Ребенок как объект дошкольной педагогики кратко

Обновлено: 04.07.2024

Детство – самый важный период в жизни человека. Это даже не период, а самая настоящая, яркая, неподражаемая жизнь! И очень важно, кто будет рядом в детские годы, кто будет вести этого малыша за руку, что войдет в его ум и сердце из мира вокруг нас, от этого в главной степени зависит каким он станет взрослым.

Понятие субъекта очень важно в педагогике, поскольку субъект – это носитель деятельности сознания и познания. Субъект – это индивид активно познающий мир и воздействующий на него. Субъект активно проявляет себя в познании, вносит поправки в свои действия, ставит перед собой цели и разрабатывает пути их реализации. Ребенок же, как субъект воспитания – это индивид с развивающимся самосознанием.

Но ребенок является не только субъектом, но и объектом воспитательного процесса. Ребенок как объект воспитательного процесса – это индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний.

Также, в нашем детском саду большая роль отводится индивидуальному подходу. Он важен в двух отношениях: 1) он дает возможность максимального развития всех имеющихся способностей ребенка; 2) без знаний индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказаться иным, чем было рассчитано. Особенно важное значение индивидуальный подход имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицательные.

Вывод. Таким образом, развитие личности – это прежде всего социальное развитие. А суть подлинного гуманистического отношения к воспитанию ребенка выраженно в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Воспитатель должен создать благоприятные условия для развития личностных качеств ребенка. Педагог должен руководить деятельностью ребенка так, чтобы дошкольник сам научился осмысливать свои действия и принимать правильные решения. Очень важно помочь малышу пройти этот путь, стать неповторимой личностью.

1. Ананьев Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1.- М. : Высшая школа, 1980, с. 305

2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Международная педагогическая академия, 2011. - 203с.

3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания (этапы работы над проектом) Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод,.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Современные.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

В науке разработано несколько разных подходов к воз­растной периодизации. В каждом из них сделана попыт­ка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы. Например, П. П. Блонский в основу периодизации детства положил периоды смены зубов. Он утверждал, что дентиции - по­явление и смена зубов - не только характеризуют физи­ческий рост и укрепление организма, но непосредственно связаны с умственным развитием человека, с процессом его социализации. Были и другие попытки выделить единое основание для рассмотрения возрастных изменений: сексуальное развитие (К.Штратц), темп психического развития (А.Гезелл) и др.




В науке разработано несколько разных подходов к воз­растной периодизации. В каждом из них сделана попыт­ка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы. Например, П. П. Блонский в основу периодизации детства положил периоды смены зубов. Он утверждал, что дентиции - по­явление и смена зубов - не только характеризуют физи­ческий рост и укрепление организма, но непосредственно связаны с умственным развитием человека, с процессом его социализации. Были и другие попытки выделить единое основание для рассмотрения возрастных изменений: сексуальное развитие (К.Штратц), темп психического развития (А.Гезелл) и др.

В статье раскрывется понятие ребенок как субъект педагогического процесса, приведены примеры проявлений субъектных отношений ребенка дошкольного возраста. Статья адресована воспитателям детских садов,методистам и родителям .

ВложениеРазмер
rebenok_doshkolnogo_vozrasta_kak_obekt_doshkolnoy_pedagogiki.odt 28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики

В Большой Советской Энциклопедии СУБЪЕКТ определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов.

С точки зрения Л.И.Божович, субъект – личность, которая делает себя сама.

М.М.Бахтин отмечает, что субъект – личность, характеризующаяся осознанной активностью, целенаправленностью и творчеством.

В современных педагогических исследованиях традиционно ребёнок дошкольного возраста рассматривается с позиции субъекта, - носителя активности как потребности в деятельности.

Основные признаки, которые позволяют выделить человека - субъекта охарактеризовала В.В. Горшкова: активность, сознательность, свобода и ответственность, уникальность, свободность к творчеству, способность действовать по собственному убеждению, аргументировано противодействовать неблагоприятным обстоятельствам.

Опираясь на концепцию Л.С. Выгоцкого можно предположить, что развитие ребёнка как субъекта поведения в раннем и дошкольном возрасте осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения. Развитие ребёнка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к опероционно – технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребёнка как субъекта практической деятельности формируется целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта.

Можно выделить основные направления развития ребёнка как субъекта деятельности:

1-ый год жизни - ребёнок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни - ребёнок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребёнок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребёнок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребёнок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребёнок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребёнок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо (В.А.Петровский).

Таким образом, субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объкту, предмету или явлению действительности ( формирование оценки, интереса к нему). Затем на основании отношения формируются инициативы, т.е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Доказано, что ребёнок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности ( игровой, трудовой, художественной). Проявления ребёнка как субъекта деятельности связаны:

- с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

- с процессами эмоционально – положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

Собственно поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:

1.Эмоциональная компонента, выражающая отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;

2.Эмоционально – деятельная компонента, формирующаяся на основании инициативы и инициирующая собственно деятельность;

3.Деятельностная компонента, проявляющаяся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, становятся :

Таким образом, формирование субъктных свойств и качеств дошкольников необходимо начинать с раннего возраста, ставя ребёнка в позиию равноправного участника взаимодейсвия, учитывая его интересы и потребности, объективно подходя к оценке его деятельности и поведения, корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые условия для развития. Путь этот требует от взрослых мастерства, терпения, уважения к подрастающему человеку и постоянного самосовершенствования.

Одним из субъективных проявлений ребёнка является его способность сделать выбор. Эта способность проявляется в организации и осуществлении деятельности, в выборе задач, средств, способ её реализации.

Одним из наиболее ярких проявлений субъектности является детское творчество.

Оно проявляется в разных продуктивных видах деятельности, в том числе и речевой, продуктом которой становятся сочиненные детьми рассказы, сказки, загадки, стихи. В процессе творческого рассказывания и сочинительства проявляются и развиваются творческие способности ребёнка, его воображение, фантазия.

Творческие проявления становятся желательными для ребёнка ,потребность фантазировать , сочинять остается актуальной.

Чаще всего дети сочиняют сказки перед сном ,или имитируя чтение книги. Это тоже образец подражательной поведенческой деятельности ребёнка.

Приведу пример детской мудрости ,Олеси 3-х лет 3-месяцев:

-речевое творчество детей появляется как результат подражания поведению взрослого;(поэтому рассказывание сказок, чтение стихов, придумывание историй взрослым – это образец творческого поведения для детей)

-содержанием детских рассказов, сказок, стихов становятся яркие впечатления ребёнка, эмоционально значимые для него события, имеющиеся в личном опыте или близкие ему;

-речевое творчество малыша носит уподобляющий характер: все воспринимаемые события ребёнок уподобляет своему жизненному опыту и стремится передать его через призму этого опыта;

-дети 3-х лет строят новые образы, основываясь на элементах реальности, которые и становятся его главным содержанием;

-сказки детей 3-х лет незамысловаты по сюжету, лаконичны, не структурированы.

Чем старше становится ребёнок , тем меньше его литературные сочинения связываются со сном и все более в них фигурирует наиболее сильно задевшее впечатление. Чаще отмечаются в его сказках попытки обобщить собственный опыт, придумать объяснение тому, что оказалось непонятным. В старшем дошкольном возрасте на речевое творчество детей существенное влияние оказывает литературный опыт ребёнка, уровень его литературного развития в целом.

В рассказе Максима С.(5л.6мес.) литературный опыт ребёнка становится основой построения сюжета. Максим использует сюжет русских народных сказок, проявляя свое творчество посредствам введения новых героев, определения их характеров, установления их взаимоотношений и подведения к заключительному выводу, соответствующему общей идее сказки.

-Я иду по делам. А ты куда?

-А я иду в свой лесной домик, - отвечал её ежик, и пошла улиточка дальше.

-Я иду по делам .А ты куда идешь лиса?

-Я иду в деревню .Хочу курочку украсть и съесть.

Так они пошли дальше, каждый своей дорогой.

Встречает улиточка волка.

- Я по делам, - отвечает улиточка. А ты куда волк?

- Я иду зайца есть.

Так улиточка и выручила из беды зайчика, а волка научила не гоняться за теми, кто меньше.

В старшем дошкольном возрасте проявляются индивидуальные способности ребёнка к литературному творчеству.

Увлекаясь сочинительством, дети начинают составлять целые книги своих произведений, выступая и авторами и художниками и даже редакторами. В рассказах и сказках детей отражаются не только типичные для ребёнка-дошкольника события, интересы, поступки, герои, но и его представления о ценностях и приоритетах взрослой жизни.

Важнейшим условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста является непосредственное участие семьи в этом процессе. Именно дома, в общении с близкими людьми возникает мотивация творческой деятельности, потребность передать накопленные впечатления дня в художественной деятельности. Поэтому достаточно часто пик творческих проявлений ребёнка переносится именно в условия семьи. Особенно это характерно для поведения детей с трудностями общения, поведения, эмоционально- волевой сферы.

Второй вариант поведения ребёнка в процессе самоактуализации творческих способностей характеризуется более высокой творческой активностью ребёнка в дошкольном учреждении и снижением уровня этих проявлений в семье при отсутствии достаточной мотивации и интереса к ним со стороны родителей.

Процесс сопровождения творческого освоения мира ребёнком в дошкольном учреждении должен заключаться в создании условий для самостоятельного построения ребёнком собственной картины мира. Для этого важно создать атмосферу творчества и созидания, сопровождающую любую деятельность ребёнка. Ребёнок должен чувствовать, что взрослые ждут его достижений и радуются его успеху.

Педагог создаёт условия для самостоятельного продвижения ребёнка в познании через решение доступных для него проблем и выполнение интересных заданий. Он помогает детям преодолевать себя на пути к достижению результата, поощряет и оценивает их творческие проявления, стимулируя деятельность. Результаты детского творческого поиска должны занять достойное место в групповой комнате, быть представлены родителям и детям других групп. Книги детских загадок, стихов, сказок с иллюстрациями авторов должны быть неотъемлемым содержанием развивающей среды группы, занимать достойное место в домашней библиотеке.

В обоих случаях взаимодействия дошкольного учреждения с семьей становится необходимым условием.

Дошкольный период детства уникален по своим характеристикам, способствующим проявлению и развитию творчества. Творческий механизм познания является основным для дошкольников, отношение к творчеству у большинства детей положительное.

В период дошкольного возраста создаются необходимые условия для творческих проявлений ребёнка, развития творческих способностей в разных видах деятельности – восприятие произведений искусства, первые пробы самостоятельного сочинительства возникают в дошкольном детстве.


В науке разработано несколько разных подходов к воз­растной периодизации. В каждом из них сделана попыт­ка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы. Например, П. П. Блонский в основу периодизации детства положил периоды смены зубов. Он утверждал, что дентиции - по­явление и смена зубов - не только характеризуют физи­ческий рост и укрепление организма, но непосредственно связаны с умственным развитием человека, с процессом его социализации. Были и другие попытки выделить единое основание для рассмотрения возрастных изменений: сексуальное развитие (К.Штратц), темп психического развития (А.Гезелл) и др.

Развивается человек и в физиологическом отношении: совер­шенствуются по мере взросления физиологические процессы, про­текающие в организме. Значительно усложняются и стабилизи­руются к концу школьного обучения кровообращение и пищева­рение, процессы нервной деятельности. Особое значение имеют процессы, определяющие половое развитие и созревание.

Значительные изменения происходят и в психике человека: изменяется скорость протекания психических процессов, фор­мируется характер, развивается воля и др. Развиваются память и мышление детей: па­мять - от механической к смысловой и логической, мышление - от конкретных (наглядных) ее форм к абстрактным, отвлеченно-теоретическим. Развиваются также воображение, внимание, эмоции, способности.

Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом в целом. Младенец вступает в очень простые отношения почти исключительно с одним человеком - матерью. Затем круг его общения расширяется. Характер взаимоотношений с окружаю­щими людьми изменяется, они становятся все более осознанны­ми и разносторонними. Ребенок становится все в большей сте­пени субъектом отношений: он не только воспринимает направ­ленные на него воздействия, но и сам сознательно оказывает воздействия на окружающих с целью изменить свое положение. Начинается это в достаточно раннем возрасте, уже с первых ме­сяцев жизни.

В последующем ребенок включается в регулярные отношения в системе собственно общественных связей: он становится членом коллектива детсадовской группы, потом идет в школу и помимо учебы выполняет там некоторые общественные обязанности, от класса к классу все более значительные и усложняющиеся, гото­вясь к выбору и освоению профессии, полноправному участию в общественной жизни страны.

Поскольку педагогика - наука о воспитании, а воспитание осуществляется в значительной мере ради развития, следует под­робнее рассмотреть взаимосвязь воспитания и развития, соотно­шение между ними в различные возрастные периоды.

Мы пришли к выводу, что развитие личности зависит от на­следственности, среды, воспитания и собственной преобразую­щей деятельности человека. Но развитие не одномоментный акт, оно продолжается всю жизнь и особенно интенсивно - в первые годы жизни. Естественно, что в неодинаковые по интенсивности периоды развития действие различных факторов неодинаково. Профессиональных педагогов и родителей интересует, прежде всего, как влияют эти факторы на развитие детей дошкольного и школьного возраста. Причем не все факторы интересуют нас одинаково: наследственность и среда не зависят от воли и мас­терства педагогов. Воспитание - та сфера, где влияние педагогов и родителей наиболее действенно. И собственная деятельность воспитуемого не есть нечто совершенно изолированное - она обусловлена она воздействиями педагогов (прямо или кос­венно).

Выготский особо подчеркивает, что действия де­тей, выполняемые ими под руководством учителя, в том числе дей­ствия по образцу, не являются нейтральными по отношению к уму ребенка, развитию мышления. Путь к самостоятельному решению лежит через действия в сотрудничестве и по образцу. Этим позиция Выготского отличается от распространенного мнения, что репро­дуктивные действия не способствуют развитию мышления.

Очевидно, развитие и усовершенствование сливаются в один по­ток; усовершенствование предполагает развитие ценных свойств и подавление ими недостатков, причем слабые, но ценные свойства усиленно культивируются, а недостатки не допускаются до разви­тия и укрепления.

Современная наука рассматривает несколько возрастных периодов в развитии ребенка, школьника. По продолжи­тельности эти периоды неодинаковы, так как их выделение прове­дено по признаку основного, ведущего вида деятельности, кото­рой занимается ребенок. Учитываются и новообразования, харак­терные для воспитанника в этом возрасте по сравнению с предыдущим.

Самый короткий период - период непосредственно-эмо­ционального общения. Он продолжается от рождения до 1 года. Считается, что в этот период ребенок еще не выполняет вполне осознанных действий.

Четвертый период - от 6 до 10 лет, период учебной деятельно­сти. В это время дети учатся в школе, и основным видом их дея­тельности является учение. Естественно, они не забыли игру и очень любят играть. В игре они продолжают проводить значи­тельную часть времени и осваивать в ней окружающий их мир предметов, явлений, чувств. Но все же основную часть времени и главный свой труд они отдают учению. Центральным новообра­зованием этого периода является осознание и переживание себя в качестве существа социального.

Пятый период называется периодом общественно полезной деятельности. Он продолжается от 10 до 15 лет. В этом возрасте дети выполняют разнообразные виды деятельности, среди кото­рых основным остается учение. Наряду с этим школьники этого возраста действуют в трудовой, общественно-организационной, спортивной, художественной и других видах деятельности. Но следует отметить, что любая из них осознается и выполняется подростком именно как общественно полезная. Д. Б. Эльконин утверждал, что в этом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками. Центральным новообразо­ванием этого возраста, называемого трудным, переходным, яв­ляется чувство взрослости, осознанное стремление к самостоя­тельности и самоутверждению.

Шестой период - от 15 до 17-18 лет, период учебно-про­фессиональной деятельности. Это период ранней юности, когда учебная, трудовая и другие виды деятельности, выполняемые учащимися, осознаются ими как предпосылка будущей профес­сиональной деятельности на фоне осознания своей жизненной перспективы. Центральным новообразованием этого периода, вероятно, следует назвать активно формирующееся мировоззре­ние как систему взглядов на окружающую действительность и свое место в обществе.

Следует помнить, что это разделение на периоды (как и любое другое) весьма условно. Возраст календарный или школьный, а также определенного вида деятельности и уровня осознания само­го себя наступает у разных детей в разное время. Это связано с половой принадлежностью (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития. Наконец, здоровье ребенка тоже оказывает существенное влияние на продвижение от одного периода к другому.

Ясно и другое: границы периодов тоже весьма условны. Даже столь резкое на первый взгляд разделение периодов, как по классам школьного обучения (начальные, средние, старшие), не имеет строгих, четких границ: один ребенок пришел в I класс в шестилетнем возрасте, а другой - когда ему исполнилось 7 лет, да еще потом остался в IV классе на второй год; IX класс он за­кончит в 17 лет, когда некоторые его сверстники получат полное одиннадцатилетнее среднее образование. В последние десятиле­тия наблюдается явление, которое получило название акселера­ции, проявляющейся в том, что дети по сравнению со своими родителями, например, быстрее достигают определенного веса, роста, вступают в период физиологического созревания. Обу­словлено это многими причинами, действующими в совокупно­сти: социально-экономическими условиями, распространением гетеролокальных браков, ростом концентрации активных реа­гентов в воздухе, воде, пище и др. Проявление ускорения в раз­витии требует от педагогов учета этого явления, внесения кор­ректив в воспитание детей того или иного возраста.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Этот довольно продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека разделен на два больших периода - ранний возраст и дошкольный возраст.

Значит, и здесь мы уступаем животным? Не будем спешить с выводами, а задумаемся. Явление импритинга (вспомните об утенке, который следует за движущимся предметом) - инстинкт сохранения рода, он необходим для поиска пищи. Утенок, родившись, идет за мамой-уткой, которая накормит его и научит плавать. Но Лоренц при рождении утят вместо утки прока тывал перед ними мяч или шел сам, и результат был тот же - утята дружно следовали за движущимся объектом. Только что вылупившегося цыпленка, самостоятельно (!) пробившего скорлупу, сразу помещали в другую скорлупу, значительно более тонкую, и он не справлялся с задачей - в его инстинкте выполнение этой процедуры заложено лишь один раз! А что же происходит с человеком? Его отличительной особенностью является высокая обучаемость. Только за первый год ребенок осваивает такую массу умений, способов, знаний, что этот запас становится базой для его социальной жизни. Правда, этот запас приобретается обязательно в человеческом обществе и непременно с помощью взрослого. Нельзя сказать, что у человека, как и у животных, действует механизм импритинга, хотя отрицать наличие инстинктов нельзя. Однако человеку свойствен эйдетизм (от греч. eidos - образ) - образная память, т.е. способность сохранять образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения. Образная память делает восприятие окружающего мира ярким, живым и потому легче запоминающимся. У человека есть предрасположенность к эйдетизму. Однако образная память функционирует при условии активизации этого процесса взрослым, который заботится о насыщенности среды обитания ребенка и о том, чтобы малыш воспринимал ее адекватно уровню своего развития. Образная память развивается у ребенка в течение всего дошкольного возраста и положительно влияет на умственное и эмоциональное развитие. Исследователи, изучавшие и изучающие ребенка раннего возраста (В. М. Бехтерев, Н.М.Щелованов, H.JI. Фигу- рина, Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская, А. М. Фонарев, О. JI. Печора, С. JI. Новоселова, JI.

Читайте также: