Актуальность театрализованной деятельности в детском саду по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Театр – это всегда праздник для детей! С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребёнка, помогает формировать правильную модель поведения в современном мире. Через театр ребёнок знакомится с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета. Одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения является художественно – эстетическое развитие ребёнка, которое решается посредством привлечения дошкольников к театральному искусству.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО). Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Театральное искусство – одно из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Оно позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи – диалогической и монологической; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

2.2. Задачи проекта:

- Обогатить представления детей о видах театра (кукольный театр, драматический, музыкальный).

- Способствовать постижению основ сценического искусства (жесты, мимика, выразительность речи, дикция, пластика движений).

- Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, умение к ролевому перевоплощению, разыгрыванию несложных сюжетных линий.

- Воспитывать умение налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.

- Знакомство с татарским народным творчеством и традициями через художественное слово, музыку , танцы и театрализованную деятельность.

  1. Целевая группа проекта: воспитанники 6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку, родители

3. Вид проекта: творческо - игровой

4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Основная идея проекта: создание, внедрение и апробирование разработанного материала по приобщению детей к театрализованной деятельности в образовательный процесс. Установка эффективного и целенаправленного взаимодействия детского сада и родителей. Приобщение к театральному искусству в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Приобретение личного опыта педагога в оформлении и организации образовательного процесса в рамках реализации проекта.

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

5.1. Сроки реализации проекта: с 03.09.16 по 28.11.2016

5.2. Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 03.09 по 17.09.2016г.)

2. Основной (с 18.09.по 20.11.2016г.)

3. Заключительный (с 21.11 по 28.11.2016)

Комплекс

мероприятий

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

Воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку

2

Подбор литературы по проведению театрализованной деятельности с дошкольниками, составление сценария

Подбор музыкального репертуара, составление танцевальных композиций

Создание декораций, атрибутов к спектаклю с участием педагогического состава, родителей и детей

Музыкальный зал, группа ДОУ

Музыкальный руководитель, воспитатели

Ознакомление детей с содержанием сказки

Музыкальный руководитель, воспитатели

Анкетирование родителей на выявление предпочтений и интереса к театру

Этап 2

1 1.

Рассказывание и пересказ сказки по ролям в рамках

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели

Работа над дикцией и выразительностью речи (скороговорки, артикуляционные упражнения)

Музыкальный руководитель, воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку

Работа над пластичностью, выразительностью, непринужденностью движений и передачей театрально – игрового образа

Разучивание песен и танцевальных композиций

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Консультация для родителей

Репетиции с детьми:

в рамках кружковой деятельности (2 раза в неделю) индивидуальной и подгрупповой работы в режиме дня

Посещение детьми и родителями детских спектаклей

В течение всего проекта

Практические занятия по выразительным средствам театрализованной деятельности (мимика, жесты, движения)

Этап 3

Музыкальный зал , фойе детсада

Анкетирование родителей на выяснение заинтересованностью результатами проекта

Презентация итогов реализации проекта или творческий отчет в форме настенного фотоальбома или стенгазеты

Музыкальный зал, группа ДОУ

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

Для педагога:

- Приобретение опыта в реализации образовательного процесса в рамках проектной деятельности.

- Обогащение предметно - пространственной среды группы, в области театрализованной деятельности.

- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

Для детей:

- Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка, его эстетического

- Расширение представлений детей о жанрах и видах театра.

- Развитие монологической и диалогической речи ребенка.

- Владение жестами, мимикой, пластикой движений и средствами

выразительности речи : дикция, тембр и звуковысотный слух.

- Развитие способности к перевоплощению, передачи настроения через жесты, мимику и движение.

- Развитие социально – коммуникативных навыков общения.

Для родителей:

- Приобщение родителей к жизни детского сада и умению воспринимать внутренний мир ребенка и его личностные потребности.

- Получение возможности наблюдать за своими детьми в процессе театрализованной деятельности, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.

- Возникновения доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада

Заключение

Список литературы

Основная

Дополнительная

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: методическое пособие. М., 2006
  2. Березин В.И. Искусство оформления спектакля. М., 1986
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного: учебно – методическое пособие. СПб., 2002
  4. Девина И.А. , Маштакова И.В. Управляем эмоциями. М., Ось, 2002
  5. Зимина И.А. Театр и театрализованные игры в детском саду/ Дошкольное воспитание, 2005, №4
  6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебно – методическое пособие. СПб, 2002
  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003
  8. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми: справочник старшего воспитателя, 2008, №3.

Приложение 1

Анкета для родителей № 1.

а) игровая деятельность

б) трудовая деятельность

в) учебная деятельность

г) двигательная деятельность

  1. Какие личностные качества развивает театрализованная деятельность?

(коммуникативность, раскрепощённость, артистизм, творческое самовыражение, возможность реализовать свои потребности и т.д.)

  1. Когда, где и какой спектакль вы смотрели с ребёнком в последний раз?
  1. Хотите ли вы принять участие в постановке детского спектакля в детском саду?
  1. Какую помощь можете оказать? (помощь в оформлении декораций, пошиве костюмов, оформлении атрибутов и аксессуаров к спектаклю)

Ваши пожелания и рекомендации

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

- Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

- Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

- Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.

Приложение 3

Анкета для родителей № 2.

  1. Принимали ли вы участие в реализации проекта?
  1. Посещали ли вы с детьми театр? Какой? (В период с сентября по ноябрь 2016 года)
  1. Какое впечатление получил ребёнок при посещении просмотра спектакля?
  1. Как вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?
  1. Принимали ли вы участие в совместных выставках и в репетициях спектакля?
  1. Ваше отношение к совместным образовательным мероприятиям в группе?

Ваши пожелания и рекомендации

Приложение 4

Использование скороговорок для отработки дикции

  1. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках
  2. Водовоз вёз воду из-под водопровода
  3. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
  4. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила
  5. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
  6. У ёлки иголки колки.
  7. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  8. Саша шапкой шишку сшиб.
  9. От топота копыт пыль по полю летит.
  10. Ткёт ткач ткани на платке Тане.

Хөрмәтле ата-аналар,балалар белән тизәйткечләр

кабатлагыз.

1.Мин әйт әалам, кем әйтә ала?

2.Тукый, тукый тукыган, тугыз талны чукыган.

3.Тау башында таллыкта тукраннар тукылдый.

4.Мич башында биш мәче, биш мәченен, биш башы.

5.Биш мәченең биш башына ишелмәсен мич ташы.

6.Җиләк , җиләк, җиләкләр,

Бик тиз тулмый чиләкләр.

Тулыр иде чиләге,

Юк бит аның җиләге.

7.Чыпчык, чыпчык, чык, чыпчык,

Чык-чык, кошчык, очып чык!

Приложение 5

Консультация музыкального руководителя

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития: Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучится, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделанные с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

Приложение 6

Музыкальное сопровождение к инсценировке

татарской народной сказки “Три сестры”

  1. Выход матери
  2. Выход дочерей
  3. Танец парный
  4. Танец белочки
  5. Тема черепахи
  6. Тема паука
  7. Тема пчелки
  8. Финал

Приложение 7

Этюды на выражение эмоций

  1. Перед детьми карточки – подсолнухи с изображением разных эмоций.

Задание: прослушайте музыкальное произведение, найдите соответствующую картинку, изобразите эмоцию мимикой

Задание: ребёнок смотрит в зеркало, педагог просит показать ту или иную эмоцию

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность театрализованной деятельности

для развития дошкольников

В. А. Сухомлинский

К.С.Станиславский

Каждый из нас как педагог задается вопросами…

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

В соответствии с целевыми ориентирами , которые обозначены во ФГОС ДО , ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Давайте попробуем сформулировать, каким образом театрально-игровая деятельность влияет на социально-коммуникативное развитие дошкольников?

Театрально-игровая деятельность способствует:

формированию положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

воспитанию культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;

воспитанию у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

воспитанию этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Как театрально-игровая деятельность влияет на познавательное развитие дошкольников?

Театрально-игровая деятельность помогает:

развитию разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль) ;

наблюдению за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;

обеспечивает взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

развитию памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Каким образом театрально-игровая деятельность влияет на речевое развитие дошкольников?

Театрально-игровая деятельность способствует:

развитию монологической и диалогической речи;

обогащению словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

Каким образом театрально-игровая деятельность влияет на художественно-эстетическое развитие дошкольников? (изготовление афиш, костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров (картинки на руке, на фланелеграфе, рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле)

Театрально-игровая деятельность способствует:

приобщению к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

создание выразительного художественного образа;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Каким образом театрально-игровая деятельность влияет на физическое развитие дошкольников?

Театрально-игровая деятельность способствует:

согласованию действий и сопровождающей их речи;

умению воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

выразительности исполнения основных видов движений;

развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Влияние театр.деят.на развит.дошкольников (фоном)

Действительно, именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

К сожалению, в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр (мы уже затрагивали эту тему), в том числе и театрализованных. Театрализованная деятельность, как показывает анализ планов воспитательно-образовательной работы, присутствует в жизни наших воспитанников бессистемно, отрывочно. И это, на мой взгляд, наше серьезное упущение…

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.

Чтобы разобраться и решить успешно какую-либо проблему, ее надо рассмотреть со всех сторон и хорошо знать, о чем пойдет речь. Поэтому сегодня мы обратимся ко многим сторонам театрализованной деятельности в ДОУ.

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Таким образом, соблюдается одно из главных условий образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС – интеграция всех направлений развития ребенка. Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении.

Предлагаю обратиться к вопросу организации. Остановимся на условиях, необходимых для полноценной реализации работы по театрализованной деятельности. Выделяют следующие условия:

четкое планирование и реализация театрализованной деятельности на всем продолжении образовательного процесса;

наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;

наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям (развивающая предметно-пространственная среда);

овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;

взаимодействия педагогов со специалистами ДОУ (муз.рук., ст.воспит.), родителями, социумом;

серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

Основными требованиями к организации театрализованных игр являются:

Содержательность и разнообразие тематики.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Таким образом, в соответствие с ФГОС, театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Орг-ция в различн.видах деят.

Ответьте, пожалуйста, каким образом может быть организована театрализованная деятельность в детском саду?

А) во время занятий?

Во время занятий педагог включает ТИ как игровой приём и форму обучения детей.( Петрушка, Карлсон, Незнайка и др.)

Б) в совместной деятельности детей и педагога вне занятий?

Чтение худ. литературы с последующим обыгрыванием в течение дня, строит игры с драматизацией.

В) в самостоятельной деятельности детей?

Нужно заметить, что большое влияние на детей оказывает не всё услышанное и увиденное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру дети переносят только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться если:

Взрослые осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребёнка,

В воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности,

Детям отводят место и время для самостоятельных игр,

Создаётся окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры,

Нужно отметить, что воспитатели являются образцами творческого поведения, и именно педагоги способны творчески развитых людей.

Цель проекта:
Приобщить детей к театральному искусству, к театральной деятельности.
Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи проекта:
Расширять представление детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ.
Формировать в ДОУ художественно-эстетическую, творчески развивающую предметную среду.
Учить детей налаживать контакты в совместной деятельности.
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)
Способствовать формированию эстетического вкуса.
Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ

Принципы:
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип системности – работа проводится систематически, в течение 4-х лет (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа). Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
Принцип интеграции - содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье. Основная идея – идея развивающего обучения.

Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.

Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- экспериментирование;
- сочинения сказок
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.

Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театральной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- совместная деятельность;
- посещение театра;
- выставки;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Работа с воспитателями.
Ведущая идея – активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театральной деятельности в детском саду.
Задача – привлекать к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с воспитателями:
- консультации;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- совместная деятельность;
- выставки;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- индивидуальная работа;
- праздники и развлечения.

Ребенок.
1.В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театральной деятельностью не только с педагогом, но и самостоятельно в свободное время.
2.Идея – не навреди.

Предполагаемый результат:
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость творчества.



Художественное оформление спектакля
Художественное оформление спектакля, включая все элементы: декорации, костюмы, грим, - один из важнейших компонентов театрального действия. Участие родителей особенно радует детей.







Определяя базовые ценности российского дошкольного воспитания, ФГОС ДО утверждает, в частности, следующие:

  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • осуществление образовательного процесса в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно — эстетическое развитие ребёнка.

Основные принципы дошкольного образования, закрепленные Стандартом:

  • индивидуализация дошкольного образования, при которой сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одной из задач, решаемых Стандартом является:

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Вся деятельность ДОУ строится на реализации пяти образовательных областей, определённых Стандартом.

Основная цель — позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социально и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Особая роль в реализации этих задач отводится театрализованной деятельности, потому что она помогает:

  • сформировать правильную модель поведения детей в современном мире;
  • повысить общую культуру дошкольника, приобщить к духовным ценностям;
  • познакомить ребёнка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями;
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.


Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, развивает его эмоциональную сферу , заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Данная деятельность - самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению.
Особое значение она имеет для детей с общим недоразвитием речи. С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У дошкольника улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Инсценировки сказок и литературных произведений готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

В процессе реализации театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

* развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
дошкольника;

* воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

* овладение импровизационными умениями;

* развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

* совершенствование познавательных процессов.


Цель проекта: создать условия для более активного включения театрализованной деятельности во все виды детской деятельности в целостном педагогическом процессе в ДОУ.

Задачи проекта:

  1. Повысить компетентность педагогов в вопросах организации и использования театрализованной деятельности в воспитательно - образовательном процессе,
  2. Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе.
  3. Повысить педагогическую информированность родителей в вопросах организации детской игры и участия в жизни детского сада.

Предполагаемый результат:

  1. Приобщение взрослых и детей к театрально — исполнительской деятельности.
  2. Развитие речевой активности детей с ОНР.
  3. Совершенствование коммуникативных качеств личности дошкольников (развитие способности свободно и раскрепощенно держаться при выступлении).

Длительность проекта: один учебный год.

Участники проекта:

  • все педагоги ДОУ (воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физо, педагог — психолог),
  • дети всех возрастных групп,
  • родители воспитанников.

Продукт проекта:

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.

В методическом кабинете была организована постоянно действующая выставка новинок методической литературы по вопросам организации театрализованной деятельности с дошкольниками; составлена картотека театрализованных игр.

В МБДОУ была создана материально-техническая база: в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности были приобретены:

Силами родителей связаны, сшиты новые куклы-персонажи. В подготовительной к школе группе создана костюмерная.

Читайте также: