Раскройте в чем выражался и чем объяснялся авторитет фомы аквинского в средневековом мире кратко

Обновлено: 02.07.2024

атаман оренбургского казачьего войска а.и.дутов 26 октября подписал приказ о непризнании на территории оренбургского казачьего войска власти большевиков.

памятник защитникам смоленска в войне 4-5 августа 1812г.

памятник софийскому полку

памятник кутузову м.и.

бюст кутузова м.и.

аллея генералов участников обороны смоленска в 1812г

обелиск на могиле генерала скалона а.а.

мемориальная доска в память о партизанах 1812г.

мемориальная доска на месте расстрела энгельгарда п.и.

конечно была, ведь он отменил крепостное право (1861), что повлияло на последующую жизнь обычных людей и рабочих. империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, северного кавказа, дальнего востока и других территорий.

Данные событие связанны со смутой* 1610-1613год семибоярщина это когда правят бояры*тушинским вором назвали лжедмитрия 2 а самозванец лжедмитрия1

1.Чем отличались монашеские ордены, созданные в Европе в XI-XIII вв., от орденов крестоносцев?
2.Раскройте, в чем выражался и чем объяснялся авторитет Фомы Аквинского в средневековом мире?

В армиях крестоносцев с благословения папы римского создавались особые монашеско-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Вступая в орден, рыцарь оставался воином, но приносил обычный обет монашества: не мог иметь семьи.

В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма

Фома Аквинский (род. в 1225 или 1226 году, ум. в 1274 году) считается величайшим представителем схоластической философии. Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как единственно истинную философию; это стало обязательным со времени рескрипта, изданного Львом XIII в 1879 году. В результате этого философия св. Фомы не только представляет исторический интерес, но и поныне является действенной силой, как философские учения Платона, Аристотеля, Канта и Гегеля, на самом деле большей силой, чем два последних учения.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

ответ: Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма Фома Аквинский (род. в 1225 или 1226 году, ум. в 1274 году) считается величайшим представителем схоластической философии. Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как единственно истинную философию; это стало обязательным со времени рескрипта, изданного Львом XIII в 1879 году. В результате этого философия св. Фомы не только представляет исторический интерес, но и поныне является действенной силой, как философские учения Платона, Аристотеля, Канта и Гегеля, на самом деле большей силой, чем два последних учения.

Основная идея данного отрывка состоит в том, что церковная власть важнее светской, и соответственно все христианские правители должны подчиняться папе римскому.

2*. С помощью каких приёмов автор стремится убедить читателей в правоте своих утверждений?

Автор пытается убедить читателей в том, что светские правители должны подчиняться церковным с помощью метафор и сравнений. Он утверждает, что душа человека руководит телом, и соответственно те, кто отвечают за управление душой (духовенство) должны руководить теми, кому непосредственно подчиняется человек (светским монархам).

Стр. 159

Вопросы и задания после параграфа

1. Чем обосновывали римские папы верховенство своей власти?

Римские папы обосновывали верховенство своей власти тем, что они являются непосредственными наместниками Иисуса Христа на Земле и потому все светские государи должны им подчиняться.

2. Объясните, чем было вызвано появление и распространение еретических учений в европейских странах в XII—XIII вв. Что было общим во взглядах их приверженцев?

Распространение еретических учений в европейских странах в XII–XIII вв. связанно с ростом городов в этот период и увеличением городского населения. Горожане были образованнее крестьян, поэтому некоторые из них, читая Библию, начали находить в ней скрытый смысл, о котором никогда не говорили священники.

Общим во взглядах приверженцев еретических учений было негативное отношение к Католической церкви. Еретики считали, что духовенство заботится исключительно об удержании власти и накоплении земных богатств, а не о своей главной задаче – спасении людских душ.

3. Какие средства и методы Церковь использовала в борьбе против еретиков? *Почему походы против еретиков в Южной Франции были объявлены Церковью Крестовыми?

Для борьбы с еретиками Католическая церковь использовала различные средства и методы. Для начала мирянам было официально запрещено самостоятельное чтение Библии. Лишь духовенство наделялось таким правом. Однако, поняв слабую эффективность таких мер, руководство Церкви стало действовать болем жестким путём. Для расследования дел, связанных с ересью, была создана инквизиция. Её члены относились к еретикам очень жестоко и чаще всего приговаривали обвиняемых к смертной казни путём сожжения на костре. Самой крайней мерой, которую использовала Церковь, были военные походы против еретиков и их физическое уничтожение.

Походы против альбигойцев в Южной Франции папы объявили Крестовыми для того, что бы привлечь на свою сторону как можно больше французских рыцарей и князей, и с их помощью уничтожить еретиков. Дело в том, что альбигойцев было слишком много, и они хорошо укрепились в Южной Франции. Поэтому одолеть их только своими силами Католическая церковь просто не могла.

4. Чем отличались монашеские ордены, созданные в Европе в XI—XIII вв., от орденов крестоносцев?

Монашеские ордена занимались исключительно мирной деятельностью, делая акцент на проповедовании христианской веры и искоренении еретических учений бескровным путём (например, с помощью инквизиции). В свою очередь, ордена крестоносцев действовали военным путём, сражаясь против тех, кого Церковь считала своими врагами (прежде всего с мусульманами и язычниками, реже – с еретиками).

5. Используя иллюстрации параграфа, охарактеризуйте занятия средневековых монахов.

Средневековые монахи не только молились Богу и проповедовали среди людей, но и выполняли вполне земную работу. Чаще всего они обрабатывали землю, занимались садоводством и различными ремеслами, а также – написанием и переписыванием книг.

6. Раскройте, в чём выражался и чем объяснялся авторитет Фомы Аквинского в средневековом мире.

Фома Аквинский (1225/1226 – 1274) был доминиканским монахом и одним из наиболее выдающихся богословов Средневековья. Его авторитет выражался в том, что в своих сочинениях он мог дать ответ практически на все вопросы мироздания, которые ранее беспокоили других европейских философов. Поэтому труды Фомы Аквинского со временем стали фундаментом для официального учения Католической церкви, и получили наименование томизм.

Такой авторитет объяснялся тем, что в своих исследованиях Фома Аквинский активно использовал не только Священное Писание, но и труды учёных, живших в античную эпоху. В первую очередь – греческого философа Аристотеля. Ранее представители католического духовенства практически не упоминали о нём (прежде всего, из-за того, что он был язычником). Но благодаря Фоме Аквинскому, о Аристотеле вновь заговорили с новой силой, и начали изучать его наследие наравне с Библией.

Под паломничестом традиционно понимают путешествия верующим к местам, имеющим особенное значение для определённой религии. Человека, совершающим такое путешествие называли паломником или пилигримом. Следует отметить, что для христиан первостепенное значение имела территория Палестины, поскольку именно здесь были расположены места, связанные с жизненным путём и деятельностью Иисуса Христа – река Иордан, города Назарет, Вифлием и конечно же – Иерусалим. Поэтому Палестину стали называть Святой землёй. Особенное значение имели места, связанные с распятием и воскрешением Христа – Гефсиманский сад, гора Голгофа, Гроб Господень. Они расположены или в самом Иерусалиме, или в его окресностях. Поэтому именно Иерусалим, начиная с IV в. и до нашего времени считается центром всех христианских паломников. Недаром захват Святой земли мусульманами в VII в. считался существенным ударом по престижу христианской веры.

Важными центрами паломничества также стали места, связанные с деятельностью апостолов, а также раннехристианских святых. Позже к ним добавились крупнейшие города, где были сооружены большие соборы. В эти соборы целенаправлено свозились мощи святых (например, апостола Петра или Андрея) и другие религиозные артефакты (чаще всего иконы). Прежде всего такими центрами были Рим, где был построен собор св. Петра (главный храм католической церкви), и Константинополь, где был воздвигнут собор св. Софии (главный храм православного христианства). Позже, начиная с XI – XII вв., практически в каждом европейском государстве сформировались свои местные центры паломничества. Во Франции ими стали Париж и Лурд, в Испании – Сантьяго-де-Компостела, в Англии – Кентербери и Йорк. В Древней Руси общепризнанным центром паломничества был Киев.

Для искренне верующих людей паломничество имело гораздо большее значение, чем просто путешествие. Они верили в то, что, прикоснувшись к нетленным мощам святых и животворящим иконам, или искупавшись в священной реке Иордан, получат прощение всех грехов, в в некоторых случаях – исцеление каких-то физических недугов и болезней. При этом пилигримов не останавливали огромные трудности, характерные для Средних веков: плохое состояние дорог (тем более, что большинство из них передвигалось пешком), частые нападения разбойников, голод и эпидемии (в процессе путешествия обыденным явлением были вспышки чумы, холеры или дизентерии). Для того, чтобы эффективно противостоять опасностям паломники чаще всего объединялись в большие группы, что позволяло им отбить нападение врага (среди пилигримов было немало рыцарей) или поддержать друг друга в случае необходимости. С возникновением духовно-рыцарских орденов в XII в. (в первую очередь, тамплиеров) безопасность паломников была отчасти решена.

Для Церкви паломничества тоже имели положительный результат. Массовость этого явления повышала авторитет христианства, наглядно демонстрируя, на какие жертвы и лишения готов пойти верующий. Духовенство также рассчитывало, что пилигримы способствуют распространению христианской религии за пределами Европы (прежде всего на Ближнем Востоке). Кроме того, церковные иерархи могли использовать такую глубокую религиозность средневековых жителей в своих целях. Например, организованные папой Урбаном ІІ Крестовые походы официально проводились именно в интересах паломников – для освобождения величайших христианских святынь от иноверцев-мусульман. Кроме того, далеко не последнюю роль играли корыстные интересы. На пути следования паломников, начали строиться постоялые дворы и гостиницы, нередко находящиеся под управлением Церкви. Похожие услуги могли оказывать и монастыри. Кроме того, центры паломничества быстро превращались в центры торговли, в которых помимо прочего была распространена продажа различных церковных атрибутов (иконок, ладанок, амулетов с частицами Животворящего креста и т.п.). Это тоже приносило хороший доход. Одним словом, на пилигримах Церковь могла неплохо заработать.

Подводя итоги, следует упомянуть, что средневековые паломничества также выполняли важную познавательную функцию. Они позволяли невежественным и неграмотным людям того времени, кругозор которых чаще всего оканчивался соседними деревнями и городами, больше узнать об окружающем их мире. В перспективе это существенно способствовало развитию географических знаний, и в частности привело к развитию картографии.

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

фото 814

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основы философского учения

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

фото 815

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

фото 816

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

Читайте также: