Как стать космонавтом для детей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Чтобы стать космонавтом, нужно хорошо учиться, делать зарядку, слушаться взрослых и так далее – все это мы знаем прекрасно, но этого явно недостаточно. Да и настоящие космонавты далеко не всегда были такими уж паиньками. Как же быть тому, кто отчаянно мечтает о космосе? Просто следуйте инструкциям.

Детство, отрочество, юность

Четыре женщины и 117 мужчин из нашей страны побывали в космосе. Самым молодым был Герман Титов, совершивший первый полет в 25 лет. Павел Виноградов побывал на МКС, будучи уже 60-летним. За шесть полетов Сергей Крикалев провел на орбите рекордные 803 дня, а Валерий Поляков оставался в космосе 437 суток без перерыва.

Но все герои, конечно, начинали обычными мальчиками и девочками, которые просто мечтали о небе. У сегодняшних школьников-мечтателей тоже достаточно возможностей начать этот путь в космос. И прежде всего стоит подумать о кружках и курсах, связанных с космонавтикой, астрономией и летным делом. В любом крупном городе можно найти несколько вариантов на выбор.


Как стать космонавтом: наикратчайшая инструкция:


Основные требования к астронавтам NASA (США):

– Как минимум степень бакалавра по одному из четырех направлений – инженерия, биология, физика, информатика (или математика).

– Как минимум три года опыта по специальности или 1000 часов налета на реактивных самолетах.

– Отличная физическая форма, способность выдержать высокие физические и психические нагрузки на выносливость и стрессоустойчивость.

– Нормальная острота зрения невооруженным глазом или в очках.

– Кровяное давление в норме не выше 140/90, желателен рост в промежутке от 157 до 190 см.

– Бонус – склонность к лидерству, навыки командной работы и пуб­личных коммуникаций.


Требования

Основные требования к астронавтам ESA (Евросоюз, Канада):

– Высшее образование в подходящей научной или технической области, хороший уровень предыдущих исследований.

– Опыт управления самолетами приветствуется, но необязателен, как и другие навыки.

– Равное внимание уделяется физической форме и психологической устойчивости, адаптируемости и самоконтролю.

– Важны также открытость и готовность общаться с публикой и с прессой, что входит в число обязанностей астронавта.

– Обязательно отличное знание английского, бонусом будет знание русского.

– Принимаются только граждане стран, входящих в Европейское космическое агентство, – это почти все государства Европы плюс Канада, имеющая статус ассоциированного члена.

В ходе последнего набора претендентов на обучение для поступления в отряд космонавтов предельный возраст обозначили как 35 лет, масса тела – 50–90 кг, рост – 150–190 см. Дополнительные критерии: ширина бедер – до 41 см, плеч – до 52 см, обхват груди – 94–112 см, размер обуви – до 46. Помимо этого требовались российское гражданство, высшее образование по инженерной или летной специальности и опыт работы от трех лет. Физические нормативы тоже далеки от жестких требований, которые предъявлялись во времена Королева.

Они находятся на уровне норм ГТО для 18–29 лет: пробежать 1 км за 3 минуты 35 секунд, подтянуться не меньше 14 раз и т. д. Обширные и весьма высокие требования к здоровью и психологическому состоянию оцениваются в ходе очных испытаний, которые проводятся в подмосковном Звездном городке.


Обратный отсчет: училища и вузы для абитуриентов и школьников

Профессия: инженер

Профессия: летчик

Центры обучения: Ульяновский институт гражданской авиации (филиалы в Сасово и Красном Куте), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (филиал в Бугуруслане), Омский летно-технический колледж гражданской авиации, Калужское авиационное летно-техническое училище ЦС ДОСААФ, Высшие военные авиационные училища летчиков и учебные центры ВВС (Сызрань, Барнаул, Краснодар, Воронеж, Армавир и др.).

Профессия: врач

Центры обучения: любой медицинский вуз по подходящей специальности. Желательна последующая врачебная практика, а также сотрудничество и работа в близкой к космонавтике медицинской организации – Институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, Институте космических исследований (ИКИ) РАН или Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА) России. Придется пройти серьезную дополнительную подготовку в области инженерии, техники и пилотирования.

Кстати, для космонавтов (и туристов), посещающих МКС, действуют общие критерии отбора, которые в 2002 году согласовали страны-участницы проекта. В нем, помимо медицинских и профессиональных качеств, рассматриваются и личные дела кандидатов. Не будет допущен к полету человек, если он совершил преступление или сообщил о себе ложные сведения, известен дурным поведением, склонен к пьянству или употребляет наркотики.

Анкету проверяет Интерпол, а для кандидатов-граждан государств, не участвующих в проекте МКС, понадобится согласие всех 15 стран-участниц. Для всех обязательно уверенное знание английского языка, а часто и дополнительного – при полетах на российских космических кораблях – русского.

Предпоследние шаги

Сегодня российский отряд космонавтов насчитывает 27 человек, и каждые несколько лет Роскосмос объявляет набор новых. Предыдущий состоялся в 2012 году, последний стартовал 14 марта 2017-го и продлился до сентября. Он проводился открыто, позволив принимать заявки от всех граждан России, удовлетворяющих первичным требованиям, пусть даже не связанным с авиацией или ракетно-космической отраслью.

Мы уже цитировали конкурсную заявку, опубликованную Центром подготовки космонавтов (ЦПК), – помимо названных требований она упоминает уверенное пользование компьютерной техникой, знание английского языка и, вообще, высокую способность к обучению физическим и техническим аспектам работы космической техники.



Претенденты будут отобраны до конца года и приглашены для прохождения психологических собеседований, физических испытаний и медицинских обследований в ЦПК. В некоторых тестах применяются довольно жесткие тренажеры, барокамеры и центрифуги и даже тяжелое личное собеседование. При межведомственной комиссии, отбирающей претендентов, действуют пять отдельных комиссий: по медицинскому освидетельствованию, по физической подготовке и психологическим требованиям, по образованию и профессиональной компетентности, по обработке заявлений и документов. Проверяется способность быстро усваивать сложный и объемный технический материал.

Идем на старт: адреса и телефоны кружков и курсов для школьников

Юношеский клуб космонавтики им. Г. С. Титова

Многие из нынешних юных грезят о карьере в хайтек-бизнесе или о триумфе в киберспорте, но самые целеустремленные и романтичные продолжают мечтать о покорении космоса. А как стать космонавтом? Об этом наша статья.

Как стать космонавтом: инструкция шаг за шагом

Первые шаги

Если вы живете не в Москве, в первую очередь нужно поинтересоваться, есть ли подходящий кружок в местном планетарии. Очень силен кружок в Нижнем Новгороде – там даже имеются космические тренажеры и симулятор звездолета. Также широко известен юношеский клуб космонавтики в Санкт-Петербурге, откуда вышли несколько действующих космонавтов. Клубу уже более 50 лет.

Ребенок собирает макет ракеты

После школы

Итак, ваш ребенок – вернее, уже молодой человек – уже окончил школу и все еще твердо намерен связать свою жизнь с космосом. В каком институте учат этой профессии? Чтобы получить шанс быть отобранным в отряд космонавтов, нужно выбрать один из двух вариантов.

Самолет

Первый – пойти в летчики. Один из самых важных навыков пилота – умение работать в условиях совмещенной деятельности, то есть одновременно управлять самолетом, контролировать огромное число параметров на приборной панели, вести визуальный контроль горизонта и вступать в боевые действия. Все это крайне ценно для будущего космонавта.

Готовиться к поступлению в летное училище надо начинать заранее, особенно к врачебно-летной экспертной комиссии. Кроме того, молодой человек должен быть морально готов уехать в другой город, где будет проходить учеба. После обучения его ждет служба в авиационных частях ВС РФ, откуда спустя несколько лет и можно подавать заявку в отряд космонавтов.

Другой путь – поступать в технические высшие учебные заведения, которые готовят инженеров для ракетно-космической промышленности. После окончания стоит пойти работать на предприятия, участвующие в создании пилотируемых космических систем. Многие действующие космонавты – выходцы из таких фирм. Уровень технической подготовки у них очень высок, ведь они непосредственно участвовали в создании космических систем.

Игрушка-ракета

В принципе, если имеется склонность, можно попробовать путь медицинского специалиста. Конечно, кандидатам-врачам намного тяжелее, так как им приходится самостоятельно изучать основы конструирования космических аппаратов, механику космического полета и т. д. По сути, рано или поздно придется переквалифицироваться в инженера. Однако опыт в области медицины станет важным преимуществом. Существует несколько учреждений, которые занимаются медико-биологическими проблемами космонавтики, сопровождением и послеполетной реабилитацией космонавтов. Порекомендовать можно Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и Институт медико-биологических проблем (ИМБП).

Дальше остается только ждать очередного всероссийского набора в отряд космонавтов. Но важно помнить, что надо успеть до 35 лет.

Миссия для комиссии

При отборе в отряд космонавтов очень важна мотивация. На комиссии неизбежно возникнет вопрос: если ты так сильно хотел стать космонавтом, то где же ты был раньше, что делал для воплощения мечты? Если у кандидата не было опыта инженерной, конструкторской или медицинской деятельности, ему почти наверняка откажут.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

воспитатель Винниченко Л.Ю.

Экспресс-курс космической подготовки.

Цель : содействие процессу формирования и развития личности старшего дошкольника средствами досуговой деятельности

– формирование познавательного интереса дошкольника;

– содействие процессу формирования эмоциональной сферы личности ребенка;

– развитие познавательных психических процессов;

– формирование навыков взаимодействия в группе;

– развитие двигательной сферы личности дошкольника;

– организация содержательного досуга.

Возраст детей: 5-7 лет.

Ход программы

На сегодняшний день за 56 лет освоения космического пространства более 500 космонавтов побывали в Космосе и смогли с Орбиты взглянуть на нашу голубую планету. Получается, что примерно 10 космонавтов в год отправляются в Космос. Потому как дело это не легкое, требующее особой подготовки. И не многие способны пройти все испытания, выдержать все экзамены. Поэтому Центр Подготовки Космонавтов в этом году объявил экстренный набор в отряд будущих космонавтов и передал нам право отбирать кандидатов. Есть среди вас те, кто желает попробовать свои силы? Возможно, кто-то из вас сможет стать самым молодым космонавтом за всю историю Космонавтики. Ну, раз желающих много, то мы начинаем наш экспресс-курс космической подготовки.

Для начала проверим, сколько у нас девочек-космонавтов и мальчиков-космонавтов. Все вместе повторяйте за мной слова и движения.

Раз звезда, два звезда (поочередно показывают ладони)

Мы – космонавты хоть куда (показывают большой палец)

Мы науки изучаем, (делают вид, что читают книгу)

На ракете мы летаем! (выпрямленные руки по сторонам)

Мы не белочки! Мы девочки! (произносят только девочки)

Мы не зайчики! Мы мальчики! (произносят только мальчики)

Блок № 1. Физическая подготовка

Педагог : Подготовка космонавта к космическому полету длится около 10 лет, и каждый день расписан буквально по минутам. Прежде всего, для полета в Космос нужно очень хорошее здоровье, а потому начнем мы с физической подготовки. Дружно за мной все слова повторяйте, и движения делать не забывайте.

Хочешь в космос полететь, то делай так (хлопаем в ладоши)

Хочешь в космос полететь, то делай так (топаем ногами)

Хочешь в космос полететь, то выполняй все хорошо.(показываем большой палец)

Хочешь в космос полететь, то делай так (дергаем за ухо)

Хочешь в космос полететь, то делай так (дергаем за нос)

Хочешь в космос полететь, то делай так (приседание)

Хочешь в космос полететь, то делай так (наклоны)

Заканчиваем игру словами: Хочешь в Космос полететь, то делай все! Все движения, которые вы делали в течение игры, повторяются друг за другом.

Блок № 2. Работа в команде

Педагог : Чаще всего космонавт живет полгода на борту Международной космической станции. Это дом космонавтов, космическая лаборатория, из которой выйти космонавты не могут. В таких условиях, конечно, требуется умение работать очень дружно, всегда приходить на выручку друг другу. Сейчас посмотрим, насколько вы – дружная команда!

Формируем из ребят две команды, которые располагаются в две линии напротив друг друга. Каждая команда должна передавать камешек друг другу от первого участника до последнего. Команда, быстрее справившаяся с этим заданием объявляется победителем.

Блок № 3. Дружба

Педагог : Конечно, когда отряд так долго находится вместе – завязывается крепкая дружба. А способны ли вы так дружить?

Ребята встают с мест в общий круг. Ведущий проговаривает слова и показывает движения. Ребята повторяют слова и движения:

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.

Мы одна семья!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Обними соседа справа, обними соседа слева.

Мы одна семья!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

Поцелуй соседа справа, поцелуй соседа слева.

Мы одна семья!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!

Мы одна семья!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Посмотрите на себя – вместе мы сто тысяч "Я"!

Блок № 4. Управление кораблем

Педагог : Итак, мы с вами сейчас пройдем еще один этап подготовки. Это управление космическим кораблем.

Блок № 5. Знания

Педагог : Что ни говори, но чтобы быть космонавтом нужно знать очень много и обо всем! Изучать разные науки и хорошо в них разбираться! Кажется, что космонавты могут ответить на любой вопрос! А вы можете? Сейчас узнаем.

Ведущий задает вопросы, а дети хором на них отвечают, да или нет.

Что хотите, говорите, а у вишни красный цвет….

Что хотите, говорите, рыбий жир вкусней конфет…

Что хотите, говорите, есть на карте города…..

Что хотите, говорите, спутник у Земли – Луна…

Что хотите, говорите, в море сладкая вода….

Что хотите, говорите, а хвостатая комета – есть летящая планета…( Комета – это космическое тело, состоящее из газов и льда. В сравнении с планетами кометы – тела небольшие, однако на комете средней величины запросто может уместиться крупный город, такой, как, например, Москва.

Обычно кометы пролетают за пределами нашей Солнечной системы, но некоторые из них Солнце притягивает к себе. Приближаясь к Солнцу, комета начинает таять, а так называемый солнечный ветер (испускаемый Солнцем поток невидимых частиц) сдувает с кометы длинный хвост газов.

Этот сверкающий газовый хвост кометы переливается в солнечных лучах и несколько недель, пока комета не удалится от Земли, хорошо виден в ночном небе.)

Что хотите, говорите, в космосе стоит жара….

Что хотите, говорите, до ближайших к нам планет доберемся без ракет…

Блок № 6. Внимательность

Педагог : Весь день космонавта на корабле расписан по минутам. Массу дел нужно успеть сделать. Это: и провести научные опыты, и отремонтировать пробоины в случае попадания метеорита, и сделать различные замеры, графики и записи, и посмотреть на Землю, как бы там чего не происходило, и в случае опасности предупредить землян об этом, и много всего. И это при том, что нужно еще и управлять самим кораблем! И конечно, несмотря на загруженность, космонавт обязан быть очень внимателен при выполнении всех этих заданий. А вы достаточно внимательные?

Ребята садятся на стульчики. Ведущий задает вопрос. Когда дети услышат название предмета или живого существа, способного летать, они должны развести руки в стороны, имитируя полет. Если же названный предмет или живое существо летать не могут, руки должны остаться на коленях.

Летит, летит ракета? Летит, летит конфета?

Летит, летит комета? Летит, летит котлета?

Летит, летит планета? Летит, летит карета?

Летит, летит Луна? Летит, летит сосна?

Летит, летит метеор? Летит, летит помидор?

Летит, летит оса? Летит, летит колбаса?

Летит, летит орел? Летит, летит осел?

Блок № 7. Космос

Ведущий произносит реплику, сопровождая ее движением, а зал отвечает, повторяя то же самое движение:

- К запуску ракеты хорошего настроения приготовиться! (выставляет большой палец).

- Надеть скафандры! (делает вид, что надевает на голову шлем)

- Есть надеть скафандры!

- Пристегнуть ремни! (хлопает в ладоши)

- Есть пристегнуть ремни!

- Включить контакт! (прикасается указательным пальцем левой руки к указательному пальцу правой)

- Ключ на старт! (поднимает правую руку вверх)

- Есть ключ на старт!

- Включить моторы!(поднимает левую руку)

- Есть включить моторы!

- Раз, два, три, вжик! (делает вращательные движения рук около груди)

- Начать отсчет времени! (все вместе считают: "10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1")

- Ура! (бурные аплодисменты)

Педагог : Теперь, когда вы так достойно прошли все испытания, могу с уверенностью сказать, что вы – дружная команда! Каждый из вас как настоящий космонавт, сильный, смелый, ловкий, умелый! С вами точно можно в Космос полететь! Теперь нужно только немного подрасти и не переставать заниматься, тренироваться и конечно мечтать о полетах! Удачи, вы на правильном пути!


Цель: Познакомить детей с космосом, космическими телами, первыми космонавтами.

  • дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу;
  • познакомить с биографией первого космонавта Ю.А.Гагарина;
  • расширять и углублять знания детей о космосе;
  • рассказать о значимости работы наших российских космонавтов в космосе.

Материалы и оборудование:

  • плакат с солнечной системой;
  • иллюстрации по теме космос;
  • портрет Ю.А. Гагарина и др. космонавтов.

Дети готовятся к занятию.

Занимают свои места.

Дежурные помогают воспитателю с подготовкой к занятию.

Воспитатель: Я прочитаю Вам отрывок из стихотворения Сергея Михалкова. А вы послушайте и скажите, о ком говориться в этом стихотворении?

К далёким планетам

По трассам Вселенной

По трассам Вселенной

Отважные люди Земли.

- Кто же такие эти отважные люди Земли? - (космонавты).

- А кто такие космонавты и чем они занимаются? - (люди, летающие в космос).

Воспитатель: Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

- А что такое космос? - (весь мир за пределами земли, называется космосом или другим словом Вселенная)

Воспитатель показывает картинку космоса.

- Кто создает надежные космические корабли? - (ученые, инженеры, рабочие. Ученные придумывают, инженеры, рабочие строят ракеты)

- Зачем человек летает в космос? (изучает космос, луну, солнце, звезды, разные планеты: космонавты фотографируют Землю, помогают рыбакам узнать, где много рыбы, предупреждают, где может случиться наводнение, пожар).

- Кто первым полетел в космос? - (животные)

- Кого ещё из животных космонавтов вы знаете? - (собаки Белка и Стрелка)

Воспитатель показывает фотографию.

Учёные убедились, что живые существа могут жить в космосе и тогда в космос полетел человек.

- Кто стал первым космонавтом? - (ответы детей)

Воспитатель показывает детям портрет.

- А каких еще космонавтов вы знаете? (ответы детей)

- Каким должен быть космонавт? (смелым, закаленным, трудолюбивым, много знать).

- Как вы думаете, кто может стать космонавтом? - (ответы детей)

Космонавтом может стать каждый человек, но при этом у него должно быть крепкое здоровье, хорошее образование.

- Вы хотите стать космонавтами? - (ответы детей)

Тогда давайте пройдём маленькую подготовку.

Раз-два, стоит ракета ( дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. ( разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца ( круг руками)
Космонавтам нужен год . ( берутся руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно ( руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет, ( сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею ( разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. ( поднимают руки вверх и машут)

Воспитатель: А сейчас мы проверим вашу готовность быть космонавтами. Каждый космонавт все знает все о том, что связано с космосом. Для этого мы с вами отгадаем загадки.

В тяжелый скафандр его нарядили.

Отправили в космос его, полетать среди звезд.

Я тоже хочу, но мне говорят , что я не дорос.

Воспитатель показывает фотографию.

Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета)

Воспитатель показывает фотографию.

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…
(Метеорит)

Воспитатель показывает фотографию.

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)

Воспитатель показывает фотографию.

Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)

Воспитатель показывает фотографию.

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)

Воспитатель показывает фотографию.

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)

Воспитатель показывает фотографию.

По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)

Воспитатель показывает фотографию.

Чудо-птица-алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)

Воспитатель показывает фотографию.

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный…
(телескоп)

Воспитатель показывает фотографию.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы узнали так много нового. Теперь мы все готовы стать космонавтами.

Читайте также: