Компонент учебного плана обеспечивающий единство школьного образования в стране
Обновлено: 02.07.2024
В государственном стандарте общего образования выделяются три составных компонента:
В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа.
Школьный компонент отражает специфику функционирования отдельно взятого образовательного учреждения.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
– описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
– требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
– максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
– владение базовыми понятиями;
– знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
– умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
– иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
– знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении;
– владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки школьников.
Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т. п.).
Каждый из этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания школьного образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.
38. Учебные планы
Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы.
В практике современной общеобразовательной школы используются несколько типов учебных планов.
Базисный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой (для основной школы) либо Министерством общего и профессионального образования РФ (для полной средней школы). Являясь частью государственного стандарта, базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.
Базисный учебный план охватывает следующий круг нормативов:
– продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;
– недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;
– максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
– итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).
Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Типовой учебный план – носит рекомендательный характер и разрабатывается на основе базисного плана. Утверждается Министерством общего и профессионального образования РФ. Данный вид учебного плана не всегда подходит для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.
Учебный план общеобразовательной средней школы разрабатывается на основе государственного базисного и регионального учебных планов. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:
– собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы;
– рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно советом школы.
Содержание образования учебного заведения любого типа отражает деление образования на фундаментальное и технологическое. Фундаментальная составляющая проявляет себя в большей степени в начальной и основной общеобразовательной школе. На старшей ступени усиливается объем технологической подготовки.
Образовательные области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся.
В учебных планах выделяют федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
39. Характеристика учебных программ
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:
– перечень тем изучаемого материала;
– рекомендации по количеству времени на каждую тему;
– распределение их по годам обучения;
– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:
– рабочие школьные программы;
– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.
На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.
Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.
Структура учебного плана средней общеобразовательной школы детерминируется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом.
Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично - окружающий мир, искусство, технология, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.
Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.
Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования их базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Эти взаимодополняющие и относительно автономные части учебного плана не являются полностью независимыми. В результате их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия по выбору учащихся; факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).
Главная Раздел II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) Глава 6. Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся 6.2. Учебный план образовательного учреждения
6.2. Учебный план образовательного учреждения
Учебный план является основным нормативным государственным документом, в котором определяются перечень учебных предметов и количество часов в неделю, отводимых на их изучение по каждому году обучения.
В структуре учебных планов школ Российской Федерации выделяют следующие компоненты:
- федеральный образовательный компонент;
- национально-региональный образовательный компонент;
- школьный образовательный компонент.
Федеральный образовательный компонент учебного плана обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которую входят учебные предметы общекультурного и общегосударственного значения.
Национально-региональный образовательный компонент учебного плана включает в себя ту часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культур.
В школьный образовательный компонент включаются учебные предметы, которые отражают специфику конкретного образовательного учреждения и способствуют наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей учащихся (обязательные занятия, занятия по выбору и факультативные).
В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют образовательные компоненты, сходные по своей функциональной направленности с российскими:
- республиканский, или базовый, образовательный компонент;
- дифференцированный образовательный компонент;
- школьный образовательный компонент.
Профильное обучение (углубленное изучение отдельных предметов) осуществляется за счет национально-регионального (дифференцированного) и школьного образовательных компонентов. За их счет достигается и вариативность образования.
Учебный план общеобразовательной школы устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности:
* продолжительность обучения в общеобразовательной школе (общую и по каждой из ее ступеней);
* недельную учебную нагрузку (обязательную, а также занятий по выбору учащихся и факультативных занятий);
* максимальную недельную учебную нагрузку учащихся;
* итоговое количество учебных часов, финансируемых государством.
В учебных планах высших учебных заведений выделяют следующие блоки учебных дисциплин (курсов):
- общекультурный;
- предметный (на педагогических специальностях – психолого-педагогический);
- специальный.
Содержание образования реализуется в учебных (образовательных) дисциплинах, перечень которых составляет основу учебного плана.
Источниками содержания учебного материала для образовательных дисциплин являются компоненты социального опыта. В конкретном учебном предмете один из образовательных компонентов является главным, преобладающим. На этом основании все дисциплины делят на три группы:
1) учебные предметы, в содержании которых преобладают научные знания (русский язык, математика, биология, химия, экономика и др.).
2) учебные предметы, в содержании которых преобладают способы деятельности (неродной и иностранный языки, труд, физическая культура);
3) учебные предметы, в содержании которых преобладает опыт нравственных и эстетических отношений (литература, изобразительное искусство, музыка).
Естественно, что от типа учебного предмета зависит и методика его преподавания.
Основой для разработки базисного учебного плана конкретного образовательного учреждения, где учитывается его специфика и условия функционирования, является региональный базисный учебный план.
Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного плана и несет нормативную нагрузку на уровне региона.
- инвариантная часть (ядро) – обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
- вариативная часть – обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные особенности, интересы и склонности.
Разделение компетенции в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального, регионального и школьного компонентов.
Федеральный компонент: – обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения; – создает условия для развития учащихся, овладения выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков.
- отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны;
- позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка и литературы, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.
- обеспечивает вариативность образования;
- отражает специфику конкретного образовательного учреждения;
- позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
- федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
- региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%;
- школьный компонент – не менее 10%.
- устава учреждения;
- образовательной программы;
- кадрового состава;
- учебно-методического обеспечения;
- материально-технического обеспечения.
Необходимыми требованиями при составлении учебного плана отдельно взятой школы является соблюдение минимального количества часов на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части регионального базисного плана, и предельно допустимая нагрузка учащихся, с учетом режима работы школы (пятидневной или шестидневной учебной недели).
Особенности образования на каждой ступени обучения подробно излагаются в пояснительной записке к учебному плану. Варианты составления пояснительных записок к учебному плану приведены в Приложении 1 и зависят от статуса общеобразовательного учреждения.
Елена СОВЕТОВА, директор школы № 901,
г. Москва
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Варианты обоснования учебного плана общеобразовательного учреждения
Учебный план должен соответствовать статусу учреждения (статус должен иметь подтверждение в приказах МО РФ, региональных органов управления образованием, в уставных документах учреждения).
Пояснительная записка к учебному плану строится на обосновании выбранных приоритетов образования в данном образовательном учреждении.
Рекомендуется для гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением иностранных языков, Центров образования, Центров исторического, математического и др. образования.
Пояснительная записка строится в соответствии со следующей логикой:
- Целевая направленность: образовательный процесс ОУ направлен на развитие рефлексии учащихся. Внимание учителя направлено не только на получение правильного ответа (заучивание) от учащегося, но и на процесс понимания (развитие мышления), каким образом этот ответ получен.
- Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса: в основе отбора содержания
– усиление вариантной части содержания образования в 8–9 классах курсами по выбору для организации предпрофильного образования.
- Приоритетность (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д.) образования позволяет решить следующие задачи: (перечислить).
- Содержание образования в этой (гуманитарной, или математической, или лингвистической и т.д.) области разворачивается последовательно на трех уровнях:
– указать количество часов, выделенных в учебном плане на изучение предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направления);
– создание интегративного комплекса изучения предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направлений). Основной источник интеграции в этом случае – прямые межпредметные связи. Создается основа для профильно-ориентированной координации в преподавании отдельных предметов;
в) на уровне горизонтальной преемственности в изучении предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направления) в базовом, школьном компонентах и дополнительном образовании.
4. Характеристика компонентов учебного плана (обоснование увеличения базового уровня изучения отдельных предметов (за счет чего?), описание предметного наполнения образовательных областей).
5. Характеристика учебных программ (государственные, авторские; интегрированные, линейные, концентрические и т.д.). 6. Особенности регионального компонента (отдельные часы или интегрированно с другими предметами; соответствие выбранному направлению).
7. Особенности школьного компонента (обоснование распределения часов в 1-й и 2-й половинах учебного дня).
8. Прогноз педагогических результатов нововведений учебного плана(переориентация содержания образования при обязательном сохранении базового уровня предполагает (ожидаемые результаты).
Пояснительная записка к учебному плану строится на основе описания особенностей образовательных областей.
Рекомендуется для школ с углубленным или расширенным изучением отдельных предметов, школ с лицейскими и гимназическими классами, школ с этнокультурным компонентом содержания образования.
Читайте также: