Почему важно знать законы о противодействии экстремизму и терроризму кратко

Обновлено: 02.07.2024

Защита личности, общества и государства от терроризма является важной составляющей национальных интересов России.

Террористическая акция – это непосредственное совершение преступления террористического характера в различных формах: взрыв поджег, применение или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, отравляющих, ядовитых веществ; уничтожение, повреждение или захват транспортных средств или др. объектов; посягательство на жизнь граждан; захват заложников, похищение человека; создание опасности жизни, здоровью, имуществу людей путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера: распространение угроз в любой форме и любыми средствами; иные преднамеренны действия, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба.

Три дня в октябре с.г. показали, что террор стал реальностью российской жизни, с которой теперь придется, изучать и вырабатывать мероприятия противодействия.

В современной сложной обстановке необходимы предусмотрительно – защитные меры:

- укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить решетки, металлические двери, замки, регулярно проверять их сохранность. При нарушениях необходимо сообщить в местное ЖЭУ и в милицию;

- установить металлические двери в подъездах, квартирах, домофоны:

- организовать дежурство граждан (жильцов) по месту жительства;

- обращать внимание на появление незнакомых автомобилей и посторонних лиц;

- интересоваться разгрузкой мешков, ящиков, коробок, переносимых в подвал или на первые этажи;

- не открывать двери неизвестным людям;

- освободить лестничные клетки, коридоры, служебные помещения от загромождающих их предметов.

При угрозе теракта необходимо:

- задернуть шторы на окнах. Это убережет Вас от осколков стекол;

- держать постоянно включенными телевизор, радио;

- создать в доме (квартире) запас продуктов и воды;

- иметь номера телефонов для передачи экстренной информации в правоохранительные органы, в службу спасения города (0-60).

- подготовиться к экстренной эвакуации;

- убрать с балконов и лоджий легковоспламеняющиеся материалы;

- подготовить медицинские средства для оказания первой медицинской помощи;

- договориться с соседями о взаимопомощи.

Кроме того избегать мест скопления людей (рынки, стадионы, дискотеки…), реже пользоваться общественным транспортом.

Взрывные устройства (ВУ) могут быть заложены - в подземные переходы, на вокзалах, рынках, стадионах, дискотеках, объектах жизнеобеспечения, в магазинах, учебных заведениях, больницах, поликлиниках, в подвалах и лестничных клетках, в контейнерах для мусора, урнах.

Признаками наличия ВУ являются:

- бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, ящики, коробки;

- необычное размещение обнаруженного предмета;

- наличие на найденном предмете источников питания (батарейки), проводов, изоленты, небольшой антенны;

- шум из обнаруженного предмета (тиканье часов. щелчки);

- растяжки из проволоки, шпагаты, веревки;

- припаркованные вблизи домов автомашины, неизвестные жильцам (бесхозные);

- специфический, не соответствующий помещению «окружающей среде, запах.

При обнаружении ВУ:

- немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете в дежурные службы органов ОВД, ФСБ, ГО И ЧС (0-60);

- не подходить к обнаруженному предмету, не трогать его руками, и не подпускать к нему других;

- исключить использование средств радиосвязи, мобильных телефонов, др. радиосредств, способных вызвать срабатывание радио взрывателя;

- дождаться прибытия представителей правоохранительных органов и указать им место нахождения подозрительного предмета.

Внимание!! Обезвреживание взрывоопасного предмета на месте его обнаружения производится только специалистами МВД, ФСБ, МЧС.

Если Вас захватили в заложники:

- возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте, разговаривайте спокойным голосом;

- подготовьтесь физически и морально к возможному суровому испытанию;

- не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям;

- с самого начала (особенно в первые минуты) выполняйте все указания бандитов;

- не привлекайте внимания террористов своим поведением, не оказывайте активного сопротивления – это может усугубить Ваше положение;

- не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;

- заявите о своем плохом самочувствии;

- запомните как можно больше информации о похитителях (количество, вооружение, как выглядят, особенности внешности, телосложения, акцента, тематики разговора, темперамент, манера поведения);

- постарайтесь определить место своего заточения;

- сохраняйте умственную и физическую активность. Помните, правоохранительные органы делают все, чтобы вас освободить;

- не пренебрегайте пищей – это поможет сохранить силы и здоровье;

- расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов – это необходимо для вашей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение преступников;

- при штурме здания ложитесь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке;

- после освобождения не делайте скоропалительных заявлений.

- не пренебрегайте полученной информацией, реагируйте на каждый поступивший телефонный звонок;

- сообщите в правоохранительные органы (02), органы ГО и ЧС (0-60) о поступившем телефонном звоне.

- проводится эвакуация людей;

- обеспечьте беспрепятственную работу оперативно – следственной группы, кинологов и т.д.

При получении угрозы по телефону:

- выяснить требования анонима и получить информацию о характере угрозы: внимательно выслушать и под диктовку записать требования, под любым предлогом предложить повторить свои требования, задать уточняющие вопросы о характере угрозы и времени ее реализации, стимулируя анонима рассказать как можно больше;

- выяснить мотивы действий анонима: задать вопрос о целях, которые преследует аноним, предложить др. пути реализации его требований;

- в процессе выхода из контакта с анонимом следует повторить основные моменты беседы с ним, что его требования будут обсуждены в семье, попытаться убедить его позвонить еще раз;

- по окончании разговора сделайте для себя записи о беседе: пол, примерно возраст (подросток, молодой, пожилой), темы разговора, наличие акцента, дефектов речи, голос (громкость высоту, предполагаемое психологическое состояние (возбужден, спокоен, вял, иное), наличие звукового (шумового) фона;

- если у вас нет определителя номера, не кладите трубку, положите ее рядом, с др. телефона позвоните на телефонную станцию с просьбой установить номер телефона, откуда был сделан звонок;

- не сообщайте об угрозе посторонним;

- о факте угрозы сообщите в правоохранительные органы.

При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера:

- обращайтесь с ним максимально осторожно;

- постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;

- после вскрытия послания сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку – ничего не выбрасывайте;

- анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них нельзя делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места

- сообщите об угрозе в правоохранительные органы, передайте им полученные анонимные материалы;

- не расширяйте круг лиц, знающих об угрозе и передаче материалов в правоохранительные органы.

В зависимости от сложившейся обстановки постарайтесь выполнять выше рекомендации – это поможет вам избежать беды или снизить ее последствия до минимума.

Телефоны для экстренного реагирования:
Полиция – 02
Дежурный ближайшего отделения полиции
Дежурный по отделу ФСБ
Дежурный Управления ГОЧС города
Дежурный администрации города
Дежурный администрации района
Пожарная служба - 01
Скорая помощь – 03
Газовая служба – 04
Жилищно-коммунальная служба - 05

В настоящее время проблема терроризма и экстремизма остается одной из самых серьезных для международного сообщества, а борьба с экстремистскими и террористическими группировками входит в число самых актуальных задач современного общества.

Понятие экстремизма, или экстремистской деятельности, включает пропаганду расовых, межнациональных и религиозных конфликтов с использованием методов агрессивного и незаконного воздействия, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности. Экстремистская деятельность выражается в различных формах гражданского неповиновения, в том числе террористических акциях, направленных против органов государственного управления и представителей властных структур, а также мирного населения. Таким образом, терроризм - одно из проявлений экстремизма, форма политической борьбы, связанная с применением идеологически мотивированного насилия.

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности - это правовое обеспечение в области борьбы с экстремистской деятельностью. Правовые основы противодействия экстремистской деятельности закреплены не только в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", но и в ином законодательстве. Прежде всего необходимо назвать Конституцию Российской Федерации, предусматривающую равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, право на свободу передвижения, свободу определения национальной принадлежности и пользование родным языком, свободу совести и вероисповедания, активное и пассивное избирательные права. По сути, экстремистская деятельность направлена на нарушение большинства норм, предусмотренных гл. 1 и 2 Конституции РФ.

Уголовный кодекс РФ в ст. 205.2, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2 предусматривает уголовную ответственность соответственно за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации. Ряд иных норм уголовного закона также определяют ответственность за совершение отдельных форм экстремистской деятельности, в частности за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в гл. 5, 17, 19, ст. 13.15, 15.27, 15.27.1, 20.28, 20.29 также содержит множество норм, направленных на борьбу с отдельными проявлениями экстремистской деятельности.

Существенная часть норм Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" также направлена на закрепление ответственности различных субъектов за осуществление экстремистской деятельности. К ним относятся:

  • статья 9 "Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности";
  • статья 11 "Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности";
  • статья 13 "Ответственность за распространение экстремистских материалов";
  • статья 14 "Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности";
  • статья 15 "Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности".

Косвенно к нормам, регламентирующим ответственность за осуществление экстремистской деятельности, можно отнести также положения ст. 6 - 8, 10, 12, 16 указанного Федерального закона.

Правовую основу противодействия экстремистской деятельности составляет также и иное федеральное законодательство, подзаконные акты, а также международные акты, в частности:

  • Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.) (ETS N 90);
  • Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15.06.2001);
  • Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята 21.12.1965 Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН);
  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
  • "Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года";
  • Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
  • Федеральный закон от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов";
  • Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности";
  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. N 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации";
  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009);
  • Указ Президента РФ от 26.07.2011 N 988 "О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации" (вместе с "Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации");
  • Приказ Минюста РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 25 ноября 2010 г. N 362/810/584 "О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма";
  • Приказ Минюста РФ от 22.07.2009 N 224 "Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма";
  • Приказ Следственного комитета РФ от 12 июля 2011 г. N 109 "О мерах по противодействию экстремистской деятельности";
  • Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 N 156 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности"
  • Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 N 471 "Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию"
  • Распоряжение Генпрокуратуры РФ N 270/27р, МВД РФ N 1/9789, ФСБ РФ N 38 от 16 декабря 2008 г. "О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма";
  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности".
  • Отдельные нормы, связанные с противодействием экстремизму в конкретной сфере деятельности или в рамках отдельных вопросов компетенции конкретных органов, содержатся и в ином законодательстве, например:
  • Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях";
  • Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
  • Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
  • Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "О политических партиях";
  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) "О прокуратуре Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции";

Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"

д еятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— подрыв безопасности Российской Федерации;

— захват или присвоение властных полномочий;

— создание незаконных вооруженных формирований;

— осуществление террористической деятельности;

— возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

— унижение национального достоинства;

— осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой – либо социальной группы;

— пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

— пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

— публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

— финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально – технических средств.

Экстремистская организация:

Экстремистские материалы:

— предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организации;

— приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

— приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

— сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

— неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

— принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

— выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии принимают участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

В настоящее время проблема терроризма и экстремизма остается одной из самых серьезных для международного сообщества, а борьба с экстремистскими и террористическими группировками входит в число самых актуальных задач современного общества.

Понятие экстремизма или экстремистской деятельности включает пропаганду расовых, межнациональных и религиозных конфликтов с использованием методов агрессивного и незаконного воздействия, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности. Экстремистская деятельность выражается в различных формах гражданского неповиновения, в том числе террористических акциях, направленных против органов государственного управления и представителей властных структур, а также мирного населения. Таким образом, терроризм - одно из проявлений экстремизма, форма политической борьбы, связанная с применением идеологически мотивированного насилия.

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности - это правовое обеспечение в области борьбы с экстремистской деятельностью. Правовые основы противодействия экстремистской деятельности закреплены не только в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", но и в ином законодательстве. Прежде всего необходимо назвать Конституцию Российской Федерации, предусматривающую равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, право на свободу передвижения, свободу определения национальной принадлежности и пользование родным языком, свободу совести и вероисповедания, активное и пассивное избирательные права. По сути, экстремистская деятельность направлена на нарушение большинства норм, предусмотренных гл. 1 и 2 Конституции РФ.

Уголовный кодекс РФ в ст. 205.2, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2 предусматривает уголовную ответственность соответственно за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации. Ряд иных норм уголовного закона также определяют ответственность за совершение отдельных форм экстремистской деятельности, в частности за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в гл. 5, 17, 19, ст. 13.15, 15.27, 15.27.1, 20.28, 20.29 также содержит множество норм, направленных на борьбу с отдельными проявлениями экстремистской деятельности.

Существенная часть норм Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" также направлена на закрепление ответственности различных субъектов за осуществление экстремистской деятельности. К ним относятся:

- статья 9 "Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности";

- статья 11 "Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности";

- статья 13 "Ответственность за распространение экстремистских материалов";

- статья 14 "Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности";

- статья 15 "Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности".

Косвенно к нормам, регламентирующим ответственность за осуществление экстремистской деятельности, можно отнести также положения ст. 6 - 8, 10, 12, 16 указанного Федерального закона.

Правовую основу противодействия экстремистской деятельности составляет также и иное федеральное законодательство, подзаконные акты, а также международные акты, в частности:

- Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.) (ETS N 90);

- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15.06.2001);

- Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.);

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята 21.12.1965 Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН);

- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);

- "Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года";

- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";

- Федеральный закон от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов";

- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности";

- Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- Указ Президента РФ от 23.03.1995 N 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации";

- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009);

- Указ Президента РФ от 26.07.2011 N 988 "О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации" (вместе с "Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации");

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности".

Читайте также: