Работа с педагогическими кадрами доу в современных условиях

Обновлено: 08.07.2024

Населенный пункт: Ставропольский край, п. Верхнестепной

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Организуя методическую работу зачастую стоит вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия.

Совершенно очевидно, что работа с кадрами должна быть направлена на формирование творческого коллектива единомышленников.

Необходимо сделать так, чтобы постоянная связь содержания методической работы в дошкольном учреждении с результатами работы педагогов обеспечивала непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходится решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя по этому поводу, пришли к выводу, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических знаний и практических умений осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:

    1. 1.Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.
    2. 2.Повышение уровня активности и самостоятельности.
    3. 3.Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
    4. 4.Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Тренинг – одна из эффективных интерактивных форм, введенная в работу с педагогами ДОУ (быстрое реагирование, быстрое обучение). Педагоги оказались в наиболее сложной ситуации, так как их труд даже в стабильные времена отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью.

Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров стало посильное участие многих педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками.

Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. В начале такой консультации старший воспитатель объявляет, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками.

Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер-класс. Его основная цель - знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер - класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ города и области.

Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.

Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов.

Каждый педагог составляет “Деловой блокнот воспитателя”, который отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).

Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:

    • •общая эрудиция;
    • •профессиональные знания, умения, навыки;

    Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Не следует смешивать дискуссию с полемикой, т. е. целеустремленным, эмоциональным, заведомо пристрастным отстаиванием уже сформированной позиции.

    Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация - это наглядный вариант лекционного и практического материала.

    Этот метод был нами использован на семинаре - практикуме по изучению педагогами современных развивающих методов и технологий.

    Презентация включала в себя не только представление педагогами современных развивающих методов и технологий, которые они используют в своей работе, таких как ТРИЗ, сказкотерапия, музыкотерапия, рифмотерапия, но и возможности их применения в работе педагогов.

    После презентации на семинаре завязалась дискуссия, педагоги, выступая в роли оппонентов, высказывали свои мнения, приводили доводы в защиту или сомнения по эффективности использования того или иного метода, технологии.

    1. 1.Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
    2. 2.Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
    3. 3.Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
    4. 4.Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.
    5. 5.Трудности закаляют на пути к счастью.

    Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

    В каждом дошкольном учреждении у заместителя заведующего по воспитательно – методической работе с годами накапливается свой уникальный опыт по планированию работы с педагогическим коллективом. Необходимо отметить, что спланировать эту работу в течение года, не допустив перегруза педагогов и, при этом, качественно решив все задачи годового плана, можно только на основе анализа результатов учебно – воспитательного процесса за прошлый год. Особенно, необходимо учесть уровень педагогического мастерства и квалификации педагогов, уровень зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей.

    Планирование будет эффективным, если соблюдать три главных условия:

    - объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

    - четкое представление тех результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

    - выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

    В процессе реализации планы уточняются и корректируются в зависимости от объективных условий. Однако, все такие поправки можно свести к минимуму, если при формировании программ и планов учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности и коллегиальности.

    Ниже приведено планирование работы с педагогическим коллективом в МБДОУ № 31 г. Ангарска в течение 2013–2014 учебного года, с учетом специфики конкретного ДОУ. Желательно, чтобы данная система предполагала взаимодействие ДОУ с другими организациями и структурами.

    1. Заседания педагогического совета на 2013–2014 учебный год.

    Круглый стол – установочный педсовет: “Направления работы коллектива ДОУ в 2013–2014 учебном году”.

    “Содействие педагогам ДОУ в индивидуальном педагогическом поиске”.

    1. Требования к личности современного педагога.
    2. Этапы становления индивидуального педагогического пути.
    3. Создание авторских методик и технологий, алгоритм их описания.
    4. Создание творческих отчетов и авторских программ, алгоритм их описания.
    5. Создание портфолио педагога.

    “Предметно-развивающая среда – основа обеспечения оптимального развития интегративных качеств и здоровья дошкольников”.

    1. Требования к условиям реализации ООПДО.
    2. Роль предметно-развивающей среды в организации педагогического процесса.
    3. Основные зоны группы: их устройство, организация и предметное наполнение; организация пространства на границах зон.
    4. Отчеты воспитателей о проведенной работе по модернизации пространства групп.
    5. 5. Анализ результатов тематической проверки.
      “Наши достижения”. Итоги работы педагогического коллектива ДОУ за 2013-2014 учебный год.
    1. Анализ эффективности оздоровительной работы, заболеваемость.
    2. Результаты мониторинга детей на конец учебного года.
    3. Инструктаж по охране жизни и здоровья детей на ЛОП.

    План мероприятий на летний оздоровительный период.

    Семинар “Работаем на основе примерной основной общеобразовательной программы ДО (“От рождения до школы./ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.”)

      Концептуальные основы программы.
    1. Изучение уровня усвоения разделов программы, формирование интегративных качеств дошкольников.

    Семинар-практикум “О здоровье всерьёз”

    Цель: познакомить педагогов с системой оздоровительных мероприятий в режиме детского сада.

      Организация уголка двигательной активности в группе (практическое занятие).
    1. Выставка “Дорожка здоровья”.
    2. Создание каталога тематических физкультурных минуток.
    3. Развитие валеологической культуры дошкольников.

    Семинар-практикум “Организация экологического экспериментирования с дошкольниками в Центрах воды и песка”.

      Задачи поисковой исследовательской деятельности дошкольников по возрастным группам.
    1. Элементарная опытническая деятельность и экспериментирование с природным материалом, как средство познавательного развития детей.
    2. Практикум: Организация элементарных опытов с природным материалом.

    3. Открытые просмотры.

    Открытые просмотры непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми по физическому воспитанию в группах раннего возраста.

    Цель: обмен опытом по организации физкультурной работы, как средства укрепления здоровья детей с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

    - физкультурные упражнения с детьми раннего возраста, как средство ранней профилактики плоскостопия (консультация физорга для педагогов ДОУ);

    - развитие дыхательной системы детей третьего года жизни на занятиях по физическому воспитанию;

    - применение игровых двигательных комплексов на физкультурном занятии с малышами.

    “Неделя здоровья”

    Цель: реализовать комплексный подход в осуществлении физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических и валеологических мероприятий всеми субъектами образовательного процесса ДОУ (дети, родители, педагоги).

    Цель: показать возможности театрально-игровой деятельности, как средства развития интегративных качеств дошкольника.

    Открытые просмотры по развитию экологических представлений детей (региональный компонент)

    Цель: раскрыть методы и приёмы организации опытно-исследовательской работы с дошкольниками в уголках детского экспериментирования.

    - секреты природы (организация исследовательской деятельности детей на основе природного материала);

    - играем с песком, водой, глиной (организация элементарной опытнической деятельности детей в Центре воды и песка).

      Уголок природы в группе детского сада.
    1. Консультация психолога “Ребёнок и взрослые. Тренинг общения”.
    2. Работа воспитателя в период адаптации.
    3. Речь и речевое развитие детей дошкольного возраста. Особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями в речевом развитии.

    Выставка совместных детско-родительских работ, работ воспитателей “Вот так чудо-урожай!”.

    Выставка новогодних композиций (работы детей совместно с родителями) “Новогодняя сказка”.

    Выставка групповых фотогазет “А мы жили - не тужили, с физкультурою дружили”.

    6. Конкурсы.

    Смотр-конкурс на лучший Уголок здоровья в группе.

    Конкурс “Сбережём зелёную ель”.

    Конкурс-выставка “Маленький мастер”.

    Конкурс “Огород на окне”.

    7. Мероприятия по обеспечению преемственности работы со школой.

      Посещение детьми подготовительной группы торжественной линейки, посвящённой началу учебного года.
    1. Экскурсия в школу (знакомство со школьными помещениями, классами).
    2. Занятия с приглашением учителей школы.
    3. Участие учителей МОУ СОШ в заседаниях родительского клуба “У школьного порога”.
    4. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе (педагог-психолог).
    5. Развивающие психологические занятия по подготовке детей к школьному обучению (педагог-психолог).
    6. Составление индивидуальных психологических карт развития выпускников подготовительной группы (педагог-психолог).

    8. Медико-педагогические совещания.

    “Адаптация детей к условиям детского сада”.

    Цель: Анализ педагогических условий, способствующих социальной адаптации малышей в условиях МБДОУ №31”.

      Отчёт воспитателей групп по организации условий жизни детей, поступивших в дошкольное учреждение (соблюдение основных педагогических требований в адаптационный период; трудности, возникающие в работе педагогов, меры по устранению трудностей).
    1. Обзор новинок литературы по раннему возрасту.
    2. Выступление зам. зав. по ВМР “Основные направления работы в группе раннего возраста на 2013-2014 учебный год”.

    “Работа с детьми недостаточного уровня развития и групп риска и пути их решения”.

    Цель: разработать систему индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

    "Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость, но мы именно в это время живём! Современный мир меняется с невероятной скоростью, особенно система образования. В соответствии с ФГОС повышаются требования к воспитателям- требуется уже не специалист-исполнитель, а специалист-исследователь, инициативный, творческий, широко образованный, высококвалифицированный, мобильный, умеющий идти в ногу со временем, следовать современным тенденциям в воспитании и обучении детей. Большое внимание современный воспитатель должен уделять самообразованию.

    На современном этапе развития системы образования основная цель работы с кадрами - это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами работы безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность.

    В связи с внедрением ФГОС воспитатель должен владеть навыками компьютерной грамотности.

    В нашем ДОУ созданы условия для овладения ИКТ- оборудован кабинет, в котором имеется компьютер, МФУ, магнитофон. Мы закупаем много обучающих пособий на дисках, видео и аудио - материалы. В свободное от работы время педагоги могут позаниматься в данном кабинете, так же мы проводим мастер-классы и обучающие занятия по овладению компьютерными технологиями. В обучающие занятия входит обучение программам Word, Excel, Power Point. Педагоги обучаются навыкам выхода и поиска необходимой информации в системе Интернет, что способствует развитию самообразования, обмену опытом и получению необходимой и своевременной информации.

    Планирование своей работы в ДОУ я начала со сбора предварительной информации о кадрах.

    Затем, по результатам моих выводов и всестороннего мониторинга я наметила пути развития и воспитания педагога будущего путём совершенствования педагога настоящего.

    Виды работ организованных заведующим с педагогическим коллективом, направленные на сплочение коллектива и достижения поставленных задач.

    1. Субботник. Мы проводим субботники в игровой форме с творческим подходом. Всегда присутствуют родители и игровые персонажи. После игр, спектаклей и самой уборки проходит чаепитие на воздухе с самоваром и сладостями. Такая форма помогает и сплочению коллектива и взаимодействию педагог-родитель, и наблюдению за педагогами в нетрадиционной обстановке.

    2. Праздники, корпоративы. Эти формы работы с педагогами помогают увидеть их в неформальной обстановке, увидеть их творческие и организаторские способности, выявить лидеров коллектива и оценить внутри коллективные взаимоотношения. Так же эта работа помогает при планировании расстановки кадров и других педагогических вопросах.

    3. Оформление портфолио детей, групп, воспитателя -помогает активизации творческих способностей, развитию здоровой конкуренции, обучению ИКТ.

    4. Участие в конкурсах в ДОУ, в районных и городских конкурсах- помогает педагогам раскрыть свои таланты, развитию опыта, коллективному и индивидуальному творчеству и в целом сплочению коллектива.

    В практике нашего ДОУ используются разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства:

    • работа в едином образовательном пространстве

    • дни открытых дверей

    • эстафеты педагогического мастерства

    • педагогические советы

    • создание банка инновационных идей

    • творческая лаборатория молодых специалистов

    • я сегодня аноним

    Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт в воспитательно-образовательном процессе.

    Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

    Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.

    Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

    Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий ИКТ-технология, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог более опытный помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

    Тематические семинары проводятся старшим воспитателем, специалистами ДОУ или поручаются педагогам, работающим по данным тематикам. Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков

    Деловые игры –очень интересная форма работы с педагогами. В деловых играх мы затрагиваем как педагогические, так и психологические аспекты работы. Например: мы часто проводим занятия, в которых воспитатель берёт на себя роль ребёнка и сам испытывает, какое психологическое и педагогическое воздействие на него оказывается. Это очень помогает педагогам в их дальнейшей работе. Так же мы делаем занятия положительные и отрицательные, в которых педагог наглядно убеждается в правильности выбора методов и приёмов в работе с детьми. Деловые игры так же решают такие задачи как:

    1. Закрепление системы знаний и умений педагогов

    2. выработка системных умений

    4. совершенствование навыков принятия коллективных решений;

    5. развитие коммуникативных умений разного рода.

    6. порождение творческого мышления;

    7. выработка установки на практическое использование деловой игры

    8. воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми, преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

    В данном сборнике мы публикуем результаты анкетирования, мониторинга, результатах и выводах педсоветов, фото различных мероприятий, так же там помещаются анонимно отзывы родителей и высказывания детей.

    Все данные формы работ с педагогическим коллективом позволяют решать поставленные задачи плодотворно, активизируют фантазию и развивают желание работать и делиться своим опытом с коллегами.

    Управленческий проект

    Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
    До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

    Предлагаемый управленческий проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в ОДО в соответствии с условиями Государственного образовательного стандарта; на повышение профессиональной компетентности педагогов, наличие определенных знаний, желание внедрять их в практику работы; обеспечение выхода на развитие интегративных качеств дошкольника через организацию новой модели образовательной деятельности в тесном сотрудничестве руководителя и педагогического коллектива; на изменение позиции педагогов к инновационной деятельности до 100%.

    Читайте также: