План урока онтогенез человека репродуктивное здоровье

Обновлено: 04.07.2024

Как образ жизни матери во время беременности влияет на здоровье будущего ребенка?

Эмбриональное развитие. Индивидуальное развитие человека, как и всех других организмов, размножающихся половым путём, начинается с момента оплодотворения и заканчивается смертью. Зная из материала предыдущих параграфов общие принципы размножения и развития организмов, давайте рассмотрим особенности онтогенеза, характерные для человека.

Во время одного полового акта в организм женщины попадает более 200 млн сперматозоидов. Такое огромное количество мужских половых клеток необходимо, во-первых, чтобы повысить вероятность оплодотворения, а во-вторых, чтобы сформировать особую химическую среду, способствующую успешному слиянию гамет. Соединение яйцеклетки и сперматозоида, т. е. процесс оплодотворения, у человека происходит в яйцеводах (маточных трубах), куда добирается только несколько тысяч сперматозоидов из всей массы.

Одной из причин бесплодия у человека является так называемая олигоспермия – малое количество сперматозоидов в семенной жидкости. В современном мире существует масса причин, которые могут привести к подобному нарушению. Стресс и ожирение, инфекции половых органов и гормональные нарушения снижают образование сперматозоидов. Антидепрессанты, марихуана и другие наркотики, неумеренное употребление алкоголя уменьшает количество мужских половых гормонов и спермы. Влияет на численность сперматозоидов и резко снижает их подвижность курение.

После оплодотворения к концу первых суток начинается дробление зиготы (рис. 71). Зародыш в это время продвигается по яйцеводу в направлении к матке. Через 30 часов после оплодотворения зародыш состоит уже из двух клеток, через 40 часов – из четырёх. В результате многократных делений формируется плотный шар, состоящий из клеток двух типов: внутри располагаются более тёмные, медленно делящиеся клетки, снаружи – более светлые. Образование этих двух типов клеток – первый этап дифференцировки клеток в развивающемся зародыше. Из тёмных клеток впоследствии будет сформировано тело самого зародыша, из светлых – специальные органы, обеспечивающие связь зародыша с материнским организмом. Такими внезародышевыми органами являются аллантоис, желточный мешок, амнион и хорион.


Рис. 71. Начальный этап эмбрионального развития человека: А – яйцеклетка, окружённая многочисленными сперматозоидами; Б, В, Г – последовательные стадии дробления зиготы

На 4-е сутки зародыш человека превращается в бластулу, полый пузырёк, заполненный жидкостью. На 5–6-е сутки бластула, наконец, достигает матки и внедряется в её стенку. С этого момента зародыш начинает получать кислород и питательные вещества из крови матери.

Важным событием, которое происходит до имплантации, является включение генома зародыша. У человека, как и у других млекопитающих, активация генов эмбриона происходит на стадии 2–4 бластомеров. Если по какой – то причине активация генов нарушается или замедляется, то эмбрион не может нормально имплантироваться в стенку матки и погибает.

Существует также множество причин, из-за которых зародыш может не попасть в матку. Иногда он погибает на самых ранних стадиях дробления, и женщина даже не замечает своей беременности. Это может произойти в том случае, если при оплодотворении зигота получит неполноценный наследственный материал. Иногда зародыш, не доходя до матки, внедряется в стенку яйцевода и какое-то время даже растёт, потребляя питательные вещества этого органа и разрушая его (внематочная беременность).

Образование гаструлы в эмбриональном развитии человека протекает несколько иначе, чем вариант, разобранный нами в предыдущем параграфе, но сущность – образование трёхслойного зародыша – остаётся неизменной. В ходе гаструляции каждый зародышевый листок занимает своё место: снаружи эктодерма, внутри энтодерма и между ними мезодерма. Затем начинается процесс органогенеза, закладывается хорда, позднее – нервная трубка и в дальнейшем все остальные системы органов (рис. 72).


Рис. 72. Эмбрион человека

Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека. На протяжении всего времени внутриутробного развития плод, напрямую связанный с организмом матери через уникальный орган – плаценту, находится в постоянной зависимости от состояния здоровья матери.

В последнее время ведётся много споров на тему, влияет ли курение на неродившегося ребёнка. Известно, что никотин, попадающий в кровь матери, легко проникает сквозь плаценту в кровеносную систему плода и вызывает сужение сосудов. Если поступление крови в плод ограничено, то снижается его снабжение кислородом и питательными веществами, что может вызвать задержку развития. У курящих женщин ребёнок при рождении весит в среднем на 300–350 г меньше нормы. Существуют и другие проблемы, связанные с курением при беременности. У таких женщин чаще происходят преждевременные роды и выкидыши на поздних сроках беременности. На 30 % выше вероятность ранней детской смертности и на 50 % – вероятность развития пороков сердца у детей, чьи матери не смогли во время беременности отказаться от сигарет.


Рис. 73. Алкогольный синдром плода: А – мозг здорового новорождённого (слева) и ребёнка с алкогольным синдромом (справа); Б – дети с разной степенью выраженности алкогольного синдрома


Рис. 74. Отклонения от нормы среди новорождённых

Столь же легко через плаценту проходит и алкоголь. Употребление спиртного при беременности может вызвать у ребёнка состояние, известное как алкогольный синдром плода. При этом синдроме наблюдается задержка умственного развития, микроцефалия (недоразвитие головного мозга), расстройства поведения (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться), снижение скорости роста, слабость мышц (рис. 73, 74).

Особенно чувствителен плод к вредному воздействию наркотических веществ. Если женщина имеет зависимость от наркотических препаратов, то её ребёнок, как правило, в эмбриональный период развития приобретает такую же зависимость. После рождения у него возникает синдром отмены (ломка), потому что исчезает постоянное поступление наркотика, который до этого ребёнок получал из крови матери через плаценту. Так как героин, кокаин и другие наркотики в первую очередь поражают нервную систему, у таких детей ещё в период внутриутробного развития может возникнуть поражение головного мозга, что приведёт в дальнейшем к задержке умственного развития или нарушению поведения.

Лекарственные препараты, которые продаются в аптеке без рецептов, всегда тщательно проверяются на выявление вредных воздействий. Однако, если возможно, было бы желательно ограничить приём лекарств, особенно на ранних стадиях беременности и в критические для развития плода периоды, потому что многие лекарственные препараты очень легко проходят через плаценту.

Показательным примером является трагедия, связанная с талидомидом. Этот препарат в начале 60-х гг. XX в. выписывали многим беременным, страдающим от постоянных приступов тошноты. Довольно быстро выяснилось, что это лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты. Лекарство было запрещено, но несколько тысяч детей уже родились. Часто у новорождённых, чьи матери принимали талидомид, кисти или стопы росли прямо из туловища. Степень недоразвития конечностей зависела от того, на какой стадии беременности мать принимала лекарство.

Для развития плода представляют серьёзную опасность вирусные заболевания матери во время беременности. Наиболее опасны краснуха, гепатит В и ВИЧ-инфекция. В случае заражения краснухой на первом месяце беременности у 50 % детей развиваются врождённые пороки: слепота, глухота, расстройства нервной системы и пороки сердца.

Постэмбриональное развитие. Существует немало классификаций периодов постэмбрионального развития человека, древнейшие из которых принадлежат еще античным учёным. В наиболее общем виде постэмбриональное развитие человека подразделяют на три периода: дорепродуктивный, период зрелости (репродуктивный) и период старения (пострепродуктивный).

Важнейшей чертой человека, приобретённой им в процессе эволюции, является удлинение дорепродуктивного периода. По сравнению с остальными млекопитающими, включая человекообразных приматов, половозрелость у человека наступает наиболее поздно. Удлинение детства и замедление роста и развития расширяют возможности обучения и приобретения социальных навыков.

Рост, развитие и формирование организма – это основные процессы онтогенеза человека. Знание особенностей этих процессов и факторов, влияющих на них, определяет, насколько здоровыми будут будущие поколения людей. Развитие каждого из нас обусловлено взаимодействием генетических (наследственных) и средовых (внешних) факторов. Всем хорошо известно отрицательное влияние на развитие человека недостаточного питания, промышленного загрязнения среды, стресса и болезней.

Недостаток витамина D вызывает отставание в развитии и нарушение в формировании скелета.

Алкоголь, связываясь с поверхностью мембран нервных клеток, нарушает работу головного мозга, а при длительном употреблении вызывает цирроз печени.

Недостаток полноценных белков в пище приводит к замедлению роста детей и развитию у них психических отклонений.

Репродуктивный период – это наиболее длительный этап постэмбрионального развития человека, завершение которого говорит о наступлении пострепродуктивного периода, или периода старения. Процесс старения затрагивает все уровни организации живого. На молекулярном уровне нарушаются процессы репликации ДНК и синтеза белков. На клеточном уровне снижается обмен веществ, замедляются митотические деления клеток, постепенно гибнут и не восстанавливаются нервные клетки. На уровне целого организма ослабевают функции всех систем органов.

Старение неизбежно приводит к смерти – общему для всех живых существ финалу индивидуального развития организмов. Смерть является необходимым условием для смены поколений, т. е. для продолжения существования и эволюции человечества в целом.

Вопросы для повторения и задания

1. Назовите особенности онтогенеза, характерные для человека. Какие преимущества дают эти особенности?

2. Как никотин, алкоголь и наркотические вещества влияют на развитие зародыша человека?

3. Какие факторы внешней среды оказывают влияние на развитие зародыша человека?

4. Назовите периоды постэмбрионального развития человека.

5. К каким последствиям в развитии человека может привести недостаток витамина D и неполноценное питание?

Подумайте! Выполните!

1. Обсудите в классе, какое значение в эволюции человека имело удлинение дорепродуктивного периода.

4. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, выясните, что такое акселерация, какие в настоящее время существуют гипотезы о причинах акселерации. Обсудите в классе найденную вами информацию по этой теме.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Психическое здоровье

Психическое здоровье Предупредить инфекционные заболевания (за некоторым исключением) можно с помощью уже известных методов лечения. Профилактика психических расстройств — еще более сложная задача. Тем не менее анализ состояния здравоохранения, даже поверхностный,

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ У животных репродуктивное поведение образует цикл последовательных инстинктивных реакций, обусловленных внутренней мотивацией и внешними стимулами. Под влиянием внешнего фактора (например, определенной длины светового дня) или

Может ли музыка влиять на здоровье человека?

Может ли музыка влиять на здоровье человека? Среди многих средств, используемых в медицине для восстановления нарушенных функций организма, давно и прочно занимает свое место музыка. Подобранные специалистами мелодии могут не только улучшать настроение и самочувствие,

Как похолодание влияет на здоровье человека?

Как похолодание влияет на здоровье человека? Сопоставление информации об изменениях погоды и о поступлении больных в приемные покои английских больниц привело специалистов к интересным и важным для практики выводам. Выяснилось, что, например, через 3 дня после

Онтогенез и прогенез

Онтогенез и прогенез Онтогенез – это процесс индивидуального развития организмов. Традиционно под онтогенезом понимается процесс развития многоклеточного организма, образующегося в результате полового размножения от момента образования зиготы до смерти особи. Но

Филогенез и онтогенез

Онтогенез, филогенез и рекапитуляция

Репродуктивное поведение и феромоны

Репродуктивное поведение и феромоны Запахи играют огромную роль в выборе полового партнера и в поведении ухаживания[285]. Практическое отношение к запахам вписывается в одну из двух альтернативных стратегий. Одна, распространяющаяся в последнее время, – уничтожение

Онтогенез полости рта

Онтогенез полости рта Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта и в своем развитии связана со взаимодействием многих структур и процессов. Самый первый этап становления этой полости связан с образованием на головном конце зародыша впячивания

31. Генетика и здоровье человека

31. Генетика и здоровье человека Вспомните!Что такое мутагены?Какие наследственные заболевания вам известны?Генетика и медицина. Современная генетика человека, основываясь на законах классической генетики, изучает явления наследственности и изменчивости на всех

Репродуктивное поведение: секс и родительская забота

Репродуктивное поведение: секс и родительская забота В репродуктивном поведении обезьян объединяются сфера размножения (половое поведение) и родительское поведение.Половое поведение делится на две фазы: I) ухаживание. функция которого состоит в сведении партнеров и

Глава 6. Онтогенез.

Глава 6. Онтогенез. Детство длится всю жизнь. Оно возвращается, чтобы оживить взрослую жизнь… В этом постоянном, жестком и неподвижном мире поэты помогают нам найти детство, живущее внутри нас. Гастон Башляр. Поэтика мечты (1960) Вопросы главы1. Что означает тезис «онтогенез

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развернутый план – конспект урока здоровья по биологии

Учитель биологии Куликова Татьяна Яковлевна

ГОУ СОШ № 1191 г. Москва

10 класс по теме:

Цель: сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма;

Задачи урока.

Обучающие: сформировать понятия онтогенез, эмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, бластоцель.

Познакомить с периодами онтогенеза, охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза, познакомить с законом зародышевого сходства

Воспитывающие: аккуратное оформление схем в тетради.

Оздоровительные: выяснить отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача, на эмбрион.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Организация начала урока. Раскрытие общей цели урока.

11. Актуализация знаний.

111.Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

Фронтальный опрос. Вспомните:

Задачи урока:

План урока на доске.

-Что называется размножением? (Способность организма воспроизводить себе подобных).

-Какие вы знаете способы размножения? (Бесполое и половое).

- В чем различие между бесполым и половым размножением?

(при бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом – участие принимают два организма, которые производят гаметы и при их слиянии образуются особи с генетической информацией обоих родителей).

- Что такое гамета? (половая клетка).

- Какие гаметы вы знаете? (Яйцеклетка и сперматозоид или спермии).

- Где они образуются? (В половых железах).

- Что называется оплодотворением? (Процесс слияния ядер гамет).

- При каких условиях происходит оплодотворение у животных?

(Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определенная концентрация гамет).

- В чем биологическое значение оплодотворения? (Восстановление диплоидного набора хромосом.).

- Что образуется в результате оплодотворения? (зигота).

- Что такое зигота? (Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина от отцовского).

Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают свое развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чем это свидетельствует?

(О родстве и единстве происхождения).

- Каким же образом из зиготы развивается целый организм?

Из яйца курицы – цыпленок, из икринки рыб – малек, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детеныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например у млекопитающих 0,1 мм?

(Благодаря делению и росту клеток)

- Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря вначале делению клеток, затем росту клеток и их дифференциации формируется организм.

Деление клеток – рост – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза.

Изучить процесс онтогенеза, периоды онтогенеза (подробно эмбриогенез).

1.Выяснить этапы онтогенеза и процессы, протекающие на этих этапах.

2.Познакомиться с эмбриональным развитием человека.

3. Уточнить влиянием внешней среды на развитие зародыша (эмбриона).

1.Онтогенез. Этапы онтогенеза.

2. Эмбриогенез. Стадии эмбриогенеза.

- гистогенез и органогенез

3. Влияние частей развивающего зародыша.

4. Эмбриогенез человека.

5. Влияние внешней среды на развитие зародыша.

1 V Усвоение новых знаний.

Слово учителя.

Найти определение в учебнике. Стр.87

Раб. тетрадь

(бластомеры –

бластоцель –

бластула)

Чем определяется начальные этапы дифференцировки?

Гаструляция

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

Онтогенез (греч. ontos – сущее, genesis – происхождение) – процесс, присущий всему живому организму, независимо от сложности его организации.

- Что же такое онтогенез?

( Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни).

В онтогенезе многоклеточных организмов выделяют две стадии: эмбриональный,

и постэмбриональный.

Эмбриональный период начинается с момента образования зиготы и до рождения или выхода из яйцевых оболочек и до смерти. Он заключается в размножении клеток, их дифференцировке и формировании органов и тканей.

Постэмбриональный период начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и до смерти. Он заключается в развитии организма, взрослении, старости и смерти.

Относительная продолжительность различных периодов онтогенеза различна. Так у млекопитающих наиболее продолжительный период - постэмбриональный, а у многих насекомых наоборот, постэмбриональный короче, чем эмбриональный (Поденки).

Рассмотрим подробнее этапы эмбриогенеза на примере эмбрионального развития лягушки.

Этапы эмбриогенеза.

- образовавшиеся клетки не увеличиваются в размерах. Эти клетки называются бластомеры и сильно отличаются от клеток взрослого организма. Вдавливание цитоплазмы, образующееся при делении клетки на две и далее получило название борозд деления. При этом образуется многоклеточный зародыш. Деление происходит путем митоза.

По мере увеличения числа клеток деление их становится неоднородным. Бластомеры все дальше отходят от центра зародыша, образуя полость. В конце дробления зародыш принимает форму пузырька со стенкой, образованной одним слоем клеток, плотно прилегающих друг к другу.

Эта полость получила название первичной полости телабластоцель. Завершается дробление образованием одного многоклеточного зародыша бластулы.

У всех животных по размерам бластула не отличается от зиготы, т.е. клетки одинаковые по размерам.

Первые этапы дифференцировки определяются цитоплазмой зиготы.

. При дроблении дочерние клетки получают более или менее различные участки цитоплазмы материнской клетки. И бластомеры, имея одинаковый набор хромосом, оказываются неравноценными по составу цитоплазмы. Эти различия и определяют начальные этапы клеточной дифференцировки.

Клетки остаются маленькими по размерам (так как не происходит роста клеток). Когда число клеток бластулы достигает несколько сотен тысяч, начинается следующая стадия.

Во время гаструляции продолжающиеся размножаться клетки становятся очень подвижными и начинают быстро перемещаться относительно друг друга. Гаструляция происходит путем впячивания стенки бластулы внутрь. В результате гаструляции зародыш становится двухслойным, у него возникают четко выраженные пласты клеток, называемые зародышевыми листками.

Наружный зародышевый листок – эктодерма, внутренний – энтодерма. Между ними начинает закладываться третий зародышевый листок – мезодерма.

Как и во время дробления, рост клеток не происходит и зародыш на этапе гаструлы по размерам схож с зиготой.

Следующим периодом эмбриогенеза является гистогенез и органогенез.

нейрула.

Влияние частей развивающегося зародыша. Дифференцировка клеток. Эмбриональная индукция.

Органогенез.

Найти и выписать из учебника

Раб. тетрадь

Рассказ учителя с показом слайдов

Приложение № 2

Задание № 3. Выполнить в тетради.

У позвоночных он начинается с образования зачатка нервной системы. Эта стадия называется – нейрула.

Часть клеток энтодермы на будущей спинной стороне прогибается, края пластинки сближаются и образуется сначала желобок и образуется нервная трубка из которой в дальнейшем будут сформированы органы нервной системы. Непосредственно под нервной трубкой образуется – хорда.

Из остальной части энтодермы образуется мезодерма и эпителий кишечника. Т.о. образуется осевой комплекс клеток,

называемый так потому, что его клетки оказывают влияние на развитие остальных частей зародыша.

Зачаток одного органа или системы органов опредляет ( индуцирует) местоположение и время образования другого органа или тканей. Это называется эмбриональной индукцией.

Каким же образом клетки разных тканей у организмов оказываются разными по строению и функциям? Ведь все они образуются из зиготы и имеют одинаковый набор хромосом. Специальные свойства тканей определяются белками на стадии гаструлы и нейрулы. Это было доказано немецким ученым Гансом Шпеманом.

Какие органы закладываются из зародышевых листков?

Эктодерма - нервная система, покровы тела, кожные железы, органы чувств, эмаль зубов.

Мезодерма – мышцы, соединительная ткань, кости внутреннего скелета, кровь, лимфа, половые железы, органы выделения.

Энтодерма – эпителий средней кишки, печень, поджелудочная железа, плавательный пузырь, легкие, жабры.

ВЫВОД: Таким образом, у разных видов животных одни и те же зародышевые клетки дают начало одним и тем же органам.

О чем это свидетельствует? (О родстве и единстве происхождения).

Эмбриональное развитие человека.

Какие факторы внешней среды на ваш взгляд влияют на развитие зародыша?

Влияние внешней среды на развитие зародыша. Диспут.

1.Дополните предложение …..

V 1.Подведение итогов урока

Подведем итоги изученного на уроке:

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Придумайте синквейн к слову – развитие

Эмбриональное, постэмбриональное

делится, растет, дифференцируется

Онтогенез – есть краткое повторение филогенеза.

V 11.Задание на дом.

$ 24 до постэмбрионального развития.

Рабочая тетрадь задание №2, №5.

Приложение 1.

Взаимное влияние частей развивающегося зародыша.

Взаимовлияние частей зародыша было продемонстрировано в многочисленных экспериментах. Немецкие исследователи Ханс Шпеман и Хильд Мангольд брали у зародыша тритона на стадии ранней гаструлы участок спинной стороны тела, из которого в дальнейшем должна была развиться хорда и мезодерма, и пересаживали его на брюшную сторону другой гаструлы другого зародыша. В результате на брюшной стороне второго зародыша из клеток, которые должны были дать начало кожным покровам, формировалась дополнительная нервная трубка, затем другие компоненты осевых органов. Поэтому этот участок называют осевым комплексом. В результате в зародыше-хозяине возникает вторичный зародыш, который отличается от первичного лишь величиной.
Шпеман назвал это явление эмбриональной индукцией, во время которой трансплантат выступает в роли организатора, направляющего развитие окружающих клеток.
Клеточная специализация усиливается по мере роста и развития зародыша. Зигота представляет собой недифференцированную, или тотипотентную клетку − из нее возникают все типы клеток организма.

По мере развития зародыша многие клетки перестают делиться и специализируются на выполнении тех или иных функций.

Чем сильнее специализированны клетки, тем в большей степени они зависят друг от друга. В таком организме невозможно удалить какую-либо часть без ущерба для всего организма.

Приложение № 2

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

Эмбриональное развитие. Индивидуальное развитие человека, как и других организмов, размножающихся половым путем, начинается с момента оплодотворения и заканчивается смертью.

Процесс эмбрионального развития человека длится около 280 суток и подразделяется на три периода: начальный (1 неделя);

зародышевый (2 – 8 неделя);

плодный (с 9 недели до рождения).

Количество сперматозоидов при оплодотворении может достигать 200 млн сперматозоидов. Такое количество необходимо для того чтобы: 1) повысить вероятность оплодотворения;

2) сформировать особую химическую среду, способствующую слиянию гамет;

Оплодотворение происходит только одним сперматозоидом.

Уже к концу первых суток начинается дробление. Через 30 часов после оплодотворения зародыш состоит из двух клеток, через 40 часов – из четырех.

На 4-е сутки зародыш превращается в бластулу и на 5-6 сутки достигает матки и внедряется в ее стенку. С этого момента зародыш начинает получать кислород и питательные вещества из крови матери.

Дальнейшее развитие зародыша в трехслойный, гистогенез и органогенез протекают как у всех хордовых животных.

2. В онтогенезе человека существуют периоды, когда развивающийся организм наиболее подвержен действию различных вредных факторов (химических препаратов, излучений, стрессов и др.)

Такими критическими периодами являются:

- имплантация зародыша;(7-8 сут.)

- образование нервной трубки;(4 нед.)

- закладка основных органов; (3-8 нед.)

- усиленный рост головного мозга и дифференцировка нервной ткани;( 15-22)

- дифференцировка полового аппарата (20 – 24 недели);

В постэмбриональном развитии наиболее уязвимыми являются новорожденность (до 1 года) и половое созревание.

Период созревания половых клеток – овогенез и сперматогенез являются наиболее уязвимыми для наркотических препаратов, алкоголя, курения, что в дальнейшем может привести к рождению ребенка с врожденными уродствами, бесплодию и другим осложнениям.

Одной из причин бесплодия человека является так называемая олигоспермия- малое количество сперматозоидов в семенной жидкости. В современном мире существует масса причин , которые могут привести к подобному нарушению. Стресс и ожирение, инфекции половых органов и гормональные нарушения снижают образование сперматозоидов.

Антидеприсанты, марихуана и другие наркотики, неумеренное употребление алкоголя уменьшает количество сперматозоидов

Влияет на численность и резко снижает их подвижность курение.

Недостаток витамина D вызывает отставание в развитии и нарушение в формировании скелета.

Алкоголь, связываясь с поверхностью мембран нервных клеток, нарушает работу головного мозга, а при длительном употреблении вызывает цирроз печени.

Недостаток полноценных белков в пище приводит к замедлению роста детей и развитию у них психических отклонений.

В онтогенезе человека существуют периоды, когда развивающийся организм наиболее подвержен действию различных вредных факторов (химических препаратов, излучений, стрессов и др.)

Такими критическими периодами являются:

- имплантация зародыша;(7-8 сут.)

- образование нервной трубки;(4 нед.)

- закладка основных органов; (3-8 нед.)

- усиленный рост головного мозга и дифференцировка нервной ткани;( 15-22)

- дифференцировка полового аппарата (20 – 24 недели);

Приложение 3.

Влияние внешней среды на развитие зародыша .

Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека.

На протяжении всего времени внутриутробного развития плод, напрямую связанный с организмом матери через уникальный орган – плаценту, находится в постоянной зависимости от состояния матери.

В последнее время ведется много споров на тему, влияет ли курение на неродившегося ребенка. Известно, что никотин, попадающий в кровь матери, легко проникает сквозь плаценту в кровеносную систему плода и вызывает сужение сосудов. Алкоголь и никотин угнетают клеточное дыхание. Недостаточное снабжение кислородом приводит к тому, что в формирующихся органах образуется меньшее количество клеток, органы оказываются недоразвитыми. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань.

Если поступление крови в плод ограничено, то снижается его снабжение и питательными веществами, что может вызвать задержку развития. У курящих женщин ребенок весит на 300 – 350 г меньше нормы. На 30 % выше вероятноть ранней смертности, на 50 % - вероятность развития пороков сердца.

Столь же легко через плаценту проходит и алкоголь. Употребление спиртного при беременности может вызвать у ребенка состояние, известное как алкогольный синдром плода. При этом синдроме наблюдается задержка умственного развития, микроцефалия (недоразвитие головного мозга), расстройства поведения (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться), снижение скорости роста, ослабленность мышц.

Особенно чувствителен плод к вредному влиянию наркотических веществ. Если женщина имеет зависимость от наркотических препаратов, то ее ребенок, как правило, приобретает такую же зависимость. После рождения у него возникает синдром отмены (ломка), потому что исчезает постоянное поступление наркотика, которое ребенок получал до этого из крови матери через плаценту. Так как героин. кокаин и другие наркотические вещества в первую очередь поражают нервную систему, у таких детей еще в период внутриутробного развития может возникнуть поражение головного мозга, что приведет в дальнейшем к задержке умственного развития или нарушения поведения.

Лекарственные препараты, которые продаются в аптеке без рецептов, всегда тщательно проверяются на выявление вредных воздействий. Однако, если возможно, желательно ограничить прием лекарств особенно на ранних стадиях беременности и в критические для развития плода периоды, потому что они также легко проходят через плаценту.

Для развития плода представляет серьезную опасность вирусные заболевания матери во время беременности. Наиболее опасны краснуха, гепатит В, и ВИЧ инфекция.

Поскольку опасными для развития зародыша являются первые три месяца беременности, то в этот период плод особенно чувствителен к вирусным инфекциям, поскольку плаценты еще нет. Она формируется к концу третьего месяца беременности.

Например, такое почти безопасное для взрослых и детей заболевание, как краснуха, может привести в случае заражения краснухой на первом месяце беременности к рождению ребенка с пороком сердца, глухотой, слепотой, умственной отсталостью.(50 %)


Употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, курение табака, злоупотребление лекарствами часто приводят к необратимому повреждению эмбриона и последующему рождению детей с умственной отсталостью или врожденными уродствами. В легких случаях наблюдается расторможенность ребенка: несобранность, неспособность к систематической работе, нерациональная двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, а также очень плохая память.

Задачи. Обучающие – сформировать понятия онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель; познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; познакомить с законом зародышевого сходства.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

- Что называется размножением?

(Способность организма воспроизводить себе подобных).

- Какие Вы знаете способы размножения?

(Бесполое и половое).

- В чём различие между бесполым и половым размножением?

(При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей ).

- Что такое гамета?

- Какие Вы знаете гаметы?

(Яйцеклетка и сперматозоид или спермии).

- Где они образуются?

(В половых железах).

- Что называется оплодотворением?

(Процесс слияния гамет).

- При каких условиях происходит оплодотворение у животных?

(Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определённая концентрация гамет).

- В чём биологическое значение оплодотворения?

(Восстановление диплоидного набора хромосом).

- Что образуется в результате оплодотворения?

- Что такое зигота?

(Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма , а половина – от отцовского).

Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует?

(О родстве и единстве происхождения).

- Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы - цыплёнок, из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм?

(Благодаря делению и росту клеток).

Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза. Цель урока : изучить процесс онтогенеза, периоды онтогенеза (подробно эмбриогенез), этапы онтогенеза и процессы, протекающие на этих этапах, познакомиться с явлением эмбриональной индукции и влиянием внешней среды на развитие зародыша (эмбриона). План урока на доске.

1. Онтогенез. Этапы онтогенеза.

2. Эмбриогенез. Стадии эмбриогенеза.

- дробление
- бластула
- гаструла
- нейрула
- гистогенез и органогенез

3.Влияние частей развивающегося зародыша.

4. Влияние внешней среды на развитие зародыша.

III. Изучение нового материала.

Онтогенез ( греч.ontos – сущее, genesis - происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации.

- Что же такое онтогенез? Найдите определение в учебнике на стр.145.

(Онтогенез – это процесс индивидуального развития особи от момента её выделения в самостоятельный организм и до конца жизни ).

Онтогенез одноклеточных организмов заключается в том, что возникшие после деления дочерние особи растут и в них происходит замена органелл материнского организма. В ходе онтогенеза у одноклеточных организмов (так же как и у многоклеточных) в ответ на изменения условий среды синтезируются определённые белки, меняется чувствительность к различным факторам внешней среды. В онтогенезе многоклеточных организмов выделяют два периода развития – эмбриональный (греч.embrion - зародыш ) и постэмбриональный. Эмбриональный период начинается с момента образования зиготы и до рождения или выхода из яйцевых оболочек. Он заключается в размножении клеток, их дифференцировке и формировании тканей и органов. Постэмбриональный период начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и до смерти. Он заключается в развитии организма, взрослении, старости и смерти. Различные периоды онтогенеза по-разному выражены у разных многоклеточных. Например, у грибов, водорослей и лишайников зародыш отсутствует. Относительная продолжительность различных периодов онтогенеза также отличается. Так, у млекопитающих наиболее продолжительным является постэмбриональный. У многих насекомых, наоборот, постэмбриональный короче, чем эмбриональный.(Подёнки). Рассмотрим подробнее этапы эмбриогенеза на примере эмбрионального развития ланцетника. (Схема на доске и в тетрадях).


Дробление Бластула Гаструла Нейрула Гистогенез Органогенез

Работа с интерактивной доской - этапы эмбриогенеза.

Первый этап эмбриогенеза называется дроблением, потому что образовавшиеся клетки не увеличиваются в размерах. Эти клетки называются бластомерами (греч. blastos – росток, meros – часть ) и сильно отличаются от клеток взрослого организма. Вдавление цитоплазмы, образующееся при делении клетки на две, получило название борозд дробления. Первая борозда дробления проходит в вертикальной плоскости и зигота делится на две одинаковые клетки − стадия двух бластомеров. Бластомеры не расходятся, а делятся второй бороздой дробления так же в вертикальной плоскости, образуя четыре бластомера, затем третьей бороздой дробления в горизонтальной плоскости все четыре бластомера делятся с образованием восьми бластомеров. В дальнейшем, т. е. начиная с четвертого деления, борозды дробления чередуются: вслед за горизонтальным дроблением всегда идет вертикальное и т. д., образуется многоклеточный зародыш.

- Каким способом клетки делятся?

- Что предшествует митозу?

- Какие периоды интерфазы Вы знаете?

Митотические деления следуют быстро одно за другим. Интерфазы очень короткие, в основном состоят из синтетического периода, где происходит редупликация ДНК, постсинтетический период (G2)очень короткий, а пресинтетический (G1) отсутствует совсем. По мере увеличения числа клеток деление их становится неодновременным. Бластомеры все дальше и дальше отходят от центра зародыша, образуя полость. В конце дробления зародыш принимает форму пузырька со стенкой, образованной одним слоем клеток, тесно прилегающих друг к другу. Внутренняя полость зародыша, по началу (соприкасавшаяся) сообщавшаяся с внешней средой через щели между бластомерами, в результате их полного смыкания становится полностью изолированной.

Эта полость получила название первичной полости тела − бластоцель. Завершается дробление образованием одного многоклеточного зародыша − бластулы.

- Бластула.

У разных организмов возникающие при дроблении бластомеры располагаются по-разному (это зависит от характера распределения питательных веществ в цитоплазме яйцеклетки). У ланцетника, лягушки, бластула представляет собой полый пузырек, оболочка которого образована одним слоем бластомеров. Внутри полость - бластоцель. У птиц, например, бластоцель практически отсутствует, и бластомеры плотно прилегают друг к другу, образуя плотный шар клеток. В этом случае говорят о моруле (лат.morum – тутовая ягода).

У всех животных по размерам бластула не отличается от зиготы, то есть клетки одинаковые по размерам.
- Почему клетки маленькие по размерам?

(Не происходит роста).

Так как митотическое деление зиготы и бластомеров не сопровождается ростом образовавшихся дочерних клеток до объема материнской, после каждого деления размеры бластулы уменьшались. То есть если диаметр зиготы 0,1 мм (млекопитающие), то и диаметр бластулы 0,1 мм. Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен тысяч (у разных видов по-разному), начинается следующая стадия − гаструляция (греч. gaster −желудок).

- Гаструла.

Во время гаструляции продолжающие быстро размножаться клетки становятся очень подвижными и начинают быстро перемещаться относительно друг друга. Гаструляция происходит либо путём впячивания стенки бластулы внутрь (ланцетник) (демонстрация на детском мячике), либо путём перемещения клеток бластулы, либо путём иммиграции клеток в бластоцель. В результате гаструляции зародыш становится двухслойным, у него возникают чётко выраженные пласты клеток, называемые зародышевыми листками. Наружный зародышевый листок – эктодерма (греч. ectos – снаружи, derma- кожа), внутренний – энтодерма (entos- внутри). У всех животных, кроме губок и кишечнополостных, вслед за гаструляцией или параллельно ей образуется третий зародышевый листок мезодерма (греч. mesos - средний), который образуется из клеток, лежащих на границе между эктодермой и энтодермой. В ходе гаструляции, как и во время дробления, рост клеток не происходит и зародыш на этапе гаструлы по размерам схож с зиготой. Следующим периодом эмбриогенеза является гистогенез и органогенез.

- Гистогенез и органогенез.

У позвоночных животных он начинается с образования зачатка нервной системы. Эта стадия носит название нейрула (новолат. neurula, уменьшит. от греч. neuron - нерв ). У нейрулы на будущей спинной стороне зародыша обособляется часть клеток эктодермы в виде пластинки. Эктодерма спинной стороны прогибается по средней линии , края пластинки сближаются и образуется сначала желобок , затем края желобка смыкаются и образуется нервная трубка. Она оказывается погружённой под клетки эктодермы. В последующем из нервной трубки будут формироваться органы нервной системы. Спинная часть энтодермы, располагающаяся непосредственно под нервной трубкой, обособляется от остальной энтодермы и сворачивается в плотный тяж – хорду. Из остальной части энтодермы образуется мезодерма и эпителий кишечника. Таким образом образуется осевой комплекс клеток, называемый так потому, что его клетки оказывают влияние на развитие других частей зародыша. Дальнейшая дифференцировка (различия) клеток приводит к образованию тканей и органов из зародышевых листков. Каким же образом, из зиготы образуются клетки, специализированные на выполнение различных функций? Первые этапы дифференцировки определяются цитоплазмой зиготы. Ведь вещества, при образовании яйцеклетки, располагаются в цитоплазме неравномерно. И при дроблении дочерние клетки получают более или менее различные участки цитоплазмы материнской клетки. И бластомеры, имея одинаковый набор хромосом, оказываются неравноценными по составу цитоплазмы. Эти различия и определяют начальные этапы клеточной дифференцировки (различия).

Влияние частей развивающегося зародыша. Дифференцировка клеток. Эмбриональная индукция.

Влияние внешней среды на развитие зародыша.

IV. Закрепление.

Подведём итоги изученного на уроке.

- Что такое онтогенез?
- Какие периоды он включает?
- Эмбриогенез – это……?
- Назовите стадии эмбриогенеза?
- Кратко охарактеризуйте каждую из них? ( использование интерактивной доски.)
- Что называют зародышевым листком? Назовите их?
- Какие органы развиваются из эктодермы, энтодермы, мезодермы?

V. Домашнее задание.

По учебнику Д.К. Беляева параграф 21 , записи в тетради.

Литература

Приложение 1.

Взаимное влияние частей развивающегося зародыша.

Приложение 2.

Влияние внешней среды на развитие зародыша.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока биологии в 10 профильном классе. Цель урока: формирование знаний о влиянии факторов окружающей среды на особенности индивидуального развития организма на всех этапах эмбрионального развития .
Задачи урока. Образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;
охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального периодов;
показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза;
раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.
всесторонне охарактеризовать воздействие никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека;
Развивающие: продолжить развитие исследовательской компетентности учащихся:
через поиск необходимой информации в учебной, дополнительной литературе, Интернете;
развивать умение работать со схемами, рисунками, слайдами презентации;
развивать умение сравнивать (на примере сравнения причин мутационных изменений у организмов в процессе онтогенеза);
развивать умение устанавливать закономерности при анализе стадий онтогенеза;
умение анализировать (умения выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы проблемного характера);
развивать творческие способности учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу полученных знаний и умений в новую ситуацию;
Воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, в группе;
воспитывать культуру умственного труда - развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
сформировать правила сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни и особенно репродуктивного периода.

Читайте также: