Развитие игровой деятельности детей трудовое воспитание в доу

Обновлено: 06.07.2024

Целью трудового воспитания дошкольников является: формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых трудовых умений. Участие детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности, почувствовать радость от результатов труда, объединит их общим эмоциональными переживаниями, сформирует детский коллектив.

Система работы по воспитанию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста включает в себя: задачи и содержание работы различных видов детского труда, формы и требования к его организации, руководство трудовой деятельностью. Это поможет педагогам ДОУ в их работе по организации и руководству трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка формируется положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудится, а также развиваются нравственные качества.

Вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить.

Труд должен входить в детей неоднообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно. Ребенок должен получать от него удовлетворение, чувствовать причастность к настоящему делу, радоваться своим успехам. Это достигается благодаря игровым приемам и различным методическим находкам. Труд позволяет ребенку почувствовать самоценность. Он получает уверенность в своих возможностях, он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно осваивая необходимый для этого бытовой труд.

В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые : в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.

Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но субъективная роль огромна.

Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности :

В сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни.

С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми

готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно – ролевым играм.

Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы возобновить игру.

В последние годы труд детей стал рассматриваться и как средство всестороннего воспитания : в процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений и животных; осуществляют трудовые усилия, сгребая снег; испытывают эстетическое чувство при изготовлении игрушки-самоделки из природного материала.

Все это оказывает влияние и на расширение кругозора дошкольников, обогащает словарь, побуждает творить прекрасное своими руками, вызывает физическое напряжение мышц.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности «Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Развитие эмоций средствами театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда.

Воспитание правового сознания у детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Воспитание правового сознания у детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность В нашей жизни очень часто возникают такие.

Автор: Макаренко Юлия Федоровна

Населенный пункт: Брянская область, г. Брянск

В воспитании дошкольников посильный труд, связанный с жизнью ребенка в дошкольном учреждении и дома, с его интересами и потребностями, является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством.

Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, который дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты, стирка белья. Она свидетельствует о желании ребенка подражать взрослым. Это желание дети удовлетворяют в игровой ситуации: как будто моют посуду, готовят обед и т.п.

Активные действия ребенка с предметами возникают в раннем детстве и носят характер игры. По своему характеру, содержанию, причинам возникновения или мотивам труд и игра различны.

В процессе труда всегда ставится цель, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Процесс труда реален, в нем нет мнимой ситуации, поскольку ребенок имеет дело с реальными предметами, которые он преобразует в ходе деятельности или с помощью которых преобразует материал.

Игра не приносит никакого видимого результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение.

Игра как деятельность развивается сами ребенком. Педагог, осуществляя руководство ею, считается с замыслом и интересами ребенка, сам же не всегда является участником игры, да его непосредственное вмешательство в игру не всегда и нужно. Здесь ведущее значение имеет развитие замысла ребенка. Затрата усилий, достижение результата обусловливается его желанием, интересом к игре. Игра протекает или индивидуально, или в общении с другими детьми. Игра может быть завершена на любой стадии ее развития, от этого она не теряет для ребенка своей привлекательности, а при возобновлении она чаще всего начинается сначала. Труд всегда имеет конечный результат, в нем его основной смысл.

Связь игры и труда детей младшей группы можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, помыть игрушечную посуду, перевести строительный материал к месту постройки и т.п.

В среднем дошкольном возрасте отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности, хотя в отдельных случаях содержание труда приводит их к игровой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Трудовые процессы в игре детей этого возраста носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и получают поддержку воспитателя.

В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность. Не зная свойств и качества материала и инструмента для труда, дети используют их как игрушки. Педагог должен четко разъяснить им характер предстоящего задания, цель, дать указания о том, как следует использовать материал и инструменты.

По мере того как дети овладевают навыками работы с инструментами и научатся практически использовать материал, процессуально-игровые действия наблюдаются все реже, взаимоотношения игры и труда меняется. Дети начинают устанавливать известную зависимость между свойствами инструмента и материала и тем результатом, который они хотят получить; работая данным инструментом, начинают использовать его по назначению.

В процессе развития трудовой деятельности у детей старших дошкольников, воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность трудовой деятельности в игре, на их стремление мастерить что-то своими руками. В старшей группе игровой замысел для детей сохраняет свою актуальность.

Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы продолжить игру. Расширение замысла игры происходит по влиянием литературных произведений, рассказов взрослых, телевизионных передач.

Если замысел игры определяют в основном впечатления, полученные детьми из разных источников, то многообразие игровых действий, позволяющих реализовать замысел, создается разнообразием игрушек, поделок, приспособлений, они придают игре новизну.

Изготовление игрушек, необходимых для игры, на какое-то время отвлекает от нее детей, но, как только работа заканчивается, перед ними открываются новые перспективы. Игрушка, сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре, обогащает ее содержание.

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.

Трудовое воспитание в соответствии с современными требованиями является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с социальной направленностью труда, его общественной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

В соответствии с новыми государственными стандартами дошкольного образования построение образовательного процесса должно строится на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Социо-игравая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками, основанное на принципе организации занятий как игры-жизни между микрогруппами детей. В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А это, в свою очередь, является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать сверстнику и поддерживать его.

Суть социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

Например, детям подготовительной к школе группы было предложено подготовить информационный стенд о людях разных профессий. Материал по каждой из профессий готовила определенная микрогруппа. При этом решение о том, создать ли одну общую газету обо всех профессиях или отдельные газетные листки по каждой из профессий, принимали сами дошкольники. Так же самостоятельно дети выбрали для газеты рисунки и фотографии.

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться. Используя дидактические игры по формированию у дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых, результат представляет каждый раз новый ребенок. Также в сюжетно-ролевых и театрализованных играх меняется лидерство при распределении ролей.

3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.

Знакомясь в игровой форме с трудом взрослых, дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, выполняют имитационные движения, играют с мячом. Организовывать дидактические и настольно-печатные игры старшие дошкольники могут в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: Смена темпа и ритма.

Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

Так, например, игра с мячом помогает распределиться на группы. Затем группам предлагается статичное задание: разделить картинки с профессиями на несколько групп. Одним – найти картинки с изображением людей тех профессий, которые создают предметы (гончар, портной, строитель, хлебороб.); другим – тех профессий, которые обслуживают население, служат людям (продавец, врач, учитель, воспитатель); третьим – тех профессий, которые нас защищают, спасают (военные, милиционеры, пожарные) и так далее. После этого можно предложить каждой группе с помощью пантомимы показать одну из профессий так, чтобы остальные смогли ее узнать и назвать.

5 правило: Интеграция всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.

Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. А педагогу требуется убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей, доверять им; помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться.

Учитывая специфику дошкольного возраста, самостоятельному получению знаний и формированию социальных понятий во многом способствует наглядное ознакомление детей с трудовой деятельностью в процессе экскурсий. Если младшим дошкольникам доступен в основном труд взрослых в детском саду, то воспитанники средней группы уже знакомятся с профессиями ближайшего социума (школа, магазин, аптека). С детьми старшего возраста регулярно проводятся экскурсии на предприятия и в организации города.

Например, наибольший эмоциональный отклик у детей вызвало посещение Пожарной части города. Кроме того, что дошкольники получили практическую возможность осознать значимость профессии пожарных, ознакомиться с некоторыми особенностями их труда, в процессе экскурсии были показаны различные отделы и разъяснена специфика их деятельности. В дальнейшем при организации сюжетно-ролевой игры это позволило разнообразить сюжет и ввести большее количество действующих игроков, разбив всех желающих на группы (отделы пожарной части), что соответствует принципам социо-игровой технологии.

  • научиться слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
  • развиться речевому взаимодействию;
  • сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • научиться отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • избавиться от чувства страха за ошибку.

Читайте также: