия правильных управленческих решений, вследствие чего образовательная система переходит в качественно новое состояние [10, С. 282].

Потребность в управлении появляется в том случае, когда люди объединяются для того, чтобы сделать то, что невозможно сделать по отдельности, либо в том случае, когда делать что-то в одиночку бессмысленно [9, С. 55].

Список литературы / References

  1. Агеева М.Б. Управленческая компетентность руководителей как фактор развития инновационной деятельности педагогов в автономном дошкольном образовательном учреждении / М.Б. Агеева // В сборнике: Традиции и инновации в педагогическом образовании Сборник научных трудов III Международного круглого стола. Научный редактор Ю.Н. Галагузова. – 2017. – С. 243–246.
  2. Воробьёва Е.П. Становление профессионально значимых качеств личности будущих руководителей дошкольного образовательного учреждения в процессе магистерской подготовки / Е.П. Воробьёва // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2016. – № 3 (35). – С. 135–139.
  3. Дубских В.А. Особенности образовательного запроса руководителей дошкольных образовательных учреждений / В.А. Дубских., Т.П. Симакова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – №3. – С. 98–103.
  4. Казакова С.С. Профессионально-управленческая культура руководителя дошкольного образовательного учреждения / С.С. Казакова // Челябинский гуманитарий. – 2014. – № 2 (27). – С. 36–42.
  5. Коваленко Т.Н. Этика взаимоотношений руководителя и коллектива в процессе управления дошкольного образовательного учреждения / Т.Н. Коваленко // В сборнике: Теория и практика управления в системе рыночных отношений сборник научных статей по материалам II Международного кадрового форума. – 2017. – С. 23–27.
  6. Корнилова К.В. Организаторские способности руководителя в процессе управления дошкольным образовательным учреждением / К.В. Корнилова., К.А. Медведчикова // Международный студенческий научный вестник. – 2015.–№ 5–3. – С. 396–397.
  7. Першина Н.И. Самопроектирование деятельности руководителя в процессе управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении / Н.И. Першина // В сборнике:Самопознание и самопректирование как условия самореализации личностисборник научных трудов по материалам Международного форума. – 2012. – С. 124–129.
  8. Стефаненко М.Н. Контроль как функция управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения / М.Н. Стефаненко., К.А. Калашникова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2016. – №4 (54). – С. 29–31.
  9. Ташбаева Н.Б. Управленческая культура руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях / Н.Б. Ташбаева // Январские педагогические чтения. – 2017. – № 3 (15). – С. 53–57.
  10. Черных О.М. К проблеме формирования профессиональной компетентности заведующего ДОУ / О.М. Черных // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – С. 280–283.

Список литературы на английском языке / References in English

Нажмите, чтобы узнать подробности

Руководитель ДОУ не только отвечает за ход воспитательно-образовательного процесса, но и выполняет определенную социальную роль. В управленческие обязанности руководителя входит создание оптимального психологического климата в учреждении, который будет способствовать эффективному решению задач воспитания дошкольников. В этом смысле велика роль культуры руководителя. Культура руководителя – понятие, объединяющее в себе как культуру самой личности руководителя, так и культуру руководства. Высоко ценится такой руководитель, который умеет работать больше и лучше других, пользуется авторитетом у коллег и при этом остается понимающим, чутким руководителем.

Руководитель в системе управления ДОО.

Управленческие обязанности руководителя ДОО.

Сущность управления ДОО – эффективная организация труда коллектива учреждения, распределение обязанностей между сотрудниками, контроль их выполнения, реализация всех управленческих функций. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении определяет, что управление ДОО осуществляется в соответствии с Законом ПМР "Об образовании" и Уставом. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения являются: попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом дошкольного образовательного учреждения.

Основными компонентами системы управления ДОУ являются директор, его заместители, педагоги, родители. Доминирующая роль в системе управления принадлежит руководителю. Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет заведующий. Наем (прием) на работу заведующего государственным дошкольным образовательным учреждением осуществляется в порядке, определяемом его уставом, и в соответствии с законодательством ПМР. Заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:

действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;

распоряжается имуществом дошкольного образовательного учреждения в пределах прав, предоставленных ему договором между дошкольным образовательным учреждением и учредителем;

открывает счета в банках и других кредитных учреждениях;

в соответствии с законодательством о труде осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;

несет ответственность за деятельность дошкольного образовательного учреждения перед учредителем.

Руководство коллективом ДОУ представляет собой учет педагогических, организационных, социальных моментов, которые тесно связаны между собой. Руководитель ДОУ не только отвечает за ход воспитательно-образовательного процесса, но и выполняет определенную социальную роль. В управленческие обязанности руководителя входит создание оптимального психологического климата в учреждении, который будет способствовать эффективному решению задач воспитания дошкольников. В этом смысле велика роль культуры руководителя. Культура руководителя – понятие, объединяющее в себе как культуру самой личности руководителя, так и культуру руководства. Высоко ценится такой руководитель, который умеет работать больше и лучше других, пользуется авторитетом у коллег и при этом остается понимающим, чутким руководителем.

Авторитет не приходит с назначением человека на должность, его необходимо заработать трудом, отношением к подчиненным. Авторитет руководителя – это признание личности руководителя подчиненными.

Между руководителем и сотрудниками ДОУ должна быть выражена некоторая дистанция, которая естественно вытекает из служебного положения. Руководитель ДОУ отличается такой чертой как требовательность, причем она должна проявляться не периодически, а систематически. Требования заведующего должны быть реальными, соответствовать объективным возможностям сотрудников и условиям. Заниженная требовательность приводит к снижению работоспособности коллектива.

Для эффективного руководства необходимо опираться на анализ педагогического опыта и профессионального мастерства сотрудников. Руководитель должен знать о личной жизни подчиненных. Хорошая психологическая атмосфера может быть в том коллективе, где сотрудники и заведующий доверяют друг другу. В создании благоприятного психологического климата большое значение имеет педагогический такт руководителя, принципиальная требовательность, чуткость, твердость характера. Отрицательно сказываются высокомерие, мнительность, обидчивость, злопамятство.

Создание сплоченного работоспособного коллектива и рациональность распределения обязанностей зависит от таких факторов: образование сотрудников, профессиональная компетентность, личностные качества, коммуникативность, возраст и др.

Каждый цикл управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении можно разделить на несколько стадий или управленческих функций: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция. Последний этап является исходным пунктом нового цикла.

Педагогический анализ дает объективную оценку педагогическому процессу, выявляет причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. На этой основе вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.

По определению Ю.А.Конаржевского, педагогический анализ – функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата воспитательно-образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние. Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива.

Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность всей работы ДОУ. План основывается на глубокой аналитической деятельности, направленной на определение места учреждения во внешнем мире. Планирование включает в себя выбор цели, определение средств для ее достижения, выбор стратегии, курса действий, разработку системы мероприятий, направленных на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить, отмечает О.А. Скоролупова. Разработать план – значит, определить задачи дошкольного учреждения, условия, необходимые для их решения, наметить основные направления деятельности, ответственных, сроки выполнения.

Организация – это создание рациональной организационной структуры в ДОУ, которая направлена на достижение учреждением целей своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Организация образовательного процесса связана с созданием условий для его реализации и организационных отношений между педагогическими работниками. Организационные отношения отражают процессы разделения и кооперации труда.

Следующая управленческая функция – контроль. Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ. Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. По своему назначению контроль многофункционален: он позволяет проверить исполнение обязанностей, изучить положение дел в каждом подразделении, состояние учебно-воспитательного процесса в группе, предупредить возможные отклонения от поставленных задач. В процессе контроля решается задача обучения педагогических кадров. Контроль связан с воспитательным аспектом управления: воспитание культуры педагогического труда, выработка единства педагогических воздействий, формирование коллектива единомышленников, совершенствование педагогического мастерства.

Регулирование и коррекция – воздействие на работу педагогического коллектива с целью внесения поправок, устранения недочетов, оптимизации педагогического процесса.

Все управленческие функции обладают интегративностью, то есть тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, свое предназначение каждая из перечисленных функций может выполнить лишь при условии взаимодействия с другими функциями

Педагогический анализ дает объективную оценку педпроцессу, выявляет причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. Педагогический анализ итогов работы за прошедший период закладывает основу для планирования, то есть для формулировки новых целей и задач, определения путей их достижения. Основывается анализ на организованной системе сбора оперативной информации, в том числе на результатах контроля. Планирование, в свою очередь, определяет организацию определенной структуры для выполнения плана, а также мероприятия по контролю над выполнением плана. Результаты контроля, подвергнутые анализу, становятся исходным пунктом для регулирования и коррекции. Поэтому связь между контролем и регулированием опосредованная, она преломляется через функцию педагогического анализа. Регулирование находится не только в прямой зависимости от контроля. Эти функции взаимосвязаны, так как регулирование может качественно изменить контроль.

Таким образом, управление ДОУ состоит из взаимосвязанных между собой блоков–функций. Знание особенностей функционирования каждого блока и характера связи между ними позволяет четко и грамотно осуществлять управление дошкольным учреждением.

Стиль руководства играет важную роль в создании благоприятного психологического климата, в решении всех поставленных задач. Авторитарный стиль руководства ДОУ – руководитель сам определяет направления деятельности коллектива, издает приказы, не обсуждает их с подчиненными, не считается с мнением своих коллег. В результате атмосфера в коллективе может стать напряженной, сотрудники лишены инициативы, творчества.

Либеральный стиль – характерен для заведующего, который не вмешивается в работу сотрудников, позволяет воспитателям выполнять работу так, как они считают нужным. Руководитель с таким стилем не спрашивает о делах и пускает работу на самотек.

Демократический стиль – наиболее отвечающий задачам современного ДОУ. При этом стиле руководства каждому сотруднику дается право проявить себя, свою творческую активность.

Деловой стиль – интересы дела для такого руководителя важнее всего. Он стремится выбрать кратчайший путь к достижению результатов, подбирает себе команду из опытных педагогов, опираясь на работу которой успешно претворяет планы в жизнь.

Гордиенко Ю.Ф. описывает следующие типы руководителей.

Авторитарный руководитель – стремится доминировать, подчинив себе всех. Подавляет любую инициативу.

Коллегиальный руководитель – демократичен, образован, не боится инициативы, исходящей от подчиненных, делегирует полномочия в управлении.

Дипломатичный руководитель – способен быстро перестраиваться на новую модель деятельности, умеет успешно вести переговоры, изворотлив.

Либеральный руководитель предоставляет подчиненным полнейшую свободу действий, часто имеют место попустительство, плохой контроль.

Авральный руководитель больше всего ценит интенсивную работу, работу ради работы. Сначала действует, потом думает, поэтому часто исправляет свои ошибки. Однако способен мобилизовать все материальные и духовные ресурсы подчиненных на выполнение конкретного задания. При частом использовании данного принципа страдает ритмичность работы.

Конструктивный руководитель создает условия для полезных преобразований, новатор, сторонник нестандартных приемов.

Компромиссный руководитель тяготеет к компромиссам, может урегулировать любой конфликт, что может привести к отказу от жесткого контроля за деятельностью подчиненных.

Деловой руководитель сочетает в себе положительные черты всех выше описанных типов. Отрицательная черта – полнейшее отсутствие внимания к индивидуальным личностным особенностям своих подчиненных.

Современный руководитель стремится учесть запросы родителей. Интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

Читайте также: