Проект приобщение детей к художественной литературе в детском саду 2 мл

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Стогова Людмила Николаевна

Организация: МДОБУ д/с №12

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

В соответствии с ФГОС одним из направлений развитие детей является приобщение к художественной литературе, цель это направления состоит в том, чтобы развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения.

Актуальность. Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, мультипликационных фильмов, компьютерные игры. Как результат, дети не интересуются книгами. Только книга дает возможность домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

В процессе работы обратили внимание, что дети часто отказываются послушать новую сказку, рассказ или стихотворение, невнимательно следят за развитием действия, не сопереживают героям произведения, а также часто возникают трудности, связанные с анализом смысла произведения.

Проанализировав, данные затруднения определили себя, что необходимо целенаправленно, комплексно и системно заниматься вопросами приобщения дошкольников к художественной литературе. При этом, чем раньше начать работу в данном направлении тем качественнее будет результат.

И перед нами стал вопрос. Как приобщить ребенка книге?

Наша цель - научить ребенка общаться с книгой, ценить её и полюбить.

Исходя из этих целей мы поставили перед собой задачи:

  • Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений
  • Развивать литературную речь через и преобразование окружающего пространства; детское творчество в изобразительной, музыкальной, речевой и театральной деятельности.
  • Воспитание эмоционального и осознанного отношения к словесному искусству, умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.

И, чтобы реализовать задачи мы начали работать по 3 направлениям:

Развивающая предметно-пространственная среда

Работа

с детьми

Работа

с родителями

- изготовление дидактических игр, пособий для образовательной деятельности

- изготовление масок для подвижных и малоподвижных игр, с дальнейшим выносом на улицу

3. Знакомство с печатными консультациями;

4. Привлечение родителей к созданию РППС, в частности: подборке детских книг; изготовлении масок, дидактических игр, пошив одежды для драматизации; книжек-малышек.

5. Показ родителями авторских сказок.

6. Проведение родительского собрания, тренингов.

7. Экскурсия в библиотеку.

9. Участие в конкурсе рукописная книга.

Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды – это самое главное для проведения качественной работы по формированию представлений о художественной литературе у детей.

И эти условия мы создали:

Постоянный книжный фонд центра составляют программные произведения, рекомендуемые для свободного чтения, любимые книги детей, есть книжки раскраски, книжки самоделки, наборы серийных открыток, познавательная литература, детские журналы. Уединившись в тишине, дети самостоятельно рассматривают книги, исследуют, раскрашивают раскраски. Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную активность детей, развивает их кругозор умением ориентироваться в книжном материале главный их помощник – книга.

Приобщая детей к художественной литературе используем выразительное чтение, опираясь на наглядный материал.

Выставки книг мы проводим в системе. Тематика выставок самая разнообразная.

Мы организовываем тематические выставки: знакомим детей с авторскими книгами по произведениям К.И.Чуковского, С.Я. Маршака, А.Барто и др. На такой выставке обязательно находятся портреты автора произведений, что способствует более быстрому запоминанию детьми, кто написал эти стихи и сказки.

Вносим книге, оформленные известными художниками – иллюстраторами; разные издания одной и той же известной сказки.

Знакомим детей разнообразными жанрами литературных произведений: сказки, стихи, рассказы, потешки, песенки.

Паспорт проекта

Приобщение детей к книге во взаимодействии всех участников процесса: педагогов, детей, родителей

1.Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать будущих читателей.

2.Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

3.Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

4.Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.

5.Воспитывать бережное отношение к книге.

Воспитанники, родители, педагоги детского сада

апрель 2015г. – октябрь 2015 г.

Реализация проекта: Организационный этап (апрель - май 2015 год)

  1. Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
  2. Составление конспектов образовательной деятельности, сценариев литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
  3. Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
  4. Проведение анкетирования родителей (см. приложение 1).
  5. Разработка перспективного планирования по

взаимодействию с родителями.

  1. 6. Обновление развивающей среды.
  2. Проведение педагогической диагностики
  3. с детьми на начальном этапе.

Технологический этап (май - август 2015г.)

  • перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах,
  • новых форм работы с детьми, перспективного плана взаимодействия с родителями.

проведение семинара-практикума, консультации для родителей, проведение родительского собрания.

  • с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя, привлечение родителей к показу сказки.

Рефлексивный этап (октябрь 2015 года)

1.Обработка результатов реализации проекта.

3.Подготовка памяток и буклетов для родителей 4.Проведение итогового мероприятия с детьми 5.Пополнение книжного уголка в группе детской литературой.

6.Участие в конкурсах различного уровня 7.Подготовка фотоматериалов, освещение работы на сайте детского сада.

8.Подготовка выступления на ГМО.

1.Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2.Возрождение традиции домашнего чтения.

3.Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

Повышение компетентности членов семьи и педагогов в вопросах воспитания грамотного читателя.

Чтение вместе с близкими один из способов психологической защиты: книга приходит к детям через мамин и папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита. Читать вместе - это огромный труд, вовремя чтения дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут литературные герои. Когда вы читайте, вы учите ребенка слушать, слушать внимательно, вдумчиво. Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.

Традиции семейного чтения - очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение - это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов - это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность детей и родителей.

В проекте систематизирована деятельность работы детского сада с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.

Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:

  • родителям глубже понять своего ребенка.
  • сплотить семью через чтение художественных произведений.
  • вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Основное содержание проекта

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

  • развитию личности ребенка, его творческих способностей;
  • приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
  • формированию творческого воображения;
  • развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду:

Ежедневное чтение детям художественных произведений

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном

Использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми

ввести в круг чтения детскую периодику

Ввести в круг чтения детскую периодику

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения

Следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения

Заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения

Учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению)

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить

Детям предлагается широкий спектр игр:

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе. Реализация проекта предполагает:

  • совместную деятельность родителей и детей;
  • взаимодействия воспитателя с родителями;
  • взаимодействие воспитателя с детьми;
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги - дети - родители.

непосредственно образовательная деятельность;

организация книжного уголка в группе;

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

дневные литературные чтения;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

тренинги, ситуативное обучение;

мастерская по изготовлению творческих работ;

презентация опыта семейного воспитания;

наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи

открытые мероприятия с участием родителей;

конкурс семейной рукописной книги;

выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

экскурсия в городскую детскую библиотеку;

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

I. Ожидаемые результаты проекта

1. Методические продукты:

2. Информационно-практические продукты: созданы буклеты и памятки для родителей.

Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родного языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством.

ВложениеРазмер
priobshchenie_doshkolnikov_k_miru_hud.lit-ry_2003.doc 117.5 КБ
prilozhenie_1_anketirovanie_roditeley.docx 14 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:
воспитатель 1 квал. категории
Голицына Ирина Владимировна

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА:
    2.1 Актуальность
    2.2 Постановка проблемы
    2.3 Цели и задачи проекта

2.4 Практическая значимость

2.5 Методическое сопровождение проекта

  1. СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
    3.1 Подготовительный этап
    3.2 Основной этап
    3.3 Заключительный этап
  2. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  7. ПРИЛОЖЕНИЕ

Тип проекта:
практико-ориентированный.

По содержанию :
ребёнок и взрослые

Участники проекта :
дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

По продолжительности:
среднесрочный

По характеру контактов:
внутри группы

По количеству участников:
коллективный

2.1 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.
Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев.
Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром художественной литературы. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

2.2 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

2.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Развивать устойчивый интерес к художественной литературе.
Создать положительный эмоциональный настрой.
Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.

- Воспитывать интерес к сказкам;
- Закрепить знание содержания сказок;
- Сформировать желание быть похожими на положительных героев;
- Развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами,
мимикой;
- Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок ;
- Развивать у детей умение слушать.

2.4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родного языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатств

2.5МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА

  1. Составление программы работы.
  2. Конспекты занятий, бесед, праздников, развлечений (в приложении)
  3. Консультативный материал для родителей (в приложении)
  4. Подборка произведений русского фольклора и сказки.
  1. СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

4.1 Подготовительный этап:

Изучение литературы по теме
Ознакомление с передовым опытом

Консультация для родителей

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

Оформление книжного уголка

4.2 Основной этап:

Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

Чтение и рассказывание русских народных сказок,
Беседы по прочитанным сказкам

Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр

4.3 Заключительный этап:

Изучение литературы по теме

Ознакомление с передовым опытом

Родительское собрание
Консультации для родителей (индивидуальные, коллективные)

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Оформление книжного уголка

Пройди как герои сказок (проскачи, как лягушка, пройди как медведь и .т.д)

Показ итогов работы.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- Использование русских сказок в активной речи детей.

- Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к русской сказке..

- Сформированность познавательного интереса у детей, расширение представлений о русском народном творчестве.

- Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

- Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.

- Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы.

6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

1. Методическая литература:

2. Организация предметно-пространственной среды. Набор музыкальных инструментов:

Театр бибабо;
Плоскостной настольный театр;
Кукольный театр;
Плакаты с сюжетами сказок;
Уголок художественной литературы;
Уголок художественного творчества;
Выставка детских работ;
Ширма;
Фланелеграф;
Маски;
Костюмерная с зеркалом;
Уголок ряжения.

Детский аккордеон,
бубен,
деревянные ложки,
колокольчики,
деревянный металлофон,

детские балалайки,
шумовые инструменты.

3. Информационные ресурсы:
- магнитофон;- проектор;
- ноутбук;
- видеомагнитофон, диски с записями сказок (в приложении):

- музыкальный центр (фонограммы).

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, русского богатого образного языка. Из – за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства .

Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека . В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение образной речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Вид проекта : творческий.

Продолжительность проекта : долгосрочный (с 1 февраля 2016 года по 1 февраля 2017 год).

Участники проекта : дети второй младшей группы детского сада, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Возраст детей: вторая младшая (дети 3 – 4 лет).

Причины создания проекта :

1. Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в МДОУ и семье.

2. Недостаточная педагогическая грамотность родителей по проблеме значения чтения книг для воспитания ребенка-читателя.

3. Влияние СМИ, подмена книг просмотром телевизора, компьютера, Интернета.

– введение в практику форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей среднего дошкольного возраста к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;

– формирование интереса и постоянной потребности детей в чтении художественной литературы, восприятии книги;

– привлечение родителей к решению проблемы развития читательского интереса, вкуса, культуры у детей младшего дошкольного возраста.

– формирование у детей младшего дошкольного возраста целостной картины мира, первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству;

– развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

– воспитание читательской культуры;

– воспитание бережного отношения к книге, автору книги;

– воспитывать умение слушать и понимать литературное произведение различных жанров;

– развитие эмоциональной отзывчивости на воображаемые события художественного произведения.

– привлечение родителей к совместному творчеству в рамках приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.

– рассказы и беседы родителей и воспитателей.

– консультативная работа с родителями;

– изучение и анализ литературных источников.

3. Дидактическое обеспечение:

– подбор литературных произведений;

– подбор иллюстраций по литературным произведениям;

– подбор открыток, фотографий;

– оформление книжного уголка, выставок, детских поделок.

Формы и методы организации проекта :

– создание и решение проблемных ситуаций;

– консультации для родителей;

– совместная организованная деятельность;

– сюрпризные моменты, концерты, театрализованные представления, развлечения;

– сбор информации, анализ литературных источников по проблеме развития читательского интереса у детей дошкольного возраста, методики обучения чтению и т. п. ;

– вовлечение детей и родителей в реализацию проекта;

– разработка плана мероприятий.

Реализация проекта в различных видах деятельности детей с учетом интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность, художественное творчество).

1. Создание необходимых условий по ознакомлению детей со значением чтения и слушания книг, ознакомления с творчеством известных детских писателей и поэтов.

2. Приобретение и углубление знаний детей о творчестве писателей и поэтов.

3. Проявление у детей желания обращаться к книге как к источнику жизненных знаний.

4. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.

5. Развитие отзывчивости детей на воображаемые ситуации, героев литературных произведений; развитие толерантности, эмпатии, эстетического вкуса, читательской культуры.

6. Воспитание любви к чтению и слушанию литературных произведений.

7. Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательской культуры.

9. Повышение интереса детей к слушанию литературных произведений.

10. Формирование первичных представлений дошкольников о художественной литературе, художественном образе.

11. Развитие знаний детей о бережном отношении к книге, о их ремонте, сборе библиотеки.

12. Развитие понимания иллюстраций к книгам.

Итоги проекта :

– дети называют любимые произведения.

– заучивают стихи, выразительно читают их на публике;

– дети способны внимательно слушать чтение художественной литературы не менее 10 минут;

– способны делать выводы об услышанном литературном произведении, анализировать события, оценивать характеры и поступки героев;

– активно сопереживают героям книг, реагируют словом или действием; эмоционально отзываются на ситуации литературного произведения;

Полученные продукты проекта :

1. Оформление читательского уголка в группе детского сада.

2. Рисование совместно с родителями героев любимых сказок.

3. Слушание и анализ литературных произведений различных жанров.

5. Создание выставки детских работ по литературным произведениям.

10. Заучивание стихотворений, выразительное чтение (после чтения воспитателя) отрывков из литературных произведений.

27. Слушание новых сказок.

31. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского.

35. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?

46. Пополнение библиотеки группы.

49. Активное участие на учебных занятиях по чтению художественной литературы.

50. Активное участие в различных видах деятельности.

Мероприятия с родителями детей среднего дошкольного возраста:

7. Изготовление книжек-малышек.

9. Помощь в ремонте книг из книжного уголка группы.

10. Пополнение библиотеки в группе.

Изучение, анализ проблемы исследования и проведенная опытно-экспериментальная работа позволяют сделать следующие выводы:

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада : это воспитание интереса к художественной литературе; развитие эмоциональной отзывчивости на содержание произведений; развитие представлений об особенностях художественной литературы; воспитание литературно-художественного вкуса, способности чувствовать настроение литературного произведения.

2. Художественная литература является универсальным средством в познавательном развитии ребенка; она развивает детскую мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, уводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представления о мире.

В возрасте 3 – 5 лет ребенок активно развивается: совершенствуется нервная система, психика, познавательные процессы; становятся более продуктивными все виды деятельности. В это время ребенок исследует границы своих возможностей. В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен оценить и усвоить художественное литературное произведение, эмоционально отзываться на его образы, сопереживать, делать выводы.

3. Проектирование в образовании есть организованная система деятельности по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как формы общественной практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека, общества, в котором он живет, и потребности самих образовательных систем. Цель такого проектирования заключается в том, чтобы обеспечить необходимый комплекс условий органического перехода системы образования из одного состояния в другое, качественно новое. Результатом проектирования являются концепции и программы развития образовательных систем, модели образовательных деятельностей.

4. Опытно-экспериментальная работа представляла собой констатирующий эксперимент; осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения МДОУ № 24 г. о. Саранск. В исследовании были задействованы дети дошкольного возраста (3 – 4 лет) в количестве 18 человек.

Конспект занятия по чтению художественной литературы во 2 младшей группе

Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица).

Развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев ; умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование: зайчик-игрушка, подарки для детей, дорожка, озеро-обруч, напёрсток,ноутбук с презентацией книги, цветы.

Ход занятия.

1. Вводная часть

Ребята сегодня я приглашаю вас в сказку. Но что бы нам в нее попасть надо успокоиться и настроится. Я предлагаю лечь на коврик.

Упражнение на расслабление

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая.

Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу

и настроимся на занятие.

2. Основная часть

Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой.

Что за странный звук?

Ой, ребята, кто это? (зайчик) Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.

Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.

А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,

Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги.

Раз, два, три, четыре, пять –

Беседа по содержанию.

Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)

Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза) .

Что такое мимика? (Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.)

Что может выражать мимика лица? (Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду)

Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.

Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.

А теперь давайте разберемся, кто и чего в этой сказке испугался.

Вспомните, как начинается сказка. Жили – были.

Как называли бабушку? - Старушка.

Как называли внучку? - Хохотушка.

Как называли курочку? – Хвостушка

Как называли мышку? – Хлопотушка

Куда герои ходили каждый день? (За водой)

С чем они ходили за водой? (С ведрами)

Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки… (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) показывают дети.

Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

Почему они так названы? (Потому что каждый день носили воду)

В этот день водоносы донесли воду? (Нет)

Кто им помешал? (Зайка)

Где он сидел? (Под яблоней)

Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

А под яблонькой зайка сидел. (ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут) яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб (по лбу хлопают)

Что произошло с водоносами? (Они побросали ведра и убежали домой)

Куда спряталась бабушка? (на лавку)

Куда спряталась внучка? (за бабушку)

Куда взлетела курочка? (на печку)

Куда спряталась мышка? (под печку)

Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)

Кто привиделся внучке? (волк, курочке? (лиса, мышке? (котище)

Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)

Как вы думаете, что он испытал? (Страх)

Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)

Какова концовка сказки? ( У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.

Покружитесь, покружитесь в героев сказки превратитесь!

«Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла. (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка. (бегут, смеются, пищат)

А за ними бегом

Курочка с ведром. (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)

(Подходят к озеру, черпают воду из озера и идут по дорожке назад)

Давайте опять превратимся в ребяток.

И в ребяток превратитесь!

Послушайте сказку еще раз.

(воспитатель предлагает прослушать сказку, презентация сказки на компьютере)

4. Подведение итогов.

Понравилась вам ребята сказка?

Чему вас научила эта сказка?

Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.

(Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко)

Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться.

Посмотри! – (дети открывают и заглядывают)

А в сундучке -угощения!

Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова :

1. Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы.

2. Упражнять в подборе прилагательных женского и мужского рода к заданному слову, пополнять и обогащать словарный запас.

3. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий

4. Развивать интерес и любовь к сказкам.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках

А как же узнать, что в ней находится? (Посмотреть).

Воспитатель открывает коробку

Воспитатель: Ребята в этой коробке спрятались сказки. Давайте мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок из сказки, а вы будете подсказывать мне словечко. А если вспомните название этой сказки, обязательно скажите.

А с ним и зайчиха-мать,

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

Вдруг откуда-то летит

И в руке его горит

Рюмки да бутылки,

Но однажды поутру

«Разве это великан?

Воспитатель: Вы правильно узнали все сказки. А знаете ли вы, что все эти сказки написал один очень известный детский писатель?

На фланелеграф вывешивается портрет К. И Чуковского

Воспитатель: Посмотрите, а в волшебной коробке еще одна книжка К. И. Чуковского

Дети вместе с воспитателем рассматривают обложку, и отвечают на следующие вопросы:

- Можно ли узнать по обложке, о чем книга? (Да.)

- Про кого эта книжка? Почему вы так думаете? (Про цыплят и курицу)

Раз, два, три, четыре пять Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Будем мы цыплят считать Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце, Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,

Три – цыпленок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый - маленький цыпленок, загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Приготовьтесь, не стесняйтесь,

По удобнее располагайтесь!

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку, про цыпленка, который хотел поскорее вырасти.

Воспитатель сопровождает рассказывание сказки показом персонажей с помощью фланелеграфа. (Приложение 1)

Воспитатель: Давайте поиграем

Вышла курочка гулять Взрослый изображает маму - курицу. Идет

Свежей травки посчипать высоко поднимая колени, руки заложены

А за ней ребятки Дети идут за мамой-курицей и повторяет

Жёлтые цыплятки. движения.

Ходят желтые цыплята Идут в рассыпную, ритмично кивая головой

-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.

Хоть они и маловаты. Останавливаются и приседают

-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.

Могут зернышки искать Пальцы рук собраны в щепоть, поочередно

Землю лапкой разгребать клюют корм

В заключении занятия воспитатель просит подойти детей к фланелеграфу и ответить на вопросы:

- Вам понравилась сказка?

- Как она называется?

- Кто написал сказку?

- Какие герои были в сказке?

- Каким был цыпленок? (Маленький, желтенький, крошечный, кругленький и т. д.)

- Какая была мама курица? (Большая, рябая, добрая, заботилась о сыночке и т. д.)

- Как заботилась курицы о цыпленке? (Кормила, ласкала, жалела)

- А какой был кот? (Большой, злой, серый, страшный, усатый и т. д.)

- А какой был петух? (большой, красивый, разноцветный, голосистый, важный, удалой)

- А какая была лягушка? (зеленая, веселая, большеротая,).

Проект

«Чтение художественной

Чтение художественной литературы как средство трудового воспитания «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Пояснительная записка

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромной любовью пользуется у детей сказка .

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества . Она учит человека жить , вселяет в него оптимизм , веру в торжество добра и справедливости . За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения . Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки . На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна , поэтому решили реализовать данный проект с нашими малышами .

Вид проекта : творческий , краткосрочный .


Участники : дети второй младшей группы , воспитатели , родители .

Срок реализации : одна неделя .

Этапы реализации проекта .

1 этап : подготовительный ( разработка проекта )

- определение проблемы и актуальности проекта ;

- постановка цели и задач ;

- определение форм и методов работы ;

- сбор информации , литературы , дополнительных материалов ;

2 этап : основной

- проведение РОД по теме согласно планированию .

3 этап : заключительный ( подведение итогов проделанной работы )


Цели проекта :

- нравственно - эстетическое развитие и воспитание детей , приобщение детей к художественной литературе ;
развитие творческих способностей , фантазии детей .

- Познакомить детей с русскими народными сказками , учить узнавать героев знакомых сказок
- учить детей слушать , слышать , рассуждать , развивать умения применять свои знания в беседе , добиваться связных высказываний ;

- обогащать и расширять словарный запас детей ;

- формировать умение инсценировать эпизоды сказок , показывать сказки с помощью разных видов театра .

- развивать у детей воображение , фантазию ;

- формировать навыки сотрудничества , взаимопомощи .

Создание развивающей среды ( Подбор художественной литературы , загадок , иллюстраций , раскрасок по тематике , разных видов театра , книг для оформления выставки .)

Чтение сказок, потешек, рассматривание иллюстраций.

Взаимодействие с родителями

Итоговое мероприятие по проекту

Цель : обобщение , систематизация знаний детей о сказках .


Задачи :
Закрепить знания детей по заданной теме ;

- проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности ;

- знать и называть прочитанные сказки и персонажей ;

- Проявлять интерес к инсценировке сказок с помощью различных видов театра ;

- уметь использовать различные средства выразительности ;

Вот что у нас получилось в ходе нашего проекта :

hello_html_m5e4944a6.jpg

hello_html_m3f966e92.jpg

hello_html_m19a43f56.jpg

hello_html_5cd51c31.jpg

hello_html_5eeec475.jpg

hello_html_13484b51.jpg

hello_html_m2e65d4e2.jpg

Таким образом , использование сказок в познавательной и речевой деятельности помогает эффективно решать проблему воспитания интереса к художественной литературе , развивать нравственно - эстетические чувства .

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.

Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев. Воспитательные возможности русского фольклора огромны, благодаря ему, дети знакомятся с окружающим миром во всём многообразии.

Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром русского народного фольклора.

Тип проекта: Творческий

Цель проекта: Приобщать детей к русским народным сказкам и русскому фольклору.

Задачи проекта:

  1. Вызывать положительный эмоциональный отклик на русские народные сказки и фольклорные произведения.
  2. Способствовать формированию интереса к русскому фольклору.
  3. Учить читать наизусть различные виды литературных произведений.
  4. Привлекать родителей к чтению русских сказок и произведений русского фольклора.

Участники проекта:

  1. Воспитанники 2 младшей группы.
  2. Воспитатели.
  3. Родители детей.

На сколько рассчитан проект:

С сентября по май.

Формы работы с детьми:

  1. Организация чтения русских литературных произведений.
  2. Театрализованный показ литературных произведений.
  3. Заучивание наизусть доступных литературных произведений.
  4. Самостоятельная деятельность ребёнка. Игры.
  5. Экскурсии в Петровскую библиотеку.
  6. Музыкальные праздники и развлечения.

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование родителей по текущим вопросам.
  2. Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.
  3. Совместное изготовление игрушек и пособий по организации предметно-развивающей среды.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Методическая литература:

Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года, (Хрестоматия);

2. Организация предметно-пространственной среды. Набор музыкальных инструментов:

Плоскостной настольный театр;

Плакаты с сюжетами сказок;

Уголок художественной литературы;

Уголок художественного творчества;

Выставка детских работ;

Картинки с изображением пейзажа русской природы;

Костюмерная с зеркалом;

детские балалайки, шумовые инструменты.

- видеомагнитофон, диски с записями сказок:

- музыкальный центр (фонограммы).

Методическое сопровождение проекта

  1. Составление программы работы.
  2. Конспекты занятий, бесед, праздников, развлечений (в приложении)
  3. Консультативный материал для родителей (в приложении)
  4. Подборка произведений русского фольклора и сказки:

Ожидаемые результаты:

- Использование русских сказок и фольклорных произведений в активной речи детей.

- Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к русской сказке и фольклорным произведениям.

- Сформированность познавательного интереса у детей, расширение представлений о русском народном творчестве.

- Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

Читайте также: