Разработка проекта в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Что такое проект?

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система развития личности ребенка, при которой дети приобретают знания, умения, навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками совместно со взрослыми (педагогами, родителями) какой-то проблемы .

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Основные требования к использованию метода проекта

в детском саду:

- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагогов, родителей), сотворчество ребят и взрослых;

- обязательно в ходе проекта происходит развитие социально-коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков (дети рассказывают о своей работе, в том числе в форме игры (экскурсоводы, ученые-исследователи и др.), представляют продукты творческой деятельности – альбомы, плакаты, рисунки, макеты и т.д.).

- основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется поставленными в ходе проекта задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Советы воспитателю по работе над проектом

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик (перед началом проектной деятельности необходимо заинтересовать детей, родителей, вызвать у них желание больше узнать, исследовать поставленную проблему, участвовать в разнообразной деятельности, проявлять свои таланты и способности).

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

При составлении совместного плана работы с детьми (если это старшие дошкольники их можно привлекать к совместному планированию деятельности), поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход к детям, учитывая их возможности и способности. Важно для каждого ребенка создать ситуацию успеха.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта –педагог готовит и проводит его презентацию со всеми участниками (в случае с театром – может быть спектакль).

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта .

Виды проектной деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов

По составу участников

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей младшей группы .

Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.

Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется со второй младшей группы.

Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в старшем дошкольном возрасте.

В воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.

1 этап – Выбор темы проекта . Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.

2 этап - Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:

Планирование результатов проекта (конечный продукт)

Дети объединяются в рабочие группы, если проект коллективный. Распределение амплуа.

3 этап - Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в развивающей среде, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4 этап - Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .

Портфолио проекта (конспекты, фото, рисунки, альбомы, макеты и др.) .

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

3. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.

4. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога .

4. Практическая часть.

Всем участникам педсовета разбиться на группы и разработать проекты (предлагаются темы), представить разработанный проект.

Список литературы:

Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.

Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова

И.А.Урмина, Т.А.Данилина. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. – М.: Линка-Пресс, 2009 - 320 стр.

Рубрики

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения…

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения (гнев, агрессию)

Комментарии

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.

ВложениеРазмер
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti.docx 30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации проектной деятельности в ДОУ

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.

Этапы реализации метода проектов:

Деятельность участников проекта (по Т.А. Данилиной)

  1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
  2. Вводит в игровую (сюжетную)
  1. Формулирует задачу (нежёстко).
  1. Вхождение в проблему.
  2. Вживание в игровую ситуацию.
  3. Принятие задачи.
  4. Дополнение задач проекта.
  1. Помогает в решении задачи.
  2. Помогает спланировать деятельность
  3. Организует деятельность.
  1. Объединение детей в рабочие группы.
  2. Распределение амплуа.
  1. Практическая помощь (по необходимости).
  2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

9. Подготовка к презентации. 10.Презентация.

  1. Продукт деятельности готовят к презентации.
  2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами :

  • Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве — она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.
  • Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Педагог

должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности.

  • Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса.

Для проектирования (из опыта работы ДОУ) удобнее всего выделять один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей: творческая работа начинается в 11 часов (после завтрака и прогулки). При этом желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на первых порах она должна реализовываться в ходе занятий с детьми по подгруппам (по 5—9 человек). Таким образом, каждая подгруппа детей занимается своим проектом.

Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу воспитателя, администрация должна способствовать выделению времени и места для специальных встреч педагогов, а также участвовать в этих собраниях. Итак, если администрация готова включиться в процесс внедрения проектной технологии в жизнь детского сада, то следующим этапом станет организация творческой группы педагогов. Создание творческой группы должно быть инициировано старшим воспитателем при поддержке заведующей.

Полноценная творческая группа должна реализовывать две основные функции: осуществлять мониторинг проектной деятельности и способствовать формированию личной философии профессиональной деятельности педагогов. Мониторинг проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Формирование личностной философии профессиональной деятельности педагогов в большей мере связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей.

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

Ответы на вопрос Что мы узнали? дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие

проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:

  • Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
  • Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
  • Какое из занятий понравилось вам больше всего?
  • Что нужно изменить в организации следующего проекта?

В специальной книге дети могут оценить каждый этап реализации проекта, иллюстрируя повествование рисунками, текстами, записанными под диктовку. В книге о проекте должно быть также отмечено участие в его реализации родителей.

Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребенка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.

Для документирования осуществляемых проектов ведется журнал тематических планов, например.

План тематического проекта

  1. Тема и ее происхождение
  2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта
  3. Необходимые материалы
  4. Вопросы детям по предлагаемому проекту:
  5. Что мы знаем?
  6. Что мы хотим узнать?
  7. Как нам найти ответы на наши вопросы?
  8. Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя.)
  9. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.

Типы проектной деятельности в ДОУ

Е.С. Евдокимова предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

  1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
  3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
  5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Обращая внимание на классификацию типов проектной деятельности по доминирующему методу, важно отметить, что в практике современных дошкольных учреждений чаще используются следующие виды проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

Взаимодействие родителей и детей в совместной проектной деятельности

При взаимодействии взрослых и детей в проектировании, необходимо, чтобы этот процесс соответствовал некоторым признакам:

Во-первых, он должен отражать сотворческую позицию субъектов, взаимодействующих в проектировочном процессе. Этот признак выражается в критичности относительно своего и чужого опыта; в том, что цель каждого участника, взрослого и ребенка – процесс совместного поиска, где каждый занимающий сотворческую позицию выступает для другого гарантом развития.

Второй признак проявляется в том, что взаимодействие субъектов сотворчества связано не столько со взаимообменом опытом (у детей он часто вообще невелик), сколько со взаимным преобразованием и достраиванием друг друга как целостных личностей. Каждый участник становится катализатором для развития другого.

Третий признак заключается в том, что для субъектов развития в проек- тировочной деятельности каждая находка, каждый случай открытия нового становится лишь поводом, выходом в другое (иное) знание, но не правилом, не окончательной истиной.

До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения.

В дальнейшем активность взрослого в совместной проектной деятельности снижается, и он становится, по большей части партнером.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах. Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки. Можно видеть, что на втором этапе активность взрослого несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей детей. Родителю важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования.

Проектирование может являться материалом для выявления взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования. В отличие от других технологий воспитания и обучения

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектирование в ДОУ представляет собой интеграцию образовательных областей.

Этот раздел посвящен творческим проектам в ДОУ, которые представляют собой совместную работу воспитанника детского сада, родителей и воспитателя. Исследовательские и творческие проекты в ДОУ предназначены для развития у детей интереса, навыков поиска информации и творческих способностей, послужат воспитанию старания и самостоятельности.

В рамках работы над творческими проектами воспитанники детского сада познакомятся с удивительными явлениями природы и окружающим миром, в рамках творческого процесса с элементами игры дети ДОУ получат свои первые знания и представления об окружающей действительности и прекрасном.


Проект в ДОУ "Почему День Победы - праздник со слезами на глазах?"



В этом разделе предложены исследовательские работы в ДОУ, выполненные воспитанниками старшей, средней и подготовительной группы детского сада совместно с педагогами, а также исследования и проекты воспитателей на познавательные и экологические темы, научно исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Опубликованные долгосрочные и краткосрочные исследовательские проекты в ДОУ направлены на развитие у детей младшей, средней, старшей и подготовительной группы детского сада познавательных интересов, содействуют формированию интереса и увлеченности проектной деятельностью, выполняются с родителями и воспитателями дошкольной образовательной организации.

Читайте также: