Наглядно репродуктивный метод как основа подготовки по иностранному языку в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка. Единый государственный экзамен по английскому языку является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ и ОГЭ обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования. Основная подготовка учеников к ОГЭ и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.

При этом считается очень важным этапом такой подготовки работу по подбору заданий и приёмов к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений и приёмов для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя.

Репродуктивный метод обучения по праву является одним из наиболее эффективных, поскольку он подразумевает применение школьником или студентом изученного материала на практике. Следование наглядному примеру, инструкциям и предписаниям помогает лучше усвоить материал и закрепить полученные знания. Потому данный метод так популярен. Репродуктивное обучение – это процесс, которому свойственна определённая специфика. В данном случае она заключается в характере мышления учеников, формирующемся во время восприятия и запоминаниями ими информации, сообщаемой преподавателем или же другим источником. Репродуктивный метод обучения невозможен без использования наглядных, практических и словесных приёмов, поскольку они составляют его материальную основу. Ведь методы репродуктивного характера выстраиваются на принципах передачи информации при помощи демонстрации примеров, ярких и понятных речевых оборотов, картин, рисунков, презентаций и графических изображений. Если преподаватель передаёт информацию в разговорной форме, а не читая лекцию из конспекта, то вероятность усвоения её учениками возрастает в несколько раз. Однако репродуктивное обучение – это такой процесс, при котором даже рассказ должен быть построен по определённым принципам. Суть заключается в том, что преподаватель в готовом виде формулирует доказательства, факты, определения понятий и делает акценты на главных моментах, которые ученики обязаны усвоить в первую очередь. Огромное внимание уделяется объяснению последовательности и приёмов работы, а также их демонстрации.

Одним из наиболее важных и эффективных примеров наглядных средств является flash cards activity. Это карточки, на которых четко, ярко и заметно написаны либо напечатаны слова на английском языке, касающиеся заданной темы. Данный прием можно использовать абсолютно на всех этапах изучения языка, для всех уровней и возрастов, при изучении любой темы. Flash card activity используется при вводе и отработке нового лексического материала. Чем полезен данный прием? Прежде всего, он направлен на отработку техники чтения. Педагог показывает карточку ученикам, правильно, громко и четко произносит написанное слово, говорит “Repeat all together!”, дети хором проговаривают данную лексическую единицу, затем учитель может сказать “Repeat once again!”, дети повторяют снова. Тем самым, речевой аппарат учеников “запоминает”, как произносится слово, и затем учащимся легко учить и использовать новый лексический материал. Очень важно, чтобы был задан четкий ритм произношений, чтобы дети не проговаривали слово как попало. Для четкости учитель может хлопать в такт, притопывать ногой. Более того, с помощью flash cards ученики смогут не только запомнить правильное произношение слова, а в принципе запомнить его само, а также запомнить написание слова. Ведь когда ребенок видит слово, проговаривает его несколько раз, он невольно “фотографирует” его глазами, и оно остается в памяти.

ИКТ в настоящее время стало неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам. ИКТ развивает наглядно – образное мышление учеников, позволяет учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной стороны. Еще одним эффективным средством наглядности является slide vocabulary technique. С помощью программы Microsoft Power Point учитель может создавать презентации по заданной теме, которая выводится на формат интерактивной доски Smart Board. Исходя из практического опыта, мы можем сказать, что такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. Урок по теме “семья” можно начать с презентации новой лексики. В первую очередь слово мигает несколько раз, дети хором проговаривали его, запоминая его произношение и написание.

Далее слово появлялось на слайде с соответственно подобранной картинкой или фотографией. А затем и его перевод. Вводя такие лексические единицы как to get married, to divorce, husband, wife, можно показывать фото знаменитых личностей, просить описать их факты из их личной жизни, используя вокабуляр. Ученики мгновенно оживляются, включаются в работу. Это очевидно, потому что содержание данных слайдов максимально приближено к реальной жизни. Слайды мотивируют ребят на дальнейшую работу на языке, на высказывание своего мнения и отношения к теме.

Здесь мы видим, что slide vocabulary technique имеет не только образовательную, а также воспитательную и общепознавательную ценность. Используя данный метод, учитель имеет возможность осуществить беспереводной метод представления лексики. Таким образом, slide vocabulary technique дает развитие языковой догадки учащихся, т.к. сначала они видят только слово и картинку и могут сами предсказать, что это слово обозначает на русском языке.

Метод “разрезного предложения” также является одним из эффективных и интересных средств наглядности. Учитель разрезает предложение на слова, и дает ученикам по одному слову, затем просит выйти и составить цельное предложение. Этот прием очень нравится как учащимся младших классов, так и старшеклассникам. Они сразу оживляются, стараются составить предложение быстрее.

Фантазия учителя играет огромную роль в создании средств наглядности. Например, изучая различные фразы и выражения, можно показывать ученикам картинки зашифрованной фразой, а они должны описать ситуации, используя выученный материал. Например, изучая такие фразы как “to feel like doing something”, “to be to somebody ׳ s liking”, фото женщины, которая заглядывает в холодильник, они описывали как: “She feels like eating something”. А картинку, на которой девушка держит платье и говорит “I like it!” – “The dress is to her liking”.

Еще одним видом внешней наглядности является фильм – эпизод, видео. Известно, что для того, чтобы создать коммуникативную мотивацию, необходимо обеспечить смысловую наглядность. Очень важным в процессе изучения иностранного языка является расширение словарного запаса, на что можно давать задания – найти английский вариант всех слов, которые ученики увидели в видеофрагменте. На следующем уроке учащимся можно предложить кратко пересказать содержание видео – эпизода, используя найденные слова, а также в нескольких предложениях выразить свое мнение по поводу затронутой проблемы, сказать понравилось видео или нет, и почему. Данный вид наглядности является очень эффективным для учеников средней и старшей школы, ребята с удовольствием смотрят и обсуждают видео, предназначенные не для смеха и развлечения, а для серьезных рассуждений и мыслей.

Коллажирование является очень интересным и необычным средством наглядности. В начале урока учащиеся получают пакеты с различными картинками, рисунками, вырезками из газет и журналов, чистый лист бумаги, клей, ножницы. Создание коллажей может происходить в индивидуальном порядке, в парах, в микро – группах. Также ребятам могут быть выданы листки с напечатанными фразами и выражениями, которые они должны были использовать в своем мини монологе. 10 минут можно отвести на оформление коллажа, наклеивание картинок, 10 – на составление рассказа по нему, используя выданные фразы. Ученики обсуждают, как будут защищать свой коллаж, т.е. все картинки и фотографии они должны уметь комментировать на языке. Затем учащиеся выходят к доске, и, указывая на картинки коллажа, представляют свой рассказ. Чаще всего, мини – монологи получаются логичными, связными, интересными и веселыми. Ребята использовали не только выданные фразы, но и другие изученные по этой теме, которые они помнили. Было важно, чтобы выступающие сумели объяснить, почему выбрали ту или иную иллюстрацию. Грамотно составленные коллажи помогают нам в эффективном закреплении материала. В итоге мы достигаем изначально поставленной целей – составления собственного высказывания по собственной программе, расширения вокабуляра и потенциальных возможностей учащихся в самостоятельном поиске продуктивных лингвистических решений, а также развития воображения и творческих способностей учащихся.

Рассмотрим самые приемлемые задания и приёмы для подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации по 3 основным разделам, представленных в ОГЭ и ЕГЭ – чтение, аудирование, письмо.

– понимать тему в полном объёме;

– извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;

– понимать логические связи внутри и/или между частями текста;

– догадываться о значении отдельного выражения по контексту;

– подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;

– изменять скорость чтения в зависимости от задания.

К сожалению, как показывает опыт, многие школьники не владеют всеми способами чтения на иностранном языке и совершают типичные ошибки:

впадают в панику при виде первого незнакомого слова. Сразу пытаются перевести незнакомые слова, даже не пытаясь догадаться о значении слов по контексту или использовать языковую догадку;

полностью игнорируют неизвестную конструкцию/слово, тем самым упуская существенный смысл высказывания;

неправильно распределяют силы и время на задания, следовательно, не могут уложиться во временной лимит, начинают паниковать.

Являясь одним из самых сложных видов речевой деятельности, восприятие на слух требует формирования определенных умений и навыков. В условиях отсутствия реальной языковой среды, обучение аудированию предполагает помимо речи учителя использование аудиозаписей. Успешность процесса осмысления и запоминания воспринятой на слух информации определяется как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся условия, в которых осуществляется восприятие на слух предъявляемого текста: наличие незнакомых грамматических явлений, незнакомой лексики, темп речи и ее индивидуальные особенности, неповторимость, кратковременность воспринимаемой информации. Субъективные факторы определяются особенностями психики и уровнем сформированности механизмов аудирования (наличие навыков фонематического и речевого слуха, аудитивной памяти, внимания, внутреннего артикулирования, воображения, прогностических способностей восприятия, и мышления),неумение преодолевать трудности во время процесса аудирования.

Можно сделать вывод, что необходимо уделять особое внимание заданиям, направленным на снятие трудностей как на этапе восприятия, так и на этапе осмысления. Опираясь на опыт подготовки учащихся к итоговой аттестации, можно сказать, что успех зависит от ее эффективности. Используемые нами в практике упражнения и задания позволяют постепенно и целенаправленно формировать навыки аудирования, формировать определенные общеучебные и специальные умения.

Проанализировав эффективность и место наглядности на уроке английского языка, мы можем сделать вывод о том, что она играет особую роль в обучении иностранным языкам, а особенно при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕгЭ. Наглядность моделирует мир иноязычной среды в процессе учебной коммуникации, создает ситуации, схожие с ситуациями реальной действительности, в которых ученики начинают реагировать и говорить на языке. Применение наглядности привлекает внимание ребенка на уроке, мотивирует его на выход в речь, делает урок ярче, интереснее.

На основе практического опыта, мы можем уверенно сказать, что приемы наглядности на уроке английского языка помогает учащимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, наглядность мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям английским языком, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс изучения английского языка. А самым главным итогом является выход в речь, составление учениками собственного высказывания, монолога.

Технологии наглядно-репродуктивного метода могут быть использованы при подготовке сдачи ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём воспринимаемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.

Проблема использования наглядности на уроках иностранного языка была и остается актуальной. В настоящее время, когда человечество стремится к обществу без границ, стремится к приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка, как мощного инструмента межкультурной коммуникации, стало востребованным и престижным.

Поэтому, сегодня в обучении иностранного языкам, значительно расширилась область применения наглядности в обучении иностранным языкам и усложнился ее инвентарь: от движений и жестов, от картинок и предметов до видеофильмов и сложных компьютерных программ, с помощью которых учитель на уроке и во внеклассной работе по предмету имеет возможность продемонстрировать фрагменты объективной действительности.

Иностранный язык относится к числу школьных предметов, которым учащиеся овладевают в процессе активной речевой деятельности, в четырех ее видах - говорении, аудировании, чтении письма. Поэтому такие средства обучения, как наглядные пособия, дают возможность обеспечить мотивационно - побудительный уровень общения.

В настоящее время в средней школе в рамках коммуникативного метода существует немало способ мотивировать учащихся на общении и на начальном, и на среднем, и на старшем этапах обучения иностранному языку.

Одним из полезных и эффективных способов, конечно, служит наглядный материал, который способствует к побуждению высказывания на языке.

С помощью отдельных предметов, картин, серией картин, фотографий, схем, рисунков, все возможных ассоциограмм у учителя будет возможность создать на уроке иностранного языка и вне его такие ситуации, которые будут успешно стимулировать и мотивировать учебную речевую деятельность учащихся и вызывать потребность говорить на иностранном языке.

Рассмотрим технологии этого метода, которые могут быть использованы при подготовке к сдаче экзаменов по английскому языку.

2. Одними из эффективных способов являются использование тематических иллюстраций для обсуждения темы и ответы на вопросы по теме. Вопросы и обсуждения направлены на активизацию лексики и знаний по теме, помогают учащимся развивать навыки критического мышления(определение причины, взаимоотношений, делать выводы).

прослушать в записи задание;

начать выполнять упражнение, записанное с паузами без вариантов ответа (без ключа);

прослушать упражнение в записи с ключом;

сравнить со своим вариантом;

Упражнения на развитие речевого слуха.

При развитии речевого слуха можно использовать упражнения со зрительной опорой, где в качестве таковой можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему. Хорошим источником подобного аудирования являются учебные фильмы, где картинка полностью отражает содержание текста. Широко используется и направленное аудирование- на узнавание конкретных слов,структур, извлечение конкретной информации. Это задание может сопровождаться заполнением пропусков (слов, артиклей, предлогов).

Можно сделать вывод, что необходимо уделять особое внимание заданиям, направленным на снятие трудностей как на этапе восприятия, так и на этапе осмысления.

1. Основам письма начинают обучать уже в начальной школе. Учащиеся выполняют упражнения типа – “Напиши своему другу, который живет в Англии, письмо и расскажи о….”. Или “Напиши письмо Деду Морозу” и т.д. Данный вид тренинга, несомненно, имеет много плюсов. Что касается меня, я считаю этот вид работы рациональным. Потому что у него практическая направленность. Мои ученики, например, ждут, какому виртуальному другу они в очередной раз пишут письмо?!

2. Учащиеся 5-6 классов после прочтения очередного текста получают задание написать письмо от имени одного из героев.

3. Короткий рассказ или статья в журнал (7-9 классы) не только учат грамотно излагать свои мысли, но и развивают творческое воображение учащихся. И снова на помощь приходит идеально составленная стратегия, к которой дополнительные комментарии просто излишни.

4. Проект (мини-проект) (2-11 классы) – это еще одно письменное задание. Его ценность в том, чтобы учащиеся смогли изложить найденную информацию в постере (2-8 классы) или компьютерной презентации (9-11 классы) как можно короче, изложив при этом самую её суть.

5. Сочинение – описание события или картины заставляет учащихся не только назвать предметы или перечислить события и факты, но и сделать это ярко и выразительно. Здесь не обойтись без разнообразных описательных прилагательных, красивых и, разумеется, правильных грамматических структур. Рекомендуется использоватьопорные выражения и связующие слова.

6. Создание учащимися собственных презентаций – это тоже своего рода письмо, только с применением ИКТ. Здесь тоже важно посоветовать ученику не только, как грамотно и какой объем текста следует разместить на слайде, но и какой фон выбрать, какой режим подобрать, если по ходу презентации идет рассказ ученика.

Результаты применения наглядно-репродуктивного метода для подготовки сдачи ОГЭ и ЕГЭ

Опираясь на опыт подготовки учащихся к итоговой аттестации, можно сказать, что успех зависит от ее эффективности. Используемые нами в практике упражнения и задания позволяют постепенно и целенаправленно формировать навыки аудирования, формировать определенные общеучебные и специальные умения. Руководствуясь психологическими особенностями процесса понимания, а также трудностями понимания аутентичного текста система упражнений, направленных на развитие аудитивных умений, должна быть построена на следующих принципах:

-направленность на достижение конечных (промежуточных ) целей;

-направленность на преодоление психологических/лингвистических сложностей воспринимаемой на слух речи;

– направленность на совершенствование рецептивных механизмов аудирования;

-учет специфики структурной организации аудирования как вида речевой деятельности;

– система упражнений должна содержать упражнения для предтекстовой, текстовой и послетекстовой работы.


Разработка содержит информацию об использовании наглядно-репродуктивного метода на уроках английского языка в начальной школе.

Содержимое разработки

«Московский институт профессиональной

Наглядно-репродуктивный метод как основа подготовки по иностранному языку

в начальной школе

по направлению подготовки

Теория и методика преподавания иностранных

языков в начальной школе

курса профессиональной переподготовки

Губка Натальи Николаевны

Обоснование необходимости использования наглядного (репродуктивного) метода при обучении иностранному языку в начальной школе.

Обучение иностранному языку в начальной школе невозможно без применения оптимальных методов и использования специфических средств. Методы и средства обучения иностранному языку должны быть эффективными, должны соответствовать учебно-методическому обеспечению процесса обучения, определенному федеральным государственным образовательным стандартом.

Применение наглядного (репродуктивного) метода эффективно на всех этапах обучения иностранному языку. Для младших школьников это могут быть карточки, игрушки, плакаты, а для ребят постарше – графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), ролевые игры, аудио и видео материалы, компьютерные обучающие программы.

В процессе применения репродуктивного метода тренируется память, и приобретаются новые знания, но не развивается творческое мышление, так как знания предлагаются педагогом в готовом виде, объясняются им. Прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение.

Репродуктивный метод в преподавании английского языка можно назвать основным, а все остальные методы являются лишь вспомогательными при обучении иностранным языкам. Использование того или иного УМК в процессе преподавания иностранного языка в начальной школе является применением репродуктивно-наглядного метода, так как именно УМК формирует логику изучения материала, представляет его в наглядной форме, и определяет требования к формам итоговой проверки.

Технологии наглядного (репродуктивного) метода при обучении иностранному языку в начальной школе.

На разных этапах обучения английскому языку могут применяться разные технологии репродуктивного (наглядного) метода.

На начальном этапе изучения английского языка педагог применяет карточки, постеры, игры. Обучающиеся старшего звена начальной школы осваивают графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), ролевые игры, аудио и видео материалы, компьютерные обучающие программы.

На данном этапе акцент должен быть сделан, прежде всего, на разговорную речь и пополнение запаса слов. Новая лексика успешно отрабатывается при использовании Total Physical Response в процессе прослушивания и многократного повторения песен, рифмовок и других аудиовизуальных материалов. На этапе отработки лексики успешно применяются Picture Flashcards. В процессе работы с аудио и визуальными материалами под контролем учителя должны отрабатываться фонетические навыки учащихся.

Очень эффективной является игра. Большой популярностью пользуются игры-соревнования, ролевые игры, учитывающие способность ребенка к фантазии и перевоплощению, игры с использованием различных видов наглядности. Самыми интересными для детей являются ролевые игры. Для их успешного проведения предлагается лишь общий сюжетный ход, распределяются и намечаются их коммуникативные намерения.

В процессе начального обучения иностранному языку постепенно меняются формы использования этого метода в процессе преподавания английского языка. Если в 3 классе происходит повторение и закрепление материала, отработанного в 1(2) классе или новое его освоение для тех, кто только начал изучение английского языка, то к 4 классу основной упор делается не столько на освоение новых лексико-грамматических форм, сколько на речевую деятельность.

Для учащихся старших классов начальной школы является обязательным составление Language Portfolio, материал которого должен быть отражен в личном портфолио с использованием лексико-грамматического материала.

3. Обоснование результатов применения наглядно-репродуктивного метода в изучении иностранного языка в начальной школе.

Без сомнения можно утверждать, что наглядно-репродуктивный метод изучения иностранного языка в начальной школе является одним из ведущих в обучении. Главное преимущество данного метода - экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть значительной.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о результатах применения наглядно-репродуктивного метода:

- вызывает познавательную активность учащихся;

- способствует приобретению осознанных знаний;

- обеспечивает их прочность усвоения;

- оказывает положительное эмоциональное воздействие (при выполнении упражнений с применением наглядности ученики говорят и слушают не потому, что обязаны это делать, а им интересно решать подобные речевые задачи);

- способствует успешному решению развивающих, практических, образовательных и воспитательных задач.


-75%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Наглядно-репродуктивный метод как основа подготовки по иностранному языку

в начальной школе

по направлению подготовки

Теория и методика преподавания иностранных

языков в начальной школе

курса профессиональной переподготовки

Лецких Людмилы Арнольдовны

1. Обоснование необходимости использования наглядно-репродуктивного метода при обучении иностранному языку в начальной школе.

Проблема использования наглядности на уроках иностранного языка была и остается актуальной. В настоящее время, когда человечество стремится к обществу без границ, стремится к приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка, как мощного инструмента межкультурной коммуникации, стало востребованным и престижным. Чтобы понять необходимость применения наглядно-репродуктивного метода при изучении иностранного языка в начальной школе необходимо разобраться в самой его сути. В основу наглядного метода обучения лёг принцип наглядности, который предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путём непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путём их чувственного восприятия. Репродуктивный метод сводится к следующим характерным признакам:

1) знания предлагают в "готовом" виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) ученики усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их;

4) прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение.

Сегодня репродуктивный метод обучения невозможен без использования наглядных, практических и словесных приёмов, поскольку они составляют его материальную основу. Теперь попробуем сравнить процесс овладения родной речью с процессом овладения иностранным языком, и, таким образом, определить место наглядно-репродуктивного метода в изучении иностранного языка. У детей дошкольного возраста речь в основном связана с образно конкретным мышлением, что означает, что дети усваивают вначале только те слова и только в том значении, которые были связаны с познавательной личной деятельностью ребенка. Но вот ребенок поступает в школу, и на него обрушивается лавина информации об окружающей его реальной действительности. Причем в большом числе случаев всё это сам ребенок не воспринимает через органы чувств. В связи с этим он очень быстро накапливает языковой материал. Речь ребенка на материале родного языка развивается в связи с необходимостью для него познать окружающую его реальную действительность и выразить свое отношение к ней с тем, чтобы другие могли его понимать. С другой стороны его речевая деятельность все время контролируется одновременно речевой практикой окружающих взрослых и собственной практической деятельностью. При овладении иностранным языком эти условия развития речи нарушаются.

Во-первых , дети почти не познают окружающую их реальную действительность, а всего лишь овладевают новым способом выражения своего отношения к ней.

Во-вторых , овладевать речью на иностранном языке, им помогает только один учитель, да и то очень незначительное время.

В-третьих , формируемая речь детей на материале иностранного языка не контролируется ни речевой практикой окружающих его взрослых, ни его практической деятельностью.

Чтобы компенсировать эти условия при освоении иностранного языка вполне оправданно и даже необходимо использование наглядно-репродуктивного метода обучения, с его привлечением всех органов чувств человека и моделированием фрагментов объективной действительности с одной стороны, и неоднократным повторением, требующим точного воспроизведения с другой стороны. Именно этот метод помогает достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения, способствует формированию всех видов навыков, в том числе грамматических и использовать их в речи.

Наглядность обучения, как дидактический принцип построения учебного процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения языкам может быть использована и при изложении нового материала, и при проверке освоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг, карт, схем, таблиц и т.д.

Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе.

Наглядность является показателем простоты и понятности того психического образа, который обучаемый создаёт в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения.

Наглядное восприятие предметов и явлений облегчает процесс усвоения знаний учащимися на всех этапах обучения.

При обучении иностранным языкам учащиеся овладевают языком как средством общения, т.е. навыками и умениями и частично знаниями. Знания являются ориентировочной основой при формировании языковых навыков.

Психологически роль наглядного материала состоит в том, что он служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями.

В практике обучения применение наглядных средств обязательно сочетается со словом учителя. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задачи, особенностям учебного материала и конкретными условиями обучения.

Сочетание слова и наглядности - это одно из самых распространенных явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в том случае, когда использование языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления.

Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств, в умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её.

Наглядность - это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.

Иностранный язык требует особого внимания к словам, которые имеют более одного значений. Для более легкого запоминания этих слов в речи дает демонстрация нескольких картинок или предметов по числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо). Использование наглядности как ситуативной иллюстрации к иноязычно-речевому материалу ускоряет процесс образования прочных и непосредственных связей между новыми словами иностранного языка и соответствующими понятиями, образами предметов и явлений. Кроме того, наличие ситуативной наглядности облегчает как понимание, так и говорение на иностранном языке: учащимся приходится думать только над языковым оформлением. Вот почему наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно - побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом. Серьезной проблемой на уроках иностранного языка является - необходимость удержания внимания на определенной деятельности. В том учителю помогают наглядности в виде игрушек, пальчиковых игрушек, картинок сказочных героев и т.п. Дети мгновенно включаются в ситуацию общения, охотно вступают в контакт с игрушкой, искренне радуются, стараются выполнить её просьбы, команды.

Создание учебных ситуаций на уроке - одна из основных целей учебного процесса. Красочные картинки позволяют детям ощутить реальность многочисленных ситуаций, стимулируют действия каждого участника ситуаций. Благодаря чему происходит запоминание осваиваемого материала.

С помощью рисунков, фотографий, картин, можно создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке.

Иноязычные слова, словосочетания и предложения усваиваются и прочнее удерживаются в памяти, если они обрабатываются слуховым, артикуляционным, зрительным и двигательным анализаторами.

Человеческая речь содержит в себе звуковую материю, проявляющуюся в звуковых колебаниях, которые, воздействуя на наши органы чувств, и образуют чувственно-языковую наглядность. Этот вид наглядности особенно рельефно выступает при функционировании иностранного языка как средства общения.

Слово, как и всякий конкретный предмет, может восприниматься и представляться. У слова может быть четыре образа: слуховой, зрительный (сенсорный), двигательный и артикуляционный (моторный). На занятиях первоначально должны демонстрироваться иноязычные слова. Они, словосочетания и предложения усваиваются и прочнее удерживаются в памяти, если они обрабатываются слуховым, артикуляционным, зрительным и двигательным анализаторами.

На этапе обучения английскому языку в старших классах начальной школы репродуктивный (наглядный) метод применяется для того, чтобы сформировать у учащихся системное представление о языке и отработать навыки правильного говорения, грамматического и стилистического построения высказывания на английском языке. Именно с этой целью любой УМК по английскому языку содержит материалы наглядного и репродуктивного характера. Именно репродуктивно-наглядный метод диктует логику отработки материалов темы через отдельные разделы, которые должны быть рассмотрены на уроке.

Использование языковой наглядности проявляет себя в: 1) иноязычно-речевой практике учащихся в слушании, говорении, чтении и письме; 2) в применении грампластинок и магнитофона; 3) в использовании на уроках иностранного языка диафильмов, кинофильмов и видеофильмов.

Наглядное восприятие предметов и явлений облегчает процесс усвоения знаний учащимися на всех этапах обучения. При обучении иностранным языкам учащиеся овладевают языком как средством общения, т.е. навыками и умениями и частично знаниями. Знания являются ориентировочной основой при формировании языковых навыков. В процессе применения репродуктивного метода тренируется память и приобретаются новые знания, однако не развивается творческое мышление.

Таким образом, при овладении иностранным языком принцип языковой наглядности реализуется наилучшим образом при самом широком использовании иноязычно-речевой практики во всех видах речевой деятельности. Исходя из всего выше сказанного, именно умелое использование принципа наглядности будет способствовать эффективному, всестороннему развитию личности.

2. Анализ некоторых технологий наглядно-репродуктивного метода, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку в начальной школе.

-демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и др.) в устной или письменной форме;

-коммуникативно-речевую наглядность, наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной);

- лингвистическую и грамматическую схемную наглядность (схемы, таблицы и др.).

Демонстрация языковых явлений в изолированном виде: фонем, морфем, слов, предложений и т.п., просто незаменима при вводе, отработке и закреплении новых слов. В языковую наглядность входят всевозможные виды показа устной и письменной речи в исполнении мастеров художественного слова и преподавателя. Активные лексические единицы вводятся с помощью визуальных опор, что облегчает их запоминание, затем тщательно отрабатываются в упражнениях с использованием аудиотехники. Коммуникативно – речевая наглядность, представляет собой модель речевой ситуации, которая способствует практическому использованию иностранного языка. Эта репрезентация течения повседневной жизни на изучаемом языке, просто незаменима для процесса конкретизации и усвоения правил языка в актах вербальной коммуникации. Лингвистическая и грамматическая схемная наглядность (таблицы, схемы и другие условно-знаковые пособия) позволяет визуально представлять грамматическую структуру языка. Таблицы служат своеобразной опорой для применения правил; способствуют выработке навыков употребления конкретного грамматического явления в речи; способствуют обобщению и систематизации изученного материала. Схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят учащихся к осмыслению закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, требуют от учащихся определенной осмыслительной активности, развивают мышление.

К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, фильмы). Иноязычные слова, словосочетания и предложения усваиваются и прочнее удерживаются в памяти, если они обрабатываются слуховым, артикуляционным, зрительным и двигательным анализаторами. В зависимости от способа воздействия на ученика, неязыковую наглядность можно условно разделить на три группы: изобразительная наглядность, аудиовизуальная наглядность и ситуативно-модельная наглядность. Изобразительная наглядность имеет целью дать отображение реального мира. Её преимущество в том, что фотографии, рисунки, картины, которые относятся к этому виду неязыковой наглядности, могут заменить реальный предмет определенными изображениями, ведь показать реальный предмет на занятии часто бывает очень трудно или невозможно (например: крупных животных, исторические эпизоды). Эта группа наглядных пособий позволяет формировать многообразие представлений о Вселенной, о различных сторонах жизни природы и человека. Иллюстративный материал из альбомов по странам изучаемого языка. Фотографии и картины, включенные в альбом, знакомят с достопримечательностями той или иной страны, писателями, учеными этих стран. Каждый ученик в данной ситуации может выступить в качестве экскурсовода.

Аудиовизуальная наглядность позволяет использовать в учебном процессе звук и изображение. К разряду аудиовизуальной наглядности можно отнести всевозможные виды показа устной и письменной речи в исполнении мастеров художественного слова и преподавателя.

Ситуативно-модельная наглядность включает в себя составление диалогов, прививающих навык речевого общения, театрализацию, ситуативную игру. Этот вид наглядности привносит вторую действительность в учебно-воспитательный процесс. Серьезной проблемой на уроках иностранного языка является - необходимость удержания внимания на определенной деятельности. В том учителю помогают наглядности в виде игрушек, пальчиковых игрушек, картинок сказочных героев и т.п. Дети мгновенно включаются в ситуацию общения, охотно вступают в контакт с игрушкой, искренне стараются выполнить её просьбы, команды.

Несмотря на способ воздействия на учащегося вся неязыковая наглядность должна служить достижению следующих целей:

- возмещать нехватку предметов реальной действительности, которые познает ребёнок и которые он учится сопоставлять со словами;

- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве;

- служить зрительной опорой, облегчающей восприятие речи на слух;

- создавать условия для естественного использования языка, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.

Мы увидели, что принцип наглядности очень важен для развития у детей визуальной и слуховой культуры, что наглядность дает возможность учителю понять, насколько ученик усвоил учебный материал и осмыслил его; то, что наглядные пособия позволяют улучшить восприятие, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом.

3. Ожидаемые результаты применения наглядно-репродуктивного метода в изучении иностранного языка в начальной школе

Изучив литературные источники по проблеме необходимости использования наглядного (репродуктивного) метода при обучении иностранному языку в начальной школе, можно утверждать, что наглядность играет важную роль в процессе обучения английскому языку на младшем этапе обучения. Учебная наглядность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Применение наглядных средств обучения многофункционально. Наглядность:

служит как основа приобретения знаний;

является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его сохранение в памяти;

развивает творческое воображение, формирует основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и др.);

способствует обучению устной и письменной речи;

приучает к познанию мира, к образованию о нем представления и т.д.

Широкое и систематическое применение наглядных пособий позволяет не только облегчить процесс восприятия иноязычного материала, но и повысить уровень владения учащимися иностранным языком. Оказывая воздействия на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное формирование образа или понятия, что ведет к более прочному усвоению знаний. Наглядность повышает интерес к знаниям, позволяет облегчить процесс их усвоения, поддерживает внимание ребёнка.

Т.о., используя наглядные (репродуктивные) методы обучения, можно достигнуть положительных результатов, если соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

НАГЛЯДНО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ .(начальная школа)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В данной работе рассказывается о необходимости использования наглядного (репродуктивного) метода при обучении иностранному языку в начальной школе Практическая ценность данной публикации заключается в том, что работа может быть использована учителями иностранного языка средней образовательной школы в целях повышения мотивации у детей начальной школы к обучению иностранным языкам.

НАГЛЯДНО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.docx

Читайте также: