Анализ стихотворения михалкова школа
Обновлено: 05.07.2024
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).
– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).
– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.
Сказки пишут . Сказочники.
Басни сочиняют . Баснописцы
Переводят с других языков . Переводчики.
Театральные пьесы пишут . Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут . Журналисты.
– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?
– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.
– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.
– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.
12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.
– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России) СЛАЙД 4
– А какие стихи Сергея Михалкова вы знаете?
СЛАЙД 5 Дети рассказывают стихотворения.
– Давайте проверим, все ли знакомы со стихами С. Михалкова. Я буду читать отрывки, а вы заканчивайте их:
В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью. Каланча. | Говорят: под новый год Что ни пожелается – Все всегда произойдет, Все всегда. Сбывается. |
В одном переулке стояли дома. В одном из домов жил упрямый. Фома. | На прививку! Первый класс! – Вы слыхали? Это нас! Почему я встал у стенки? У меня. Дрожат коленки. |
Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята – Их по счету. Ровно пять. | Плачет глупая девчонка, Слезы виснут на носу – Парикмахер под гребенку Режет рыжую. Косу. |
Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, счастливые. Друзья. | Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу, На ней быка нарисовал, А рядом с ним… Корову |
– Давайте отдохнём. Физкульт.минутка. СЛАЙД 10
А теперь попробуйте ответить из какого стихотворения эти строчки:
* Писать красиво не легко:
“Дает корова молоко”
За буквой буква,
К слогу слог.
Дело было вечером,
Делать было нечего. (“А что у вас ?”.) Продолжают.
* А мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении (летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница)
* Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет! (“Прививка”)
Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.
*Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу.
И про себя прошу, прошу:
Родная миленькая ртуть,
Ну, поднимись еще чуть-чуть! (“36,5”)
– Что вы можете сказать о таких учениках? (Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь).
*А вот стихотворение о другом мальчугане:
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят от рук отбился
От каких, скажите, рук?! (“Лапуся”)
*О каком лекарстве идет речь в следующих строчках:
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета,
Нет, не два, а целых три,
Нужно, что ни говори. (“Чудесные таблетки от лени”)
*О каком заболевании идет речь:
У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип
Что такое? Это … (грипп)
А теперь мне хочется поговорить с вами о двух проказниках-щенках. Послушайте отрывки из стихотворений и вспомните их название:
* Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала.
Два часа его ждала. (“Мой щенок”)
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его. (“Трезор”)
– И что же натворили каждый из этих щенков:
* Утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с медом и его покусали пчелы. Девочка его лечила.
* Порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали.
– А теперь поработаем командами. Каждой команде кроссворд. Посмотрим, какая команда знакома с творчеством Михалкова лучше. (Приложение 2):
После разгадывания кроссворда в командах, коллективно проверить.
Вопросы:
- 36, 5 на градуснике – это …
- Как называется стих о красивом письме?
- Что опубликовал Сергей Михалков в 15 лет?
- Какую фамилию носит дядя Стёпа?
- В стихотворении “Котята” каким был первый котёнок?
- На дверях висел замок,
Взаперти сидел … Кто? - Стихотворение “Как мужик … продавал”. Вставь слово.
- Куда звали 1 класс?
– Давайте определим, какая команда выполнила все задания в кроссворде, поаплодируем им.
– Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями. Закончить это занятие я бы хотела таким пожеланием: Любите книги! Читайте книги! СЛАЙД 12
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Задачи - обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения; -учить анализировать поэтическое произведение;
-развивать речь, творческие способности учащихся;
-развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности;
-формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля;
-способствовать пониманию понятия “школа,воспитывать любовь к родине, к семье.
Планируемые образовательные результаты .
-выразительно читать стихотворение;соблюдать паузы,логические ударения;-определять тему и главную мысль стихотворения;-отвечать на вопросы по содержанию и подтверждать свой ответ примерами;-читать стихотворение;- находить информацию об авторе.
Метапредметные:
-принимать и сохранять учебную задачу;-прогнозировать результат; -контролировать;-анализировать; -устанавливать причино-следственные связи; -соотношение названий к известным понятиям; -использовать знаково-символические средства для создания моделей; -принимать участие в групповой работе; -корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Личностные : - проявлять интерес к изучению литературного чтения; -осознавать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; -осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; -выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Организационный момент.
– Ребята, это только часть высказывания. Слышал ли кто-нибудь из вас эту фразу полностью? ( …)
– Постарайтесь предположить, как она могла бы закончиться?
– Я предлагаю вам в конце нашего урока снова вернуться к этим словам и проверить верность ваших предположений
II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).
– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).
– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения
Сказки пишут . Сказочники.
Басни сочиняют . Баснописцы
Переводят с других языков . Переводчики.
Театральные пьесы пишут . Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут . Журналисты.
– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?
– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям.
– Догадались с кем? Посмотрите на портрет и на выставку книг . Это Сергей Владимирович Михалков. (ДОСКА)
III . Литературная викторина по произведениям С.Михалкова
Вот у Коли, например,
А Толи и у Веры
- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?
Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она! (……)
IV . Построение проекта выхода из затруднения
– Кто из вас догадался, какова тема сегодняшнего урока?
– Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (познакомиться с автором и его произведением)
V . Реализация построенного проекта.
– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.
– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.
ДОКЛАД (Аня )
12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.
– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)
VI . Первичное знакомство с произведением .
Словарная работа. Работа со словарями. В парах
-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся. (ДОСКА)
Полярный капитан – командир судна, работающий на Севере.
Искусствовед – учёный, который изучает произведения искусства.
Эльбрус – гора на Кавказе.
Крым – город в России.
– Попробуйте предположить, о чем будет это произведение?
VII . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Послушайте это произведение. (Читает Артем)
Беседа по первичному восприятию.
– О чём рассказывает поэт в своём стихотворении?
– Постарайтесь определить настроение поэта, с которым он писал стихотворение, его чувства.
(Поэт говорит с ностальгией, будто хочет вернуть то время. В каждой строчке грусть и благодарность школьным годам, потому что они были по-настоящему счастливыми. Грусть выражается в понимании того, что школьные годы прошли и их уже не вернуть. Гордость за школу (ведь школа была самой лучшей))
– Разделяете ли вы чувства поэта, близки ли они вам? Обосновать свой ответ.
- Как мы в школе живем? - Как мы в школу идем? - Как мы в школу бежим? - Как мы в школе молчим? - Как мы в школе сидим?
Чтение стихотворения учащимися.
– Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно и подготовиться к выразительному чтению.
(ученик читает, проводится оценивание учащимися)
Анализ произведения.
– Определите жанр произведения. (Стихотворение.)
– Какие бывают строфы? Сколько строф в стихотворении? (10 строф)
– Что вы можете о них сказать? (Каждая строфа представляет собой четверостишие с перекрёстной рифмой. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.)
– Соединить рифмующиеся строки (ДОСКА)
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог, РАСПЕЧАТАТЬ
Держа мелок в руке.
Работа в тетради, стр. 72, № 2,3, 5
– Кем стали друзья поэта? Подчеркни. Зачитайте.
– Соотнести картинку и профессию героев . (РАБОТА С ДОСКОЙ) РАСПЕЧАТАТЬ
– В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.
(Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.)
– Ребята, а что значит школа для вас?
– Ребята, заканчивается четвертый год вашего обучения в школе. Вероятно, каждому из вас есть что вспомнить, чем гордиться, о чем грустить… Если бы вы оказались на месте Сергея Михалкова, о каких моментах вам хотелось бы рассказать своим читателям? (…)
VIII . Итог урока.
– Давайте вернемся к началу урока.
-Ребята, я очень надеюсь, что школьные годы останутся навсегда в вашей памяти и в вашем сердце. И навсегда в душе сохранятся детская задорность, непосредственность и чистота помыслов.
Задачи - обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения; -учить анализировать поэтическое произведение;
-развивать речь, творческие способности учащихся;
-развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности;
-формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля;
-способствовать пониманию понятия “школа,воспитывать любовь к родине, к семье.
Планируемые образовательные результаты.
-выразительно читать стихотворение;соблюдать паузы,логические ударения;-определять тему и главную мысль стихотворения;-отвечать на вопросы по содержанию и подтверждать свой ответ примерами;-читать стихотворение;- находить информацию об авторе.
Метапредметные:
-принимать и сохранять учебную задачу;-прогнозировать результат; -контролировать;-анализировать; -устанавливать причино-следственные связи; -соотношение названий к известным понятиям; -использовать знаково-символические средства для создания моделей; -принимать участие в групповой работе; -корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Личностные: - проявлять интерес к изучению литературного чтения; -осознавать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; -осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; -выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
-Ребята, это только часть высказывания. Слышал ли кто-нибудь из вас эту фразу полностью?( …)
-Постарайтесь предположить, как она могла бы закончиться?
-Я предлагаю вам в конце нашего урока снова вернуться к этим словам и проверить верность ваших предположений
5) Работа по теме урока.
* Слово об авторе.
-Я просила вас найти информацию об авторе. Коротко расскажите её по плану:
=Даты жизни и смерти.
=Учеба и становление таланта.
=Самые известные произведения.
=Интересные факты из жизни.
* Первичное восприятие текста. Инсценировка произведения.
Целевой вопрос: О чем говорится в стихотворении?
-Постарайтесь определить настроение поэта, с которым он писал стихотворение, его чувства.
(Поэт говорит с ностальгией, будто хочет вернуть то время. В каждой строчке грусть и благодарность школьным годам, потому что они были по-настоящему счастливыми. Грусть выражается в понимании того, что школьные годы прошли и их уже не вернуть. )
-Разделяете ли вы чувства поэта, близки ли они вам? Обосновать свой ответ.
* Чтение стихотворения учащимися.
-Определите жанр произведения. ( Стихотворение.)
-Сколько строф в стихотворении? (10 строф)
-Что вы можете о них сказать? ( Каждая строфа представляет собой четверостишие с перекрёстной рифмой. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.)
-В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.
( Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
-Ребята, заканчивается четвертый год вашего обучения в школе. Вероятно, каждому из вас есть что вспомнить, чем гордиться, о чем грустить… Если бы вы оказались на месте Сергея Михалкова, о каких моментах вам хотелось бы рассказать своим читателям? (…)
-Давайте вернемся к началу урока.
-Ребята, я очень надеюсь, что школьные годы останутся навсегда в вашей памяти и в вашем сердце. И навсегда в душе сохранятся детская задорность, непосредственность и чистота помыслов.
-Понравился ли вам урок?
-Какой вид деятельности показался более полезным… интересным…?
-Кто хочет похвалить себя?
-Кому нужно над чем-то поработать?
Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.
12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.
– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)
1.Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
Работа с пословицами. (слайд №4)
Учитель: Соберите части пословиц.
Комната без книги подобна телу без души. (английская)
Солнце взойдет - оживает природа, книгу прочтешь –просветляется ум. (монгольская)
Три дня не будешь читать книг, твоя речь потеряет прелесть. (китайская)
Обобщение учителя:
-В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что замедляется его интеллектуальная деятельность.Беседа о необходимости формирования читательского интереса.
3.Актуализация знаний.(слайд)
Обобщение учителя:
-Учащиеся должны учиться работать с учебником и полученными знаниями, проявлять инициативу и самостоятельность.
4. Введение новой информации.
Цели формируются в процессе беседы. Прием целеполагания.
Цели и планирование.
Звучит фрагмент Гимна Российской Федерации.(аудиофайл)
-Учитель:на уроке мы узнаем, кто автор Гимна.
- Учитель: что вы уже знаете о Михалкове?(слайд №6)Портрет.
-Ученик:Сергей Владимирович Михалков, знаменитый поэт и баснописец, родился в 1913 г., а умер в 2009 в возрасте 96 лет.
-Учитель: что по этой теме хотели бы узнать? С чем познакомиться?
-Ученик: познакомиться с автором и его произведением.
-Учитель:Чему хотите научиться?
-Ученик: бегло читать, давать характеристику героев, выражать свое отношение к происходящим событиям.
Доклад (подготовленный ученик)
- Как мы в школе живем? - Как мы в школу идем? - Как мы в школу бежим? - Как мы в школе молчим? - Как мы в школе сидим?
5. Первичное закрепление нового материала.
Работа сучебником.Поиск информации.Главные герои стихотворения.
Учитель: кем стали друзья поэта? Выборочное чтение.
Работа со словарем в учебнике.Зачитывается значение новых профессий.
Работа с учебником.
Чтение стихотворения.Работа над логическими ударениями и паузами.
Определение жанра произведения и темы.
Составление модели обложки. (слайд №8)
6. Применение нового знания в стандартных ситуациях.
Выборочное чтение стихотворения. Знакомство с новыми профессиями.
Работа со словарем в учебнике.
-Соотнести картинку и профессию героев.(слайд№ 9)
7. Перенос новых знаний в новые условия.
Учитель:-Какие бывают строфы? (слайд№ 10).Учащиеся называют строфы.
( двустишие, четверостишие, трехстишие, пятистишие, семистишие)
-Соединить рифмующиеся строки.(слайд№11)
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.
8. Творческое применение, решение проблемной задачи.
Работа в тетради.
-Учитель:-Прочитать четверостишия из стихотворения. Записать их названия, фамилию автора. Работа в тетради споследующей самопроверкой (слайд №12)
Школа моя деревянная !
Время придет уезжать-
Речка за мною туманная
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
9.Перенос новых знаний в новые условия.
Предлагается установить соответствие названия произведений и поэтов. Вспомнить, с какими произведениями С.В. Михалкова знакомы.(слайд№ 13)
10.Диагностика уровня освоения учащимся нового знания.
Напиши о школе. (слайд№14) Индивидуальное задание. Работа в паре.
Значение школы в жизни человека.Что для вас значит школа?
Отметь правильный ответ или укажи свой.
Работа в тетради с последующей самопроверкой.(слайд№ 15)
Рефлексия. (слайд №16)
Домашнее задание. Проба пера. Написать рассказ о своей школе. Выучить стихотворение наизусть.
Впишите пропущенные слова. В каких словах слышится любовь поэта к школе? Прочитайте строфы.
То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.
2.Поиск
Кем стали друзья поэта? Подчеркните их профессии.
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер.
Шестой – полярный капитан,
Седьмой – наш диктор, Левитан,
Девятый – я, поэт.
3. Точное слово
В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.
Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
4*. Книгочей
Прочитайте четверостишия из стихотворений. Запишите их названия (фамилию автора и заглавие). О чем говорят поэты? Подчеркните.
Школа моя деревянная.
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!
5*. Точное слово
Что для вас значит школа? Отметьте ответ V или напишите свой.
V учеба и друзья
Школа для меня – это место, где я получаю новые знания, учусь слушать, понимать, думать, анализировать. В школе я учусь дружить, договариваться, не ссориться и помогать воим друзьям. Школа для меня – второй дом и моя работа.
6*. Проба пера
Напишите о своей школе.
Моя школа – старинная, ей уже более 50 лет, в ей училась моя бабушка и моя мама. Школа была построена после Великой Отечественной войны. Много детей учились в моей школе, закончили ее, стали уважаемыми людьми, специалистами в своей области, а теперь с любовью вспоминают свои школьные годы. И я люблю мою школу, я знаю в ней каждый уголок – наш класс, физкультурный зал, библиотеку, столовую, коридоры. Я горжусь своей школой.
Читайте также:
- Как вы понимаете главный экологический лозунг мысли глобально действуй локально кратко
- Как взаимосвязаны уровень сбережений доходы и расходы кратко
- Внеурочная деятельность в начальной школе что такое хорошо и что такое плохо
- Проверки роспотребнадзора 2021 год план и график проверок доу
- Социальные общности как субъекты политики кратко