Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Козлова Елена Алексеевна

Дата рождения: 06.05.72

Образование высшее, Курский государственный педагогический институт, 1994 год, учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 21 год

Педагогическая технология, используемая на уроке: РКМЧП (технология критического мышления).

Описание технологии: критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить , а что – отвергнуть . При этом приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Структура технологии критического мышления стройна и логична.

Первый этап работы – стадия вызова, когда ученик сам формулирует для себя цель урока. У учеников вызываются представления или более устойчивые формы знания по изучаемой теме, при этом важно зафиксировать все версии: и правильные, и неправильные. Возникает противоречие в точках зрения, и дети понимают, что имеющейся информации недостаточно, чтобы эти противоречия преодолеть. В этот момент и происходит осознание цели урока: что мне необходимо узнать, чтобы ответить на собственный вопрос. Так формируется умение видеть проблему и ставить вопросы, что является компонентом исследовательских действий.

Второй этап работы – стадия осмысления содержания. Это процесс знакомства учеников с новым материалом. Когда дети вступают в контакт с новой информацией, необходимо помнить, что на стадии вызова обучающиеся уже определили направления своего познания, так что нужно расставить акценты в соответствии с заданными вопросами, чтобы не снизить мотивацию. Ведущими учебными действиями этого этапа являются познавательные и коммуникативные.

Третий этап работы – стадия рефлексии. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения ( это понятно, это непонятно, об этом надо узнать ещё, по этому поводу необходимо задать вопрос).Однако этот анализ может стать малополезным , если не обращён в словесную или письменную формы. Именно в процессе вербализации хаос мыслей, возникающий на стадии осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного обучающиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать оценки, отличающиеся по форме и содержанию. Некоторые суждения могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных, другие вызывают потребность в дискуссии. Мы видим, что на этом этапе наряду с регулятивными действиями(оценка эффективности собственной познавательной деятельности) формируются и коммуникативные, и личностные.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (по ФК ГОС)

Дата: 19.02.15

Предмет: русский язык

Класс: 11 в

Учитель: Козлова Елена Алексеевна

Тип урока: обобщение, систематизация и практическое применение знаний

Используемые на уроке технологии: РКМЧП (технология критического мышления)

Задачи урока:

Образовательная : проанализировав текст Д.С.Лихачёва на семантическом, стилистическом, типологическом, лексическом, пунктуационном, орфографическом уровнях, определить затронутые в тексте проблемы, выявить авторскую позицию по заявленным проблемам, продумать аргументы для доказательства собственного мнения обучающихся относительно проблем текста.

Развивающая : продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа публицистического текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.

Воспитательная : прививать обучающимся стремление быть воспитанными людьми.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: навыки чтения и письма на русском языке, культура устной и письменной речи, умение работы с текстом, информационно-библиографические умения и навыки, , умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу, логические общеучебные умения и навыки.

ЗНАТЬ: алгоритм комплексного анализа текста и теоретические понятия, составляющие основу данного анализа.

УМЕТЬ: выявлять проблемы текста, комментировать их, формулировать позицию автора, аргументированно доказывать свою точку зрения.

ПРИМЕНЯТЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: умение составлять развёрнутое высказывание, отражающее заявленную проблему

Основные понятия, изучаемые на уроке: комплексный анализ текста, стилистика, типы речи, художественно-выразительные средства, проблема, комментарий проблемы, авторская позиция.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА:

- Здравствуйте, садитесь! Вы поприветствовали не только меня, но и учителей, присутствующих на учебном занятии. Обратим внимание на слова эпиграфа к сегодняшнему уроку.

- Как вы понимаете это высказывание Новосибирского и Бердского архиепископа Тихона, который в конце 90-х гг. 20 в.был председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви и главным редактором Издательства Московской Патриархии ?

-Человек, воспитанный в традициях своего народа, будет стремиться эти традиции передать подрастающим поколениям. Лихачёв – замечательный педагог, воспитатель, поскольку был сам добрым, правдивым, совестливым.

2. Стадия осмысления нового материала

- С какими произведениями Д.С.Лихачёва вы знакомы?

Мы будем говорить о воспитанности. Какие ассоциации у вас возникают, когда произносится это слово? Внесите информацию в кластеры. Сопоставьте получившиеся спутники вокруг двух планет. Какой вывод вы можете сделать?

Комплексный анализ текста .

Чтение текста учителем.

-Какую маркировку вы проставили?

Смысловой, структурный, стилистический анализ.

- Как вы поняли, о чём данный текст? Определите тему и идею (основную мысль) текста.

-К какому стилю относится текст? Занесите признаки стиля в таблицу.

hello_html_78191e6a.jpg

- Определите тип речи текста.

- Сделайте вывод: на каком приёме строится доказательство?

- Объясните употребление слов, словосочетаний, взятых в кавычки, обратимся к экспертам, работающим со словарями.

Формулировка проблем, примеры комментария, выявление позиции автора, аргументация.

-Надеюсь, что анализ текста помог вам осмыслить информацию, и вы уже готовы поработать с заданием 25 ЕГЭ. Напомню, что сочинение должно рассматривать исходный текст в 4-x аспектах.

hello_html_70b6dd92.jpg

Таким образом, анализируя текст, вы должны, определив тему, выявить проблемы, остановиться на одной из них, сформулировав позицию автора.

Как можно сформулировать проблему?

- На какие предложения вы будете опираться при комментировании проблемы?

- Сформулируйте позицию автора по заявленным проблемам.

-Напомните структуру второй части работы, связанной с доказательством своей точки зрения

hello_html_m196a2635.jpg

Ученик выступает с докладом о жизни и творчестве Лихачёва и проверяет заполнение пропусков в лекции. Остальные восстанавливают по ходу лекции пропуски в конспектах

hello_html_m1ad6f7c.jpg

hello_html_e3eb852.jpg

-В основном, всё понятно, всё соответствует нашим знаниям, может быть, уточнения требуют слова в кавычках.

-Тема – что такое воспитанность. Основная мысль – воспитанность в жизни человека играет важную роль, так как даёт возможность нравственного развития, обретения духовной гармонии с миром, другими людьми.

- Толковый словарь Ожегова

воспитанность

ВОСПИ́ТАННЫЙ, -ая, -ое; -ан, -анна. Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя. В.ребёнок. В. человек.

Этимологический словарь Цыганенко

Заимствовано из старославянского языка, где оно образовано от питати – "воспитывать, кормить".

Вывод : воспитывать – значит буквально духовно питать, что отражено и у Лихачёва.

-Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

- Доказательство строится с использованием синтаксического средства выразительности – антитезы – излюбленного приёма Лихачёва. Мы видим противопоставление человека невоспитанного,, человеку воспитанному. В тексте много антонимов: воспитанный – невоспитанный, старший-младший, настоящий-фальшивый, дурные-хорошие, глубокий-поверхностный, сотни правил – одно правило. Противопоставляя два образа, автор открывает закономерность: если ты воспитанный человек, то уважительно относишься к другим людям, к природе, к истории страны, т.е. живёшь в гармонии с окружающим миром. Отсутствие же воспитанности ведёт к фальши, глупости, душевному равнодушию.

Обычно употребляется в смысле: быть точным, ценить чужое время.

Полная версия фразы имеет другое значение. Точность-вежливость королей, но обязанность для подданных. То есть король вовсе не обязан быть точным (строго придерживаться распорядка дня, соблюдать часы приема). Его точность — это только его любезность, знак внимания к кому-то, а отнюдь не обязательный атрибут королевского статуса. В тексте используется в традиционном значении как признак воспитанности.

-Пременительно к тексту Лихачёва: проблему воспитанности, проблему уважения к другим людям, проблему формального отношения к хорошим манерам . Вопросы: Какого человека можно назвать воспитанным? Как должен относиться воспитанный человек к другим людям? Можно ли формально относиться к хорошим манерам?

- Проблема воспитанности – с 3 по 12; проблема уважения к другим людям с 23 по 29; хорошие манеры с 13 по 22.

hello_html_m5488157a.jpg

3. Стадия рефлексии

-Давайте вернёмся к тексту Лихачёва – служителя добра и правды? Какие выводы для себя вы сделали? Какой урок получили?

Звучит эта мысль и в словах Лихачёва, обращённых к вам, подрастающему поколению (видеозапись).

-Мысль о самосовершенствовании, о том, что нужно постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, учиться

Д.С.Лихачёв (биографический очерк)

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Д.С. ЛИХАЧЁВА

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. ”

Д. С. Лихачев “Письма о добром и прекрасном”

1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворенное ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет всё живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть будет свободным всё, ибо рождается свободным.

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и у самого себя. Надо только знать, что же такое настоящая воспитанность. Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными и близкими людьми.

Если мужчина на улице пропускает вперёд совершенно незнакомую женщину и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними неприветлив, груб и раздражается по каждому поводу, он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами давно уже нуждаются в помощи, он невоспитанный человек.

— Дмитрий Сергеевич Лихачев, 11 цитат


ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Дом с мезонином (Антон Павлович Чехов) (10+)

Хорошее воспитание, как белая рубашка, никогда не выходит из моды.

Неизвестный автор (1000+)

Говорите своим детям, насколько они прекрасны. Они не услышат этого по телевизору или в школе. Но это будет помогать им всю жизнь.

Ник Вуйчич (10+)

Хорошее воспитание — это умение скрывать, как много мы думаем о себе и как мало о других.

Марк Твен (100+)

Хорошее воспитание — это способность переносить плохое воспитание других.

Неизвестный автор (1000+)

Уважать или не уважать человека – ваш выбор. Относиться уважительно – ваше воспитание.

Неизвестный автор (1000+)

В жизни возможны только две трагедии: первая — получить то, о чем мечтаешь, вторая — не получить.

Оскар Уайльд (500+)

Когда что-то кончается в жизни, будь то плохое или хорошее, остаётся пустота. Но пустота, оставшаяся после плохого, заполняется сама собой. Пустоту же после хорошего можно заполнить, только отыскав что-то лучшее.

Эрнест Хемингуэй (50+)

Уровень – есть, воспитанности – нет?

Поня­тие вос­пи­тан­но­сти в ХХI веке всё более раз­мыто. Оно ухо­дит из нашей жизни. А ведь это довольно точ­ная вели­чина, у кото­рой есть соб­ствен­ная шкала. Неда­ром школь­ные учи­теля еще упо­треб­ляют этот непо­пу­ляр­ный тер­мин – уро­вень воспитанности.

Быть хорошо вос­пи­тан­ным и иметь при­лич­ные манеры сего­дня кажется немного стран­ным и даже ретро­град­ным. А ведь совсем недавно, в веке ХХ‑м, важно было быть не про­сто вос­пи­тан­ным, но и бла­го­род­ным.

Внут­рен­нее бла­го­род­ство – веч­ная цен­ность и сего­дня как нико­гда акту­ально – отча­сти потому что редко. Можно ли вос­пи­тать в ребёнке такое бла­го­род­ство и что для этого нужно?

Обра­тимся за отве­тами к эпи­сто­ляр­ному и про­за­и­че­скому насле­дию Дмит­рия Сер­ге­е­вича Лихачева.

dmitrij lihachev 1 - Воспитание благородства: секреты воспитанности академика Д. С.Лихачева

Достой­ная жиз­нен­ная цель – уве­ли­чи­вать добро в мире

Чело­век, рож­ден­ный в цар­ское время и вос­пи­тан­ный в импер­ской гим­на­зии, потру­див­шийся в стране Сове­тов, Дмит­рий Сер­ге­е­вич нико­гда не пере­ста­вал учиться и вос­пи­ты­вать себя самого.

И, как пишет Д. С. Лиха­чёв, его учи­те­лями и вос­пи­та­те­лями были герои и собы­тия древ­них эпох, памят­ники род­ной исто­рии и ста­рины, древ­не­рус­ской лите­ра­туры, а также встре­чен­ные им люди и реаль­ный жиз­нен­ный опыт.

Лиха­чёв – насто­я­щий рус­ский интел­ли­гент, кото­рый есте­ственно и про­сто нес в себе цар­ствен­ное досто­ин­ство. Он не счи­тал себя веру­ю­щим, однако тек­сты, с кото­рыми он сопри­ка­сался всю жизнь, были христианскими.

Хри­сти­ан­ским же – то есть бого- и чело­ве­ко­лю­би­вым – было и его пове­де­ние, и его отно­ше­ние к окру­жа­ю­щим, мно­гие из кото­рых еще пом­нят при­меры его дей­ствен­ной помощи.

Вхо­жий в выс­шие круги совет­ского обще­ства, он был обще­до­сту­пен и демо­кра­ти­чен, прост в обхож­де­нии, забот­лив и снис­хо­ди­те­лен. Вот несколько ярких выска­зы­ва­ний Дмит­рия Сергеевича.

“В жизни надо иметь слу­же­ние – слу­же­ние какому-то делу. Пусть это дело будет малень­ким, оно ста­нет боль­шим, если ты будешь ему верен… А в чем самая боль­шая цель жизни? Я думаю: уве­ли­чи­вать добро в окру­жа­ю­щем нас”.

regnum picture 15587669351016572 normal - Воспитание благородства: секреты воспитанности академика Д. С.Лихачева

Ака­де­мик Д. С. Лиха­чёв, помимо науч­ных тру­дов, создал много пуб­ли­ци­сти­че­ских очер­ков, чита­тель­ская ауди­то­рия кото­рых – моло­дые люди.

Это обоб­щен­ный Лиха­чё­вым опыт его пред­ше­ствен­ни­ков – то есть боль­шие пла­сты исто­рии, этики и фило­со­фии. И, конечно, педа­го­гики. Про­ци­ти­руем пару глав из этого акту­аль­ного произведения

Полу­чить хоро­шее вос­пи­та­ние можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое насто­я­щая воспитанность.

Я убеж­ден, напри­мер, что насто­я­щая вос­пи­тан­ность про­яв­ля­ется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отно­ше­ниях со сво­ими родными.

Если муж­чина на улице про­пус­кает впе­ред себя незна­ко­мую жен­щину (даже в авто­бусе!) и даже откры­вает ей дверь, а дома не помо­жет уста­лой жене вымыть посуду, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если со зна­ко­мыми он веж­лив, а с домаш­ними раз­дра­жа­ется по каж­дому поводу, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если он не счи­та­ется с харак­те­ром, пси­хо­ло­гией, при­выч­ками и жела­ни­ями своих близ­ких – он невос­пи­тан­ный человек.

Если уже во взрос­лом состо­я­нии он как долж­ное при­ни­мает помощь роди­те­лей и не заме­чает, что они сами уже нуж­да­ются в помощи, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если он громко заво­дит радио и теле­ви­зор или про­сто громко раз­го­ва­ри­вает, когда кто-то дома гото­вит уроки или читает (пусть это будут даже его малень­кие дети), – он невос­пи­тан­ный чело­век и нико­гда не сде­лает вос­пи­тан­ными своих детей.

Если он любит тру­нить (шутить) над женой или детьми, не щадя их само­лю­бия, осо­бенно при посто­рон­них, то тут уже он (изви­ните меня!) про­сто глуп.

Вос­пи­тан­ный чело­век – это тот, кто хочет и умеет счи­таться с дру­гими, это тот, кому соб­ствен­ная веж­ли­вость не только при­вычна и легка, но и приятна.

Это тот, кто в рав­ной сте­пени веж­лив и со стар­шим и с млад­шим годами и по положению.

Чита­тель заме­тил, веро­ятно, что я обра­ща­юсь глав­ным обра­зом к муж­чине, к главе семьи. Это потому, что жен­щине дей­стви­тельно нужно усту­пать дорогу… не только в дверях.

Умная жен­щина легко пой­мет, что именно надо делать, чтобы, все­гда и с при­зна­тель­но­стью при­ни­мая от муж­чины дан­ное ей при­ро­дой право, как можно меньше застав­лять муж­чину усту­пать ей первенство.

А это гораздо труд­нее! Поэтому-то при­рода поза­бо­ти­лась, чтобы жен­щины в массе своей (я не говорю об исклю­че­ниях) были наде­лены боль­шим чув­ством такта и боль­шей при­род­ной веж­ли­во­стью, чем мужчины…

Но люди, к сожа­ле­нию, мало чер­пают из этих книг. Про­ис­хо­дит это, я думаю, потому, что в кни­гах о хоро­ших мане­рах редко объ­яс­ня­ется, зачем нужны хоро­шие манеры.

Кажется: иметь хоро­шие манеры фаль­шиво, скучно, ненужно. Чело­век хоро­шими мане­рами и в самом деле может при­крыть дур­ные поступки.

Да, хоро­шие манеры могут быть очень внеш­ними, но в целом хоро­шие манеры созданы опы­том мно­же­ства поко­ле­ний и зна­ме­нуют мно­го­ве­ко­вое стрем­ле­ние людей быть лучше, жить удоб­нее и красивее.

В основе всех хоро­ших манер лежит забота – забота о том, чтобы чело­век не мешал чело­веку, чтобы все вме­сте чув­ство­вали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу.

Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех слу­чаях и воз­можно. Напри­мер, за сто­лом во время еды.

Поэтому не надо чав­кать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втя­ги­вать в себя суп, громко гово­рить за обе­дом или гово­рить с наби­тым ртом, чтобы у сосе­дей не было опасений.

И не надо класть локти на стол опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно оде­тым надо потому, что в этом ска­зы­ва­ется ува­же­ние к дру­гим – к гостям, к хозя­е­вам или про­сто к про­хо­жим: на вас не должно быть про­тивно смотреть.

Не надо утом­лять сосе­дей бес­пре­рыв­ными шут­ками, остро­тами и анек­до­тами, осо­бенно такими, кото­рые уже были кем-то рас­ска­заны вашим слу­ша­те­лям. Этим вы ста­вите слу­ша­те­лей в нелов­кое положение.

И в так назы­ва­е­мых хоро­ших мане­рах есть все­гда глу­бо­кий смысл. Не думайте, что хоро­шие манеры – это только манеры, то есть нечто поверх­ност­ное. Своим пове­де­нием вы выяв­ля­ете свою суть.

Вос­пи­ты­вать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выра­жа­ется в мане­рах, береж­ное отно­ше­ние к миру: к обще­ству, к при­роде, к живот­ным и пти­цам, к рас­те­ниям, к кра­соте мест­но­сти, к про­шлому тех мест, где живешь, и т.д.

Надо не запо­ми­нать сотни пра­вил, а запом­нить одно – необ­хо­ди­мость ува­жи­тель­ного отно­ше­ния к дру­гим. А если у вас будет это и еще немного наход­чи­во­сти, то манеры сами при­дут к вам или, лучше ска­зать, при­дет память на пра­вила хоро­шего пове­де­ния, жела­ние и уме­ние их применить.

Меня часто спра­ши­вают, почему в быту совер­шенно исче­зают рус­ские игры. Лапта, горелки, городки или рюхи?

Слож­ный вопрос. Исче­зают не только рус­ские игры, исче­зают игры вообще. Они заме­ня­ются тан­цами или тем, что назы­ва­ется танцами.

А между тем игры очень важны в вос­пи­та­тель­ном отношении.

Игра – будь это лапта, волей­бол, горелки или еще какая-нибудь – вос­пи­ты­вает соци­аль­ность, она вос­пи­ты­вает уме­ние дер­жаться вме­сте, играть вме­сте, ощу­щать парт­нера, ощу­щать противника.

Это очень важ­ная вос­пи­та­тель­ная вещь – игра.

Игры должны быть воз­рож­дены в нашей жизни. Потому что я уже не вижу, чтобы играли, ска­жем, в кро­кет. А кро­кет – важ­ная игра, потому что в кро­кет играют и взрос­лые, и дети, это обще­ние взрос­лых и детей. Это важно.

Дома заняты тем, что смот­рят теле­ви­зор. Вот тут теле­ви­зор ока­зы­ва­ется серьез­ным кон­ку­рен­том. А раньше играли в циф­ро­вое лото, играли дети, играли взрос­лые, и это слу­жило обще­нию взрос­лых и детей, это был один из момен­тов, очень важ­ный в вос­пи­та­тель­ном отношении.

Но не только лото, суще­ство­вали раз­ные игры, в кото­рых при­ни­мала уча­стие вся семья. Так же, как, ска­жем, вся семья на Севере где-нибудь при­ни­мала уча­стие в пении хоро­вых народ­ных песен.

Это важ­ный момент, потому что хор, он не только достав­ляет эсте­ти­че­ское удо­воль­ствие, он нрав­ственно орга­ни­зует семью, нрав­ственно орга­ни­зует обще­ство, собрав­ше­еся где-то в деревне, в зим­нюю пору, при вьюге снежной.

Поют – люди обща­ются этим спо­со­бом друг с дру­гом, они всту­пают в кон­такт. А как мало у нас сей­час кон­так­тов между людьми!

Они очень важны, непо­сред­ствен­ные кон­такты, кон­такты инту­и­тив­ные, кото­рые вот в играх, в хоро­вом пении, в музыке организовывались.

Поэтому на эту сто­рону нашего быта, на то, что ухо­дят из нашего быта игры, надо обра­тить вни­ма­ние педа­го­ги­че­ским организациям.

Пуб­ли­ка­цию отрыв­ков глав этого сочи­не­ния хоте­лось бы завер­шить ещё одной вес­кой цита­той Дмит­рия Сергеевича:

Всту­пи­тель­ная ста­тья Вален­тины Киденко (по мате­ри­а­лам СМИ)

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению (Д.С. Лихачёв).
Стиль данного текста – …

  • художественный
  • разговорный
  • официально-деловой
  • публицистический

Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 10 Ноябрь 2020 в 16:47
На вопрос ответил(а): Анастасия Степанова, 10 Ноябрь 2020 в 16:47

Похожие вопросы

Вопрос № 671531

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению (Д.С. Лихачёв).
Стиль данного текста – …

Вопрос № 363689

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и … у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность… Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими…, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению (Д. С. Лихачёв).
Стиль данного текста – …

Вопрос № 208583

Укажите стиль текста.
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и . у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Воспитанный человек . это тот, кто хочет и умеет считаться с другими., кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению (Д. С. Лихачёв).

Вопрос № 289798

Прочитайте текст.
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и … у самого себя.
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность… Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими…, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению. /Д.Лихачев/
Укажите стиль текста.

Читайте также: