Социальные общности как субъекты политики кратко

Обновлено: 07.07.2024

Что же такое субъекты политики? Сказать, что это участники политической жизни, недостаточно. Под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. Самостоятельность означает, что у субъекта есть свои потребности и интересы, которые выделяют его среди прочих действующих лиц и им осознаются. Такое самосознание участника политической жизни- залог его свободы. Свобода означает возможность субъекта определять цели своих действий, выбирать средства их достижения, формировать свой курс. Без свободы выбора не может быть и свободы действий. В политической науке выделяют несколько видов субъектов политики. Первый вид- это непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры, общественные организации и движения. Именно они постоянно вращаются на политической арене, с ними массовое сознание связывает политику. Однако в политике получают выражение интересы и требования не только непосредственных субъектов, но и крупных социальных групп и общностей (классов, сословий, межклассовых и внутриклассовых групп и т.д.). Это второй вид субъектов политики. Третий вид можно обнаружить лишь пристально вглядевшись в функционирование политических организаций. Например, в правительстве, других государственных органах не все обладают реальной возможностью влиять на политику, в партиях решения вырабатываются, а часто и принимаются весьма узкой группой лиц. О таких группах, которые выделяются в политике своей способностью концентрировать могущество власти, и идет речь. К ним относят политическую элиту и бюрократию.

Социальные общности и их роль в политике

Политика- сфера столкновения групповых интересов, потребностей, позиций. Различие в интересах социальных групп, их стремление к наиболее полному удовлетворению своих интересов порождает политическую борьбу и саму сферу политики. Именно этим определяется внимание политологов к проблеме социальных групп. По мнению некоторых западных политологов, среди коллективных участников политических действий можно выделить три категории общностей: классовые, территориальные и корпоративные.

Классовые общности.

В западной политологии традиционным стало деление современного общества на четыре класса: а) высший класс- люди, владеющие собственностью или осуществляющие непосредственный контроль за ее распоряжением б) средний класс представлен служащими и профессионалами в) рабочий класс- люди занятые преимущественно промышленным физическим трудом; г) крестьяне

Территориальные общности.

В основе их формирования лежит единство, возникающее как следствие географической, пространственной или исторической близости. Принадлежность к территориальной общности с особой остротой осознается человеком, потому конфликты между такими группами бывают чрезвычайно жестокими! Вспомним отечественные и зарубежные межнациональные конфликты, нередко перерастающие в войны.

Корпоративные общности.

Они образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой по своему характеру деятельностью, это профессиональные группы. На базе общностей формируются политические интересы, которые объективно вырастают из их жизненного положения. Из недр социальных общностей выходят и политические партии, объединения, движения. Партии и движения объединяют наиболее активных представителей социальных групп. Влияние социальных общностей на политику обнаруживается в массовых акциях: забастовках, митингах, манифестациях, а также в поддержке или ее отсутствии по отношению к государству, его политике. Государство, партии, проводя конкретный политический курс, нуждаются в поддержке своих действий.

Социальные общности в качестве субъектов политики имеют специфические свойства:

1) политические интересы общности, их взаимосвязь с экономическими и другими ее интересами.

2) степень сплоченности и единства социальной группы.

3) уровень ее политического развития, выраженный в способности к созданию своих организаций и умении отстаивать свои интересы.

4) наличие или отсутствие политических лидеров, авторитетов, характер их связи со своими сторонниками.

5) стратификационное положение социальной группы, ее место в иерархии социальных групп, которым в значительной мере определяется политическое влияние группы. Наличие массовых, но отверженных от официального политического процесса групп, например национальных меньшинств, обусловливает нестабильную ситуацию, чреватую при определенных условиях взрывами и конфликтами.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

6) политический вес группы: учитываются ли ее интересы в государственной политике или нет, если учитываются, то каким образом и в какой степени.

7) тип и характер политического сознания, политической культуры, присущие данной группе и оказывающие сильное влияние на определение целей действий и ее поведение, склонность к использованию тех или иных средств в политической деятельности (например, применение насилия).

Совокупность этих свойств дает возможность представить облик социальной общности как субъекта политики.

Политоло́гия (греч. πολιτικός - принадлежащий гражданам, гражданский, от греч. πολίτης - гражданин, далее от греч. πόλις - город; др.-греч. λόγος - мысль, причина), или политическая наука, - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель - основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон; Никколо Макиавелли — итальянский учёный, живший во Флоренции (XVI век), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.

Эмпирический. Середина XIX в. - 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.

Период рефлексии. 1945 г. - продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высшие учебные заведения

Политология и другие общественные науки. Политология и право.

Понятия и категории, разрабатываемые на других уровнях общественного знания, не механически переносятся в сферу политологии, а наполняются там новым содержанием. Так, например, проблема сознания в социологии исследуется как проблема группового сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема политического сознания. Аналогичным образом проблема культуры, являясь философской категорией, в социологии выступает как культура той или иной социальной общности, в государственно-правовых науках - как правовая культура, а в политологии - как политическая культура со всеми присущими ей особенностями.

Политология как комплексная и относительно самостоятельная область современного гуманитарного знания не ограничивается лишь переводом общих философских, социологических и частно-научных понятий в так называемые операциональные определения, облегчающие эмпирический анализ политической действительности.

Социальные группы как субъекты политики.




Люди, живя и воспринимая действительность в соответствии с этими групповыми нормами и стандартами, вступают в определенные конфликтные отношения с представителями других общностей, групп, имеющих иные потребности, взгляды на жизнь, возможности и ресурсы. Эти межгрупповые отношения, выражая различия между людьми по тем или иным признакам, фиксируют тот уровень общественной дифференциации, которая сложилась в каждом конкретном обществе. Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов.

Однако не все конфликтные отношения между группами могут проявляться в политической сфере и оказывать влияние на институты власти. Далеко не каждая группа стремится использовать политические средства для решения своих проблем, предпочитая строить свои отношения с оппонентами на идеях сотрудничества, взаимопонимания или заключения различного рода договоров и сделок. В ряде случаев стремление включиться в политику для защиты своих интересов сочетается у некоторых групп с неспособностью использовать институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высокого общественного положения. А в отдельных, например тоталитарных, системах группы и вовсе лишены возможности претендовать на политическое участие и, как правило, являются объектами, а не субъектами власти.

Таким образом, социальная группа с политической точки зрения - это только потенциальный субъект отношений в сфере государственной власти. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений, практически использующим свои ресурсы в целях изменения характера функционирования государственной власти и управления, представляет собой длительный и сложный процесс, который зависит от многих внутренних и внешних для группы причин.

Процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти, обусловливающие формирование особых институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство в целях соответствующего общеколлективным потребностям перераспределения социальных статусов и ресурсов, составляют содержание системы социального представительства.

Основными элементами такой системы являются: источники и причины политического участия; процесс групповой самоорганизации; формирование представительных структур и их взаимодействие с властью.

Политология как наука.

Политоло́гия (греч. πολιτικός - принадлежащий гражданам, гражданский, от греч. πολίτης - гражданин, далее от греч. πόλις - город; др.-греч. λόγος - мысль, причина), или политическая наука, - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель - основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон; Никколо Макиавелли — итальянский учёный, живший во Флоренции (XVI век), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.

Эмпирический. Середина XIX в. - 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.

Период рефлексии. 1945 г. - продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высшие учебные заведения

Политология и другие общественные науки. Политология и право.

Понятия и категории, разрабатываемые на других уровнях общественного знания, не механически переносятся в сферу политологии, а наполняются там новым содержанием. Так, например, проблема сознания в социологии исследуется как проблема группового сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема политического сознания. Аналогичным образом проблема культуры, являясь философской категорией, в социологии выступает как культура той или иной социальной общности, в государственно-правовых науках - как правовая культура, а в политологии - как политическая культура со всеми присущими ей особенностями.

Политология как комплексная и относительно самостоятельная область современного гуманитарного знания не ограничивается лишь переводом общих философских, социологических и частно-научных понятий в так называемые операциональные определения, облегчающие эмпирический анализ политической действительности.

Социальные группы как субъекты политики.

Люди, живя и воспринимая действительность в соответствии с этими групповыми нормами и стандартами, вступают в определенные конфликтные отношения с представителями других общностей, групп, имеющих иные потребности, взгляды на жизнь, возможности и ресурсы. Эти межгрупповые отношения, выражая различия между людьми по тем или иным признакам, фиксируют тот уровень общественной дифференциации, которая сложилась в каждом конкретном обществе. Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов.

Однако не все конфликтные отношения между группами могут проявляться в политической сфере и оказывать влияние на институты власти. Далеко не каждая группа стремится использовать политические средства для решения своих проблем, предпочитая строить свои отношения с оппонентами на идеях сотрудничества, взаимопонимания или заключения различного рода договоров и сделок. В ряде случаев стремление включиться в политику для защиты своих интересов сочетается у некоторых групп с неспособностью использовать институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высокого общественного положения. А в отдельных, например тоталитарных, системах группы и вовсе лишены возможности претендовать на политическое участие и, как правило, являются объектами, а не субъектами власти.

Таким образом, социальная группа с политической точки зрения - это только потенциальный субъект отношений в сфере государственной власти. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений, практически использующим свои ресурсы в целях изменения характера функционирования государственной власти и управления, представляет собой длительный и сложный процесс, который зависит от многих внутренних и внешних для группы причин.

Процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти, обусловливающие формирование особых институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство в целях соответствующего общеколлективным потребностям перераспределения социальных статусов и ресурсов, составляют содержание системы социального представительства.

Основными элементами такой системы являются: источники и причины политического участия; процесс групповой самоорганизации; формирование представительных структур и их взаимодействие с властью.

Роль социальной группы достаточно велика. Когда дело касается определения границ ее действия, а также характера ее функционирования в обществе в целом, следует помнить, что, участвуя в общественной жизни, человек не изолирован от всего окружения. Наоборот, он является полноправным членом различных социальных общностей, которые принимают участие в его жизнедеятельности. К таким общностям относятся:

  • Семья и родственные отношения;
  • Дружеские компании, приятели в учебной группе;
  • Трудовой коллектив и коллеги по работе;
  • Нации;
  • Класс, к которому принадлежит индивид.

Характер и направленность деятельности человека чаще всего во многом определяется именно деятельностью тех групп, в которых он принимает непосредственное участие. Также на его мировоззрение, ценностные ориентации и профессиональное развитие влияют взаимодействия внутри самих групп, а также между группами разного порядка.

Группа – это один из важнейших и влиятельных элементов, который присутствует в социальной структуре общества. Социальная группа представляет собой совокупность индивидов, которые объединены по какому-либо существенному признаку: общая деятельность, экономические показатели, демографические, этнографические или психологические характеристики, которые присущи именно этой группе.

Социальные группы, в отличие от стихийных массовых общностей (толпы или публики), обладают сущностными характеристиками, в которых заложена их специфика:

  1. Социальные группы определяются как группы с достаточно устойчивым взаимодействием между их элементами. Это способствует созданию более прочных отношений и стабильных условий для их существования;
  2. Социальные группы обладают относительно высокой степенью единства и сплоченности индивидов внутри нее. Это подтверждается наличием особой идеи, а также цели, которую хотят достичь все участники социальной группы;
  3. В социальной группе достаточно четко выражена однородность состава. Этот аспект предполагает наличие признаков, которые присущи абсолютно каждому члену группы. Если же он не обладает теми или иными характеристиками, то это говорит о его недостаточно адаптации и вхождении в эту среду. Такой человек чаще всего чувствует себя чужим среди общей массы людей, не осознает своего предназначения и места в социальной группе;
  4. В социальной группе есть возможность перехода в более широкие социальные общности. Таким образом, человек начинает с низших социальных единиц и переходит к более развитым структурам, что подтверждает его развитие и стремление удовлетворить более высокие цели и потребности, чем те, что были при вхождении в первичную социальную группу.

Готовые работы на аналогичную тему

Отношения между социальными группами и политической системой

Исследователи, которые анализируют отношения между социальными группами и политической структурой, отмечают, что их характер очень сложен и с трудом поддается объяснению и осмыслению. По сути, эти отношения носят постоянный характер, но противостояния в них могут меняться в зависимости от внутренних и внешних условий. В действительности, политика является неоднозначным пространством, где прослеживается форма подчинения и принуждения одних социальных групп в отношении других социальных групп. Основной критерий – уровень власти, активности и возможность удовлетворять потребности по мере их возникновения.

Субъект политики – это носитель какой-либо практической деятельности. Субъект обязательно активен, а его деятельность направлена на объект политического действия. Что касается объекта, то именно на него направлена вся деятельность субъекта. Они находятся в постоянной связи, и даже в некотором роде в зависимости друг от друга, могут меняться местами, если этого требует гипотеза исследования.

У многих социальных групп достаточно ярко выражена политическая субъектность. Она заключается в способности принятия политических решений, их реализации; наличие необходимых средств и ресурсов для того, чтобы принимать и реализовывать в практической жизни решения. Также субъект всегда несет ответственность за последствия, к которым приводит его политическая деятельности. Ответственность эта стоит перед руководством, избирателями или же многочисленными (или немногочисленными) политическими союзниками.

Наиболее полно эти черты проявляются у тех групп, что непосредственно вовлечены в политическую жизнь общества. Они могут быть малыми, контактными. Также бывают и относительно большие социальные группы – сторонники тех или иных политических партий и движений. Многие из этих групп имеют устойчивый статусный характер. Так, например, политическая партия может быть и политическим институтом, и в то же время социальной группой, которая выполняет функции в соответствии со своей программой. Таким образом, непосредственным субъектом политики является институциональная организация, чья цель – защита и отстаивание интересов социальных групп (предпринимательские, профсоюзные, лоббистские и молодежные общественные движения и организации).

Конечно, для успешной реализации политической деятельности любой руководитель обращает внимание на структуру общества. Он осознает, какие социальные группы и организации проще приобщить на свою сторону, а какие будут в меньшей степени влиять на исход политического события. Поэтому для политика очень важно вести обстоятельную и целенаправленную работу с представителями и лидерами социальных групп, чтобы убедить их приобщиться к общему курсу. В некоторой степени полезными могут оказаться и малые группы, поскольку меньшим количеством людей гораздо проще манипулировать и доказать им, что та или иная политическая идея гораздо эффективнее и лучше, чем все остальные.

Под субъектом политики понимается носитель практической деятельности, источник активности, направленной на объект политики. В свою очередь объект в политике - та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике.

Субъект и объект находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и способны меняться местами.

Объекты политики — это те социальные общности, груп­пы, нации и народности, граждане и их объединения, на кото­рые политика воздействует в определенных целях. В демокра­тических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Основными признаками политической субъектности являются:

· способность и возможность принятия политических решений,

· наличие средств и возможностей реализовать принятые решения,

· практическое участие в политической деятельности,

· ответственность за последствия своих политических действий перед руководством, избирателями, политическими союзниками и др.

Политических субъектов можно классифицировать на три группы.

Первая — субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др.

Вто­рая — институциональные носители политической власти: госу­дарство и его органы, политические партии, общественно-полити­ческие организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь.

Третья группа — функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, сред­ства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.

Власть – центральная категория политической науки. В зависимости от её содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов.

Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с елью поддержания целостности и стабильности общества.

В истории существовало несколько форм власти. Французский политолог М. Дюверже говорит о 3 исторических формах власти:

2). индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности;

3). институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции.

Первые две исторические формы власти (анонимная и индивидуализированная) – неполитические, они догосударственные (патестраные). Третья и четвертая формы власти носят политический характер.

Виды (типы) власти:

Существует два вида власти – политическая и неполитическая.

Однако, политическая власть подразделяется на государственную и общественную.

Общественная власть – это власть, формирующаяся партийными структурами, общественными организациями, независимыми СМИ, общественным мнением. Это власть носит неформальный характер.

Государственная власть – власть, опирающаяся на специальный аппарат принуждения и распространяющаяся на всех граждан общества. Это ядро политической власти. Это легальная власть с формализованной структурой.

Политика – это деятельность, направленная на регулирование отношений между гражданами, социальными общностями по поводу их места в обществе и обеспечению их экономического и духовного воспроизводства. Субъектами этой деятельности являются личности, социальные общности и государство. Одним из важных содержательных элементов политики является установление меры политического участия гражданина в подготовке, принятии и реализации политических решений.

Личность как субъект политики имеет реальный политический вес лишь в том случае, если она выражает интеграцию интересов людей, объединенных в социальную общность, которая в свою очередь делегирует собственную политическую волю личности, в результате чего личность превращается в политического лидера. Таким образом, политическая судьба личности во многом определяется деятельностью другого субъекта политики – социальной общности.

Социальная общность – это объединение людей, основанное на определенной социальной связи, отличающееся относительной целостностью и выступающее самостоятельным субъектом исторического и социального действия. В зависимости от рода социальной связи общности отличаются огромным разнообразием – классы, партии, элиты, социальные группы, социальные слои и их различные комбинации, общности этнические, профессиональные, демографические, культурные, территориальные и т. д.

Социальные общности как элементы социальной структуры общества выполняют важную социальную функцию – обеспечивают деятельность системы социального представительства, которая является механизмом групповой консолидации, структуры, предназначенной для выражения и защиты социально и властно значимых интересов в политически неоднородной среде.

Социальные общности, обеспечивая деятельность системы социального представительства, выступают важнейшим посредником между населением и государством.

Государство, являясь основным субъектом политики, нормирует жизнь всего общества, создает режим и политическую среду деятельности индивидов и социальных общностей. Государство – это та политическая сила, которая обеспечивает организованность, системную (экономическую, социальную, политическую) целостность общества. Социальная сущность государства представляет собой определенную форму человеческого общежития и в этом выступает как целостность взаимосвязей и отношений властно-правовых структур и общества, как система взаимоотношений между индивидами и их ассоциациями. Основной социальной функцией демократического государства является обеспечение учета, представительства и реализации интересов всех социальных групп общества.

Читайте также: