Работа с родителями по познавательно исследовательской деятельности в доу

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Взаимодействие с родителями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности.

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной активности , которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир.

Актуальностью данной проблемы является создание в ДОУ условий для формирования любознательности и познавательных интересов , однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только во взаимодействии с родителями .

Главными задачами по взаимодействию с семьями воспитанников являются:

- Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями ;

- Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности ;

-Обогатить развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников ;

- Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями ;

- Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей .

Для реализации избранного направления был разработан перспективный план работы с родителями с сентября по август.

Форма проведения : круглый стол, дискуссия.

Цель : раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность .

2. Создание картотеки прогулок ( для родителей ) .

Цель : раскрыть для родителей ценность прогулки в формировании познавательного интереса , как важную составляющую разностороннего развития ребенка.

3. Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе.

Цель : развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

1. Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.

2. Создание картотеки опытов и экспериментов (для родителей ) .

3. Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка .

4. Организация прогулки-экскурсии на поляну совместно с родителями .

Цель : раскрыть для родителей важность наблюдений в природе, любования красотой и разнообразием растительного и животного мира в формировании любознательной , активной, творческой личности ребенка.

2. Создание мини-музея семян, плодов и косточек.

4. Итоговое родительское собрание . Подведение итогов. Чаепитие. Вручение грамот и благодарственных писем родителей .

В методической разработке учитывались два основных принципа ФГОС ДО : формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и сотрудничество организации с семьей.

Формирование познавательных интересов отчетливо прослеживается в познавательно-исследовательской деятельности , так как в ней лежат жажда познания , стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях и многое другое. Но добиться эффективных результатов в развитии ребенка можно только в сотрудничестве с родителями воспитанников .

кристина гараева
Взаимодействие с родителями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности.

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир.

Актуальностью данной проблемы является создание в ДОО условий для формирования любознательности и познавательных интересов, однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только во взаимодействии с родителями.

Цель разработки – рассмотрение особенностей взаимодействия педагогов ДОО с родителями по формированию познавательных интересов детей в познавательно-исследовательской деятельности.

- Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;

- Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;

- Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;

- Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.

Реализация работы с родителями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности.

Для реализации избранного направления был разработан перспективный план работы с родителями с сентября по август.

Форма проведения : круглый стол, дискуссия.

Цель: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

2. Создание картотеки прогулок (для родителей).

Цель: раскрыть для родителей ценность прогулки в формировании познавательного интереса, как важную составляющую разностороннего развития ребенка.

3. Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе.

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

1. Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.

2. Создание картотеки опытов и экспериментов (для родителей).

3. Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка.

4. Организация прогулки-экскурсии на поляну совместно с родителями.

Цель: раскрыть для родителей важность наблюдений в природе, любования красотой и разнообразием растительного и животного мира в формировании любознательной, активной, творческой личности ребенка.

2. Создание мини-музея семян, плодов и косточек.

4. Итоговое родительское собрание. Подведение итогов. Чаепитие. Вручение грамот и благодарственных писем родителей.

В методической разработке учитывались два основных принципа ФГОС ДО: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и сотрудничество организации с семьей.

Формирование познавательных интересов отчетливо прослеживается в познавательно-исследовательской деятельности, так как в ней лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях и многое другое. Но добиться эффективных результатов в развитии ребенка можно только в сотрудничестве с родителями воспитанников.

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

В данной методической разработке рассматриваются разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями по организации познавательно – исследовательской деятельности в домашних условиях. Статья написана на основании опыта работы с опорой на научные разработки. Данные статьи могут быть использованы педагогами ДОУ в практической деятельности.

Содержимое публикации

Южно – Уральская железная дорога

Филиал открытого акционерного общества

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 152 открытого акционерного общества

Методический материал

Устинова Ирина Анатольевна

Челябинск, 2021 г.

Аннотация: в данной методической разработке рассматриваются разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями по организации познавательно – исследовательской деятельности в домашних условиях. Статья написана на основании опыта работы с опорой на научные разработки. Данные статьи могут быть использованы педагогами ДОУ в практической деятельности.

В последние десятилетия перемены в обществе привели к изменению взглядов на взаимодействие с родителями. В дошкольных учреждениях им стали отводить более активную роль, появились новые инновационные формы работы: школа для семьи, школа для родителей, различные курсы. Стали проводиться тренинги, практикумы, конференции, в которых на базе детского сада специалисты оказывают родителям просветительскую, диагностическую, психологическую помощь. Появились Интернет – сайты, выполняющие те же функции. Одним из направлений работы с родителями является организация познавательной деятельности в условиях семьи. Активно обсуждаются вопросы о том, как в процессе взаимодействия с ребенком обучать и развивать его. Учитывая родительские установки, важно информировать их о специфических особенностях психического развития ребенка – дошкольника, о способах взаимодействия, позитивно воздействующих на детско – родительские отношения и психологическую атмосферу в семье. Включение родителей в образовательный процесс позволяет им понять, как можно образовывать детей, опираясь на их природную любознательность и исследовательскую активность, дает возможность узнать и присвоить новые формы взаимодействия с ребенком [1; 6].

Организация познавательно – исследовательской деятельности в условиях семьи является новой формой сотрудничества и требует предварительной подготовки, просвещения родителей. Чтобы грамотно организовать экспериментирование, провести опыт, собрать коллекцию родители должны иметь понятие о цели деятельности и методике проведения. Работа с родителями предусматривает следующий алгоритм действий:

Первый этап - организационно – подготовительный. На этом этапе необходимо проводить диагностическую и просветительскую деятельность с родителями. На родительских собраниях педагоги рассказывают о целях, задачах, формах и содержании работы по организации познавательно – исследовательской деятельности. Тематика собраний может быть разнообразна и определяется педагогом исходя из целей:

- знакомство родителей с экспериментированием как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира;

- познавательное развитие дошкольников;

- гармонизация детско – родительских отношений и др.

Второй этап – основной. Исследовательская деятельность в семье осуществляется детьми самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе гуманного взаимодействия, сотрудничества. Важно знать принцип: для развития ребенка решающее значение имеет не обилие знаний, а тип их усвоения. Он определяется способом деятельности, в которой знания приобретаются [7].

В своих исследованиях В.А. Зебзеева отмечает: родители могут играть разные формальные и неформальные роли в педагогическом процессе ДОУ. Взрослые могут помогать в организации мероприятий, принимать участие в акциях, конкурсах, викторинах, обеспечивать материалом, помогать в организации предметно – развивающей среды и т.д. Таким образом, д еятельность педагога по организации сотрудничества с родителями осуществляется на основе работы с использованием активных форм:

1. Открытые занятия, мастерские, мастер-классы на которых педагог делиться опытом, помогает родителям приобрести знания и умения, необходимые для грамотной организации эксперимента в домашних условиях.

2. Семейные гостиные. Непринужденность обстановки, равные позиции детей, педагогов и родителей, практическое погружение в деятельность становятся основой для формирования, взаимопонимания, согласованности позиций, что, с одной стороны способствует развитию доверия, а, с другой стороны, на практике повышает родительскую компетентность.

3. Организация выставок, экспозиций на которых предоставляются поделки из различных материалов, изготовленные родителями и детьми.

4. Организация экскурсий с целью познакомить детей с разными свойствами объектов и взаимодействием между ними в естественной или специально организованной среде. Совместные экскурсии укрепляют сотрудничество между взрослыми и детьми, дают возможность родителям лучше узнать интересы ребенка.

5. Мобильная наглядная информация позволяет педагогу оказать практическую помощь семье, а родителям ознакомиться с многообразием информации и узнать новое.

6. Родительские собрания – это действенная форма взаимодействия с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

7. Индивидуальные консультации и беседы позволяют установить доверительные отношения между педагогом и родителями, выбрать приемлемые формы работы с ребенком , обменяться мнениями по тому или иному вопросу, выработать единую точку зрения на проблему.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, мы проанализировали и обобщили предложенные формы методы и провели следующую работу по привлечению родителей к организации познавательно – исследовательской деятельности в условиях семьи. Прежде чем выстраивать работу, педагоги определили образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат. Провели работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы. Проведено анкетирование с целью выяснить, понимают ли родители важность познавательно – исследовательской деятельности для интеллектуального развития ребенка, а также выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

При выборе форм общения с родителями педагоги привлекают членов семьи к решению важных проблем, стремлению искать общие правильные ответы. Необходимость индивидуального подхода определяется также тем, что традиционные формы рассчитаны на большое количество людей и не всегда достигают целей.

Традиционные формы общения педагога с семьей подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Отдельную группу составляют наглядно – информационные формы работы с семьей. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся: видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, мероприятий, занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки и т.д. Следует отметить, что вся наглядная информация эстетично оформлена т.к. только в этом случае она привлечет внимание родителей.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результатом такого взаимодействия стало включение родителей в педагогический поиск в вопросах развития детского экспериментирования, активизация детско – родительских отношений, развитие навыков познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей [Текст] / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. – 2002. - №5.- С 80-83.

2. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

3. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – С 45-49.

4. Листик, Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования [Текст] / Е. Листик // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 9. – С. 112 – 118.

5. Николаева, С.Н. Система экологического образования дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 256 с.

6. Семенова, М.Л. Педагогические средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.Л. Семенова. – www . dissecat . com .

7. Скоролупова, О, Федина, Н. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. - №8. – С. 6 – 16.

Автор: Колесова Светлана Николаевна

Организация: МБДОУ №41

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок – исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает.

Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию. Особенно для детей с ОВЗ, психическое развитие которых отличается от развития обычных детей. Комплексный подход к преодолению задержки психического развития предполагает активное участие в нем родителей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка.

Поэтому я стараюсь привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

  • Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;
  • Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
  • Обогатить совместно с родителями развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;
  • Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;
  • Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.

На начальном этапе я привлекла родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, семян, камней, ракушек, шишек.

Совместно с родителями в группе была создана мини – библиотека, в которой собрана вся интересная литература, связанная с опытами и экспериментами.

62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисовании (смешивание красок), конструировании, в играх с песком, водой, воздухом. 52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома. 41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними. 38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.

Тесное педагогическое взаимодействие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс.

Так мы с родителями воспитанников постепенно объединились в команду единомышленников, имеющих общую цель – повысить познавательно – исследовательскую активность детей, вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.

Темами проектов, реализованных в нашей группе, были:

  • Изучить, что такое плесень.
  • Вырастить грибок под названием плесень на кусочке хлеба
  • Определить факторы, влияющие на его появление и разрастание
  • Узнать о роли плесени в жизни человека и живой природы

Цель: выявить потребности растения в солнечном свете и воде.

Родителям было предложено собрать по дороге в детский сад веточки, а мы с детьми поставили их в две банки одна с водой, другая без воды. Одну банку оставили на подоконнике, вторую убрали в темное место, затем мы с детьми стали наблюдать за распусканием почек, все результаты мы зарисовывали.

Многие дети с удовольствием рассказывают дома о том, что мы делаем в саду, проводят интересные опыты дома с родителями, готовят фотоотчёты совместно с родителями и делятся своими открытиями в детском саду.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Читайте также: