Театр в школе внеурочная деятельность

Обновлено: 13.05.2024

6 Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Аши Челябинской области

(с начальной профессиональной подготовкой)

На заседании МО Зам. директора по УВР

Протокол №__ ____________________

Директор МКОУ СОШ №9

Программа курса внеурочной деятельности

для учащихся 1-4 класса

начального общего образования

2013 – 2017 учебный год

Учитель Сытина Н.М.

1 квалификационная категория

Описание ценностных ориентиров

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования

Описание методического обеспечения

Пояснительная записка

Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ – актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.

Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:

о рождении театра

что такое театр и его разновидности

связь театра с жизнью

кто работает в театре

отличие театра от других видов искусств

Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.

Через упражнения из области актёрского мастерства научить:

обладать образным видением

научить анализировать и владеть психофизическим состоянием

В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:

о технике сцены

об оформлении сцены

о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

об этюде и его разновидностях

о структуре этюда

о сценарии и форме его написания

о выразительных средствах и их разновидностях

что такое событие и событийный ряд

что такое второй план и внутренний монолог

что такое сюжет и его структура

что такое фрагмент

Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:

способность выстраивания событийного ряда

способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения

способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану

способность выражения мысли через сопутствующее событие

способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства

6. Через постановочную работу развить:

умение преподнести и обосновать свою мысль

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

театральные игры и упражнения

изучение основ сценического мастерства

мастерская костюма, декораций

инсценирование прочитанного произведения

работа в малых группах

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр спектаклей в театрах города.

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2 – 4 классах.

Описание ценностных ориентиров

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Содержание курса

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Тематическое планирование

Количество часов

Роль театра в культуре:

Знакомство с учителем и одноклассниками Знакомство с новыми понятиями - театр, артист, декорации, роль.

Знакомство ребёнка в игровой форме с самим собой. Подвижные игры на внимание.

Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом.

Разыгрывание этюдов ,подвижные игры.

Театрально- исполнительская деятельность:

Знакомство с терминами- мимика, пантомима,этюд ,ритм.

Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Этюды.

Выполнение Упражнений, направленных, в основе которых содержатся обстрактные образы( блики, огонь ,снег.)

Занятие сценическим искусством

Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями: рифма, ритм, интонация

Упражнения, игры (волна). Этюды.

Упражнения и игры(ручеёк).Пантомима.

Упражнения и игры(живой алфавит).Импровизация сказки по выбору детей.

Освоение терминов.

Знакомство с терминами :спектакль, партнёр, премьера, театр. Пантомима, этюд по заданной теме.

Просмотр театрального спектакля.

Роль театра в культуре:

Приобретение навыков, необходимых для сценического искусства (темп,ритм,рифма)

Знакомство ребёнка с терминами(сцена, жестикуляция, мимика)

Театрально- исполнительская деятельность:

Знакомство с терминами- мимика, пантомима, этюд,ритм. Выражение благодарности, сочувствия.

Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Обращение за помощью.-, выражение чувств через мимику, жесты-.

Занятие сценическим искусством

Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями: рифма, ритм, интонация

Упражнения одиночные-на выполнение простого задания Этюды.

Упражнения и игры одиночные на выполнение задания на основе предлагаемых обстоятельств. Пантомима..

Упражнения и игры по выбору детей, направленные на выполнение предлагаемых обстоятельств. Мини-сценки (повадки животных)

Знакомство с понятием-сценическое

общение. Работа в парах (сказкк на два героя)

Обобщение по теме ,игры по выбору детей.

Работа над серией мини-спектаклей.

Подборка спектаклей, выбор ролей.

Распределение ролей , учитывая характер и темперамент учащихся. Читка по листу.

Умение распределяться на сцене, чтобы выделялся главный герой.

Подведение итогов за год. Игры по выбору детей.

Тема 1: Роль театра в культуре.

Знакомство с древнегреческим современным, кукольным ,музыкальным театрами.

Тема 2;3анятия сценическим искусством.

Приёмы релаксации .Пантомима .Этюды

Приёмы концентрации внимания .Этюды,

Приёмы концентрации дыхания. Инсценирование сказок (2героя)

Приёмы для снятия мышечных зажимов. Сказки 3-х героев.

Тема 3 Театрально- исполнительская деятельность.

Работа над образами . Я -предмет.

Работа над образами. Я-стихия.

Работа над образами. Я—животное.

Работа над образами. Я—фантастическое животное.

Работа над подбором спектакля. Чтение , обсуждение.

Разучивание ролей, репетиции, изготовление костюмов.

Разучивание ролей изготовление костюмов. Подбор декораций.

Умение распределятся на сцене. Репетиция.

Репетиция. Подбор костюмов и декораций.

Показ представления учащимся нач. классов 1смены.,2смены и подготовительному классу. Подведение итога.

Роль театра в культуре.

Знакомство с создателями спектакля: писатель, драматург, поэт.

Знакомство с театральными жанрами.

Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему.

Этюд. Инсценировка басни Крылова по выбору детей.

Театрально- исполнительская деятельность.

Пантомима-средство выражения создания

Образа через действия героя.

Упражнения для развития хорошей дикции.

Упражнения для развития интонации. Диалог, монолог

Упражнение для развития темпа речи. Диалог,

Обобщение пройденного. Диалог, монолог.

Знакомство с основами пантомимы. Куклы марионетки.

Механические куклы, надувные игрушки как выразительное средство пантомимы.

Поза актёра в пантомиме,как основное средство .

Жест и движения как основные выразительные средства пантомимы.

Маска в пантомимном действии.

Выразительные средства в пантомимном действии : поза актёра, жесты, маска.

Пантомима, этюд, инсценировка- виды сценической деятельности.

Работа и показ театрализованного

6. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

 рост социальной активности обучающихся;

 рост мотивации к активной познавательной деятельности;

 уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

 качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;

 удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью школы.

Объекты мониторинга:

1. оценка востребованности форм и методов внеклассной работы;

2. сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

3. анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

4. анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) в рамках внутришкольного контроля;

5. вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

6. результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня.

Образовательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему про социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Формой подведения итогов

изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.


Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- Образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО, 6 кл.) МБОУ СШ №12 г.Волгодонска

-Положение о рабочей программе МБОУ СШ №12 г.Волгодонска;

- Учебный план МБОУ СШ №12 г.Волгодонска на 2017 – 2018 учебный год;

-Авторской программы Щурковой Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998.

Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Направленность программы – художественная.

Уровень усвоения – общекультурный.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Цель программы - создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы:

- дать представления о театральном искусстве;

- обучить умению взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

- обучить речевой культуре при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

- обучить навыкам пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;

Развивающие:

- развить интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;

- развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;

- развитие эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

Воспитательные:

- воспитать эстетический вкус, исполнительскую культуру

- воспитать творческую активность подростка

- воспитать такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других

Условия реализации:

- срок реализации:1 год
- возраст: 12-13 лет;
- наполняемость групп: 15 человек
- режим занятий: 1час в неделю/34 часа в год

Форма отчёта: спектакль

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года занятий обучающиеся:

Имеют понятие:

 О театре и его видах

 Об оформлении сцены

 О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

 Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

 Ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретают навыки:

 Общения с партнером

 Элементарного актёрского мастерства

 Образного восприятия окружающего мира

Ожидаемые метапредметные результаты обучения по ФГОС:

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное

отношение к сверстникам

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на

основе опыта слушания и заучивания произведений художественной

осознание значимости занятий театральной игровой деятельности для

Метапредметными результатами изучения курса является формирование

следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности в играх, этюдах,

инсценировках, чтении по ролям.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6 -7 классов.

ДОШКОЛЬНИК логопед воспитатель педагог дети запись закреплена

Галина Русакова-Комок

🤗

Спасибо.

Светлана Прищепова

спасибо !

Александра Трубенева

Девочки, а помогите пожалуйста. Мне дали вести кружок в школе "Радуга Творчества" и сказали написать рабочую программу. Может у кого - нибудь есть рабочая программа по ИЗО и ручному труду с 1-4 класс.

Читайте также: