Анализ стихотворения михалкова школа

Обновлено: 05.07.2024

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).

– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).

– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.

Сказки пишут . Сказочники.
Басни сочиняют . Баснописцы
Переводят с других языков . Переводчики.
Театральные пьесы пишут . Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут . Журналисты.

– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?

– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.

– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России) СЛАЙД 4

– А какие стихи Сергея Михалкова вы знаете?

СЛАЙД 5 Дети рассказывают стихотворения.

– Давайте проверим, все ли знакомы со стихами С. Михалкова. Я буду читать отрывки, а вы заканчивайте их:

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью. Каланча.
Говорят: под новый год
Что ни пожелается –
Все всегда произойдет,
Все всегда. Сбывается.

В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил упрямый. Фома.
На прививку! Первый класс! –
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня. Дрожат коленки.

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету. Ровно пять.
Плачет глупая девчонка,
Слезы виснут на носу –
Парикмахер под гребенку
Режет рыжую. Косу.

Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые. Друзья.
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним… Корову

– Давайте отдохнём. Физкульт.минутка. СЛАЙД 10

А теперь попробуйте ответить из какого стихотворения эти строчки:

* Писать красиво не легко:
“Дает корова молоко”
За буквой буква,
К слогу слог.

Дело было вечером,
Делать было нечего. (“А что у вас ?”.) Продолжают.

* А мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении (летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница)

* Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет! (“Прививка”)

Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.

*Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:

Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу.
И про себя прошу, прошу:
Родная миленькая ртуть,
Ну, поднимись еще чуть-чуть! (“36,5”)

– Что вы можете сказать о таких учениках? (Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь).

*А вот стихотворение о другом мальчугане:

Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят от рук отбился
От каких, скажите, рук?! (“Лапуся”)

*О каком лекарстве идет речь в следующих строчках:

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета,
Нет, не два, а целых три,
Нужно, что ни говори. (“Чудесные таблетки от лени”)

*О каком заболевании идет речь:

У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип
Что такое? Это … (грипп)

А теперь мне хочется поговорить с вами о двух проказниках-щенках. Послушайте отрывки из стихотворений и вспомните их название:

* Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала.
Два часа его ждала. (“Мой щенок”)

На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его. (“Трезор”)

– И что же натворили каждый из этих щенков:

* Утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с медом и его покусали пчелы. Девочка его лечила.

* Порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали.

– А теперь поработаем командами. Каждой команде кроссворд. Посмотрим, какая команда знакома с творчеством Михалкова лучше. (Приложение 2):

После разгадывания кроссворда в командах, коллективно проверить.

Вопросы:

  1. 36, 5 на градуснике – это …
  2. Как называется стих о красивом письме?
  3. Что опубликовал Сергей Михалков в 15 лет?
  4. Какую фамилию носит дядя Стёпа?
  5. В стихотворении “Котята” каким был первый котёнок?
  6. На дверях висел замок,
    Взаперти сидел … Кто?
  7. Стихотворение “Как мужик … продавал”. Вставь слово.
  8. Куда звали 1 класс?

– Давайте определим, какая команда выполнила все задания в кроссворде, поаплодируем им.

– Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями. Закончить это занятие я бы хотела таким пожеланием: Любите книги! Читайте книги! СЛАЙД 12

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Задачи - обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения; -учить анализировать поэтическое произведение;

-развивать речь, творческие способности учащихся;

-развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности;

-формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля;

-способствовать пониманию понятия “школа,воспитывать любовь к родине, к семье.

Планируемые образовательные результаты .

-выразительно читать стихотворение;соблюдать паузы,логические ударения;-определять тему и главную мысль стихотворения;-отвечать на вопросы по содержанию и подтверждать свой ответ примерами;-читать стихотворение;- находить информацию об авторе.

Метапредметные:

-принимать и сохранять учебную задачу;-прогнозировать результат; -контролировать;-анализировать; -устанавливать причино-следственные связи; -соотношение названий к известным понятиям; -использовать знаково-символические средства для создания моделей; -принимать участие в групповой работе; -корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные : - проявлять интерес к изучению литературного чтения; -осознавать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; -осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; -выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Организационный момент.

– Ребята, это только часть высказывания. Слышал ли кто-нибудь из вас эту фразу полностью? ( …)

– Постарайтесь предположить, как она могла бы закончиться?

– Я предлагаю вам в конце нашего урока снова вернуться к этим словам и проверить верность ваших предположений

II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).

– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).

– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения

Сказки пишут . Сказочники.
Басни сочиняют . Баснописцы
Переводят с других языков . Переводчики.
Театральные пьесы пишут . Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут . Журналисты.

– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?

– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям.

– Догадались с кем? Посмотрите на портрет и на выставку книг . Это Сергей Владимирович Михалков. (ДОСКА)

III . Литературная викторина по произведениям С.Михалкова

Вот у Коли, например,

А Толи и у Веры

- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?

Но, провожая в школьный класс

Теперь своих детей,

Мы вспоминаем каждый раз

О нашей школе над рекой,

О классе в два окна.

На свете не было такой

Хорошей, как она! (……)

IV . Построение проекта выхода из затруднения

– Кто из вас догадался, какова тема сегодняшнего урока?

– Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (познакомиться с автором и его произведением)

V . Реализация построенного проекта.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

ДОКЛАД (Аня )

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.

– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)

VI . Первичное знакомство с произведением .

Словарная работа. Работа со словарями. В парах

-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся. (ДОСКА)

Полярный капитан – командир судна, работающий на Севере.

Искусствовед – учёный, который изучает произведения искусства.

Эльбрус – гора на Кавказе.

Крым – город в России.

– Попробуйте предположить, о чем будет это произведение?

VII . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Послушайте это произведение. (Читает Артем)

Беседа по первичному восприятию.

– О чём рассказывает поэт в своём стихотворении?

– Постарайтесь определить настроение поэта, с которым он писал стихотворение, его чувства.

(Поэт говорит с ностальгией, будто хочет вернуть то время. В каждой строчке грусть и благодарность школьным годам, потому что они были по-настоящему счастливыми. Грусть выражается в понимании того, что школьные годы прошли и их уже не вернуть. Гордость за школу (ведь школа была самой лучшей))

– Разделяете ли вы чувства поэта, близки ли они вам? Обосновать свой ответ.

- Как мы в школе живем? - Как мы в школу идем? - Как мы в школу бежим? - Как мы в школе молчим? - Как мы в школе сидим?

Чтение стихотворения учащимися.

– Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно и подготовиться к выразительному чтению.

(ученик читает, проводится оценивание учащимися)

Анализ произведения.

– Определите жанр произведения. (Стихотворение.)

– Какие бывают строфы? Сколько строф в стихотворении? (10 строф)

– Что вы можете о них сказать? (Каждая строфа представляет собой четверостишие с перекрёстной рифмой. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.)

– Соединить рифмующиеся строки (ДОСКА)

Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог, РАСПЕЧАТАТЬ
Держа мелок в руке.

Работа в тетради, стр. 72, № 2,3, 5

– Кем стали друзья поэта? Подчеркни. Зачитайте.

– Соотнести картинку и профессию героев . (РАБОТА С ДОСКОЙ) РАСПЕЧАТАТЬ

– В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.

(Нам школа в жизнь открыла дверь

И указала путь.)

– Ребята, а что значит школа для вас?

– Ребята, заканчивается четвертый год вашего обучения в школе. Вероятно, каждому из вас есть что вспомнить, чем гордиться, о чем грустить… Если бы вы оказались на месте Сергея Михалкова, о каких моментах вам хотелось бы рассказать своим читателям? (…)

VIII . Итог урока.

– Давайте вернемся к началу урока.

-Ребята, я очень надеюсь, что школьные годы останутся навсегда в вашей памяти и в вашем сердце. И навсегда в душе сохранятся детская задорность, непосредственность и чистота помыслов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи - обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения; -учить анализировать поэтическое произведение;

-развивать речь, творческие способности учащихся;

-развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности;

-формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля;

-способствовать пониманию понятия “школа,воспитывать любовь к родине, к семье.

Планируемые образовательные результаты.

-выразительно читать стихотворение;соблюдать паузы,логические ударения;-определять тему и главную мысль стихотворения;-отвечать на вопросы по содержанию и подтверждать свой ответ примерами;-читать стихотворение;- находить информацию об авторе.

Метапредметные:

-принимать и сохранять учебную задачу;-прогнозировать результат; -контролировать;-анализировать; -устанавливать причино-следственные связи; -соотношение названий к известным понятиям; -использовать знаково-символические средства для создания моделей; -принимать участие в групповой работе; -корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: - проявлять интерес к изучению литературного чтения; -осознавать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; -осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; -выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

-Ребята, это только часть высказывания. Слышал ли кто-нибудь из вас эту фразу полностью?( …)

-Постарайтесь предположить, как она могла бы закончиться?

-Я предлагаю вам в конце нашего урока снова вернуться к этим словам и проверить верность ваших предположений

5) Работа по теме урока.

* Слово об авторе.

-Я просила вас найти информацию об авторе. Коротко расскажите её по плану:

=Даты жизни и смерти.

=Учеба и становление таланта.

=Самые известные произведения.

=Интересные факты из жизни.

* Первичное восприятие текста. Инсценировка произведения.

Целевой вопрос: О чем говорится в стихотворении?

-Постарайтесь определить настроение поэта, с которым он писал стихотворение, его чувства.

(Поэт говорит с ностальгией, будто хочет вернуть то время. В каждой строчке грусть и благодарность школьным годам, потому что они были по-настоящему счастливыми. Грусть выражается в понимании того, что школьные годы прошли и их уже не вернуть. )

-Разделяете ли вы чувства поэта, близки ли они вам? Обосновать свой ответ.

* Чтение стихотворения учащимися.

-Определите жанр произведения. ( Стихотворение.)

-Сколько строф в стихотворении? (10 строф)

-Что вы можете о них сказать? ( Каждая строфа представляет собой четверостишие с перекрёстной рифмой. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.)

-В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.

( Мы стали взрослыми теперь,

Нам детства не вернуть.

Нам школа в жизнь открыла дверь

-Ребята, заканчивается четвертый год вашего обучения в школе. Вероятно, каждому из вас есть что вспомнить, чем гордиться, о чем грустить… Если бы вы оказались на месте Сергея Михалкова, о каких моментах вам хотелось бы рассказать своим читателям? (…)

-Давайте вернемся к началу урока.

-Ребята, я очень надеюсь, что школьные годы останутся навсегда в вашей памяти и в вашем сердце. И навсегда в душе сохранятся детская задорность, непосредственность и чистота помыслов.

-Понравился ли вам урок?

-Какой вид деятельности показался более полезным… интересным…?

-Кто хочет похвалить себя?

-Кому нужно над чем-то поработать?

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.

– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)

1.Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Работа с пословицами. (слайд №4)

Учитель: Соберите части пословиц.

Комната без книги подобна телу без души. (английская)

Солнце взойдет - оживает природа, книгу прочтешь –просветляется ум. (монгольская)

Три дня не будешь читать книг, твоя речь потеряет прелесть. (китайская)

Обобщение учителя:

-В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что замедляется его интеллектуальная деятельность.Беседа о необходимости формирования читательского интереса.

3.Актуализация знаний.(слайд)

Обобщение учителя:

-Учащиеся должны учиться работать с учебником и полученными знаниями, проявлять инициативу и самостоятельность.

4. Введение новой информации.

Цели формируются в процессе беседы. Прием целеполагания.

Цели и планирование.

Звучит фрагмент Гимна Российской Федерации.(аудиофайл)

-Учитель:на уроке мы узнаем, кто автор Гимна.

- Учитель: что вы уже знаете о Михалкове?(слайд №6)Портрет.

-Ученик:Сергей Владимирович Михалков, знаменитый поэт и баснописец, родился в 1913 г., а умер в 2009 в возрасте 96 лет.

-Учитель: что по этой теме хотели бы узнать? С чем познакомиться?

-Ученик: познакомиться с автором и его произведением.

-Учитель:Чему хотите научиться?

-Ученик: бегло читать, давать характеристику героев, выражать свое отношение к происходящим событиям.

Доклад (подготовленный ученик)

- Как мы в школе живем? - Как мы в школу идем? - Как мы в школу бежим? - Как мы в школе молчим? - Как мы в школе сидим?

5. Первичное закрепление нового материала.

Работа сучебником.Поиск информации.Главные герои стихотворения.

Учитель: кем стали друзья поэта? Выборочное чтение.

Работа со словарем в учебнике.Зачитывается значение новых профессий.

Работа с учебником.

Чтение стихотворения.Работа над логическими ударениями и паузами.

Определение жанра произведения и темы.

Составление модели обложки. (слайд №8)

6. Применение нового знания в стандартных ситуациях.

Выборочное чтение стихотворения. Знакомство с новыми профессиями.

Работа со словарем в учебнике.

-Соотнести картинку и профессию героев.(слайд№ 9)

7. Перенос новых знаний в новые условия.

Учитель:-Какие бывают строфы? (слайд№ 10).Учащиеся называют строфы.

( двустишие, четверостишие, трехстишие, пятистишие, семистишие)

-Соединить рифмующиеся строки.(слайд№11)

Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.

8. Творческое применение, решение проблемной задачи.

Работа в тетради.

-Учитель:-Прочитать четверостишия из стихотворения. Записать их названия, фамилию автора. Работа в тетради споследующей самопроверкой (слайд №12)

Школа моя деревянная !

Время придет уезжать-

Речка за мною туманная

О нашей школе над рекой,

О классе в два окна.

9.Перенос новых знаний в новые условия.

Предлагается установить соответствие названия произведений и поэтов. Вспомнить, с какими произведениями С.В. Михалкова знакомы.(слайд№ 13)

10.Диагностика уровня освоения учащимся нового знания.

Напиши о школе. (слайд№14) Индивидуальное задание. Работа в паре.

Значение школы в жизни человека.Что для вас значит школа?

Отметь правильный ответ или укажи свой.

Работа в тетради с последующей самопроверкой.(слайд№ 15)

Рефлексия. (слайд №16)

Домашнее задание. Проба пера. Написать рассказ о своей школе. Выучить стихотворение наизусть.

Впишите пропущенные слова. В каких словах слышится любовь поэта к школе? Прочитайте строфы.

То было много лет назад.

Я тоже в первый раз

С толпою сверстников-ребят

Явился в школьный класс.

Мне тоже задали урок

И вызвали к доске,

И я решал его как мог,

Держа мелок в руке.

2.Поиск

Кем стали друзья поэта? Подчеркните их профессии.

Умчались школьные года,

И не догонишь их.

Но я встречаю иногда

Один — моряк, другой — танкист,

А третий — инженер,

Четвертый — цирковой артист,

А пятый — землемер.

Шестой – полярный капитан,

Седьмой – наш диктор, Левитан,

Девятый – я, поэт.

3. Точное слово

В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.

Мы стали взрослыми теперь,

Нам детства не вернуть.

Нам школа в жизнь открыла дверь

4*. Книгочей

Прочитайте четверостишия из стихотворений. Запишите их названия (фамилию автора и заглавие). О чем говорят поэты? Подчеркните.

Школа моя деревянная.

Время придет уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

О нашей школе над рекой,

О классе в два окна.

На свете не было такой

Хорошей, как она!

5*. Точное слово

Что для вас значит школа? Отметьте ответ V или напишите свой.

V учеба и друзья

Школа для меня – это место, где я получаю новые знания, учусь слушать, понимать, думать, анализировать. В школе я учусь дружить, договариваться, не ссориться и помогать воим друзьям. Школа для меня – второй дом и моя работа.

6*. Проба пера

Напишите о своей школе.

Моя школа – старинная, ей уже более 50 лет, в ей училась моя бабушка и моя мама. Школа была построена после Великой Отечественной войны. Много детей учились в моей школе, закончили ее, стали уважаемыми людьми, специалистами в своей области, а теперь с любовью вспоминают свои школьные годы. И я люблю мою школу, я знаю в ней каждый уголок – наш класс, физкультурный зал, библиотеку, столовую, коридоры. Я горжусь своей школой.

Читайте также: