Как влияет информатизация общества на сферу образования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Так как образование находится между производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой. В начале 70-х годов наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся социально-политическими и экономическими процессами, а также качественными изменениями в развитии науки и техники, особенно информатики. Стало очевидным, что необходимо совершенно иное направление развития современной системы образования - курс на индивидуализацию, самостоятельность обучения. Все большую силу набирает демократизация, компьютеризация и гуманизация образования, свободный выбор программы обучения, создание системы непрерывного образования.

  1. повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
  2. применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
  3. интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
  4. адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
  5. обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
  6. разработка информационных технологий дистанционного обучения;
  7. совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

А также важнейшей задачей информатизация сферы образования должно стать опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процесс е образования, лежат в основе всех видов деятельности человека.

По мнению специалистов управления экономикой и образованием для реализации современных информационных технологий требуется:

  1. создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы производства;
  2. обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;
  3. обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;
  4. подготовить квалифицированные кадры;
  5. реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и др.

Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему – создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества.

Министерство образования РФ видит следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно–образовательную среду:

Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, профессиональную деятельность педагогов и организацию управления учебно – воспитательным процессом.

ВложениеРазмер
vliyanie_protsessa_informatizatsii_obshchestva_na_razvitie_informatizatsii_obrazovaniya.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ставникова Ирина Сергеевна,

Учитель английского языка

В настоящее время особую роль приобретает информатизация всех сфер жизнедеятельности человека: науки, производства, образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся катализатором научно – технического и общественного пргресса.

Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, профессиональную деятельность педагогов и организацию управления учебно – воспитательным процессом.

Информатизация образования неизбежно приводит к трансформации всех компонентов образовательной системы.

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор,

накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование

информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной и микропроцессорной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Информатизация общества обеспечивает:

• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов;

•интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

•высокий уровень информационного обслуживания, возможность доступа любого члена общества к источникам достоверной информации,

визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на

использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов.

Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Основные понятия и определения предметной области – информатизации образования

В современном понимании информатизация общества представляет собой бурно развивающийся глобальный социальный процесс.

Информатизация – процесс широкого внедрения современных высокотехнологичных систем обработки и использования информации во всех сферах жизни общества, роста информационных ресурсов и накопления интеллектуального потенциала общества в цифровом формате.

Доминирующим видом деятельности человека становится информационная деятельность, осуществляемая на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного воздействия и обмена.

Отличительная особенность информационной деятельности с использованием информационных средств ИКТ – скоростная передача любых объемов информации, представленной в цифровом формате.

Под воздействием процесса информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности человека.

Происходящие в обществе изменения не могут не касаться и сферы образования. В профессиональной деятельности педагогов все шире используются компьютеры, интерактивные доски, базы данных и знаний, интерактивные мультимедийные электронные обучающие средства, автоматизированные системы тестирования и диагностики, информационные ресурсы сети Интернет.

Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается новая отрасль педагогической науки - информатизация образования.

Информатизация образования – новая область педагогического знания, которая изучает вопросы методологии, технологии и практики создания и использования средств ИКТ в системах образования всех уровней.

В настоящее время инновации в образовании основаны на применении методов и средств информатики, возможностей ИКТ, которые позволяют эффективнее и качественнее решать учебные задачи, развивать личность учащегося, его творческие, социальные и коммуникативные способности в целях успешной адаптации к условиям жизнедеятельности в информационном обществе. Инновационные технологии обучения раздвигают рамки традиционной классно – урочной системы и основаны на использовании в учебном процессе новых средств обучения: экспертных и интеллектуальных обучающих систем, систем автоматизации управления учебным заведением и системой образования, информационно – образовательного ресурса Интернета и т.д.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения и воспитания.

Процесс информатизации образования реализуется в три этапа. Первый этап – массовые закупки учреждениями образования компьютерных классов и периферийного оборудования, подключение к сети Интернет. Второй этап – разработка учебно – методических комплексов нового поколения. Третий этап – трансформация традиционного образования.

Цели процесса информатизации образования:

  1. Реализация социального заказа современного общества.

Дальнейшее развитие и внедрение во все сферы жизни и деятельности человека средств информатизации и коммуникации позволяют говорить о формировании новой информационной среды, в которой нам предстоит жить и работать в ближайшие годы. В учебном учреждении должны быть созданы такие условия для осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельности по представлению и извлечению знаний из различных информационных источников, которые будут максимально приближены к деятельности в новой социокультурной среде. Это позволит выпускникам школы быстрее адаптироваться к изменяющимся окружающего мира. Причем подготовка молодого человека должна быть не только достаточной для реализации им возможностей ИКТ во всех сферах жизни и деятельности в информационном обществе, но и, что особенно важно, носить опережающий характер.

Достижение этой цели потребует постоянного совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения на базе средств информатизации и коммуникации.

  1. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях процесса образования.

Реализация уникальных возможностей ИКТ способствует совершенствованию организационных форм и методов обучения, повышает эффективность учебно – воспитательного процесса, обеспечивает одновременное развитие личности обучаемого и его интеллектуального потенциала, формирование у него умений самостоятельно собирать, обрабатывать, передавать информацию об изучаемых объектах, явлениях, процессах.

Внедрение новых информационных технологий в процесс изучения английского языка

Иностранный язык - это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.

Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Рассмотрим использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Используя такую интерактивную доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет сопоставлять слова и их значения, выбирать правильный ответ; заполнять пропуски, таблицы, разгадывать кроссворды и находить правильные ответы; расположить предметы на картинке; находить слова, соответствующие картинкам; осуществлять активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации и многое другое.

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения.

Функции интерактивной доски неограниченны:

1. Помогает эффективно провести фонетическую зарядку. Разнообразные упражнения помогают вспомнить звуки, буквосочетания и правила чтения.

2.Предоставляет отличную возможность учителю создать свои грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала.

3. Интерактивная доска незаменима при введении лексического материала и для проверки запоминания введенных слов.

4. Имеет богатую коллекцию интерактивных иллюстраций, которые могут разнообразить оформление презентации.

5. Интерактивные тесты.

Использование интерактивной доски помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.

Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе.

Но, при использовании интерактивной доски необходимо обратить внимание на 2 существенных недостатка:

1. Временные затраты на подготовку урока очень велики.

2. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской (10-15 минут) на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

  • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:
  • способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
  • улучшают качество усвоения материала;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • дают возможность избежать субъективности оценки.

Применение компьютерных технологий позволяет:

  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

Информатизация общества и образования – неизбежная закономерность развития современной цивилизации, которая распространяется на все страны мирового сообщества. Поэтому учителю важно знать новую терминологию, основные закономерности этого процесса и результаты его воздействия на систему образования, понимать неизбежность постоянной структуры образования, влияющих на сферу профессиональной деятельности учителя.

Появление новых программных, аппаратных средств, периферийного оборудования, модернизация средств информатики, средств информатизации и коммуникации требует от современного учителя самообразования и саморазвития.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Влияние информатизации на сферу образования

Так как образование находится между производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой.

В начале 70-х годов наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся социально-политическими и экономическими процессами, а также качественными изменениями в развитии науки и техники, особенно информатики. Стало очевидным, что необходимо совершенно иное направление развития современной системы образования - курс на индивидуализацию, самостоятельность обучения.

Этапы информатизации образования

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей, а затем гуманитарных (конец 60-х - начало 70-х годов). Предполагалось обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ. Данный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение языком программирования, освоение умений работы на ЭВМ. Но отсутствие удобных в работе, понятных для обычного пользователя программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) протекал с середины 70-х годов по 90-е годы и был связан с появлением более мощных компьютеров, упрощенного программного обеспечения. Подобные компьютерные образовательные технологии позволили с помощью моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий, что, конечно, является немаловажным.


Основные задачи информатизации образования

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

6) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

7) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

А также важнейшей задачей информатизация сферы образования должно стать опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процесс е образования, лежат в основе всех видов деятельности человека.

а) телекоммуникационного доступа украинских ученых к зарубежным базам данных с научной и технической информацией; б) доступа мирового научного сообщества к украинским автоматизированным информационным ресурсам [4].

Следовательно, информационные и телекоммуникационные проекты, которые направлены на развитие науки и образования, не обеспечены достаточной поддержкой правительства, потому при внедрении ИКТ непосредственно в образование и науку необходимо вводить определенные нормативно-правовые акты, которые смогут усовершенствовать процесс внедрения ИКТ в учебу и стать реальным толчком к развитию электронного образования и науки [2].
Итак, мы видим, что общество не может существовать без информатизации, т.к. она активно внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Это доказывает такой простой пример, как мобилизация и компьютеризация. И, именно, поэтому необходимо идти навстречу и осваивать новые технологии, ведь именно информатизация облегчает нам жизнь.

В ходе исследования мы доказали, что именно компьютеры и другие средства ИКТ являются оптимальным средством для саморазвития, индивидуального образования и самообразования школьника, и, соответственно, мощным инструментом для управления познавательной деятельностью обучающихся, так как в настоящее время особое значение придается развитию самостоятельного критического мышления школьников, культуры умственного труда, обучению навыкам самообразования, что связано с умением работать с различными источниками информации.

Используемая литература

[1] Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. \ Г.К. Селевко. - Т.2. - М: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

[2] Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. - М.: Издательский сервис, 2007. - 320 с.

[3] Формирование информационной культуры личности/ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с

[4] Аверьянов Л.Я., Рунов А. В, Интернет как форма дистанционного обучения, Информационные технологии, №4, 2003

[5] Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 82 с.

[6] Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы) / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 2008. - 192 с.

[7] Дацюк, Г.И. Психолого-педагогические особенности применения ИКТ в учреждениях общего среднего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/Дацюк Г.И. - М., 2001. - 180 с.

[8] Аверьянов Л.Я., Рунов А. В, Интернет как форма дистанционного обучения, Информационные технологии, №4, 2003

[9] Дацюк, Г.И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/Дацюк Галина Ивановна. - М., 2001. - 180 с.

[10] Новикова, А.А. Медиаобразовательные квесты / А.А. Новикова, А.В. Федоров // Инновации в образовании. - 2008. - № 10. - С.71-93

[11] Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы) / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 2008. - 192 с.

Информатизация образования представляет собой составную часть всемирного процесса информатизации, разворачивающегося в нашем обществе. Принимая к сведению существенную роль человеческого фактора в этом процессе, система образования играет определяющую роль в формировании и развитии экономического и культурного потенциала страны. Новая историческая обстановка предъявляет соответствующие требования к человеку, реализация которых невозможна без переосмысления существующих методов обучения и их совершенствования. Без использования информационных технологий существенные сдвиги в области образования невозможны. В результате процесс образования получает принципиально новый облик. Кабельное телевидение, специальные фильмы и программы, музыкальные концерты, художественные выставки и т. п., записанные на ленте или на диске, выход в Интернет - все это существенно расширяет возможности человека.

Но! есть подводный камень - какая это информация, достоверная или нет ?

вот буквально наднях выступал мужичёк, который стал переводить на " русский " забугорную научную литературу.

но как пологается в " нашей " стране - ему стали пихать палки в колёса.

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

Думаю, что влияет прекрасно)) чем больше информатизации- тем умнее ребятки будут, я так думаю. Но тут тоже спорный вопрос. Смотря как учить детей. Как бы хуже не сделать!

· увеличение роли информации в жизни общества;

· рост доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни людей;

· создание глобального информационного пространства.

Информатизация общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда.

Так как образование находится между производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой.

В начале 70-х годов наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся социально-политическими и экономическими процессами, а также качественными изменениями в развитии науки и техники, особенно информатики. Стало очевидным, что необходимо совершенно иное направление развития современной системы образования - курс на индивидуализацию, самостоятельность обучения.

Все большую силу набирает демократизация, компьютеризация и гуманизация образования, свободный выбор программы обучения, создание системы непрерывного образования.

Билет 20

Определяя таким образом мультимедиа курс, мы определяем и структуру учебно-методических комплектов, подготовка которых является наиболее важной для преподавателя задачей в системе открытого и дистанционного образования.

Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят:

тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры),

электронный лабораторный практикум,

компьютерная тестирующая система.

Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин.

Рассмотрим кратко назначение, состав и технологию создания интерактивных компонент, описанных в методическом пособии "Дистанционное образование и его технологии" [16].

Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории.

Компьютерный учебник содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем.

Нелинейная организация учебного материала, многослойность и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования информации о выборе учащимся траектории обучения определяют специфику электронного учебника.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме.

В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.

Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна - ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д.

В электронный справочник обычно можно войти из любого раздела курса с помощью специальной кнопки в главном меню. Собственное меню справочника, как правило, представляет собой алфавит, оформленный в разных дизайнерских решениях. Активизация кнопки-буквы обеспечивает доступ к соответствующему фрагменту справочника.

В настоящее время наличие справочной системы является обязательным для любого УМК. При этом электронный справочник может быть представлен как самостоятельный элемент УМК или встроен в электронный учебник.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.

В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.

К тренажерам могут быть отнесены также и компьютерные задачники. Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.

В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.

Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя. В последнем случае в нее включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор). Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования. Тестирующая система может быть встроена в оболочку электронного учебника, но может существовать и как самостоятельный элемент УМК. В этом случае тестирующие программы по различным дисциплинам целесообразно объединять в единой базе данных.

Представленные компоненты мультимедиа курса сами по себе не решают педагогических задач. Обучающая функция реализуется в мультимедиа курсе через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории.

Билет 23

ЛЕКЦИЯ
Билет 24

Билет 25


создание новых обучающих программ

· учебные среды программирования;

· - сервисные программные средства;

· - программные средства, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения;

· - программные средства, управляющие действиями реальных объектов;

· - программные средства, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента;

· - игровые программные средства развивающего и досугового назначения.

Рассматривая систему образования, можно выделить информационно-коммуникационные технологии в обучении:

- компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы;

- обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

Читайте также: