Проект для детей с рас в доу

Обновлено: 05.07.2024

Основная миссия проекта – дать детям с РАС опыт жизни в группе, предоставить возможность развиваться в окружении сверстников, оказать помощь в обучении, общении и социальной адаптации, обеспечить личностное развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, оказать помощь педагогам ДОО и родителям в работе с детьми с РАС.

Поэтапное включение детей с РАС в дошкольную среду через развитие социальных и коммуникативных навыков.

1. О бучение детей с особенностями развития умению находиться в бытовых социальных ситуациях (в условиях детского сада, группы) и успешно взаимодействовать с о взрослыми и со сверстниками.

2. Ф ормирова ние опыт а постепенн ой , индивидуально дозированн ой и специально поддержанн ой интеграции ребенка с РАС в дошкольную среду

( в группу детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации ).

3. О существление сопровождения при включении ребенка с РАС в различные формы взаимодействия :

и ндивидуальная работа, взаимодействие с педагогом ;

в ключение в группу с сопровождением для организации взаимодействия с детьми ;

в ключение в группу с сопровождением для обучения по выполнению групповых задач .

4. П роведение консультативной работы среди педагогов, родителей по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка с РАС.

Целевая аудитория (категория, возраст)

Дети с РАС (4-7 лет)

Педагоги, работающие с детьми с РАС

Условия, в которых реализуется проект

Дошкольное образовательное учреждение

Использованные методы, технологии

Система коммуникаций PECS

Привлеченные и освоенные ресурсы

  • положительная динамика в социальном и коммуникативном развитии детей с РАС;
  • снижение у детей тревожности и общая нормализация эмоционального состояния в восприятии внешнего мира;
  • повышение успешности взаимодействия со сверстниками и со взрослыми;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО и родителей в воспитании и обучении детей с РАС;
  • позитивное общественное мнение в отношении детей с РАС среди родителей, педагогов, среди сверстников .

3. Самооценка проекта

Уязвимые стороны проекта и возможные риски

  • сложности в установлении контакта между специалистом и ребенком с РАС;
  • негативное общественное мнение в отношении детей с РАС в группе, семье, обществе;
  • отсутствие согласованности взаимодействия с ребенком специалистов ДОО и родителей.
  • Уязвимые стороны
  • недостаточная материально-техническая и кадровая оснащенность проекта.

Преимущества проекта и возможности развития

  • вариативность подходов в использовании технологий сопровождения и различных форм взаимодействия в системе комплексной помощи детям с РАС;
  • возможности и условия использования технологии сопровождения и различных форм взаимодействия детей с РАС на базе ДОО;
  • эффективность сопровождения и поэтапного включения детей с РАС в дошкольную среду

Критерии оценки эффективности:

— уровень развития и удержания профессиональной позиции педагога;

— уровень развития субъектной позиции ребенка;

— уровень развития активной и компетентной родительской позиции)

Проблемы, возникшие в ходе реализации

  • отсутствие в России сформированной образовательной модели и технологии инклюзии детей с РАС в дошкольной среде;
  • недостаточное понимание специалистами специфики усвоения учебного материала и освоения социальных навыков при аутизме;
  • материально-техническая неподготовленность ДОО к обучению в них детей с РАС, для которых необходимы: меньшие по наполняемости группы; специальное дидактическое, коррекционно-развивающее оборудование; наставник (тьютор), который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях;
  • недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся детей с РАС;
  • проблемы поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения;
  • м едленное продвижение социализации детей с аутизмом .

Каким образом проблемы решены

Проблемы будут решены через:

4. Общие выводы, дополнения, комментарии***

  • уровень ребенка с РАС, его оснащенность средствами коммуникации и социальными навыками зависит не только от характера и даже степени выраженности первичных биологически обусловленных проблем, но и от социального фактора - качества дошкольного обучения и воспитания;
  • для полноценной реализации проекта необходимо добавить дополнительные часы работы педагога- психолога – 4 часа, педагога дополнительного образования – 4 часа , учителя-логопеда – 4 часа;
  • внести в штатное расписание штатную единицу тьютера - 4 часа (в день)
  • необходимо приобрести дополнительное оборудование (компьютер, видеокамеры (1 шт.)) Видеосъемка необходима как инструмент для фиксации динамики развития ребенка, для обучения и супервизии работы сотрудников, создания обучающих материалов для распространения опыта;
  • необходимо приобрести оборудование для работы с детьми с РАС (сухой бассейн, и гровое и реабилитационное оборудование ).


Описание Проекта, подтверждающее его инновационный характер и результативность.

Проект направлен на распространение опыта постепенной, индивидуально дозированной и специально поддержанной интеграции ребенка с РАС в дошкольную среду (в группу детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации).

Подробно рассматриваются особенности, организационные и содержательные условия включения детей с РАС дошкольное пространство.

Проект ориентирован на педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, родителей и детей с РАС.

Основные этапы реализации и содержание проекта.

1-й этап - подготовительный.

1) На первом этапе были проанализированы возможности учреждения относительно обучения и включения ребенка с РАС в дошкольную среду ДОО.

2) Далее был подобран контингент педагогов, способных и желающих реализовать данный вид работы.

3) Проанализировано наличие необходимой материально-технической базы, выявлены проблемы и было определено каким образом проблемы с необходимым оснащением будут решены.

Следующим важным организационным условием было создание локальных актов, определяющих и обеспечивающих порядок обучения и реализации индивидуальной программы образования детей с РАС в ДОО.

2-й этап - поэтапное включение ребенка с РАС в дошкольную среду.

Клуб работает в течение учебного года (1 раз в месяц) и включает в себя:

игровое взаимодействие (индивидуальные занятия, игровые программы и фольклорные игровые группы);

различные формы театра (кукольный, ролевой, теневой);

творческие мастерские и мастер-классы (живопись, разные ремесла и музыкальные гостинные);

адаптивную физкультуру и спортивные мероприятия, музыкально-двигательные занятия;

просмотр мультфильмов (адаптированных для детей с РАС);

специальную программу занятий с родителями;

обучение родителей тьюторскому сопровождению в условиях ДОО.

2 ) Индивидуальная работа, взаимодействие с педагогом.

(воспитателем, педагогом-психологом, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальным педагогом, педагогами дополнительно образования, хотя наличие всех специалистов не является необходимым условием для организации обучения детей с РАС в ДОО).

По результатам наблюдения и оценки потребностей и возможностей ребенка с РАС с ним проводится работа, начиная с соответствующего этапа развития.

Данная работа проводиться с применением принципов АВА - технологии, которая позволяет добиваться успехов последовательно и предсказуемо.

3) Включение в группу с сопровождением для организации взаимодействия с детьми.

Большое количество незнакомых лиц, голосов, незнакомого пространства, звуков – тяжелая проблема для детей с РАС. Для облегчения запоминания имен окружающих взрослых и детей, составляется альбом с фотографиями и подписанными именами, ребенок рассматривает их дома, заучивает имена педагогов и сверстников.

4) Включение в группу с сопровождением для обучения по выполнению групповых задач.

Работая над данным проектом уже на первом этапе его реализации педагогами ДОО были сделаны выводы, что уровень ребенка с РАС , его оснащенность средствами коммуникации и социальными навыками зависит не только от характера и даже степени выраженности первичных биологически обусловленных проблем, но и от социального фактора – качества дошкольного обучения и воспитания .

Первоначально задача проекта была найти, научиться применять, получить результаты и рассказать об эффективных инструментах и методах работы с детьми с РАС, показать, как они действуют. Но мы убедились, что немаловажно вдохновить педагогов, родителей, чтобы они поняли, какую радость и профессиональное удовлетворение можно получить от работы с детьми с РАС.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Проект с детьми с расстройствами аутистическог спектра 5-7 лет

Основными диагностическими признаками РАС являются качественные нарушения социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации и ограниченные, стереотипные и повторяющиеся паттерны интересов, поведения и видов деятельности. Эти особенности прямо связаны с социальной жизнью человека, их нарушение всегда затрудняет социальную адаптацию. Эти же признаки лежат в основе особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.

Первазивный характер аутистических расстройств проявляется, прежде всего, в том, что знаки нарушения развития обнаруживаются во всех психических функциях, в развитии нервной системы и, в некоторых особенностях соматического развития. Ведущим дизонтогенетическим механизмом при РАС является асинхрония развития, при которой некоторые функции развиваются задержано, некоторые – патологически ускоренно, плюс к этому даже в тех, которые формально развиваются в срок, как правило.

В нашей группе у воспитанников отмечаются явления интеллектуальной недостаточности и задержка развития, нарушения сенсорных систем. Эти расстройства являются компонентом сложного нарушения, что осложняет клиническую картину, делает проявления РАС более полиморфными и создаёт ряд дополнительных проблем в связи с образованием наших детей.

При аутизме коммуникация, потребность в ней искажена, у одного ребенка она полностью отсутствует.

Неравномерность развития проявляется в динамике усвоения материала, а именно:

· в больших индивидуальных различиях по признаку обучаемости;

· в неодинаковых темпах усвоения материала по различным образовательным областям у одного ребёнка;

В той или иной степени такие черты свойственны всем детям, но при аутизме разброс этих показателей несравнимо больший.

Ряд особенностей обучения и воспитания детей с РАС являются следствием (помимо отмеченных выше особенностей интеллектуального и речевого развития) нарушений тонических процессов, восприятия и сквозных психических функций (внимания, памяти, воображения), эмоциональной и регуляторно - волевой сферы.

Исходя из данных об асинхроничном развитии детей с расстройствами аутистического спектра перед педагогами встает проблема подачи программного материала. Фрагментарность восприятия воспитанников проявляется многообразно, но – так или иначе - затрудняет формирование сенсорных образов (и далее влияет на развитие наглядно - образного мышления, формирования представлений и понятий) и тем самым обедняет и искажает воспринимаемую картину окружающего.

В связи с вышесказанным становится актуальным вопрос использования технологии проектной деятельности в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками с РАС.

Теоретическое обоснование использования проекта, как ведущей технологии в коррекционно – развивающем обучении воспитанников с РАС заключается в успешном освоении детьми адаптированной образовательной программы, накоплении социального опыта, формировании коммуникативных навыков и навыков общения, потребности в развитии познавательных психических процессов, мотивации к учебной деятельности, формировании самостоятельности, навыков самоконтроля в поведении, а так же уменьшению физической и умственной нагрузки. Использование технологии проектной деятельности в коррекционно – образовательном процессе с детьми с расстройствами аутистического спектра является ключом к успешной социализации и реализации себя в обществе.

Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть работу по пяти образовательным областям в рамках каждой лексической темы, в том числе в режимных моментах в ДОО и во всех сферах жизни ребенка с аутизмом, в независимости, находится ли ребенок в дошкольной организации или вне ее. Данная технология позволяет максимально вовлечь родительскую общественность в коррекционно – образовательный процесс.

Актуальность проекта:

Трудно представить нашу жизнь без собак, кошек, хомяков, черепах, попугаев, рыбок, словом, без домашних питомцев. Мы привыкли к четвероногим друзьям. Они живут рядом, отдают нам свою привязанность, тепло, ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме – важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми.

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.

Цель проекта : Создание системы коррекционно – развивающего обучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития для максимально успешного формирования представлений о домашних животных с использованием образовательных и продуктивных видов деятельности.

Образовательные:

1.Уточнять, расширять представления детей с расстройствами аутистического спектра о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, особенностях поведения, питании, содержании, роли и пользе в жизни человека.

Коррекционно – развивающие:

1.Развивать познавательную активность, речь, мышление, воображение, любознательность, творческие способности.

2.Развивать коммуникативные навыки.

3.Обогащать опыт отражения знаний, впечатлений в различных видах деятельности (игровой, трудовой, художественно-эстетической и др.).

Воспитательные:

1.Воспитывать гуманное отношение к животным.

2.Учить соблюдать правила безопасного поведения при общении с животными, формировать осознанное и ответственное отношение к животному миру

1. Паспорт проекта

Класс проекта : монопроект

Масштаб проекта : средний проект

Длительность проекта : Среднесрочный проект (1 неделя подготовительная, 2 недели реализационные, 1 неделя – рефлексивная)

Сложность проекта : сложный

Вид проекта : групповой, комплексный

Тип проекта : информационно - практикоориентированный

Состав проектной группы : педагоги группы №2

Обеспечение проектной деятельности :

· Методическое : Научно – методическая литература, планирование, конспекты

· Дидактическое : Живые объекты: (кролик, кошка, собака), картинно-иллюстративный материал, мультимедийные презентации, фильмы о домашних животных, раздаточный материал, материал для творчества (пластилин, краски, альбомные листы, кисти, цветная бумага, художественная литература, музыкальные композиции.

· Материально -техническое: персональный компьютер, звуковоспроизводящая аппаратура, видеоаппаратура, фотоаппарат.

2. Принципы организации проекта

· личности воспитанников и педагогов через взаимодействие;

· индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в дошкольном образовательном учреждении;

· стимулирование творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.

2. Принцип личной причастности

· Каждый воспитанник является активным участником всех событий проекта. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.

3. Принцип массовости

· Работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше людей.

4. Принцип доступности

· Подбираются разноуровневые задания.

5. Принцип заинтересованности

· Задания интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию.

6. Принцип междисциплинарного подхода

· Формирует у детей интегративное мышление и общую картину событий.

7. Принцип открытости

· Участвовать в мероприятиях проекта, в активной группе по подготовке и проектированию могут все желающие, согласно своему выбору.

8. Принцип сотрудничества

· Проект должен объединить воспитанников, родителей и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах Воспитанник-педагог, Воспитанник – Родитель, Родитель-педагог, Воспитанник – воспитанник.

9 Принцип неповторимости, особости

· Каждый следующий проект не должен повторять предыдущий, он заново должен претерпеть рождение и, в этом кроется один из секретов его успеха.

3. Этапы проекта

· Изучение опыта работы специалистов по особенностям обучения воспитанников с расстройствами аутистического спектра.

· Изучение методической литературы по проведению педагогических проектов.

· Формулировка основных целей и задач.

· Определение основных мероприятий, их форм: Беседы о домашних животных.

· Образовательная деятельность в рамках образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

· Мотивация и привлечение детей, родителей к проведению проекта.

· Утверждение плана проекта.

· Распределение обязанностей между педагогами по проведению проекта.

Педагоги, родители, администрация

19 октября по 23 октября 2020 года

Работа по утвержденному плану проекта.

Педагоги, родители, дети, работники библиотеки, музея, администрация

26 октября по 6 ноября 2020 года

Подведение итогов проекта.

Анализ проведенной работы.

Выработка рекомендаций по проведению проектов.

Педагоги, родители, дети, администрация

9-13 ноября 2020 года

4. Анализ рисков:

Пути преодоления рисков

Отсутствие интереса у детей темой проекта

Заинтересовать детей через разные виды деятельности. Применяя различные средства, методы и приемы.

Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.

Недостаточное количество демонстрационного материала.

Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах сети Интернет.

Мероприятия

3. Развитие сенсорных способностей (см. Приложение 3)

5. Занятие со специалистами центра творчества Г.А. Карчевского Кандой.

6. Развитие активного звукоподражания на материале попевок Новиковой – Иванцовой Т.Н. (см. Приложение 6)

9. Индивидуальная работа, направленная на развитие графо – моторных навыков и мелкой моторики (см. Приложение 9)

10. Формирование мелкой моторики рук (см. Приложение 10)

17. Музыкальные занятия (см. Приложение 17)

18. Подвижные и хороводные игры, сюжетно – ролевые игры (см. Приложение 18)

19. Изготовление масок домашних животных для игр (см. Приложение 19)

В работе с родителями:

Заключительный этап:

6. Обобщение педагогического опыта проектной деятельности на сайте для педагогов ДОУ.

6. Ожидаемые результаты:

На уровне социума

1. Повышение имиджа учреждения в социуме;

2. Расширение сетевого взаимодействия

● сформирует и подготовит творческую команду воспитанников и педагогов;

● получит эффективную образовательную среду;

● пополнит методическую базу по теме Домашние животные

● сформирует банк педагогических технологий для развития воспитанников в рамках данной лексической темы

На уровне администрации

· Мониторинг уровня профессионализма педагога.

· Представление материалов об опыте педагога на аттестацию, награждение, конкурсы.

· Подготовка материалов к публикации.

На уровне ребенка с расстройствами аутистического спектра

· Сформируются и расширятся знания о домашних животных и их значении в жизни человека, пополнится активный и пассивный словарный запас.

· Дети научатся понимать поставленную задачу, суть образовательного задания, характер взаимодействия со сверстниками и педагогом, умения выполнять требования к выполнению работы;

На уровне педагога :

· Создадут условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной,

познавательной и предметной компетентностей своих воспитанников;

помогут детям проявить себя в изучаемой области, больше заинтересоваться ей;

· Овладеют творческими подходами к преподаванию;

· Усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий проекта.

На уровне родителей :

· Сформируется мотивация к сотрудничеству с детским садом;

· Высокая степень включенности родителей в деятельность МДОУ;

· Повышение коммуникативной культуры.

· Родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.

1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. - 2е изд., испр. и доп. - М.: МозаикаСинтез

2. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. - 2007 - №6.

3. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью

4. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 1981.

6. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня// Логопед, 2004 - № 1.

8. Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра. Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда Обнаженные сердца г. Москва

9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии

10. Насибулина Т.В., Михайлова Е.М. Сопровождение обучения детей с РАС в общеобразовательных организациях.

11. Нуриева Л.Г Развитие речи аутичных детей

12. Хаустов А.В Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом

1.3 Срок реализации проекта (не более трех лет): 2017 – 2019 годы

1.4 Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, трудности контакта, коррекция, индивидуальный маршрут, социализация, специальные индивидуальные программы развития (СИПР)

1.5 Основная идея проекта.

Преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка с РАС в социум возможно в результате своевременно начатой упорной коррекционно – развивающей работы.

Идею проекта нам подсказала жизнь: с каждым годом увеличивается число детей с выраженными особенностями эмоционально – волевой сферы.

Ведущей идеей создания проекта является понимание того, что при относительно достаточном числе коррекционных учреждений в МО остается практически неразрешенным вопрос оказания консультативной и коррекционной помощи родителям и их детям с РАС.

Разработка, апробация и внедрение новых форм, методов, приемов, нацеленных на повышение компетенции родителей, имеющих детей с РАС, в вопросах психолого-педагогической поддержки будет способствовать соединению интересов специалистов ДОУ и семьи, увеличение числа родителей компетентных в вопросах коррекционной работы с детьми с РАС.

1.6 Актуальность проблемы.

АУТИЗМ. Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги и врачи, но и некоторые родители. Ведь ставить такой диагноз детям стали всё чаще. Например: 20 – 30 лет назад распространенность детей с РАС 1 случай на 5 тысяч человек, в настоящее время 1 случай на 160 человек. Поэтому актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого – педагогической помощи. Одной из проблем в жизни таких детей и родителей является изоляция их от общественной жизни, трудности социальной адаптации.

На данный момент можно наблюдать серьезные изменения в системе образования. Прежде всего - это связано с введением инклюзивного образования, обеспечивающего нахождение в одном образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений. В таких условиях педагогам сложно работать, поскольку нахождение детей с абсолютно разными особенностями развития в одном образовательном пространстве затрудняет процесс социализации.

1.7 Обоснование значимости проекта для развития системы образования Московской области и Российской Федерации

В данное время происходит переосмысление содержания коррекционной работы с детьми с особенностями развития, в соответствии:

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от17.10.2013г №1155).

Эти документы учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время существуют разные формы оказания коррекционной помощи детям с РАС. Однако остается актуальным вопрос интеграции таких детей в группу дошкольного учреждения. Данную задачу можно решить только при полипрофессиональном взаимодействии и междисциплинарном подходе. Поэтому возникает необходимость создания новых инновационных подходов в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Она была организована для дошкольников, которые не могли посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья и развития. Это дети – инвалиды, дети с ОВЗ: умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, детский церебральный паралич, задержка психоречевого развития, дети, которые нуждались в психолого – педагогической и социальной помощи.

В 2016 году была продолжена коррекционная работа в форме консультативного пункта, который посещали дети других дошкольных образовательных учреждений, нуждавшиеся в дополнительной психолого – педагогической поддержке.

1.8 Новизна проекта:

1.9 Цель проекта:

Социальная адаптация детей с РАС путем максимального расширения их социальных связей.

1.10 Ключевые задачи проекта:

  • Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду через создание сенсорной комнаты и дополнительных сенсорных зон в группах и на участках детского сада.
  • Формировать социально – бытовые навыки у детей с РАС (навыки самообслуживания).
  • Формировать игровые умения
  • Привлечь максимальное количество родителей к участию в коррекционно – развивающих мероприятиях.

1.11 Ожидаемые результаты проекта:

  • Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком.
  • Развитие познавательных навыков.
  • Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
  • Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми.
  • Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

1.12 Ожидаемые эффекты проекта:

1.13 Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области

  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
  • Обогащение региональной практики предоставления эффективных мер индивидуальной поддержки детей с РАС в условиях ДОУ.
  • Разработка методических рекомендаций психолого – педагогического сопровождения детей с РАС в условиях ДОУ.
  • Распространение инновационного опыта работы на различных образовательных площадках Московской области.

Краткое описание инновационного проекта:

С каждым годом увеличивается число детей с выраженными особенностями эмоционально-волевой сферы. Одной из проблем в жизни таких детей и родителей является изоляция их от общественной жизни, трудности социальной адаптации, поэтому возникла необходимость разработать проект по оказанию им коррекционной помощи. Описанные в проекте инновационные подходы могут помочь этим детям адаптироваться к новым условиям и способствуют взаимодействию их с окружающими людьми, поскольку будущее ребенка с РАС во многом зависит от правильно подобранного целенаправленного, комплексного подхода, индивидуального маршрута сопровождения.

Результаты и эффекты реализации проекта:

Готовый инновационный продукт:

- Модель психолого-педагогической поддержки и социализации детей с РАС.

- Система мероприятий, направленных на повышение педагогических компетенций родителей

Перечень ресурсного обеспечения, необходимого для реализации инновационного проекта дошкольной образовательной организации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Павловский Посад Московской области

Наименование ресурсного обеспечения

Ключевые функциональные или технические характеристики

Варианты использования ресурсов

Световой стол для песочной терапии

Для игровой терапии

Цифровое оборудование интегрирует в учебную программу полный спектр средств мультимедиа

Интерактивный сенсорный стол

Оборудование подходит для организации игр, презентаций, виртуальных галерей

Сенсорный уголок – 1 вариант

Пузырьковая колонна дает сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию

Оркестр Карла Орфа

Комплект музыкальных инструментов

Комплект дает возможность педагогу привлечь внимание детей с РАС к музыке, обладает как растормаживающим, так и побуждающим эффектом

Тренажер дает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Диагностика познавательного развития детей раннего возраста (по методике Е.А. Стребелевой) 2 – 3 года


В МАДОУ Детский сад № 233 функционируют 2 группы для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В группы направляются дети дошкольного возраста с РАС на основании заключения ПМПК. Предельная наполняемость группы соответствует нормативам по комплектованию групп для детей с РАС и составляет 10 человек ( по 5 в каждой) . Каждого ребенка сопровождает тьютор. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю). Тьюторство — особый тип педагогического сопровождения. Сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Цель деятельности тьютора:

  • успешное включение ребенка с РАС в среду ДОУ;
  • адаптация ребенка к условиям ДОУ, развитие успешности в образовательной и коммуникативной деятельности.

Задачи деятельности тьютора:

  • создание условий для успешного обучения ребенка;
  • создание условий для успешной социализации ребенка;
  • максимальное раскрытие потенциала его личности.

Средства достижения цели и задач:

  • организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
  • понимание тьютором и педагогом зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

Основное правило тьютора – не делать ничего того, что ребенок может сделать сам.

Основная цель – стать ненужным.

Участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Основной формой организации воспитательно — образовательной и коррекционно-развивающей работы являются такая форма организованной образовательной деятельности как индивидуальная.

Особое внимание уделяется развивающей предметно–пространственной среде группы. Необходимо наличие оборудования, которое соответствует индивидуальным особенностям ребенка с РАС и направлено на:

-коррекцию эмоциональной сферы;

-развитие познавательных процессов (коррекция и развитие мышления, внимания, восприятия, памяти и др. в соответствии с индивидуальными особенностями психофизического развития и образовательными потребностями ребенка);

-социально-бытовую адаптацию (развитие предметно-манипулятивной деятельности, способности к подражанию, обучение владению телом, развитию общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, совершенствование навыков взаимодействия со взрослыми и детьми в зависимости от формы проявления РАС).

Чтобы упорядочить деятельность детей, уменьшить беспокойство и обеспечить наглядную последовательность смены деятельности, облегчив периоды ожидания для учеников, введены индивидуальные визуальные расписания, которые представлены в виде картинок с текстами, с указанием всех занятий, перемен и режимных моментов. Расписание выстроено вертикально, с возможностью удаления карточек с выполненными заданиями .





В разных зонах ресурсной группы есть системы визуальных подсказок. Это схемы, алгоритмы, списки правил, позволяющие выполнять те или иные действия на уроках, переменах и в бытовых ситуациях. С помощью визуальных подсказок специально проработаны последовательности выполнения таких бытовых навыков, как использование туалета и мытье рук.



Пространство группы делится на зоны:

  • Зона для индивидуальных занятий с тьютором;
  • Зона для групповых занятий;
  • Зона для сенсорной разгрузки;
  • Зона для групповых занятий.

Зона для индивидуальных занятий с тьютором :

В этой зоне находятся парты для каждого ребенка. Чтобы оградить детей от дополнительной информации, сенсорной нагрузки и отделить для них индивидуальное пространство, парты оснащены перегородками с трех сторон.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определении зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.








Зона для сенсорной разгрузки

Оборудована мягкими будоматами, для создания мягкого и безопасного пола. Их можно использовать для занятий, отдыха и физических упражнений.

Балансиры — призваны тренировать равновесие, развивать оба полушария головного мозга, вырабатывать правильную осанку, стимулировать координацию движений.

Батут несёт собой не только радость, позитив, но и великолепные возможности для физического развития. Часто дети с РАС имеют проблемы с вестибулярным аппаратом и проприоцептивной сенсорной системой. Вестибулярный аппарат очень важен для пространственного восприятия движений тела, которые воспринимаются с помощью органа равновесия, находящегося во внутреннем ухе. Проприоцептивное восприятие движения в организме передается через связки, суставы и мышцы. Те, у кого нормальное сенсорное восприятие имеют хорошую координацию, но дети с аутизмом часто выглядят неуклюжими именно потому, что у них слабо развита проприоцептивная сенсорная система. Ритмическая стимуляция, которая происходит во время подпрыгиваний на поверхности спортивного батута, помогает научить тело в течение определенного периода времени читать исходящие импульсы, которые ранее не могли быть правильно интерпретированы. Именно поэтому батут может помочь ребенку лучше освоиться в пространстве.





Зона для групповых занятий

Зона для групповых занятий представляет собой ряд парт, обращенных к доске, как в обычной группе. Именно эта зона является моделью будущего общеобразовательного класса в школе, поэтому она должна максимально внешне ему соответствовать.



Ребенок с РАС в обычной детском саду не может быть социально адаптирован, если в этом сложном процессе ему не оказывается специфическая психологическая помощь.




Необходимо вовлекать ребенка в совместные действия. Основным условием создания адекватной развивающей предметно-пространственной среды в группе является мобильность игровых комплексов (уголков) в пространстве группы.




Каждая встреча с детьми РАС уникальна, но зная закономерности развития детей и приемы работы с ними, всегда можно установить контакт и подобрать к ним ключик.

Наши методические рекомендации

Фото и видеоматериалы

НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ

Наши достижения










Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Алейникова Ольга Анатольевна

Населенный пункт: Смоленская область, г. Смоленск

Проблема качества образования детей с ОВЗ находится в фокусе пристального внимания государства, педагогического сообщества и родителей.

Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание.

В настоящее время изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевая позиция обновления дошкольного образования – создание условий для социально-личностного развития, которые позволяют ребенку с ОВЗ, детям-инвалидам овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, что обеспечит ему успешную социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Дети с особенностями развития – это неоднородная группа детей, поэтому можно утверждать, что не существует универсальной для всех единой модели включения в образовательный процесс. Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке и сопровождении при обучении и воспитании в дошкольном учреждении, школе, но объем помощи может значительным образом варьироваться в зависимости от выраженности симптомов нарушений развития отдельного ребенка. Также важно предусмотреть возможность изменений в организации обучения и сопровождения ребенка с ОВЗ в зависимости от нужд ребенка и его семьи.

В нашем дошкольном учреждении существуют группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с расстройствами аутистического спектра.

Аутизм часто называют главной загадкой третьего тысячелетия. Число людей, страдающих отклонением в развитии, стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад. По прогнозам ученых в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты. А еще через 5 лет – каждый второй.

Дети с РАС могут быть включены в общеобразовательный процесс. По мере совершенствования методов поддержки как детей, подверженных состоянию, так и типично развивающихся сверстников возникает все больше возможностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра в наиболее типичной общеобразовательной среде. Если процесс выявления расстройства и вмешательства начинается довольно рано, возможно полностью включить детей в общеобразовательный процесс к тому возрасту, когда им пора идти в первый класс, и даже у тех, кого полностью включить не удастся, будет больше возможностей общаться со сверстниками и хотя бы отчасти включиться в общеобразовательный процесс.

Варианты включения ребенка с РАС в разные образовательные модели

  • обучение в группе/классе, вместе с нормативно развивающимися сверстниками (вариант, когда ребенок сразу оказывается в инклюзивной группе/классе);
  • частичное включение в группу/класс нормативно развивающихся сверстников (когда ребенок с аутизмом может обучаться в группе для детей со сходными трудностями, посещать отдельные занятия в группе общеразвивающей направленности с нормативно развивающимися сверстниками с постепенным увеличением времени обучения в нем, создающим возможности для участия в совместной деятельности);
  • создание специальных групп/классов для детей с аутизмом и (или) аналогичными образовательными потребностями в детском саду/массовой школе, когда основным способом адаптации в среде нормативно развивающихся сверстников становится дополнительное образование, разные виды досуговой деятельности, которым уделяется особое внимание.

В нашем дошкольном учреждении реализуется третий вариант образовательной модели.

Для удовлетворения особых образовательных потребностей дети с РАС нуждаются в следующем:

  • практико-ориентированной и социальной направленности обучения и воспитания;
  • в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
  • в индивидуальных и групповых занятиях коррекционно-развивающей направленности (с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.);
  • в выборе и реализации наиболее эффективной модели образовательной практики (наличие индивидуальной образовательной программы, включая и программы сопровождения, индивидуального образовательного маршрута).
  • в щадящем режиме пребывания в дошкольном учреждении (кратковременное пребывание или сокращение общей нагрузки во времени и т.п.).
  • в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, способствующей мобилизации деятельности ребенка;
  • в целенаправленной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом.

Однако, несмотря на специально созданные условия, педагоги ДОУ сталкиваются с рядом трудностей, связанных с основными особенностями таких детей, препятствующими их обучению и воспитанию в условиях образовательной организации:

  • Трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности продуктивной учебной деятельности.
  • Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций.
  • Специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом.
  • Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.
  • Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия.
  • Потребности в специальной организации образовательного пространства.
  • Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.

Многие трудности обусловлены тем, что детям необходим длительный период адаптации к различным условиям обучения в общеобразовательной среде и даже во время этого периода адаптации у детей расстройствами артистического спектра может наблюдаться неадекватное поведение, аффективные вспышки, вплоть до вербальной и невербальной агрессии по отношению к окружающим.

Взаимодействие с родителями

Для успешной адаптации ребенка с РАС в условиях детского сада специалистам необходимо активно взаимодействовать со всей его семьей. Следует иметь в виду, что семьи аутичных детей испытывают значительный стресс от непредсказуемости поведения ребенка и связанных с этим проблем в социальном и межличностном общении.

  • получать поддержку от специалистов и других родителей;
  • наблюдать поведение других родителей и других детей;
  • делиться своим опытом и узнавать об опыте других родителей.

Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов. Только таким образом можно ориентироваться на потребности и меняющиеся приоритеты ребёнка и всей семьи.

В заключении хочется сделать вывод: детям с расстройствами аутистического спектра требуется специальная подготовка к школьному обучению, которая включает опыт участия ребенка в групповых формах работы. Наличие опыта успешного вхождения в детскую среду является важным критерием для последующего школьного обучения.

Читайте также: