В чем значение принятия историко культурного стандарта для преподавания истории в школе

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация: В статье, представлены основные разделы , з адачи и концептуальные основы историко-культурного стандарта .

Ключевые слова: ФГОС, концепция, разделы, стандарт , подходы, компоненты.

В начале 2013 года Президентом РФ н а заседании Совета по межнациональным отношениям в очередной раз коснулись темы образования.

За основу был предложено, взять, и сторико-культурный стандарт, этот стандарт, содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий [1, c . 6] .

Историко-культурный стандарт играет роль научного ядра содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории.

Сама к онцепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответстви и с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации [1, c . 8] .

Историко-культурный стандарт состоит из девяти разделов , рис.1.

Итак, мы видим, что разделы представленного стандарта, отражают, основные значительные эпохи истории России, о которых на наш взгляд, должен имеет представления каждый. И, мы согласны с авторами стандарта, которые исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие периоды.

Задачи историко-культурного стандарта:

создать условия для получения выпускниками пр

очных знаний по истории России;

сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;

показать историю России как неотъемлемую часть м

ирового исторического процесса;

раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян

В виде схемы кратко представим концептуальные основы историко-культурного стандарта, рис.2.

Рис.2. Компоненты историко-культурного стандарта

Итак, из представленного рисунка, мы видим, то, что чтобы достичь все поставленных, задач, необходимо четко следовать концептуальным основам историко-культурного стандарта [3, c . 16] .

Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира [4, c . 33] .

Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности.

Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения, и успехи, но также и ошибки и просчеты.

При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества.

Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений

В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами – этого можно достичь, за счет увелич ения число часов (параграфов) по истории .

В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в во сприятии отечественной истории, т рагедии, р азумеется, нельзя замалчивать – это достигается за счет того, что необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника , но необходимо давать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буд дизма) на российской территории - так как мы уже отмечали, что Россия, это многонациональная страна.

На I уровне школьного исторического образования – это 5–9 классы, усвоение программного материала должно осуществляться в хронологической последовательности в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Усвоение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне – привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом – и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации.

Итак, мы проанализировали историко-культурный стандарт как научную основу содержания школьного исторического образования, и нами было выявлено, что при знакомстве с отечественной историей, необходимо четко следова ть представленным компонентам. На наш взгляд, самое главное – это давать учащимся самим разбираться и анализировать помимо учебников, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы, привлекать их к работе с информационными технологиями, поскольку кто владеет информацией, владеет миром. И в дальнейшем их полученные знания и умения пригодятся не только в обучении, но и в жизни.

Вяземский, Е.Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 9. – С. 3–10 с.

Целеполагание в преподавании истории и обществоз

Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал.

– 2013. – № 8. – С. 49–52.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечествен

ной истории// Вестник образования. – 2014. – №13.

Личман, Б.В. Толерантность идеологического многообразия в государственном учебнике по истории России / Б.В. Личман // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 4. – С. 33–37.

ВложениеРазмер
istoriko-kulturnyy_standart.docx 28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика учебников истории с точки зрения историко-культурного стандарта.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

Российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.

Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов Россиии.

Концептуальные основы историко-культурного стандарта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является первой частью материала об ИКС (историко-культурном стандарте). В ней обозначены особенности историко-культурного стандарта как системы взглядов на современное историческое образование. Приводятся принципы Концепции нового учебно-методического комплекса. Раскрывается линейная модель преподавания отечественной истории в школе.

История как совокупность общественных наук о прошлом человеческого общества исследует сохранившиеся остатки культуры. Результаты этой работы позволяют ученым получать объективную информацию об обществе в его развитии и многообразии. История является одной из основ государства. Именно общая история наряду с языком, культурой, общей территорией проживания объединяет людей, сплачивает их в народ, нацию.

Начиная с горбачевских времен, а затем и в 90-е годы ХХ века в нашей стране зародилась практика подмены в истории подлинного ложным для обеспечения определенной тенденции политической деятельности. Это было нужно тем бизнес и политическим кругам, которые жаждали потери Россией конкурентоспособности в геополитике и на мировом рынке ради собственного вхождения в число мировой элиты. Проявлялась эта тенденция и в написании учебников истории, в которых была на лицо фальсификация фактов, развенчание героев. Одно сознательно искажалось, а о другом вообще не говорилось ни слова. Учебники часто писались на зарубежные гранты, что само по себе многое объясняет.

В нулевые годы нашего века становилось очевидным неприятие обществом сложившегося положения. Патриоты все более упорно и настойчиво стали сражаться против либеральных взглядов, за сбережение подлинной истории страны. В конце нулевых – начале первого десятилетия века изменилась и внутриполитическая ситуация. Власть заявила о том, что патриотизм – это и есть идеология нашего народа. А защита собственной истории стала фактором обеспечения национальной безопасности.

Начавшиеся изменения в жизни общества, модернизация экономики и других областей жизни страны привели к позитивным переменам и в общественных науках – истории, философии, социологии. 15 мая 2009 года был подписан Указ о создании Комиссии при президенте России по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Был определен порядок деятельности Комиссии, ее состав. Возглавил комиссию С.Е. Нарышкин – в то время Руководитель Администрации Президента РФ. С этого началась разработка критериев оценки исторических фактов и их значения для развития страны. И сегодня профессионалы и неравнодушные граждане уделяют серьезное внимание этой проблеме.

1. Историко-культурный стандарт как новый взгляд на историю страны.

1 июля 2013 года на суд общественности был представлен проект историко-культурного стандарта (ИКС). Обнародование документа рабочей группы по подготовке нового учебно-методического комплекса по отечественной истории является знаковым событием для современного российского общества. Ведь ставкой в борьбе патриотов за сбережение истории является наше государство и цивилизация. Молодые люди должны знать подлинную историю своей страны, малой родины, своего народа. Они должны гордиться своей страной, ее историей. В таком аспекте перемены в преподавании этого учебного предмета очевидно назрели и требуют своего осуществления.

Сразу же началось широкое профессиональное и общественное обсуждение этого документа. Важнейшим моментом стало определение в ИКС всех обязательных для изучения основных исторических дат, событий, явлений, понятий и персоналий с древнейших времен до наших дней. К этой работе были привлечены академики, лучшие ученые-историки. Результатом серьезной работы стало формирование трактовки событий, основной точки зрения для их освещения. Так началась работа над новыми учебниками для школы.

Историко – культурный стандарт дает принципиальные объективные оценки историческим событиям, политическому устройству. Лучшие ученые и педагоги страны разработали в помощь преподавателю перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий (мы рассмотрим их в п.5 плана модуля). Важнейшее значение для подготовки учебно- методических комплексов приобретают основные подходы в обучении сегодняшних школьников российской истории. Они также предложены в историко-культурном стандарте. Перемены в школьном историческом образовании вполне соответствуют значительно возросшему интересу и требовательности общества и к образованию, и к исторической науке.

В нашем обществе не стихают дебаты по поводу событий и личностей из прошлого. Их оценка зачастую определена политическими взглядами, интересами участвующих в обсуждении людей. В такой обстановке преподавателю на основе ИКС теперь будет легче выработать взвешенную, объективную позицию. Эта позиция будет донесена на занятиях обучающимся и послужит правильному, объективному освещению исторических событий.

Учитель имеет возможность использовать современные достижения исторической науки, оперировать вновь открытыми фактами, а также введенными в научный оборот документами. Одним из последних примеров возникновения такой возможности у учителя является опубликование Министерством обороны РФ ста прежде не известных документов о начале Великой Отечественной войны. С их помощью можно найти ответы на многие острые вопросы, будоражащие сегодня наше общество. Познакомьтесь с этими свидетельствами советских полководцев о первых днях страшной войны.

2. Реализация историко–культурного стандарта.

Результатом внедрения ИКС станет возникновение у обучающихся представления об истории России и мира как едином процессе. На занятиях должна быть подчеркнута связь всех исторических этапов между собой и с современным положением нашей страны в мире. Молодые люди должны понять и почувствовать важность сегодняшнего места и роли России в мире. Необходимо подчеркивать особую роль всех народов, населяющих нашу страну, их культуры в истории России и в мировой истории. Крайне важно формировать собственную, индивидуальную позицию обучаемых в отношении истории и современного облика страны.

В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории заложены базовые принципы школьного исторического образования. Среди них:

связь между явлениями в процессе развития общества, сохранение и передача социальных и культурных ценностей, традиций от поколения к поколению;

непрерывность процесса формирования государственности, государственной территории и единого многонационального российского народа, его главных символов и ценностей;

формирование представления об истории России как неотделимой составной части мировой истории, понимания особенностей развития страны, ее места и роли в мировой истории и в современном мире;

формирование убежденности в необходимости верховенства права, социальной солидарности, безопасности, свободы и ответственности.

возможности достижения с помощью исторического образования целей воспитания патриотов, граждан России;

развитие убеждения в важности согласия и уважения между государством и народами для успешного развития страны и мира;

изучение разных аспектов жизни в истории государства и общества России, разных движущих сил процессов и явлений, их разных черт;

представление событий в истории страны с учетом способности обучаемых воспринимать и усваивать явления внешнего мира, осмысливать их на основе предшествующего опыта;

развитие у учащихся способности к межкультурному диалогу, к уважительному отношению к российской и мировой культуре.

Историко-культурный стандарт характеризуется изменениями и в содержательной части учебного предмета - российской истории для средней школы. Они коснулись следующих аспектов преподавания:

1. уточнена периодизация российской истории, отдельных дат и терминов;

3. усилен патриотический аспект при изучении истории России, например, усилено внимание к изучению истории Великой Отечественной войны;

4. проблемы духовно-нравственной культуры народов нашей страны заняли особое место в преподавании;

5. краеведение стало обязательным для изучения (региональный/локальный компонент).

В настоящее время в распоряжении учителей появился учебно-методический комплекс, написанный на основе историко-культурного стандарта. В него входят учебная программа курса истории, учебники, методические пособия, книги для учителя, комплекты карт и электронных приложений. Этот учебно-методический комплект способствует достижению нескольких целей.

создания условий для эффективного обучения школьников истории России;

демонстрации единства истории России с мировой историей;

представления истории страны как результата деятельности многих поколений;

яркости, красочности изложения и легкости восприятия учебного материала.

3. Линейная модель преподавания истории в школе.

В начале изучения предмета - курс всеобщей истории. Школьники получают представление о пути развития человечества, народов и государств. Обязательно четко выделяется мысль о передаче и усвоении социальных и культурных ценностей, всей совокупности традиций народов от поколения к поколению. Важно подчеркнуть место и роль России в мировом историческом процессе.

В начальной школе (3-4 классы) изучаются рассказы по истории России. Это сокращенное изложение предмета в систематизированном виде, т. е. подготовительный, вводный курс, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины. Подготовительный курс также решает задачи становления личности в процессе усвоения историко-культурных знаний, эмоциональных ценностей и норм общества. Рассказы по истории демонстрируют неразрывную взаимосвязь истории России, города, села, семьи ученика.

В дальнейшем при прохождении систематических курсов истории России и всеобщей истории (5 – 10 классы) ставится задача выработать основные представления о нашей родине, ее развитии и достойном месте в мировой истории. Важнейшим требованием в преподавании является постоянное использование на занятиях многоуровневого подхода. Нужно подчеркивать связь истории государства в целом с историей его регионов, народов, населяющих страну, с историей социальных групп, семьи и человека. Именно такое преподавание делает из человека гражданина. При этом он чувствует свою принадлежность к определённому этносу, религиозной общности. Учитель должен прививать навыки работы с историческими источниками не только по истории страны, но и по истории своего края.

Изучение предмета в 11 классе может быть различным – базовым или углубленным. Выбор уровня преподавания зависит от таких факторов, как желания выпускников, родителей и возможности школы осуществить это желание. Школа имеет право использовать индивидуальный учебный план, осуществлять один или несколько профилей обучения.

Арсенал методов в 11 классе существенно увеличивается. Это касается историко-методологических, формирующих культуру и личностно значимых компонентов исторической подготовки школьников. Необходимо добиться синтеза знаний по истории России и формируемого у обучающихся мировоззрения, а также умения анализировать события прошлого и наших дней. Для этого идет работа с комплексами исторических источников, анализируются, сравниваются между собой факты из отечественной и всеобщей истории.

Углубленное изучение истории предполагает, кроме освоения базового уровня, приобретение учащимися знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений о достижениях историографии; овладение основными приемами работы с историческими источниками; формирование умений оценивать различные исторические версии.

Анализ историко-культурного стандарта

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Дополнительный материал для групповой работы на уроке по теме "Политика"

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Анализ историко-культурного стандарта

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: