Актуальность проекта по краеведению в школе

Обновлено: 05.07.2024

Проект ставит задачи: - формирование чувства патриотизма, гражданственности; - расширение кругозора учащихся; - учиться видеть прекрасное рядом с собой; - воспитание любви к родному краю, к своей малой родине; - умения гордиться выдающимися людьми родного края; - развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

Содержимое публикации

Социально – значимый проект

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать.

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа…

В этом стихотворении поэт говорит о родном крае, о малой Родине. Для наших детей малой Родиной считается Дагестан.

Актуальность темы проекта.

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.

Тема данного проекта является актуальной. Ведь без прошлого нет настоящего и будущего. Представленный материал данного проекта способствует знакомству младших школьников с историей нашего края, с растительным и животным миром, с выдающимися людьми, прославившими Дагестан, наш район, село, поможет повысить интерес к народным истокам. Я надеюсь, что подобранный материал разбудит у детей чувство любви к своей малой Родине, даст понять, что это их земля, их страна. Ведь все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит нам.

Цель проекта: знакомство с историей, традициями и музыкой, искусством Дагестана; уточнение и расширение представления о родном крае - воспитание чувство гордости за ее достижения.

-формировать чувства патриотизма, гражданственности;

- способствовать расширению и закреплению знаний о родном крае.

- уточнить и расширить представления детей о растительном и животном мире нашего края

- прививать любовь к народному творчеству;

- познакомить с творчеством писателей, поэтов и композиторов Дагестана, прививать любовь к музыке, умение видеть красоту малой родины в стихах поэтов;

- способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край;

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно - коммуникативные технологии, групповая работа, индивидуальный подход к ребёнку, практическая работа.

Участники проекта: учащиеся начальной школы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (сентябрь) – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Практический (октябрь – декабрь) – реализация проекта.

Целью основного, практического этапа станет расширение краеведческих представлений, обогащение кругозора детей конкретными сведениями о природе, людях, символах Дагестана.

Итоговый (декабрь) – подведение результатов, презентация работы над проектом.

Сроки реализации проекта:

Октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года.

Средства реализации проекта:

Использование различных видов деятельности (познавательный, продуктивный, художественно – речевой, игровой);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально - исследовательский проект

3. Консультанты проекта: учитель истории, учитель МХК, работники краеведческого музея г.Сосногорска, библиотекарь школы, родители.

4. Дидактические цели проекта.

Создание условий для:

- ознакомления с этапами проектной деятельности, вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс.

- формирования у учащихся общего умения систематизировать и обобщать полученную информацию.

- развития коммуникативных, художественно- творческих способностей учащихся в процессе индивидуального и группового действия.

- воспитания гражданской позиции, патриотических чувств.

5. Задачи проекта:

- выделять объекты изучения;

- определять пути получения информации о выделенных объектах;

- собирать информацию и анализировать ее;

- составлять описание объектов;

- проводить презентацию итогов проекта.

6. Актуальность реализованного проекта

1. Актуальность для нашей школы

2. Актуальность для общества

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

7.Тип проекта: Ознакомительно-ориентировочный (информационный): направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

8. Формы работы над проектом: Для достижения решения этих задач в ходе работы над проектом были использованы различные формы и методы.

- Экскурсии по городу, посещение краеведческого музея.

- Работа в группах.

- Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта как обязательная часть каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

- Изучение и исследование городских объектов (памятники, старинные и современные здания, мемориальные доски и т.д.)

- Анализ полученной информации.

- Создание презентации, буклета. Защита презентации.

9. Вопросы проекта:

- Через какие источники информации мы можем узнать об истории и развитии города Сосногорска? (их поиск)

- Как выразить своё отношение к городу, в котором живём?

- Как систематизировать и оформить собранный материал? (Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.)

10. Необходимое оборудование: фотоаппарат, ПК с принтером, учебная, краеведческая литература.

11. Участники: ученики 5 класса

13. Тематический план проведения проекта.

Проект рассчитан на два месяца.

Начало работы над проектом. Распределение по группам

Работа в группах по поиску достопримечательностей города. Фотографирование памятников и памятных мест города

Классификация памятников. Начало работы в группах.

Обобщение, анализ, классификация полученной информации.

Сбор материала по темам, посещение краеведческого музея

Работа в группах по сбору материала.

обращение к различным источникам информации, сбор фактов, посещение краеведческого музея.

Основные виды представления информации – записи, вырезки и ксерокопии текстов, фотографии. Консультирование специалистами групп, обмен информацией, совместный анализ.

Первичный анализ собранного материала

Руководители групп докладывают о полученной информации, запрашивают консультации.

Анализ собранного материала, подготовка к защите проекта

Индивидуальное консультирование по вопросам проекта. Отбор материала для представления в презентации и буклете, систематизация, наброски чернового варианта презентации.

Подготовка к защите проекта

Составляется в группах сценарий защиты своей части проблемы. Доработка проекта. Составление презентации. Изготовление буклета.

Защита проекта проводится в форме презентаций, где представляются результаты работы каждой группы, Во время выступления каждый учится аргументированно излагать мысли, идеи, анализировать свою деятельность. Ребята рассказывают, как именно они работали над проектом, какую информацию нашли. При этом демонстрируют наглядный материал, который изготовлен в процессе работы над проектом.

Рефлексия - анализ своего пути достижения целей проекта Систематизация полученных результатов, встретившихся трудностей, оценка работы участников проекта.

13. Распределение тем проекта:

1) Актуальность темы проекта, значение памятников (теоретическая часть)

2) Исторические памятники

3) Стелы г.Сосногорска

4) Мемориальные доски

5) Скульптурные группы

6) Композиции или мемориальные комплексы

14. Система оценки проектной работы и критерии успеха:

- качество представленной информации;

- полнота и оригинальность представленной информации;

- степень участия членов группы в подготовке и представлении вопроса ;

- качество оформления представленных результатов;

- степень самостоятельности участников группы при работе над проектом.

Условие успешности: «Вы успешно осуществите проект, если будет достигнута поставленная цель — проведен сбор и обработка информации по выдвинутым вопросам, представлена в виде презентаций и докладов.

15. Рефлексия после осуществления проекта:

- какие методы использовались при подготовке вопроса;

- как было организовано взаимодействие членов группы;

- какова была роль руководителей групп;

- удалось ли достичь намеченной цели;

- использовались ли информационные технологии;

- существует ли возможность дальнейшей проработки проблемы;

- чему научились участники проекта.

Выступления групп:

Актуальность темы проекта (теоретическая часть)

Цель проекта: определить историческое значение памятников города Сосногорска. Задачи проекта: посетить краеведческий музей города; найти необходимый материал о памятниках города; посетить памятники города, сфотографировать их; оформить проектную работу, подвести итоги;

представить проект в школе и рассказать, с какими историческими событиями связано установление монументальных памятников в городе.

Актуальность работы в том, что

- во-первых, в 2015 году в городе будут отмечать юбилей – 60 лет, и мы должны знать историю своей малой родины.

- во-вторых, необходимо бережно относиться к памяти наших предшественников, помнить о тех, кто построил наш город и нашу жизнь.

На территории Сосногорского района есть 43 памятных знака и мемориальных комплексов, которые помогут нам узнать историю нашего города, потому что памятники – это сооружения, предназначенные для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей. Существует большое количество видов и форм памятников.

2 Группа. Исторические памятники представляют культурное наследие города, являются его неотъемлемой ценностью, отражают различные исторические события нашей страны, республики, города.

Летом 1939 года, пробивая путь на север к углю и нефти, группа изыскателей вбила первые колышки в будущую трассу железной дороги в излучине двух рек – Ухты и Ижмы. С этого времени начинается история будущего города. Железнодорожная станция Ижма должна была стать узловой на магистрали Воркута – Котлас.

Машина была выпущена в 1949 году и изначально перевозила грузы и пассажиров во время стройки железной дороги.


Первый памятник в нашем городе был установлен в 1957 году в селе Усть-Ухта на братской могиле 7 красных партизан, погибших в 1919 году. В 1977 году его обновили. Благодаря этому памятнику мы узнали, что история нашего города началась задолго до 1940 года.

Основано село было в 1799 г В.З.Куштысевым из деревни Кони. Жители занимались рыболовством, охотой, сельским хозяйством. В апреле 1918 г волостной совет крестьянских депутатов первым председателем совета избрал Кустышева Афанасия Степановича.

В 1977 году на доме, где жил Кустышев А.С. повесили мемориальную доску.


Сейчас с.Усть-Ухта часть Сосногорского района. А ведь именно жители села летом 1939 г. начали вырубку леса, раскорчевку пней для строительства будущего Сосногорска. Именно здесь, в Усть-Ухте, в 1891 г. родился первый коми летчик Истомин П.А., который героически сражался в летных войсках на защите Петрограда, попал в плен и был расстрелян. В честь него в 1957 году хотели назвать наш город, но всё-таки выбрали другое название – Сосногорск. В 1973 г. в селе открыли мемориальную доску Истомину П.А.

Больше всего в нашем городе памятников, посвященных героям нашей истории. Представим их.


Возле Дома Детского Творчества (бывший Дом культуры железнодорожников), находится монументальный памятник Владимиру Ильичу Ленину. В.И. Ленин является исторической личностью. Он был руководителем большевистской организации, которая совершила революцию в 1917 году. С 1924 года памятники В.Ленину устанавливались во всех населенных пунктах нашей страны. В нашем районе их три. Памятник вождю мирового пролетариата возле ДДТ поставлен в 1963 году. В п.Войвож – в 1972 году, в Нижнем Одесе – в 1973 году.

группа: Стела – каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита с высеченными на ней текстами или изображениями. В нашем городе 8 стел. Они связаны с памятью о тех людях, которые отдали жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны.

“Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей,
не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые
им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть
даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен
к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране”.
Д.С.Лихачев

Актуальность проекта

Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей истории и краеведения - воспитание патриотизма. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании в РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.*

* Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2008. - №4. – С.15-18.

Проблема частичной утраты своего культурно-исторического самосознания школьниками ощущается нами, учителями истории, достаточно часто и поэтому тема проекта считается актуальной.

В связи с указанной проблемой разработан данный проект, определены цель, объект, предмет исследования.

Содержание проекта

Цель данного проекта — воспитание у учащихся патриотизма через изучение истории, традиций и культуры родного края.

Задачи:

  • изучить историческое прошлое и настоящее родного поселка, краеведческий материала о родном крае;
  • развивать познавательную активность и творческие способности учащихся через включение в содержание уроков истории и обществознания краеведческий материал, а так же через привлечение учащихся к участию в различных акциях, конкурсов, фестивалей
  • привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта
  • развивать навыки смыслового чтения через использование современных приемов и методов по развитию навыков работы с текстом;
  • описать и обобщить собственный опыт как конечный продукт проекта.

Гипотеза – если с раннего возраста учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это станет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.

Объект исследования – становление патриотического воспитания в контексте краеведческого образования.

Предмет исследования - теоретические основы и практика реализации школьного краеведческого образования.

Участники проекта: педагоги истории МОУ ДСШ (Воробьёв А.М., Сарычева Т.А., Филиппова И.Д), учащиеся 5 – 6 классов, родители, педагоги школы, внешние партнеры в рамках микрорайона.

Стратегия и механизм данного проекта вытекают из цели и задач, которые были определены:

  • Выявление возможностей уроков истории, обществознания, краеведения, часов внеурочной деятельности для приобщения учащихся к изучению родного края. Знакомство с опытом работы коллег, методической литературой, интернет-ресурсами по данной проблеме.
  • В механизме разработка и апробация уроков, классных часов по темам, а также выполнение творческих работ учащихся.
  • Участие в конкурсах, фестивалях, акциях по краеведческим темам.
  • Описание и обобщение опыта.

Формы работы:

  • классные часы;
  • интервьюирование;
  • беседы, викторины;
  • исследовательская деятельность;
  • коллективные творческие дела;
  • краеведческие конференции, выставки;
  • экскурсии; походы.

Место реализации: МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа .

Сроки реализации проекта: 2016-2017 – 2017-2018 уч.

2. Основные направления просветительской и мотивационной работы

Задачи

1. Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла – родственниках учеников Детчинской школы.

2. Повышение престижа у подрастающего поколения подвига советского народа в годы войны, осознания значимости Победы для страны и всего мира.

3. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.

4. Изготовление различных материалов по итогам реализации проекта для современной экспозиции школьного музея.

5. Участие в различных конкурсах по данной тематике.

1. Прививать любовь к семье.

2. Учить уважать и любить традиции и устои семьи.

3. Учить составлять родословную семьи.

4. Участие в различных конкурсах по данной тематике.

3. План реализации педагогического проекта:

1 этап. (сентябрь–декабрь) - Разработка проекта

1. Разработка тематического планирования проекта: определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.

2. Подбор методического материала к проекту.

3. Диагностика учащихся (беседа, анкетирование (прил.) с целью выявления уровня знаний учащихся по вопросам исторического краеведения.

2 этап. Реализация проекта (с проведением промежуточной диагностики) (январь 2016 – февраль 2018)

3 этап. Заключительный (март - июнь 2018 года)

Проведение диагностики

  • Анализ результатов реализации данного проекта
  • Описание и обобщение опыта (выступления на педсоветах, публикация разработок уроков, классных часов, сборников творческих работ, подготовка инновационного продукта).

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Анализ УМК, интернет-ресурсов с последующим формированием базы для реализации проекта.
Анализ эффективности педагогических технологий.

Сентябрь 2016 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Январь - май 2017 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Разработка презентаций, проектов, творческих работ по темам:

Январь - февраль 2017 г.

Март- - апрель 2017 г.

Сентябрь 2017г.
Октябрь 2017 г.
Ноябрь - декабрь 2017 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Октябрь 2016, 2017 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Участие в областной конференции им. А. И. Юдина

Декабрь 2016, 2017 г.

Участие в областной конференции им. А. Л. Чижевского

Февраль 2017,2018 г.

Участие в школьной научно-практической конференции

Апрель 2017, 2018 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Май 2017, 2018 г.

Сарычева Т. А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Выступление на классных часах, уроках и внеклассных мероприятиях, конкурсах.

Февраль 2017-апрель 2018 г.г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Выпуск сборников творческих работ, проектов учащихся для пополнения фонда школьного музея

Май 2017 г.- апрель 2018

Участие учителей истории в конкурсах и конференциях, посвященных воспитательному потенциалу уроков истории и обществознания.

Декабрь 2017 г. – апрель 2018

Проведение диагностики и анализ результатов реализации данного проекта.

Планируемые результаты.

Реализация данного проекта предполагает сформировать у участников проекта:

  • Систему краеведческих знаний;
  • Повысит уровень мотивации исследования родного края, изучению исторического прошлого своей малой родины и России в целом;
  • Толерантное отношение к представителям других национальностей;
  • Уважительное и бережное отношение к культуре и природе родного края и страны;
  • Интерес к познанию нового;
  • Стремление к самовыражению и самореализации;
  • Инициативность и творчество;
  • Организованность и требовательность к себе.

Критерии оценки результативности проекта:

Список литературы

1. Голуб Т.Е. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования/ Т.Е.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. М.: Издат.дом, Федоров, 2010. -138с.

3. Детская библиотека и школа: совместные проекты//Детская библиотека. - 2010. - №1. - С.25-29.

5. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе[Текст]:/ Зиновьева Е.Е., 2010, - С.5.

6. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2012. - №4. – С.15-18.

7. Мастер-классы для школьных библиотекарей [Текст]: Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Е.В. Илдаркина. - М.: Глобус, 2010. - 232 с. - 95.00.

Автор: Сапунов Андрей Вячеславович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Гусев Калининградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальность преподавания краеведения в школе
Раздел: среднее образование

Краеведение
— одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм внеклассной деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно- воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности. Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательного учреждения. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от заинтересованности самого учителя и от того, как он сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников. Учитель должен хорошо знать свой край (область, регион), систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками, учитель в первую очередь повышает свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладевает профессиональной компетенцией. Краеведение для учителя — верный путь к научно-исследовательской деятельности. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение (его содержание и характер определяются учебной программой) и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса. Во внепрограммном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация экспозиций школьного музея и другие виды краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Организация и отношение к учебной программе этих видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они очень связаны. Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании учебного предмета. Решение первой задачи открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

Читайте также: