В блесткой тьме анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

2. Детство и юность Северянина

Великолепнейший лингвист,
И образован, и воспитан.
Он был умен, он был начитан.

Любивший развлечения отец мало уделял внимания семье. В 1896 году родители будущего поэта разошлись, и Василий Петрович увез мальчика к своим родственникам в Череповецкий уезд Новгородской губернии. Здесь Игорь Лотарев прожил около семи лет, учился в Череповецком реальном училище. В 1904 году он возвратился к матери в Гатчину, под Петербург. Но годы, проведенные в имении дяди, на берегу полноводной реки Суды, будут вспоминаться ему как одни из самых счастливых.

О Суда! Голубая Суда,
Ты внучка Волги! Дочь Шексны!
Как я хочу к тебе отсюда
В твои одебрянные сны!…-

так в конце жизни вспоминал поэт о своем детстве. Любовью к русскому северу был обусловлен выбор поэтом псевдонима — Северянин, ставшего затем фамилией.

3. Первые стихотворения Северянина

Дружба их длилась около четырех лет. Незадолго до смерти Фофанов написал такое стихотворение:
О Игорь, мой единственный,
Шатенный трубадур!
Люблю я твой таинственный,
Лирический ажур.

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла — в башне замка Шопена,
И внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грбзово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

Вонзите штопор в упругость пробки,—
И взоры женщины не будут робки!…
Да, взоры женщин не будут робки,
И к знойной страсти завьются тропки…
Ловите женщин, теряйте мысли…
Счет поцелуям пойди, исчисли!-..
А к поцелуям финал причисли,—
И будет счастье в удобном смысле!…

Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесен неправо.
Не по таланту своему,—
А потому, что явный вызов
Условностям — в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих Словах.
Во мне выискивали пошлость.
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь.
Тот пишет кистью площадной.
Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон,—
Ведь я лирический ироник:
Ирония — вот мой канон.

4. Ироничность стихотворений Северянина

Весенней яблони, в нетающем снегу.
Без содрогания я видеть не могу:
Горбатой девушкой — прекрасной, но немой —
Трепещет дерево, туманя гений мой…

И полный нежности и ласковой тоски, Благоуханные целую лепестки.
Юный поэт в своих стихотворениях воспевает сложности и таинства любви:
Она на пальчиках привстала
И подарила губы мне.
Я целовал ее устало
В сырой осенней тишине.
И слезы капали беззвучно
В сырой осенней тишине.
Гас скучный день — и было скучно.
Как все, что только не во сне.

Очарованный стихами молодого поэта, Сологуб проявил к нему отеческую заботу и пригласил в поездку по России — от Минска до Кутаиси. Путешествие это помогло И. Северянину глубже узнать жизнь страны и встретиться со своими читателями.

И действительно, многие стихотворения сборника ярко, свежо и непосредственно передают радостную атмосферу весны, цветения, обновления мира:

Женщина в ранней поэзии Северянина — воплощение изысканности, утонченности, экстравагантности. Для ее изображения поэт находит смелые, неожиданные метафоры и эпитеты, призванные подчеркнуть глубину чувств лирического героя:

Современники, видевшие и слышавшие его выступления, рассказывали, что он исполнял свои стихи подчеркнуто отстраненно, не вступая в контакт с публикой, читал распевно, так, что чтение превращалось в пение. Закончив выступление, Северянин быстро уходил со сцены, не удостаивая слушателей даже взглядом, несмотря на их восторги. Выступал поэт не всегда один: в 1913 году он вместе с В. Маяковским и Д. Бурлюком совершил турне по Крыму и участвовал с ними поэтических вечерах.

6. Северянин во время первой мировой войны

Вы оделись вечером кисейно
И в саду стоите у бассейна…
Корабли оякорили бухты:
Привезли тропические фрукты,
Привезли узорчатые ткани,
Привезли мечты об океане.
А когда придет бразильский крейсер,
Лейтенант расскажет вам про гейзер…

Действительно, лучшие произведения Северянина отличаются большой напевностью, музыкальностью и своеобразным лиризмом. Его стих тяготел к романсу и часто основывался на унаследованном от Бальмонта подхвате и повторении отдельных слов и целых фраз, составных и внутренних рифмах, ассонансах и аллитерациях:

7. Особенности стихотворений Северянина

Никогда ни о чем не хочу говорить…
О, поверь! — я устал, я совсем изнемог-
Был года палачом — палачу не парить…
Точно зверь заплутал меж поэм и тревог…
Ни о чем никогда говорить не хочу…
Я устал… О, поверь! Изнемог я совсем…
Палачом был года — не парить палачу…
Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм…

Он актуализировал в русской поэзии такой вид стиха как кензель (стихотворение из трех пятистиший).
В то время, как футуристы стремились к зауми, Северянин выступал как поэт изысканной общедоступности, хотя, как уже было сказано, ему в формо- и словотворчестве тоже порой не хватало художественного вкуса и чутья: ранняя муза поэта металась между двумя крайностями — текущей модой и стремлением к высокой гармонии.
Поэт весьма скептически отнесся к Октябрьской революции, не приемля кровопролития, жестокости, разрушений ни с той, ни с другой стороны:

8. Северянин в 20-30-е годы

Жалейте каждого больного

Любовь для поэта — сильнейшее из чувств, делающая человека человеком, открывающая ему подлинные радости жизни, путь к светлым идеалам добра и красоты.

Возможность достижения этих идеалов поэт видел не в социальной борьбе, а в вере. Путь Северянина к православию был нелегким: лишь в конце 20-х годов в творчестве поэта появляются произведения, в которых звучат религиозные мотивы:
Не устыдись, склонив свои колени,
Благодарить в восторге небеса,
Что зришь еще один расцвет сирени
И слышишь птиц весенних голоса,—

В 20—30-е годы существенно меняется стиль поэзии И. Северянина. Словообразовательные экстравагантности практически полностью исчезают из его стихотворений, уступая место классической простоте и ясности. Свое поэтическое кредо Северянин выразил в следующих словах:

Я мечтаю, что Небо от бед
Избавленье даст русскому краю,
Оттого, что я — русский поэт,
Оттого я — по-русски мечтаю.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Игорь Северянин поэт 20 века.

Произведение относится к направлению Эгофутуризм

К общественно-политическому типу лирики относится данное произведение

В данном произведение автор показывает свое отношение к светскому обществу.

Игоря Северянина, как и других футуристов, раздражала пошлость окружающего мира. Об этом стихотворение с названием-оксюмороном "В блесткой тьме"
Так стремление выразить настроение, нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркое созвездие Серебряного века.

.Жанр лирики- стихотворение

. Для того чтобы подчеркнуть наиболее существенный в данном контексте признак предмета автор такие эпитеты: в шик опроборенные, улыбнулся натянуто. Метафоры – скуку взорвал

.В произведение встречаются такие неологизмы: неопоэзный мотив, сарказмно, оглупив, наструнились, блесткая
для выражения презрения и неуважения, автор использует лексико-сниженную стилистику: олухи, кукиши, презираю.

Для яркости произведения автор использует такие аксюмороны
В блесткой тьме
Тусклые сиятельства

А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это. Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма. Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив;
Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.
Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.

Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!
Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!
Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина
Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

Средства художественной выразительности, которые использует автор:

Игорь Северянин

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:
Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.
№ 4 Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.

Каждая строчка — пощечина. Голос мой — сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
№ 8 И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!
Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!
Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина
№ 12 Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

V smokingakh, v shik oproborennye, velikosvetskiye olukhi
V knyazhyey gostinoy nastrunilis, litsa svoi oglupiv:
Ya ulybnulsya natyanuto, vspomniv sarkazmno o porokhe.
Skuku vzorval neozhidanno neo-poezny motiv.

Kazhdaya strochka — poshchechina. Golos moy — splosh izdevatelstvo.
Rifmy slagayutsya v kukishi. Kazhet yazyk assonans.
Ya prezirayu vas plamenno, tusklye Vashi Siatelstva,
I, preziraya, rasschityvayu na mirovoy rezonans!

Blestkaya auditoria, bleskom ty zlo otumanena!
Skryt ot tebya, nedostoynaya, budushchego gorizont!
Tusklye Vashi Siatelstva! Vo vremena Severyanina
Sleduyet znat, chto za Pushkinym byli i Blok, i Balmont!

D cvjrbyuf[, d ibr jghj,jhtyyst, dtkbrjcdtncrbt jke[b
D ryz;mtq ujcnbyjq yfcnheybkbcm, kbwf cdjb jukegbd:
Z eks,yekcz yfnzyenj, dcgjvybd cfhrfpvyj j gjhj[t/
Crere dpjhdfk ytj;blfyyj ytj-gj'pysq vjnbd/

Rf;lfz cnhjxrf — gjotxbyf/ Ujkjc vjq — cgkjim bpltdfntkmcndj/
Hbavs ckfuf/ncz d rerbib/ Rf;tn zpsr fccjyfyc/
Z ghtpbhf/ dfc gkfvtyyj, necrkst Dfib Cbzntkmcndf,
B, ghtpbhfz, hfccxbnsdf/ yf vbhjdjq htpjyfyc!

,ktcnrfz felbnjhbz, ,ktcrjv ns pkj jnevfytyf!
Crhsn jn nt,z, ytljcnjqyfz, ,eleotuj ujhbpjyn!
Necrkst Dfib Cbzntkmcndf! Dj dhtvtyf Ctdthzybyf
Cktletn pyfnm, xnj pf Geirbysv ,skb b ,kjr, b ,fkmvjyn!

Читайте также: