Ребенок никак не привыкнет к детскому саду что делать

Обновлено: 08.07.2024

Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.

Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.

Готовимся к первому дню

Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.

Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

Как скоро ребенок привыкнет к садику?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.

Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.

Почему дети так часто болеют в детском саду?

Как укрепить защитные силы ребенка?

Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду
1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
4. Щадить его ослабленную нервную систему.
5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.
6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
7. Не кутать своего ребенка, а одеватт его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом .

Истории первых дней, или Как мы пошли в детский сад

Как приучить ребенка к садику

По мере взросления ребёнка в каждой семье возникает вопрос: а стоит ли водить малыша в 2–3 года в детский сад? Сейчас многие мамы работают на дому или находятся в декретном отпуске, поэтому присмотреть за крохой и заниматься его воспитанием могут самостоятельно, вместо того чтобы пытаться приучить его посещать не очень любимый садик. Довольно большое количество родителей предпочитает нанять для малыша няню, которая не только следить за ребёнком, но и проводит развивающие занятия, гуляет и кормит. Позиция многих родителей проста: зачем водить в группу, где большое количество человек и ребёнку не уделят достаточно внимания. Является ли правильной такая позиция и что по этому поводу думают детские психологи?

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

Психологи настаивают, что оптимальным вариантом адаптации малыша в обществе является детский сад.

Малыши в группе детского сада

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

  • ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
  • психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
  • приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
  • организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
  • проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Ребёнок ест в детском саду

Надо ли отдавать ребёнка в садик — видео

Ребёнок не хочет идти в детский сад

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

Мама разговаривает с малышом

Специалисты рекомендуют отдавать детей в дошкольное учреждение в летний период. В это время меньшая вероятность, что кроха заболеет. И дети большую часть времени проводят на улице, так ребёнку легче адаптироваться. Если начать посещать дошкольное учреждение в сезон простуд, малыш может заболеть через несколько дней или недель после начала походов в группу. На больничном ребёнок будет не меньше 7 – 10 дней и произойдёт срыв адаптации, ведь кроха опять привыкнет находиться дома. С момента выздоровления придётся начинать все сначала.

Видео: адаптация в детском саду, практические советы психолога

Малыш одевается самостоятельно

Детский сад и режим

Актуальным остаётся вопрос о соблюдении режима дня. Дело в том, что в группе все действия распределены по часам с утра и до вечера. Поэтому если ребёнок не приучен жить по распорядку, родителям стоит пересмотреть свои методы и начать знакомить кроху с режимом. Рекомендуется пойти в детский сад и узнать, какой распорядок установлен в группе, в которую скоро будет ходить ребёнок. В большинстве детский садов распорядок дня одинаковый:

  • 7.00 – 8.00 приём детей в группу;
  • 8.00 – 8.20 зарядка;
  • 8.20 – 8.30 подготовка к завтраку;
  • 8.30 – 9.00 завтрак;
  • 9.00 – 10.15 развивающие занятия;
  • 10.15 – 10.30 подготовка к прогулке;
  • 10.30 – 12.00 прогулка на улице;
  • 12.00 – 12.20 подготовка к обеду;
  • 12.20 – 12.45 обед;
  • 12.45 – 13.00 подготовка ко сну;
  • 13.00 – 15.00 дневной сон;
  • 15.00 – 15.30 подъём, подготовка к полднику;
  • 15.30 – 16.00 полдник;
  • 16.00 – 16.30 занятия с детьми в группе;
  • 16.30 – 16.45 подготовка к прогулке;
  • 16.45 – 18.30 прогулка на улице;
  • 18.30 – 19.00 родители забирают детей домой.

Воспитатели обращают внимание родителей, что режим дня необходимо соблюдать даже на выходных, чтобы малыш быстрее привык к детскому саду. Так кроха будет знать, что и дома ему нужно придерживаться распорядка.

Малыш спит в саду

Питание в саду

Для многих родителей становится проблемой, когда ребёнок почти ничего не ест в саду. Поэтому взрослым стоит начать приучать малыша к меню, которое будут предлагать ему в группе. Можно узнать у воспитателей, какие блюда чаще всего готовят детям. В садах установлены критерии питания, поэтому рацион детей состоит из:

  • молочные блюда: каши, супы, запеканки из творога;
  • первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
  • вторые блюда: гречневая, пшённая каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушёный, рагу, плов;
  • мясные блюда: котлеты, тушёное мясо в блюдах;
  • рыбные блюда: рыбные котлеты, запечённая рыба, рыбные запеканки со сметаной;
  • мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
  • напитки: чай, компот, кефир, ряженка, какао с молоком, фруктовый сок.

Степени адаптации: как различить и что делать родителям

Родителям стоит набраться терпения, ведь не каждый малыш проходит адаптацию легко и быстро без слёз и капризов. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера: двухлетние малыши могут привыкнуть к саду за 10 – 14 дней, а вот детям в возрасте трёх лет часто необходимо три — четыре недели.

Бывают ситуации, когда первые две — три недели малыш с удовольствием бежит в сад, просится туда даже на выходных, а потом его настроение резко меняется. Ребёнок начинает истерить и плакать каждый день. Психологи рекомендуют ни в коем случае не ругать его, а продолжать говорить с малышом и водить в группу. Такая ситуация называется отложенной адаптацией. Её период составляет не более двух недель, причём с каждым днём ребёнок все лучше идёт в группу.

Виды адаптации ребенка — таблица

Ребёнок в детском саду

Никогда не обещайте малышу определённое вознаграждение за посещение детского сада. Первые несколько дней или недель этот метод может дать положительный результат, но только на время. Потом родителям будет ещё труднее приучить ребёнка и объяснить, что в сад ходить обязательно.

Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка. Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.

Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два — три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка. Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее. Главное — все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.

Познание нового и самосовершенствование - главные критерии в работе, которую всегда стараюсь выполнить качественно!

По статистике на каждые 100 детей приходится 2-3 случая длительной, осложненной адаптации к условиям детского сада.

Существуют 3 категории детей. У первой группы детей адаптационные проблемы начинаются сразу. Вторая группа детей нормально ходит в детский сад первые 2-3 недели, а затем появляются сложности (отказ посещать сад, отказ отпускать родителей, регресс навыков и т.д.). У третьих адаптация происходит без видимых изменений.

При легкой адаптации ребенок привыкает к новому ритму жизни 2-4 недели. При тяжелой адаптации ребенок не может привыкнуть к детскому саду более 3-4 месяцев, ребенок часто и тяжело болеет. Таких детей называют "несадичными" ("несадиковскими") и врачи могут настоятельно рекомендовать посидеть еще дома.

Основные проявления адаптации у детей:
- нарушения сна (дневного и ночного), нарушение аппетита (отказ от еды, избирательность в блюдах);
- нарушения эмоционального состояния (ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным, грустным);
- нарушения поведения (слезы, истерики, капризы, отказ от любой деятельности в садике);
- регресс навыков (недержание мочи, отказ есть самостоятельно);
- ухудшение здоровья.

Чаще всего тяжело адаптируются к детскому саду частоболеющие дети или дети с минимальным опытом общения с другими взрослыми и детьми. Факторами, вызывающими тяжелую адаптацию, могут быть :

  • возраст ребенка (лучше и быстрее адаптируются дети старше 2-х лет);
  • состояние здоровья ребенка (иммунная система детей формируется до 4-х лет, дети с хроническими заболеваниями более склоны к тяжелой адаптации);
  • уровень социализации (чем больше и чаще у ребенка было контактов с другими людьми, тем легче проходит адаптация);
  • уровень социально-бытовых навыков (чем больше ребенок умеет делать сам, тем легче ему в садике);
  • психологически тяжёлая обстановка в группе (неопытные воспитатели, плохое отношение воспитателей к детям, много детей в группе и т.д.)

Какие навыки нужны в детском саду, я рассказывала в статье: Готовимся идти в садик. Чему нужно научить малыша

В каком возрасте дети идут в ясли в других странах: Декрет в разных странах. Когда дети идут в ясли и в школу?

История мальчика с тяжелой адаптацией к детскому саду

У меня в окружении много детей, все ходили в детский сад. Кто-то плакал поначалу, кто-то нет. Практически все поначалу болели, чаще всего сопли, кашель, температура. Среди знакомых детей не было таких, кто-то болел постоянно и тяжело, и таких, кто в итоге не смог адаптироваться к детскому саду. Я слышала, что есть "несадичные" дети, я считала, что это особенности характера и воспитания в семье.

И вот такой ребенок появился в нашей семье. На момент поступления в детский сад ничего не предвещало возникновения такой ситуации.

Мальчик - сын моей близкой родственницы. Она сама работала в детском саду, куда пошел ребенок, но в старших группах. Жизненная ситуация у нее была непростая, с мужем разошлась до рождения ребенка. На одни алименты прожить сложно, поэтому вышла на работу в 1,5 года. Сложностей она не ожидала - всё-таки ребенок под боком, в одном садике, этажом ниже.

1-й год, ясельная группа для детей с 1,5 лет

В том детском саду ясельных групп было две - для детей с 1,5 лет и для детей с 2-х лет. Традиционно на ясельные группы ставят новых работников - это низшее звено карьерной лестницы в детских садах. Более опытные и давно работающие воспитатели переходят на старшие группы. Бывают исключения - воспитатели, которые работают на яслях, давно работают и им там комфортно, и детям с ними тоже.

В 2015/2016 учебном году на яслях было 6 сотрудников - 4 воспитателя и 2 няни. Из 6 человек лишь один педагог работал второй год на яслях . Два воспитателя не имели педагогического образования и опыта работы с детьми. На работу их взяли, потому что они учились на втором курсе педагогического колледжа, заочно. Женщины среднего возраста. Четвертая воспитательница вышла из декретного отпуска, до этого она год отработала в средней группе. На нянь требование иметь педагогическое образование не распространяется.

Об уровне педагогов моя родственница узнала уже в процессе адаптации .

Адаптационный период официально длится в детских садах весь сентябрь (один месяц). На этот месяц руководством допускаются отступления от режима дня. Например, первый месяц отсутствуют прогулки. Так как дети маленькие, сборы на прогулку - дополнительный стресс.

В тот саду воспитательницы уговорили заведующую, что они будут весь сентябрь работать вдвоем в первую смену. Группа 25 человек, больше воспитателей, будет легче. То есть весь сентябрь группа работала только пол дня.

Естественно смены родственницы никто не подстраивал под первую половину дня. Пришлось договариваться с заведующей с обеда она забирает ребенка к себе на группу. И тут сложилась ситуация, что на своего работодателя в общем-то и не пожаловаться.

И в октябре воспитатели не хотели работать в две смены. Но тут подключилось еще пару родителей, которым сад нужен на полный день. В итоге в октябре после обеда оставалось 3-4 ребенка. Воспитатели были жутко не довольны. До этого они вдвоем работали со всеми детьми, а тут одной нужно справляться пол дня. Воспитатели не стеснялись выговаривать родителям, что они рано отдали в детский сад, что "именно их ребенок" совсем не готов к саду. Оказывали давление на психику родителей, что они сами виноваты, что ребенок не может адаптироваться к саду.

Но мы же помним, что по статистике на каждые 100 детей приходится 2-3 случая тяжелой адаптации. Ну не может ВСЯ группа иметь тяжелую адаптацию.

Первый день ребенка отводила в садик я. Ребенок спокойно пошел в группу. Там было еще 2 ребенка, было тихо. На собрании было сказано, что в первый день детей максимум на 2 часа. Если будут сложности, то воспитатели позвонят.

Только я дошла дома, мне позвонила воспитательница: "ваш ребенок плачет - забирайте". Пошла обратно, суммарно ребенок в группе был минут 30-40. На второй день ситуация повторилась, но мать ребенка попросила, чтобы я не спешила, и дала ему побыть часик в детском саду.

За первую недели воспитатели ни разу не взяли ребенка хотя бы на 2 часа. Ребенок по характеру достаточно спокойный. Мать пошла узнавать, в чем конкретно сложности. Оказалось, что "Другие дети плачут, он пугается и начинает плакать. Он не плачет, если стоит рядом с воспитательницей или держит ее за подол. Но ОНА ЖЕ НЕ МОЖЕТ работать в таких условиях, он всё время под ногами крутится. А ей на руки нужно взять того, кто плачет".

Очень странная ситуация, согласитесь? Руки у воспитателя две, а детей много. Воспитатели стараются не брать детей на руки, а переключать внимание. Рассказывать и показывать. Моя родственница рассказывала, что когда к ней на адаптацию приходят дети, она разговаривает не замолкая всю смену, пляшет с игрушками и так далее. Она сама берет детей первый день на 2 часа, второй день до обеда, третий день оставляет на сон. С четвертого дня - полный день. В исключительных случаях, ребенок ходит по другому графику.

После садика ребенок приходил голодный. У него тряслись руки, когда видел еду. Просыпался ночью есть. Воспитатель сказала, что он отказывается есть в саду совсем. Пару раз мать забегала в группу на обед, при ней он ел. Один раз зашла, а его за столом нет. Оказалось, что лег около 12 часов в кукольную кроватку и уснул. Там и лежал, прикрытый игрушечным одеяльцем. Воспитатель сказала: "зачем его будить теперь? плакать опять будет". Действительно, пусть голодный спит.

Пришлось подключать бабушку. Бабушка работала воспитателем в коррекционной школе. Взяла отпуск на 2 недели. Согласовали с заведующей, что она будет приходить, кормить ребенка. И вот бабушка уже рассказала, как обстояли дела в группе с кормлением. Педагоги сажают детей за стол, ставят еду и убегают есть сами. А потом просто собирают тарелки. Кто что успел съесть, то и ладно.

Бабушка кормила своего и соседей по столу. Она никак не могла понять, что за порядки такие. У нее на работе дети-инвалиды старше 7 лет, и она за всеми следит, чтобы все поели. Воспитатели собирали тарелки даже у нее за столом, типа обед закончился, несмотря на замечание, что дети еще не доели. Это же малыши, 1,5 года, они не могут быстро есть, хорошо, что вообще ложкой пользуются. Пить давали только во время еды и по чуть-чуть. Чтобы не писались. На горшок пытались садить, но бессистемно. В общем все ходили мокрые. Даже те, кто дома просится на горшок. Среднестатический ребенок в норме осваивает горшок к 2-м годам.

В группе сложилась психически тяжелая ситуация для детей, психологи ее называют токсической. Считаю, это было основной причиной тяжелой адаптации у конкретного ребенка.

На фоне адаптации ребенок стал плохо спать. Поначалу он вскривал во сне, затем просыпался и плакал. Потом наступил период, когда он спал по 20 минут на руках, затем просыпался и 20 минут плакал, снова дремал на руках 20 минут, и снова плакал. На этом этапе его показали неврологу и назначили успокоительное на ночь.

Выдерживать слёзы и истерики ребёнка, который не хочет идти в сад, хватает сил не у каждого родителя. В каких ситуациях стоит стоять на своём, а когда лучше даже забрать ребёнка из сада, рассказывает педагог-психолог Анастасия Патрикеева.


Вопрос. Ходим в детский сад уже несколько недель, но ребёнок всё равно закатывает истерики. Иногда отказывается есть, ругает воспитателей. Плачет. Как себя вести с ним, чтобы он быстрее привык к саду?

Если проблемы возникли не в первые недели, необходимо разобраться с симптомами и причинами поведения. Многое зависит от возраста. Если ребёнку 3–4 года, нежеланию привыкать к садику может предшествовать кризис трёх лет. У него есть несколько главных признаков: негативизм, строптивость, упрямство, деспотизм, обесценивание, своеволие и бунт (протест).

Если говорить простыми словами, ребёнок пытается показать и доказать окружающим его взрослым, что ему не нравится установленный порядок, что у него тоже есть свои требования и желания. В таком случае необходимо прислушаться к ребёнку, дать ему больше свободы и ответственности.

Кризис трёх лет — важный шаг в становлении личности ребёнка. Попробуйте объяснить ему, для чего нужно ходить в детский сад (друзья, игры, общение). Можно попробовать убедить его, что в детском саду намного веселее, он будет как взрослый.

Если поведение ребёнка сильно выходит за рамки, не стоит заставлять его идти в сад. Пусть останется дома

Но можно делать ставку на другие методы социализации. Например, кружки или занятия, которые ребёнок может посещать вместе с родителями.

Если он не хочет есть в детском саду, то родителям рекомендуется приводить ребёнка после еды. Обычно у воспитателей и у другого персонала есть рекомендации по этому поводу. В саду ребёнка точно не заставят есть: это может повлечь за собой как физические, так и психологические последствия (тошнота, паника, отвращение к определённым продуктам).

Если ребёнку 5–6 лет, родителям нужно очень внимательно относиться к нежелательному поведению. Сколько было случаев, когда оказывалось, что дети или воспитатели относились к ребёнку не так, как он хотел бы, поэтому и нет желания идти в сад.

В таком случае лучше сменить группу или сад — или даже перестать ходить в него. Если ребёнок сильно привязан к родителям и не хочет оставлять их, стоит проявить хитрость. Хвалите ребёнка после сада, радуйтесь любой поделке, которую он делает для вас. Попробуйте забирать его из детского сада раньше других, чтобы он почувствовал свою значимость в семье. И сами не паникуйте.

Читайте также: