Архимедова сила план урока

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник 7 класса по физике, электронная презентация, демонстрационное оборудование: ведерко Архимеда, три стакана с соленой водой различной плотности, штатив, динамометр, карточки-тренажеры.

План урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель приветствует обучающихся и отмечает отсутствующих на уроке.

2. Мотивация, целеполагание (7 мин.)

2) Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока (с помощью кроссворда) и постановке целей и задач (слайд 2-5).

Кроссворд:

3) Учитель проводит фронтальный опрос с целью повторения необходимых физических понятий. Обучающиеся выполняют задания на соответствие, восстанавливая в памяти понятия, необходимые для восприятия нового материала (слайд 6-9).

Задание 1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения.

Единица измерения физической величины

а) сила
б) масса
в) давление
г) плотность
д) объём

Задание 2. Установите соответствие между физическими величинами и их обозначениями.

Обозначение физической величины

а) сила
б) плотность
в) вес тела
г) давление
д) масса

Задание 3. Установите соответствие между физическими величинами и формулами.

а) Давление твёрдого тела
б) Давление жидкости
в) Сила давления
г) Вес тела
д) Плотность вещества

1) F = pS
2) P = mg
3) p = F/S
4) ρ = m/V
5) p = ρgh

Задание 4. Установите соответствие между функциями приборов и названиями приборов.

а) Прибор для измерения силы
б) Прибор для измерения массы
в) Прибор для измерения объёма
г) Прибор для измерения длины
д) Прибор для измерения атмосферного давления

1) Весы
2) Динамометр
3) Линейка ученическая
4) Мензурка
5) Барометр

3. Изучение нового учебного материала (20 мин.)

1) Учитель проводит опыт с пружинным динамометром и металлическим цилиндром, подводит обучающихся к выводу о том, что вес тела в жидкости меньше, чем в воздухе.

2) Учитель организует работу в 5 группах, инструктирует обучающихся по постановке эксперимента, руководит обсуждением.

Задание группе № 1

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, 2 алюминиевых цилиндра разного объема.

Указания к работе:

1. Подвесьте малый алюминиевый цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1 .Опустите цилиндр в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fа =P1 - P2. Запишите результат.

2. Подвесьте большой алюминиевый цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1. Опустите цилиндр в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fа =P1 - P2. Запишите результат.

3. Сравните силы Архимеда. Сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от объема тела.

Задание группе № 2

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, 2 цилиндра одинакового объема, изготовленные из разных веществ: латунный и железный.

Указания к работе:

1. Подвесьте латунный цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1. Опустите цилиндр в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fa =P1 - P2. Запишите результат.

2. Подвесьте железный цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1. Опустите цилиндр в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fa =P1 - P2. Запишите результат.

3. Сравните результаты. Сделайте вывод о зависимости (или независимости) силы Архимеда от плотности тела.

Задание группе № 3

Оборудование: сосуд с чистой и соленой водой, динамометр, латунный цилиндр.

Указания к работе:

1. Подвесьте латунный цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P11.Опустите цилиндр в сосуд с чистой водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fa =P1 - P2. Запишите результат.

2. Опустите цилиндр в сосуд с соленой водой, измерьте вес тела в соленой воде P3. Рассчитайте выталкивающую силу Fa =P1 – P3. Запишите результат.

3. Сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости.

Задание группе № 4

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, латунный цилиндр.

Указания к работе:

1. Подвесьте цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1.

2. Опустите цилиндр в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fa = P1 - P2. Запишите результат.

3. Измените глубину погружения. Меняется ли вес тела в воде? Меняется ли выталкивающая сила?

4. Сделайте вывод о зависимости (или независимости) выталкивающей силы от глубины погружения.

Задание группе № 5

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, два тела из пластилина одинакового объема, но разной формы.

Указания к работе:

1. Подвесьте пластилиновое тело в форме прямоугольного параллелепипеда к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1. Опустите тело в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fa =P1 - P2. Запишите результат.

2. Подвесьте пластилиновый шар к крючку динамометра, измерьте вес шара в воздухе P1. Опустите пластилиновый шар в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fa = P1 - P2. Запишите результат.

3.Сравните результаты опытов для шара и прямоугольного параллелепипеда. Сделайте вывод о зависимости (или независимости) выталкивающей силы от формы тела.

3) Обучающиеся проводят самостоятельные исследования, опираясь на карточки с заданием, делают вывод о зависимости (или независимости) выталкивающей силы от различных факторов (объема тела, плотности тела, плотности жидкости, глубины погружения, формы тела). Представители групп докладывают о результатах (слайд 10).

4) Учитель подводит учеников к размышлению о силах, действующих на верхнюю и нижнюю грани тела, находящегося в воде (слайд 11). Обучающиеся участвуют в обсуждении, высказывают предположения о причине уменьшения веса в жидкости, делают вывод о существовании выталкивающей силы в жидкости и газе; выводят формулу для выталкивающей силы под руководством учителя (один ученик работает у доски)

5) Учитель показывает опыт с ведерком Архимеда. Обучающиеся наблюдают, делают вывод из опыта о том, что объем вытесненной воды равен объему тела, а вес жидкости в объеме этого тела равен силе Архимеда (слайд 12).

6) Ученики самостоятельно читают легенду о золотой короне (стр.151 учебник А.В. Перышкин, 7 кл.), затем один из учеников рассказывать прочитанное, остальные учащиеся дополняют, исправляют ошибки.

4. Закрепление материала (8 мин.)

Учитель организует деятельность учащихся: ученики решают качественные и расчетные задачи, анализируют, выдвигают предположения 9 (слайд 13-18).

Задача 1. К чашам весов подвешены два одинаковых железных шарика. Нарушится ли равновесие, если шарики опустить в жидкости?


Задача 2. В сосуд с водой опущены три одинаковые пробирки с жидкостью. На какую из пробирок действует наибольшая выталкивающая сила?


Задача 3. На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила?


Задача 4. Одинакового объема тела – стеклянное и стальное – опущены в воду. Одинаковы ли выталкивающие силы, действующие на них?


Задача 5. Кусок стального рельса находится на дне реки. Его приподняли и поставили вертикально. Изменилась ли при этом действующая на него выталкивающая сила, если при подъеме часть рельса окажется над водой?

Задача 6. Железобетонная плита размером 4x0.3x0.25 м погружена в воду наполовину своего объёма. Какова архимедова сила, действующая на неё?

5. Контроль усвоения знаний (6 мин.)

1) Учитель обобщает изученное (слайд 19):

1. Сила Архимеда - это сила, действующая на тело, погруженное в жидкость или газ.

2. Сила Архимеда зависит от плотности жидкости и объема погруженного в жидкость тела.

3. Сила Архимеда равна весу жидкости в объеме погруженного в нее тела.

2) На основе полученных знаний закрепляя изученный материал, обучающиеся работают с карточками (решение расчетной задачи, индивидуальная работа)

Вариант 1. Тело объемом 2 м 3 погружено в воду. Найдите архимедову силу, действующую на тело.

Вариант 2. Определить выталкивающую силу, действующую на деревянный плот объемом 12 м 3 , погруженный в воду на половину своего объема.

6. Домашнее задание (1 мин.)

Учитель комментирует домашнее задание, обучающиеся записывают задание в дневник (параграфы 50, 51 (учебник А.В.Пёрышкин), упражнение 26 (1, 2, 3)) (слайд 20)

7. Рефлексия (2 мин.)

1) Учитель предлагает каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Благодарит всех за работу.

2) Обучающиеся подводят итог урока, опираясь на следующие фразы (слайд 21-22):

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма: Урок – исследование.

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия архимедова сила, зависимости архимедовой силы от плотности жидкости и объёма тела, закона Архимеда.

(Немецкий философ 1724 – 1804 гг.)

Здравствуйте, ребята! (Слайд)

2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня у нас урок – исследование.

Вы будете в роли физиков – экспериментаторов, будете исследовать действие жидкости на погруженное в неё тело. Предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался исследованию, а исследователем действия жидкости на погружённое тело был древнегреческий математик и физик Архимед, живший в 287 г до н.э. Нам предстоит переоткрыть его закон.

Итак, сегодня на уроке мы должны выяснить, что такое архимедова сила, в результате чего она возникает, от каких физических величин она зависит. А также как формулируется закон Архимеда.

3 . Объяснение нового материала.

Первая учебная проблема :

Вспомним лето. Вы у водоема (озеро, река, море). Вы входите в воду, учите плавать своих друзей.

Действует ли жидкость на погруженное в нее тело?

Легко ли поддерживать на воде тело своего друга?

Можете ли вы удержать его не в воде, а в воздухе?

Опыт (демонстрирует учитель)

Погрузим мяч в воду и уберем руку. Мяч выпрыгивает на поверхность.

В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы.

Вывод: Значит, в воде на тела действует выталкивающая сила.

Вторая учебная проблема:

Всегда ли жидкость действует на погруженное тело? Опущенный в воду цилиндр из металла тонет. Заметно ли действие воды на это тело?

Опыт ( демонстрирует учитель)

Цилиндр подвешивается к динамометру, и наблюдается растяжение пружины в воздухе, а затем в воде.

Вывод: жидкость действует на любое тело, погруженное в нее.

Опыт (проводят учащиеся) Определение выталкивающей силы.

Р – вес тела в воздухе

Р 1 - вес тела в воде

Учащиеся работают в группах. Расчеты записывают в тетрадь. Результаты обсуждаются.

Третья учебная проблема:

F тяж действует всегда вниз.

  • В каком направлении действует жидкость на погруженное в нее тело?
  • Опыты показывают, что действие жидкости направлено вверх.

Вывод: F выт направлена вверх.

  • Сила, характеризующая это действие, получила название силы Архимеда.
  • Какова ее величина?
  • От чего она зависит?

Ребята, как вы думаете, от каких физических величин зависит выталкивающая сила на тело, погруженное в жидкость?

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит:

  • от объёма погружённого тела,
  • его веса (массы),
  • плотности жидкости,
  • глубины погружения,
  • плотности тела,
  • формы тела. (Слайд)

Все гипотезы записываются в тетрадь, и каждая из них нуждается в экспериментальной проверке.

Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы:

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела равной массы, но разного объёма.

Делают вывод о зависимости F выт от объёма тела, при чём эта зависимость – прямая пропорциональность.

  1. Проверка зависимости F выт от веса (массы) тела.

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объёма, но разной массы.

Делают вывод о независимости F выт от массы тела.

  1. Проверка зависимости F выт от глубины погружения тела в жидкость.

Учащиеся подвешивают к рычагу железный цилиндр и погружают его на разную глубину в воду. Наблюдают, что значение F выт остаётся постоянной на разной глубине.

Делают вывод о независимости F выт от глубины погружения.

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объёма, но разной формы ( тела из пластилина).

Делают вывод о независимости F выт от формы тела.

  1. Проверка зависимости F выт от плотности жидкости.

Учащиеся подвешивают к рычагу 2 железных цилиндр и погружают : 1- в раствор чистой воды, а 2- в раствор солёной воды.

Делают вывод о зависимости F выт от плотности жидкости, при чём эта зависимость – прямая пропорциональность.

  1. Проверка зависимости F выт от плотности тела.

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объёма, но разной массы

Делают вывод о независимости F выт от плотности тела.

Итак, в ходе эксперимента мы выяснили, что выталкивающая сила зависит: от Vт, от плотности жидкости, но не зависит от рода вещества из которого сделано тело, глубины погружения, от формы предмета при равном объёме и массы тела.

Выталкивающая сила равна:

F = p ж g V т (Слайд)

Четвертая учебная проблема:

Что такое gρжVт?

По формуле это вес жидкости, вытесненной данным телом. Докажем гипотезу с помощью опыта (рис).

Опыт проводит учитель.

Предлагается план его проведения.

2. Ведерко подвешивается к пружине, а к нему – цилиндр, замечается растяжение пружины по указателю.

3. Цилиндр погружается в отливной сосуд, вытесненная вода собирается в стакан, пружина сжимается до новой отметки.

4. Значит, со стороны жидкости действует сила, направленная вверх, - сила Архимеда.

  • Чему она равна?
  • Как вернуть пружину в прежнее состояние?

5. Вытесненная вода понемногу выливается в ведерко. Пружина возвращается в исходное состояние, если перелита вся вода (ведерко полное).

6. Указывается, что объем воды в ведерке равен объему цилиндра.

7. Делается вывод:

Сила Архимеда равна весу жидкости, вытесненной телом.

Итак, мы переоткрыли закон Архимеда и выяснили, что:

F А =ρ ж g V т - закон Архимеда. (Слайд)

Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.

1) Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающих сил. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею?
2) Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?
3) Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?
4) Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?

Большое спасибо за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последнее наше научное исследование.

6. Домашнее задание: § 48,49, задание 14 (по желанию), подг. к лабор. работе № 7

Учитель разъясняет домашнее задание.

(перед вами на столах листочки)

  • На занятии для меня самым важным было…
  • В нашем общении для меня самым главным было…
  • На месте преподавателя я бы…

Одна из легенд рассказывает об открытии Архимедом выталкивающей силы. Царь Гиерон заказал мастеру корону из чистого золота. Когда заказ был выполнен, царь пожелал проверить, не подменил ли мастер часть данного ему золота серебром, и обратился к Архимеду, который в это время был советником царя. Архимед сразу не смог решить поставленную перед ним задачу. Он начал искать путь решения, не переставая думать об этом, даже когда занимался другими делами. Иначе не произошло бы то сказочное событие, которое легло в основу легенды.

P в воздухе =20Н

Сравнить  венца с  золота .

F арх = P в воздухе - P в воде =1,25Н

F арх =  ж V тела g  V тела = = = 1, 25 Н/1000кг/м 3 * 10Н/кг = 1, 25*10 -4 м 3

P в воздухе =mg  m венца = = Н/Н/кг=2 кг

m=V  венца   венца = = 10 4 =1, 6*10 4 =16000 - это меньше плотности золота. Значит, мастер обманул царя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Архимедова сила.

Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.

Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.

Дидактический тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок- беседа с элементами поиска.

Оборудование: динамометр, наборы оборудования для групп, карточки с заданиями, компьютерная презентация.

3.Изучение нового материала

5.Закрепление нового материала

7.Подведение итогов урока.

1.Организационный момент

Эпиграф на доске.

На доске портрет Архимеда.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок, сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры.

Учитель. Именно в это время в Сиракузах, на острове Сицилия проживал величайший математик и физик древности - Архимед. Он прославился многочисленными научными трудами, главным образом в области геометрии и механики. В это время Сиракузами правил царь Гиерон. Он поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда. Начинаем рассуждать!

3. Изучение нового материала.

Ученик. На мяч подействовала сила со стороны воды.

Учитель. Верно. Будем называть ее выталкивающей силой. Опустим в тот же аквариум металлический цилиндр. (Опыт демонстрируется) Тело утонуло. Действует ли выталкивающая сила в этом случае?

Ученик. Так как тело утонуло, то выталкивающая сила на него не действует.

Учитель. Хорошо. Давайте проведем еще один опыт. Проводится опыт по рис. 137. Ребята анализируют данный опыт.

Учитель. А теперь сделайте вывод.

Ученик. На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая тело из жидкости.

Учитель. Верно. Эта сила называется, архимедовой. Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют.

А как вы считаете, как направлена архимедова сила?

Ученик. Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.

Учитель. Чему равна архимедова сила? Я предлагаю вам эксперимент. Проводится эксперимент по рис.139 учебника

Оборудование: ведерко Архимеда, цилиндр, динамометр, нить, стакан для отлива воды.

Эксперимент: Нальем в ведерко Архимеда воды до краника. Опустим цилиндр на динамометре в воду. Что произойдет с водой? Как изменились показания динамометра? (Часть воды выльется. Показания динамометра уменьшились, так как вес тела стал меньше.)

Чему равен объем вытесненной воды? (Объем вытесненной воды равен объему тела, опущенного в воду.)

Рассчитаем Архимедову силу, действующую на тело:
F a = P 1 – P 2 = 4Н – 2Н = 2Н.

А теперь определим вес вытесненной воды:
P вытесненной жидкости = mg = Vg = 2Н.

Объем вытесненной жидкости определим при помощи измерительного цилиндра.

Сравните архимедову силу и вес вытесненной жидкости. Запишите формулу расчета архимедовой силы:
F a = g ж V тела , F a = P вытесненной жидкости

Ребята делают записи в тетради

Учитель. От чего зависит сила Архимеда? А сейчас вы - исследователи, вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе. Группам выдается оборудование.

Исследовательская работа.

Задание 1группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски на нити одинакового объема.

1.Определите Архимедову силу, действующую на первое тело

Р в возд = Р в воде= Fа 1 =

2.Определите Архимедову силу, действующую на второе тело

Р в возд = Р в воде = Fа 2 =

3.Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.

алюм = 2700кг/м3 стал =7800кг/м3

4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело.

Задание2 группе.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, металлическое тело на нити.

1.Определите Архимедову силу, действующую на 1/2 объема тела, погруженного в воду.

Р в возд = Р в воде = Fа1 =

2.Определить Архимедову силу, действующую на целиком погруженное тело в жидкость.

Р в возд = Р в воде = Fа 2 =

3.Сравните эти силы.

4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема погруженной части тела.

Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.

Задание 3 группе

Оборудование: динамометр, сосуды с чистой и соленой водой, стальной брусок на нити.

1.Определите Архимедовы силы, действующие на тело в чистой воде

Р в возд = Р в воде = Fа1 =

2.Определите Архимедовы силы, действующие на тело в соленой воде

Р в возд = Р в воде = Fа 2 =

3.Сравните плотности этих жидкостей.

чист воды =1000кг/м3 сол. воды =1030кг/м3

4.Сравните Архимедовы силы, действующие на тело в различных жидкостях.

5.Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.

Задание 4 группе

Оборудование: тела из пластилина одинакового объема, но разной формы, сосуд с водой, динамометр.

1.Определите Архимедову силу, действующую на тело шарообразной формы

Р в возд = Р в воде = Fа1 =

2.Определите Архимедову силу, действующую на тело прямоугольной формы

Р в возд = Р в воде = Fа 2 =

3.Сравните эти силы

4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ.

После получения результатов каждая группа отчитывается о проделанной работе и сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы.

5.Закрепление нового материала

Тестирование (раздаточный материал с тестом). Читаем вопрос и выбираем ответ:

1) Вес стальной детали в воздухе равен 3Н, а в воде 2,7Н. Определите архимедову силу, действующую на стальную деталь.

2) Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Сравните архимедовы силы, действующие на шары?

А) На железный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность больше.

Б)На деревянный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность меньше.

В) На железный и деревянный шары действуют одинаковые F а , т.к. объемы равны.

3) Железное и деревянное тело равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело?

А) На деревянное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.

Б)На железное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.

В)На тела действуют равные выталкивающие силы, т.к. равны массы тел.

4) К динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в керосин или в воду ?

А) Больше в воде, т.к. ее плотность больше.

Б)Больше в керосине, т.к. его плотность меньше.

В) Одинаково, т.к. объем тела не меняется.

5) Архимедова сила определяется формулой:

1.Что такое архимедова сила и от чего она зависит? (Архимедова сила – сила, выталкивающая тело из жидкости, зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела.)

2.Изменится ли архимедова сила, действующая на тело, если тело не полностью погружено в жидкость, а лишь наполовину? (Архимедова сила будет меньше, так как объем тела в жидкости будет меньше.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока – открытие новых знаний

Цели деятельности учителя : способствовать формированию представлений о силе Архимеда путем проведения исследовательской работы, развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систематизировать и формулировать выводы.

Образовательные ресурсы: ведерко Архимеда, сосуд с водой, динамометр, компьютерная презентация, раздаточный материал, приборы для исследовательской работы (грузы, сосуды с разными жидкостями, динамометры), письменные принадлежности.

Методы обучения: создание проблемной ситуации, ситуации успеха; деятельностный подход.

Обучающие структуры: Раунд Тэйбл, Сингл-Раунд-Робин (подумайте, запишите, обсудите), ассоциации.

Формы обучения: коллективные, фронтальные, индивидуальные.

Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

- личностные УУД:

- формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы;

- содействовать техническому воспитанию учащихся;

- совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

- метапредметные УУД:

- развивать навыки коллективной работы,

- умение работать с физическими приборами, дополнительной литературой

- развитие творческих способностей учащихся.

- умение проводить физический эксперимент, по его результатам делать выводы, обобщения, творческие способности.

- развивать умение сравнивать,

- предметные:

- сформировать знания учащихся о выталкивающей силе,

- выяснить, от каких величин зависит (не зависит) значение Архимедовой силы

Технологии, реализованные на уроке: развивающие, информационные, здоровьесберегающие.

Виды деятельности: исследовательская работа, работа с приборами, работа в тетради.

Здравствуйте ,ребята, взрослые я рада приветствовать вас на своем уроке

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

На уроках вы изучали силы. Какие силы вы знаете? Давайте вспомним все что вы знаете о силе тяжести. Работаем в группах. Каждая группа записывает на листе все о силе тяжести. Даю вам одну минуту(сила ,с которой земля притягивает к себе тела, приложена к телу, зависит от массы ,направлена вниз, измеряется динамометром, от g,есть у всех тел)

Какая группа готова ? Слушаем вас. У кого есть еще дополнения?

Слайд на доске - характеристика силы тяжести

III. Изучение нового материала

Проведем опыт. Возьмем цилиндр и подвесим его к динамометру. Пружина динамометра растянулась. И мы видим, что вес цилиндра в воздухе равен 3Н. Опустим цилиндр в воду, мы видим ,что пружина сокращается, показывая на уменьшение веса тела в жидкости. Вес тела в жидкости 2,4Н. Почему уменьшился вес? (потому что на тело в жидкости действует выталкивающая сила) Сформулируйте тему урока. Выталкивающую силу называют Архимедовой силой в честь ученого Архимеда. Записываем тему урока. Существует такая Легенда.(мультфильм) Как вы думаете к какому выводу пришел Архимед? Давайте посмотрим, чем же закончилась эта история. На основании фрагмента мультфильма ответьте на вопрос: Тело при погружении вытесняет жидкость . Чему равен объем вытесненной жидкости ? Vт=Vж(записать в тетрадях)-слайд

Сила – векторная величина, т.е имеет направление. Как направлена архимедова сила ? Сделать чертеж в тетради.-слайд

А сейчас внимание на экран, рассмотрим эксперимент

Чтобы определить выталкивающую силу экспериментально мы при помощи динамометра определяем вес тела в воздухе и вес тела в жидкости. Их разность равна архимедовой силе.(слайд).

А сейчас ребята экспериментально выясним от каких величин зависит архимедова сила. Работаем в группах.

Группа 1 определяет как зависит архимедова сила от объема тела

Группа 2 определяет как зависит архимедова сила от плотности тела

Группа 3 определяет как зависит архимедова сила от плотности жидкости

Группа 4 определяет как зависит архимедова сила от глубины погружения и формы тела

Каждая группа проводит эксперимент и делает вывод. Приступаем к работе


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (ИССЛЕДОВАНИЕ)
Группа1

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, но одинакового материала, динамометр, нить.

Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.

Сравните эти силы.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.

Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.

Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело.

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой, алюминиевый цилиндр.

Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде.

Чем отличаются эти жидкости?

Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.

Оборудование: груз из пластилина, 2 сосуда с водой, нить, динамометр.

Опустите тело в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее. Долейте воду и понаблюдайте, изменится показания динамометра?

Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от высоты уровня жидкости.

Измените форму этого тела , Опустите тело в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела одного и того же объема.

Вывод: Архимедова сила не зависит от высоты столба жидкости над телом и не зависит от формы тела.

Закончили работу .Каждая группа формулирует свой вывод.

Значит, архимедова сила зависит от плотности жидкости и объема тела, но не зависит от плотности тела , глубины погружения, формы тела-слайд

IV. ИТОГ УРОКА Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с архимедовой силой ,вывели формулу для ее расчета и выяснили от каких величин она зависит.

V. РЕФЛЕКСИЯ: В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке ,закончив предложения

Читайте также: