Игровые технологии в изобразительной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства.

Оценить 5332 0

Автор – Будяк Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования

СП ГБОУ СОШ № 4 – Дом детского творчества г.о. Чапаевск

Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на создание условий для проявления творческих способностей обучающихся.

Современное общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, человек вынужден включаться в процесс непрерывного обучения и освоения новых технологий. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям.

В связи с этим возникает необходимо сть поиска путей повышения эффективности обучения, изменени я целей и содержания образовательного процесса . Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий.

В современно м образовании возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания изобразительно й деятельности , относятся игровые технологии.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и развития творческого потенциала .

Но в то же время в озникают противоречия:

Между огромным интересом педагогов к дидактической игре и игровым технологиям как средству развития творческих способностей обучающихся и отсутствием научной классификации игры и определения ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием.

Между длительной предварительной подготовкой, отсутствием банка игровых образовательных технологий и использованием педагогами псевдоигровых форм: з ачастую игрой называют все то, что не имеет стандартной формы .

Для решения существующей профессиональной проблемы необходимо сформулировать цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по внедрению в ОП игровых технологи й.

Объектисследования– игровые технологии как средство приобщения старших до школьников к изобразительно й деятельности и искусству.

Предметисследования– процесс обучения с использованием игр овых технологий на занятиях изобразительно й деятельности .

Г ипотез а – целесообразно е использовани е игровых технологий , как дидактического метода, может способствовать активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, их приобщению к предмету и развития творческих способностей.

Цельданной работы – систематизация и внедрение в ОП игров ых технологи й как средств а развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и средства приобщения обучающихся к искусству.

Для достижения цели были поставлены следующиезадачи:

1.Изучить и провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления сущности игры. Определить подходы к проблеме исследования.

2.Выявить педагогический опыт использования игр овых технологий на занятиях изобразительно й деятельности .

3.Систематизировать игр овые технологии , используемые при изучении учебного материала на занятиях изобразительно й деятельности .

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, систематизация и классификация, наблюдение, творческие задания.

Ожидаемые результаты

Применение игров ых технологи й на занятиях позволит:

развить умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности ;

сформировать умение находить новые способы для художественного изображения;

повысить активность и самостоятельно сть детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;

увеличить информационную ё мкость занятия , глубину подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на обучающихся за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности .

Обучающиеся смогут проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

И гровые приемы, используемые на занятиях , позволят обучающимся раскрыть и активизировать свои способности; усил я т интерес к предмет у , увлек у т обучающихся и да ду т высокие результаты в обучении и воспитании .

Основная часть

Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний и, следовательно, развитию.

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1. Развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2. Коммуникативную: освоение диалектики общения;

4. Терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

5. Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6. Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

7. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

8. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- возрастным возможностям их использования;

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

Г.К. Селевко предлагает следующую классификацию педагогических игр:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

3. По характеру игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. В связи с этим, обучая посредством игры, задача педагога построить занятие, чтобы не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Профессионально организованное занятие изобразительной деятельности поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.

Структура занятия изобразительной деятельности

Обычно занятия изобразительной деятельности проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

I этап. Психологическое вхождение.

В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.

II этап. Познавательный:

1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.

2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап. Завершающий.

По окончании занятия проводится игра или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, которая иллюстрируется работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ. В конце занятия важным является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.

В структуре занятия предусматривается применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки. Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения, перекликающиеся с темой занятия, способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельности

Игры-перевоплощения могут и не содержать волшебного, сказочного элемента. Например, обучающиеся становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п.

5. Изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые радостные чувства, что и при игре с ними. А это в свою очередь вызывает стремление лучше изобразить любимцев. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально- положительную окраску.

6. Важное место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому связь детского изобразительного творчества с играми этого вида имеет особое значение для воспитания, служит средством обогащения и развития этих видов деятельности. Эта связь должна быть разносторонней: дети могут создавать предметы для игры и отражать сюжеты игры в аппликации, рисунках, лепке. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность обучающихся положительными эмоциями: своим рисунком, лепкой, аппликацией он рассказывает, во что и как играл. Дети стараются отразить свои игры в рисунках полнее, разнообразнее, творчески, а задача педагога - помочь им в этом, предлагая вспомнить наиболее интересные и легкие для передачи эпизоды.

7. Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания обучающихся и развития детского творчества заключаются во взаимосвязи изобразительной деятельности и игры-драматизации. Игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений и требуют, чтобы у детей были сформированы ясные представления об образах героев, а также умение передавать в игре характеры, действия и поступки персонажей. Для игр-драматизаций обучающиеся многое могут изготовить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски.

Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности способствует повышению активности обучающихся, вызывает у них положительное отношение к игре, рисованию, лепке, аппликации, углубляет образное познание действительности и искусства. Предложение педагога нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить картину о том, как они разыгрывали сказку, рассказ, вызывает у детей живой интерес; возникает личностно значимый для каждого ребенка мотив творческого изображения.

8. В рисовании, лепке, аппликации обучающиеся с удовольствием создают настольно-печатные игры. Содержанием таких игр могут стать произведения детской литературы. Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические представления, образное мышление, воображение.

Возможности игровых технологий велики, так как их применение на занятиях изобразительной деятельности очень полезно не только для уточнения, углубления и закрепления представлений о предметах и их свойствах, но и для формирования практических навыков и умений обучающихся.

Игровые технологии раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание играя. В жизнь детей дошкольного возраста включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют детям радость.

Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду, различных кружках и дома. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность, результат получается более высоким и творческим, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).

Список информационных источников

Использованные источники:

Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М.: Про-Пресс, 2009.

Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.

Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. – 361с.

Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с.

Игра – обучение, тренинг, досуг / Под ред. Летрусинского В.В. – М.: Новая школа, 2006. – 163 с.

Пимонова Т. А. Игровые ситуации на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 79 – 80.

Дошкольный возраст — сенситивный период в развитии творчества, что обусловлено активным обогащением психических процессов у ребёнка. Детское изобразительное творчество для детей дошкольного возраста представляет собой наиболее понятную и доступную форму выражения своего внутреннего мира, эмоций, переживаний, отношения к чему-либо.

Педагоги и психологи в работе с детьми всегда отводили значительное место изобразительному творчеству. Творчество часто определятся как создание чего-то нового, и, хотя созданное ребёнком не является объективно новым, для него оно несёт большую ценность.

Изучением детского изобразительного творчества, его развитием и поддержкой занимались: Т. С. Комарова, А. Мелик–Пашаев, Е. А. Флерина, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, Н. П. Сакулина, Т. Г. Казакова, А. В. Бакушинский, В. Б. Косминская, Н. А. Ветлугина, О. М. Дьяченко, В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьева и другие.

Для обогащения и развития детского изобразительного творчества педагоги могут использовать различные способы. Одним из основополагающих является создание среды, насыщенной образами, впечатлениями от них, побуждение к эмоциональной отзывчивости от восприятия окружающих ребёнка образов. Так же педагогам предлагается использовать специально разработанные творческие задания, способствующие повышению уровня творческого воображения, мышления, креативности.

Особое значение для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста имеют игровые технологии. Они представляют собой систему дидактических, театрализованных, сюжетно-ролевых, подвижных, имитационных, режиссерских, творческих игр, упражнений, индивидуальных тренингов, бесед, благодаря которым у детей развиваются художественно-творческие способности, психические познавательные процессы, положительная мотивация к творческой деятельности, наблюдается эмоциональный подъём.

Л. В. Загрекова обозначает следующие компоненты игровых технологий :

• мотивационный (создание мотива творческой деятельности детей на основе их потребностей и интересов)

• ориентационно-целевой (ознакомление детей с целью деятельности, формирование нравственных ценностей)

• содержательно- операционный (понимание содержание и правил игры с учетом имеющегося опыта)

• ценностно-волевой (активное задействование в игре различных познавательных психических процессов для формирования соответствующих конкретным ситуациям переживаний)

• оценочный (определение соответствия поставленной цели и достигнутого результата).

Игровые технологии способствуют поддержанию эмоционально-благоприятной психологической обстановки, возникновению мотивации к выполнению творческой деятельности. Например, через введение в занятие какого-либо персонажа, использование сюрпризного момента, принятие на себя определенной роли.

Игровые технологии —наиболее доступный для детей данного возраста способ развития изобразительного творчества, так как игра в дошкольный период является ведущим видом деятельности. Игра позволяет ребенку расширять представления об окружающем, устанавливать связи между явлениями, насыщать творческий опыт. Взаимосвязь игры и творческой деятельности является идеальной формой для усвоения ребенком необходимой информации, преобразования её и осмысления.

Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых.

Использование игровых технологий в обучении старших дошкольников правилам безопасного поведения на дороге Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьёзную проблему. Жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в воспитании и развитии дошкольников Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер – класса: Освоение и последующее активное применение психотерапевтических техник в практической деятельности воспитателя в процессе изобразительной деятельности.

Большие возможности для эстетического развития ребёнка заложены в детской изобразительной деятельности. Реализация этих возможностей во многом зависит от характера педагогического руководства данным видом деятельности, в частности, использования оптимальных методов и приемов обучения. В советской и зарубежной педагогике ведётся поиск эффективных методов художественного воспитания (Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Т.С. Комаровa и др., за рубежом - Б. Джефферсон, В. Лоуенфельд, М. Хамильтон и др.).
В связи с этим особое внимание следует обратить на применение игровых приёмов (техник), которые являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста, так как соответствуют их возрастным особенностям. Мы полагаем, что применительно к руководству изобразительной деятельностью необходимость использования игровых приемов имеет особое основание, заключающееся в своеобразных связях игры и художественного творчества.
Близость игры и художественной деятельности как разновидностей творчества проявляется в общности ведущих психических процессов, лежащих в их основе (воображение, эмоции). Известно, что эти процессы наиболее легко возникают и развиваются в условиях игры. Это даёт основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью
Существование связей игры и художественного творчества позволяет предполагать, что игровые приёмы соответствуют не только возрастным особенностям детей, но и специфике детской изобразительной деятельности и потому способствуют оптимизации процесса руководства ею.
Система игровых приёмов обучения - это совокупность приёмов, характеризующихся едиными существенными признаками (наличием игровых действий, воображаемой ситуации, направленностью на решение дидактических задач), определенным образом классифицированных; и включенных в современную методику руководства детской изобразительной деятельностью.
Игровые приёмы оказывают влияние на эффективность обучения и развития детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью, формируют отношение детей к обучению, способствуют качественному освоению изобразительных учений и развитию творчества.

Воздействие игровых приёмов осуществляется:

во-первых, путем создания с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение изображения для каких-либо игровых персонажей. По своему характеру такие мотивы близки общественно

Выделяются две группы игровых приёмов и их варианты.
1. Обыгрывание изображаемого предмета, игрушек, картин-панорам.
Эта игровая ситуация может состоять из имитационных или
внеобразных действий (загадывание-угадывание; прятание-поиск и т.п.). Содержание сюжетно-игровых ситуаций может быть основано на литературных сюжетах (инсценировки сказок, потешек и т.п), или

впечатлениях от окружающей жизни (инсценировки жизненных сюжетов).
2. Обыгрывание изображения. В зависимости от характера обыгрываемого образа следует различать сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) образом и обыгрывание готового (законченного) образа.
Кроме того, занимаясь творчеством, ребёнок не задумывается о конечном результате, он поглощен процессом, который для него достаточно терапевтичен. Так, в процессе изодеятельности у детей актуализируются их переживания, они, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Происходит эмоциональная разрядка, и состояние ребёнка меняется. Он избавляется от плохого настроения, перестаёт бояться, проявляет свою агрессию безопасным способом – на бумаге.

- Какие фигуры ты здесь видишь?

- Можешь ли ты здесь разобрать какие – либо цифры?

- Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие – нибудь

После того как ответ первого ребёнка получит одобрение, другие быстро включаются в игру, и в группе формируется атмосфера взаимного доверия.
Показания и рекомендации к применению.

Описанная техника может быть использована в работе с
гиперактивными, легко отвлекающимися, импульсивными, агрессивными, а так же замкнутыми детьми как индивидуально, так и в группах.
А теперь предлагаю вам поучаствовать в коллективной работе при использовании игровой техники на занятии.

Игры и упражнения
на выполнение изображений

из готовых фигур геометрической и произвольной формы

1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).

Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

3. Игра-головоломка.

Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

4. Дополните изображение.

Детям предлагаются контурные изображения, которые необходимо дорисовать. Упражнение помогает развитию творческого воображения.

5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.

Упражнение на логическое мышление.

6. Составьте из готовых геометрических фигур русский орнамент.

Упражнение на закрепление знаний об особенностях русского орнамента.

7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.

Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении.

Игры и упражнения

по цветоведению

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Дети работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе воспитателя дети поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.

3. Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

Игры и упражнения,
способствующие усвоению
новых терминов, понятий

1. Продолжите цепочку слов.

Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: жостово, хохлома, .

2. Объясните значение слова.

Например: ритм — это…, дизайн — это…

Задания для повторения.

Беседа о графическом дизайне.

Роспись ларца для ювелирных украшений.

3. Блиц-контроль (вопрос — ответ).

Игры и упражнения
для развития восприятия
произведений искусства

1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).

Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

2. Сравните впечатления

Воспитанники сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь детей.

Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.

4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.

Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

Заготовила зима

Краски для всех сама.

Полю — лучшие белила,

Зорям — алые чернила,

Всем деревьям — чистые

Блестки серебристые.

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

5. Отгадывание кроссвордов (составление).

При их составлении у детей развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.

Тематические кроссворды выполняют функции:

Знания воспитанников можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее.

Дети (с помощью родителей) ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов. Всё это прикрепляется к стенду. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу, развивает навыки поисковой деятельности.

8. Найдите среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами.

Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.

Сюжетно-ролевые игры

1. Игра "Следствие ведут знатоки".

Выбранные на соискание почетного звания дети рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.

Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения.

Практические упражнения
по ДПИ

1. Составьте композицию.

Создание растительного орнамента для обоев, кафеля.

Создание фрагментов узора для тканей.

2. Составьте палитру народных мастеров.

ДПИ. Роспись изделия по типу народных мастеров.

Роспись ларца для ювелирных украшений.

В заключение отметим, что в основе игр и упражнений лежит принцип познания ребенком учебного материала от ощущения через эмоцию, от ассоциации к анализу, а затем к творчеству.

Игровые приёмы в преподавании изобразительной деятельности

Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру.

Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях по изобразительной деятельности.

Умело используя игровой приём, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности. Необходимым условием активности детей является определённый запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Разнообразные по содержанию игровые действия должны соответствовать дидактическим задачам. Не всякие игровые действия, даже будучи интересными и понятными детям, помогают решить поставленные дидактические задачи.

Игровые приёмы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью, выбираются педагогом с учётом особенностей игры детей, логики её развития, с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности — с другой.

Все игровые приёмы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приёмов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагаются роли художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям — роль зайчиков, медведей и т.д. Например, дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр-драматизаций, кукольного театра. Выделение игрового приёма с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребёнка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приёма.

Все вышеизложенные приёмы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса.

Читайте также: