Какой композитор способствовал возрождению произведений баха кратко

Обновлено: 05.07.2024

Детство

Иоганн Себастьян родился 31 марта 1685 года в немецком городке Эйзенах. В многодетной семье Бахов он был младшим, восьмым ребёнком (четверо из них умерли в младенческом возрасте). Их род ещё с начала XVI века славился своей музыкальностью, многие из его родственников и предков были профессионалами в музыке (исследователи их насчитали около полусотни). Прапрадед композитора Фейт Бах имел профессию пекаря и отлично играл на цитре (это такой щипковый музыкальный инструмент в виде ящичка).

При такой родне естественно, что маленький Иоганн Себастьян начал обучаться музыке раньше, чем научился говорить. Первые уроки игры на скрипке он получал от отца и очень радовал родителя своею жадностью к музыкальным познаниям, усердностью и способностями. Мальчик обладал превосходным голосом (сопрано) и, будучи ещё совсем маленьким, солировал в хоре городской школы. В его будущей профессии не сомневался никто, из Себастьяна обязательно должен был получиться музыкант.

Себастьян Бах

Когда ему было девять лет, умерла мама Элизабет Леммерхирт. Спустя год скончался и отец, но ребёнок не остался одинок, его забрал к себе старший брат Иоганн Кристоф. Он был степенным и уважаемым в городе Ордруф музыкантом и учителем. Вместе со своими учениками Иоганн Кристоф учил младшего брата играть церковную музыку на клавесине.

Однако юному Себастьяну эти занятия казались однообразными, скучными и мучительными. Он стал заниматься самообразованием, тем более когда прознал, что у старшего брата в закрытом шкафу имеется тетрадка с произведениями известных композиторов. По ночам юный Бах проникал в шкаф, доставал тетрадь и при свете луны переписывал ноты.

От такой утомительной ночной работы у юноши начало портиться зрение. Как же было обидно, когда старший брат обнаружил Себастьяна за таким занятием и отобрал все записи.

Образование

В Ордруфе юный Бах окончил гимназию, где изучил богословие, географию, историю, физику, латынь. Школьный учитель посоветовал ему продолжить учёбу в известной вокальной школе при церкви Святого Михаила в городе Люнебурге.

Когда Себастьяну исполнилось пятнадцать лет, он решил, что уже вполне самостоятелен, и отправился в Люнебург, прошагав пешком из Центральной Германии на север почти 300 километров. Здесь он поступил в школу и в течение трёх лет (с 1700 по 1703 годы) находился на полном пансионе и даже получал небольшую стипендию. За время учёбы побывал в Гамбурге, Целле, Любеке, где познакомился с творчеством современных музыкантов. В это же время он попробовал создавать свои собственные произведения для клавира и органа.

Окончив вокальную школу, Себастьян имел право поступления в университет, но не воспользовался им, так как нужно было добывать средства на жизнь.

Себастьян Бах

Творческий путь

Бах поехал в Тюрингию, где устроился в частную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского придворным музыкантом. В течение полугода он играл на скрипке для господ и приобрёл первую исполнительскую популярность. Но молодому музыканту хотелось развиваться, открывать для себя новые творческие горизонты, а не ублажать слух богатеев. Он уехал в Арнштадт, что в 200 километрах от Веймара, где стал работать придворным органистом в церкви Святого Бонифация. Бах трудился всего три дня в неделю и при этом получал достаточно высокое жалование.

Церковный орган был настроен по новой системе, у молодого композитора появилась масса новых возможностей, которыми он воспользовался и написал около тридцати каприччио, сюит, кантат и других органных произведений. Однако через три года Иоганну пришлось покинуть город Арнштадт, так как у него сложились напряжённые отношения с властями. Церковному начальству не нравился его новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений. При этом слава о талантливом органисте распространялась по Германии быстрее ветра, и Баху во многих немецких городах предлагали выгодные должности.

Себастьян Бах

В 1708 году он с семьёй переехал в Веймар, где задержался надолго в должности придворного композитора и органиста. Считается, что именно здесь и в этот период начался его творческий путь как сочинителя музыки.

В 1717 году Бах уехал из Веймара, чтобы устроиться придворным капельмейстером в Кётене у князя Леопольда Ангальта, ценившего талант композитора. Князь хорошо платил Баху, предоставил ему полную свободу действий, но он исповедовал в религии кальвинизм, что исключало использование в богослужениях утончённой музыки. Поэтому в Кётене Бах в основном занимался написанием мирских произведений:

Себастьян Бах

За всю жизнь композитор написал более тысячи произведений.

Семья

Осенью 1707 года Иоганн сочетался браком со своей троюродной сестрой Марией Барбарой. В семье родилось всего семеро детей, но трое из них умерли в младенческом возрасте.

Себастьян Бах

Двое из тех, кто выжил, стали впоследствии довольно известными в музыкальном мире людьми:

  • Вильгельм Фридеман так же, как и отец, был органистом и композитором, импровизатором и мастером контрапункта.
  • Карл Филипп Эммануил тоже стал музыкантом, композитором, известен как Берлинский или Гамбургский Бах.

В июне 1720 года Мария Барбара скоропостижно умерла, и Бах остался вдовцом с четырьмя малолетними детьми.

Когда боль от утраты немного стихла, Себастьян вновь задумался о полноценной семье. Он не хотел привести в дом мачеху для своих детей, но и одному было уже невмоготу. Как раз в этот период в Кётене выступала с концертами певица Анна Магдалена Вильке – дочка его старинного друга, придворного музыканта в Вейсенфельде. Молоденькая Анна несколько раз бывала в гостях у Баха и мило играла с его детьми. Себастьян долго не решался, но, в конце концов, сделал ей предложение. Несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте, девушка согласилась стать супругой композитора.

Себастьян Бах

По вечерам в доме зажигали свечи, собирались в гостиной, Бах играл на скрипке, а Анна пела. В такие моменты под их окнами собирались толпы слушателей, которых потом пускали в дом поужинать вместе с хозяевами. Семья Бахов была очень щедрой и гостеприимной.

В этом браке родилось тринадцать детей, выжило из них только шестеро.

К сожалению, после смерти Иоганна начались разногласия между его детьми. Все разъехались, с Анной Магдаленой остались лишь две младшие дочери – Регина Сузанна и Иоганна Каролина. Материальной помощи никто из детей не оказывал, и остаток жизни супруга великого композитора провела в полной нищете. После смерти её даже похоронили в безымянной могиле для нищих. Самая младшая дочь Баха Регина влачила ужасное существование, в конце жизни ей оказал помощь Людвиг ван Бетховен.

Последние годы жизни и смерть

Иоганн Себастьян прожил 65 лет. В последние годы у него сильно ухудшилось зрение, подпорченное ещё в юности. Композитор решился на операцию, которую ему сделал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора нельзя было назвать хорошей, но Себастьян цеплялся за последнюю надежду. Однако оперативное вмешательство оказалось неудачным, и Бах полностью ослеп. При этом он не перестал сочинять, теперь свои произведения диктовал жене или зятю.

За десять дней до смерти произошло чудо, и к Баху вернулось зрение, словно для того, чтобы он последний раз смог увидеть лица любимой жены и детей, свет солнца.

28 июля 1750 года сердце великого музыканта остановилось. Похоронили его в Лейпциге на церковном кладбище.



(1)

(2)
(3)

(4)

Органная школа Центральной Германии начинается с Генриха Баха (1615–1692), деда Иоганна Себастьяна, и включает в себя Иоганна Пахельбеля (1653–1706), Иоганна Кунау (5) (1660–1722) и еще несколько членов многочисленного баховского рода. Эти композиторы тяготели к менее пространным и более простым по форме органным сочинениям.


(5)

Пахельбель, Бём и Букстехуде – каждый из них внес что-то свое в такой важный жанр органной музыки, как хоральная прелюдия. Наиболее величественная концепция у Иоганна Пахельбеля. Он трактует хоральную прелюдию как фугу. Каждая фраза мелодии проводится наподобие фугетты. Вся хоральная прелюдия состоит, таким образом, из отдельных фуг; их темы в своей последовательности образуют хоральную мелодию, что и объединяет отдельные части в одно целое. У Баха мы находим ряд хоральных прелюдий, написанных по такому плану.
Можно назвать еще много композиторов, которые в той или иной степени повлияли на формирование стиля Баха. Среди них Джованни Легренци (6) (1626–1690), Арканджело Корелли (7) (1653–1713), Томазо Джованни Альбинони (1671–1751), на темы которых он писал фуги, Антонио Вивальди (8) (1678–1741), концерты которого он переложил для клавесина и органа. Также он изучал французских композиторов – одна пьеса Куперена оказалась переписанной в Нотной тетради Анны Магдалены Бах. таблицей расшифровки украшений Жана Анри Д’Англебера (1635–1691) Бах воспользовался, когда составлял свою собственную таблицу для старшего сына Вильгельма Фридемана. Примеров такого учения и обучения Баха множество.

Глядя на фотографию классика, иной раз трудно представить себе, каким он был в детстве, как постигал азы музыкальной науки. Оржеховская пофантазировала на тему уроков у преподавателя Георга Бема из Люнебурга:

Гармония – наука об аккордах, созвучиях. Полифонический стиль и инструментальную музыку Бах предпочитал на протяжении всей жизни, но есть у него и выдающиеся вокально-инструментальные произведения: кантаты, оратории, мессы. Вот что пишет по этому поводу Оржеховская:

Вот моя собственная попытка выразить ощущения от музыки Баха

Как гигантский собор затонувший со дна морского достали труды. Спустя сотни лет после забвенья. Гений вне моды – не легкокрылая и изящная светская птица.
Говорят о поэтах – планета или шар земной. Бах есть Вселенная.
Неразделимы божественное с человеческим в многоголосном мощном звучании. Океаны боли и радости. И строжайшие правила организации музыкальной палитры, совершенное владение ремеслом.
Великий художник, великий ремесленник. Путь крестоносца – истинно верующего. А иначе не была бы написана ни одна нота.
Испытания закаляли, утверждали и очищали дух его. Для дальнейших свершений.
Во славу – не имени Баха. Творений.
Не фанатик и не слепец, но одержимый. В наиразумнейшем из всех возможных смыслов этого слова.

Такое ощущение от музыки Баха, что он не ставил себе задачу удивить, поразить слушателя, но скромно указал путь по которому следует идти, если хочешь добиться совершенства – как исполнитель или как творец. Бах предлагает экспериментировать с тембрами, темпами, динамикой и даже с альтерацией. Поэтому я, лично, комфортнее чувствую себя, читая уртекст, нежели подробную редакцию, как, например, у Муджелинни.
На склоне лет я отважился просмотреть сонаты Бетховена и слышно было очень хорошо в некоторых номерах, с каким вниманием Бетховен отнёсся к сочинениям Баха.
29 соната просто в тупик меня поставила, особенно фуга и, конечно, пришлось поискать записи в Интернете, чтобы понять, как её слушать и играть. Возможно я ошибаюсь, но так показалось, 26 номер из вариаций Гольдберга сыграл свою роль (эта вариация показалась мне самой сложной).
У Моцарта есть фуга /KV 394 (383a)/, которую предваряет прелюдия (in C). Чрезвычайно сложная для восприятия и исполнения: тоже, думаю, музыка Баха оказала влияние и маэстро показал, что тоже не лыком шит.
Насчёт набожности Баха. думаю, слухи о его глубокой, безоговорочной вере сильно преувеличены. Особенно ХТК или инвенции: ну совсем не настраивают на религиозный лад, но дают ощущение необыкновенного простора, мало совместимого со смирением и неким абсолютом, во всемогущество которого мы должны безоговорочно верить.
В Питере открыли скромный памятник на Невском, у входа в кирху (там же и памятник Гёте) и я не в претензии. Лютеране сохранили для нас орган и большое им спасибо за это.
С уважением.

Спасибо за отзыв, конечно, насчет веры Баха - это наши домыслы, мы правды не знаем.

Я сразу не сообразила, как вам точнее ответить, дело в том, что у композиторов бывают просто произведения, которые они пишут как упражнения для учащихся, а не с целью пропаганды веры в бога. Произведений на религиозную тему у Баха достаточно, и отдельные прелюдии ХТК выражают такую скорбь (особенно b-moll из первого тома), проводят аналогии с образом Христа. Но насколько искренне сам Бах верил, что мир создал бог, и был такой сын божий Иисус Христос, не берусь судить.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

МЕНДЕЛЬСОН ВОЗРОДИЛ ИНТЕРЕС К ЗАБЫТОЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ БАХА МУЗЫКЕ

КСТАТИ

Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и был авторитетным консультантом по проверке и настройке новых органов. На сегодняшний день великому немецкому композитору установлено одиннадцать монументов в Германии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Несмотря на всю безграничную доброту и простодушие, Бах порой бывал сварливым и вспыльчивым. Как-то раз на репетиции органист церкви св. Фомы, играя, допустил небольшую ошибку. Рассердившись и не найдя под рукой, чем бы запустить в неумеху-музыканта, Бах в раздражении сорвал с себя парик и швырнул его в органиста.- Тебе надо сапоги тачать, а не играть на органе! - закричал в сердцах Иоганн Себастьян.

КУЛЬТУРУ - В МАССЫ!

Виолетта ВАЙТЕКУНЕЕ, дизайнер-модельер, Ростов-на-Дону:

- Когда я слышу произведения великих композиторов, во мне просыпается огромный стимул к работе.

К тому же прослушивание классики - это потрясающая релаксация. Кстати, многие современные музыканты создают весьма неплохие обработки великих произведений. Это еще раз подтверждает бессмертность классической музыки.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: