Проект в доу эх да масленица

Обновлено: 04.07.2024

3 Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный, творческий. По числу детей – групповой. По продолжительности – краткосрочный (1 неделя). Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию ДОУ.

4 Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.

5 Образовательная область: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество. Задачи: - вызвать желание глубже ознакомиться с народным праздником Масленица. - обобщить и закрепить знания детей о Масленице. - обогатить духовный мир детей. - развивать выносливость, смекалку. - воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.

6 Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.

7 Этапы реализации проекта: I – подготовительный II – основной III – заключительный

8 I – этап: подготовительный. I – этап: подготовительный Цель: Постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

9 Содержание: 1.Создать условия для формирования интереса к празднику. 2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени. 3.Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике 4.Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар). 5.Начать формирование игротеки народных игр. 6.Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов. 7.Привлечь пап для оформления и подготовки игрового участка к празднику.

10 II – этап: основной Цель: Формирование знаний дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

13 III – этап: заключительный Цель: Обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения различать и называть традиционные обряды народного гуляния, формирование устойчивого интереса к национальной культуре.

15 Прогнозируемый результат: - Приобщение детей к традициям проведения народного праздника. - Повышение познавательного интереса к родной истории. - Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества. - Развитие двигательных и музыкальных способностей. - Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.

Вид проекта : познавательно-игровой, краткосрочный.

Сроки реализации: одна неделя (с 21.02. по 28.02. 2020г.)

Цель: знакомство с традицией проведения народного праздника- Масленица.

Задачи проекта :

1. Формировать у детей гражданскую принадлежность.

2. Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.

1. Профессиональное самосовершенствование.

2. Создание информационной базы.

1. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.

Масленица-один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.

- продуктивное творчество педагогов, родителей и детей.

- приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленица, через сопереживание и непосредственное в их общем действии;

- создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;

- расширение кругозора детей.

- самореализация, повышение творческого потенциала.

- оптимизация детско-родительских отношений;

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Продукт проектной деятельности :

- образовательная деятельность в группе;

- оформление книги рецептов масленичных блинов;

Форма проведения итогового мероприятия:

Этапы проекта :

1. Подготовительный этап :(информационно-накопительный) :

1) Определение темы проекта.

2) Формулировка цели и задач.

3) Составление перспективного плана реализации основного плана проекта.

4) Разработка сценария мероприятия.

5) Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций.

6) Подготовка подвижных игр и соревнований.

2. Основной этап: (организационно-практический) :

мероприятия Совместная деятельность с

детей с народным

- Рассматривание иллюстраций как

изготавливается чучело - масленица. Воспитатели

25.02. Первый день Масленицы

- Знакомство с поговорками про

масленицу.

- изготовление вместе с детьми кукол - масленичек.

- Знакомство с народными играми:

25.02. Второй день Масленицы

подвижные народные игры на улице

(домашнее задание).

- Слушание русских наигрышей и песен. Воспитатели,

26.02. Третий день масленицы

родители, мл. воспитатель

27. 02. Четвертый день масленицы

28. 02. Пятый день

2. Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.

4. Подготовка к презентации к защите проекта.

Прикреплённые файлы:


Сегодняшний праздник посвящен изящному растению с пушистыми ярко-желтыми шариками цветов. По появлению букетиков с мимозой у прохожих судят о приближении праздника 8 Марта. Цветы мимозы — один из самых.


День бантиков организуется в детских садах по поводу разных праздников. В том числе, конечно же, и в честь Международного женского дня 8 марта. Это единственный и неповторимый в своём роде праздник, но.

Участники проекта – воспитатели, дети средней группы, музыкальный руководитель.

  • вызвать желание ознакомиться с народным праздником Масленица;
  • дать представления о традициях празднования народного праздника Масленица;
  • обогащать духовный мир детей;
  • развивать выносливость, смекалку;
  • воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.

Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами.

Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • I – подготовительный
  • II – основной
  • III – заключительный
  1. Создать условия для формирования интереса к празднику.
  2. Составить план совместной деятельности с детьми, поиск и сбор доступной для младших дошкольников информации о празднике.
  3. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар).
  4. Начать формирование игротеки народных игр.

II – ЭТАП: ОСНОВНОЙ

Формирование знаний дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

А). Познание, коммуникация.

Б). Социализация, физкультура, безопасность.

В). Продуктивная деятельность.

III – ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения различать и называть традиционные обряды народного гуляния, формирование устойчивого интереса к национальной культуре. Приготовление блинов.

1) Музыкально-спортивный праздник в зале.

2) Приготовление и дегустация блинов.

3) Изготовление картотеки игр и забав на масленичную неделю (приложение 1)

- Приобщение детей к традициям проведения народного праздника.

- Повышение познавательного интереса к родной истории.

- Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества.

- Развитие двигательных и музыкальных способностей.

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

К вам на праздник я пришла.

Вижу, как меня вы ждали,

Знаю, по теплу скучали.

Что же, будем веселиться,

Песни петь, играть, резвиться!

Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее (круг сжимается,

А весна милее (круг расширяется)

Это сигнал детям разбегаться в разные стороны, а ведущий их ловит.

И девчонок, и ребят

Вызываем на канат.

Десять слева, десять справа,

Только мускулы трещат.

2. Игра перетягивание каната (команда зима – команда весна)

Да в реку побежал (снег)

Стала улица бела (метель) и многие другие…

Я змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу.

Подходит к одному из игроков:

– Хочешь быть моим хвостом?

– становись за мной!

Я змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу.

Подходят к другому игроку:

– Хочешь быть моим хвостом?

6. Ленточная карусель. (под музыку)

8. Игра "Мотальщики".

Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.

9. ИГРА С СОЛНЦЕМ.

Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.

10. Подари платочек симпатии

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

В руках у ребенка детская сковорода, на ней блинчики,

(блинчики можно вырезать из тонкого поролона, добегают до стола. Выкладывают блин на блюдо, у каждого участника свое, возвращаются. передают сковороду следующему члену команды, чья команда "напечет" больше блинов.

(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

-А мы Масленицу ожидали,

Дорогую гостьюшку встречали,

Блинами гору устилали,

Сверху маслицем поливали.

Как от блинов гора крута,

Как от маслица гора ясна,

А на горушку снег сыплют,

А нас маменьки домой кличут.

Нам домой идти не годится,

Мы надумали с горы прокатиться.

Ой ты, Масленица-кривошейка,

Покатай-ка нас хорошенько.

Консультация для родителей

Масленица — древний языческий праздник до крещения Руси, привязанный ко дню весеннего равноденствия. Отмечали Масленицу семь дней перед равноденствием и семь дней после него. Посвящался праздник поклонению Солнцу – Ярили, которое даёт жизнь всему живому. В честь солнца и пекли блины — маленькие солнышки. Так что все то, что мы привыкли делать на Масленицу – традиции и обряды, все имеет глубокий смысл и связанно с обновлением природы, с плодородием, с почитанием предков и родной земли. Во время Масленицы женщины не должны были шить, ткать, резать, так как считалось, что они могут случайно поранить души предков, спускающиеся с небес в эти дни.

Даже игры и забавы несли в себе смысловой подтекст: удаль молодецкая должна была пробудить землю от долгого зимнего сна.

Не забудьте и о куклах – Масленицах, их мастерили в понедельник: маленькую куколку дарили молодоженам для грядущего достатка и плодородия, а большое чучело Масленицы, сжигалось в субботу, а с ним сжигались беды, невзгоды и несчастья зимы и семьи…

С введением христианства масленицу стали праздновать в последнюю неделю перед Великим постом.

Счастья, достатка и благополучия Вашей семье!

Пословицы и поговорки о Масленице

На горах покататься, в блинах поваляться

Не житьё, а масленица

Масленица объедуха, деньги приберуха

Не все коту масленица, а будет и Великий Пост

Как на масленой неделе из печи блины летели

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

Блин не клин – брюха не расколет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Без блинов – не Масленица

Блины и поцелуи счёта не любят

C:\Users\bugor\Desktop\2021-03-10 19-45-21.JPG
C:\Users\bugor\Desktop\20210311_144959.jpg

C:\Users\bugor\Desktop\20210311_111901.jpg

C:\Users\bugor\Desktop\20210311_112026.jpg

C:\Users\bugor\Desktop\20210311_111722.jpg

C:\Users\bugor\Desktop\2021-03-12 19-39-33.JPG

C:\Users\bugor\Desktop\2021-03-12 19-41-05.JPG

на наших новых праздниках !

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный, творческий. По числу детей – групповой. По продолжительности – краткосрочный (1 неделя). Участники проекта – воспитатели, дети первой младшей группы и их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию ДОУ.

Цель проекта: знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.

Задачи: вызвать желание ознакомиться с народным праздником Масленица; дать первичные представления о традициях празднования народного праздника Масленица; обогащать духовный мир детей; развивать выносливость, смекалку; воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.

Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.

Этапы реализации проекта: I – подготовительный II – основной III – заключительный

I – этап: подготовительный. I – этап: подготовительный Цель: Постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

Содержание: Создать условия для формирования интереса к празднику. Составить план совместной деятельности с детьми, поиск и сбор доступной для младших дошкольников информации о празднике. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар). Начать формирование игротеки народных игр.

II – этап: основной Цель: Формирование знаний дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

III – этап: заключительный Цель: Обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения различать и называть традиционные обряды народного гуляния, формирование устойчивого интереса к национальной культуре.

Прогнозируемый результат: - Приобщение детей к традициям проведения народного праздника. - Повышение познавательного интереса к родной истории. - Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества. - Развитие двигательных и музыкальных способностей. - Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Авторы: Сорокина Г.М.,

Ш. Амонашвили

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Постановка проблемы проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Актуальность.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.

В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

Цель: Познакомить дошкольников и их родителей с особенностями народных, масленичных гуляний; воспитывать любовь и интерес к традициям своего народа.

Дать детям представление о народном костюме, предметах, народных

промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве.

Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси.

Обобщить и расширить представления детей о праздновании на Руси

Масленицы, её атрибутах и цели.

Продолжать знакомить детей с образом Солнца в русских народных

сказках и преданиях.

Учить радоваться жизни и радовать своих близких.

Воспитывать чувство сопричастности с прошлым и будущим своего

Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и

анализировать, обобщать полученные знания.

Познакомить дошкольников с песенным, танцевальным и игровым репертуаром праздника Масленица.

Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, частушками и поговорками.

Развивать физические способности по средствам игр и забав.

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Для педагогов:

Личностно и профессионально самосовершенствоваться.

Создать информационную базу.

Для родителей:

Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятиях с целью целостного развития личности каждого ребенка.

Тип проекта: педагогический;

по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети старше й, подготовительной группы) ;

Вид проекта– познавательно-творческий;

по предметным о бластям – межпредметный ;

по продолжительности – краткосрочный .

Продолжительность проекта – один месяц (с 01.02- по28.02)

Возраст детей: 5 -7 лет.

Интеграция с другими образовательными областями:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта : использование мультимидийной презентации , наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, праздник.

Ресурсы проекта:

Подборка фольклорного, игрового, музыкального материала.

Фото , видео материалы ,

Шумовые музыкальные инструменты,

Русские народные костюмы для детей, взрослых.

Проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано .

ООД по ИЗО, коммуникации, музыкально-художественной деятельности.

Предполагаемый результат проекта :

Сформированность представлений детей о культуре и традициях русского народа;

знание детьми устного народного творчества, песен, игр;

д уховное обогащение ребёнка через участие в народных праздниках;

повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве. Воспитание чувства сопричастности к народным праздникам;

Удовлетворение потребности детей в самовыражении;

Для родителей:

Повышение уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ.

Успешное взаимодействие педагогов и родителей в создании условий для развития интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости) .

Для педагогов:

Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами.

Реализация плана – проекта.

hello_html_6b80a35b.jpg

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1-й этап: подготовительный.

- анализ просвещённости родителей и детей,

-постановка цели и задач,

-определение направлений для реализации данного проекта,

-составление плана работы,

- подбор литературы, музыкального материала, атрибутов,

- разработка сценария праздника.

-обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта (разработать задания и поручения для родителей : посетить масленичные гуляния, выставки и ярмарки, совместно с детьми сделать куклу Масленицу,

2-й этап: основной - практический. - Работа с педагогами:

1. Разучивание русских народных и подвижных игр.

2. Изготовление атрибутов, костюмов для праздника.

3. Подбор музыкального сопровождения.

6.Подготовка украшения зала к празднику.

- Работа с родителями:

Индивидуальные консультации для родителей

творческие работы семей:

- Работа с детьми

Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей)

Здоровье : беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.

3-й этап: заключительный, аналитический.

Подготовка и участие в выставке народной куклы в МБУК ДК микрорайона Гнездово.

Работа над проектом в очередной раз позволила включить семью в жизнь

ребёнка в детском саду. Участие же педагогов и родителей, в реализации

проекта, повышает интерес к познанию самих себя и детей, повышает

культуру и компетентность в области воспитания дошкольников. И самое

главное – воспитывает в детях гордость и радость за свой народ, учит жить и радоваться каждому прожитому дню.

Материалы к проекту:

перечень народных игр, закличек, частушек;

выставка детских работ;

выставка народной куклы Масленицы;

Дети : получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; приняли участие в приготовлении блинов совестно с родителями. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Родители : проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; проявили творческую инициативу при изготовлении поделок для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.

Критерии оценки результата : установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Список литературы.

1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998\

3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988

4.Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004.

7.Калинина Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОУ 2008

8.Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа, создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица.

Сроки реализации проекта – одна неделя.

Государственное автономное учреждение дополнительного

профессионального образования Липецкой области

Тема работы: ПРОЕКТ


Выполнила: Пшеченко Татьяна Александровна

МБОУ СОШ с. Конь – Колодезь.

Актуальность проекта

Цель проекта
Повышение интереса к традициям русского народа, создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица.

Задачи: - возрождение интереса к обрядовым русским праздникам; - познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы; - развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; - воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях; - обогатить духовный мир.

Сроки реализации проекта – одна неделя.

Наличие межпредметных связей: познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация.

Подготовительный этап: разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками); изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; подбор материалов для продуктивной деятельности.

Основной этап: формы работы с детьми

Здоровье: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.

Заключительный этап:

- оформление книги рецептов блинов.

Участники проекта:
дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный работник.

Формы взаимодействия с родителями

Материалы и оборудование:

Костюмы для взрослых;

Костюмы для детей;

Музыкальные инструменты: ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещотки, ксилофон, свистульки.

Технические средства обучения: музыкальных центр, DVD, видеокамера, видеопроектор, фотоаппарат.

Планируемый результат:

- расширение представлений детей о русских народных традициях;

- установить социально-коммуникативные контакты между детьми, родителями и педагогами;

Ход мероприятия

Хозяйка: Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь,

По стульчикам располагайтесь.

Всех привечаем, душевно встречаем.

В тесноте, да не в обиде ….

Все гости собрались? Здравствуйте, люди добрые,

Детки большие и малые!

Собрались мы с вами, чтобы по старому обычаю зимушку проводить, да весну приветить. А скажите, ребята, весело ли вы зимушку провели? Много ли с горок катались? А в снежки вы наигрались? О снеге да морозе немало в народе песен сложено, загадок, да поговорок. Вот и мы давайте некоторые из них сейчас вспомним. Вы послушайте загадки и скажите отгадки:

«Старик у ворот тепло уволок.

«Бело покрывало на земле лежало,

– Ребята! У русского народа, как и у других народов, есть свои песни, обычаи и праздники. А какой самый веселый русский праздник отмечается в конце зимы? (Масленица). Каждый день Масленица имеет свое название. Какие? (Дети отвечают). Верно. Давайте и мы сегодня вспомним этот праздник и повеселимся на славу! Согласны? Итак, Масленицу начинаем!

Первый день – встреча Масленицы!

Скоморохи: (хором с бубнами)

1скоморох: Здравствуйте ребята дорогие,

Маленькие и большие!

2скоморох: Здравствуйте, гости и гостюшки!

Молодцы веселые и молодушки!

1скоморох: Подходите ближе, подходите

Всем хорошие настроение предъявите!

2скоморох: Приходите, разомните кости!

Сегодня масленица приглашает в гости!

Вместе: Все повеселимся!

В играх, плясках закружимся!

Играют на бубнах, пляшут и поют:

«Ах вы, сени мои сени!

Сени новые, кленовые, решетчатые!

Выходила молода, за новые ворота,

(Внезапно останавливаются и удивленно спрашивают друг у друга)

Скоморохи: А где же наша Масленица,

Наша Авдотья Изотьевна?

(Обращаясь к детям) – Ребята, вы ее видели? (Ответы детей)

А давайте вместе ее позовем: «Приезжайте к нам, Масленица

Появляется свита с чучелом Масленицы под звон бубенцов ее несут ряженные дети, за ними: Поводырь, Медведь, Зима.

Скоморохи: (хором) Ура! К нам масленица пожаловала!

Едет Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

1скоморох: Будем Масленицу величать,

Да блинами угощать.

2скоморох: Будем масленицу хвалить,

Да на саночках возить!

Хозяйка: Ребята, поздороваемся с Масленицей? (Дети здороваются)

Свита: (все вместе) Здравствуйте и вы, люди добрые!

Скоморох: В хоровод всех приглашаем,

Дружно песни запеваем!

Зима: Крепче за руки беритесь

И в два круга становитесь!

Свита: (все вместе) Будем петь и плясать,

(Встают в круг, поют): «Масляна, масляна, куда ты идешь?

Мы тобою хвалимся!

На горах катаемся,

Зима: Звонко, весело вы масленицу встречали.

А чем она знаменита, вы ребята, знаете?

Дети: Пирогами да блинами, да высокими горами!

Дорогая наша гостья, Масленица!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, триаршинная!

Лента алая, двуполтинная!

Платок беленький, новомодненький!

Лапти частые, головастые!

Хозяйка: Масленица – кривошейка!

Встретим тебя хорошенько!

С сыром, маслом, клачом

И с печеным яйцом.

Милости просим! (скоморох ставит Масленицу у центральной стены, дети садятся)

Хозяйка: давайте играть в дразнилки.

(девочки и мальчики встают друг против друга и начинают дразниться)

Девочки: Николай, Николай, сиди дома не гуляй, в балалаечку играй!

Мальчики: Маринка – корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!

Девочки: Ах ты, Сашка – таракашка, на сарай полезай, там кошку дерут, тебе хвостик дадут!

Мальчики: А ты, Наташка – пышка, на улицу вышла, на камушек села, три пышки съела!

Девочки: А у Васьки на носу, кошки ели колбасу!

Скоморох: Ну хватит вам дразниться,

Давайте дальше веселиться!

Поводырь: Расступись народ честной,

Идет Медведюшка со мной.

Много знает он потех

Будет шутки, будет смех!

Ну-ка Мишенька, повернись,

Добрым людям покажись.

Ну-ка, Мишенька, покажи как девчонки

Молодушки в зеркальце глядятся, прихорашиваются. (Медведь показывает)

А как парни на работу бредут?

Покажи как с работы бегут?

Мишенька, а как Бабка-Ежка в бане париться, на полке вертится?

А бабка-то угорела, головушка заболела. Где заболела то?

А ты петь, Миша, умеешь? (Кивает)

Спой! (Рычит) Ой, ой, ой

Как Дуняша лихо пляшет, покажи, ножки хороши!

Ну-ка, гости, не зевайте,

И медведю помогайте!

(Общая пляска)_______

Поводырь: Уж ты. Миша, утомился,

Что ж, народу поклониться! (Медведь кланяется и уходит)

Скоморох: Если дружно взять канат,

Победит , наверно - Смех!

Перетягивание каната

(Двое игроков, встав в один обруч на одной ноге, пытаются вытолкнуть плечом друг друга из обруча)

Хозяйка: -Вижу, ловкие вы и сильные, друг другу не уступаете. Да уж, наверное, устали играть, заморились, да проголодались.

Скоморох: -Давайте скорее следующий день объявлять.

Скоморох-Уж ты, масленица годовая,

Гостья наша дорогая!

Накорми нас блинами,

Скоморох -Тин-тинка, подай блинка,

Оладышка-прибавышка, масленый кусок!

Тетушка, не скупись-

Масленым кусочком поделись!

Без блинов не Масленица – без пирогов не именины.

Блин добро не один.

Блин брюха не портит.

Блин не клин –брюха не разобьет.

Скоморох: - я блинов бы съел с вершок.(Оглядывается). Где-то здесь стоит мешок.

(Скоморох показывает за занавесом мешок).

Скоморох: -Я принес в честь праздника

Пряники ,конфеты ,бублики

Для пригожей нашей публики.

(Мешок начинает шевелиться , двигаться вперевалочку).

Хозяйка: -Что за чудо! Скок да скок!

Глянь-ка тронулся мешок!

Скоморох: -Эй, хватайте его ,ловите,

Поскорей мешок держите!

(Скоморохи и Хозяйка ловят мешок, не спеша его развязывают).

Хозяйка -Давайте-ка развяжем мешок и угостим весь честной народ. глядишь и нам по крендельку достанется.

Скоморох -А может и блинок достанется.

(Из мешка , доедая последний блин. вылезает Баба-Яга, на голове у нее венок из весенних цветов).

Баба-Яга -Здорово люди добрые! Поклон вам от меня, Весны-красны! (Кланяется). Привет от самого Лешего !Тьфу ты, от Лета! Встречалась я с ним на болоте…Тьфу ты. в полете! Когда, стало быть, к вам сюда спешила. Пора мне обязанности свои справлять!

Скоморох -Постой, постой, что-то тут не так . Эй,весна! А есть ли у тебя паспорт?

Баба-Яга-Это у меня-то ? Пачпорт? Есть! Во,глядите!

(Баба-Яга показывает Скомороху паспорт).

Хозяйка –И печать есть! Глядите-ка!(Показывает паспорт детям).

Скоморох -И подпись заковыристая внизу.

(Разочарованно машет рукой).

Скоморох -Уходи от нас, не хотим знать тебя и Весной принять тебя не можем.

Баба-Яга -Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедал , недосыпала! Ну хоть поиграйте со мной , с красавицей Весной!

Хозяйка -Ну что ж, давайте поиграем.

Баба-Яга -хорошо поиграли. А теперь посмотрите, какая я ловкая да быстрая всех вас поймаю.

Хозяйка -Эх ты,никого не поймала.Весна завалящая!

Баба-Яга -А какая вам нужна?

Хозяйка -Настоящая!

Баба-Яга -(снимает венок с головы) Все , вопросов нету! Уезжаю! Эй, карету!(Ей дают метлу). Ну , попадетесь еще мне! Кручу, бурчу, хочу, не хочу. Метла , ступай, в избушку шагай!

(Звучат завывания ветра, Баба-Яга улетает на метле)

Хозяйка: Эх, всю лакомку Баба-Яга нам испортила. Ни блинков, ни пирожков не оставила!

Скоморох: придется объявлять четвертый день.

Четверг-Широкая Масленица

Зима: Русь талантами богата,

Русь талантами сильна

Коль станцуют нам ребята,

Значит, будет жить она!

Хозяйка: Ух какие у нас добры молодцы, а вот и красны девицы.

Хозяйка: Хватить петь и плясать, пора пятницу с субботой объявлять.

Скоморох: - Пятница тещины вечерки

Хозяйка: - Суббота золовкины посиделки

Скоморох: А что делают в седьмой, воскресный день?

Хозяйка: Воскресенье-проводы Масленицы! Прощенный день!

Зиму провожаем, весну встречаем

Хозяйка: Наша Масленица дорогая, не надолго к нам пришла.

Мы думали на семь недель, а оказалось на семь дней.

Масленицу провожаем, Весну встречаем. (позовем Весну)

Все -(зовут Весну)

С голубою далью,

С иваном да Марьей,

По лесам и полям,

Приходи скорее к нам,

К нашим масленым блинам.

(Под музыку входит Весна)

Весна -Здравствуйте ребята. Ну что ж, пришла пора зиму провожать -Масленицу жечь. Если дым от нее будет стелиться по земле , то год будет не урожайный, а если вверх пойдет - к урожаю.

Зиму провожать пора.

Зима -Скоро я совсем растаю.

Место Весне уступаю.

Пройдет время и опять,

Будете меня встречать.

А сейчас я ухожу

Хоть еще я постужу.

(Зима уходит и уносит чучело масленицы и вся свита уходит сжигать масленицу)

(дети смотрят из окна)

Все -Гори, гори ясно, что бы не погасло,

Гори, гори ясно, что бы не погасло.

Уходи зима кручина

Приходи весна красная,

На новый год покажись.

А теперь ,через весеннюю дугу милости просим,

Проходите и угощайтесь все блинами.

Угощение блинами.

Достигнуты результаты:

Используемая литература:

2.Пензулаева Л.И., Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2001.

Читайте также: