Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………..

1.1. Понятие и значение развития конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста………………………………………………….

1.2. Особенности развития процесса конструирования у детей дошкольного возраста ………………………………………………………..

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ……………

2.1. Понятие и педагогическое значение игры со строительным материалом для развития конструктивных умений ………………………..

2.2. Особенности применения и классификация игр со строительным материалом в дошкольном возрасте…………………………………………

2.3. Специфика применения игр со строительным материалом в разных возрастных группах дошкольных организаций……………………………..

Игры со строительным материалом пользуются большой популярностью у детей, начиная с раннего возраста. Дошкольники довольно рано начинают интересоваться кубиками и конструкторами. Сначала они просто манипулируют игрушками, пробуют соединить две детали, поставить один блок на другой. Чуть позже появляется желание создавать постройки для кукол и машинок. Постепенно конструкции усложняются: капитану нужен корабль, космонавту - ракета, для театрального представления необходима сцена. Строительно-конструктивные игры позволяют дошкольникам проявить свою позитивную активность, поэтому они так популярны в среде дошкольников и их родителей.

Степень научной разработанности темы. Педагогические исследования в области конструктивной деятельности производятся уже достаточно давно. Проблемами ее развития в дошкольной педагогике занимались такие авторы, как: Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван, В. Р. Лисина, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урадовских , Г.А. Урунтаева, Е.А. Флерина.

Педагогические исследования в области изучения особенностей применения и развития игр со строительным материалом на примере дошкольников проводили, как отечественные, так и зарубежные авторы: А.Н. Давидчук, Т.С. Комарова, З. В. Лиштван, А.Р. Лурия, М. Монтессори, В. Г. Нечаева, Н.Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Н.П. Сакулина, П. Г. Саморукова, Ф. Фребель, Е.А. Флерина, Л. Шлегер и другие.

В основе содержания игр со строительным материалом находится созидательный процесс. Поэтому такие игры многообразны. В них дети имеют возможность подражать взрослым, что они очень любят делать, изображая из себя строителей. Дошкольники не только сооружаю знакомые им уже постройки, но воплощают в жизнь свои собственные творческие замыслы. Необходимо так же отметить, что дошкольники играют в игры как по одному, но к старшему дошкольному возрасту, чаще всего такие игры носят групповой характер. Поэтому дошкольники вступают в разные взаимодействия и взаимоотношения, учатся договариваться, распределяют роли, советуются, оказывают взаимопомощь.

Проблема исследования . Главная особенность применения и развития игр со строительным материалом в педагогическом процессе дошкольного обучения – это то, что необходимо специальная система обучения для усвоения конструктивных умений. Проблема исследования при рассмотрении данной темы предопределена тем, что в настоящее время остаются недостаточно изученными вопросы развития компонентов конструктивных умений через игру. На практике доказано, что дети дошкольного возраста способны к первым замыслам при конструировании, но, однако к игровым приемам они практически не способны. Педагоги сами в полной мере не владеют игровыми приемами в целях развития конструктивной деятельности с применением игры со строительным материалом.

Очень часто педагоги используют одни и те же методы и приемы, что в свою очередь делает процесс конструирования для дошкольников неинтересным. В результате такого подхода дети реагируют адекватно, быстро бросают игру, теряют замысел. В данном случае о развитии конструктивных навыков говорить не приходиться, а так же теряются способности к творчеству, снижается и творческая активность. Поэтому при обучении конструктивной деятельности на передний план выдвигается проблема выбора средств, методов, материалов, которые будут учитывать выразительность свойств, ручной умелости и т.д.

Цель курсовой работы – проанализировать влияние игр со строительным материалом на развитие конструктивных умений дошкольников.

Объект исследования – педагогическая система развития конструктивных умений в условиях дошкольного образования.

Предмет исследования – педагогический процесс применения игр со строительным материалом.

В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд поставленных задач:

- проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме использования игр со строительным материалом для развития конструктивных умений у детей дошкольного возраста;

- изучить педагогическую практику по использованию игровых приемов и методов в процессе развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста;

- проанализировать и выявить эффективность применения игр со строительным материалом на развитие конструктивных умений дошкольников в условиях дошкольных организаций;

- оценить эффективность и сделать выводы по проведенному исследованию.

Методы исследования: анализ, обобщение и интерпретация научных данных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Среди разнообразных видов детской деятельности конструированию принадлежит особое место. Анализ исследований дает основание рассматривать конструирование как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности : игровой, трудовой, художественной, технического творчества (Давидчук А. Н., Изотова Ф. В., Лиштван З. В., Нечаева В. Г., Поддьяков Н. Н., Парамонова Л. А., Сафонова О. А., Силаева М. Н.). Эта своего рода интегративная направленность и делает конструирование замечательным средством развития ребенка.

Конструирование, отвечая интересам и потребностям ребенка, в то же время дает широкую возможность для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Конструируя, ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. При создании постройки происходит обдумывание предстоящей деятельности : представление конечной цели – конструкции, выбор способов достижения цели, планирование последовательности практических действий. Практические действия носят поисковый характер и являются источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

В педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития и, прежде всего, как средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей, которые развиваются в продуктивной деятельности – конструировании. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др., но у него развиваются познавательные и практические действия. Помимо зрительного восприятия качества предмета, ребенок реально, практически разбирает образец на детали, затем снова собирает их в модель. Так осуществляется анализ и синтез. З. В. Лиштван отмечает, что уже в дошкольном возрасте создается предпосылка для приобретения способности производить более глубокий зрительный анализ модели, предмета, не обращаясь к реальному расчленению – формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений: речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).

Конструктивная деятельность является средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При ознакомлении детей с современными зданиями, некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Петропавловская крепость, Исаакиевский собор) развивается художественный вкус, понимание того, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении (простоте и четкости форм, выдержанности цветовых сочетаний, продуманности украшений).

Конструирование играет большую роль в подготовке детей к школе. Этот вид деятельности способствует формированию умения учиться, раскрывает, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Исследования В. Г. Нечаевой, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук показали что, использование образцов — это необходимо важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т. п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях.

Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии, заключается в предъявлении детям в качестве образца модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Модель дети воспроизводят из имеющегося у них строительного материала (предлагается определенная задача, но не даётся способ ее решения). Им сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер протекания его конструктивной деятельности, и формируют новые формы познавательных процессов. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.

Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально отличается от других форм конструирования. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Как показали исследования Н. Н. Поддьякова, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамоновой, данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Для этого дети должны уже иметь обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. Дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей В. В. Брофманом были специально разработаны шаблоны, которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежей, отражающих их конструктивные замыслы. В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности.

Но, конструктивная деятельность приобретает такое многостороннее значение только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Таким образом, исследования показали, что конструирование можно рассматривать как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности - игры, труда, художественной деятельности, технического творчества (Давидчук А. Н., Изотова Ф. В., Лиштван З. В., Нечаева В. Г., Поддьяков Н. Н., Парамонова Л. А., Сафонова О. А., Силаева М. Н.).

В процессе конструирования, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развивается умение анализировать предметы окружающего мира, появляется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Исследования показали, что для развития ребенка важны все формы развития конструктивных умений.

Особенности творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста Особенности творческой деятельности у детей страшего дошкольного возраста Творчество представляет собой сознательную, целенаправленную,.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста Особенности музыкального восприятия детьми. Музыкальное воспитание играет важную роль в духовном становлении личности человека. Воспитание.

Особенности развития интереса к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста Цыбикжапова Туяна Андреевна, воспитатель МАДОУ ДС № 378 г. Челябинска, Изобразительная деятельность имеет высокий образовательный и воспитательный.

Особенности развития внимания детей дошкольного возраста Внимание - характеристика психической деятельности человека, которая выражается в возможности быть сосредоточенным и в направленным на определённый.

Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста Для каждого возрастного периода характерны свои особенности звукопроизношения. Дети 3-4 лет часто один и тот же звук могут произносить то.

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы.

Конструктивная деятельность дошкольников относится к продуктивным, так как приводит к видимым результатам действий. Это важный факт, поскольку ребенок одновременно реализует свои представления о предмете и получает наглядный объект, сделанный своими руками. В конструировании за короткий временной отрезок осуществляется весь путь от задумки до цели, что является мотивирующим условием в деятельности детей.

Особенности развития конструктивной деятельности дошкольников

Дети, как и взрослые, прежде чем приступить к созданию конструкции, формулируют для себя (а в младшем дошкольном возрасте и для окружающих) свою задумку. Как только у ребенка появляется замысел, он уже осматривается, какие подручные средства или детали помогут его осуществить.

Конструктивное творчество

Это одна из особенностей конструктивной деятельности дошкольника – не каждый замысел находит свое воплощение. Построение требует усилий, и малыш нуждается в подбадривании и поддержке, чтобы довести дело до конца.

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте происходит по двум направлениям:

  • сооружение построек для игры
  • создание моделей-изображений

Во втором случае имеет место конструктивно модельная деятельность. Примером такого конструирования является сборка макетов из готовых наборов деревянных или пластмассовых деталей.

Виды конструктивной деятельности дошкольников

В конструировании можно выделить два вида, доступных в дошкольном возрасте:

Техническое конструирование опирается на реальные характеристики объектов, учитывает форму, структуру. Ребенок строит домик из кубиков и кирпичиков и при этом обязательно выделяет дверной проем, обозначает окно.

Конструирование

К техническому виду относится сборка различных моделей, где детали скрепляются с помощью пазов или болтиков. В данном виде применяется творческий подход, но с учетом реальных соотношений.

Что касается художественного конструирования, то автору важнее передать не соотношение величин или структурное содержание объекта, а его характер, эмоциональную наполненность. Например, мальчики решили создать образ змея-горыныча, приспособив детский столик в качестве туловища, выложив хвост из кубиков, а вместо голов поставив торшеры. В данном случае сконструированный образ призван отражать суть пугающего сказочного персонажа.

Формы конструирования в дошкольном возрасте

В зависимости от того, какую степень точности или самостоятельности требуется проявить дошкольнику в изготовлении своей модели, в возрастной психологии различают четыре формы конструктивной деятельности:

  • по образцу
  • по замыслу
  • по условиям
  • каркасное конструирование

В младшем дошкольном возрасте такие модели простейшие. Но конструирование по образцу постепенно набирает сложность. Более того, в некоторых случаях может быть самой сложной формой создания конструкции. Например, предоставив старшему дошкольнику собранную модель самолета и набор деталей, можно поставить задачу собрать такую же игрушку. Ребенку предстоит непростая работа. Нужно разобраться, какие детали используются в модели, как они скрепляются друг с другом, и в каком порядке проводить сборку, а потом приступить к тщательному выполнению задания.

Приступаем к реализации замысла

Различным уровнем сложности отличается и конструирование по замыслу. То есть, ребенку нет необходимости соблюдать точность образца, можно творить все по своему усмотрению. С одной стороны, это упрощает задачу, а с другой – усложняет. Все нужно придумать самому, начиная от идеи и подбора материалов, из чего строить, до конечного облика постройки.

У старших дошкольников замыслы бывают настолько глобальны, что без предварительного схематического планирования не обойтись. Замечали, как один ребенок вычерчивает на песке и поясняет другому, где и что расположить в будущей модели?

Условия, поставленные ребенку, часто облегчают ему начало конструирования. Многие дети теряются на этапе поиска идеи, что построить или какую модель создать.

Каркасное конструирование – особенный подход в выполнении задачи, направляющий мыслительную деятельность ребенка. Данная форма деятельности ориентирует на выявление основных элементов будущей модели и сборки каркаса. После того как основа будет готова, можно приступать к наполнению более мелкими деталями.

Использование каркаса в конструировании – практически взрослый подход к созданию модели, требующий аналитико-синтетической мыслительной активности и развивающий пространственное мышление.

Этапы конструктивной деятельности

Какой бы объект ни задумал построить дошкольник, нужны определенные знания и навыки. Даже при строительстве самой обычной башни из кубиков и цилиндров, нужно заботиться о ее устойчивости. А для этого в основании важно расположить самую объемную деталь. Поэтому конструктивная деятельность протекает в несколько этапов:

  1. Обследование возможного структурного материала: форма, размеры, характерные особенности, какие функции может выполнять (кубик – устойчив, все стороны равны, может служить основой; конус – годится для завершения постройки, можно использовать как деталь забора и пр.)
  2. Определение основных составляющих объекта, обозначение формы и пространственных размеров (Создаем машину для игры: в кабине будет сидеть только водитель, а в кузове по два человека у бортика справа и слева).
  3. Конструктивные действия: последовательное сооружение модели (выкладывание ряда кубиков в качестве контура кузова, сборка стенки из деталей LEGO, соединение пластин для моста и т.д.)
  4. Целостное восприятие полученного результата и соотнесение с начальным замыслом.
  5. Исправления и дополнения конструкции, если обнаружено несоответствие с задумкой.

Перечисленные этапы наблюдаются и в создании простейших построек малышами, и в конструировании сложных моделей старшими дошкольниками. Уже в 4 года ребенок, удивляя родителей, способен провести первичный анализ, что мостик состоит из кирпичика, еще кирпичика и пластины.

Пятилетние дети внимательны к форме и размерам деталей. Они приобретают навыки анализа и не только расскажут, что за конструкция, из каких деталей состоит, но и могут предложить усовершенствовать постройку.

В 6-7 лет дети довольно полно анализируют структуру модели, выделяют основные и вспомогательные части, учитывают особенные качества деталей (устойчивость, длину, гибкость и пр.), планируют последовательность создания конструкции.

Конструирование как средство развития творческих способностей

Очевидно, что конструктивная деятельность способствует развитию мыслительных операций, заставляя дошкольника анализировать, сравнивать, синтезировать разрозненные части в целое. Не менее полезен этот вид деятельности для развития творческих способностей ребенка.

Деревянные конструкции

Для того чтобы создать модель, прежде всего, необходимо ее представить в воображении. Сначала это будет довольно схематичный образ. По мере воплощения он будет дополняться деталями.

Чем старше дошкольник, тем больше новшеств появляется в конструкции. Уже недостаточно соорудить просто мост. Старшие дети обязательно уточнят его назначение – автомобильный, железнодорожный, разводной… При этом добавят какие-то опознавательные символические знаки.

Выбор элементов для конструкции, усовершенствование составляющих, нахождение новых способов построения, открытие новых свойств применяемых ранее материалов, создание новых комбинаций — широкое поле для творческой деятельности и развития творческих способностей дошкольника.

Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры (А.Н.Давидчук).

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.


В статье рассматриваются возможности и особенности развития конструктивной деятельности в дошкольном возрасте, дается характеристика видов конструктивной деятельности, обозначаются условия ее развития.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, типы конструирования.

На сегодняшний день изучение проблемы конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста является актуальным, в связи с тем, что данный вид детской активности значительно влияет на формирование практических форм мыслительной деятельности.

Конструктивная деятельность дошкольников больше, чем другие виды деятельности, подготавливает необходимую основу для развития творческих, познавательных, сенсорных способностей детей.

Вопрос конструктивной деятельности рассматривался авторами с разных точек зрения.

В. Г. Нечаева определяет конструирование как создание построек из деталей строительного материала, конструктора, изготовление игрушек и поделок из бумаги, картона, дерева, деталей различных конструкторов и другого материала [1, с. 21].

Исследования В. Г. Нечаевой, З. В. Лиштван показали, что благодаря конструктивной деятельности дети наиболее полно и точно начинают воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и так далее) [6].

Многолетние экспериментальные исследования по изучению детского конструирования также проводила Л. А. Парамонова совместно с Г. В. Урадовских, О. А. Сафоновой, О. А. Христ. В ходе исследований Л. А. Парамоновой был сделан следующий важный вывод: результатом обучения является сформированность конструирования не только как практической творческой деятельности, но и как универсальной творческой способности, проявляющейся в других видах деятельности (изобразительной, игровой, речевой и т. п.). Она в своих работах описала детское конструирование и формы его организации, а также виды конструирования. Ей разработана педагогическая система формирования творческого конструирования.

Л. В. Куцакова, опираясь на материалы исследований Н. Н. Подьякова, Л. А. Парамоновой, Л. А. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казаковой, Г. В. Урадовских, В. В. Холмовской, Л. В. Пантелеевой, разработала программу по данному виду деятельности. Исследователь предлагает дидактические игры и упражнения, дает подробные рекомендации по всем возрастным группам, включая ясельную.

Во всех работах по изучению данного вида деятельности авторами обращается внимание на то, что детское конструирование имеет свои особенности, одной из которых является его практическая направленность: дети создают поделки с целью использования их в игре, в качестве подарков взрослым и т. п. В то же время, практическая направленность конструкторской деятельности детей вовсе не исключает, а напротив, предполагает обязательную передачу в конструируемых объектах функций, закреплённых взрослым.

Процесс создание конструкций, особенно из строительного материала, тесно связан с игрой. Это вторая особенность детского конструирования, которая позволила ряду авторов (А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой и др.) назвать его игрой со строительным материалом, объединив тем самым разные по своей сути деятельности детей: игру и конструирование.

Третьей важнейшей особенностью детской конструкторской деятельности является тесное взаимодействие мыслительных и практических действий. В работах Н. Н. Подьякова, Л. А. Парамоновой отмечается, что особую роль играют практические действия поискового характера, которые как бы являются источником мысли ребёнка.

Ещё одной существенной особенностью детского конструирования является насыщенность его яркими положительными эмоциями, что особенно свойственно деятельности, возникающей по инициативе детей. Возможность выразить своё отношение к миру, реализовать свои запросы и интересы, получить удовольствие от своих конструкций, поделок [5].

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. д.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

‒ конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрические формы);

‒ из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

С целью развития конструктивных способностей специалисты предлагают разные формы организации обучения конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Исследования показали, что использование образцов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Правильное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определять в любом предмете основные части, устанавливать их пространственное положение, выделять отдельные детали и их части. Такой структурный анализ создает предпосылки у детей к формированию умения планировать свою деятельность по созданию конструкций с учётом их основных функций [3].

Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять к качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки (Ф. В. Изотова). Можно также предложить воспроизвести образец определённой конструкции, давая детям строительный материал, в котором отсутствуют определённые детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися (Этот тип задач предложен А. Н. Давидчук).

Следующая разновидность организации данного вида деятельности — это конструирование по моделям, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии. Суть работы заключается в следующем: детям в качестве образца предъявляется модель, в которой очертания отдельных составляющих её элементов скрыто (конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). В данном случае ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способов её решения.

Постановка таких задач перед старшими дошкольниками является эффективным способом активизации их мышления. Конструирование по модели является усложнённой разновидностью конструирования по образцу [4].

Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Подьяковым заключается в следующем: детям не даётся образец постройки, определяются лишь условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определённой ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых и грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов решения их не даётся.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Как показали исследования Н. Н. Подьякова, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамоновой, данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию конструктивных способностей. Однако дети должны уже иметь определённый опыт. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами [4].

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности могут успешно реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем, отражающих образцы построек, а затем наоборот, практическому созданию конструкций по простым схемам, чертежам.

Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объёмных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были разработаны специальные шаблоны (В. В. Брофман), которые дети использовали для построения наглядных моделей (схем), отражающие их конструктивные замыслы.

В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности [2].

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать. Надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы, часто меняются в процессе деятельности.

При организации обучения необходимо уделять особое внимание предварительному наблюдению, где обращается внимание детей на зависимость форм, размеров и местонахождения основных частей от их функционального назначения и анализу конструируемых объектов, определению их структуры, а также выделению объектов и их частей. Чтение художественной литературы, рассматривание картин, экскурсии помогут в этом.

Далее очень важно установить пространственное расположение частей по отношению друг к другу (перекрытие опирается на стены, а крыша на перекрытие). И, наконец, воспитатель вместе с детьми рассматривает каждую часть с точки зрения состава деталей и их расположения (стены сделаны из кубиков и кирпичиков, перекрытие из пластин и т. п.).

Всё обследование постройки должно вестись в той же последовательности, что и её создание (стены, окна, перекрытие, крыша). Это значительно облегчает детям планирование постройки и её воспроизведение.

Такое обследование обеспечивает формирования целостно-расчленённого представления о конструируемом объекте и имеет важное значение для формирования мыслительных процессов детей. Систематическое проведение анализа образцов способствует тому, что дети овладевают обобщённым способом анализа как конструируемых, так и других объектов [3].

Обобщенные представления о конструируемых объектах выступают как определённая система знаний о них. Например, все мосты имеют общие части как опоры, проезжая часть, перила и т. д., но в зависимости от практического использования мостов (пешеходный, автомобильный, железнодорожный) эти части могут существенно отличаться друг от друга по форме, размерам, расположению. Поэтому дети должны иметь возможность построить не один мост, а несколько разных по назначению.

Каждая предлагаемая тема должна быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями одного и того же объекта (дома, мосты, машины).

Конструктивные способности у детей начинают формироваться, с раннего возраста. В этом возрасте конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой и выступает как её элемент, как средство, помогающее разыгрывать простые сюжеты. В старшем же дошкольном возрасте конструирование является или элементом сюжетно-ролевой игры, или полноценной конструкторской деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Особенностью конструктивного мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание взаимодействия мыслительных и практических актов. Замысел уточняется, изменяется в результате практических поисковых действий, что является положительным моментом для развития конструктивных способностей.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, её богатая палитра: разнообразный природный и предметный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности и, в первую очередь, игра. Но восприятие окружающего часто у детей бывает поверхностным. Именно поэтому надо создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях [2].

Таким образом, к необходимым условиям успешной деятельности относятся: наличие строительного материала: рисунков, иллюстраций, чертежей; оснащение кабинета для занятий творчеством, соблюдение правил по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, создание интересной, увлекательной обстановки, умелое руководство педагогом конструктивными действиями дошкольников; использование различных форм обучения конструктивному умению, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, конструирование, строительный материал, вид деятельности, детское конструирование, дошкольный возраст, конструктивная деятельность, часть, практическая направленность, художественная литература.

Читайте также: