Изложение на тему вот что значит увлеченность

Обновлено: 05.07.2024

Урок обучающего выборочного изложения в 6 классе

Цель:

1. Учить писать выборочное изложение, систематизировать и собирать материал к высказыванию.

2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.

3. Способствовать совершенствованию навыка грамотного письма.

4. Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе, Родине.

Методы обучения, используемые на уроке:

- словесные, наглядные, практические;

- методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

- методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности.

Ход урока.

I. Организация детей на работу.

Учитель. Я напоминаю о том, что прочитанное можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту), кратко или сжато (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть текста, то есть изложить выборочно в соответствии с данной темой. Приведите примеры, когда вам приходилось составлять выборочные пересказы. (приводят примеры). Цель нашего урока – более подробное знакомство с особенностями и значением выборочного изложения, составление выборочного изложения на предложенную тему.

Учитель. При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). (Повторяем понятие о широкой и узкой теме). В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.

В речевой практике вам часто придётся пользоваться выборочным пересказом, отбирать и излагать материал только на нужную для определённого случая тему. Значит, необходимо уметь выборочно излагать прочитанное или прослушанное.

III. Сопоставительный анализ исходного текста и выборочного изложения.

Текст (у каждого на парте).

У воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Выборочное изложение (у каждого на парте).

У воды среди цветов рос исполинский чертополох. Он стоял по пояс в траве и напоминал рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Учащиеся читают текст и его изложение (они у каждого) и отвечают на вопросы:

- Какова основная мысль исходного текста?

- К какому типу текстов можно отнести отрывок (повествование, описание, рассуждение)? Почему?

- Какой пересказ текста дан? Докажите свой ответ.

- Какой это тип текста?

- Используются ли в изложении выразительные средства текста К.Паустовского? (Используются образные определения, сравнения).

Учитель. Обратите внимание на первое предложение в выборочном изложении. В нем сказано, где рос чертополох. Первое предложение очень важно, оно сразу делает понятным описание. Сосредоточен или рассредоточен материал для выборочного изложения? (сосредоточен). Я особо обращаю ваше внимание на то, что если при подробном и сжатом изложениях обязательно раскрывается тема и основная мысль исходного текста, то при выборочном – тема изложения всегда уже темы исходного текста, а основная мысль может не совпадать с основной мыслью исходного варианта.

IV. Чтение текста учителем (текст напечатан и роздан учащимся).

Весенний вечер в лесу.

За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.

Вот сам с собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.

Много звуков в вечернем лесу.

Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь – витютень.

Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.

Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.

Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.

Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.

Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.

V. Содержательный и языковый анализ текста.

- Что описывается в тексте? (Ученики отвечают).

- Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст. (Дают примеры изобразительно-выразительных средств),

- Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор для описания звуков? Кто издает эти звуки? (Дышит земля, заливаются дрозды; воркует, важно выговаривает голубь – витютень; глухо турлычут лягушки; пролетели, свистя крыльями, дикие утки; чуфистнул, забормотал тетерев-косач; гугукнул заяц; страшно ухнул и забормотал филин; тихо потянули кулики.)

- В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем и прошедшем).

- Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки? Какие звуки вы слышали? (Дети отвечают).

Коллективно дети выполняют следующие задания:

1. Выбрать из текста материал, относящийся к теме изложения (отбираются предложения 3,7-16; исключаются 1,2,4,5,17).

3. Назвать глаголы, которые необходимо использовать, чтобы передать звуки леса.

VII. Составление устного выборочного пересказа.

Заслушиваю один-два пересказа. Обращаю еще раз внимание на первое предложение, которое начинает описание, на последовательность изложения и на правильное использование глаголов при описании звуков вечернего леса.

IX. Подведение итогов урока.

А.Драгунский Шляпа Гроссмейстера ''Вот что значит увлеченность". Зарание спасибо.

ТРЕТЬЕ МЕСТО В СТИЛЕ БАТТЕРФЛЯЙ

Когда я шел домой из бассейна, у меня было очень хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, что они веселые, и нравилось, что не жарко на улице и ветерок холодит мою мокрую голову. Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе, - он давно хотел, чтобы я научился плавать. Он говорит, что все люди должны уметь плавать, а мальчишки особенно, потому что они мужчины. А какой же это мужчина, если он может потонуть во время кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернется?
И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. Я очень торопился домой, и, когда вошел в комнату, мама сразу спросила:
- Ты что так сияешь?
Я сказал:
- А у нас сегодня было соревнование.
Папа сказал:
- Это какое же?
- Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй.
Папа сказал:
- Ну и как?
- Третье место! - сказал я.
Папа прямо весь расцвел.
- Ну да? - сказал он. - Вот здорово! - Он отложил в сторону газету. - Молодчина!
Я так и знал, что он обрадуется. У меня еще лучше настроение стало.
- А кто же первое занял? - спросил папа.
Я ответил:
- Первое место, папа, занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему это не трудно было.
- Ай да Вовка! - сказал папа. - Так, а кто же занял второе место?
- А второе, - сказал я, - занял рыженький один мальчишка, не знаю, как зовут. На лягушонка похож, особенно в воде.
- А ты, значит, вышел на третье? - Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно. - Ну, что ж, - сказал он, - все-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну а кто же на четвертом остался? Не помнишь? Кто занял четвертое?
Я сказал:
- Четвертое место никто не занял, папа!
Он очень удивился:
- Это как же?
Я сказал:
- Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Кимка, все-все. Вовка - первое, рыжий лягушонок - второе, а мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал!
Пана сказал:
- Ах, вот оно что. Все понятно.
И он снова уткнулся в газеты.
А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.

В этой главе формулируются цели и задачи констатирующего эксперимента, определяется его содержание и анализируются результаты.

§ 1. Характеристика урока подготовки к выборочному изложению

До проведения данного урока с учащимися опытного класса практически на каждом уроке русского языка осуществлялась работа по анализу текста: повторялись сведения об изобразительно-выразительных средствах языка и производился их анализ, выполнялись зад а ния на обнаружение изобразительных средств; выполнялись задание по определению темы и основной мысли; выделение микротем и опорных слов в них; по выбору синонимов, антонимов. С учащимися проводилась работа по составлению простого и сложного плана, а также извлечению из текста нужного материала.

Констатирующий эксперимент проводился в двух 6-х классах. В нём участвовало 52 человека. В задачи констатирующего эксперимента входило выяснить, как учащиеся выбирают материал из текста в соответствии с темой выборочного пересказа; как передают содержание; как используют авторские лексические средства.

Текст для выборочного изложения подобран с целью нравственного, эстетического и патриотического воспитания учащихся.

Особенностями данного урока являются диалогический характер обучения, создание ситуации выбора и творческого поиска.

Класс – 6-ой (общеобразовательный).

Тип урока – урок комплексного применения знаний и формирования умений учащихся.

Тема по развитию речи – подготовка к выборочному изложению.

Технология урока – усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания и навыки, осуществлять их перенос в новые условия (создание собственного высказывания).

Средства обучения – дидактический материал – текст для изложения (для каждого учащегося), памятка по написанию выборочного изложения, толковый словарь, портрет писателя, небольшая выставка его книг, компьютер, документ-камера, экран.

а) повторить ранее изученные сведения о теме и основной мысли текста, о типах речи и стилях текста, о выборочном изложении, о повествовании;

б) познакомить с графическим оформлением текста;

в) продолжить формирование орфографических навыков.

Методы познавательные – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно-дедуктивный.

а) вырабатывать умение отбирать материал для выборочного изложения, определять тип речи и стиль текста;

б) закрепить умение выполнять выборочное изложение-повествование;

в) формировать умение пользоваться графическим оформлением текста.

б) развивать память, логическое мышление, речь, волю, эмоции;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к орфографическому словарю.

Выборочное изложение по рассказу В. Распутина

Слева – экран, на который через документ-камеру учитель будет проецировать графическое оформление текста;

На середине – план (его можно закрыть до начала работы с ним);

Справа – трудные слова из текста с подчеркнутыми орфограммами.

  1. Организационный этап
  2. Совместная постановка цели урока и актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Вспомните, что такое изложение? Что вы должны сделать, чтобы написать изложение вообще? А в чем особенности выборочного изложения? (Необходимо не просто передать содержание текста, но предварительно отобрать текстовой материал, который соответствует теме).

Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).

Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".

В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.

Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги для Марии".

В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.

В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи - век люби".

Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Ленереке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске.

  1. Чтение текста учителем (у каждого ученика распечатанный текст лежит на парте).

Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.

Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде…

Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район. Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя…

— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.

И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый. Да я и не понимал, как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте.

Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.

С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза… Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы… Едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня…

Но похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же еще я постоянно недоедал. Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она не держала. Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить. Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду…

По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно. На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу. Так и дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверь стучал дядя Ваня. Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези и животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на полку.

  1. Беседа и графическое оформление текста для выявления его особенностей в ходе анализа.
  1. Основное в тексте.

- Каковы ваши первые впечатления от текста? - Что вам особенно понравилось и запомнилось? - Какова тема текста? - О чем он? (О жизненных испытаниях, выпавших на долю одиннадцатилетнего мальчика).

- Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Начало самостоятельной жизни, самостоятельный путь, взрослая жизнь и др.)

2. Структура текста

- На сколько частей можно разделить текст? О чем идет речь в каждой из них? Пронумеруйте части. (Учитель производит графическое оформление текста под документ-камерой, эта работа проецируется на экран, глядя на который, ученики дополняют свои записи).

- Определите тип речи (повествование).

- Найдите композиционные части (экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку).

- Подпишите сокращенно на полях части композиции.

- Подчеркните опорные слова. Все, что связано с мальчиком, подчеркнем красным, с другими героями – синим.

- Посмотрите на графическое оформление текста, как в нем отражено противопоставление мальчика другим героям (маме, шоферу, хозяйке дома, ее детям)? - Почему о мальчике сказано больше? ( Он встречается с разными житейскими трудностями, достойно преодолевает их. Мы следим за его состоянием, переживаниями, сочувствуем ему и гордимся им).

3. Языковые особенности текста.

- В каком стиле написан текст? (В художественном).

– Назовите основные языковые средства, относящиеся к опорным словам в микротемах. Подчеркните их волнистой линией. – Подберите к ним синонимы на случай замены в своем тексте.

- Повествование ведется от первого лица. Главный герой родился и прожил всю свою жизнь в деревне. При помощи какой лексики автор показывает нам это? (При помощи просторечных слов). Приведите примеры таких слов. Выпишите их для дальнейшего использования в тексте изложения. Подберите стилистически-нейтральные синонимы. (неказистая - маленькая, шпарил - говорил, наваливалась (тоска) – находила, набивала – накладывала, хватишься – увидишь, обнаружишь, потаскивал – воровал, мыкалась – мучилась, околачивался – бродил рядом, вокруг, пошвыркать – глотнуть, гольный (кипяток) – пустой, дотягивал – доживал, дожидался, харч – еда.)

- Речь главного героя яркая и выразительная благодаря устойчивым словосочетаниям, фразеологизмам. Найдите их в тексте. (Наедался до отвала, подсаживал зубы на полку, развести посадки в животе).

– Как грамматически выражен основной смысл содержания? (С помощью существительных для называния героев и глаголов прошедшего времени для обозначения их действий. Структура простых предложений часто похожа: вначале – подлежащее, затем – сказуемое и другие члены предложения.)

- Что это дает для понимания текста? (Он понятен по смыслу и по построению).

4. Извлечение материала и составление плана.

- Вам предстоит написать выборочное изложение, то есть извлечь из всего текста только материал о мальчике. Просмотрите те слова и выражения, которые подчеркнуты красным, и в парах составьте план вашего будущего изложения. Помните о том, что порядок частей в вашем тексте может отличаться от исходного.

  1. Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году
  2. Началась моя самостоятельная жизнь
  3. Учился я хорошо
  4. Я еще не понимал, какие испытания ждут меня.

А) сложности с французским

Б) тоска по дому

В) кража моих скудных запасов еды

- Подумайте, как связать отдельные высказывания. Перескажите текст устно по плану, используя средства связи между предложениями. (Выслушиваются пересказы нескольких учеников, делаются замечания, вносятся изменения).

- Как после анализа и составления плана выборочного изложения изменилось ваше впечатление от текста?

VI. Выявление орфографических и пунктуационных трудностей.

- Найдите в тексте трудные для себя слова и предложения и запомните их написание. Выпишем их на доску и в тетрадь.

(Сорок вос ь мой, райцентр, по - францу зс ки, н ев ыуче нн ый урок, н е доедал, п о л ут орка, о к о лачивался, девч о нка, кого - то, что - то, н епо далеку, грамотей, нап е р е кор, н ен ад о бность, бе сс ильн о и др.)

- Обратите внимание на конструкции сложных предложений, на предложения с однородными членами.

VII . Заключительное чтение полного текста учителем.

VIII. Запись учащимися извлекаемого текста.

После работы с черновиком желательно провести саморецензирование, при котором ученик самостоятельно оценит свою работу и исправит выявленные недочеты. После оформления белового варианта учащимся необходимо выполнить самопроверку.

- На многих предыдущих уроках и на сегодняшнем мы с вами проделали большую работу по подготовке к выборочному изложению. Давайте вспомним, что вы узнали и как работали – попробуем оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (можно спроецировать через документ-камеру):

сегодня я узнал… я попробую…

меня удивило… урок дал мне для жизни…

мне захотелось… было интересно…

было трудно… я приобрел…

я выполнял задания… я научился…

я понял, что… теперь я могу…

я почувствовал, что… я смог…

у меня получилось …

[1] Фалина Т.Н. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении. – М., 2005. – С. 3

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

+

ТРЕТЬЕ МЕСТО В СТИЛЕ БАТТЕРФЛЯЙ

Когда я шел домой из бассейна, у меня было очень хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, что они веселые, и нравилось, что не жарко на улице и ветерок холодит мою мокрую голову. Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе, - он давно хотел, чтобы я научился плавать. Он говорит, что все люди должны уметь плавать, а мальчишки особенно, потому что они мужчины. А какой же это мужчина, если он может потонуть во время кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернется?
И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. Я очень торопился домой, и, когда вошел в комнату, мама сразу спросила:
- Ты что так сияешь?
Я сказал:
- А у нас сегодня было соревнование.
Папа сказал:
- Это какое же?
- Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй.
Папа сказал:
- Ну и как?
- Третье место! - сказал я.
Папа прямо весь расцвел.
- Ну да? - сказал он. - Вот здорово! - Он отложил в сторону газету. - Молодчина!
Я так и знал, что он обрадуется. У меня еще лучше настроение стало.
- А кто же первое занял? - спросил папа.
Я ответил:
- Первое место, папа, занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему это не трудно было.
- Ай да Вовка! - сказал папа. - Так, а кто же занял второе место?
- А второе, - сказал я, - занял рыженький один мальчишка, не знаю, как зовут. На лягушонка похож, особенно в воде.
- А ты, значит, вышел на третье? - Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно. - Ну, что ж, - сказал он, - все-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну а кто же на четвертом остался? Не помнишь? Кто занял четвертое?
Я сказал:
- Четвертое место никто не занял, папа!
Он очень удивился:
- Это как же?
Я сказал:
- Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Кимка, все-все. Вовка - первое, рыжий лягушонок - второе, а мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал!
Пана сказал:
- Ах, вот оно что. Все понятно.
И он снова уткнулся в газеты.
А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.

Читайте также: