Какую работу выполняет учитель биологии и чем эта работа полезна обществу 5 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Учитель — очень важная и востребованная профессия. Он проводит занятия в соответствии с образовательной программой, разрабатывает учебный план на четверть, год. Организует самостоятельную работу учащихся, проводит контрольные и проверочные работы, проверяет домашние задания.

Педагог обучает и воспитывает детей и подростков с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета. Он участвует в формировании разносторонне развитой и гармоничной личности, служит образцом, на который ориентируется взрослеющий человек.

Спросите ученого-биолога, генетика или врача – с чего начинался его путь, и вам ответят, что нелегкая дорога в познании тайн живого организма начиналась со школьной скамьи.

На плечи учителя биологии ложится большая ответственность – задача заложить в детях интерес к биологии и анатомии очень важна для будущих поколений.

Его предмет можно назвать по-настоящему увлекательным: он знает о том, как работает человеческое тело, знает все о цветении растений и об излюбленных местах грибов. Он сможет ответить на любой вопрос и рассказать еще много увлекательных вещей.

Временами учителю биологии приходится расширять свои знания – часто из-за нехватки специалистов требуется учитель биологии и химии, биологии и географии. Совмещать разные направления в изучении нашего мира хоть и трудная, но выполнимая задача для этого учителя. Эти люди легко пополняют свои знания на протяжении всей жизни и с радостью делятся ими на уроках.

Востребованность профессии

Представители профессии Учителя биологии являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Учителя биологии.

Описание деятельности

Работа с детьми в школе полна сложностей – зачастую вам придется тратить много времени для проверки домашних и контрольных работ и обязательных к заполнению документов. Да что говорить – если у детей в день проходит всего 5 уроков, то у вас они будут проходить с раннего утра до позднего вечера.

Вам придется забыть о джинсах и стиле casual – на смену им придет строгий офисный костюм и отсутствие ярких цветов в одежде. Вы должны привыкнуть к тому, что суббота перестанет для вас быть выходным днем. И, наконец, надо набраться терпения – ученики в вашем классе будут разные, не каждый из них будет понимать всё и сразу. А ваша задача – донести материал до каждого.

Учителю приходиться нелегко, но не стоит пугаться этих трудностей – у этой работы есть немало плюсов. На день учителя, 1 сентября и прочие праздники вас буквально завалят цветами, а летом в вашем распоряжении будет отпуск в 56 дней. Любые возникающие проблемы вы всегда сможете обсудить с коллегами (другими учителями) на педсовете – они обязательно помогут и поделятся своим опытом преподавания.

Кабинет учителя биологии мало чем отличается от других школьных помещений. На стенах вы увидите портреты ученых-биологов или учебные плакаты. Куда больше внимания привлекает лаборантская. В этом помещении можно найти микроскопы, препараты тканей растений и животных, скелет человека, модели различных животных, клетки и молекулы ДНК.

Большую работу учителя биологии составляет самообразование – хорошему специалисту в этой области необходимо пополнять свои знания. Он обязан быть в курсе последних событий в мире медицины, генетики, ботаники и экологии. Нередко учителям из школ, где не хватает специалистов, приходится проходить повышение квалификации – на современном рынке труда востребованы учитель биологии и химии, а также учитель биологии и географии.

Биология — как профессия появилась в 19 веке. Она соединила знания по зоологии, физиологии, анатомии и много других. Биолога можно встретить в лесу, в научной лаборатории, в зоопарке и внутри шахты. Они работают повсюду, где есть живая материя. Они наблюдают, фиксируют, проводят исследования и научные изыскания. Стоят в первых рядах, когда нужно измерить, взять пробу, провести анализ или зафиксировать какие-то физические показатели.

Такой же важной, несущей людям просвещение является профессия учитель биологии. Он первым знакомит детей с окружающей средой, рассказывает, показывает строение животного и растительного мира. Пробуждает интерес к биологии – как к науке. Помогает изучать сложные понятия в простом изложении. Каждый нынешний биолог начинал познание природы на уроках в школе. Учителем по этому предмету становится, как педагог с углубленным изучением биологических методов, так и профессиональный биолог — это человек, который получил нужные педагогические знания, а эта профессия стала его делом. Но здесь есть плюсы и минусы. профессии, читайте статью до конца и узнайте о них.


Чем занимается биолог: обязанности

Труд биологов разных областей, отличается, но можно выделить и общие черты. Рассмотрим основные:

разработка, проведение лабораторных исследований,
Биолог — это профессия, специалист составляет планы, что делает возможным проведение опытов с подготовкой всех необходимых материалов,
наблюдение, описание, регистрация хода экспериментов, внесение нужных изменений, работа с приборами, реактивами,
анализ, обработка полученного в ходе исследования материала, составление отчетности, передача результатов заказчику.
В результате биологу важно указать на текущую ситуацию, дать методы или пути улучшения производства. Предоставить экспертное заключение. Профессия требует тонких знаний биологии.

Учитель биологии, получивший специальную квалификацию не выполняет специальные лабораторные изыскания, его обязанности включают:

  • учебно-образовательная работа на местах, составление планов обучения;
  • помощь освоения материала учениками, приобщении их к теоретической и практической биологии;
  • составление методического материала;
  • подготовка учеников к олимпиадам, экзаменам;
  • повышение квалификации по своему профилю.

Отличия биолога от учителя биологии

Каждый год из высших заведений выпускаются специалисты биологи, но не каждый из них может трудиться учителем в школе. Для этого важно как дополнительное образование, так и любовь к детям.

Мы сравнили эти две похожие профессии по нескольким параметрам:

  1. Образование;
  2. Где работать;
  3. Какие навыки важны.

Получили следующие ответы

  1. Специальность Биология, дополнительно возможна узкая направленность по типу профессии: Эколог, Ботаник, Биофизик.
  2. Разного типа лаборатории , исследовательские, научные центры, промышленные предприятия, государственные структуры.
  3. Знание теории и практики своей профессии. Умение производить сложные операции с биологическими материалами. Знание основ химии, других точных наук. Умение концентрироваться, наблюдать и анализировать.

Учитель биологии где на него учиться

образовательных учреждениях: школах, колледжах, лицеях. Существуют курсы, где можно подтянуть образование, выучиться на учителя биологии.

Знание основ биологии. Умения педагогическими методами донести до учащихся обширные знания по своему предмету. Работа учителем биологии включает практику ведения уроков, умение заинтересовать, помочь ученикам понять биологию, раскрыть ее роль в мире. Регулярно обновлять, расширять свои знания.

Учителю важно знать биологию также, как педагогику. Обладать хорошими коммуникативными навыками, уметь выстраивать учебный процесс согласно планам, нормативам учебных заведений. Биологу же большую важность представляет возможность проводить сложные исследования, изучая окружающую среду по своей специфике: растения, животные, микроорганизмы или здоровье человека.

Зарплата биолога и учителя биологии

На какую оплату труда может рассчитывать учитель биологии и биолог в нашей стране? Зарплата зависит от региона, опыта работы по специальности, от специализации:

  • Биолог среднем по России получает: 18000-123000 р.
  • Учитель по биологии: 15000-76000 р.
  • Лаборант: 17000-25000 р.

В центральных районах и крупных промышленных городах этот показатель выше. Так как эта профессия там востребована больше.

Перспектива карьеры биолога

В России биологам сложно устроиться на работу из-за малого спроса на эту специальность, но возможность успешной карьеры все же есть. Важно обучаться, использовать новые технологии, проводить исследования и постоянно развиваться. Во всем мире количество открытий увеличивается сферы биотехнологий, это влияет на востребованность этой профессии положительно и у нас.

Где биолог может проявить себя и построить карьеру:

Фундаментальная наука — здесь карьера начинается уже во время обучения в Вузе. Постепенно от бакалавриата, магистратуры и так далее до научного сотрудника. Ученый исследует, пишет научные работы, производит опыты, все фиксирует документально. Далее есть возможность быть профессором института или начальником НИИ,

Производственные, медицинские лаборатории – работа в которых строится на проверках качества, пробах, анализах. Это пищевая промышленность, сельское хозяйство, фармацевтика. Здесь можно вырасти от лаборанта до старшего технолога.
Преподавательская деятельность – дает возможность заниматься репетиторством будучи еще студентом, а при получении дополнительного педагогического образования — стать сертифицированным преподавателем учебного заведения, а в будущем –стать завучем, деканом или ректором.

Исследовательские путешествия – работа в экспедициях, сообществах: изучение новых видов животных или растений, исследование мировых проблем. Есть возможность стать начальником проекта или заведующим на разъездных лабораториях.
Какими качествами нужно обладать для работы биологом
В этом деле важно не только желание, но предрасположенность. Во первых –это любовь к природе, желание изучать, исследовать животный, растительный мир.

Наличие усидчивости, внимательности, аккуратности – отлично послужат для успешной работы в лабораториях и институтах.

Отсутствие аллергических реакций будет большим плюсом, так как учась и далее придется вплотную взаимодействовать с разными видами аллергенов.

Важна хорошая память. Множество названий, классификаций, свойств, другой информации предполагает возможность легко всем этим оперировать, использовать на практике.

Какими знаниями обладает специалист

Биологи относятся к специалистам широкого профиля. Они обладают широкими знаниями о принципах жизнедеятельности, устройстве живых организмов.

В отдельных специализациях, например, биохимии или медицинской биофизике, надо знать химию и анатомию человека. А ученый –микробиолог владеет массой информации о бактериях, вирусах, других микроорганизмах.

Где можно учиться на биолога

Столичные Вузы пользуются самой большой популярностью у абитуриентов, будущих специалистов:

  • МГУ имени М.В. Ломоносова;
  • Московский университет пищевых производств;
  • Московский педагогический университет;
  • Российский аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева.

Также можно получить эту профессию в следующих учебных заведениях:

  • Санкт-Петербургский госуниверситет;
  • Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского;
  • Тюменский государственный университет.

В каждом крупном городе России есть направления на данную специальность. Самое трудное-это выбрать будущий профиль в биологии из широкого списка предложений.

Учитель биологии

Биология – один из школьных предметов, которым можно искренне заинтересовать и увлечь большинство детей. Он рассказывает о понятных и знакомых каждому вещах, а не об отвлеченных явлениях, в нем есть место экспериментам, наблюдениям, творчеству. Но полюбят ли дети эту дисциплину, полностью зависит от педагога. Как же получить профессию учителя биологии и чем предстоит заниматься на этом поприще?

Должностные обязанности учителя биологии в школе

Основная обязанность учителя биологии – организовывать и проводить уроки и внеурочные занятия и мероприятия по предмету с учетом возрастных особенностей учеников и требований ФГОС. Это нужно, чтобы по окончании школы дети:

  • знали, какими признаками обладают клетки и организмы растений, грибов, бактерий, животных, организм человека, различные живые существа и экосистемы, биосфера;
  • понимали, какие процессы происходят в живых организмах и системах (дыхание, превращение энергии, перемещение и обмен веществ, питание, выделение, размножение, развитие, рост, регуляция жизнедеятельности и т. д.);
  • знали признаки частей и органоидов клеток, органов, систем органов живых существ (в том числе человека) и умели различать их;
  • владели научными методами биологии: наблюдением и описанием биологических процессов и объектов, постановкой экспериментов и объяснением их результатов;
  • умели сравнивать биологические процессы и объекты и оформлять полученные результаты в виде умозаключений и выводов;
  • понимали, какую роль играет биология в практической деятельности человека;
  • анализировали последствия человеческой деятельности для природы и давали им оценку, в том числе с точки зрения влияния на здоровье человека;
  • знали базовые правила поведения в природе, принципы здорового образа жизни;
  • умели рационально организовывать процессы труда и отдыха;
  • знали, как выращивают домашних животных и культурные растения, ухаживают за ними;
  • проводили наблюдения за состоянием своего организма;
  • умели видеть эстетические достоинства природы.

Какие методы обучения подходят для уроков биологии? Пополняем свою педагогическую копилку

Современные учителя биологии все меньше используют пассивные методы обучения (лекции) и все больше внимания уделяют активным и интерактивным методам. Они подразделяются на несколько групп:

  • Словесные. Это методы, которые базируются на устном взаимодействии учеников и учителя и работе с письменными источниками (учебником, методическими пособиями и т. д.). Часто используется метод дискуссии. Учитель или один из учеников задает вопрос, который требует от класса размышления и обмена мнениями. Например, можно спросить у детей, почему вредно для здоровья долгое время работать в одной и той же позе и попросить найти пути решения этой проблемы, обосновать их. Еще один популярный метод – эвристическая беседа, при которой ученики в ходе коллективных дискуссий и размышлений получают новые знания и решают проблемные вопросы. Например, можно не рисовать на доске таблицу сравнения митоза и мейоза, а после изучения этих двух процессов предоставить детям возможность самим порассуждать, чем они отличаются друг от друга. Также к словесным методам относят метод самостоятельной работы учеников с учебником и дидактическими материалами, метод проблемного изложения материала, метод решения логических и расчетных задач.
  • Наглядные. Это методы обучения с применением различных наглядных средств: опытов и экспериментов, таблиц, плакатов, фильмов и т. д. Например, учитель может использовать частично-поисковый демонстрационный метод – он проводит опыт, а ученики, наблюдая за ним, заполняют таблицу по заранее оговоренному плану и делают выводы. Можно использовать на уроках плакаты с опорными сигналами, различные ИКТ для демонстрации слайдов, фильмов, работы с компьютерными программами (например, с электронным атласом анатомии человека).
  • Практические. Это методы, при которых дети получают новые знания, навыки и умения в ходе практической познавательной деятельности. Чаще всего на уроках биологии проводят лабораторно-практические работы. Ученикам сообщается тема, и они под контролем учителя выполняют работу, пользуясь инструктивными карточками, учебниками и другими материалами. В конце урока дети делают выводы по занятию, отвечают на вопросы. Лабораторный метод предполагает постановку перед учениками проблемы, которую нужно решить с помощью эксперимента, работы с натуральными раздаточными материалами, наблюдения за живыми объектами. Также на уроках биологии и внеурочных занятиях по предмету все чаще применяется создание детьми компьютерных презентаций по заданной теме.

Как стать учителем биологии и сколько нужноучиться? Получаем квалификацию дистанционно*

Будущих учителей биологии учат в педагогических колледжах, техникумах и вузах. Обучение занимает от 2 до 5 лет в зависимости от учреждения, формы обучения, исходного уровня образования. Чтобы поступить на учителя биологии, помимо экзамена по профильному предмету обычно сдают русский язык и химию или обществознание.

340 часов (3 мес.)

Эта программа подходит тем, у кого есть биологическое образование, но нет педагогической подготовки. Учебный план включает знакомство с основами педагогики и психологии, методикой и технологиями обучения, воспитания и биологического образования детей в соответствии с требованиями ФГОС.

620 часов (5.5 мес.)

Квалификация: Учитель биологии

Это расширенный курс, который включает те же дисциплины, что и предыдущий, но также знакомит и с содержанием школьного курса биологии: ботаникой, зоологией, анатомией и физиологией человека и т. д. Программа подходит тем, у кого нет ни педагогического, ни биологического образования, или тем, кто получил диплом биолога давно и хочет освежить и актуализировать свои знания.

Также у нас можно пройти дистанционные* курсы, которые готовят к преподаванию в школе сразу двух предметов:

850 часов (7 мес.)

Квалификация: Учитель экологии и биологии

1108 часов (9.5 мес.)

Квалификация: Учитель биологии и географии

Они будут особенно интересны тем, кто собирается работать в малокомплектной школе, где не хватает педагогов, а учителям сложно набрать нужное количество часов на ставку, если вести только одну дисциплину.

По итогам обучения на курсах вы получите диплом о профпереподготовке. Для ваших работодателей и представителей контролирующих органов он станет подтверждением того, что у вас есть необходимая для преподавания биологии профессиональная квалификация. Диплом необходимо предъявлять вместе с документом о среднем профессиональном или высшем образовании.

Где и кем может работать учитель биологии и сколько он зарабатывает?

Наибольшее количество вакансий для учителей биологии открыто в государственных школах. Уровень зарплат в них зависит от региона. Если проанализировать вакансии на портале Яндекс.Работа, то можно увидеть, что в Москве специалисты получают за одну ставку в месяц 60 000-90 000 рублей, в Санкт-Петербурге – около 45 000 рублей. В регионах России учителям биологии чаще всего платят 20 000-30 000 рублей. Часто можно встретить вакансии на неполную ставку с более низкой зарплатой, но в этом случае у специалиста появляется возможность совмещать работу в двух школах или в свободное время подрабатывать репетитором, вести кружок в центре дополнительного образования детей. Чтобы получать больше, можно поискать вакансии в частных школах. Там уровень зарплат выше, но и требования к стажу, профессиональным достижениям, дополнительным навыкам соискателей более серьезные.

Учитель биологии может оказывать репетиторские услуги. Чаще всего к ним прибегают те, кто планирует сдавать биологию на ЕГЭ и ОГЭ. Таких детей немало – например, в 2019 году на ЕГЭ их было около 160 000 человек, большие показатели из предметов по выбору только у физики. Репетиторы берут за час занятий от 400-500 до нескольких тысяч рублей в зависимости от опыта, стажа, рекомендаций. Заниматься с детьми можно как очно, так и дистанционно – через интернет. Если не хочется искать учеников в частном порядке, можно зарегистрироваться на специальных онлайн-платформах для репетиторов или устроиться в образовательный центр, который готовит детей к ОГЭ и ЕГЭ.

Педагог – это не просто работа, а призвание. Поэтому если вы любите детей и хотите быть учителем биологии, отсутствие педагогического образования не должно становится для вас преградой. Тем более, когда получить нужную квалификацию можно всего за несколько месяцев и в дистанционном* формате – на наших курсах профессиональной переподготовки.

*Форма обучения - заочная. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Читайте также: