В чем особенности территориальной структуры и городов района кратко

Обновлено: 05.07.2024

Центрально-Черноземном район Это самый маленький по величине экономический район России, однако, для него характерна высокая степень освоенности и заселенности, развития транспортной инфраструктуры (его пересекают многие линии железных и автомобильных дорог, ЛЭП, трубопроводов).Территориальная структура хозяйства и расселения Центрально-Черноземного района решетчатая, т. е. транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения. Это произошло в результате переселения в другие районы страны части жителей, преимущественно из сельской местности, где население уменьшилось и абсолютно, и относительно (с 4,7 млн до 3,1 млн человек). Население c 1959 по 86г. сократилось на 1,4 млн человек ,с 1991 г. наблюдается незначительный рост численности населения района, связанный, прежде всего с положительным сальдо межрайонной миграции. После распада СССР сюда на постоянное место жительства устремились русские, проживавшие до этого в некоторых республиках Средней Азии, в Казахстане, а также беженцы с территории Чечни. Это стало важным фактором динамики роста населения, так как его естественный прирост здесь не только отрицательный, как и в целом по стране, но даже ниже среднего по России на 2,1 ‰ (-7,8 ‰). В 1996 г. на территории ЦЧР проживало 7,8 млн. человек. Наибольшей численностью населения обладает Воронежская область (2,5 млн. человек), затем идут Белгородская, Курская, Тамбовская и Липецкая области.За послевоенные годы под влиянием внутренней миграции заметно выросла доля городского населения, хотя она и остается в районе меньшей, чем в среднем по России. Только за период с 1986 по 1996 г. доля горожан увеличилась на 3,8% и составила 61,6%. Наиболее высок этот показатель в настоящее время в Белгородской и Липецкой областях, ниже всего — в Тамбовской области.По половому составу населения район имеет примерно такие же показатели, как и Центральная Россия в целом: доля мужского населения здесь меньше, чем женского (46,1%). Население в трудоспособном возрасте составляет 54,5%. Это на 2,1% меньше, чем в Центральном районе, и на 2,5% меньше, чем в среднем по России. Такое положение объясняется большой долей сельского населения: из села в течение послевоенных лет происходил отток молодежи.В районе сравнительно высока плотность населения — 47 человек на 1 км2. Этот показатель в 5,4 раза выше средней величины по России, но в 1,3 раза ниже, чем в Центральном районе
Центральный экономический район располагается в центре Европейской части СССР. Центральный район включает в себя 13 субъектов федерации: г. Москва, Московская, Ярославская Костромская, Ивановская, Владимирская Рязанская, Тульская, Орловская, Брянская Калужская, Смоленская, Тверская области. По числу субъектов федерации это самый большой район, выделяется он также и по численности населения. Площадь района 483,0 тыс. км2, население — 29,0 млн чел. Центральный район — самая густонаселенная часть России. Здесь на территории площадью менее чем 3% территории страны проживает около 20% населения Российской Федерации. Средняя плотность населения — около 60 чел. на 1 км2. В Центральном районе резко преобладает городское население. На территории ЦЭР более 250 городов. Район характеризуется высокой концентрацией квалифицированных кадров Район обладает удобным экономико-географическом положение, так как расположен в центре Европейской части России, имеет выгодное транспортно- географическое положение. К Москве подходят 11 железнодорожных линий, 15 автомобильных дорог, многочисленные трубопроводы, воздушные трасы, каналы и электронные линии.. Самый крупный город района и страны - Москва — столица России. Это политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр Российской Федерации. В Московской агломерации проживает около 14 млн. чел.большое место в определении его судьбы занимало географическое положение. Благодаря ведущей экономической роли Москвы окружавший ее район превратил свое центральное географическое положение в центральн

В Дальневосточном районе по некоторым основным характеристикам выделяют два подрайона: Дальневосточный Юг и Дальневосточный Север.

Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская (в том числе Корякский автономный округ) и Сахалинская области.

Здесь на территории, составляющей 30% площади Дальневосточного района, сосредоточено более 80% его жителей, производится 98% рыбопродуктов, сконцентрированы вся выплавка черных и цветных металлов, нефтеобрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, основное машиностроение, деревообработка, добыча угля и большая часть сельскохозяйственного производства. Для Дальневосточного Юга до сих пор характерно выборочное освоение ресурсов. Экономически более освоенная полоса прилегает к Сибирской железнодорожной магистрали. Лишь отдельные центры, главным образом горнодобывающие, разместились в таежных районах. Большую, северную часть территории подрайона, почти не затронутую в недавнем прошлом хозяйственной деятельностью, начали осваивать с сооружением БАМа.

Территория – 165,9 тыс. км 2 , население – 2194,2 тыс. человек, доля городского населения – 78,3%. Расположен на юге Дальнего Востока и сосредотачивает более трети его населения. Центральную и восточную его части занимают горные массивы Сихотэ-Алиня. Расселение и сельское хозяйство приурочены к Уссурийской и Приханкайской низменностям, а также приморским портам, главным образом на юге края.

В крае сложилось несколько промышленных узлов и центров.

Владивостокский промышленный узел включает в себя города – Владивосток, Артем, Большой Камень, поселки – Тавричанка, Раздольное, Новый. Развито машиностроение, пищевая промышленность, производство строительных материалов.

Находский промышленный узел включает в себя г. Находку и г. Партизанск. Развит судоремонт, производство строительных материалов.

Территория – 788,6 тыс. км 2 , население – 1232,0 тыс. человек, доля городского населения – 80,7%. Занимает в регионе ключевое транспортно – географическое положение. Расселение и сельское хозяйство приурочены в крае преимущественно к долинам рек Амура и Уссури. Значительная часть территории, особенно на севере, занята горными хребтами.

В крае сложилось несколько промышленных узлов и центров.

Хабаровский промышленный узел – г. Хабаровск, важнейший транспортный узел Дальнего Востока. Развиты машиностроение, нефтеперерабатывающая, химико-фармацевтическая, деревоперерабатывающая, легка и пищевая промышленности.

Комсомольский промышленный узел включает в себя города Комсомольск – на – Амуре, и Амурск. Имеются крупные судостроительные, авиастроительные, нефтеперерабатывающие, передельный металлургический заводы.

Еврейская автономная область

Территория – 36,0 тыс. км 2 , население – 209,9 тыс. человек, доля городского населения – 67,6%. Занимается легкой, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью.

Территория – 363,7 тыс. км 2 , население – 1007,8 тыс. человек, доля городского населения – 65,2%. Расположена в юго – западной части Дальнего Востока, в долинах Амура и его притоков Зеи, Селемжи, Буреи и др. Приамурье – один из первых районов сплошного земледельческого расселения на Дальнем Востоке.

Территория – 472,3 тыс. км 2 , население – 396,1 тыс. человек, доля городского населения – 80,8%. Располагаясь около 60 с.ш., полуостров Камчатка благодаря влиянию теплых океанических течений имеет относительно благоприятные климатические условия, а по экономическим связям тяготеет к Дальневосточному Югу. Все три наиболее крупных города – Петропавловск – Камчатский, Елизово, Вильчунск тяготеют к Авачинской бухте.

Территория – 87,1 тыс. км 2 , население – 608,5 тыс. человек, доля городского населения – 86,8%. Областной центр – г. Южно – Сахалинск с предприятиями рыбной, пищевой и легкой промышленности, машиностроение, строительной индустрии.

Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский автономный округ.

Это огромный по территории (4,3 млн км 2 ) подрайон выделяется окраинным положением, суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных и дефицитных полезных ископаемых с высоким содержанием важных компонентов – главная специализация Северо – Востока, определяющая его место во всероссийском хозяйстве. Единство подрайона обуславливается не только общностью природных условий хозяйства, но и общими методами освоения территории, экономическими связями по отдельным видам топлива и сырья.

Дальневосточный Север включает в себя районы пионерского освоения, многие из которых имеют большие перспективы развития.

Республика Саха (Якутия)

Территория – 3,1 тыс. км 2 , население – 1000,7 тыс. человек, доля городского населения – 64,2%.

Имеются огромные запасы золота и других полезных ископаемых, ведется добыча и переработка.

Территория – 461,4 тыс. км 2 , население – 246,1 тыс. человек, доля городского населения – 91,3%.

Чукотский автономный округ

Территория – 737,7 тыс. км 2 , население – 83,1 тыс. человек, доля городского населения – 69,2%.

В целом можно сделать вывод о том, что экономико-географическое положение района выгодное, так как имеется выход в океан, большие запасы полезных ископаемых, но имеются проблемы это недостача рабочей силы, а также суровые климатические условия.

2. Социально-экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Территориальная структура хозяйства — это основа его территориальной организации, предполагающая деление на зоны, районы, узлы, промышленные центры.

Территориальная структура отображает географическую и экономическую неоднородность пространства, является следствием влияния ряда факторов на выбор места размещения промышленных предприятий. К таким факторам относятся:

  • сырьевой;
  • топливный;
  • водный;
  • энергетический;
  • военно-стратегический;
  • экологический;
  • потребительский.

Также при размещении производств учитывают их наукоемкость и трудоемкость.

Компоненты и основные формы

Компонентами территориальной структуры выступают:

  • городские агломерации;
  • промышленные центры;
  • транспортные магистрали, узлы;
  • сельскохозяйственные районы;
  • экономические зоны;
  • разнообразные объекты инфраструктуры.

По форме она бывает:

  1. Линейно-сетеузловой, образующей определенные экономические линии, охватывающей производственную структуру в ее связи с расселением.
  2. Территориально-отраслевой, формирующейся с учетом размещения главных отраслей экономики.
  3. Интегрально-пространственной, отображающей иерархическое взаимодействие экономических подрайонов, районов, зон.

В ходе исторического и экономического развития территориальная структура меняет соотношение компонентов и форму, приобретает новые черты.

Виды территориальной структуры

Выделяют два основных вида:

  • очаговый — свойственный развивающимся государствам и слабо освоенным районам;
  • каркасный — характерный для стран, демонстрирующих высокий уровень развития производительных сил.

Существует еще и такое понятие, как промежуточный этап или процесс перехода от очагового вида структуры к каркасному. Он характерен для индустриальной экономики, когда развитие материального производства влечет за собой расширение инфраструктуры, географии присутствия производств и усложнение территориального комплекса.

Главные особенности

Особенностью территориальной структуры хозяйства является ее инерционность — производить изменения в этой области намного сложнее, чем, к примеру, в отраслевой структуре, так как переместить предприятия, угодья или транспортные узлы достаточно сложно, а иногда и невозможно.

Еще одна важная характеристика — влияние на специфику расселения. Расположение крупного предприятия, производства во многом определяет не только перспективы района, но и плотность населения в нем.

Множество городов имеют градообразующие предприятия — тип производств, обеспечивающих занятость основой части работоспособного населения в месте расположения. Предприятие считается градообразующим, если на нем занято более 25 % процентов местного населения.

Перспективы развития территориальной структуры хозяйства

Перспективы развития во многом определяются спецификой управленческой деятельности на государственном уровне. Одни страны идут по пути расширения сырьевых отраслей. Другие в отсутствие достаточного запаса природных богатств делают упор на диверсификацию производства.

От этого во многом зависит и территориальная структура, так как ее особенности всегда продиктованы количеством, соотношением и местоположением добывающих предприятий и промышленных комплексов.

Основные районы территориальной структуры в России

Географию хозяйства в РФ составляют две крупные зоны:

  1. Восточная. Охватывает Дальний Восток и Сибирь. Отличается недостаточной освоенностью, наличием объемных запасов минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, преобладанием добывающей промышленности.
  2. Западная. Включает Урал и области, расположенные в европейской части страны. Характеризуется превалированием обрабатывающих предприятий, высокой концентрацией промышленных комплексов, дефицитом водных и топливно-энергетических ресурсов.

Как и в других государствах, прошедших индустриальный этап развития, в состав зон входят промышленные центры, узлы и агломерации, специализированные районы и их совокупности.

Однако присутствуют и элементы нового класса — технопарки и технополисы, составляющие основу инновационной экономики. Они появляются в тех местах, где размещены крупные высокотехнологичные производства, университеты, научные и исследовательские предприятия. Каждый из них обладает собственной спецификой. Краткий список возможных специализаций включает:

  • энергетическую отрасль;
  • ракето- и авиастроение;
  • автоматизацию;
  • химию.

Также существуют технопарки, ведущие работу в области биотехнологий и ядерной энергетики.

Первым технополисом РФ стал Наукоград, образованный в 1991 году в городе Жуковский Московской области.

ЦЧР состоит из 5 областей: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская.

Белгородская область

На территории Белгородской области сосредоточено свыше 90% всех запасов железных руд Курской магнитной аномалии (КМА), состоящей из трех железорудных районов: Белгородского, Новооскольского и Старооскольского. В области развиты машиностроение и металлообработка Действуют заводы автотракторного и автоспецоборудования, химического машиностроения. Главные зерновые культуры — ячмень, пшеница, также выращиваются рожь, гречиха, просо, кукуруза.

Область имеет развитую сеть жд и автомобильных дорог: их плотность 275 км на 10тыс.км 2 и 223 км на 10 тыс.км 2 , это обусловлено транспортно –геогр. Положением и освоением КМА.

Главные города области: Белгород, Старый Оскол, Губкин, Шебекино, Алексеевка.

Белгород

Старый Оскол

Центр черн.мет-ии КМА. Работает Оскольский электрометаллургический комбинат, Стойленский ГОК, предприятия по производству автотракторного электрооборудования, цемента.

Губкин

Шебекино

Алексеевка

Завод хим.машиностроения, эфирномаслоэкстракционный комбинат, сахарный завод.

Воронежская область индустр-аграрная обл. В сос-ве пром.:машиностр, электроэн., химич, отрасли по перераб сх сырья.

пром: пр-во станков, экскаваторов,мет.мостовых конструкций, электрон.тех-ка, пассаж.самолеты-аэробусы, синтетич.каучук, шины, огнеупорн.изделия

сх профиль: свекловичный с посевами подсолничника и зерн.культур., молочно-мясное скотоводство, свиноводство, овцеводство.

Города: Воронеж, Борисоглебск, Россошь, Лиски, Нововоронежский.

Крупный научный и культурный центр

Борисоглебск (химическое оборудование, перераб сх продукции, пр-во чулочно-трикотажн изделий)

Россошь пр-во хим.удобрений , электроаппаратуры, перераб сх сырья.

Лиски пр-во металлоконструкций, маслоэкстракционным и сах.заводами.

Новоронеж-центр атомной энегетики (Нововоронежская АЭС)

Курская область

Железнорудная пром-отрасль специал.обл. ее доля в пром меньше, чем машиностроения(кузнечно-прессовые машины, электротех изделия,счетные машины, аккумуляторы, подшипники качения(10% выпуска по стране), радиоприемные устройства), хим и нефтехим (предприятия по выпуску контейнерные резинотканевые ленты, трубы и детали трубопроводов из термопластов, развита химико-фармацевтическая пром) и пищевой. Электроэнергетика (Курская АЭС-в г.Курчатов) ¼ общего объема пром продукции.

Города: Курск, Железногорск, Курчатово, Рыльск.

Железногорск Михайловский ГОК, фабрика нетканых материалов, завод железобетонных изделий.

Рыльск асфальтовый завод, птицекомбинат

Липецкая обл

Ведущая отрасль черн.мет 2/3 общего объема выпуск продукции( представлена новолипецкий металлургический комбинат, также предпр-ми выпуск. Трубы радиаторы сантехнику).

Чм работает на жел рудах КМА и привозном топливе.производит: чугун (1/5 по стране), 15% стали, проката, кокса.

Машиностроение –пр-во тракторов, станков санитарно-тех оборудования, бытовая техника(холодильники)

Сх –зерново-картофельное направление с посевами тех культур, молочно-мясное животноводство, овцеводство.

Главные города: Липецк, Елец, Грязи, Данков, Лебедянь

Машиностроение АО Липецкий тракторный завод, Липецкий станкостроительный завод

Елец узел жд нефте и газопроводов

Тамбовская обл

Наименее заселенная и урбанизированная в составе ЦЧР. В отл от др обл р-она, тяготеющих к Азово-Черноморскому бассейну, значительная часть терр-ии тамбовской обл относится к бассейну Волги, здесь распространены черноземные почвы, на севере – серые лесные(10% покрыто лесом)

Машиностроение –пр-во технол оборудования для текстильной и хим пром.

Хим пром.:пр-во асбестовых и резинотехнических изд, красителей.

Сх: сз-зерново-картофельное с посевами тех культур, юв-свекличное с посевами подсолничника.

Города: Тамбов, Мичуринск, Моршанск, Рассказово

Тамбов НИИ химикатов для полимерных материалов, органических полупродуктов и красителей

Мичуринск-авиационные приборы, общероссийский центр садоводства: Центральная генетическая лаборатория.

Читайте также: