Какие качества педагога имеют особую актуальность в школе ххі века

Обновлено: 05.07.2024

1. Владеет современными технологиями

Ученики сегодня редко расстаются с гаджетами, и наставник, не умеющий пользоваться смартфоном или не знающий, как выйти в интернет, вряд ли сможет говорить с ними на одном языке. Учитель, который дружит с техникой, может готовить яркие презентации, проводить виртуальные экскурсии и снимать учебные видео. А ещё он способен обратить любовь подопечных к гаджетам на пользу делу — например, рассказав о классных обучающих приложениях и сервисах.

С появлением новых технологий обучение стало интереснее и разнообразнее. К дистанционным занятиям можно подключиться из любой точки мира, запись урока позволяет повторить материал, а онлайн‑тесты и тренажёры помогают дополнительно закрепить свои знания. Тем не менее я считаю, что дистанционный формат полностью не заменит офлайн‑занятия. Проработка некоторых навыков требует личного присутствия — например, soft skills сложно прокачать без живого общения.

2. Знает, как вести диалог с учениками

Современный учитель часто задаёт подопечным вопросы, чтобы мотивировать их рассуждать, и умеет слушать ответы. Даже если ученик ошибся, наставник не будет его критиковать или высмеивать, ведь такая реакция может отбить всякое желание осваивать что‑то новое. Вместо этого педагог сможет аргументированно объяснить, в чём человек не прав.

За время работы преподавателем я понял, что в аудитории всегда есть студенты, которым интересно, и те, кто пришёл просто для галочки. Секрет в том, чтобы найти глаза ребят, которым реально интересно, и рассказывать им, а постепенно и остальные втягиваются.

3. Постоянно учится

Мир быстро развивается, поэтому один из важных навыков современного человека — способность осваивать новое на протяжении жизни. Это необходимо как ученикам, так и учителям. Умение использовать гаджеты и применять на уроках современные технические решения и нестандартные методики помогает наставникам завоевать внимание и доверие подопечных.

Раньше нельзя было и представить, что учителя будут использовать на уроках технологии виртуальной реальности и 3D‑принтеры. Изменился и формат экзаменов, а ведь 25 лет назад никто не слышал о ЕГЭ.

4. Умеет найти подход к ученику

Все дети усваивают информацию по‑разному. Кому‑то достаточно прочитать правило из учебника, а кто‑то быстрее поймёт материал, снабжённый иллюстрациями. Если педагог использует разные форматы подачи информации, он сможет сделать урок увлекательным для всего класса.

Если ученик не справляется с предметом, учитель попытается понять почему. Ведь причины могут быть разными — от пробелов в знаниях до нехватки мотивации. Хороший педагог знает уровень каждого ученика и сумеет подобрать индивидуальное задание, чтобы тот справился с материалом.

5. Мотивирует получать знания

Преподавателю важно поощрять у подопечных любопытство и критическое мышление, а не заставлять их механически заучивать правила. Опытный учитель не позволяет ученикам пользоваться шпаргалками ради их же блага — ведь списывание способно превратиться во вредную привычку, которая убивает желание трудиться. Вместо зубрёжки преподаватель может давать ученикам творческие задания, ответы на которые нельзя быстро найти в интернете.

Я против списывания. Это может говорить о том, что человеку не интересен предмет, главное — получить оценку любой ценой. Задача преподавателя — объяснить, почему важно получить знания. Например, я преподаю разработку на Ruby on Rails. Здесь не удастся списать или попросить сделать за тебя — в дальнейшей работе такой специалист не справится со своими обязанностями, и его просто уволят.

Преподаватель — это человек, который на своём опыте набил много шишек, поэтому у него можно попросить помощи в освоении материала, если не получается разобраться самостоятельно. Хороший педагог применяет индивидуальный подход и знает, как донести ту или иную информацию до каждого. Кроме того, наставник способен мотивировать учеников осваивать материал — если преподаватель сумел, то и они смогут!

6. Имеет широкий круг интересов

Школьные предметы не изолированы друг от друга. Например, знание истории поможет преподавателю литературы погрузить учеников в контекст и рассказать, какие события повлияли на жизнь героев произведения. А биолог, который хорошо знает географию, сможет объяснить, как животные расселялись по планете.

Учитель должен любить своё дело, чтобы выполнять его качественно и профессионально. Но без возможности опереться в жизни на что‑то ещё, кроме работы и семьи, будет сложно. Это как табуретка на двух ножках — она не будет устойчивой. А если добавить третью опору, конструкция станет надёжной. Поэтому любому профессионалу важно иметь хобби. Это не только даёт возможность разгрузиться, но и становится ещё одним мостиком к ученикам, который позволит найти общий язык.

Преподавателю необходимо переключаться на другие дела, увлечения, хобби, чтобы расширить свой кругозор и не перегореть от работы. На первое место я бы поставил спорт. Я занимаюсь бегом, плаванием, кроссфитом — тренировки позволяют разгрузить голову и держать себя в тонусе. Раньше ещё ходил на социальные танцы — это помогло мне лучше понимать людей и их поведение, что очень важно в обучении.

7. Способен сделать захватывающей даже скучную тему

Теорию лучше разбавлять интересным историями из своего опыта. Расскажите о реальных проблемах, с которыми вам пришлось столкнуться, о том, как вы с ними справились или потерпели фиаско.

Профессионал своего дела прекрасно владеет ораторским искусством: он не шепчет и не тараторит материал, поддерживает контакт с аудиторией и задействует жесты и мимику. Сегодня информация доступна как никогда, поэтому важно не просто пересказывать учащимся материал, а научить их его анализировать.

Сейчас ученики могут фокусировать внимание в течение 15–20 секунд. Если не успел за это время заинтересовать их обсуждением, они отвлекутся, поэтому на уроках необходим интерактив. Такой подход работает даже в сугубо академических предметах. Например, можно написать на доске два варианта ответа и предложить ученикам выбрать правильный, основываясь на том, что они услышали ранее.

8. Постоянно улучшает программу обучения

Настоящему профессионалу важно, чтобы материал, который будут изучать его подопечные, был им интересен и понятен. Скучные примеры вряд ли привлекут внимание учеников, не говоря уже о том, чтобы отложиться в памяти.

Сравнивая свои ощущения от чтения лекций 10 лет назад в университетских аудиториях и от преподавания через Zoom, я понимаю, что благодаря современным технологиям онлайн‑образование ничем не уступает традиционной учёбе в офлайне. Этому способствует и быстрая видеосвязь, и большой набор инструментов для общения и совместной работы со студентами: Miro, Google Docs, различные площадки для отслеживания прогресса учеников, проведения опросов и тестов.

В статье поднимаются проблемы становления личности учителя в условиях современных требований, какими профессиональными качествами он должен обладать. Подчеркивается, что личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Особое внимание уделяется такому важному документу, как Концепция поддержки развития педагогического образования и профессионального стандарта педагога.


2. Редько Л.Л., Джегутанова Н.И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя: Монография. – Ставрополь, 2010.

5. Черкесов Б.А., Лобода О.Б. Новый подход к подготовке современного учителя // Международный журнал экспериментального образования. – № 11, – 2014.

6. Антропологические особенности педагогической профессии как основа стандартов подготовки педагога для новой школы: Материалы X Международной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2013.

Еще в начале XVII в. выдающийся основатель мировой педагогической мысли Я.А. Коменский рассуждал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учеников и личным примером воспитывать у них человечность.

В ряду требований к современному педагогу на ведущее место возвращается духовность. Своим личным поведением, отношением к жизни наставник обязан подавать пример духовной жизни, воспитывать учеников на высоких идеалах человеческих добродетелей, истины и добра.

Важное требование к современному педагогу – наличие педагогических способностей – качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними.

К ведущим способностям, по результатам многочисленных опросов, относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные.

Многие специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других профессиональных качеств – трудолюбия, честного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны признать важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных студентов вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог – это всегда труженик.

Поэтому важными профессиональными качествами его мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие образовательные услуги населению, где действуют планы, контракты, развивается конкуренция – неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают те качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками для создания благоприятных отношений в учебно–воспитательном процессе. В ряду их человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, принципиальность отзывчивость, эмоциональная культура и др. Обязательное для учителя качество – гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманность слагается из интереса к личности, сочувствия ей, помощи, уважения ее мнения, знания особенностей развития, высокой требовательности к учебной деятельности и озабоченности ее развитием. Ученики видят эти проявления, следуют им сперва неосознанно, приобретая со временем опыт гуманного отношения к людям.

Учитель – это всегда творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог – образец для подражания, побуждающий детей следовать за ним.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно–воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности, беспомощности воспитателя ученики не должны чувствовать и видеть. А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обиды на детей, не нервничать по пустякам.

Душевная чуткость в характере учителя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога – профессиональное беспокойство и личная ответственность за настоящее и будущее своих питомцев.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. По роду своей деятельности он вынужден систематически оценивать знания, умения и поступки учеников. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним они судят об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм очень вредят делу воспитания.

Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде всего предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной, с учетом возможностей развивающейся личности.

Нейтрализовать напряжение в ходе педагогического процесса помогает воспитателю чувство юмора: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, пословица, афоризм, дружеская подковырка, улыбка – все, что позволяет создать положительный эмоциональный фон, заставляет школьников посмотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.

Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога- – соблюдении чувства меры в общении с учениками. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной его выступает уважение к личности воспитанника. Это предостерегает учителя от бестактности, подсказывает ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и др. Любовь к своему труду – качество, без которого невозможна деятельность педагога. Слагаемые его – добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей квалификации.

Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать.

Учитель являет собой наглядный образец для подражания, своеобразный эталон того, как следует вести себя.

Когда анализируют работу учителя, на первый план выдвигается интегральное качество – учительское мастерство. Его определений много. В самом общем значении – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе мастерства – сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, нужно знать теорию, пользоваться эффективными технологиями учебно–воспитательного процесса, правильно выбирая их для конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать, проектировать процесс заданного уровня и качества, организовать его так, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях, добиться желаемого уровня воспитанности, развития и знаний учеников. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по–особому подойти к школьнику, зажечь в нем любопытство, взволновать его. Такой учитель глубоко знает предмет, владеет умением донести свои знания до учеников, в совершенстве владеет современными методами преподавания. Можно ли этому научиться? Опыт мастеров показывает, что можно. Большинство учителей при желании способны овладеть современными приемами работы. Путь к этому нелегок, требует напряжения, наблюдения за работой мастеров, постоянного самообразования, изучения специальной литературы, внедрения новых методов преподавания, самоанализа.

Искусство педагога особо проявляется в умении учить именно на уроке, для него домашнее задание – только способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей – в умении управлять деятельностью учащихся, они как бы дирижируют процессом образования их знания, направляя внимание на самые важные и трудные узлы содержания.

Еще один важный показатель мастерства – умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять их думать на уроке, использовать разнообразные методы для активизации процесса обучения.

Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность – еще один элемент педагогического мастерства.

Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, а владеющий – умеет сделать корень познания сладким, найдет положительное в процессе обучения, будет чередовать методы работы, приводить интересные примеры, находить оригинальные способы передачи знаний.

Важный элемент педагогического мастерства – высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника – это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для того, чтобы эффективно применять на практике методы педагогического сотрудничества. Это также требует глубоких знаний по педагогике и психологии, особой практической подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль, простоту и естественность. Мастер не станет разговаривать с ними искусственным, назидательным или панибратским тоном.

Составной элемент педагогической техники – умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием детей. В больших группах детей со значительным количеством выполняемых ими операций ничего не должно уходить из–под контроля. Важным для педагога является умение по внешним признакам поведения ученика определять его душевное состояние. Этого нельзя не учитывать при выборе педагогических действий. Учет состояния воспитанника в каждый момент составляет основу педагогического такта, занимает важнейшее место в работе.

Чувство темпа также присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп своих действий: или спешат, или опаздывают, а это снижает эффективность педагогического воздействия.

Дж. Брофи и Т. Гудд выяснили также, что учителя:

– непроизвольно стремятся больше обращаться к тем ученикам, которые сидят за первыми партами;

– оценивают их достижения более высокими баллами;

– предпочитают учеников, у которых красивый почерк;

– выделяют и тех, кто опрятнее одет;

– учителя–женщины более высокие оценки ставят мальчикам;

– учителя–мужчины несколько завышают оценки симпатичным ученицам и т.д.[6]

Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх – довольно высоким, горе, печаль, усталость – мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогикой. Многое можно изменить самовоспитанием, постоянными тренировками по самоусовершенствованию. Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная – свидетельство угнетенного состояния, высокомерия или усталости.

Доказано, что поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог нередко замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем другими средствами, вместе взятыми.

Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя. Любопытно также, что в параллели 10-х классов 21 % учеников предложили вместо учителя компьютер, в то время как 5-классники и 11-классники, наоборот, не хотят видеть вместо учителя компьютер. Интересы детей в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель.

Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы.

Педагогика должна сформировать структуру личности, которая понимает эти правила. Такой подход подразумевает не отказ от развития научных взглядов, а их последовательное движение к целостности. Только благодаря пониманию норм и правил игры природы человек может действительно стать свободным и сознательным. А это открывает пути к формированию нового целостного мышления.

Поэтому для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума. Интенсификация образования и формирование личностных качеств все больше сливается с насущной общечеловеческой потребностью – гуманистической социализацией личности.

Сегодня вся педагогическая общественность обсуждает содержание инновационной Концепции поддержки развития педагогического образования и недавно принятого профессионального стандарта педагога, а также механизмов их апробации и внедрения в систему работы всех педагогических вузов [5]. В Концепции обозначены задачи как приоритетные: создание в вузах информационной образовательной среды для подготовки будущих учителей с гуманитарным мышлением, готовностью к личностной самореализации и саморазвитию, проявлению творчества в профессионально-педагогической, научно-исследовательской и социально культурной деятельности, личной гражданской ответственности за результаты своего труда, востребованных в конкурентно-способных в экономическом и образовательном поле.

Предполагается, что государство продолжит свое активное участие в процессе формирования в общественном сознании идеи необходимости, ценности, престижности педагогического труда за счет, прежде всего, сохранения тенденций к устойчивому росту заработной платы учителей.

Эти и другие мероприятия, направленные на эффективную реализацию инновационной Концепции поддержки развития педагогического образования и профессионального стандарта педагога, безусловно, поднимут престиж учителя.

Профессия педагога - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывается несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.

Проблема психологии труда учителя, педагогических способностей отражена в работах таких исследователей, как В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Н. Кулюткин, Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, С.В. Кондратьева, М.И. Кашапов, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, В.А. Кан-Калик и др.

Человеку, как субъекту профессии деятельности, необходимо обладать системой профессионально важных качеств (ПВК). Так, А.К. Маркова к ПВК педагога относит: педагогическую эрудицию, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую интуицию, педагогическую импровизацию, педагогическую наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическую находчивость, педагогическое предвидение и педагогическую рефлексию.

Н.В. Кузьмина выделяет 2 уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные, проективные. Первый уровень включает в себя 3 вида чувственности: чувство объекта, связанное с эмпатией, чувство меры и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции. Второй уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.

Наряду с профессиональными качествами успешность педагогической деятельности определяется также и личностными качествами учителя. Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптерев отмечал обязательность таких характерных особенностей личности педагога, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, остроумие, артистичность.

Кроме того, многие исследователи подчеркивают значимость педагогической направленности, как важного фактора формирования профессионализма учителя. Н.В. Кузьмина понимает педагогическую направленность как стойкий интерес к учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Таким образом, педагог как субъект профессиональной деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно-субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.

Благоприятные внешние условия

1.Профессия учитель предполагает творческую работу
2.Профессия учителя позволяет самореализоваться
3.В человеке изначально заложена способность любить детей
4.Мобильность молодых кадров
5.Соответствие образа учителя XXI века общечеловеческим нормам и ценностям
6.Некоторая свобода в отношениях и во времени

1.Материальный фактор
2.Временной ресурс
3.Нет качественных изменений в подготовке педагогов
4.Отсутствие возможности карьерного роста для учителя
5.Низкий уровень здоровья детей и взрослых, отсутствие ведомственных учреждений для поддержания здоровья учителя
6.Аморфность, медлительность основного контингента педагогов (возрастной фактор)
7.Разрыв связи поколений

1.Наличие педвузов.
2.Переизбыток мест на рынке труда.
3.Незначительный поворот государства в сторону образования
4.Наличие многолетнего педагогического опыта учителей-мастеров.
5.Наличие традиционно-сложившейся в Российской школе системы отношений
6.Появление в России образовательных проектов, финансируемых благотворительными и общественными организациями (например, ШНП), которые дают возможность интегрировать образовательное пространство между регионами.

1.Стереотипное представление об образовании (возможно в сторону ухудшения )
2.Низкий авторитет учителя в обществе
3.Изменение контингента учащихся как с национальной стороны, так и с психолого-педагогической
4.Востребованность педагогов, особенно молодых, на других рынках труда

1.Востребованость учителя, образовательного учреждения
2.Категорийность учителя
3.Успешность
4.Уровень здоровья (физического психического)
5.Наличие грантов у школы
6.Количество социальных партнёров

Современный учитель должен формировать у школьника умение организовывать свою работу. Он должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, смыслы и интересы ребенка.

Образ педагога XXI века

  1. Любовь к детям.
  2. Доброта.
  3. Понимание.
  4. Обаяние.
  5. Ответственность.
  6. Требовательность.
  7. Объективность.
  8. Чуткость.
  9. Популярность у детей и родителей.
  10. Эмоциональность.
  11. Терпеливость.
  12. Заинтересованность.
  13. Толерантность.
  14. Самокритичность, объективная самооценка.
  1. Наличие когнитивных способностей.
  2. Коммуникативная компетенция.
  3. Адаптивный компонент.
  4. Владение здоровьесберегающими технологиями.
  5. Социальные качества.

Условия продвижения педагога к образу педагога XXI века.

На уровне государства и муниципалитета:

  1. Обеспечение условий для высокого качества коррекционно-развивающего образования.
  2. Разработка государственного образования для стандарта для детей с проблемами в развитии.
  3. Гарантия рабочих мест.
  4. Финансирование специализированного образования по отдельным статьям.
  5. Выход в открытое информационное пространство.
  6. Расширенный социальный пакет.
  7. Стабильность на уровне государственной политики.
  8. Повышение имиджа профессии педагога через СМИ.
  9. Проведение мероприятий, направленных на поощрение работников образования.

Показатели продвижения педагога к образу педагога XXI века.

Показатели продвижения ребенка:

  1. Психологическое, нравственное и физическое здоровье детей.
  2. Личностное развитие ребенка.
  3. Высокий уровень развития ребенка.
  4. Способность к адаптации воспитанников.
  5. Психологическая и стрессо – устойчивость.
  6. Коммуникабельность, умение действовать в любых условиях, применят полученные знания, умения и навыки.
  7. Успешность в дальнейшем обучении.

Показатели продвижения педагога:

Ключевые компетентности, которые должны быть присущи образу педагога нового поколения :

  1. Самоменеджмент
  2. Психологическая компетентность
  3. Коммуникативная компетентность
  4. Проектно-исследовательская компетентность
  5. Информационная компетентность
  6. Социально – политическая компетентность
  7. Профессиональная компетентность
  8. Компетентность ЗОЖ
  9. Нормативно – правовая компетентность

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью.

Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром.

Ведущими задачами педагога нового типа являются:

  • – создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
  • учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
  • коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.
  1. Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
  2. Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
  3. Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.
  4. Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
  5. Этический: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений.

Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество.


Ключевые слова: навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм

Каждый учитель строит себе собственную школу,

подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Как современные учителя, мы постоянно адаптируем наше профессиональное мастерство, чтобы удовлетворить растущие потребности наших студентов. Когда мы размышляем об изменениях, которые видели в образовании на протяжении последних 20 лет, мы поражены появляющимися возможностями новых технологий и методов. Тем не менее, что будет требоваться от нас, чтобы подготовить наших студентов к испытаниям и трудностям 21-го века?

Обладаете ли вы современными навыками преподавания? Как и в большинстве профессий сегодня, в преподавании происходят быстрые и крупные преобразования, которые вызваны социальными и технологическими изменениями. Если вы в курсе всех этих событий в сфере образования, вы получите дивиденды в виде улучшенных навыков преподавания. Навыки необходимые, чтобы быть хорошим педагогом теперь изменились; современные учителя должны обладать такими навыками, которые были неизвестны их предшественникам.

Если вам не терпится попробовать новую модель занятия или просто интегрировать новые технологии, сделайте один цифровой шаг в конкретный момент времени. Нет необходимости пытаться реконструировать или произвести революцию в своем классе в один день. Это рецепт неудачи.

Некоторые преподаватели пытаются интегрировать 30 iPad в свой класс, а затем пытаются выяснить, какие приложения стоит использовать. Интеграция какой мощной модели занимает месяцы подготовки, профессионального развития, и одобрения студентов. Если студенты просто думают, что это лишь способ, чтобы играть в Angry Birds во время занятий, то вас ожидает длинный путь. Вот почему мы призываем современных преподавателей внедрять современные методы по одному.

Для того, чтобы сделать это, необходимы навыки современные учителя. Так что, если вы готовы поднять ваши занятия или цифровые навыки на следующий уровень, мы представляем 10 навыков, которыми на наш взгляд должны обладать современные учителя (Рис. 1).


Рис. 1. Навыки современного педагога

Первые 6 преподавательских навыков (красных на рис. 1) не новы, но их важность значительно возросла для современного учителя.

Ответственность. Очень важно, чтобы преподаватели были преданы своей работе и воспитанию молодых людей. Ответственность, которая лежит на преподавателях огромна, поэтому современный учитель должен всегда помнить об этом и быть по-настоящему привязан к своей профессии.

Подготовка. Было время, когда правильный темперамент позволил вам стать учителем. В настоящее время почти невозможно найти учителя без официального академического образования. Требования возрастают, чтобы улучшить уровень образования в обществе. Чем лучше вы подготовлены, как учитель, тем более эффективны вы будете. Так что вы должны продолжать своё обучение с этими мыслями в голове. Преподавание — это динамическая концепция, которая постоянно развивается и расширяется, поэтому учителя являются вечными учениками. Они всегда должны быть такими, какими требует быть от них время, необходимость и прогресс.

Организация. Хорошая организация и планирование курса заранее являются ключевыми факторами успеха. Очень важно, чтобы преподаватель организовывал уроки правильно и выделял достаточно время на всё важное. Студенты видят плохо запланированные занятия за версту и как только они понимают, что учитель не прикладывает никаких усилий, они тоже не будут.

Терпимость. В разнообразном и мультикультурном обществе учителю необходимо справляться с любыми предрассудками, которые у него могут быть и относиться ко всем своим ученикам одинаково, не имея любимчиков. Очень важным навыком преподавателя является ненавязывание своего взгляда на мир студентам, вместо этого он должен открыто обсуждать темы и позволить студентам решать для себя.

Рассказчик. Один из лучших способов научить и передать идеи — это истории. Лучшие учителя использовали этот метод в своих классах на протяжении веков. Обучение путем включения метода рассказа является фантастическим преподавательским умением, которое можно развивать в любое время. Использование данной техники позволяет спровоцировать свой класс желать узнать, что произойдет дальше. А заинтересованный класс — это лучший способ увеличить степень участия и сотрудничество.

Открыт для вопросов. Наличие дискуссии и сотрудничества в классе имеют важное значение для поощрения студентов и внедрения новых методов обучения. Учителя должны быть открыты для вопросов со стороны студентов. Современные учителя действительно слушают вопросы своих студентов и отвечают на них честно, не используя поверхностные ответы или ответы по учебнику. Иногда может случиться так, что вы не знаете ответа на вопрос, или у вас нет время. Если это происходит, не болтайте попусту и не отделывайтесь от вопроса, объясните, что вы посмотрите и вернетесь к студенту с надлежащим ответом позже.

Новые навыки преподавания дополняют более традиционные. Эти навыки связаны с новыми технологиями (синие на рис.1). Включение их в ваш репертуар преподавания обеспечит вам статус современного учителя.

Поклонник технологии. Современный педагог должен быть не только изобретательным, но и готовым изучать новые технологии. Будь то это современные портативные устройства, приложения или персональные среды обучения. Современные учителя должны быть в постоянном поиске новых решений в области ИКТ для реализации на своих занятиях.

Мы должны знать, когда технология является правильной для нас. 99 % времени, нам не нужен новейший гаджет или веб-инструмент. Но, допустим, есть большой ресурс, который мы хотим попробовать. Не нужно бояться неудачи. Мы не должны бояться, что наши студенты, коллеги, или администраторы будут придраться к тому, что мы делаем. Погрузитесь в новую технологию и не оглядывайтесь назад. Но если новая технология не работает, как нам хотелось или вообще. не бойтесь потерь и двигайтесь дальше.

Общительный. Одним из традиционных навыков преподавания должна быть открытость для вопросов. Современный преподаватель должен поддерживать общение в социальных сетях, чтобы изучать возможности за пределами класса.

Поиск лучшей социальной сети для использования является трудной задачей. Мы не застрахованы от проб и ошибок. Нужно просто определить лучший способ как заставить средства массовой информации работать на вас. Мы имеем в виду, что мы должны курировать список людей, с которыми мы будем контактировать на Twitter, Facebook и других социальных сетях. Если мы периодически не будем урезать и контролировать список контактов в социальных сетях, мы столкнёмся с трудным решением — бросить все это или использовать их меньше.

Фанатик. В лучшем смысле этого слова. Интернет самый большой источник знаний, который человечество когда-либо знало. Поэтому, чтобы быть современным преподавателем, вы должны быть любопытным человеком и задействовать этот ресурс при любой возможности. Вы должны быть тем, кто всегда исследует и ищет новую информацию, чтобы бросить вызов своим студентам и вовлечь их в диалог в классе и в Интернете.

На основе новых информационных и педагогических технологий развивающего и проблемного обучения стало возможным изменить роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы старшеклассника, выступить в качестве проводника в массиве разнообразнейшей информации, научить думать, анализировать и рассуждать.

Общество предъявляет к учителю высокие требования. Отношение учителя к тем или иным проблемам, его подход к решению различных задач транслируется впоследствии его учениками. Поэтому учитель, являясь членом общества, участвует в формировании сознания у молодого поколения [2].

Как учителя, мы постоянно должны проверять, оценивать и обновлять наши учебные стратегии, чтобы выровнять их с культурной, технологической и педагогической этикой эпохи, в которой мы живем. В нынешнюю эпоху, цифровая составляющая находится на переднем плане и, очевидно, требует нового мышления, новой концептуальной основы, которая рассматривает технологию не как конечный результат, а как способ достижения образовательной цели.

Педагог 21 века поставлен в сложные условия современного нравственного кризиса, с одной стороны; развитием новых технологий, внедряемых в учебный процесс, с другой стороны. На преподавателе лежит высокая ответственность за умение в век компьютерных технологий максимально интересно преподносить знания, грамотно с осторожностью научить пользоваться новыми технологиями, чтоб не потерять учеников в информационной, компьютерной, виртуальной реальности [3].

- Вы требуете от своих учеников использовать многообразные источники для их исследовательских проектов, и они ссылаются на блоги, подкасты и интервью, которые они провели, используя скайп.

- Ваши ученики работают над совместным проектом…с учениками из другой страны.

- Еженедельно вы сообщаете о новостях группы в вашем блоге.

- Ваши ученики участвуют в уроке, отправляя вопросы и комментарии через Твиттер.

- Вы просите ваших студентов исследовать и создать доклад по спорной теме, и вы оцениваете их видео презентации.

- Ваши ученики создают учебное пособие, работая вместе в группе-вики.

- Вы делитесь учебными планами со своими друзьями-учителями по всему миру.

- Существует много бесплатных ресурсов в интернете, которые вы используете.

- Вы осознаете важность профессионального развития, и вы читаете блоги, присоединяетесь к сетевым сообществам.

- Вы ведете своих учеников на экскурсию к Великой китайской стене, никогда не покидая при этом свою классную комнату.

- Ваши ученики делятся историями о летних каникулах, используя онлайн хранилище фотографий.

- Вы просите своих учеников включить сотовые телефоны перед началом урока, потому что вы планируете их использовать на уроке [4].

Главное, на наш взгляд, что следует сделать современному педагогу, это понять, что он не должен догонять, а должен быть впереди идущим.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, современный учитель, современный педагог, студент, ученик, время, навык, профессиональное развитие, лучший способ, современный преподаватель.

Ключевые слова

современные технологии, профессиональное развитие, навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, динамизм

навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм

Похожие статьи

Развитие компетентности современного учителя

Поэтому Учитель с большой буквы-одаренный педагог, настоящий профессионал. Стиль современного учителя-совместное творчество с учениками. Он-исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающейся и развивающейся детской среды.

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Современный учитель — это профессионал, мастер своего дела. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств.

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся.

Изменение роли учителя в современной школе | Статья.

В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе. Ключевые слова: роль и функции учителя, новые требования, диагностика учителей. Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками.

Требования к профессиональному развитию педагогов.

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования.

Использование креативных методов в практике современного.

Современный учитель школы: каким ему быть? Кадровый ответ

Современный учитель химии на современном уроке.

Современный учитель химии на современном уроке. Профессионально-личностный портрет руководителя образовательного учреждения школьного уровня: каким ему быть?

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика.

Задача учителя на этих уроках – сформировать у учеников информационную

Нужно и не забывать, что здоровье является одним из условий профессиональной компетентности современного педагога.

Педагогические способности преподавателя и методы их.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (ученика, воспитанника), направленное на его личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие.

Развитие компетентности современного учителя

Поэтому Учитель с большой буквы-одаренный педагог, настоящий профессионал. Стиль современного учителя-совместное творчество с учениками. Он-исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающейся и развивающейся детской среды.

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Современный учитель — это профессионал, мастер своего дела. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств.

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся.

Изменение роли учителя в современной школе | Статья.

В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе. Ключевые слова: роль и функции учителя, новые требования, диагностика учителей. Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками.

Требования к профессиональному развитию педагогов.

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования.

Использование креативных методов в практике современного.

Современный учитель школы: каким ему быть? Кадровый ответ

Современный учитель химии на современном уроке.

Современный учитель химии на современном уроке. Профессионально-личностный портрет руководителя образовательного учреждения школьного уровня: каким ему быть?

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика.

Задача учителя на этих уроках – сформировать у учеников информационную

Нужно и не забывать, что здоровье является одним из условий профессиональной компетентности современного педагога.

Педагогические способности преподавателя и методы их.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (ученика, воспитанника), направленное на его личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие.

Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама (Джованни Руффини)

Учитель- это человек, который , в первую очередь, является примером для подражания. Первый учитель во всем должен быть идеальным для ребенка. Ведь именно с этого человека начинается его общение с внешним миром. От учителя зависит многое. Дети перенимают его манеру говорить, улыбаться, одеваться. Она как вторая мама- является идеалом женщины. Место учителя огромно в жизни его учеников.

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью.

Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он– специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром.

Ведущими задачами педагога нового типа являются:

создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;

учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;

коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

Учитель 21 века должен быть не только любящим и уважающим своих учеников, не только любимым и уважаемым, грамотным, коммуникабельным; он должен быть, в первую очередь, любящим и понимающим жизнь, как главное богатство на Земле. И естественно, он должен быть патриотом своей страны, ее природой. Он должен и обязан воспитать своих учеников частичкой природы, обучив их искусству любить не только людей, но и все живое.

Учителю Российской Федерации в 21 веке жизнь дает и особые полномочия, ставят отдельные задачи. Россия-уникальная страна, соединяющая два континента; Европу и Азию, вобравшая в себя многие национальности, представителей разных культур и религии.

Учитель России 21 века по своему назначению обязан быть интернационалистом, знатоком общемировой культуры, компетентным в истории и внутренней сути религии, патриотом, активным защитником природы нашей страны.

Читайте также: