Анализ работы с семьями группы риска в школе

Обновлено: 04.07.2024

Работа с детьми группы "риска", коррекция девиантных форм поведения подростков предполагает совместные усилия всех участников образовательного процесса, так как является проблемой многосторонней. В разработке анализируется деятельность школы по профилактике социально опасного положения и социального сиротства.

Оценить 1912 0

Автор: Спирина Светлана Викторовна

МБС УВУ ОТ СОШОТ г. Губаха Пермского края

Цель проекта – создание системы мер, направленных на снижение рисков попадания детей в социально опасное положение, внедрение современных профилактических технологий и услуг для несовершеннолетних и их родителей с целью снижения количества преступлений и правонарушений.

В школе - 65 человек.

Состоят на учете в СОП - 6 человек.

Состоят в группе риска – 59 человек.

В рамках проекта заключены договоры с родителями детей ГР об оказании педагогических и воспитательных мер и составлены групповые и индивидуальные планы сопровождения.

Проведены различные мероприятия:

3. По мере необходимости посещались семьи учеников, проводилось консультирование родителей по вопросам воспитания, беседы, приглашения в школу.

3. Оказана помощь детям из 7 многодетных семей.

4. Постоянно проводятся индивидуальные профилактические беседы.

5. Проводится учет посещаемости, еженедельно – планерки по посещаемости.

6. Проведены часы социального педагога:

8. Состоялось 2 заедания Совета профилактики с присутствием инспектора ПДН.

9. По мере необходимости проводятся индивидуальные беседы инспектора ПДН с детьми, состоящими на учете в ПДН и на внутришкольном учете в группе риска по совершению правонарушений.

11. Проведены беседы с детьми городским психологом.

12. Дети посещают спортивные городские мероприятия.

13. Постоянно идет сбор документов и обмен информацией с ПДН, КДН, УИИ, отделом опеки и попечительства, Центром сопровождения детей-сирот и детей, оказавшихся без опеки родителей.

15. Классные руководители, воспитатели проводят классные часы, часы общения на правовую тематику, по здоровому образу жизни, по профилактике вредных привычек.

17. В школе прошел месячник правового воспитания.

18. Дети постоянно вовлекаются в кружки и секции при школе, в различные мероприятия:

-Экскурсия в Пермь. На поездку оказана материальная помощь двум детям;

-Экскурсии в Губахинский музей (3), в Храм, в городскую библиотеку;

-Каждый четверг проходят общешкольные мероприятия (праздники как государственные, так и народные; игры различной направленности – спортивные, развивающие, правовые).

19. Дети активно участвуют в городских конкурсах и предметных олимпиадах.

Планируя и проводя работу с детьми ГР, школа сотрудничает с КДН и ПДН, городским центром психологического воздействия, отделом опеки и попечительства.

Взаимодействие осуществляется на основе планов совместной профилактической работы.

Взаимодействие с ОВД:

-участие в судебных заседаниях;

-подача представлений, информации начальнику ОВД, получение аналитических справок о состоянии преступности в школе;

-индивидуальные профилактические беседы инспектора с детьми;

-участие в Совете профилактики.

Взаимодействие с КДН:

-участие в заседаниях КДН – 3

Таким образом, в школе решаются задачи профилактики социально опасного положения и социального сиротства детей с девиантным поведением.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ профилактической работы по выявлению неблагополучных семей

в МОУ СОШ №1 им.А.С.Пушкина.

Алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении.

В современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Педагогический коллектив школы работает с разными неблагополучными семьями. Это могут быть семьи, где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Педагоги могут оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним.

Перечислим мероприятия, проводимые школьным коллективом по данному направлению, и скажем об их эффективности.

Работа социального педагога с педагогическим коллективом:

Проведение педагогических советов, административных совещаний по данным темам.

Проведение семинаров-практикумов и круглых столов.

Проведение индивидуальных консультаций классных руководителей .

Совместные посещения семей на дому ( с целью научить педагога проведению обследования социально — бытовых условий , в которых проживает семья; на что надо обращать внимание при посещении семьи).

Были рассмотрены теоретические вопросы:

Виды неблагополучных семей и их характеристика.

Факторы социального риска в семье.

Признаки внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей.

Сформирован алгоритм выявления неблагополучной семьи и методы работы с ней.

Существует механизм выявления неблагополучных семей:

Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования.

Составляется социальный паспорт классов и школы.

Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников.

С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика.

Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием школьных принадлежностей и.д.).

Эффективность:

Не желание коллектива прислушиваться к рекомендациям;

Нежелание посещать семьи на дому ;

Вывод: необходимо проводить детальную работу с классными руководителями.

В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают учителя- предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра, родители ,ПМПК. Так же взаимодействие с близлежащим детским садом так же дает информацию о семьях, на которые необходимо обратить внимание.

Слаженное взаимодействие всех данных звеньев может помочь выстроить в систему работу по выявлению неблагополучных семей и целенаправленной работе по реабилитации их.

Работа с каждой семьей сводится к следующим этапам:

Учителя-предметники:

Контроль за выполнением домашнего задания.

Контроль за посещением уроков.

Приглашение родителей в школу (беседы, привлечение на уроки).

Классные руководители:

Контроль за пропусками учащимися уроков без уважительных причин

Проверка дневников, состояния учебных принадлежностей, внешнего вида учащегося.

Контроль за посещением родителей родительских собраний.

Посещение семей на дому.

Составление социального паспорта класса.

Привлечение родителей к делам класса и школы.

Вызов родителей на заседание Совета профилактики.

Выступление на родительских собраниях, классных часах, проведение лекториев.

Медицинская сестра:

Медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления жестокого обращения и педикулеза каждый месяц и по мере необходимости, по запросам классных руководителей.

Родители- представители родительского комитета.

Выступление на классных часах, родительских собраниях, родительских конференциях.

Посещение на дому.

Рейды в микрорайон.

Вызов родителей на заседание родительских комитетов (не у всех).

Родительские собрания с привлечением представителей правоохранительных органов.

Составление социальных паспортов и уточнение списочного состава.

Отчет классных руководителей до 7 сентября:

предоставляют следующую информацию:

Выявление учащихся, проживающих с родственниками (с указанием причин).

Список учащихся, не имеющих полного комплекта учебных принадлежностей.

Список учащихся, вид которых не соответствует Уставу школы ( нет школьный формы, одежда неопрятная и т.д.).

Список родителей, не явившихся на родительское собрание

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Классные руководители подают сведения о количестве пропущенных уроков учащимися , с указанием фамилий и проведенных мероприятий по факту пропусков ;

- ежедневное уточнение отсутствующих по болезни и по другим причинам; - проверка сведений через ВШК ( соответствие пропусков и документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия).

Проверка работы классных руководителей по работе с учащимися и их родителями по недопущению опозданий, прогулов (подтверждение уважительных причин), обеспечение летней занятости учащихся. Для каждой семьи создана индивидуальная программа реабилитации.

Предусмотрены такие формы и методы работы, как:

Обеспечение учащихся льготным питанием через школьную столовую.

Вовлечение несовершеннолетнего в кружки и секции, контроль за проведением досуга и свободного времени несовершеннолетних классными руководителями.

Обеспечение учебниками учащихся, контроль за пользованием школьной библиотечной литературой.

Оказание психологической, правовой, педагогической помощи семье и несовершеннолетним.

Вовлечение членов семьи в школьные мероприятия.

Посещение на дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних совместно с ОПДН.

Проверка документации (дневники, тетради).

Посещение уроков, контроль за процессом обучения.

Организация трудоустройства и помещения несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь.

Вызов на Совет по профилактике правонарушений.

Вызов на малый и большой педагогический советы.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.

Таким образом, актуальность социально-педагогической помощи неблагополучным семьям определяется социальными проблемами современного общества. Среди них: отчуждённость детей от семьи, школы и общества; социально опасное поведение детей из-за неблагополучия в семье ( в том числе, недостаточная забота о ребёнке со стороны родителей, алкоголизация родителей, отсутствие постоянной работы, семейная нестабильность, конфликты в семье и пр.); социально педагогическая запущенность ребёнка (плохая успеваемость, пропуски уроков без уважительных причин, неумение детей организовать своё свободное время и т. д.). Важно предвидеть опасную ситуацию, в которой могут оказаться дети и вовремя помочь им. Проводимая работа помогает своевременно выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении и планировать работу, направленную на реабилитацию данных семей.

На учете на отчетный период состоит 1 семья.

Составила социальный педагог Н.В.Иванова

Директор МОУ СОШ №1 им.А.С.Пушкина Н.Е.Бусыгина

С 2007 года в школе функционирует психолого — медико — психологическая служба, в компетенции которой находится решение рядя задач, по сопровождению обучающихся данной группы.

С 2005 года функционирует Совет профилактики школы, составляющий основу профилактики девиантного поведения детей, входящих в семьи, находящиеся в социально опасном положении.

И если первым, иногда достаточно предложить своевременную помощь, то вторым, необходима длительная психолого-педагогическая поддержка, часто требующая межведомственного взаимодействия, и, к сожалению, не всегда приводящая к успеху.

Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт школы, из которого видно количество каждой категории семей.

II. Первичное консультирование, на котором происходит знакомство с членами семьи, составляется паспорт семьи (карата), определяется объект, которому нужна помощь, анализируются ресурсные возможности семьи.

Так как в проблему входят три категории: родители, дети, семья в целом, то и методики подбирались к каждой категории.

  • самодиагностика типового семейного состояния
  • опросник взаимодействия родителя и ребенка

III. Психолого-педагогическая коррекция

Проясняются ожидания семьи, вырабатываются цели, задачи, отбираются формы и методы психолого-педагогической поддержки.

  • Психолого-педагогический лекторий
  • Конференция
  • Открытые занятия и внеклассные мероприятия
  • Индивидуальные тематические консультации
  • Посещение семьи
  • Переписка с родителями (начальная школа)
  • Родительское собрание
  • психолого-педагогическое просвещение родителей повышения психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений;
  • сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.
  • индивидуальное или групповое консультирование;
  • групповые психологические занятия с элементами тренинга, где решаются задачи и информативного плана и обучающего;
  • вовлечение родителей и детей в совместную деятельность.

Тематика психологических занятий с родителями

  1. Первый раз – в первый класс.
  2. Ловушки общения.
  3. В тисках стресса.
  4. За гранью отчаяния.
  5. Соблазны курения.
  6. Как взрослый может помочь подросткам стать взрослым.
  7. Мифы о подростках.
  8. Если у Вас конфликт с учителем.
  9. Поглаживания положительные и отрицательные.
  10. Второе рождение. (Психологические особенности пятиклассников. Как строить отношения с ребенком?)
  11. Отметки и отметины. Каких оценок ждут от детей взрослые.
  12. Почему дети лгут
  13. Особенные дети (застенчивые, импульсивные и т.д.)
  14. Если дети воруют.
  15. В поисках равновесия.
  16. Ребенок в карусели развода.
  17. Знаем ли мы их?
  18. Домашнее задание: с ребенком или за него?
  19. Здоровье дороже пятерки.
  20. Правдолюб или ябеда.
  21. У ребенка горе.
  22. Эмпатия.

Каждое занятие заканчивается получением обратной связи по следующим параметрам:

1. Полезность встречи
2. Актуальность темы
3. Атмосфера встречи:

Например, обратная связь по мероприятию

Почему с ними трудно?

1. Полезность . –!?–.
2. Актуальность . –. –.
3. Атмосфера .

Основная цель работы с семьями группы риска - это обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшению микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование ЗОЖ.

-Привлечение родителей для совместной организации образовательной деятельности детей;

-Психолого-педагогическое просвещение родителей;

-Способствование созданию комфортных условий в семье для развития личности ребёнка.

Основными направлениями работы являются :

- работа с педагогическим коллективом;

Работа с педагогическим коллективом:

• Неблагополучные (или находящиеся на контроле);

• Семьи с детьми инвалидами;

Работа с родителями ДОУ :

Также в течение года педагогом-психологом были проведены индивидуальные консультации для родителей по итогам психодиагностических обследований детей (только с согласия и по запросам родителей).

Работа с воспитанниками ДОУ:

Также необходимо отметить, что в течение всего года осуществляется взаимообмен информацией с органами опеки и попечительства (по мере необходимости).

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Современная семья и её проблемы служат объектом.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Примерный проблемно-ориентированный анализ деятельности педагога-психолога за учебный год Годовой план работы психологической службы на … учебный год составлялся с учетом основных проблем и потребностей ДОУ: 1. Исходя из наблюдений,.

Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ в старшей группе Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ на логопункте. Старшая группа № п/п Период Тема Логопед. Игровой самомассаж,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Читайте также: