Ушинский о пользе педагогической литературы краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Ушинский выступает в пользу педагогической литературы, способной помочь как преподавателям и воспитателям в практической работе, так и родителям, а также совершенствованию педагогики как науки.

За минуту

Статья, написанная Ушинским в защиту педагогической литературы.

Автор начинает статью с того, что литература по педагогике в России чрезвычайно плохо распространена, практически нет журналов и курсов по педагогике.

Одной из причин такого явления Ушинский называет вражду педагогов-практиков к теории. Он убеждает их отказаться от подобного отношения, уверяя, что педагогическая литература – не плод бесполезных умствований, а собрание и анализ фактов и тенденций того самого опыта, за который ратуют педагоги-практики.

Ушинский сравнивает педагогику с медициной. С одной стороны, и тут и там многое зависит о личности врача или преподавателя, а с другой – при отсутствии теории возможно множество злоупотреблений и гибельных ошибок. Получение правильного и систематического образования только укрепляет общество.

Педагогическая литература знакомит преподавателей с опытом умнейших и талантливейших педагогов мира. Ею также могут пользоваться и родители, которые будут правильно воспитывать детей.

1. Конспектируя статьи К.Д.Ушинского "О пользе педагогической литературы" и "Предисловие к 1 тому "Педагогической антропологии", выпишете тезисы, относящиеся к вопросу о связи педагогической теории с практикой.

Чтобы правильно воспитывать своих детей родители должны иметь ясные и здравые понятия о признаках различных наклонностей в детях, знать требования и цель различных родов воспитания и учения, уметь выбрать и оценить воспитателя, знать воспитательные заведения, их курсы, требования. Помощь в этом оказывает пед. литература. Пед. литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты пед. практики, на основе которых возможно дальнейшее развитие общественного воспитания.

Ушинский отмечал также важность ясного определения цели воспитания. Важным является то, что пределы воспитательной деятельности даны:

· в условиях душевной и телесной природы человека

· в условиях окружающего его мира.

· преднамеренную воспитательную деятельность (школа, учителя, наставники)

· непреднамеренную (природа, семья, общество, народ и т.д.), которая является столь же сильной, а может и более сильной.

Должны открываться педагогические факультеты, целью которых должны быть изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания. Эти факультеты служили бы не для приготовления всех учителей, в которых нуждается страна, но для развития самого искусства воспитания и для приготовления тех лиц, которые или своими сочинениями, или прямым руководством могли бы распространять в массе учителей необходимые для воспитателей познания. Педагогов должно быть численно даже больше, чем медиков, т.к. воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных.

Педагогика – не наука, а искусство, - самое обширное, самое сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на множество обширных и сложных наук, как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека.

Если нельзя требовать от воспитателя, чтоб он был специалистом во всех указанных выше науках, то, по-крайней мере, он должен понимать основные моменты и стремиться, насколько может, приобрести всесторонние сведения о человеческой природе. Не должно быть одностороннего направления знаний.

Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными мелкими нуждами и со всеми духовными требованиями. Тогда он сможет почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния.

К.Д. Ушинский рассмотрел проблему педагогического такта и педагогического опыта. Педагогический такт - частный случай психологического такта - полусознательное собрание воспоминаний разнообразных психических актов, пережитых человеком, на основании которого человек полагает возможным действовать на душу другого человека и избирает для этого те средства, действенность которых он опробовал на себе. Педагогический такт незаменим в практике потому, что действует быстро, мгновенно, тогда как положения науки припоминаются и обдумываются медленно. Педагогический такт формируется с опытом.

Педагогический опыт очень важен, но его сложно оценить из-за отдаленности последствий от причин - т.е. сложно отследить, что именно (действия воспитателя либо что-то иное) стало причиной перемен в воспитаннике, ведь на развитие человека имеет влияние не одна лишь школа.

Вывод о методологии Ушинского:

· во-первых, это фактический подход, основанный на индуктивном методе Бэкона;

· во-вторых, метод Декарта, а именно: 1) считать истинным самоочевидное, то, что не может дать повод сомнению. 2) располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных.

Применительно к России Ушинский выделил 3 основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука.

Ушинский предложил создать в каждом университете педагогический факультет, где изучался бы человек во всех его проявлениях. Он считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. В качестве одного из важнейших условий оптимального развития ребенка в процессе обучения К. Д. обратил внимание на необходимость учитывать посильность содержания обучения и его последовательность. Особое значение придавал отбору содержания обучения. Реализм в образовании зависит не от набора предметов обучения, а от общей направленности образования. Большое значение придавал соблюдению принципа наглядности. Указывал, что важнейшим источником получения новых знаний для детей является опыт, приобретаемый с помощью внешних чувств. В связи с этим важнейшим, по мнению Ушинского, является использование в обучении игры, которая может использоваться до 16-23 лет. Дидактические идеи Ушинского опирались на такие принципы, как основательность и прочность усвоения знаний. Им были детально разработаны методики повторения учебного материала, методика формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядных представлений, методика одновременного развития мышления и речи у детей. Он протестовал против разделения функций воспитания и обучения, указывая на единство этих начал в воспитании гармонично развитой личности. Главная форма организации обучения – урок. Основой классно урочной системы обучения является класс с твердым составом учащихся, твердое расписание занятий, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя. Ушинский углубил классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив его отдельные виды. вид урока определяется его целью. Особое внимание уделял организации учебной деятельности в начальной школе, где целесообразно сочетание всех видов урока воедино. Главное место в теоретическом наследии занимает его теория воспитания, в основе которой должен быть положен принцип народности. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким. Целью нравственного воспитания детей является формирование личности, качествами которой стали бы уважение и любовь к людям, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства. Он выступал против негуманного отношения к детям, против телесных наказаний. По его мнению, особенно важно соблюдение пед. такта. Он полагал, что воспитатель должен хвалить ребенка, сравнивая его успехи с другими, отмечая при этом не только его собственное продвижение. Моральное поощрение является лучшим способом нравственного воспитания. Важнейшими факторами, влияющими на ребенка, являются семья и личность учителя.

Еще 1 круг проблем, поставленных Ушинским – проблемы образования и обучения в школе. Здесь им решаются кардинальные и общие вопросы такие, как развивающий и воспитывающий характер обучения, его природосообразность, принципы обучения, личность учителя и ее влиянте на воспитуемых, более частные: методы, приемы, организация начального обучения.

Практика, факт – дело едтнтчное, и если в воспитании признавать деятельность одной практики, то даже и такая передача невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт. Педагог – практик не должен отвергать полезность теоретического изучения науки воспитания, основываясь лишь на достаточности его результатов, достигаемых без помощи теории. От каждого педагога – практика должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой, и взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящее от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни. Педагогическая литература представляется для этого могущественным средством. Она знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов, направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания. Пед. литература устанавливает в обществе правильные требования в отношении воспитания и открывает средства для удовлетворения этих требований.

Чтобы правильно воспитывать своих детей родители должны иметь ясные и здравые понятия о признаках различных наклонностей в детях, знать требования и цель различных родов воспитания и учения, уметь выбрать и оценить воспитателя, знать воспитательные заведения, их курсы, требования. Помощь в этом оказывает пед. литература. Пед. литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты пед. практики, на основе которых возможно дальнейшее развитие общественного воспитания.

Читайте также: