Анализ стиха стансы пушкин кратко

Обновлено: 05.07.2024

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

Четырехстопный ямб со смежной рифмовкой, короткие строки, перекрестная рифма – стихотворение читается легко и ритмично.

Поэт очарован глобальными изменениями, которые смог привнести своими реформами император. В каждой строчке он воспевает величие Петра и его достижения, принесшие большую пользу стране. Его мудростью и трудолюбием, живым и ясным умом, простотой и стремлением к знаниям. Но это не лесть, ведь поэт мог писать без опаски цензуры. Хотя многие стремились доказать обратное, пустив даже слух, что стихотворение написано по заказу императора. Все произведение – дань уважения заслугам царя, взгляд на историю.

Пушкин высказывает свою уверенность в том, что наступившее время может быть ничем не хуже. Поэт призывает Николая I брать пример, опираться на семейное родство и сходство с Великим Петром:

По его мнению, новый император также способен сотворить достойное будущее для государства.

Правитель предстает реформатором, поэт не перестает этим восхищаться. Его словно чарует факт перемены в стране. Это словно первая ступень в ее изменениях к лучшему. Восхваления в стихотворении не лесть, а больше дань уважения такой значимой фигуре в истории. В основу стихотворения Пушкин вложил качества, которые в большей степени присущи царскому роду. Это в первую очередь незлопамятность, твердость характера и, конечно же, неутолимость. Душа Петра словно впитала все данные качества в себя, исходя из этого, писатель смог разглядеть его величие. Чтобы не думали недруги писателя, история остается историей, и такой ее видит Пушкин. Он сам сделал такое решение, не нам его судить. Такой был его мир, это его история.

По плану 9 класс, 10 класс. Кратко тема идея

С подросткового возраста Михаил Лермонтов

был горячо и безответно влюблен в Екатерину Сушкову, которая прямом смысле слова играла с поэтом, то давая ему надежду, то отвергая ухаживания. Мучительная нелепость этих отношений нередко находила отражение в творчестве Лермонтова, который посвятил своей избраннице обширный цикл стихов. В него вошли и , написанные в 1830 году, когда 16-летний поэт еще питал иллюзий относительно возлюбленной и надеялся, что сможет добиться ее расположения.

Стоит отметить, что после написания этого стихотворения Лермонтов еще на протяжении долгих 10 лет не мог избавиться от своих чувств к этой девушке. Он страдал, испытывал боль и разочарование, давал сам себе обещания никогда больше не встречаться с Сушковой и при этом нарушал их при первой же удобной возможности. Тем не менее, он все же сумел избавиться от этого наваждения и довольно жестоко наказал Сушкову, сперва заставив ее влюбиться в себя, а затем публично отвергнув.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.

Стансы представляют собой жанр средневековой поэзии, который оставался популярным и в поэзии более поздних эпох. Разные писатели создавали стансы, часто обращались к этой стихотворной форме и русские поэты.

В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой, И был от буйного стрельца Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.

Профи (795) 7 лет назад

Лада Донцова

Ученик (227) 7 лет назад

Как появились стансы

В литературе стансы — это строфы, каждая из которых имеет свое особое значение, то есть каждая новая строфа не продолжает предыдущую, а является законченным целым. Один станс выражает собой какую-либо одну идею, но в целом стихотворении стансы органически связаны друг с другом и все вместе создают художественное целое.

А. С. Пушкин. Стансы

Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении?

Какие строки стихотворения особенно выра­зительны в звуковом отношении?

Стансы Байрона

Есть еще стансы Байрона, посвященные Греции и красивым уголкам греческой природы. Основная тема его стансов — это любовь к красавице-гречанке и борьба Греции за свободу и независимость. Поэзия Байрона оказала большое влияние на творчество Пушкина.

Любимый размер Пушкина ямб (в дан­ном случае — четырехстопный) звучит в стихотворении почти как военный марш — строки коротки, а перекрестная рифма то­же организует музыку строф. Первая строфа так стремительно открывает сти­хотворение, что все остальные звучат от­кликом на эти четыре строки.

Стансы Пушкина

Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.

Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).

Стансы Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов является одним из самых выдающихся творцов в русской поэзии. Что такое стансы, Лермонтов узнал после ознакомления с английской поэзией, в частности, с творчеством Байрона.

Стихотворения Лермонтова наполнены печалью главного героя, который видит суету и несчастья своей земной жизни, мечтает о жизни иной. Поэт пишет про свое одиночество в этом мире, сравнивает себя с утесом, который выдерживает натиск ветра и бури, но не может защитить от них растущие на скале цветы. Михаил Лермонтов, стансы которого в полной мере выражают мировоззрение поэта, стал образцом для многих других творцов русской литературы.

В тысяча восемьсот двадцать шестом году великий русский писатель, Александр Сергеевич Пушкин, написал стихотворение “Стансы”. Это одно из первых произведений, которое написал мужчина после возвращения из ссылки благодаря воле Николая I. В этот период он был лишен обычных оков цензуры и мог творить в свое удовольствие.

Центральным персонажем стихотворения “Стансы” является великий русский правитель Петр Первый, который привнес в страну большие изменения, сделав во многих аспектах жизнь лучше. В первой строфе писатель сравнивает

его с нынешним правителем, Николаем, и описывает несколько событий, которые похожи во время их правления, например, восстание людей, которое было удачно погашено каждым, а также способы их подавления. Пушкин говорит о том, что смотрит вперед без боязни за будущее, потому что подобные ситуации уже были в прошлом, но все закончилось хорошо, а, значит, нет повода бояться и сейчас.

Поэт восхищается Петром, описывая все его заслуги: он всю жизнь работал, даже когда стал возглавлять страну, он был таким же обычным человеком, как и любой труженик («То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей

Несмотря на то, что они такие разные, обеим нашлось место у ворот в Эдем, хотя и не стоит забывать, что они вообще порождение природы («Но роза — страстности эмблема, а страстность — детище земли). Гумилев уверен, что пурпурной розе здесь нельзя находиться, ведь в самом райском саду есть только целомудрие и умиротворенность. Но все в отличие от многих людей им суждено смотреть на эти ворота. Так автор и представляет себе природу любви: она необъяснима и порой с ней могут происходить те вещи, на которые никто и не надеялся, а главное не подчиняется воле человека.

Стансы Есенина

Сергей Александрович Есенин стал представителем новой русской литературы, которая взяла сторону Советской власти. Он полностью поддержал Октябрьскую революцию, и все его произведения направлены на поддержку появившегося тогда советского строя, на поддержку действий коммунистической партии. Но вместе с тем в них есть и свои особенности.


Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.

Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).

Полезные материалы:

Другие материалы по творчеству автора:

Стансы Бродского

Иосиф Александрович Бродский был выдающимся русским поэтом, который в равной степени владел русским и английским языками. Он стал в относительно молодом возрасте — в 47 лет.

Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.

В самом деле, лести в стихотворении нет. Поэт лелеял надежду на перемены в лучшую сторону, связывая их с императором Николаем I. Положительный отклик Пушкина на деятельность Петра I выражает пожелание нынешнему правителю уподобиться гениальному предшественнику.

Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер

– четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).

В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой, И был от буйного стрельца

Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.

LiveInternetLiveInternet


Александр Сергеевич Пушкин

В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой, И был от буйного стрельца Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.


Николай I и А. С. Пушкин. Илья Томилов

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье.

Четырестопный ямб мне надоел: Им пишет всякий. Мальчикам в забаву Пора б его оставить. Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пущусь на славу! Ведь рифмы запросто со мной живут; Две придут сами, третью приведут.

Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевский остров Я вернусь умирать.

Твой фасад тёмно-синий Я впотьмах не найду, Между выцветших линий На асфальт упаду.

И душа, неустанно Поспешая во тьму, Промелькнёт над мостами В петроградском дыму.

К равнодушной отчизне Прижимаясь щекой, И увижу две жизни Далеко за рекой.

Словно девочки-сёстры Из непрожитых лет, Выбегая на остров, Машут мальчику вслед.

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.


Четырехстопный ямб со смежной рифмовкой, короткие строки, перекрестная рифма – стихотворение читается легко и ритмично.

Поэт очарован глобальными изменениями, которые смог привнести своими реформами император. В каждой строчке он воспевает величие Петра и его достижения, принесшие большую пользу стране. Его мудростью и трудолюбием, живым и ясным умом, простотой и стремлением к знаниям. Но это не лесть, ведь поэт мог писать без опаски цензуры. Хотя многие стремились доказать обратное, пустив даже слух, что стихотворение написано по заказу императора. Все произведение – дань уважения заслугам царя, взгляд на историю.

Пушкин высказывает свою уверенность в том, что наступившее время может быть ничем не хуже. Поэт призывает Николая I брать пример, опираться на семейное родство и сходство с Великим Петром:

По его мнению, новый император также способен сотворить достойное будущее для государства.

Читайте также: