Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Козлова Елена Алексеевна
Дата рождения: 06.05.72
Образование высшее, Курский государственный педагогический институт, 1994 год, учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж: 21 год
Педагогическая технология, используемая на уроке: РКМЧП (технология критического мышления).
Описание технологии: критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить , а что – отвергнуть . При этом приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Структура технологии критического мышления стройна и логична.
Первый этап работы – стадия вызова, когда ученик сам формулирует для себя цель урока. У учеников вызываются представления или более устойчивые формы знания по изучаемой теме, при этом важно зафиксировать все версии: и правильные, и неправильные. Возникает противоречие в точках зрения, и дети понимают, что имеющейся информации недостаточно, чтобы эти противоречия преодолеть. В этот момент и происходит осознание цели урока: что мне необходимо узнать, чтобы ответить на собственный вопрос. Так формируется умение видеть проблему и ставить вопросы, что является компонентом исследовательских действий.
Второй этап работы – стадия осмысления содержания. Это процесс знакомства учеников с новым материалом. Когда дети вступают в контакт с новой информацией, необходимо помнить, что на стадии вызова обучающиеся уже определили направления своего познания, так что нужно расставить акценты в соответствии с заданными вопросами, чтобы не снизить мотивацию. Ведущими учебными действиями этого этапа являются познавательные и коммуникативные.
Третий этап работы – стадия рефлексии. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения ( это понятно, это непонятно, об этом надо узнать ещё, по этому поводу необходимо задать вопрос).Однако этот анализ может стать малополезным , если не обращён в словесную или письменную формы. Именно в процессе вербализации хаос мыслей, возникающий на стадии осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного обучающиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать оценки, отличающиеся по форме и содержанию. Некоторые суждения могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных, другие вызывают потребность в дискуссии. Мы видим, что на этом этапе наряду с регулятивными действиями(оценка эффективности собственной познавательной деятельности) формируются и коммуникативные, и личностные.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (по ФК ГОС)
Дата: 19.02.15
Предмет: русский язык
Класс: 11 в
Учитель: Козлова Елена Алексеевна
Тип урока: обобщение, систематизация и практическое применение знаний
Используемые на уроке технологии: РКМЧП (технология критического мышления)
Задачи урока:
Образовательная : проанализировав текст Д.С.Лихачёва на семантическом, стилистическом, типологическом, лексическом, пунктуационном, орфографическом уровнях, определить затронутые в тексте проблемы, выявить авторскую позицию по заявленным проблемам, продумать аргументы для доказательства собственного мнения обучающихся относительно проблем текста.
Развивающая : продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа публицистического текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.
Воспитательная : прививать обучающимся стремление быть воспитанными людьми.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: навыки чтения и письма на русском языке, культура устной и письменной речи, умение работы с текстом, информационно-библиографические умения и навыки, , умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу, логические общеучебные умения и навыки.
ЗНАТЬ: алгоритм комплексного анализа текста и теоретические понятия, составляющие основу данного анализа.
УМЕТЬ: выявлять проблемы текста, комментировать их, формулировать позицию автора, аргументированно доказывать свою точку зрения.
ПРИМЕНЯТЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: умение составлять развёрнутое высказывание, отражающее заявленную проблему
Основные понятия, изучаемые на уроке: комплексный анализ текста, стилистика, типы речи, художественно-выразительные средства, проблема, комментарий проблемы, авторская позиция.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА:
- Здравствуйте, садитесь! Вы поприветствовали не только меня, но и учителей, присутствующих на учебном занятии. Обратим внимание на слова эпиграфа к сегодняшнему уроку.
- Как вы понимаете это высказывание Новосибирского и Бердского архиепископа Тихона, который в конце 90-х гг. 20 в.был председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви и главным редактором Издательства Московской Патриархии ?
-Человек, воспитанный в традициях своего народа, будет стремиться эти традиции передать подрастающим поколениям. Лихачёв – замечательный педагог, воспитатель, поскольку был сам добрым, правдивым, совестливым.
2. Стадия осмысления нового материала
- С какими произведениями Д.С.Лихачёва вы знакомы?
Мы будем говорить о воспитанности. Какие ассоциации у вас возникают, когда произносится это слово? Внесите информацию в кластеры. Сопоставьте получившиеся спутники вокруг двух планет. Какой вывод вы можете сделать?
Комплексный анализ текста .
Чтение текста учителем.
-Какую маркировку вы проставили?
Смысловой, структурный, стилистический анализ.
- Как вы поняли, о чём данный текст? Определите тему и идею (основную мысль) текста.
-К какому стилю относится текст? Занесите признаки стиля в таблицу.
- Определите тип речи текста.
- Сделайте вывод: на каком приёме строится доказательство?
- Объясните употребление слов, словосочетаний, взятых в кавычки, обратимся к экспертам, работающим со словарями.
Формулировка проблем, примеры комментария, выявление позиции автора, аргументация.
-Надеюсь, что анализ текста помог вам осмыслить информацию, и вы уже готовы поработать с заданием 25 ЕГЭ. Напомню, что сочинение должно рассматривать исходный текст в 4-x аспектах.
Таким образом, анализируя текст, вы должны, определив тему, выявить проблемы, остановиться на одной из них, сформулировав позицию автора.
Как можно сформулировать проблему?
- На какие предложения вы будете опираться при комментировании проблемы?
- Сформулируйте позицию автора по заявленным проблемам.
-Напомните структуру второй части работы, связанной с доказательством своей точки зрения
Ученик выступает с докладом о жизни и творчестве Лихачёва и проверяет заполнение пропусков в лекции. Остальные восстанавливают по ходу лекции пропуски в конспектах
-В основном, всё понятно, всё соответствует нашим знаниям, может быть, уточнения требуют слова в кавычках.
-Тема – что такое воспитанность. Основная мысль – воспитанность в жизни человека играет важную роль, так как даёт возможность нравственного развития, обретения духовной гармонии с миром, другими людьми.
- Толковый словарь Ожегова
воспитанность
ВОСПИ́ТАННЫЙ, -ая, -ое; -ан, -анна. Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя. В.ребёнок. В. человек.
Этимологический словарь Цыганенко
Заимствовано из старославянского языка, где оно образовано от питати – "воспитывать, кормить".
Вывод : воспитывать – значит буквально духовно питать, что отражено и у Лихачёва.
-Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
- Доказательство строится с использованием синтаксического средства выразительности – антитезы – излюбленного приёма Лихачёва. Мы видим противопоставление человека невоспитанного,, человеку воспитанному. В тексте много антонимов: воспитанный – невоспитанный, старший-младший, настоящий-фальшивый, дурные-хорошие, глубокий-поверхностный, сотни правил – одно правило. Противопоставляя два образа, автор открывает закономерность: если ты воспитанный человек, то уважительно относишься к другим людям, к природе, к истории страны, т.е. живёшь в гармонии с окружающим миром. Отсутствие же воспитанности ведёт к фальши, глупости, душевному равнодушию.
Обычно употребляется в смысле: быть точным, ценить чужое время.
Полная версия фразы имеет другое значение. Точность-вежливость королей, но обязанность для подданных. То есть король вовсе не обязан быть точным (строго придерживаться распорядка дня, соблюдать часы приема). Его точность — это только его любезность, знак внимания к кому-то, а отнюдь не обязательный атрибут королевского статуса. В тексте используется в традиционном значении как признак воспитанности.
-Пременительно к тексту Лихачёва: проблему воспитанности, проблему уважения к другим людям, проблему формального отношения к хорошим манерам . Вопросы: Какого человека можно назвать воспитанным? Как должен относиться воспитанный человек к другим людям? Можно ли формально относиться к хорошим манерам?
- Проблема воспитанности – с 3 по 12; проблема уважения к другим людям с 23 по 29; хорошие манеры с 13 по 22.
3. Стадия рефлексии
-Давайте вернёмся к тексту Лихачёва – служителя добра и правды? Какие выводы для себя вы сделали? Какой урок получили?
Звучит эта мысль и в словах Лихачёва, обращённых к вам, подрастающему поколению (видеозапись).
-Мысль о самосовершенствовании, о том, что нужно постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, учиться
Д.С.Лихачёв (биографический очерк)
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
Д.С. ЛИХАЧЁВА
“ А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. ”
Д. С. Лихачев “Письма о добром и прекрасном”
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворенное ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет всё живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть будет свободным всё, ибо рождается свободным.
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и у самого себя. Надо только знать, что же такое настоящая воспитанность. Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными и близкими людьми.
Если мужчина на улице пропускает вперёд совершенно незнакомую женщину и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними неприветлив, груб и раздражается по каждому поводу, он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами давно уже нуждаются в помощи, он невоспитанный человек.
— Дмитрий Сергеевич Лихачев, 11 цитат
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
Дом с мезонином (Антон Павлович Чехов) (10+)
Хорошее воспитание, как белая рубашка, никогда не выходит из моды.
Неизвестный автор (1000+)
Говорите своим детям, насколько они прекрасны. Они не услышат этого по телевизору или в школе. Но это будет помогать им всю жизнь.
Ник Вуйчич (10+)
Хорошее воспитание — это умение скрывать, как много мы думаем о себе и как мало о других.
Марк Твен (100+)
Хорошее воспитание — это способность переносить плохое воспитание других.
Неизвестный автор (1000+)
Уважать или не уважать человека – ваш выбор. Относиться уважительно – ваше воспитание.
Неизвестный автор (1000+)
В жизни возможны только две трагедии: первая — получить то, о чем мечтаешь, вторая — не получить.
Оскар Уайльд (500+)
Когда что-то кончается в жизни, будь то плохое или хорошее, остаётся пустота. Но пустота, оставшаяся после плохого, заполняется сама собой. Пустоту же после хорошего можно заполнить, только отыскав что-то лучшее.
Эрнест Хемингуэй (50+)
Уровень – есть, воспитанности – нет?
Понятие воспитанности в ХХI веке всё более размыто. Оно уходит из нашей жизни. А ведь это довольно точная величина, у которой есть собственная шкала. Недаром школьные учителя еще употребляют этот непопулярный термин – уровень воспитанности.
Быть хорошо воспитанным и иметь приличные манеры сегодня кажется немного странным и даже ретроградным. А ведь совсем недавно, в веке ХХ‑м, важно было быть не просто воспитанным, но и благородным.
Внутреннее благородство – вечная ценность и сегодня как никогда актуально – отчасти потому что редко. Можно ли воспитать в ребёнке такое благородство и что для этого нужно?
Обратимся за ответами к эпистолярному и прозаическому наследию Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Достойная жизненная цель – увеличивать добро в мире
Человек, рожденный в царское время и воспитанный в имперской гимназии, потрудившийся в стране Советов, Дмитрий Сергеевич никогда не переставал учиться и воспитывать себя самого.
И, как пишет Д. С. Лихачёв, его учителями и воспитателями были герои и события древних эпох, памятники родной истории и старины, древнерусской литературы, а также встреченные им люди и реальный жизненный опыт.
Лихачёв – настоящий русский интеллигент, который естественно и просто нес в себе царственное достоинство. Он не считал себя верующим, однако тексты, с которыми он соприкасался всю жизнь, были христианскими.
Христианским же – то есть бого- и человеколюбивым – было и его поведение, и его отношение к окружающим, многие из которых еще помнят примеры его действенной помощи.
Вхожий в высшие круги советского общества, он был общедоступен и демократичен, прост в обхождении, заботлив и снисходителен. Вот несколько ярких высказываний Дмитрия Сергеевича.
“В жизни надо иметь служение – служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если ты будешь ему верен… А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас”.
Академик Д. С. Лихачёв, помимо научных трудов, создал много публицистических очерков, читательская аудитория которых – молодые люди.
Это обобщенный Лихачёвым опыт его предшественников – то есть большие пласты истории, этики и философии. И, конечно, педагогики. Процитируем пару глав из этого актуального произведения
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких – он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.
Умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство.
А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…
Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу.
Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды.
Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений.
И не надо класть локти на стол опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть.
Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение.
И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть.
Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры. Лапта, горелки, городки или рюхи?
Сложный вопрос. Исчезают не только русские игры, исчезают игры вообще. Они заменяются танцами или тем, что называется танцами.
А между тем игры очень важны в воспитательном отношении.
Игра – будь это лапта, волейбол, горелки или еще какая-нибудь – воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера, ощущать противника.
Это очень важная воспитательная вещь – игра.
Игры должны быть возрождены в нашей жизни. Потому что я уже не вижу, чтобы играли, скажем, в крокет. А крокет – важная игра, потому что в крокет играют и взрослые, и дети, это общение взрослых и детей. Это важно.
Дома заняты тем, что смотрят телевизор. Вот тут телевизор оказывается серьезным конкурентом. А раньше играли в цифровое лото, играли дети, играли взрослые, и это служило общению взрослых и детей, это был один из моментов, очень важный в воспитательном отношении.
Но не только лото, существовали разные игры, в которых принимала участие вся семья. Так же, как, скажем, вся семья на Севере где-нибудь принимала участие в пении хоровых народных песен.
Это важный момент, потому что хор, он не только доставляет эстетическое удовольствие, он нравственно организует семью, нравственно организует общество, собравшееся где-то в деревне, в зимнюю пору, при вьюге снежной.
Поют – люди общаются этим способом друг с другом, они вступают в контакт. А как мало у нас сейчас контактов между людьми!
Они очень важны, непосредственные контакты, контакты интуитивные, которые вот в играх, в хоровом пении, в музыке организовывались.
Поэтому на эту сторону нашего быта, на то, что уходят из нашего быта игры, надо обратить внимание педагогическим организациям.
Публикацию отрывков глав этого сочинения хотелось бы завершить ещё одной веской цитатой Дмитрия Сергеевича:
Вступительная статья Валентины Киденко (по материалам СМИ)
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению (Д.С. Лихачёв).
Стиль данного текста – …
- художественный
- разговорный
- официально-деловой
- публицистический
Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 10 Ноябрь 2020 в 16:47
На вопрос ответил(а): Анастасия Степанова, 10 Ноябрь 2020 в 16:47
Похожие вопросы
Вопрос № 671531
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению (Д.С. Лихачёв).
Стиль данного текста – …
Вопрос № 363689
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и … у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность… Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими…, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению (Д. С. Лихачёв).
Стиль данного текста – …
Вопрос № 208583
Укажите стиль текста.
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и . у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Воспитанный человек . это тот, кто хочет и умеет считаться с другими., кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению (Д. С. Лихачёв).
Вопрос № 289798
Прочитайте текст.
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и … у самого себя.
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность… Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими…, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению. /Д.Лихачев/
Укажите стиль текста.
Читайте также: