Жизнь василия фивейского анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Творчество писателя Леонида Андреева вызывало множество дискуссий, критики. Некоторые считали его регентом революции, а другие говорили, что он праведник революционного движения. У него было обостренное чувство смерти, которое уничтожало все краски.

История создания

Повесть Андреева "Жизнь Василия Фивейского" некоторые ставят на ровне с таким произведением как: «Иуда Искариот" и многими другими. Свою первую публикацию она получила в сборнике "Знания" 1903 году. Над своим произведение поэт работал более двух лет. Толчком к его написанию стал разговор Андреева с М. Горьким о рукописной исповеди священника, который благодаря "толстовскому учению" отрекся от своего сана. После ее выхода получила большое количество отзывов и по ней написали около двадцати статей с анализами.

Главная тема

В самой повести красной ниткой проходит тема сурового рока и также вопрос веры. Для главного героя Бог являлся как любовь, справедливость и мудрость. В своей повести автор использует экспрессионизм, который выражался в лирико-субъективном начале, в гиперболах, символах и олицетворения.

Образ отца Васили напоминает читателю праведника Иова из Библии, а попадья сравнивается с лошадью, у которой сломано копыто и ее ведут на живодерню. По всему повествованию проходит тема безумия и четко она представлена в сцене при отпевании Семена Мосягина. В ней четко показана само безумие. Ведь он пытается оживить умершего. Разве это не безумие? Во время всего того, что происходит в церкви народом это воспринимается как будто в него вселился бес. На всем повествование отец Василий хотел бы уехать куда-нибудь далеко и отдать своего сына идиота в спецучереждение. В конце повести отец Василий гибнет от удара молнии. В последние мгновения он видит перед глазами как рушится и горит небо.

Андреев проводит небольшую параллель между судьбами Василия и его жены попадьи. Они всю свою жизнь пытались обрести веру и сохранить ее. Очевидно, что они не смоги прийти к финалу своих исканий и примириться с окружающей действительностью. Можно сказать, что такой финал повести закономерен и тем самым писатель показывает нам что злой рок сильнее человека.

2 вариант

Данное творение можно назвать поистине философской работой. Красной нитью через него проходит вопрос веры, а также некоего злого рока. Автор использует достаточно большое количество гипербол, символов, олицетворений. Преобладает лирико-субъективное начало.

Образ отца Василия достаточно выразителен. Андреев не напрасно уделяет много времени его глазам – ведь это зеркало души. Тем не менее, данный герой довольно противоречив – ведь его все же обвиняют в своеволии и богоотступничестве.

Постепенно обстановка в произведении нагнетается. На авансцену выходит мотив безумия, который довольно часто повторяется.

Довольно значительную роль играют описания природы – они словно оттеняют героев и находятся с ними в некоем взаимодействии. Тем не менее, природа живет самостоятельной жизнью. Иногда кажется, что обстановка за окном меняется в унисон с переживаниями героев.

Сложно сказать, преследовал ли писатель такую цель намеренно – но, так или иначе, подобное имеет место.

Можно сказать, что он испытывает духовную неполноту и некую жажду, которую тщетно стремится утолить. Отец Василий находится в нравственно-религиозных поисках: он согласен иметь прочную веру и вести праведную жизнь, да вот только не уверен он в этой прочности.

Главный герой старается познать все грани веры и ее отсутствия, дабы понять, стоит ли посвящать свою жизнь служению Господу, полагаясь лишь на слепое доверие. Порой жизненные обстоятельства мотивируют его на это, а порой вынуждают действовать вразрез с библейскими канонами.

Присутствует параллелизм между судьбами Василия и попадьи. Они оба стремятся обрести и сохранить веру. Но духовные искания героев граничат с тотальным осуждением народной веры – к слову, эти порывы так и не возымели никакого окончательного эффекта. В произведении присутствует чувство незавершенности – даже при прочтении концовки.

Вполне очевидно, что герои так и не смогли прийти к финалу своих изысканий, не смогли примириться с окружающей действительностью, которая порой беспощаднее самого лютого и безжалостного зверя.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Жизнь Василия Фивейского Андреева

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, основной тематикой которой является размышления о смысле человеческой жизни.

Разведение рыб в аквариуме может быть увлекательным и веселым хобби, поскольку можно создать свой собственный водный мир, украсить его так, как хочется, и наполнить рыбками, которые нравятся

жизнь василия фивейского краткое содержание

История создания

жизнь василия фивейского анализ

Отец Василий

Над жизнью Василия словно тяготел суровый рок. С детства он нес бремя болезней и печали. И никогда не заживало сердце его от ран. Сын терпеливого захолустного священника, он и сам был покорен, словно и не замечал тех бед, что сыпались на его вихрастую голову. Падал и поднимался, медленно, но поднимался, как муравей, хворостинка за хворостинкой, строил он свою жизнь.

Женился Василий на хорошей девушке, стал священником, родил сына и дочь. И, казалось, благословил его Бог, и повернулась к нему жизнь. Но на седьмой год пошел сын его Василий купаться и утонул. Молодая попадья не находила себе места, убитая горем.

л н андреев

Вера отца Василия

Прихожане особо не любили отца Василия, якобы вел он службу сухо и торопливо. Да и слышали, что несчастлив он в своей жизни, а потому обходили его стороной. Даже просили отнять сан от неудачника. Церковный староста Порфирий и вовсе сживал его со свету, так что несчастный Василий побаивался его, и первое, что видел запуганный поп, глядя на село, - это железную крышу старостинского двухэтажного дома. И только после с трудом отыскивал взглядом потемневшую деревянную крышу своего домишки.

Несбывшаяся надежда

Забеременела попадья, все лето не пила, и воцарился в доме Василия долгожданный покой. Похорошела и перестала бояться старосты Порфирия. И зима пришла так же радостно и спокойно. На Крещенье родился в семье долгожданный мальчик, с большой головой и тоненькими ножками. Три года провела семья в сомнении. И стало ясно, что сын родился идиотом.

жизнь василия фивейского леонид андреев

Да будет воля Твоя

Стал чужд всему Василий. Вроде живет среди людей и делает все, как они, а не видно его, как будто не человек, а оболочка. Как-то на исповеди, когда старуха одна пугливо и искренне отвечала на его вопросы, спала с его глаз пелена. И увидел Василий, что есть на земле подобные ему люди. Странные дни начались в его жизни. Был он как одинокое дерево, и вдруг вырос вокруг него густой лес. Но вместе с тем стал плотнее и мрак ночи.

Пришел домой утомленный и грязный, словно бродил долго по полям, и признался в ту ночь Василий жене, что не может в церковь идти. Решил пережить как-нибудь лето, а к осени снять сан и уехать куда глаза глядят. Его решение принесло в дом покой. Но в конце июля, когда был Василий на сенокосе, загорелся его дом, и погибла в пожаре жена.

жизнь василия фивейского герои

Право на чудо

Отправил Василий дочь к своей сестре, построил новый дом, читает сыну Евангелие, ежедневно служит в церкви и держит строгий пост. Новая жизнь Василия настораживает прихожан, и когда погибает мужик Мосягин, все сошлись на том, что виноват в этом поп. Староста приходит к Василию и говорит, чтобы он убирался, так как от него все несчастья. И Василий, всегда боявшийся старосту, изгоняет того из церкви.

Характеристика главного героя

жизнь василия фивейского повесть андреева

Призыв к разумному существованию

Он пытается силой своей иступленной веры воскресить мертвого. Но чуда не происходит. Растоптана вера, которая пытается привести небо на землю. В повести Андреева явно ощущается дух возмущения и протеста, чувство недоумения и неудовлетворенности. Над всеми символическими наслоениями повести звучит реалистичная нота, рассеивающая призраки и иллюзии. Анализ "Жизни Василия Фивейского" позволяет увидеть сквозь символы произведения, что автор зовет к разумной и осмысленной борьбе.

Загадочный и суровый рок сопровождает жизнь Василия Фивейского. Краткое содержание идей, которые автор вложил в этой произведение, заключается в понимании истинной веры. Для главного героя Бог – это любовь, справедливость и мудрость. Примером великого смирения была жизнь Василия Фивейского. Краткое содержание рассказа говорит о том, что для его автора тема истинной и ложной веры была чрезвычайно близка.

Отец Василий – иерей, человек, который из года в год ничего не чувствует, кроме нелюбви и одиночества. Он несчастлив в браке. Первый сын его погиб. Второй родился больным, поскольку зачат был в безумии. Невыносимой была бы без истинного сверхчеловеческого смирения жизнь Василия Фивейского. Краткое содержание по главам даст представление о тяготах и испытаниях этого литературного персонажа, которые, казалось бы, невозможно вынести простому человеку.

андреев жизнь василия фивейского краткое содержание

Горе в семье отца Василия

Счастье в его жизни было. Но было оно совсем непродолжительным. Безоблачными и светлыми были лишь первые годы в браке. Но любимый сын Вася погиб, и попадья, которая был в то время еще молода, словно тоже умерла. Она стала рассеянной, как будто не видела ничего более вокруг себя: ни мужа, ни дочери, никого из людей. И чтобы окончательно погрузиться в свой мир, где ничему больше не было места, кроме тоски по погибшему ребенку, она стала горько пить. Автор говорит, что уже после первых капель, выпитых попадьей, отцу Василию стало ясно, что так будет всегда. Осознав это, он испугался, привез от доктора лекарства от тяжелого недуга и, смирившись, стал просто жить дальше.

жизнь василия фивейского краткое содержание по главам

Образ Василия

Болезнь попадьи

Всего за четыре года после смерти сына Василия, жена Фивейского сильно постарела. В приходе никто не любил и без того дьякона. Но когда в округе стало известно о страшных запоях попадьи, к отцу Василию стали относиться и вовсе с презрением. Следует сказать, что в жизни он был человеком, лишенным способности вызывать симпатию. Церковную службу он плохо правил. Был абсолютно бескорыстный, но его неловкие и резкие движения, с которыми он обычно принимал подношения, вызывали неприятное впечатление у людей. Прихожанам казалось, что он чрезвычайно алчен. Люди не любят неудачников. Василий Фивейский – яркий пример в литературе, который подтверждает, что презрение окружающих является следствием неудач в жизни.

жизнь василия фивейского краткое содержание

Анализ произведения

Не найдя счастья на этом свете, он обращается к Богу, видя своё предназначение в служении Господу, но при этом он сомневается в своей вере. Рассматриваемые в произведении вопросы:

  • вера в Бога;
  • смирение и послушание;
  • несправедливость этого мира;
  • доброта.

Образ Василия отдалённо напоминает проповедника святого Иова из Библии. Как и главный герой, этот праведник восстает против существующих религиозных догм, при этом их обоих можно назвать Божьими людьми.

Они имеют своеобразный взгляд на вещи, не готовы смириться с несправедливостью и существующей действительностью. Василий испытывает духовную неполноту, которую всеми силами стремится утолить. Он старался сохранить свою веру в Бога, поэтому даже в самый последний миг обращен к Господу, которому и посвящена его жизнь.

Третья глава повествует о недолгом счастье в доме Василия Фивейского. Попадья забеременела и в ожидании сына вела жизнь правильную и размеренную. Она перестала пить, не выполняла тяжелой работы по дому, делала все для того, чтобы роды прошли благополучно. На Крещенье попадья разрешилась от бремени. У ребенка была слишком большая голова и чересчур тонкие конечности. Отец Василий с женой провели в надеждах и страхе несколько лет. А через три года родителям стало ясно, что сын Вася родился идиотом.

Идиот

краткое содержание жизнь василия фивейского андреева

Настя

У Василия Фивейского кроме сына-идиота была еще и дочь Настя. О ней в произведении упоминается в первых главах вскользь как о девочке с угрюмым и злым взглядом. Отец Василий так сильно был поглощен собственным горем, что не только не уделял внимания своей дочери, но даже как будто забыл о существовании других людей на земле.

Но однажды на исповеди, беседуя с одной старухой, он вдруг осознал, что помимо его горя у каждого из прихожан есть свои печали. О них поп, оглушенный собственными страданиями, не думал. А на свете, оказалось, так много чужого людского горя. И после этого осознания он впервые посмотрел в глаза своей дочери – грустной, озлобленной и никому не нужной девочки.

Краткое содержание: Жизнь Василия Фивейского

Рожденного мальчика в честь умершего брата назвали Василием. Вскорости становится понятным, что дитя — идиот; ещё невыносимей стала жизнь. Прежде думал отцу Василию, что земля малюсенькая, а он один на ней, огромный. Теперь вся эта земля вдруг населилась людьми, все идут к нему исповедоваться, а он, бес стыда и жалости требует от каждого из них правды, сдерживая ярость, говорит им что ничего не может он поделать, не Бог он, у него пусть просят. Он призвал к себе горе и оно все стекается и стекается до него по всей земле. А он не в силах уменьшить людское горе и все повторяет, что Бога надо просить, хотя сам уж сомневается, что Бог намерен облегчать людям страдания.

Как-то в Великий пост ему на исповедь пришел нищий калека и сделал ужасное признание. Снасильничал он десять лет тому назад девочку в лесу, потом задушил ее и прикопал там же. Многим уже священникам рассказал убийца о своей тайне, но никто ему не поверил. Он и сам теперь думает, что это лишь злая сказка и сказывая о ней в следующий раз он добавляет к ней новые детали, меняя облик несчастной жертвы. Отец Василий сразу же верит в то, что услышал, словно он сам совершил преступление. Он падает на колени перед злодеем и восклицает, что везде ад, на земле и на небе. Тогда где же рай? Червь он или человек? Почему Бог оставил его. Не стоит верить в ад, не стоит боятся. Ада нет. Он будет в раю, с праведниками, святыми. В ту ночь, в канун Страстной пятницы, священник признался жене, что больше не может ходить в церковь. Он решил как-то прожить лето, а осенью уехать, сняв с себя сан, куда придется вместе с семьей подальше отсюда.

Это решение принесло мир в дом. Отдохнула душа их три месяца. А самом конце июля, в доме его разгорелся пожар, пока Василий был на покосе, и в нем заживо сгорела его жена. Он долго ходил по палисаду старика дьякона, который служил с ним и приютил его с дочерью и сынишкой после пожарища. И странные мысли посетили отца Василия: огонь этот не являлся ли огненным столпом для него, как тот, что явил Господь евреям, указывая тем дорогу в пустыне. Бог решил его жизнь превратить для того, чтобы он отец Василий, не мыкался больше по проторенным дорогам.

И впервые за многие годы, он склонил голову в смирении и произнес тем утром, что на все Его святая воля. Люди, видевшие его, встретили перед собой нового незнакомца, вопрошающего с улыбкой, почему они так смотрят на него, ведь он не чудо. Священник отослал дочку к сестре в город, построил новый дом и зажил там с сыном, читая тому Евангелие вслух и сам вновь будто первый раз слыша про излечение слепого и воскресшего Лазаря. Проповеди он теперь проводит ежедневно, тогда как раньше по праздникам лишь. Дал он монашеский обет и держит строгий пост. И это его поведение стало настораживать сельчан. Когда умер Мосягин Семен, мужик из деревни, назначенный священником работником в помощь церковному старосте, все решили, что виновен в том поп.

Староста пришел к отцу Василию в церковь и напрямую сказал, что бы тот уходил из деревни, от него сплошные несчастья, что гибель от него только людям. А отец Василий, боявшийся до того старосту и снимающего перед ним шапку, выгнал того из церкви как пророк из Библии, с яростным пламенем во взгляде. Отпевание Семёна читали в Духов день. В церкви стоял запах тления, на улице была темень, как ночью. В толпе прихожан прошла тревога. Тут разразилась гроза, отец Василий прервал молитвы и захохотал торжественно и без звука, как Моисей, увидевший Бога. Он подошел к гробу и приказал покойнику встать. После того, как покойник даже не шелохнулся, отец Василий начал трясти гроб и выкинул из него труп. Народ в ужасе покидает церковь, думая, что в священника вселился демон. А тот продолжает обращаться к мертвецу. Через него он борется с Богом, требуя у того чуда. Охваченный гневом, отец Василий выбежал из храма и помчался через деревню в чистое поле. Там, на широкой дороге и нашли его на следующий день мужики.

Жизнь василия фивейского

Первые утверждают, что он бы отступником революции, вторые выделяют его революционную праведность. Однако и те, и другие читают и любят его произведения.

История написания

Среди популярных рецензентов того времени были:

  • Минский;
  • Гершензон;
  • Короленко;
  • Гиппиус.

 леонид андреев жизнь василия фивейского

Краткое содержание

Василий с юных лет нес бремя горя и несчастий. Сердце главного героя никогда не могло зажить от ран. Являясь сыном трепетного деревенского священнослужителя, он и сам был смиренным, словно не видя несчастий, которые сыпались на него. Падал и вставал, медленно, но, как муравей, прутик за прутиком пытался строить собственную жизнь.

Женился он на красивой женщине, стал священнослужителем, супруга ему родила дочку и сына. И, вроде, к нему вернулась жизнь, и Бог его благословил. Но через время его сын утонул. Попадья была убита горем и не могла найти себе места.

 андреев жизнь василия фивейского краткое содержание

Она стала она тянуться к стакану, чтобы позабыть все, и часто начала напиваться до полной потери сознания. Ее муж не сдался — он молил Бога и верил, что сможет опять вернуть его благосклонность. Сам ухаживал за женой и ездил к лекарю за советом от ее заболевания.

Прихожане не очень любили Василия, поскольку он проводил службу сухо и второпях. Да и прознали, что несчастен он в личной жизни, а поэтому сторонились его. Даже попросили забрать сан. Староста Порфирий и вовсе пытался сжить попа с белого света, поэтому последний боялся его, и первое, что видел испуганный священник, смотря на деревню — металлическую крышу старостинского высокого дома. И лишь затем с трудом находил взглядом темную соломенную крышу собственного жилища.

Краткое содержание василий фивейский

Забеременела жена, целое лето не пила, и вернулось в семью спокойствие. Похорошела она и больше не боялась Порфирия. Зима пришла так же в радости и спокойствии. На Крещенье родился сын с огромной головой и тонкими ногами. Несколько лет родители провели в сомнении. И оказалось, что мальчик был рожден идиотом.

Да будет воля Твоя

Попу стало все чуждо. Вроде находится среди людей и выполняет все, как они, но его не видно, как будто это какая-то оболочка, а не человек. Однажды на исповеди, когда старушка искренне и испуганно говорила с ним, спала пелена с глаз священника. И он понял, что существуют на земле люди, которые похожи на него. Необычные дни начали происходить в его жизни. Он был одиноким деревцем, и неожиданно вырос около Василия густой лес. Но при этом стал плотней и ночной мрак.

 жизнь василия фивейского краткое содержание по главам

Вернулся домой грязный и уставший, как будто долго ходил по полям, и сказал супруге в тот вечер, что не сможет ходить в церковь. Решил переждать как-то лето, а осенью отказаться от сана и уехать из села. Такое решение принесло спокойствие в семью. Но через месяц, когда священник находился на сенокосе, сгорел его дом, в огне умерла супруга.

Этой фразой завершает писатель очередную главу произведения, как бы заканчивая с прошлым, открывая чистую страницу в жизни священника.

Право на чудо

Василий послал дочку к своей сестре, отстроил дом, читает сыну Библию, каждый день проводит службу в церкви, соблюдает пост. Другая жизнь священника пугает людей, и после гибели мужика Мосягина, все сходятся на том, что виной всему Василий. Староста пришел к нему и сказал, чтобы тот уходил, поскольку от него исходят только беды. И поп, который все время боялся старосту, выгоняет его из церкви.

 жизнь василия фивейского андреев

Не с мертвым ведет он сражение, а с Тем, в Кого безгранично уверовал и вправе попросить совершить чудо. Однако в ответ молчок. В гневе бежит священник в поле, где много раз молился и жаловался на несчастную судьбу.

Образ Василия

Леонид андреев жизнь василия фивейского краткое содержание

Анализ произведения

Он решает с помощью своей веры воскресить покойного. Но чуда нет, вера разрушена. В произведении Андреева чувствуется ощущение неудовлетворения и непонимания, дух протеста и ярости. Над символическими слоями произведения находится реалистичная нотка, которая рассеивает иллюзии и призраки. Анализ повести позволяет увидеть через нее символизм, что писатель призывает к осознанному и разумному сражению.

Читайте также: