Работа логопеда с аутистами с чего начать в доу

Обновлено: 02.07.2024

Всем известно, что с не говорящим или плохо говорящим ребёнком надо делать артикуляционную гимнастику. И логопеды с умным видом, даже если не смогут обследовать ребёнка, в силу его неадекватного поведения, обязательно посоветуют: делайте её, артикуляционную гимнастику.

Зачем? Зачем не говорящему ребёнку её делать? Думаю, всем понятно. А если нет, то об этом можно прочесть в интернете.

Я для себя понимаю это так: ребёнок должен научиться владеть своим речевым аппаратом, а гимнастика - это первый шаг.

Но понимать это и сделать так, чтобы тяжёлый аутист её делал, это две большие разницы.

Очень много причин, по котором делать её невозможно с аутистом. И совершенно не на первом плане то, что он не владеет этим самым речевым аппаратом.

Я сейчас расскажу через какие этапы мы прошли с Гришей, тогда уже десятилетним заговорившим мальчиком.

Уточню, почему он заговорил почти в 10 лет, я не знаю . Все мои предположения, это всего лишь предположения. Ничего специально для речи мы на тот момент не делали. К осени 2019 года Гриша говорил неразборчиво, но предложениями. И речь развивалась в сторону усложнения конструкций и словообразования.

И вот на консультации логопед нам посоветовала делать гимнастику.

Как? На этот вопрос она, конечно же, ответа не знала. Делайте.)

И мы начали. Сейчас я напишу, как бы я выстроила процесс, имея годичный опыт, и пройдя все мыслимые дороги и наступив на все грабли в этом таком для кого-то простом действии — артикуляционной гимнастике.

Подготовительный этап:

Выбираем упражнения, ими переполнен интернет, и там есть классический набор с заборчиком, лошадкой, варением и так далее.

Я выбрала такой.

Помещаем каждое упражнение на отдельную карточку, распечатываем, ламинируем или наклеиваем на картон (работать с этим материалом придётся очень долго). Зачем на карточки? Это для того, чтобы ребёнок знал, когда закончится урок. Я писала о том, как это важно.

1 и самый главный этап.

В первое занятие предлагаем ребёнку три (или ещё меньше) упражнения. Выкладываем стопку карточек, и после каждого упражнения, одну убираем. Ребёнок должен видеть, что вот-вот всё это закончится. Делаем один раз каждое упражнение. И всё. Занятие закончено. Никаких исправлений, попыток залезть в рот или ещё чего. Нет.

Это может быть не занятие, а игра перед завтраком или перед сном. Зеркало тоже лучше поставить, это привлекает внимание.

Ну и сами, естественно, делайте упражнение.

На следующий день повторяем опять то же самое. И если реакция нормальная, со следующего занятия начинаем добавлять по одному или по два новых упражнения. Доводим до финального количества. Допустим двадцать.

Важно. Одна карточка — одно повторение.

Если хотите, чтобы ребёнок много раз сделал упражнение -чашка-, сделайте десять карточек чашки. И постепенно их, карточки, добавляйте.

Это очень важно. Потому что, если вы начнёте требовать многократного повторения одного упражнения на одну карточку, или как-то долго задержитесь на одной карточке, ребёнок может начать сопротивляться дальше, он не будет вам доверять, не будет понимать, когда всё это прекратиться. Он должен точно знать, что одна карточка — одно упражнение, и учитель не будет импровизировать с длительностью и сложностью. Карточка — три секунды, следующая карточка.

Повторюсь, вы можете довести количество чуть ли не до ста карточек и, вероятнее всего, ребёнок сможет всё выполнить без сопротивления. У нас с Гришей на одном уроке есть как раз около ста карточек,

и Гришу не пугает эта стопка, она росла незаметно и он смог к ней привыкнуть и не проявляет никакого негатива. Эта то самое расширение благоприятной среды , о котором я писала ранее.

Но эта стопка делает главное, она исчезает на глазах у ребёнка. Никаких сюрпризов, сделай всё, что нарисовано на карточках, и урок закончен.

Это первый и самый главный этап. Он продлиться может очень долго. Задача — сделать так, чтобы эти упражнения стали неотъемлемой частью жизни ребёнка, не вызывали никакого негатива. Вообще никакого.

И только после этого начинается работа над самими упражнениями.

Если кто-то сейчас выскочит и скажет, что а вот научится ребёнок делать неправильно -чашку- , а потом знаете, как тяжело переучивать.

Отвечаю: если вы имеете дело с тяжёлым аутистом, то никакую чашку вообще не сможете научить его делать, даже неправильную, если проигнорируете то, что я написала выше. И с умным видом будете потом заявлять, что этот ребёнок не обучаем, он даже гимнастику делать не может.

  • Не он не может.
  • Вы не знаете как сделать так, чтобы он смог.

Когда вы благополучно прошли все круги ада сделали артикуляционную гимнастику неотъемлемой частью жизни ребёнка, начинаем медленно и незаметно корректировать.

Очень незаметно и незначительно.

Например, та же -чашка-, ребёнок едва высовывает язык и немного его изгибает. Каждый раз вы делаете небольшое замечание, показывая на себе и в зеркале на нём, что чашка должна быть глубже. Немного, совсем чуть-чуть. И хвалите. На следующий день ещё глубже. И так далее.

Если вы попробуете сразу потребовать правильного исполнения, то, во-первых, у него может не получиться и это вызовет негатив, он может не дать прикоснуться к языку, и это тоже негатив.

Всё надо делать очень аккуратно.

И помнить главное: упражнения не должны вызывать никаких трудностей . Потому что в любой момент вы можете передавить и ребёнок вообще откажется выполнять даже то, что уже начал делать. И все дружно назовём это откатом.

Поверьте, ему, ребёнку, и так сейчас очень сложно. Сидеть, слушать вас, смотреть на вас, стараться что-то сделать с языком, ртом, стараться не запаниковать, видя стопку карточек и так далее.

Итак, исправления. Их надо дозировать. Не все упражнения за один раз исправляем. А несколько. Остальные игнорируем. Делает как делает. На другом занятии исправляем другие. И так по кругу.

В итоге очень медленно и незаметно даже для себя вы сможете сделать так, что ребёнок будет выполнять артикуляционную гимнастику и будет нормально реагировать на замечания и стараться сделать лучше.

А это первый шаг к работе над постановкой звуков.

Но, не исключаю, что пока вы будите делать то, что я описала выше, звуки смогут -появиться-, потому что даже вот так медленно и уныло, но ваш ребёнок таки начнёт работать над своим речевым аппаратом, и начнёт его чувствовать. И результаты не заставят себя ждать.

Вот так бы я делала сейчас.

Но сама я ничего, описанного выше не знала.

Поэтому начали мы с листочка А4, на котором были упражнения, листочек этот был быстро разорван, Гриша сопротивлялся как мог; потом не было листочка, и я по памяти ему показывала, он сопротивлялся. Потом я сделал себе карточки, чтобы не забывать упражнения, и открыла, что с карточками Гриша всё делает. Это было вообще одно из главных открытий. Ребёнок должен знать, когда всё закончится.

Потом я очень старалась с первого занятия добиться правильности исполнения, длительности выполнения. Очень боялась, что он научится делать неправильно, а потом не сможет делать как надо. Гриша сопротивлялся (этим мягким словом -сопротивлялся- я называю вопли, истерики, драки, плевки, укусы, швыряние вещами и так далее).

Надеюсь, понятно, что перечисленные мной советы, добыты миллионами умерших нервных клеток. Как моих так и моего сына. Не делайте так. И будет вам счастье.

Заявляю это со знанием дела. Потому что метод, который вы прочли я применяю много где именно в том виде, в котором его вам и рассказала. И он отлично работает.

П.С. Если у вашего ребёнка никаких трудностей с гимнасткой нет, вы же понимаете, что я очень рада за вас. А текст этот для тех, у кого они есть.

П.С. 2. Все этапы можно ускорить, смотреть надо на ребёнка. И все этапы НАДО замедлить, опять же смотреть на ребёнка.

П.С. 3. Если внимательно проанализировать этот способ работы, то можно совершенно верно предположить, что точно так же можно и нужно работать над всей речью, если упражнения по развитию речи даются ребёнку с трудом (логоритмика, пальчиковая гимнастика, постановка и автоматизация звуков, потешки со стихами и так далее). Очень важный первый этап привыкания, и уже сама работа. Потому что я уверена, что многие, в том числе и логопеды, останавливаются в работе с аутистами именно на первом этапе, не зная как его преодолеть.

При работе с аутичными детьми возникают проблемы в обучении. В данной статье я делюсь опытом работы, проводимой с аутичными детьми. На примере работы с мальчиком К. я показываю этапы работы с аутичным ребенком и привожу свои положительные результаты.

Индивидуальная коррекционная работа логопеда с аутичным ребенком (из опыта работы)

Аутизм — это нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

Аутизм может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка.

Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия этого влияния, как правило, отражаются на всей жизни человека.

Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В зависимости от выраженности проявлений аутизм может быть как легкой, так и тяжелой степени.

Симптомы аутизма

✅ ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

✅ не может объяснить, чего он хочет;

✅ испытывает задержку темпов речевого развития;

✅ не следует никаким указаниям взрослых;

✅ периодически появляются нарушения слуха;

✅ не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

✅ плохо устанавливает визуальный контакт;

✅ не улыбается другим;

✅ не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;

✅ не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;

✅ не говорит отдельные слова в 16 месяцев;

✅ не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;

✅ наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

Работа с детьми с ранним детским аутизмом — пример

Работа с детьми с ранним детским аутизмом очень длительна и кропотлива. Однако ежедневные занятия, доброжелательное отношение педагога, готового помочь ребенку с проблемами в развитии могут дать положительные результаты.

Работа по формированию коммуникативных навыков у неговорящих детей, имеющие аутические расстройства, длится долго. Мне бы хотелось рассказать о начальном этапе этой работы с аутичным ребенком 6 лет, проводимой на базе детского сада компенсирующего вида в течение года.

Ребенок начал заниматься с логопедом с сентября 2012г. Начать обычное логопедическое обследование было не возможно, поскольку ребенок не реагировал на педагога, на попытки речевого общения с ним.

На попытки установления контакта – попытки взять за руку или за плечи, посмотреть в глаза ребенку реагировал громким криком! В течение занятия мальчик бегал по логопедическому кабинету помахивая кистями рук, кричал. Все попытки установить контакт с ребенком заканчивались его криком.

Вследствие затруднения контакта с ребенком, работа с ним началась не с обследования, а с установления контакта и наблюдения за ребенком в группе. Необходимо было обратить внимание ребенка на логопеда, чтобы ребенок осознал наличие другого человека в другой комнате и понял, что этот человек хочет с ним общаться.

Чтобы добиться его внимания, я пыталась вторгнуться в личное пространство ребенка, мешать ему в играх, в его аутостимуляциях.

Мои попытки изменить или прекратить деятельность ребенка вызывали негативную реакцию в виде возгласов, недовольства, агрессии (ребенок начинал кусать, щипать педагога, отбрасывал руки логопеда, переходил в крик, начинал бегать по кугу, потряхивая кистями рук перед лицом, повторяя звуки А-А-А).

Ребенок избегал контакта глаза в глаза. Попытки установить контакт долгое время не давали результата.

Большую помощь в установлении контакта оказала мама ребенка. На основе бесед с мамой было установлено, что ребенок любит смотреть мультики, собирать пазлы, играть в машинки, рвать бумагу на мелкие кусочки, играть с фигурками из ковролина. Фигурки и бумажки любит подбрасывать вверх.

Было установлено, что ребенок не использует для коммуникации речь, не произносит речевых звуков. Вся речь состоит из длительного произнесения звука А, Э, с интонацией удовольствия или неудовольствия.

Ребенок понимает речь на бытовом уровне: выполняет просьбы, типа возьми, покажи, положи на место, дай.

Основными видами аутостимуляций у ребенка являются:

  • потряхивание кистями на уровне лица, сопровождающееся бегом по кругу,
  • беспричинный смех или же, наоборот, плач.

К особенностям общей моторики можно отнести гиперактивность.

На основе наблюдений за ребенком и исследования его поведения, высших психических функций речи и социального взаимодействия (в том числе коммуникативного поведения), а так же в сопоставлении полученных результатов с данными литературы, можно предположить, что данный ребенок страдает ранним детским аутизмом.

По результатам исследований строилось и индивидуальная работа с ребенком.

Неоценимую помощь в работе оказала мама ребенка. Благодаря ей был установлен контакт с ребенком.

По просьбе мамы все занятия проходили в ее присутствии. Контакт с ребенком велся через маму. Первое время, во время занятий мальчик сидел на коленях у мамы. Через 5 — 6 занятий мальчик пересел на свой стульчик. С начала занятия были недолгими, 7 — 10 мин. Мальчик привыкал к ситуации общения. Затем продолжительность занятия увеличилась до 20-25 мин.

Занятие по растормаживанию речи начинались со звуков ребенка. Вначале я подражал а звукам ребенка, затем звуки превращала в слова.

Однако, на протяжении всех занятий ребенок не реагировал на данную игру звуком, не пытался повторить за мной другие звуки, не реагировал на изменение громкости звука и интонации.

Были попытки посадить ребенка перед зеркалом, предложив несколько игр артикуляционной гимнастики. Но такая работа не увенчалась успехом.

Далее была предпринята попытка формировать артикуляторный образ гласных: садилась напротив ребенка и, глядя ему в лицо, громко произносила гласный, одновременно, опуская ребенку челюсть и придавая рту ту форму, которая соответствует звуку. На этот вид работы ребенок реагировал негативизмом.

На невербальном уровне изучались понятия: большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий.

Использовались на занятиях тактильные игры: мягкий — твердый, гладкий -шероховатый.

Сначала мама брала руку ребенка в свою руку и действовала вместе с ним. Постепенно помощь мамы сводилась к подталкиванию локтя ребенка.

По мере укрепления эмоционального контакта ребенка с педагогом роль мамы на занятиях уменьшалась. Мальчик сидел уже не на коленях, а рядом с мамой.

Наблюдая за ребенком, мы попробовали внести на занятие букву, отождествляя ее со знакомым ребенку звуком. Это дало положительный результат. Мальчик стал запоминать буквы, называя букву звуком. Вся работа проводилась с оречевлением.

Затем попробовали внести послоговое чтение. Выяснилось, что запоминание слогов шло с трудом.

Попробовали перейти к глобальному чтению, так как чтение опирается на хорошую зрительную память и наиболее понятно ребенку, и графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.

При прохождении лексических тем мы использовали метод глобального чтения. Этим самым мы не только развивали словарь ребенка, но и активизировали его речь. Ребенок научился узнавать написанные слова целиком и соотносить их с предметными картинками. Сначала работа шла над предметными картинками, позже стали вводить картинки-действия.

Также проводили занятия по математике. Активизировали речь: прямой счет до десяти с опорой на цифру. Использовали цифры на карточках и магнитные цифры. Затем ввели картинки, обозначающие количество и соотносили с цифрой.

Вся эта работа проводилась с ребенком в течение года. Система проведенных занятий показала, что шаги в развитии мальчика служат показателями правильности проводимой работы. Чутко наблюдая за ребенком, отмечалось все новое, что появлялось у ребенка. Постоянно корректировалась программа занятий, подстраивалась к нуждам ребенка.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Приоритетная задача учителя-логопеда в работе с детьми с аутизмом – формирование и совершенствование языковых средств и формирование возможности использования речи как инструмента коммуникации.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ

В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко,

5-7 случаев на 100 человек.

Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ?

«Людьми дождя" их звали задолго до одноимённого фильма. Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь - только без грозы, грома и молнии. Для примера: все "нормальные" люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.

Аутисты "наедине" всегда.

болезнь или гениальность?

Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.

Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи.

Приоритетная задача учителя-логопеда в работе с детьми с аутизмом – формирование и совершенствование языковых средств и формирование возможности использования речи как инструмента коммуникации. На сегодняшний момент данное заболевание недостаточно изучено, а широкий спектр проявлений затрудняет его диагностику. Очень важно, как можно раньше выявить у ребенка аутизм и скорректировать навыки общения еще до поступления в школу.

В общепринятой практике коррекционная работа с аутичными детьми проводится рядом специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Такое комплексное взаимодействие приводит к положительному результату. Если педагоги знают закономерности развития аутичных детей, то они могут многому научить их. При коррекционной работе с аутичным ребенком необходимо учитывать его возрастные особенности (настоящий возраст, соответствующий развитию, а не дату рождения), чутко дозировать нагрузку приспосабливая ее к внутреннему миру ребенка. Сам коррекционный процесс с ребенком с аутизмом начинается с установления контакта тактильного и вербального. В связи со специфическими психическими особенностями детей с аутизмом, установление контакта происходит весьма длительное время. Как правило, аутичный ребенок вначале никак не реагирует на инструкции, задания логопеда, предложенные игры. Но постепенно можно переходить к тактильному контакту с ребенком: пробовать взять его руки в свои, погладить пальчики. При этом, попробовать проговаривать слова какой-либо потешки или детской песенки.

Если это вызывает сопротивление, игру следует прекратить, а на следующем занятии вновь предпринять попытку тактильного контакта. Если игра не вызывает отторжения, мы ее включаем в занятие и используем длительное время, не оставляя попыток ввести новые игры. Разученные игры должны включаться и в домашние занятия с ребенком родителями.

Начиная занятия с ребенком с аутизмом не нужно стремиться к быстрому установлению контакта, чтобы не испугать его. Учитель-логопед находится как бы на расстоянии, предлагая ребенку задания и игры с учетом его желания. Если игра не вызвала отклика, то заменяем ее на другую. Запас различных вариантов игр и заданий в арсенале педагога всегда должен быть наготове. На первых этапах в построении занятия мы следуем за ребенком, его желаниями и предпочтениями. Если ребенок отказывается заниматься за столом, мы предлагаем попробовать на ковре, но при этом пытаемся привлечь его внимание к столу, оставляя там заинтересовавшие ребенка игрушки, картинки и другие вещи с прошлых занятий. Есть вероятность, что малыш подойдет к столу и даже сядет на стульчик. При любом негативном отношении аутичного ребенка к заданию, игре или игрушке, их сразу стоит отложить. Но в следующий раз мы опять пробуем вновь ввести их. При спокойной, доверительной обстановке и постепенном привыкании у ребенка исчезнет страх, чувство скованности, он будет легче принимать новую ситуацию.

Для самых первых игр лучше всего выбрать различные пирамидки, матрешки, кубики, рамки-вкладыши, простые конструкторы, объемные буквы, цифры. С таким игровым материалом ребенок способен играть длительное время и с большим удовольствием. Если у ребенка что-либо не получается, педагог тактично и очень ненавязчиво подсказывает или оказывает необходимую помощь. Ход игры мы сопровождаем речью. Голос при этом спокойный, негромкий, убаюкивающий.

Одна из значительных трудностей в работе с ребенком с аутизмом – это установление вербального контакта. Очень редко у таких детей наблюдается полноценная речь. Чаще всего это монотонные звукоподражания. В связи с этим, все усилия учителя-логопеда направлены на развитие речи как средства коммуникации.

Как показывает опыт, для достижения эффективности в логопедических занятиях с ребенком с аутизмом, необходимо продумать четкий план занятия и следовать ему. Данное условие способствует уверенности и спокойствию ребенка. Даже небольшие отклонения от плана могут вызвать бурную негативную реакцию. Особенно на первых порах, когда контакт с ребенком еще только налаживается. Очень хорошо себя зарекомендовали в этом плане картинные варианты предстоящих заданий. Данные картинные планы, по мере их выполнения, можно убирать или переворачивать обратной стороной к ребенку. Главное, чтобы подобных заданий было немного, особенно на первых этапах. Постепенно можно пробовать добавлять новые карточки-задания. Если реакция на их введение негативная, откладываем карточку до следующего занятия. Данный процесс может пройти быстро, а может и затянуться на несколько месяцев. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

От простейших звукоподражаний постепенно пробуем переходить к более сложным: девочка заблудилась: АУ! малыш плачет: УА! ослик кричит: ИА! собачка ест: АМ! девочка спит: БАЙ! и т.п.

Накопив достаточное количество звукоподражаний можно переходить к произнесению простейших слов, а затем и простейшим фразам.

В качестве примера хочется выделить игры на подражание, которые я активно использую в работе с детьми с аутизмом:

Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра длительна во времени. Глубина аутистических расстройств не позволяет учителю-логопеду сразу приступить к развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходима предварительная работа по установлению контакта с ребенком, развитию понимания обращенной речи. Как показывает опыт работы – начальному этапу логопедической работы с детьми с РАС важно уделить особое внимание и время. И при этом сделать все, чтобы у ребенка формировался интерес – это один из важных показателей эффективности логопедической работы.

На всех этапах работы для логопеда часто более важно сформировать у

ребенка желание общаться чем добиться усвоения учебного материала.

Аутичный ребенок нуждается в строго расписанном распорядке дня.

Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы.

Главная проблемой детей с аутизмом – часто не просто отсутствие речи при полной сохранности речевого аппарата, а отсутствие необходимости ею пользоваться для общения с другими, так как последней потребности в силу диагноза просто нет. Поэтому работа логопеда с детьми-аутистами заключается в развитии этого стремление иобучению ребенка правильно использовать этот природный инструмент коммуникации. Как и за счет чего это происходит? И почему развитие речи так важно для детей с аутизмом?

Особенности речи аутичного ребенка и задачи логопедической работы

Повторимся, каждый ребенок с РАС уникален, поэтому логопедические занятия при аутизме различны и зависят от группы аутизма:

Вышесказанное подтверждает факт колоссальной разницы в речевом развитии детей с РАС, а также демонстрирует главное: любая методика развития речи у детей с аутизмом направлена не на постановку правильной речи (при отсутствии таковой задача вообще невыполнима), а на развитие заложенных природой речевых механизмов с тем, чтобы поэтапно, шаг за шагом помочь ребенку использовать речь как инструмент общения. Поэтому работа логопеда с 5-6-летними детьми часто выглядит как речевая игра с нормотипичными 2-летками, ведь для результата ребенку необходимо пройти все стадии развития речи в норме.

Таким образом, основными задачами логопедической работы при аутизме являются:

  • определение речевых дисфункций, обусловленных РАС и сопутствующими заболеваниями;
  • установление контакта с ребенком – залог включенности и восприятия ребенком терапии;
  • активация речевой деятельности у ребенка с аутизмом на всех уровнях: в быту, игре, обучении.

Логопедическая коррекция: диагностика, этапы, результаты

Перед началом логопедического вмешательства необходимо провести диагностику речевых нарушений, чтобы определить их причины и, соответственно, курс коррекции. Для эффективности мероприятия логопед следует следующим принципам, позволяющим проанализировать все аспекты нарушения:

Поэтому при коррекции важен комплексный подход, при котором с ребенком работает ряд педагогов – логопед, дефектолог, психолог и т.д. – помогая друг другу. К тому же без тренировок и закрепления материала дома с родителями в бытовых ситуациях (за столом, на детской площадке или в гостях у бабушки) любое вмешательство будет малоэффективным или результаты будут краткосрочными.

Логопедическая диагностика условно делится на несколько частей, каждая из которых связана с другой:

  1. Исследование понимания ребенком речи , слуховое внимание и фонематическое восприятие. На этом этапе логопед определяет объем словарного запаса ребенка, восприятие эмоционального и семантического смыслов речи, а также готовность малыша к развитию языковой системы.
  2. Анализ неречевых функций . Логопед исследует сенсомоторное восприятие ребенка, уровень концентрации на объекте и целенаправленную деятельность.
  3. Наблюдение за невербальными компонентами речи. Педагог смотрит на мимику и жесты, определяет уровень потенциального развития речи и спонтанности в приобретении навыков общения.

Эти диагностические компоненты показывают существующий уровень развития ребенка и указывают на прогнозы логопедической работы в будущем, после чего строится коррекционная работа с конкретным ребенком в направлениях:

Как правило, на начальных этапах с малышом занимаются индивидуально, затем навыки оттачиваются в группах. Также важно опираться на существующие у ребенка механизмы восприятия и элементарной коммуникации – если малыш воспринимает картинки или знаки, то в работе надо использовать именно этот инструмент на начальном этапе. А всего этапов коррекционно-развивающей работы несколько: подготовительный, начальный, тренировочный.

На этом этапе логопед развивает предпосылки общения через усиление эмоционального и поискового отклика на повседневные раздражители: голос родителей, игрушки, бытовые предметы, животные. Ребенка учат выделять лексическую единицу среди потока слов и выражений, искать ее в пространстве, вслушиваться в речь взрослого, появляются зачатки произвольного внимания, хотя речь (если есть) все еще бедна на глаголы. Важно подкреплять эмоционально-смысловым комментарием успехи. Для этого необходимо:

  • установить зрительный контакт;
  • выбрать подходящий вариант стимуляции с учетом интересов ребенка;
  • настроить ребенка на эмоциональный отклик;
  • работать над повышением включенности и общей активности;
  • повышать уровень концентрации, распределения внимания между разными предметами и видами деятельности.

На подготовительном этапе важно подбирать те варианты коммуникации, которые понятны и доступны ребенку, чтобы взаимодействие между ним и логопедом принесло результат, а не было потраченным впустую временем. При этом важно использовать разные виды стимуляции – не только произношение, но и сенсорику (лепка, например) и другие виды деятельности (рисование, игра и т.д.)

Главная задача этапа – аккуратно включать ребенка в работу доступными средствами, вызывая и не теряя интерес и желание заниматься. Трудность этапа заключается в том, что дети с РАС сильно устают от общения с людьми, поэтому такому ребенку нужны перерывы в работе, время на восстановление сил. Это в свою очередь сказывается на длительности этапа, который может продолжаться как месяц, так и полгода.

На этом этапе логопед закрепляет и расширяет навыки, полученные на предыдущих. Пассивный словарный запас преобразуется в активный, речь обогащается новыми фразами и осмысленными выражениями, ребенок активно использует мимику и жесты, инициирует общение просьбами и выражением потребностей. Использование пусть не всех, но базовых речевых конструкций и навыков доведена до автоматизма и ребенок использует речь не только в кабинете логопеда, а в жизни. Дети с РАС демонстрируют навыки анализа и синтеза, образного (мысленного) изменения реальных предметов, словарный запас активно пополняется, повышается осмысленность, улучшается мелкая моторика, расширяется спектр эмоционального окраса речи. Теперь количество ошибок в роде, числе и падежах значительно меньше, ребенок строит двухсложные предложения, дослушивает до конца и понимает взрослого.

Читайте также: