Как понять отражение специфики учебника в национальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Литература в силу своего особого положения в системе художественной культуры содержит огромные возможности в плане воспитания и развития личности. Через литературу человек осознает свою культурную идентичность, определяет место родной литературы и культуры в мировом художественном процессе.

В этой связи неизмеримо важной и актуальной становится проблема программного содержания предметов “Русская литература” и “Родная литература”. Не менее важен вопрос о выборе наиболее перспективных направлений в методологии и методике литературного образования в национальной школе, которые не угрожали бы его вариативности. С другой стороны, необходимо сохранить инвариантное ядро в многообразии вариантов обучения, что должно обеспечить единое образовательное пространство на территории всей федерации. Былая схема литературного образования, подчиненная строгим идеологическим установкам, в соответствии с которыми весь литературный процесс попадал в зависимость от истории освободительного движения в России, естественно, не могла отражать реалии развития литературы, а тем более национальную и общечеловеческую ее сущность. В настоящее время открывается многообразие реально существовавших связей литературы народов РФ не только с эпохой, но и с различными философскими течениями, религиозными конфессиями, национальной культурой и достижениями мировой эстетической мысли. Современная школа отреагировала на перемены, произошедшие в стране в последнее десятилетие, дифференцированным обучением, авторскими программами по литературе, свободой выбора произведений для изучения, автономным читательским правом учащихся, значительным увеличением удельного веса национально-регионального компонента в содержании литературного образования. Несомненно, такое эстетическое разноцветье способствует воспитанию прежде всего самостоятельно мыслящего человека. Вместе с тем нельзя забывать, что уроки словесности - это незаменимый образец ценностных ориентаций, развития вкуса, понимания морально-нравственных и эстетических категорий.

Именно здесь осваиваются речевые жанры, профессионально значимые для каждого словесника. В процессе преподавания предмета “Литература” важно установить тесную связь с историей культуры, добиться диалога культур, который подразумевает не только взаимодействие русской и национальной культур, но и элемент дискуссии по каким- то вопросам. Это наиболее оптимальный подход к решению проблемы изучения художественного произведения. Эти же подходы могут быть использованы в процессе изучения литературы и по другим программам и курсам, созданным для национальных школ в последние годы и находящимся на стадии апробации. Так, в 1994 г. был разработан новый курс “Литература народов России”. В национальных школах Российской Федерации этот курс вошел в программу предмета “Русская литература” (IX-XI классы). Учащиеся наряду с русскими и зарубежными писателями изучают творчество таких выдающихся художников народов России, как Коста Хетагуров, Шо- лом-Алейхем, Габдулла Тукай, Муса Джалиль, в том числе наших современников: это Расул Гамзатов, Мустай Карим, Кай- сын Кулиев, Давид Кугультинов, Юрий Рытхэу. В русских школах знакомство со всеми этими национальными писателями и их изучение пока факультативно. Необходимо очень осторожно вводить новый курс, чтобы не скомпрометировать саму его идею. К тому же необходимые пособия для него только разрабатываются. В 1995 г. вышли “Хрестоматия по литературе народов России”, библиографический словарь “Литература народов Российской Федерации” и другие учебные пособия, в которых помещены обзоры жизни и творчества наиболее известных писателей народов РФ, списки основных произведений и библиографии. Ядро курса “Литература народов РФ” заложено в программе и учебнике по русской литературе. Кроме того, каждый этнос получил возможность углубленного изучения своей родной литературы. Таким образом, многоуровневый учебный план, формируемый на основе федерального, регионального и школьного ком понентов, позволил создать достаточно гибкую систему литературного образования.

С одной стороны, она сохраняет базовый компонент во всем многообразии вариантов, а с другой - учитывает интересы и пожелания представителей различных национальностей, живущих в любом регионе. Изменились и требования к учителю-словеснику. Они значительно усложнились его особой ролью, особым статусом его профессии. Это воспитатель, педагог, призванный раскрыть мир родной и других культур, показать учащимся их общность и взаимопроникновение. Эволюция педагогического сознания прошлого десятилетия свидетельствует о том, сколь непросто шло осмысление новых проблем, поиск новой методической парадигмы, определение вектора и принципов модернизации системы образования. Главной обозначившейся тенденцией этого процесса был переход от единой унитаризованной школы на русскоязычной основе - к дифференцированному спектру школ с восстановлением в максимально возможном объеме преподавания на родном языке и с расширением в содержании образования места родной культуры. Общим результатом этой тенденции за пятилетие 1989/1990-1994/1995 было расширение числа языков обучения в национальной школе РФ с 21 до 31 и увеличения в целом числа изучаемых языков и литератур как предметов с 44 до 68. Все эти факты свидетельствуют о том, что обновление содержания литературного образования в целом привело к ряду положительных результатов: 1) программы и учебники в большей мере избавились от вульгарной идеологизации и политизации, от догматизма в трактовке литературных явлений; учащиеся получают более полное и объективное представление о литературном процессе; 2) расширен и обновлен список произведений; 3) на смену единой универсальной программе пришли программы, рассчитанные на разные типы школ, на дифференциацию литературного образования; 4) учителю предоставлено широкое право выбора учебного материала, методов, приемов и форм работы, наиболее соответствующих определенным педагогическим условиям и его творческой индивидуальности; 5) возникли и развиваются новые формы и приемы обучения и проверки знаний.

Все это позволяет создавать условия приобщения читателей к духовным ценностям русской и мировой литератур; воспитывать интерес и потребность к чтению, развивать способности и умения эстетически грамотного и творческого читателя и на этой основе формировать гражданскую позицию и эстетическое отношение к действительности. Вместе с тем нельзя не видеть и отрицательные явления и тенденции. Назовем лишь некоторые из них: - ставка на элитарное образование с пренебрежением к массовой школе, что чревато снижением культурного уровня среди значительной части населения; - перекосы в трактовке литературных явлений, особенно прошлого; - попытки создать всеохватные программы безотносительно к возрастным интересам и возможностям учащихся (во втором классе предлагается изучать мифы Шумера, “Илиаду”, “Песнь о Нибелунгах”, в третьем - “Слово о полку Игореве”, “Песнь о Роланде”, в четвертом - “Двенадцать” Блока, “Обелиск” Быкова и т.д.), что на практике может привести к обратным результатам - к отлучению ученика от предмета “Литература”; - продолжается догматизация курса литературы в ряде школ, нежелание видеть изменения в развитии культуры, стремление изучать те произведения и в той трактовке, как это было прежде. Таким образом, сегодня необходимо избавиться как от лжено- ваторства, так и от догматизма в школьном преподавании и в методике как науке, давая дорогу тому новому, что действительно служит интересам духовного возрождения нации и гармонизации межэтнических отношений. Этот принцип должен лежать в основе новых программ, учебников, учебных пособий, методических материалов. Тем не менее, практика показывает, что при составлении учебного материала далеко не всегда учитываются рекомендации известных дидактиков, методистов, психологов, что пагубно отражается и на содержании образовательного процесса. Проблема модернизации образования сегодня представляется как достаточно ясная и имеющая чисто прикладной и утилитарный характер. Между тем определение зоны практических изменений и ответственные рекомендации по поводу такой модернизации требуют серьезной фундаментальной проработки всей цепочки общедидактических проблем от выдвижения идеала воспитания и общих целей образования до определения языков обучения, конкретного состава и структуры учебного плана, реально транслируемого содержания образования и изменения результатов последнего.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Требования к учебникам нового поколения.

Признавая совершенно справедливой мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.).

Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.

Существенно, что на основе структурного анализа можно создать простые и удобные в употреблении схемы анализа и использовать их в качестве инструмента совершенствования школьных учебников.

Учебник- это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения.

Учебник - это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции.

Перечень свойств, которыми должен обладать учебник:

1. Содержание учебника:

• Соответствие современному состоянию содержания науки;

• Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;

• Согласованность с основными положениями программы обучения;

• Унификация названий, четкость определений;

• Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;

• Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).

2 Структура учебника

• Соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;

• Четкость структуры, повторяемость элементов;

• Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.

3 Методическая разработка содержания

• Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);

• Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;

• Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;

• Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;

• Разнообразие основных заданий;

• Выделение различных уровней трудности содержания;

• Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.

4 Оформление и полиграфическое исполнение:

• Удобство пользования учебником;

• Практичность, эстетичность и информативность обложки;

• Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);

• Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;

• Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;

• Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;

• Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;

• Стимулирующий чтение объем;

• Четкое выделение фамилии автора учебника.

Общая схема анализа учебника.

1. Внешнее оформление учебника, качество форзацев.

2. Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике.

3. Информационная функция

- соответствие содержания учебного материала современным требованиям;

- новизна учебного и художественного материала;

- качество теоретического материала, его познавательное значение.

4. Мотивационная функция:

- наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;

- соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;

- наличие средств эмоционального воздействия;

- увлекательность формы изложения материала;

- наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.

5. Функция обучения школьника самостоятельной работе с книгой:

- наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;

- наличие образцов правильного выполнения заданий;

- наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний и умений.

6. Развивающая функция учебника:

- изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;

- наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;

- наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствие программе: Учебники, используемые в образовательном процессе, соответствуют утверждённому Министерством образования и науки Российской Федерации федеральному перечню учебников.

Доступность и научность: Учебник доступен и научно начальным классом, поскольку благодаря ему ученики научиться пользоваться практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации; отвечать на вопросы учителя и ученика, придумывать свои собственные вопросы; создавать небольшое высказывание (или доказательства своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.

Краток и лаконичен: Учебник краток, сжат, присутствует чёткость и темы расписаны на одном листе.

Комплектность : Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 частях.

Сезонность: Предусматривает две части. Первая часть на первый сезон до Нового года, вторая часть на второй сезон после Нового года.

Популярность, увлекательность, проблемность: Формат учебника красочный, много иллюстрации, задания систематической последовательности, так как предназначен для учебников начальной школы, логически построен.

Ведущая роль теоретических положений: Выдвижение на первый план познавательной стороны обучения; устремлённость на раскрытие внутренних взаимосвязей, между явлениями, фактами, между изучаемыми темами; определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала.

Удачный подбор фактов, положений, примеров: Факты являются достоверными, которые предоставляют возможность знакомства с методами научного познания материала.

Хорошее оформление: Оформление учебника является приемлемым, радует глаз и вызывает желание работать с ним.

Связь учебного материала в жизни: Материал необходим для расширения кругозора, умения просчитывать ту или иную меру величины, уметь отличать их. Математика необходима для расчёта площади, количества и других жизненных аспектах.

Организует самостоятельную деятельность школьников: Организует детей путём решения поставленных задач и самостоятельного ответа на поставленные вопросы.

Развивает самостоятельный практический интерес: Учитывает индивидуальные возрастные особенности каждого ученика.

Отражает логику самой науки: Одна из функций математики заключается в передаче знаний, умений и навыков, собранных предшествующими поколениями.

Удобный формат: Формат данных учебных пособий очень удобен в изучении материала как в классе, так и в вне учебных занятий.

Теория подтверждается практикой и дозировкой занятий: Учебник определяет дозировку упражнений на одно занятие, т.е. в конце каждой темы составляются вопросы для закрепления и изучения пройденного во время занятия материала.

Объектом исследования является процесс управления познавательной деятельностью учащихся, осуществляемый с помощью целостной подсистемы методического аппарата учебника.
Предметом исследования является методический аппарат учебника.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Функции школьного учебника как предмет педагогического исследования 5
1.1 Становление и развитие теоретических представлений о советской школьной учебной книге 5
1.2 Основные положения теории школьного учебника 9
Глава 2. Методический аппарат школьного учебника 16
2.1 Требования к учебно-методическому аппарату учебника 16
2.2 Требования к современному учебнику как основному средству обучения 21
2.3 Новое поколение учебников – основной фактор обеспечения качества общего среднего образования 24
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Методический аппарат советского школьного учебника теоретический аспект рассмотрения (1).doc

При разработке программ и составлении учебников, или учебно-методических комплексов определились этапы построения педагогической модели социального заказа:

Таким образом, вычленение и обоснование пяти уровней формирования и реализации содержания образования является важной теоретической предпосылкой, на основе которой строится теория учебного книгоиздания 6 .

Реализуя способы воплощения содержания образования в определённой книжной форме, теория учебника тем самым активно участвует в организации процесса обучения, теснейшим образом взаимодействует с теорией средств обучения, школоведением и другими педагогическими науками 7 .

Функции школьного учебника.

    • Мотивационная, которая заключается в том, что учебник должен вызывать интерес к изложенному в нем материалу и создавать стимулы для его изучения и применения.
    • Информационная функция предполагает обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира.
    • Трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения.
    • Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
    • Интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
    • Функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник представляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов.
    • Координирующая функция реализуется тем, что способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур).
    • Развивающе-воспитательная функция состоит в том, что духовно-ценностное содержание учебника влияет на учащихся, формирует в процессе работы над ним такие качества, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству.
    • Обучающая функция проявляется в том, что работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования 8 .

    Следует напомнить, что функция учебника не только предъявить информацию, но и управлять познавательной деятельностью, работой с ней 9 .

    Глава 2. Методический аппарат школьного учебника

    2.1 Требования к учебно-методическому аппарату учебника

    Признавая совершенно справедливой мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.).

    Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.

    Существенно, что на основе структурного анализа можно создать простые и удобные в употреблении схемы анализа и использовать их в качестве инструмента совершенствования школьных учебников.

    Учебник- это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения.

    Учебник - это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции 10 .

    Читайте также: