Анализ стиха стансы пушкин кратко
Обновлено: 05.07.2024
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
Четырехстопный ямб со смежной рифмовкой, короткие строки, перекрестная рифма – стихотворение читается легко и ритмично.
Поэт очарован глобальными изменениями, которые смог привнести своими реформами император. В каждой строчке он воспевает величие Петра и его достижения, принесшие большую пользу стране. Его мудростью и трудолюбием, живым и ясным умом, простотой и стремлением к знаниям. Но это не лесть, ведь поэт мог писать без опаски цензуры. Хотя многие стремились доказать обратное, пустив даже слух, что стихотворение написано по заказу императора. Все произведение – дань уважения заслугам царя, взгляд на историю.
Пушкин высказывает свою уверенность в том, что наступившее время может быть ничем не хуже. Поэт призывает Николая I брать пример, опираться на семейное родство и сходство с Великим Петром:
По его мнению, новый император также способен сотворить достойное будущее для государства.
Правитель предстает реформатором, поэт не перестает этим восхищаться. Его словно чарует факт перемены в стране. Это словно первая ступень в ее изменениях к лучшему. Восхваления в стихотворении не лесть, а больше дань уважения такой значимой фигуре в истории. В основу стихотворения Пушкин вложил качества, которые в большей степени присущи царскому роду. Это в первую очередь незлопамятность, твердость характера и, конечно же, неутолимость. Душа Петра словно впитала все данные качества в себя, исходя из этого, писатель смог разглядеть его величие. Чтобы не думали недруги писателя, история остается историей, и такой ее видит Пушкин. Он сам сделал такое решение, не нам его судить. Такой был его мир, это его история.
По плану 9 класс, 10 класс. Кратко тема идея
С подросткового возраста Михаил Лермонтов
был горячо и безответно влюблен в Екатерину Сушкову, которая прямом смысле слова играла с поэтом, то давая ему надежду, то отвергая ухаживания. Мучительная нелепость этих отношений нередко находила отражение в творчестве Лермонтова, который посвятил своей избраннице обширный цикл стихов. В него вошли и , написанные в 1830 году, когда 16-летний поэт еще питал иллюзий относительно возлюбленной и надеялся, что сможет добиться ее расположения.
Стоит отметить, что после написания этого стихотворения Лермонтов еще на протяжении долгих 10 лет не мог избавиться от своих чувств к этой девушке. Он страдал, испытывал боль и разочарование, давал сам себе обещания никогда больше не встречаться с Сушковой и при этом нарушал их при первой же удобной возможности. Тем не менее, он все же сумел избавиться от этого наваждения и довольно жестоко наказал Сушкову, сперва заставив ее влюбиться в себя, а затем публично отвергнув.
Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.
Стансы представляют собой жанр средневековой поэзии, который оставался популярным и в поэзии более поздних эпох. Разные писатели создавали стансы, часто обращались к этой стихотворной форме и русские поэты.
В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой, И был от буйного стрельца Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.
Профи (795) 7 лет назад
Лада Донцова
Ученик (227) 7 лет назад
Как появились стансы
В литературе стансы — это строфы, каждая из которых имеет свое особое значение, то есть каждая новая строфа не продолжает предыдущую, а является законченным целым. Один станс выражает собой какую-либо одну идею, но в целом стихотворении стансы органически связаны друг с другом и все вместе создают художественное целое.
А. С. Пушкин. Стансы
Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении?
Какие строки стихотворения особенно выразительны в звуковом отношении?
Стансы Байрона
Есть еще стансы Байрона, посвященные Греции и красивым уголкам греческой природы. Основная тема его стансов — это любовь к красавице-гречанке и борьба Греции за свободу и независимость. Поэзия Байрона оказала большое влияние на творчество Пушкина.
Любимый размер Пушкина ямб (в данном случае — четырехстопный) звучит в стихотворении почти как военный марш — строки коротки, а перекрестная рифма тоже организует музыку строф. Первая строфа так стремительно открывает стихотворение, что все остальные звучат откликом на эти четыре строки.
Стансы Пушкина
Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.
Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).
Стансы Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов является одним из самых выдающихся творцов в русской поэзии. Что такое стансы, Лермонтов узнал после ознакомления с английской поэзией, в частности, с творчеством Байрона.
Стихотворения Лермонтова наполнены печалью главного героя, который видит суету и несчастья своей земной жизни, мечтает о жизни иной. Поэт пишет про свое одиночество в этом мире, сравнивает себя с утесом, который выдерживает натиск ветра и бури, но не может защитить от них растущие на скале цветы. Михаил Лермонтов, стансы которого в полной мере выражают мировоззрение поэта, стал образцом для многих других творцов русской литературы.
В тысяча восемьсот двадцать шестом году великий русский писатель, Александр Сергеевич Пушкин, написал стихотворение “Стансы”. Это одно из первых произведений, которое написал мужчина после возвращения из ссылки благодаря воле Николая I. В этот период он был лишен обычных оков цензуры и мог творить в свое удовольствие.
Центральным персонажем стихотворения “Стансы” является великий русский правитель Петр Первый, который привнес в страну большие изменения, сделав во многих аспектах жизнь лучше. В первой строфе писатель сравнивает
его с нынешним правителем, Николаем, и описывает несколько событий, которые похожи во время их правления, например, восстание людей, которое было удачно погашено каждым, а также способы их подавления. Пушкин говорит о том, что смотрит вперед без боязни за будущее, потому что подобные ситуации уже были в прошлом, но все закончилось хорошо, а, значит, нет повода бояться и сейчас.
Поэт восхищается Петром, описывая все его заслуги: он всю жизнь работал, даже когда стал возглавлять страну, он был таким же обычным человеком, как и любой труженик («То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей
Несмотря на то, что они такие разные, обеим нашлось место у ворот в Эдем, хотя и не стоит забывать, что они вообще порождение природы («Но роза — страстности эмблема, а страстность — детище земли). Гумилев уверен, что пурпурной розе здесь нельзя находиться, ведь в самом райском саду есть только целомудрие и умиротворенность. Но все в отличие от многих людей им суждено смотреть на эти ворота. Так автор и представляет себе природу любви: она необъяснима и порой с ней могут происходить те вещи, на которые никто и не надеялся, а главное не подчиняется воле человека.
Стансы Есенина
Сергей Александрович Есенин стал представителем новой русской литературы, которая взяла сторону Советской власти. Он полностью поддержал Октябрьскую революцию, и все его произведения направлены на поддержку появившегося тогда советского строя, на поддержку действий коммунистической партии. Но вместе с тем в них есть и свои особенности.
Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.
Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).
Полезные материалы:
Другие материалы по творчеству автора:
Стансы Бродского
Иосиф Александрович Бродский был выдающимся русским поэтом, который в равной степени владел русским и английским языками. Он стал в относительно молодом возрасте — в 47 лет.
Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.
В самом деле, лести в стихотворении нет. Поэт лелеял надежду на перемены в лучшую сторону, связывая их с императором Николаем I. Положительный отклик Пушкина на деятельность Петра I выражает пожелание нынешнему правителю уподобиться гениальному предшественнику.
Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер
– четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).
В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой, И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.
LiveInternetLiveInternet
Александр Сергеевич Пушкин
В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой, И был от буйного стрельца Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.
Николай I и А. С. Пушкин. Илья Томилов
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье.
Четырестопный ямб мне надоел: Им пишет всякий. Мальчикам в забаву Пора б его оставить. Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пущусь на славу! Ведь рифмы запросто со мной живут; Две придут сами, третью приведут.
Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевский остров Я вернусь умирать.
Твой фасад тёмно-синий Я впотьмах не найду, Между выцветших линий На асфальт упаду.
И душа, неустанно Поспешая во тьму, Промелькнёт над мостами В петроградском дыму.
К равнодушной отчизне Прижимаясь щекой, И увижу две жизни Далеко за рекой.
Словно девочки-сёстры Из непрожитых лет, Выбегая на остров, Машут мальчику вслед.
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
Четырехстопный ямб со смежной рифмовкой, короткие строки, перекрестная рифма – стихотворение читается легко и ритмично.
Поэт очарован глобальными изменениями, которые смог привнести своими реформами император. В каждой строчке он воспевает величие Петра и его достижения, принесшие большую пользу стране. Его мудростью и трудолюбием, живым и ясным умом, простотой и стремлением к знаниям. Но это не лесть, ведь поэт мог писать без опаски цензуры. Хотя многие стремились доказать обратное, пустив даже слух, что стихотворение написано по заказу императора. Все произведение – дань уважения заслугам царя, взгляд на историю.
Пушкин высказывает свою уверенность в том, что наступившее время может быть ничем не хуже. Поэт призывает Николая I брать пример, опираться на семейное родство и сходство с Великим Петром:
По его мнению, новый император также способен сотворить достойное будущее для государства.
Читайте также: