Путь абая план урока

Обновлено: 02.07.2024

Соломахина Анна Леонидовна, преподаватель музыкальных теоретических дисциплин, музыкальная литература, ГККП "Детская музыкальная школа им Д. Нурпеисовой", г. Уральск, Казахстан.

Цель урока: создание условий для раскрытия содержательной и художественной сущности творчества Абая

Задачи урока:

  • обучающая - рассмотреть личность Абая, как создатель казахского литературного языка, поэта-философа, переводчика, акына;

изучить влияние творчества Абая на развитие литературы и музыкального искусства,

  • развивающая - создание условий для развития у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

содействовать развитию навыка исследовательской и познавательной деятельности у учащихся; содействовать развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать,

  • воспитательная - воспитать уважение к казахской народной и композиторской музыки, как неотъемлемой части мировой культуры.

Тип урока: интегрированный (казахская музыкальная литература, казахская литература, история)

Вид урока: комбинированный

Педагогические технологии: метод обучения в сотрудничестве, технология

развития критического мышления, применение компьютерной презентации.

Формы работы организации познавательной деятельности: групповая,

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку Power Point;
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • карта;
  • карточки с текстом;
  • карточки с вопросами на викторину.

I. Структура урока

1. Организационный момент ( 1 мин.)

2. Актуализация темы

3. Основной этап. Работа в группах с заранее подготовленной учителем информацией (учащиеся знакомясь с информацией, сообща выделяют главное и делают записи, что бы довести до сведения других групп):

1 группа: Абай Кунанбаев – мыслитель и философ

2 группа: Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы

3 группа: Абай Кунанбаев – композитор (15 мин.)

4. Викторина (5 мин.)

5.Заключение. Рефлексия (1 мин.)

II. Ход урока

2. Актуализация темы

Абай Кунанбаев – великая личность, признанная во всём мире. Уникальность Абая в его универсализме и духовной многогранности. Форма нашего урока – творческая мастерская, работая в профильных группах, каждый может проявить себя, выразить свои чувства и мысли. Ну, а теперь непосредственно перейдем к изучению творчества Абая. Для это делимся на группы.

1 группа: Абай Кунанбаев – мыслитель и философ. (Сердцева Мария, Таужанова Нурбиби, Юсубалиева Карина)

Текст для группы:

В последние десятилетия жизни Абай обращает­ся к прозе. Он создает “Слова назидания”. Всего их сорок пять. Это своеобразные лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы.

“Слова назидания” раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы. Он размышляет также о достоинстве человека, о вере и неверии, о воспитании молодежи, о необхо­димости культуры и просвещения, об отношении к людям других национальностей, о старости и смер­ти. Но все эти разнообразные мотивы сплетаются, в сущности, в единый проблемный узел. Главная мысль – это утверждение красоты человеческого духа, неисчерпаемых возможностей личности. “Ка­чества духовные – вот что главное в человеческой жизни”, – утверждал Абай.

Многие афоризмы, крылатые слова, слова глу­бокой мысли и поучения “Слов” Абая стали попу­лярными в народе:

  • “Простолюдин, прославленный за ум, выше царя, увенчанного счастьем”,
  • “Сын своего отца – недруг на­роду, сын народа – твой друг”,
  • “Достойный трудит­ся для человечества”,
  • “Помогай достойному; помо­жешь человеку пустому – только себе повредишь”,
  • “Если хочешь, чтобы дело ладилось, сумей за него взяться”
  • Кричащий в гневе смешон, молчащий в гневе - страшен.

2 группа: Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы (Лесина Валерия, Максутхан Султан, Кускильдин Руслан)

Лесина Валерия:

Uber allen Gipfeln ist Ruh’,

in allen Wipfeln

spurest du kaum einen Hauch.

Die Vogelein schweigen im Walde.

Warte nur, balde

ruhest du auch.

Кускильдин Руслан :

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты

Максутхан Султан:

Қараңғы түнде тау қалғып,

Ұйқыға кетер балбырап.

Даланы жым-жырт, дел-сал ғып,

Түп басады салбырап.

Шаң шығармас жол дағы,

Сілкіне алмас жапырақ.

Тыншығарсың сен дағы,

Сабыр қылсаң азырақ.

3 группа: Абай Кунанбаев – композитор (Каболова Диляра, Мутанова Алина, Гамзюкова Яна) (15 мин.)

4. Викторина (5 мин.)

Экспресс-опрос

Согласны ли вы…

Защитник прав казахского народа,

Он путеводной был его звездой.

Абай! Абай! Ты к нам идешь сквозь годы,

Мятежный, непокорный, молодой!

Абай – душа казахского народа, а его произведения стали ценным осмыслением сущности мира и людей. Голос Абая через столетие не теряет своей удивительной силы, поражает глубиной и многогранностью.

Мне очень приятно, что сегодня на уроке, вы проявили себя очень творчески: вы высказывали свои мысли, создавали свои произведения искусства.
Как вы думаете, какие советы, мог бы дать вашему поколению Абай сегодня? Чему мы можем у него поучиться? (ответы ребят)


Цель: Обеспечить усвоение содержания произведения, формировать умение читать бегло, выразительно, правильно, составлять план, давать характеристику герою, пересказывать Развивать речь. внимание, память, умение анализировать, сравнивать. Содействовать привитию любви к Родине, родному городу, животному и растительному миру, красоте степи.

Портрет Мухтара Ауэзова.

Рисунки детей, жетоны

Опорные таблицы по чтению карточки-задания для работы в группе, таблички групп.

Оценочные листы групп.

Ход: 1. Орг. момент

Руки в стороны, вперед,

Вверх, назад, прогнулись,

К солнцу потянулись.

На носочки встали, лучики достали.

2. Подготовка к Б. О. В. П. чтению.

- соберите слово из частей.

-что означают эти слова ?

В)Какие еще ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Родина?

(устное составление кластера)

Родители страна мой город

Казахстан аул степь

3.Повторение.(мозговая атака)

Цвети, мой океан степной,

Всю жизнь цветы твои я рву.

Укрой меня своей листвой,

Зарыться дай в твою траву.

-кто автор рассказа «Степной пейзаж? (Мухтар Ауэзов)

-Что мы знаем о Мухтаре Ауэзове? (Казахский писатель, ученый. Обучался в аульной

Вы должны знать содержание текста,уметь задавать вопросы, составлять план,давать характеристику герою пересказывать, иметь представление о малой родине.

5. Первичное восприятие текста.

-открыли учебник. Стр.13.

-читаем с остановками, задаем вопросы, будьте внимательны.

( 0ткрываются вопросы по ходу чтения).

Техника РАФТ: инсценирование 1 отрывка

-какие вопросы интересуют?

Как мальчик ехал домой?

Как воспринял рассказы о разбойниках?

-какой вопрос возник?

1.Чем близка лощина Есембая?

-какие вопросы можно задать?

1.Какие краски степи видит мальчик?

2 Какие сравнения использует автор?

3.Какие чувства испытывает Абай?

4 отрывок. Читают 2 ученика.

1.Вечерняя степь. Какая она?

6.Беседа по первому впечатлению

-понравился ли рассказ?

- а кто главный герой?( Абай, который возвращается в родной аул из города, где

обучался в мусульманском училище –медресе.Он едет по степи и

7.Словарная работа.(консультанты)

Урочище-участок, который отличается от других. Например, лес среди поля.

Лощина-овраг с пологими склонами.

Сопка- небольшая гора с округлой вершиной, холм.

Бабки -детская игра в кости.

Буду учитывать ваши ответы.

9. Вторичное восприятие текста. Моделирование плана.

Будем читать по частям, анализировать по вопросам.

выделять главную мысль,т.е. составлять план. (опорная таблица).

При моделировании плана обращаем внимание на черты характера главного героя.

Опорная таблица «Черты характера)

1отрывок:прочитаем выборочно(1 ряд)

1.как мальчик ехал домой?(встал рано, уговорил выехать рано, подгонял

коня, торопился в пути)

2.как воспринял рассказы о разбойниках?(не испугался, вежливо ответил)

-устал ли,ведь был в пути 3 дня?

-какой мальчик?(выносливый, смелый, настойчивый, вежливый)

- какая главная мысль? Как озаглавим?Мальчик спешит домой

2 отрывок - чтение цепочкой по предложению-(2ряд)

1. чем близка лощина Есембая?(веселился, бегал с друзьями на перегонки,

устраивал скачки на жеребятах, играл в бабки.

-каким был Абай?(веселый, добрый, хороший друг)

-какая главная мысль? Знакомая лощина Есембая

3 отрывок -.чтение вслух несколькими учениками(-3ряд)+оценивание

1.какие краски степи видит мальчик?(желтые сопки,зеленые луга,

2.какие сравнения использует автор?(бескрайняя степь, сказочное море,

3. какие чувства к степи испытывает Абай?(нежность, волнение, хочет поце-

ловать, нега в ветерке., родная,

-какой мальчик?(внимательный,любит природу, впечатлительный)

-главная мысль? Любимая степь

4 отрывок чтение самостоятельное вслух+1 ученик у стола учителя.

-вечерняя степь. Какая она?(лай собак, крик пастухов,

блеяние овец и ягнят,

топот копыт, скач на водопой.

-какие черты характера мальчика проявляются?(любит родной аул,

- почему же так волнуется сердце мальчика?(приехал домой на свою малую

-как озаглавим? Родной аул.

-какой главный смысл произведения?(тоска по месту, где ты жил и родился)

-знаете ли вы,как называется это чувство?(ностальгия)

-бывало ли у вас такое чувство?

Такое чувство есть у меня по моей родине п. Карабалык,у наших учителей,у родителей.

Вы тоже вырастите, кто –то уедет учиться в другой город, страну.

10 Проблемный вопрос. Дебаты.

-Как вы думаете, трудно ли жить вдалеке от родины? Обсудите в парах. (1 минута)

Да, трудно: нет рядом родителей, друзей,дома.

Нет, не трудно: новые друзья, привыкаешь, учишься.

-Что нужно делать, чтобы меньше тосковать ?

(показ символов) сотовый телефон для эсм, телефонная трубка, конверт,

средства передвижения, встреча с друзьями.

12.Составление картинного плана.

А) Коллективное обсуждение картинки №1

Б) Работа по рядам: обсуждаете картинку, к какому пункту плана ее соотнести. Пересказываете эту часть плана. Выходит представитель после обсуждения, крепит на доске.

Вывод: получился картинный план, который поможет вам дома пересказать весь текст:

Степь по воспоминаниям детства, степь в настоящий момент, степь вечерняя.

13.Рефлексия

1 группа: Писатели- составить по опорным словам и картинке рассказ-описание «Степной

2группа: художники- нарисовать картинку степи

3группа:поэты-акыны-Составить пятистишие о степи.

4группа:Помощники:-выбрать подходящую по смыслу пословицу, объяснить смысл

5группа:психологи-дать характеристику Абаю.

14.Заслушивание работ

На оценочных листах отметить,какие группы понравились

Итак, для Абая родина-это степь, где расположен его аул.

-а что является для вас малой родиной?(город Костанай.)

15Домашнее разноуровневое задание.

1 уровень :пересказ по любому плану.

Развитие у учащихся навыков чтения при работе с текстом учебного параграфа и навыковведения дискуссии через работу в парах и группах.

Через ценность Мгілік Ел – это общность Истории, Культуры и Языка.

Мы будем бережно относиться к нашему общему историческому наследию.

Воспитывает у учащихся гражданскую позицию

Межпредметная связь Казахский язык и литература, всемирная история

Биография Абая, его творчество

Ход урока

Запланированные этапы урока Виды упражнений, запланированных на урок :

Начало урока

1. ОПМ–приветствие, позитивный настрой на урок. 2 мин

- положительный настрой на работу на уроке.

Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно некто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

-приветствие учителя и учащихся класса;

-положительный настрой на работу на уроке;

Цель разминки: положительный настрой на урок, привить дух коллективизма.

2. Актуализация знаний. 3 мин

На слайде изображение треугольных фрагментов, на каждом фрагменте написан вопрос. Ответив на вопрос, мы переворачиваем фрагмент изображения. Мы должны собрать целое изображение.

1. Выберите фрагмент с вопросом

2. Ознакомившись с вопросом, дайте ответ на поставленный вопрос.

3. Назовите имя человека, портрет которого мы собрали иопределите тему урока.

4. Какие цели мы должны поставить перед собой на уроке

1. Годы его жизни 1845- 1904

3. В центральной части Семей находится музей – комплекс названный в честь этого великого человека

4. Предок этого человека – Кенгирбайби

5. С его именем связано становление письменной классической литературы

6. Прослушав музыкальное произведение, назовите имя автора стихотворения и название

- Что это? Абая ли это портрет?

Могущества слава и песни расцвет!

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Течением мысли, как море, глубок.

Без радости, но с душой непреклонной,

С досадою гений из мира ушел.

Середина урока

Изучение новой темы: 10 мин

Чтобы более подробно изучить биографию и творчество Абая Кунанбаева вам необходимо изучить материал на основе видеороликаи текста §51-52

1. Работа с источником – работа в парах, на основе текста учебника §51-52 и просмотренного ролика выполняем

Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.

Какие выводы можете сделать на основе полученной информации?

ФО. Взаимопроверка. Взаимооценивание. Учащиеся меняются листами с соседней парой. При необходимости вносят исправления.

Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи;

Вырабатывают коллективный вариант ответа,

за каждый правильных ответа – 1стикер, оценивание с помощью стикеров, совместное.

1. На основе учебного материала и интернет-ресурсов,рассмотрите все факторыпо своей позиции….

2. Примите в группе общее решение

3. Заполните таблицу по своей позиции:

Абай – акын, мыслитель

Абай- композитор

Абай- общественный деятель

Абай- след в истории

Выступление спикера группы. 4 мин

Затем ученикам дается время изменить или сделать добавления к оригинальным факторам на основании того, что другие группы написали на листах оценивания.

ФО –оценка работы-Похвала учителя.

- Читают текст учебника, интернет- ресурсы;

-заполняют пустые графы таблицы;

4. ФИЗМИНУТКА – Веселая зарядка под музыку. 1 мин

- Выполняют движения руками круговые, вверх и вниз

- выполняют танцевальные движения ногами вперед, назад, вбок

- повороты туловища вправо, влево, вкруговую

Цель: проверить усвоение знаний

Задания для группы А

1. Под эгидой какой всемирной организации был 150 летний юбилей Абая? ЮНЕСКО

2. Делегации скольких стран приняли участие в торжественном мероприятии? 25

• Абай увековечен ….(В Семей открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая

• В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая.

• Памятники поэту установлены в Алма-Ате, во многих других городах Казахстана, в Стамбуле, Тегеране, а также в Москве. И так же памятник Абаю поставлен в столице РК в Астане.

• В Дели, Каире, Берлине, Ташкенте и других городах мира есть улицы, названные именем Абая.

• Имя Абая носит библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай. Восточно-Казахстанская областная универсальная библиотекаимени Абая

• В Алматы его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.

• В Карагандинской области находится одноимённый город.

Абай в произведениях литературы и искусства

Задания для группы В

(1845-1904, Ибрахим, Кунанбая, Ибрахим, Улжан, Зере, внимательный)

Задания для группы С

1. Кто был Абай Кунанбаев?

2. Настоящее имя Абая?

3. Годы жизни Абая Кунанбаева

4. Где учился Абай?

5. Сколько произведений создано Абаем?

Самопроверка (+ - + + +). Отмечают в листе оцениванияю

- Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.

Конец урока

3 мин Рефлексия –

Подведение итогов урока

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлекторного экрана на доске:

Сегодня я узнал ….Я научился…

Меня удивило… Я научился…

Я понял, что … Я попробую…

Я теперь могу. меня удивило.

Мне захотелось… Было интересно…

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Деление по темпу урока, по источникам

Дифференциация по оцениванию. На уроке присутствует самооценивание, взаимоооценивание, оценивание групп, оценивание учителем.

Диалог: обоснование своего мнения; обратная связь во время рефлексии и оценивания.

На уроке применяются следующие приемы формативного оценивания

литература

Оборудование:
1. Выставка книг, использованных учащимися при подготовке к мероприятию.
2. Портреты М. Ауэзова и Абая.
3. В ходе мероприятия на доску вывешиваются письменные работы гимназистов: рефераты, конспекты, схемы.

Критерии устного ответа: 1. Содержательность
2. Последовательность
3. Точность
4. Эмоциональность
5. Культура речи

Читайте также: