Что значит по некрасову быть гражданином кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для удобства рассмотрения условно разделим все стихотворение (1855) на 4 части.

1. Начальный диалог двух героев и последующий монолог гражданина .

Гражданин приходит к поэту и произносит свой призыв к активной гражданственной позиции и самоотверженному труду во имя общественных преобразований (мы в 1855- 1856 годах, то есть атмосфера накаленная - крепостное право до сих пор не упразднено).

Стихотворение "Поэт и гражданин" очень отчетливо перекликается с "Поэтом и толпой" Пушкина, а мне оно еще напоминает по своему зачину (завязке) то, что происходит в начале романа "Обломов" Гончарова (1857) (кстати, соратника Некрасова по журналу "Современник"). Активный "гражданин" Штольц заходит к "поэту" Обломову и стыдит его за лежачее положение, лень, безответственность и апатию. К сожалению, особого изменения позиции своего друга Штольц не добился за весь роман. То же происходит и в стихотворении Николая Алексеевича Некрасова.

Кто же тот поэт, к которому пришел гражданин и который обязан, по мнению Некрасова, творить во имя общественных преобразований? Это любой мыслящий человек, имеющий идеалы и ценности вкупе с блестящими способностями :

В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Однако идет речь не только о том, чтобы депрессивному "поэту" встать с кровати и начать что-то делать. И в этом дальше отличие проблематики некрасовского стихотворения от романа Гончарова. Самое стыдное - это не бездействовать, а действовать, но не во имя общественной "движухи". То есть главный грех - это писать стихи не на гражданскую тематику.


С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…

И поэтому Пушкин (не как поэт, а как человек действия) сходит с пьедестала в глазах нашего гражданина - по его мнению, в его стихах недостаточно озвучена боевая гражданская позиция.

Оказывается, в юности ленивый поэт писал такие стихи, которые очень нравились нашему гражданину. В этих стихах громились пороки и звучали нужные идеалы, звучала истинная боль по родине. Именно это оценил гражданин:

В стихотворении читатель видит поэта, от которого отвернулась Муза, он грустит и хандрит, он давно ничего не пишет и, кажется, совсем забросил свой дар.

Гражданин пытается убедить поэта писать на острые общественные темы, отстаивая гражданскую позицию. Он призывает захандрившего восстать и помочь народу своим поэтическим даром. Но в ответ поэт лишь с грустью смеется. Он отвечает гражданину, что люди сами ищут в поэзии лишь усладу, предпочитая пушкинские произведения бунтарским строкам. К тому же лирика пейзажа и любви гораздо безопаснее, в условиях строгости политического режима.

На этот жаркий призыв гражданина поэт с горечью отвечает, что в свои молодые годы он был готов к борьбе, готов был нести оружие в виде острого и хлесткого слова. Но жестокая критика сломила поэта, и он стал труслив, за что и сам себя презирает. Он открыто признается, что страшится тюремного заключения и страданий, что не готов на эти муки. За свою трусость поэт поплатился своим даром – Муза отвернулась от него. Но его жизнь покинуло не только вдохновение, но и уважение к себе, он потерял всякий смысл жизни. В этом и состоит трагическая участь поэта – в поисках легкого пути он отказался от своего призвания.

Таким образом, это стихотворение заставляет каждого читателя задуматься о том, что гражданином он быть обязан.

"Поэт и гражданин"- отразились раздумья поэта о соотношении
высокой гражданственности и поэтического искусства.

"Наперечет сердца благие, которым родина свята.
Бог помочь им. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни — стяжатели и воры,
другие — сладкие певцы, а третьи…
третьи — мудрецы: их назначенье — разговоры".
Мудрецы, по словам некрасовского Гражданина,
не хотят вмешиваться и говорят: "Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!"
Поэт говорит, что он чуть не уснул, слушая всё это,
и призывает собеседника спуститься с небес на землю
(это Поэт говорит Гражданину, а не наоборот).
Но Гражданин в ответ заходит на ещё один виток и приходит
к лозунгу: "Гражданином быть обязан".

Хорошо бы понять, что такое здесь гражданин. Ответ, если следовать Гражданину Некрасова, таков.
Гражданин, являющийся поэтом, должен "громить пороки смело".
А если человек не поэт, а просто общественный деятель,
то у него должен быть "могучий идеал".
При этом ему "тяжелый жребий пал".
Этот человек носит на своем теле "все язвы родины своей"
и в конце концов идет в огонь"за честь отчизны, за убежденья,
за любовь".
И человек этот гибнет, но гибнет не зря, потому что
"дело прочно, когда под ним струится кровь".

Ну, ента, значит, за народ душой болеть. Между прочим, можно над Некрасовым смеяться -- но ведь террористы-эсеры вышли как раз из его эстетики. А они, как бы к ним не относиться, не задумываясь шли на смерть.

Поэт и гражданин"- отразились раздумья поэта о соотношении
высокой гражданственности и поэтического искусства.

"Наперечет сердца благие, которым родина свята.
Бог помочь им. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни — стяжатели и воры,
другие — сладкие певцы, а третьи…
третьи — мудрецы: их назначенье — разговоры".
Мудрецы, по словам некрасовского Гражданина,
не хотят вмешиваться и говорят: "Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!"
Поэт говорит, что он чуть не уснул, слушая всё это,
и призывает собеседника спуститься с небес на землю
(это Поэт говорит Гражданину, а не наоборот).
Но Гражданин в ответ заходит на ещё один виток и приходит
к лозунгу: "Гражданином быть обязан".

Хорошо бы понять, что такое здесь гражданин. Ответ, если следовать Гражданину Некрасова, таков.
Гражданин, являющийся поэтом, должен "громить пороки смело".
А если человек не поэт, а просто общественный деятель,
то у него должен быть "могучий идеал".
При этом ему "тяжелый жребий пал".
Этот человек носит на своем теле "все язвы родины своей"
и в конце концов идет в огонь"за честь отчизны, за убежденья,
за любовь".
И человек этот гибнет, но гибнет не зря, потому что
"дело прочно, когда под ним струится кровь".

Таким образом, человек может заниматься чем угодно, но при этом он должен оставаться законопослушным и честным гражданином. Только так он сохранит связь с Родиной и поддержку общества. Нам всем важно не забывать о гражданском долге и деятельном патриотизме, которые выражаются в поступках во благо процветания страны.

Итоговое сочинение: Какова роль исторических памятников?

Автор: Самый Зелёный · Published 16.09.2020

513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Автор: Самый Зелёный · Published 01.12.2021

Итоговое сочинение: Почему важно жить в мире с окружающими?

Автор: Самый Зелёный · Published 30.10.2020 · Last modified 29.10.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: