План мероприятий социальной активности в школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Елена Александровна Волынкина

Организация: ГБОУ СОШ с. Хилково

Населенный пункт: Самарская область Красноярский район

Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Он рождается для того, чтобы оставить после себя след вечный. Человек оставляет себя, прежде всего в Человеке, в добрых делах, в труде.

И помочь в этом каждому ребенку стало для меня самой главной целью воспитания, так как младший школьный возраст не просто период детства, а один из многих этапов развития человека, где школа является основным институтом, принимающим непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же, большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя.

Участники программы Программа разработана для обучающихся 1—4-х классов.

Цель данной программы - формирование социально – активной позиции человека посредством приобщения к базовым национальным ценностям через организацию самостоятельной деятельности и деятельностные формы внеклассной работы совместно с родительской общественностью.

Задачи:

4. Оказать содействие в воспитании гражданско – патриотического и духовно – нравственного сознания на основе сохранения культурно –исторического наследия, отечественных традиций, через привлечение обучающихся к истории родного края, участие в гражданских акциях.

5. Оказывать помощь в проведении мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции школьника.

6. Воспитывать уважительное отношение к труду, творчеству и созиданию, целеустремленности и настойчивости.

7. Организовать участие обучающихся в школьных, районных и окружных мероприятиях, направленных на укрепление межнациональных отношений, уважение к традициям разных конфессий, сотрудничество между народами разных национальностей.

Воспитательная деятельность строиться по направлениям:

Семейное воспитание не выделено отдельно, оно как связующее звено проходит красной нитью в каждом направлении. Старо как мир, но верно, что просвещение родителей должно носить опережающий характер. Какую бы задачу мы не решали, сотрудничество с родителями играет важную роль.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Исходя из этого, каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Программа реализуется в четыре этапа:

• 1-й этап (1 класс) – "Познаем себя";

Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя и человеческих ценностей с помощью учителя.

• 2-й этап (2 класс) – "Учимся дружить";

• 3-й этап (3 класс) – "Учимся жить в коллективе";

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов интересам коллектива.

• 4-й этап (4 класс) – "Проявляем себя".

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, активной гражданской позиции, демократичности, приобретение опыта социальной активности как в школе, так и вне ее.

Самосовершенствование и развитие каждого ученика и классного коллектива в целом идёт год за годом.

Формы и виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;
  • обсуждение прочитанной литературы;
  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
  • игры, конкурсы;
  • ролевые игры, соревнования;
  • тематические праздники и вечера;
  • импровизированные сценки, спектакли;
  • дебаты, практикумы;
  • родительские собрания;
  • изготовление газеты;
  • социальные и гражданские Акции;
  • тренинги;
  • опросы, анкетирование.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является повышение уровня воспитанности, осознание норм социального поведения обучающимися; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению. Формирование у детей навыков самостоятельности, умения анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки и передавать свой опыт своим сверстникам.

А также повышение активности участия родителей в образовательной деятельности.

(Модель выпускника начальной школы)

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Содержательно-технологический компонент воспитательной работы школы (из опыта).

ВложениеРазмер
programma_pokolenie_tvoy_vybor.docx 156.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г. Невинномысска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г. Невинномысска

Директор МБОУ СОШ № 11

Программа по созданию социально активной воспитательной среды школы и формированию толерантной личности, способной к социализации в условиях гражданского общества

для обучающихся 1-11 классов

(новая редакция программы)

Информационная карта программы

2.Наименование участника: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 города Невинномысска Ставропольского края

3. Тематика программы:

- Формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

- Совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса (образовательных отношений).

4. Авторы программы:

Анна Игоревна Бельмас, уполномоченный по правам ребёнка, социальный педагог школы,

Иванова Галина Викторовна, старшая вожатая,

Марина Александровна Осипенко, педагог-психолог школы,

Виктория Михайловна Пушкова, заместитель директора по воспитательной работе.

Каждый из авторов программы курирует определённые направления в реализации программы, прогнозирует результаты деятельности школы на основе определённых индикаторов успешности, формирует Портфолио по закреплённому направлению.

Уполномоченный по правам ребёнка обеспечивает нормативно-правовую, координирующую, организаторскую (по отдельным направлениям), экспертную функции (данная функция позволяет специалисту определить продуктивность реализуемых мероприятий, давать правовую оценку деятельности участников образовательных отношений).

5. Целевая группа программы:

Школа имеет достаточно благоприятное социальное окружение, которое сформировано следующими территориями и учреждениями:

Городская художественная школа;

Городской шахматный клуб;

Центр технического творчества;

Парк культуры и отдыха;

Территориальный общественный совет № 2.

Наполняемость школы позволяет работать с каждой семьей, знать особенности жизни каждого ребенка. Это является очень важным для администрации и педагогического коллектива и обеспечивает возможность

индивидуальной работы с учащимися и родителями.

7 . География программы (место проведения, география участников):

МБОУ СОШ № 11, территориальный общественный совет № 2 и жители микрорайона школы, городской Центр диагностики и консультирования, учреждения дополнительного образования, представители городского казачьего общества.

8 Краткое описание основных мероприятий, этапов программы:

I этап – организационно - прогностический, формирующий

(сентябрь 2011 – июнь 2012 гг.)

Реализация диагностической, прогностической, организационной функций.

Создание механизма психологического и научно-методического сопровождения программы.

Выбор образовательных курсов практической направленности, отвечающих целям Программы.

II этап – практический (сентябрь 2012 – август 2015 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития духовно-нравственной культуры школьников, формирования толерантного сознания, социально значимых компетенций и раскрытия их индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности по построению воспитательной системы классов и школы.

Обработка и интерпретация данных за период в 2 этапа. Анализ выполнения планов и разделов программы. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

III этап – обобщающий (август 2015 – апрель – май 2016гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования образовательной среды.

  • психологический и педагогический анализ возможных затруднений и негативных факторов, возникших на этапе функционирования, пути их коррекции.
  • диагностика затруднения педагогов;
  • моделирование педагогической деятельности с учётом возможных затруднений;
  • проведение обучающих семинаров по проблемам, возникшим в ходе деятельности;
  • проведение тренингов коммуникативной компетентности участников образовательных отношений;
  • коррекция психологических программ развития личности учащихся.
  • управление воспитательным процессом в режиме функционирования.

В рамках практического этапа программы:

-совершенствование ученического самоуправления, деятельность Совета старшеклассников – для формирования лидерских качеств у обучающихся;

- организация работы родительского лектория: серия бесед с родителями по заявленным направлениям.

9. Сроки реализации программы : 2011 – 2016гг.

10.Основные ожидаемые результаты программы:

-Наличие апробированной модели социально адаптированного воспитательного пространства с комплектом методического, диагностического инструментария, позволяющего осуществлять воспитательную деятельность по формированию толерантного сознания участников образовательных отношений, создавать условия для социализации личности, сохраняя принцип преемственности.

- Обновление содержания образования и воспитания обучающихся: реализация составительских спецкурсов, воспитательных проектов.

- Соответствие образа личности обучающегося на всех возрастных этапах модели, представленной в программе.

11. Партнёры программы:

- Лаборатория по здоровьесбережению и формированию духовно-нравственного воспитания СКИРО ПК и ПРО, под руководством члена корреспондента МАНПО, кандидата биологических наук, доцента Натальи Николаевны Сиваковой.

- Городской Центр диагностики и консультирования.

- Учреждения дополнительного образования города Невинномысска.

- Городское казачье общество.

Информационная карта заявителя программы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11

  1. Почтовый адрес и адрес фактического местонахождения, телефон

Рябова Галина Ивановна, Почётный работник общего образования и науки.

Разработать и апробировать Модель социально активной образовательной среды, в условиях которой будет осуществляться формирование толерантной личности, способной к социализации в условиях гражданского общества, создаваться условия для развития социально значимых компетенций.

– обновление содержания образования: введение в учебный план школы курсов социально-этической направленности (образовательный уровень);

- осуществление воспитательной деятельности с учётом результатов комплексного мониторинга, включающего в себя физиологические и психологические данные;

- деятельностный подход, интерактивный режим при выборе технологического компонента Программы и – как результат - интерактивный инновационный воспитательный продукт деятельности.

- активизация деятельности ученического самоуправления;

- определение системы взаимодействия с социальными партнёрами (содержание и формат совместной деятельности, позволяющий получить высокий воспитательный эффект).

  1. Численный состав образовательного учреждения (членов детского объединения) - 415 человек
  2. Количество штатных единиц

24 педагога, из них 3 заместителя директора; 3 внешних совместителя: педагог дополнительного образования, учитель-логопед, педагог-психолог.

  1. Перечень успешно реализованных социальных программ и проектов

1 место во Всероссийской олимпиаде в сфере научных работ по антинаркотической политике.

4место в краевом конкурсе волонтёрских агитбригад (2012 год).

2 место в городском конкурсе театральных постановок (2012,2013гг).

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Школой определены причины, по которым воспитание толерантности и создание условий для социализации личности необходимы в школе.

Во-первых, это причины, связанные с серьезно усугубившейся социальной ситуацией: разрушением социальных устоев, снижение жизненного уровня большинства семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость, межрелигиозные и конфессиональные конфликты и прочее .

Во-вторых, воспитание должно проводиться как можно раньше, чтобы заполнить нишу установок, избежать ситуаций принятия асоциального поведения. Обучение навыкам межличностного взаимодействия, овладение и развитие способностей, могут привести к здоровому образу жизни, пониманию важности выбора жизненного пути и умению нести ответственность за свои действия.

  1. Характеристика целевой группы, на которую направлена программа

Обучающиеся в 1-11 классах школы. В организации педагогического сопровождения и работы в данных направлениях уполномоченный по правам ребёнка взаимодействует с классными руководителями (носителями информации о жизни ребёнка в социуме, его учебных успехах и достижениях, организаторами воспитательной работы в рамках класса), с психологом (носителем информации о психологических особенностей детей, организатором мероприятий, где формируются в системе социально ценностные компетенции), социальным педагогом школы (носителем информации о социальном окружении ребёнка, организатором просветительской деятельности правового характера), заместителем директора по ВР, организующим воспитательный процесс.

Цель. Продуктивное функционирование Модели социально активной образовательной, воспитательной среды, в условиях которой будет осуществляться формирование толерантной личности, способной к социализации в условиях гражданского общества, создаваться условия для развития социально значимых компетенций.

-Формировать умение продуктивного сотрудничества, желание принимать участие в диалоге, полилоге;

-Обновить содержание образования (спецкурсы, дополнительное образование) курсами социальной направленности.

-В основу воспитательной работы заложить деятельностный подход (участие в социально-образовательных проектах, акциях, дискуссионных клубах) с выходом на интерактивный инновационный продукт.

-Создавать условия для проживания различных социальных ролей в развивающейся образовательной среде путём включения ребят в игровую, исследовательскую, трудовую, социальную деятельность.

Для решения вышеобозначенной проблемы была разработана модель социально активной воспитательной среды, которая позволяет, учитывая планомерный процесс формирования социально значимых компетенций, создать условия для социально активной, толерантной личности, успешно адаптирующейся в современном социуме ( в приложении к программе).

  1. Кадровое обеспечение программы, опыт организации и сотрудников. Краткое резюме основных исполнителей программы.

Анна Игоревна Бальмас , социальный педагог, уполномоченный по правам ребёнка.

-координирует деятельность педагога-психолога, классных руководителей,

Иванова Галина Викторовна, старшая вожатая

- координирует деятельность Совета старшеклассников,

Марина Александровна Осипенко , педагог-психолог, обеспечивает психологическое сопровождение в реализации программы, является организатором участия ребят школы в городском дискуссионном клубе для подростков (на базе городского психологического Центра диагностики и консультирования). Людмила Владимировна организует и проводит совместно с классными руководителями общешкольные интерактивные игры социально-психологической направленности.

Заместитель директора по ВР Виктория Михайловна Пушкова обеспечивает методическое сопровождение классных руководителей в реализации программы: организует практико -ориентированные семинары с классными руководителями по использованию в педагогической практике современных методов и форм, предлагает методические рекомендации по проведению воспитательных мероприятий с учётом деятельностного подхода.

Заместитель директора по ВР

Осуществление общего контроля и руководства реализации.

Распределение объектов и сфер управления.

Руководство и координация деятельностью коллектива классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Анализ ситуации и внесение коррективов.

Организационная и методическая

Уполномоченный по правам ребёнка, социальный педагог

Координация реализации программы.

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик

Проведение семинаров, консультаций для педагогов, родителей.

Проведение психологических тренингов, консультаций с учащимися и их родителями.

Обработка данных, работа с документацией

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Педагоги дополнительного образования

Разработка и осуществление воспитательной программы работе с классом или группой воспитанников

Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностик духовно – нравственной культуры

  1. Основные формы и методы работы по программе (краткое описание)

Механизм реализации Программы включает в себя совершенствование всех методических структур школы, работа которых будет направлена

- на реализацию ведущих документов по воспитанию учащихся,

- на повышение социальной активности детей через их участие в социально- образовательных проектах,

-качественное психолого-педагогическое сопровождение, комплексные мониторинговые исследования,

- системную просветительскую работу субъектов образовательного процесса.

Основные виды деятельности - интерактивная игра, проектная деятельность, тренинги.

Приоритетными в образовательной деятельности (спецкурсы, дополнительное образование) являются следующие методы и приёмы:

1. Практические методы:

- создание и защита проектов,

- анализ жизненных ситуаций,

- решение искусственно созданной, проблемной ситуации,

2. Наглядные методы:

- показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

3. Игровые методы:

- игры на развитие эмпатии.

- сказки, рассказы, истории, притчи;

- предметы первой необходимости.

1. Индивидуальная (творческая деятельность)

2. Групповая (практические занятия, тренинги, экскурсии).

3. Коллективная (праздники, коллективно-творческие дела: учитель, ученики и их родители)

В плане воспитательной работы – проведение общешкольных интерактивных игр, участие в социальных акциях и проектах, проведение совместных мероприятий с людьми разных поколений (в рамках проекта «Содружество).

  1. Организационный план программы: основные мероприятия, сроки, ответственные исполнители

План представлен в приложении к программе.

  1. Схема управления программой с указанием партнёров и соисполнителей (в приложении к программе).
  2. Качественные и количественные критерии оценки эффективности программы и средства оценки.
  3. Конкретные ожидаемые результаты и перспективы развития программы.

Реализация программы позволит создать условия для формирования личности со следующими качествами и характеристиками:

  • высоким уровнем самоорганизации и личностной самоактуализации;
  • способностью быстро и адекватно адаптироваться в сложных условиях изменчивого социума;
  • способностью устанавливать деловые и межличностные отношения с людьми на диалогической основе;
  • толерантностью и эмпатией, готовностью понимать и принимать других;
  • умением конструктивно решать конфликты и личностные проблемы;
  • умением работать в команде;
  • пониманием условий реализации своих возможностей в конкретной среде;
  • уметь осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;

Результатами деятельности должны стать:

Ориентир ребят в духовных ценностях, умение высказать самостоятельное суждение о нравственно-этической проблеме.

Наличие сформированности социально значимых компетенций

  • Продуктивное участие в диалоге, полилоге.
  • Умение строить монологическое высказывание по теме.

С пособность учащихся изучать окружающий мир

  • Умение рассматривать предметы в соответствии с целью,
  • Выделять признаки и свойства предметов,
  • Уметь сравнивать, высказывать суждения на основе сравнения;

Сформированность ключевых компетенций:

  • Познавательные универсальные умения;
  • Информационно-интеллектуальная;
  • Умение выделять ведущие понятия;
  • Организационные умения;
  • Умение применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
  • Сформированность волевой сферы

- Наличие социально активных образовательных продуктов как результата социального проектирования:

- Наличие опыта работы по взаимодействию территориальным Советом № 2, городским казачьим обществом, городским Центром диагностики и консультирования.

- Приобретение обучающимися социального опыта общения и продуктивного взаимодействия с людьми разных поколений.

Свято-Троицкий храм (г. Горячий Ключ); Храм в честь Святителя Николая Чудотворца (ст. Саратовская) и др.

мероприятие совместно со священнослужителями

Беседа ознакомительно-познавательного характера с несовершеннолетними

информационно-просветительское (профессиональное ориентирование)

Этическая беседа с элементами дискуссии с участием семей

Компьютерный класс КЦСОН (совместно с социальным педагогом и юрисконсультом, с приглашением священнослужителя)

социально значимое (повышение правовой грамотности)

Выездная тематическая экскурсия с участием несовершеннолетних

Свято-Успенский женский монастырь (г. Кореновск)

мероприятие совместно со священнослужителями

Беседа патриотического характера с несовершеннолетними

Войсковая часть № 51532,

х. Молькино (по согласованию)

информационно-просветительское (патриотическое воспитание)

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

социально значимое (волонтёрство, благотворительность)

Урок мужества с участием несовершеннолетних

Компьютерный класс КЦСОН

социально значимое (формирование патриотического воспитания)

социально значимое (пропаганда семейных ценностей)

Поэтический час с участием несовершеннолетних

На базе образовательных организаций г. Горячий Ключ (по согласованию, с приглашением почётного гостя)

социально значимое (формирование патриотического воспитания)

Тематическое мероприятие с участием несовершеннолетних; семейный буккросинг

МБУ культуры ЦБС МО г. Горячий Ключ (Центральная детская библиотека)

социально значимое (пропаганда семейных ценностей)

Цикл мероприятий по отдельному плану

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

социально значимое (профилактика насилия и жестокости)

социально значимое (формирование здорового образа жизни)

Вручение несовершеннолетним буклетов-приглашений (перечень творческих объединений)

информационно-просветительское (профессиональное ориентирование)

Цикл мероприятий по отдельному плану

информационно-просветительское (обеспечение безопасности жизнедеятельности)

Привлечение несовершеннолетних к посещению церковной службы и праздничных мероприятий

Свято-Троицкий храм (г. Горячий Ключ); Храм в честь Святителя Николая Чудотворца (ст. Саратовская)

мероприятие совместно со священнослужителями

Цикл мероприятий по отдельному плану

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

социально значимое (профилактика насилия и жестокости)

Распространение информационно-просветительских изданий среди несовершеннолетних (памятки)

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

информационно-просветительское (профилактика насилия и жестокости)

Вручение несовершеннолетним рекламных буклетов (перечень специальностей)

Горячеключевской технологический техникум (ПУ № 82), по согласованию

информационно-просветительское (профессиональное ориентирование)

социально значимое (формирование патриотического воспитания)

Цикл мероприятий по отдельному плану

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

социально значимое (профилактика насилия и жестокости)

Распространение информационно-просветительских изданий среди несовершеннолетних (листовки)

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа (совместно с образовательными организациями)

информационно-просветительское (профилактика насилия и жестокости)

Профилактическая беседа с участием несовершеннолетних

Компьютерный класс КЦСОН

социально значимое (формирование здорового образа жизни)

Распространение информационно-просветительских изданий среди несовершеннолетних (буклеты профилактического содержания)

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

информационно-просветительское (формирование здорового образа жизни)

Приглашение семей на развлекательно-игровую программу

Парк культуры и отдыха имени 30-летия Победы г. Горячий Ключ

социально значимое (пропаганда семейных ценностей)

Патриотический час с участием несовершеннолетних; привлечение семей к участию в массовых праздничных мероприятиях

Компьютерный класс КЦСОН; Центральная площадь и др. (по согласованию с планом Отдела культуры МО г. Горячий Ключ)

социально значимое (формирование патриотического воспитания)

Митинг памяти у Вечного огня с участием несовершеннолетних

Площадка у Вечного огня на Аллее Тысячи сосен (совместно с Отделением по вопросам молодёжной политики г. Горячий Ключ)

социально значимое (формирование патриотического воспитания)

Цикл мероприятий по отдельному плану

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

(с приглашением врача-нарколога МБУЗ ЦГБ и священнослужителя)

социально значимое (формирование здорового образа жизни)

Профилактический вестник с участием семей; распространение информационно-просветительских изданий (буклеты, памятки)

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

информационно-просветительское (формирование здорового образа жизни)

Привлечение семей к посещению праздничных мероприятий

Парк культуры и отдыха имени 30-летия Победы г. Горячий Ключ

социально значимое (пропаганда семейных ценностей)

Развлекательно-игровая программа с участием семей

Парк культуры и отдыха имени 30-летия Победы г. Горячий Ключ

социально значимое (пропаганда семейных ценностей)

Диалог-встреча с участием семей

Отдел ЗАГС МО г. Горячий Ключ (по согласованию)

информационно-просветительское (пропаганда семейных ценностей)

Привлечение семей к участию в массовых праздничных мероприятиях

социально значимое (формирование патриотического воспитания)

Привлечение семей к посещению праздничных мероприятий

Свято-Троицкий храм (г. Горячий Ключ); Храм в честь Святителя Николая Чудотворца (ст. Саратовская) и др.

мероприятие совместно со священнослужителями

Тематический устный журнал с участием несовершеннолетних

Компьютерный класс КЦСОН

социально значимое (формирование патриотического воспитания)

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

социально значимое (волонтёрство, благотворительность)

Линейка памяти с участием несовершеннолетних

Парк культуры и отдыха имени 30-летия Победы г. Горячий Ключ; площадки перед школами

социально значимое (профилактика насилия и жестокости)

Распространение информационно-просветительских изданий среди несовершеннолетних (памятки)

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

информационно-просветительское (профилактика насилия и жестокости)

Круглый стол для несовершеннолетних

Компьютерный класс КЦСОН (с приглашением священнослужителя и специалистов органов профилактики)

информационно-просветительское (профилактика суицида)

Диалог-встреча, решение проблемных ситуаций с участием семей

Компьютерный класс КЦСОН

(с приглашением врача-нарколога МБУЗ ЦГБ)

социально значимое (формирование здорового образа жизни)

Распространение информационно-просветительских изданий среди несовершеннолетних (буклеты профилактического содержания)

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

информационно-просветительское (формирование здорового образа жизни)

Компьютерный класс КЦСОН

социально значимое (формирование патриотического воспитания)

Тематическая встреча с семьями

МБУ культуры ЦБС МО г. Горячий Ключ (Библиотека № 9, р-н Развилка)

информационно-просветительское (пропаганда семейных ценностей)

Тематическое мероприятие с посещением музейной экспозиции для несовершеннолетних

социально значимое (пропаганда семейных ценностей)

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа

социально значимое (пропаганда семейных ценностей)

социально значимое (формирование патриотического воспитания)

Тематическое мероприятие с участием несовершеннолетних (совмещено с экскурсией)

Отдел МВД России по г. Горячий Ключ

социально значимое (повышение правовой грамотности)

Беседа ознакомительно-познавательного и профилактического характера с несовершеннолетними

Отдел МВД России по г. Горячий Ключ (по согласованию)

информационно-просветительское (профессиональное ориентирование)

Дискуссия, решение проблемных ситуаций с участием несовершеннолетних

Компьютерный класс КЦСОН

социально значимое (профилактика насилия и жестокости)

Тематические мероприятия с участием несовершеннолетних

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа (совместно с образовательными организациями); компьютерный класс КЦСОН

социально значимое (повышение правовой грамотности)

Организация консультационных пунктов; распространение информационно-просветительских изданий среди семей (буклеты)

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа (совместно с образовательными организациями)

информационно-просветительское (правовое просвещение)

социально значимое (пропаганда семейных ценностей)

Приглашение многодетных семей на мероприятие, приуроченное к празднику

Свято-Троицкий храм (г. Горячий Ключ)

мероприятие совместно со священнослужителями

Тематический урок с участием несовершеннолетних

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа (совместно с образовательными организациями, с приглашением врача-инфекциониста МБУЗ ЦГБ)

социально значимое (формирование здорового образа жизни)

Информационная компания с распространением буклетов и памяток (просвещение и профилактика)

МО г. Горячий Ключ, включая сельские округа (совместно с образовательными организациями)

информационно-просветительское (формирование здорового образа жизни)

Распространение информационно-просветительских изданий среди несовершеннолетних (буклеты)

Образовательные организации МО г. Горячий Ключ (по согласованию)

информационно-просветительское (правовое просвещение)

Педагог дополнительного образования: _______________________ / ___________________________________ /

1 Даты являются примерными, с учётом периодов проведения в предшествующем году.


Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного уровня, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Важнейший критерий социальной активности личности является мотивированность на саморазвитие, принятие другого и содействие другим людям в их деятельности. В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической социализации и была идеологизирована, воспитывалась гражданская ответственность школьников, предоставлялась возможность получать опыт самоорганизации и участия в общественной деятельности. На сегодняшний день активизация социальных качеств, сводятся к участию подростков в процессе самоуправления школой. Таким образом, чтобы повышать социальную активность подростков необходимо разрабатывать программы по формированию активной жизненной позиции ребенка и включение его в различные виды деятельности.

Ключевые слова: подросток, личность, социальная активность, личность, активная жизненная позиция, достижения, креативность, сфера общественной жизни, мотивированность.

Social activity of adolescents in school is to strengthen its position in life, increased motivation to learning activities, the inclusion of the child in socially useful activity, students participate in various projects and competitions of various levels aimed at developing the creative abilities of students. An important criterion of social activity of the person is motivated to self-development, adoption and other assistance to others in their activities. In Soviet times, the social activity in the schools served as political socialization and was ideologized, nurture civic responsibility of students, to gain experience of self-organization and participation in social activities. To date, activation of social qualities, are reduced to the participation of adolescents in the process of self-government school. Thus, to improve the social activity of adolescents need to develop programs to promote active living position of the child and its inclusion in various activities.

Keywords:teen, identity, social activity, personality, active life, achievement, creativity, sphere of public life, motivation.

Социальная активность — это способность человека производить общественно значимые преобразования в социокультурной среде на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, где сущностной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. [1, с 14-15]

По мнению Мардахаева Л. В. активность социальная может рассматриваться как совокупность методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеями, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, на формирование в себе необходимых социальных качеств. [2, с 20]

Особый интерес представляет собой определение критериев социальной активности. Различные авторы выделяли эти критерии на основе творческого подхода личности при осуществлении деятельности, затраченного времени, инициативности и самостоятельности, ответственности, критерия интенсивности. Важнейший критерий социальной активности личности является мотивированность на саморазвитие, принятие другого и содействие другим людям в их деятельности. Критерием социальной активности обычно считают интенсивную деятельность подростка, а именно:

- участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели;

- проявление личностных качеств в деятельности;

- общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности. [3, с 26]

Самый трудный и самый сложный возраст ребенка, представляющий собой период становления личности, это подростковый. Важным признаком, отличающий этот период, являются фундаментальные изменения, происходящие внутри самого подростка, имеющие радикальное значение для его развития и для взаимодействия с социумом. Большое значение в обществе играет, насколько, активно ребенок способен взаимодействовать с членами данного общества. Российское образование не имеет единой стратегии формирования социальной активности и подростка. В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической социализации и была идеологизирована, это позволяло организовать и упорядочить социальную активность школьника в рамках комплекса общественных мероприятий. Таким образом, воспитывалась гражданская ответственность школьников. Так организовывался процесс приобретения опыта самоорганизации и возможности участия в общественной деятельности. На сегодняшний день успешность школы в реализации этой функции сводятся к участию подростков в процессе самоуправления школой.

При теоретической разработке исследования мы использовали анализ педагогической литературы по формированию социальной активности у подростков. Этой проблемой занимался отечественный педагог К.Д. Ушинский (формирование качеств социальной активности личности). Разработке проблем повышения общественной активности молодежи в процессе трудовой и общественно-политической деятельности посвящены работы выдающихся советских педагогов и государственных деятелей П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Среди зарубежных педагогов над проблемой социальной активности подростков работали А. Дистервег (социализация как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек, сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию), продолжателем его идей был И. Кон. В качестве составляющей процесса становления личности, в ходе которого формируются основные личностные качества, проявляющиеся в жизнедеятельности, социальная активность рассматривалась учеными: И.Гоффман, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид, Р. Тернер.

Для изучения социальной активности подростков широко используется метод наблюдения, позволяющий изучить положение ребенка в классе, взаимодействие его со школьным коллективом и обществом в целом. Изучение процесса взаимодействия подростков с социумом позволяет определить степень активности в совместной деятельности между ребенком и его ближайшим окружением. В процессе исследования может использоваться метод тестирования, с помощью которого определится уровень социальной активности учащегося. Эти данные важны для организации профилактических тренингов, предупреждающих социальную неактивность ребенка. Для выбора стратегии диагностики социальной активности важно учитывать следующие виды активности: личностная, игровая, коммуникативная, учебно-познавательная.

Наше исследование проводилось на базе СОШ № 40 и было направлено на определение уровня социальной активности подростков. Выборка исследования составила 30 учеников девятого класса:

По результатам данной методики нами было выявлено:


По данным графика мы видим, что 33 % учащихся девятого класса имеют низкий уровень социальной активности, 46 % — средний уровень, 21 % — высокий уровень. Большой процент учащихся имеет нормальный уровень социальной активности, который свидетельствует о стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми и формированию активной жизненной позиции. Для таких людей, как правило, очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни — это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Нельзя также проигнорировать, что довольно большой процент испытуемых имеют низкий уровень социальной активности. Низкий уровень стремления к установлению благоприятных взаимоотношении с другими людьми. Как правило, для подростка с низким уровнем социальной активности не очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, он часто бывает убежден в том, что общаться и взаимодействовать с другими людьми не самое ценное в жизни. Именно для детей с низким уровнем социальной активности в школе проводится плодотворная работа.

Подростки, имеющие низкий уровень социальной активности, нуждаются в разносторонней социально-педагогической помощи школьного специалиста социального педагога. В процессе работы в первую очередь мы предлагаем использовать индивидуальный подход к учащимся, включение наименее активного подростка в различные виды деятельности, в том числе общественно-полезную. Организация социально-педагогической поддержки в рамках работы социального педагога может быть представлена посредствам участия в инновационной деятельности:

- содействие участию в олимпиадах для школьников различного уровня, в том числе международного;

- поддержка инициативы детей в участии на конкурсах и мероприятиях;

- создание ситуации успеха через совместную деятельность и взаимопомощь между учащимся и педагогом;

- сотрудничество с университетом, содействие участию в волонтерских движениях вместе со студентами, оказание помощи и поддержки беженцам из Украины;

- взаимодействие с ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), проведение профилактики правонарушений среди подростков;

- сотрудничество с благотворительным фондом НАН (нет алкоголизму и наркомании), созданным на базе наркодиспансера г. Владимира, деятельность данного фонда направлена на профилактику различного вида зависимостей и пропаганду здорового образа жизни;

- организация участия в секциях при школе и кружках по интересам (бассейн, спортзал, прикладные кружки).

Так через активное взаимодействие школы СОШ № 40 с различными учреждениями и общественными организациями, включение учащихся в их различные виды деятельности способствует формированию активной жизненной позиции подростков.

1. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: , 2013. — 329 с. ISBN 5-4444-1849-9

2. Социальная педагогика. Словарь (А-О) / Автор составитель Мардахаев Л.В. — М: УЦ Перспектива, 2011. — 244с.

3. Тожибоева Х. . Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 26-28.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, активная жизненная позиция, социальная активность подростков, различный вид деятельности, социальная активность личности, уровень, школа, высокий уровень, общественная деятельность, политическая социализация.

Ключевые слова

Похожие статьи

Проблема организации привлечения школьников к активной.

Развитие социальной активности подростков в школе. Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале.

Социализация же основана на двусторонней активности.

Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.

социальная активность, социальная активность личности.

Уровень социальной активности отражает уровень культуры, знаний, потребностей, интересов, стремлений личности.

Соответственно, социальную активность личности можно подразделить на трудовую, общественно-политическую, духовную, семейно-бытовую.

Воспитание социально активной личности в условиях колледжа

3. Диагностировать уровень воспитанности, уровень социализации учащихся колледжа.

5. Разработать программы деятельности по реализации основных направлений воспитания социально активной личности в колледже.

Социальная активность молодежи | Статья в журнале.

социальная активность, социальная активность личности, ценность, личность, образ жизни, интерес общества, деятельность, социальная среда, усвоение ценностей, высокий уровень. Развитие социальной активности подростков в школе.

социальная активность личности формируются в процессе.

социальная активность, социальная активность личности, ценность, личность, образ жизни, интерес общества, деятельность, социальная среда, усвоение ценностей, высокий уровень.

Развитие социальной активности подростков в школе.

Педагогические основы развития социально-активной личности

Критерием социальной активности обычно считают интенсивную деятельность.

социальная активность личности формируются в процессе социально-педагогических отношений и проявляется в жизненной позиции обучаемых

Роль социальной активности будущего специалиста в его.

Развитие социальной активности подростков в школе. Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную.

Проблемы социализации современных студентов

Развитие социальной активности подростков в школе. В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической социализации и была идеологизирована, это.

Читайте также: