Программное обеспечение анализа социологической информации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этап статистической обработки данных, собранных в ходе анкетного опроса, работу по подготовке аналитического отчета невозможно провести без компьютерной техники. В зависимости от характера выполняемых работ, на разных этапах необходимо использовать различные классы программного обеспечения: статистические пакеты, текстовые процессоры, базы данных и т.д.

С точки зрения типов используемого программного обеспечения, можно условно выделить 3 основных этапа социологического исследования.

1. Первый этап:от постановки проблемы исследования до разработки инструментов для сбора данных. Формулируются цели и задачи исследования, производится предварительный анализ объекта исследования и выдвижение гипотез, выбираются методы и инструменты сбора данных, строится организационный план исследования.

Здесь изучаются различные источники информации по теме (литература, пресса, результаты уже проведенных исследований). Компьютерные программы, которые используются на данном этапе: текстовые редакторы, программы для работы в Интернете, программы для работы с электронной почтой. На данном этапе редко используются специализир. программы.

Однако сбор информации может осуществляться посредством онлайн-опросов и платформ, например, Google-docs, где возможно проведение онлайн-опросов. Т.е. комп. технол. используются и в поле, особенно на западе.

2. Второй этап:этап обработки собранной информации и анализа полученных данных.

На данном этапе компьютерные технологии наиболее часто используются для обработки статистической информации, полученной в ходе анкетного опроса. Этап включает в себя следующие виды работ: ввод полученной информации в компьютер; контроль, корректировка и преобразование данных; их анализ с помощью различных логико-математических методов.

Работа производится в узкоспециализир пакетах, в первую очередь статистических:

Например, пакет SPSS построен как традиционная БД. Но он имеет гораздо более широкие возможности (факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, многомерный анализ, критерии согласия и т. д.). Но внешних отличий интерфейса от традиционных баз данных или электронных таблиц (MS Access, MS Excel и т.п.) нет, что упрощает первое знакомство с пакетом, позволяет быстро начать работу. Новая особенность SSPS - использование длинных имен файлов, что позволяет несколько упростить идентификацию огромного количества создаваемых при работе файлов. Также существуют возможности визуализации: различные графики, диаграммы, представление данных на географической карте.

При выборе того или иного статистического пакета, для сравнения пакетов, необходимо прежде всего обращать внимание на такие характеристики, как:

· удобство управления данными (экспорт/импорт данных, их реструктуризация);

· статистическое разнообразие (количество статистических модулей);

· графические возможности (наличие встроенного графического редактора, возможность показа отдельных элементов графика, возможности экспорта графиков).

Также используются звуковоспроизводящие устройства, программы для контент-анализа документов, программы обработки изображений (в случае наблюдения).

Третий этап:

Обобщение результатов проведенного исследования и их оформление. Здесь также используются простые программы: текстовые редакторы, простые графические редакторы. Говорить о принтерах или сканерах смысла нет.

Метод социального анализа

Анализ – аналитико-синтетическое действие, при котором выделяются сведения об объекте, определяется какое место, занимает этот объект в структуре единого целого. Процедура анализа предполагает: выделение элементов, изучение их свойств, изучение взаимодействия и взаимосвязи этих элементов, выработка способов решения проблем.

СА – часть соц. науки изуч. социальные. отношения, условия воспроизводства человека и общества. Социальные отношения – особый тип отношений, которые мы выделяем на основании объекта, по поводу которого эти отношения выстраиваются. Также СА формирует информационную базу для проведения теоретических исследований и обеспечивает проверку теоретических конструктов за счет их сравнения с практической реальностью.

Предмет СА - отношения по поводу человека как ценности. Ценность человека выражается в том потребительском уровне, которым общество наделяет человека по его функциям, давая преимущество в потреблении.

Задача социального анализа: сбор, обобщение систематизирование информации об объекте, законе, факте, событие, исследование его, определение структуры, взаимосвязей и факторов, построение схемы, оценки значимости, выявлении главных связей и факторов, выработке рекомендации.

Функции соц. Анализа:

1) Познавательная - разработка методов исследования соц. отношений. Заключается в анализе социальной реальности с помощью социологических методов с целью познания окружающего мира.

2) Праксеологическая (практическая) – подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, во взаимном приспособлении индивида и соц. среды. Практическая функция предполагает раскрытие связей, отношений и выработку рекомендаций по оптимизации состояния анализируемого объекта в конкретных условиях. Результат выработки рекомендаций – создание таких условий функционирования соц. агента, которые будут удовлетворять цели воспроизводства общества

+ 3)Существует также мнение об 3 функции социального анализа – управленческой. Соц. анализ явл. составной частью и необходимым условием планирования и управления социальными процессами. Соц. управление включает в себя ряд последовательно повторяющихся этапов, таких как нормирование, планирование, учет, контроль, регулирование, где требуется СА.

Место СА в структуре наук об обществе:

Предмет для экономики - отношения по поводу производства материал.продукта; для истории - отношения по поводу фактов; для права - отношения по поводу (условий) договора; для культуры - отношения по поводу образа ( если он приемлем для общества, он принимается как культурный образец; для политики - закон функционирования и развития (т.е. соответствия института власти условиям воспроизводства в обществе); а для социологии - это человек.

Социология разрабатывает теории, гипотезы, парадигмы, а СА выполняет заказ теоретической социологии на формирование информационной базы для проведения теоретических исследований и обеспечивает проверку теоретических конструктов за счет их сравнения с практической реальностью.

В СА используется вся совокупность методов, обеспечивающая расширение познания. Их совокупность может быть представлена следующей схемой:

1)Познание материального мира и реальных конструктов (материалистические и идеалистические методы).

2)Диалектический и позитивистский - зависит от периода, в течение которого мы рассматриваем агента.

Этап статистической обработки данных, собранных в ходе анкетного опроса, работу по подготовке аналитического отчета невозможно провести без компьютерной техники. В зависимости от характера выполняемых работ, на разных этапах необходимо использовать различные классы программного обеспечения: статистические пакеты, текстовые процессоры, базы данных и т.д.

С точки зрения типов используемого программного обеспечения, можно условно выделить 3 основных этапа социологического исследования.

1. Первый этап:от постановки проблемы исследования до разработки инструментов для сбора данных. Формулируются цели и задачи исследования, производится предварительный анализ объекта исследования и выдвижение гипотез, выбираются методы и инструменты сбора данных, строится организационный план исследования.

Здесь изучаются различные источники информации по теме (литература, пресса, результаты уже проведенных исследований). Компьютерные программы, которые используются на данном этапе: текстовые редакторы, программы для работы в Интернете, программы для работы с электронной почтой. На данном этапе редко используются специализир. программы.

Однако сбор информации может осуществляться посредством онлайн-опросов и платформ, например, Google-docs, где возможно проведение онлайн-опросов. Т.е. комп. технол. используются и в поле, особенно на западе.

2. Второй этап:этап обработки собранной информации и анализа полученных данных.

На данном этапе компьютерные технологии наиболее часто используются для обработки статистической информации, полученной в ходе анкетного опроса. Этап включает в себя следующие виды работ: ввод полученной информации в компьютер; контроль, корректировка и преобразование данных; их анализ с помощью различных логико-математических методов.

Работа производится в узкоспециализир пакетах, в первую очередь статистических:

Например, пакет SPSS построен как традиционная БД. Но он имеет гораздо более широкие возможности (факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, многомерный анализ, критерии согласия и т. д.). Но внешних отличий интерфейса от традиционных баз данных или электронных таблиц (MS Access, MS Excel и т.п.) нет, что упрощает первое знакомство с пакетом, позволяет быстро начать работу. Новая особенность SSPS - использование длинных имен файлов, что позволяет несколько упростить идентификацию огромного количества создаваемых при работе файлов. Также существуют возможности визуализации: различные графики, диаграммы, представление данных на географической карте.

При выборе того или иного статистического пакета, для сравнения пакетов, необходимо прежде всего обращать внимание на такие характеристики, как:

· удобство управления данными (экспорт/импорт данных, их реструктуризация);

· статистическое разнообразие (количество статистических модулей);

· графические возможности (наличие встроенного графического редактора, возможность показа отдельных элементов графика, возможности экспорта графиков).

Также используются звуковоспроизводящие устройства, программы для контент-анализа документов, программы обработки изображений (в случае наблюдения).

Третий этап:

Обобщение результатов проведенного исследования и их оформление. Здесь также используются простые программы: текстовые редакторы, простые графические редакторы. Говорить о принтерах или сканерах смысла нет.

Метод социального анализа

Анализ – аналитико-синтетическое действие, при котором выделяются сведения об объекте, определяется какое место, занимает этот объект в структуре единого целого. Процедура анализа предполагает: выделение элементов, изучение их свойств, изучение взаимодействия и взаимосвязи этих элементов, выработка способов решения проблем.

СА – часть соц. науки изуч. социальные. отношения, условия воспроизводства человека и общества. Социальные отношения – особый тип отношений, которые мы выделяем на основании объекта, по поводу которого эти отношения выстраиваются. Также СА формирует информационную базу для проведения теоретических исследований и обеспечивает проверку теоретических конструктов за счет их сравнения с практической реальностью.

Предмет СА - отношения по поводу человека как ценности. Ценность человека выражается в том потребительском уровне, которым общество наделяет человека по его функциям, давая преимущество в потреблении.

Задача социального анализа: сбор, обобщение систематизирование информации об объекте, законе, факте, событие, исследование его, определение структуры, взаимосвязей и факторов, построение схемы, оценки значимости, выявлении главных связей и факторов, выработке рекомендации.

Функции соц. Анализа:

1) Познавательная - разработка методов исследования соц. отношений. Заключается в анализе социальной реальности с помощью социологических методов с целью познания окружающего мира.

2) Праксеологическая (практическая) – подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, во взаимном приспособлении индивида и соц. среды. Практическая функция предполагает раскрытие связей, отношений и выработку рекомендаций по оптимизации состояния анализируемого объекта в конкретных условиях. Результат выработки рекомендаций – создание таких условий функционирования соц. агента, которые будут удовлетворять цели воспроизводства общества

+ 3)Существует также мнение об 3 функции социального анализа – управленческой. Соц. анализ явл. составной частью и необходимым условием планирования и управления социальными процессами. Соц. управление включает в себя ряд последовательно повторяющихся этапов, таких как нормирование, планирование, учет, контроль, регулирование, где требуется СА.

Место СА в структуре наук об обществе:

Предмет для экономики - отношения по поводу производства материал.продукта; для истории - отношения по поводу фактов; для права - отношения по поводу (условий) договора; для культуры - отношения по поводу образа ( если он приемлем для общества, он принимается как культурный образец; для политики - закон функционирования и развития (т.е. соответствия института власти условиям воспроизводства в обществе); а для социологии - это человек.

Социология разрабатывает теории, гипотезы, парадигмы, а СА выполняет заказ теоретической социологии на формирование информационной базы для проведения теоретических исследований и обеспечивает проверку теоретических конструктов за счет их сравнения с практической реальностью.

В СА используется вся совокупность методов, обеспечивающая расширение познания. Их совокупность может быть представлена следующей схемой:

1)Познание материального мира и реальных конструктов (материалистические и идеалистические методы).

2)Диалектический и позитивистский - зависит от периода, в течение которого мы рассматриваем агента.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически-обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Методы обработки информации – можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов обработки исходной информацией служат данные полученные в ходе эмпирического исследования, т.е. так называемая первичная информация: это и ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и т.д. Примерами таких методов является группировка, табулирование, расчет многомерных распределений признаков, классификация и др. Обработка данных включает следующие компоненты:

1) Редактирование и кодирование информации (основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования)

2) Создание переменных ( собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании)

3) Статистический анализ ( в ходе него выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы; для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всестороннее анализировать собранную информацию.

В современной социологии основным средством анализа и обработки данных является ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработкой. При этом анализ и обработка социологической информации на ЭВМ проводится , как правило, посредством специально разрабатываемых программ. Эти программы оформляются в виде специальных наборов программ или так называемых пакетов прикладных программ. В крупных социологических центрах анализ и обработка социологической информации с пакетами прикладных программ опирается на архивы и банки социологических данных, позволяющих не только хранить социологическую информацию, но и эффективно использовать ее при осуществлении вторичного анализа социологических данных.

Обработка первичной социологической информации может проводиться вручную, с помощью средств малой механизации, с использованием компьютерной техники. Основным требованием, предъявляемым к организации решения задач экономики и управления, научных, социологических и других задач, является минимизация ресурсов, потребляемых для достижения поставленной цели.

Программа Vortex предназначена для разработки инструментария сбора данных (анкеты, бланка интервью, теста, html-формы и т.п.), ввода, обработки и анализа информации, представления полученных результатов в виде таблиц, текстов и диаграмм с возможностью их переноса в другие приложения.
Области применения: любые исследования связанные с опросами населения, сотрудников или экспертов, анализ данных наблюдений, статистики.

Социологические исследования: комплекс наиболее востребованных процедур обработки и анализа количественных социологических данных, в том числе:

ü расчет объема выборки и определение ошибки репрезентативности;

ü экстраполяция данных на генеральную совокупность;

ü обработка вопросов с множественным выбором, открытых и полузакрытых вопросов;

ü обработка табличных вопросов, ранговых методик и полярных профилей;

ü множество методик разработки вторичных показателей;

ü одномерный, двухмерный и многомерный частотный анализ;

ü регрессионный, кластерный, детерминационный и другие виды многомерного анализа.
Политические исследования: оценка и прогнозирование электоральной активности и политических предпочтений, выявление факторов влияющих на политическое поведение, разработка типологий политического поведения, сегментация электората по актуальным проблемам и информационным источникам.
Социально-психологические исследования: обработка данных, полученных в ходе опроса, наблюдения или тестирования сотрудников организации, оценка социально-психологического климата, неформальной структуры группы.

ü Социально-медицинские исследования: обработка данных, полученных в ходе опроса пациентов, наблюдения или оценки результатов анализов.




ü Конструирование и обработка данных психологических тестов:

ü стандартизация тестов для различных групп испытуемых;

ü оценка дискриминативности исходных и объективных показателей

ü расчет результатов тестирования;

ü определение промиллей

Программное обеспечение IP Sociologist 2.03-3.05 – профессиональное программное обеспечение для обработки и анализа данных социологических и маркетинговых исследований.

Преимуществом данной программы являются большие возможности анализа и интуитивно понятный интерфейс как оператора, так и социолога. Все операции максимально визуализированы, реализованы с помощью удобного графического интерфейса и не требуют глубокого понимания их статистической сущности.

· Контекстное CDD-взвешивание (Pro);

· Детерминационный анализ (Pro);

· Произвольное расширение выборки по признаку (Pro);

· Расчет распределения Хи-квадрат (Standard, Pro);

· Расчет коэффициентов Крамера и Чупрова (Standard, Pro);

· Расчет коэффициента корреляции Пирсона (Standard, Pro);

· Расчет коэффициента корреляции Пирсона для ранговых признаков с использованием явных рангов (Standard, Pro);

· Экспорт данных в MS Excel и текст и др.

Предоставляет следующие возможности:

ü Ввод и хранение данных.

ü Возможность использования переменных разных типов.

ü Частотность признаков, таблицы, графики, таблицы сопряжённости, диаграммы.

ü Первичная описательная статистика.

ü Маркетинговые исследования

ü Анализ данных маркетинговых исследований

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически-обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Методы обработки информации – можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов обработки исходной информацией служат данные полученные в ходе эмпирического исследования, т.е. так называемая первичная информация: это и ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и т.д. Примерами таких методов является группировка, табулирование, расчет многомерных распределений признаков, классификация и др. Обработка данных включает следующие компоненты:

1) Редактирование и кодирование информации (основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования)

2) Создание переменных ( собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании)

3) Статистический анализ ( в ходе него выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы; для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всестороннее анализировать собранную информацию.

В современной социологии основным средством анализа и обработки данных является ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработкой. При этом анализ и обработка социологической информации на ЭВМ проводится , как правило, посредством специально разрабатываемых программ. Эти программы оформляются в виде специальных наборов программ или так называемых пакетов прикладных программ. В крупных социологических центрах анализ и обработка социологической информации с пакетами прикладных программ опирается на архивы и банки социологических данных, позволяющих не только хранить социологическую информацию, но и эффективно использовать ее при осуществлении вторичного анализа социологических данных.

Обработка первичной социологической информации может проводиться вручную, с помощью средств малой механизации, с использованием компьютерной техники. Основным требованием, предъявляемым к организации решения задач экономики и управления, научных, социологических и других задач, является минимизация ресурсов, потребляемых для достижения поставленной цели.

Программа Vortex предназначена для разработки инструментария сбора данных (анкеты, бланка интервью, теста, html-формы и т.п.), ввода, обработки и анализа информации, представления полученных результатов в виде таблиц, текстов и диаграмм с возможностью их переноса в другие приложения.
Области применения: любые исследования связанные с опросами населения, сотрудников или экспертов, анализ данных наблюдений, статистики.

Социологические исследования: комплекс наиболее востребованных процедур обработки и анализа количественных социологических данных, в том числе:

ü расчет объема выборки и определение ошибки репрезентативности;

ü экстраполяция данных на генеральную совокупность;

ü обработка вопросов с множественным выбором, открытых и полузакрытых вопросов;

ü обработка табличных вопросов, ранговых методик и полярных профилей;

ü множество методик разработки вторичных показателей;

ü одномерный, двухмерный и многомерный частотный анализ;

ü регрессионный, кластерный, детерминационный и другие виды многомерного анализа.
Политические исследования: оценка и прогнозирование электоральной активности и политических предпочтений, выявление факторов влияющих на политическое поведение, разработка типологий политического поведения, сегментация электората по актуальным проблемам и информационным источникам.
Социально-психологические исследования: обработка данных, полученных в ходе опроса, наблюдения или тестирования сотрудников организации, оценка социально-психологического климата, неформальной структуры группы.

ü Социально-медицинские исследования: обработка данных, полученных в ходе опроса пациентов, наблюдения или оценки результатов анализов.

ü Конструирование и обработка данных психологических тестов:

ü стандартизация тестов для различных групп испытуемых;

ü оценка дискриминативности исходных и объективных показателей

ü расчет результатов тестирования;

ü определение промиллей

Программное обеспечение IP Sociologist 2.03-3.05 – профессиональное программное обеспечение для обработки и анализа данных социологических и маркетинговых исследований.

Преимуществом данной программы являются большие возможности анализа и интуитивно понятный интерфейс как оператора, так и социолога. Все операции максимально визуализированы, реализованы с помощью удобного графического интерфейса и не требуют глубокого понимания их статистической сущности.

· Контекстное CDD-взвешивание (Pro);

· Детерминационный анализ (Pro);

· Произвольное расширение выборки по признаку (Pro);

· Расчет распределения Хи-квадрат (Standard, Pro);

· Расчет коэффициентов Крамера и Чупрова (Standard, Pro);

· Расчет коэффициента корреляции Пирсона (Standard, Pro);

· Расчет коэффициента корреляции Пирсона для ранговых признаков с использованием явных рангов (Standard, Pro);

· Экспорт данных в MS Excel и текст и др.

Предоставляет следующие возможности:

ü Ввод и хранение данных.

ü Возможность использования переменных разных типов.

ü Частотность признаков, таблицы, графики, таблицы сопряжённости, диаграммы.

Полученная в исследовании социологическая информация проходит ряд этапов в своей обработке (контроль надежности и достоверности информации, кодирование эмпирической информации, социологическое измерение содержания информации).

Далее проводится кодирование полученной эмпирической информации, т.е. каждому исследуемому вопросу (в опросах, наблюдении, изучении документов) присваивается определенный код, по которому производится компьютерная обработка социологической информации.

И, наконец, осуществляется наиболее сложный, требующий высокой профессиональной подготовки этап социологического анализа, измерения полученной социологической информации, т.е. обоснование количественных и качественных оценок – интерпретации содержания в исследуемой теме тех вопросов, которые имеют главное значение в решении поставленных конкретных проблем и проверки выдвинутых гипотез исследования.

В процессе анализа социологической информации необходимо использовать не только материалы анкетирования (как это часто бывает), а все ее виды: опроса (анкетирование и интервьюирование); наблюдения (свободные и включенные); изучения документов (письменных, аудио, видео и т.д.).

Важную роль в анализе социологической информации занимает интерпретация полученных данных. Интерпретация – это процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате математической обработки формальным символам, отношениям и т.д. Для этого необходимо соблюдение определенных принципов:

1) согласование интерпретации с исходной теоретической моделью, сформулированной в программе КСИ;

2) принцип дополнительности, состоящий в том, чтобы в результате интерпретации формировались новые знания;

4) проверка качественного анализа исходных гипотез статистическими методами (вычисление средних величин, коэффициентов взаимозаменяемости) или проведением социального эксперимента.

Pulsar, разработанный Ulter Systems Inc., - это интерактивная система для анализа и наглядного представления результатов исследований и содержимого баз данных.

STADIA для Windows является разработкой НПО "Информатика и компьютеры" и предлагает набор современных и эффективных методов анализа: описательная статистика, критерии различия, категориальный, дисперсионный, корреляционный и спектральный анализ, сглаживание, фильтрация и прогнозирование, простая, множественная, пошаговая и нелинейная регрессия, дискриминантный, кластерный и факторный анализ, шкалирование, методы контроля качества, вычисление и согласие распределений, анализ и замена пропущенных значений и т.д.

ДА-система - это мощный пакет для обработки и анализа данных опросов общественного мнения, социологических, маркетинговых, политологических и других исследований.

Читайте также: