Проект азбука профессий в доу

Обновлено: 02.07.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

  • формировать нравственно-трудовые качества детей
  • способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда,
  • закрепить представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,
  • развивать связную речь детей,
  • побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых,
  • способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду.

Ход

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой необычный гость к нам сегодня пожаловал.

Это же Вовка из тридевятого царства.

Воспитатель: Как ты к нам попал?

Вовка: В школе учат, учат, и в сказке все учить взялись, вот я и убежал к вам в детский сад. У вас здесь хорошо, ничего делать не надо. Кушай, играй да спи.

Воспитатель: Ребята, разве в детском саду только кушают и спят? Послушай, Вовка, чем ребята занимаются в детском саду.

Какое твое самое любимое занятие?

Как мы трудимся в детском саду?

Вовка: ну вот и здесь трудиться, а я люблю лениться.

Воспитатель: Ребята, разве лентяем быть - хорошо? (рассуждения детей).

Сейчас мы ходим с вами в детский сад, скоро пойдем в школу, вырастем и будем трудиться как ваши мамы и папы.

Какие профессии людей вы знаете? (называют)

-А ты, Вовка, садись и слушай внимательно, чему научились наши дети.

У меня в руках карточка с изображением какой–то профессии. Я буду рассказывать о ней, а вы угадаете, кто же там нарисован.

Он носит белый халат. Для работы ему нужны ножницы…

Он носит каску. Он пользуется отбойным молотком…

Если дети угадали, воспитатель выставляет карточки с человеком этой профессии.

- Посмотри, Вовка, сколько профессий знают наши ребята.

Врач людей … (лечит)

Учитель детей … (учит)

Пожарный пожар … (тушит)

Повар обед … (варит, готовит)

Парикмахер волосы … (стрижет, укладывает)

Полицейский за порядком … (следит)

Портниха одежду … (шьет, кроит, чинит)

Писатель книги … (пишет, сочиняет)

Физ.минутка профессии (врач, пилот, швея, каменщик, кузнец)

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)

О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)

Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)

Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)

На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)

Доктор ставит нам уколы (Движения: ладонь – кулак)

И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)

А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)

Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)

Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)

Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

Вовка: Да пробовал я трудиться, ничего у меня не вышло – ни дров нарубить, ни тесто замесить да пирожков испечь. А бабка он новое корыто хочет. А двое из ларца одинаковых с лицами те с меня смеются – ничего сам не умею.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему, у Вовки ничего не получилось? Что нужно для работы? (Инструменты)

Пройдите на свои места, у вас на столах лежат карточки.

Нужно из общего количества предметов отобрать только те, которые нужны для заданной им профессии; объяснить для чего эти предметы используют.

Дровосеки рубят бор – есть у каждого …(топор)

Папе гвоздь забить помог деревянный …(молоток)

Пыль на полу – подайте …(метлу)

Возле школы все ребята убирают снег … (лопатой) Молодцы!

Вовка: Я понял, почему у меня ни чего не получалось, потому что у меня инструментов не было!

Воспитатель: Ребята, вам и Вовке предлагаю послушать народные пословицы о труде.

Чтение пословиц.

Без топора - не плотник, без иголки – не портной.

Всякий человек по делу узнается.

Какова пряха, такова на ней рубаха.

У кузнеца – что стукнул, то рубль.

Шахтеру шахта, что птице – небо.

У плохого мастера всегда инструмент виноват.

Дети повторяют за воспитателем, при необходимости объясняют содержание народной пословицы.


Моделирование ситуаций (дети рассуждают над вопросами)

- Что будет, если повара перестанут готовить пищу?

- Что будет, если врачи перестанут лечить людей?

- Что будет, если учителя перестанут учить детей?

- Что будет, если строители перестанут строить дома?

- Что будет, если все водители откажутся сесть за руль?

ВЫВОД:

Воспитатель: Вот видишь, Вовка, сколько профессий мы знаем. Одна другой интереснее. Узнали, что не просто стать мастером своего дела. Для этого нужно много знать и уметь. И еще нужно любить свою работу и упорно трудиться каждый день! Полезной работы очень много на свете. Главное – выбрать дело по душе!

(Перед рисованием выполнить пальчиковую гимнастику)

Пальчиковая гимнастика:

Красят домик маляры

Для любимой детворы.

Если только я смогу –

То им тоже помогу.

(Кулаки опущены вниз. Одновременно поднять вверх кисти рук, раздвигая одновременно пальцы.)

Творческое задание (рисование)


Вовка: а я понял, что каждому делу – учиться надо! И профессию выбрать Спасибо, ребята, что рассказали мне о многих профессиях. Вернусь-ка в свою сказку, расскажу о вас всем героям и обязательно выберу профессию по душе!

Цель: Ввести ребенка в мир различных профессий, расширять представления дошкольников о труде взрослых, его результатах в общественной значимости для человека.

Задачи: - обогащение знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; - развитие коммуникативных способностей и обогащение словарного запаса детей; - способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий; - привлечение родителей к активному участию в жизни группы.

Вид проекта : познавательный, информационный

Продолжительность проекта : краткосрочный (апрель)

Участники проекта : воспитанники старшей группы (29 человек, воспитатель, родители.

Этапы проекта :

Постановка цели и задач проекта;

Подбор и анализ психолого-педагогической и методической литературы;

Создание предметно-развивающей среды;

Работа с родителями: приглашение и консультация по подготовке к выступлению;

Подбор цикла бесед по теме проекта;

Разработка картотеки дидактических игр

Чтение художественной литературы;

Прикреплённые файлы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовительная группа № 12.

hello_html_m1147ab45.jpg

Воспитатели : Тимофеева Н.В.

Паспорт проекта.

Вид проекта : коллективный , творческо—исследовательский, игровой.

Участники проекта : дети группы , их родители , сотрудники ДОУ, сотрудники библиотеки № 5.

Срок реализации проекта : долгосрочный с 01.10 .2016 – 1.05. 2017 г.

Проблема и актуальность :

Ознакомление дошкольников с профессиями очень актуальна на современном этапе , играет важную роль в установлении контактов со взрослым миром . Для того , чтобы ребенок осознано сделал свой выбор во взрослой жизни , его надо максимально познакомить с количеством профессий , начиная с ближайшего окружения , с профессиями своих родителей и людей , хорошо им знакомым , чей труд они наблюдают изо дня в день.

Профессия – это труд , которому человек посвящает свою жизнь. Мы должны помочь ребенку с детства обрести целостное представление о любимой профессии , доставляющей радость ему самому и приносящую пользу детям.

Цель проекта : ввести ребенка в мир различных профессий , расширять представления дошкольников о труде взрослых , его результатах в общественной значимости для человека.

Учить детей общаться с людьми , вступать с ними в контакт , поддерживать беседу ;

Воспитывать любовь к родному краю ;

Способствовать расширению и уточнению представлений о деятельности человека , о разных видах труда ; формировать положительное отношение и уважение к труду ;

Пробуждать любознательность детей , их интерес к деятельности взрослых ;

Развивать творческое мышление и воображение ;

Учить детей решать проблемы , используя различные варианты.

Познавательно – исследовательская деятельность ;

Информационно – коммуникативные технологии ;

Формы работы проекта :

- ситуативные разговоры , диалоги

- игровая обучающая ситуация

- создание технологической карты

- создание ментальной карты

- составление и отгадывание загадок

- игры сюжетные , игры с правилами

- чтение и обсуждение художественной литературы , мультфильмов.

- разучивание пальчиковых гимнастик , стихов . физкультминуток.

- оформление выставок детского творчества

- дидактические игры , подвижные игры

2. Самостоятельная деятельность в центрах.;

3.Интеграция с другими областями ;

4.Взаимодействие с семьей :

- организация проведения совместных праздников ;

- гостевые визиты родителей в группу с рассказами о своей профессии .

В ходе реализации проекта созданы качественные условия для формирования предпосылок успешного обучения ребенка в школе ( сформированности произвольности , развития речи и коммуникативной компетенции ) . Донесли до родителей важную мысль : старший дошкольник готовится принять новую роль – позицию школьника , имеющего круг важных обязательств и прав , занимающего иное по сравнению с дошкольником положение в обществе , выражающееся в отношении ребенка к школе , учебной деятельности , учителям , самому себе.

Этапы реализации проекта :

I этап подготовительный . 01 .10 – 10.10. 2016 г.

Подборка художественной и методической литературы , дидактических пособий , составление тематического плана работы в рамках проекта, подбор необходимого оборудования.

II этап основной . 10.10. 2016 г - 20.04.2017 г.

Средства , способы , приемы и методы достижения задач проекта.

III этап заключительный :

Проведение диагностических мероприятий .


Педагогические работники ДОУ в ходе работы над долгосрочным проектом в ДОУ "Профессии" реализуют поставленную перед собой цель, сформировать у дошкольников первоначальные знания о профессиях и положительное отношение к труду и профессиональному миру.

Подробнее о проекте:


Педагоги долгосрочного проекта в старшей группе ДОУ "Профессии" путем проведения тематических мероприятий с воспитанниками детского сада формируют у детей интерес к профессиям взрослых, способствуют сплочению семьи ребёнка интересами к одному делу, воспитывают ценностное отношение к профессиям и результатам их труда, развивают творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Материал предложенного творческого проекта в ДОУ "Профессии" можно использовать на занятиях по окружающему миру в старшей и подготовительной группах детского сада, направленных на изучение профессий и профессиональных функций, определение первоначальных профессиональных интересов ребенка. В подготовке творческого проекта в рамках должностной инструкции социального педагога ДОУ по профстандарту активную помощь оказал социальный педагог дошкольного учреждения.

Оглавление

Введение
1. Ярмарка профессий в ДОУ.
Заключение
Литература

Введение

Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге.

Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями.

Возможность работы обусловлена следующими факторами:

  • Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
  • Родители воспитанников работают на предприятиях разной направленности, а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

Очень эффективным оказался проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. В сборе материала для проектов участвовали педагоги, дети и родители.

Проблемы:

  • Недостаточная информированность детей о профессиях.
  • Не сформирован познавательный интерес к труду взрослых.

Цель: Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.

Задачи:

  • Формировать интерес к профессиям взрослых, способствовать сплочению семьи ребёнка общими интересами к одному делу.
  • Воспитывать ценностное отношение к профессиям и результатам их труда
  • Развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Принципы:

  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащения детского развития;
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
  • Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Вид проекта: долгосрочный, информационный - практика ориентированный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели Орешкина Е. М., Попова Э.Г, родители воспитанников.

Необходимые условия реализации проекта:

  • Интерес детей и родителей.
  • Методические разработки.
  • Интеграция со специалистами детского сада.

Ожидаемый результа:

  • Сформированность у дошкольников интереса к профессиям взрослых
  • Воспитание уважения к труду взрослых и результатам их деятельности.

Методы проекта:

  • Анкетирование
  • Наблюдение
  • Беседы
  • Совместные игры
  • Экскурсии

Механизм реализации проекта:

Ресурсное обеспечение проекта:

"Ярмарка профессий" в ДОУ. I этап – подготовительный

"Ярмарка профессий" в ДОУ. II этап – практический

№ п/п Содержание деятельности Предполагаемый результат
Работа с детьми
1 Беседы с детьми об истории города Новокузнецка и основных предприятиях города, о профессиях родителей воспитанников.

Составили с детьми план совместной деятельности о важности профессий.

Уточнение представления детей о профессиях, пробуждение любознательности, интереса к деятельности взрослых, выработка положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

"Ярмарка профессий" в ДОУ. III этап – презентационно–заключительный

Заключение

У детей появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности. Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.

В результате реализации проекта у педагогов сформированы положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.

Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.

Созданы календари профессий; конспекты тематических занятий.

Подготовлен фотоотчет на сайте ДОУ.

Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

Читайте также: